Сказка Баба-яга. Русская народная сказка

Утро дома у Вани и Маши часто получалось нервным.

Мама заходила в комнату, ласково будила детей. Обычно, пока они поднимались и выползали из теплых постелей, мама ставила на стол полезный завтрак. Тут начиналось самое интересное. Ваня с Машей болтали, отвлекались от еды. Маша долго ковырялась в тарелке. Вдруг начинала мечтать о чем-то.

Мама очень спокойно просила поторопиться. Дети успокаивались на минуту и опять продолжали болтать. Мама опять просила завтракать и на отвлекаться. И снова тишина всего на минуту. Мама расстраивалась, нервничала и повышала голос.

Брат с сестрой могли забыть умыться или почистить зубы. Портфели были не собраны, форма не готова. И практически каждое утро мама говорила одно и тоже: «Маша, не болтай! Ваня, иди чистить зубы! Дети, давайте быстрее, мы опаздываем! Ваня, ну я же просила собрать портфель с вечера! Маша, неси расческу!»

Как-то утром мама села за стол и грустно сказала:

— Я так устала вас подгонять. Почему вы меня не слышите? Наверное, скоро я стану бабой Ягой. Только и делаю по утрам, что ругаюсь. Тихо и спокойно вы не понимаете.

Дети даже не обратили на это внимание. Мама часто говорила, что ей не нравится кричать. Они продолжали болтать и спорить, сидя над тарелками с кашей. Мама ушла в комнату.

— Мама, я поел кашу! – крикнул Ваня, когда тарелка опустела.

Маша продолжала сидеть и мечтать. Ваня пошел в ванную комнату.

— А! – услышал Ваня крик сестры, — Мамочка! А!

Ваня выбежал в комнату и увидел … Бабу Ягу. Представляете? Самую настоящую Бабу Ягу у себя в квартире. Она была очень неприятная: морщинистое лицо, кривой нос с бородавкой, страшные пальцы с длинными грязными ногтями.

— Маша, сколько можно сидеть над кашей? Давай быстрее доедай, мы опоздаем в школу, — сказала баба Яга.

Ваня с Машей переглянулись.

— Дети, вы что? Совсем на меня не реагируете уже? – баба Яга говорила совсем как мама.

— Ваня, я боюсь, — прошептала Маша.

— Да, мне тоже страшно, — признался Ваня.

— Дети, что вы замерли? Мы не идем сегодня в школу? – баба Яга взяла тарелку Маши со стола и отнесла в раковину.

— Вы же баба Яга? А где наша мама? – заплакала девочка.

— Маша, я твоя мама, ты что?

— Нет, — плакала Маша, — куда Вы дели нашу маму?

— Маша, да что с тобой? Давай сейчас не будем играться. Мы правда опаздываем, — у бабы Яги был такой противный голос.

— Мамочка, это правда ты? – спросил Ваня.

Баба Яга подошла к зеркалу.

— Ох, что со мной? – старушка рассматривала себя, — я так и думала. Дети, это я – ваша мама. Такие истории случаются. Мамы, которых не слушаются дети, очень часто становятся страшными бабками. Потому что на ласку и нежность, на простые объятия и спокойные истории не остается времени.

— Что же делать?

— Я не знаю.

Целый день Маша с Ваней пытались придумать, как же им спасти маму. Было так неприятно – Мама Яга все время ворчала, ругалась, злилась. Дети понимали, что это они своим поведением сделали ее такой.

— Послушай, — сказала Маша, когда дети уже лежали в кроватях, — ведь сны – это волшебная страна. Давай встретимся во сне? Попробуем найти какого-нибудь волшебника? Волшебники наверняка смогут расколдовать нашу маму.

— Да, хорошая идея!

И дети закрыли глаза. Первой в волшебной стране снов оказалась Маша. Ваня все переживал и никак не мог уснуть. Когда наконец они встретились, Маша уже успела найти дорогу к дому Волшебника.

— Идем быстрее, разноцветные сны говорят, что надо успеть до того, как он проснется. Иначе, мы никогда не узнаем, как нам вернуть нашу маму, – Маша тянула Ваню в сторону угрюмого леса.

В лесу было страшно. Темно, какие-то чудовища за деревьями, ужасные звуки. Ваня крепко взял Машу за руку, потому что чувствовал — сестре страшно. Наконец, на поляне освященной луной, ребята увидели домик. Он был такой удивительно красивый. Весь как радуга – в разноцветную полоску. Над домиком в воздухе висели буквы «Дом Волшебника».

— Разноцветные сны сказали, что надо подойти тихонько к волшебнику и спросить, что делать. Главное его не разбудить, – шептала Маша Ване на ухо.

Дети пробрались в дом. Одна большая комната с кроватью по середине. В куче подушек и под огромным разноцветным одеялом храпел волшебник.

— Ой, какой он смешной! – Маша начала хохотать.

Волшебник заворочался.

— Маша, тихо! Ты что?! Он сейчас проснется! – Ваня строго посмотрел на сестру.

Маша закрыла рот ладошками.

— Как нам спасти маму? – грозно пробасила она

Тут уже рассмеялся Ваня и еле успел закрыть рот руками. Волшебник вздохнул во сне. И над ним появился экран, на котором вдруг начался фильм. Утро. Дети завтракают. Все готово для школы. Мама улыбается. Дети спокойно и быстро собираются. Все шутят и в хорошем настроении. Экран пропал…

Наступило утро. В комнату вошла мама Яга.

— Подъем, опять проспали, ну сколько можно долго болтать по ночам, и игрушки разбросаны, портфели не собраны, — Яга все бурчала и бурчала.

Дети встали. Маша включила веселую музыку. Ребята умылись, быстро позавтракали, заправили кровати, оделись в форму и были вовремя готовы выходить в школу.

Яга начала улыбаться. Морщинки разгладились.

После школы, закончив домашнее задание, Маша с Ваней навели порядок в комнате. Расставили по местам книги, разложили по полкам одежду и по коробкам игрушки. Перед сном Маша с Ваней крепко обняли Маму Ягу и сказали:

— Мамочка, мы тебя очень любим и будем слушаться. Прости нас!

Мама Яга прижала детей к себе крепко-крепко.

— Я вас тоже очень люблю. Даже когда вы не слушаетесь! Детки мои золотые.

На следующий день Маша услышала мамин обычный голос:

— Детишки, подъем. Просыпаемся и начинаем новый прекрасный день!

Ваня зажмурил глаза сильнее, а потом резко их открыл. Перед ним стояла мама! Его любимая красивая добрая и веселая мама!

— Ура! Мы вернули нашу маму! – дети прыгали вокруг мамы и по очереди ее целовали.

С тех пор ребята быстро собираются в школу, убирают у себя в комнате и слышат просьбы мамы. Оказывается, тогда остается много времени на объятия и нежности. А мама больше не превращается в ворчливую бабу Ягу.

Однажды одна мама попала к Бабе-Яге. Почему она там оказалась? Может быть, мама очутилась там не по своей воле? Пока это загадка. Но мы быстро узнаем истину. Сейчас прочитаем сказку и нам всё станет ясно.

Жили-были мама и дети. Дети как дети, но уж очень они не любили поддерживать чистоту. Прибирать вещи дети не хотели, мыть за собой посуду — тоже. Невозможно было их заставить почистить обувь. В общем, сколько мама ни просила детей поддерживать порядок во всём, никто не хотел её слушать.

И вот однажды мама решила:

— Пойду жить к Бабе-Яге.

Приходит мама к Бабе-Яге и приносит ей орешки и яблоки. А Баба-Яга отказывается их есть.

— Почему ты не ешь, почтенная старушка? – спрашивает мама.

— Зубы плохие, — отвечает Баба-Яга.

— А что с ними случилось? – поинтересовалась мама.

— Испортились они, я сладкого слишком много ела, — призналась Баба-Яга.

Тогда мама сварила вкусный борщ.

Баба-Яга поела с удовольствием и сказала маме, чтобы та оставалась у неё. Так и зажили они вдвоём.

А дети маму потеряли. Скучно им стало. Сначала они вымыли всю посуду – но мама не появлялась. Потом вычистили обувь, прибрали вещи – но мамы так и не было. Они решили пойти её искать.

Для начала сели дети около дома на скамеечку и заплакали. Услышала их плач сорока, которой все новости были известны, и сказала детям:

— Ваша мама ушла к Бабе-Яге, там и живёт.

Всполошились дети. Как найти дорогу к избушке на курьих ножках? Сорока взялась показать им дорогу.

Вот пришли дети к Бабе-Яге, увидели маму и стали просить её вернуться домой. Обещали, что больше никогда не будут разбрасывать вещи. Баба-Яга сначала не хотела отпускать маму, но после того, как дети рассказали ей сказку про саму Бабу-Ягу, она подобрела и согласилась отпустить маму домой.

А детям Баба-Яга наказала – маме во всём помогать. Баба-Яга решила время от времени навещать детей и маму и проверять чистоту.

С тех пор дети совсем другими стали.

Вопросы и задания к сказке про маму и Бабу-Ягу

Как ты думаешь, почему дети не любили поддерживать чистоту и следить за своими вещами?

К какой известной даме ушла жить мама?

Почему Баба-Яга отказалась есть орешки и яблоки?

Как ты считаешь, много сладкого нельзя есть только Баба-Яге, или и детям тоже?

По какой причине заплакали дети?

Какая птица разъяснила детям ситуацию?

Почему Баба-Яга согласилась отпустить маму домой?

На третьем году жизни у ребёнка появляется и начинает накапливаться представление о собственном «Я». Ребёнок начинает осознавать, что иногда его желания не всегда совпадают с мамиными, а часто и вовсе являются «перевёрнутыми» («Я сам ещё не знаю, чего хочу, но точно знаю, что хочу не того, чего хочет мама»). Ребёнок пытается сформировать собственный образ, поэтому именно в этом возрасте наиболее активизируется процесс развития речи.

Такое осознание себя личностью, отдельной от мамы с её желаниями, появление собственных представлений о внутренних потребностях и возможностях, отстаивание себя во многих аспектах социальной жизни, всё это часто пугает родителей, внушает им огромные переживания и опасения. Родителям непривычно видеть своего малыша - требовательным, раздражительным, иногда агрессивным, не внимающим никаким «разумным» доводам. Часто взрослые бывают очень напуганы и просто не знают, как справиться с неожиданно появившимися истериками и скандалами, с неуёмными желаниями своего ребёнка, подозревая, что такое поведение не свойственно другим детям, а что-то произошло только с их ребёнком. Более того, ребёнок становится упрямым, капризным, у него часто и очень быстро меняется настроение от слёз к смеху и обратно.

Хотелось бы успокоить особо тревожащихся по этому поводу мам и пап - такие поведенческие и эмоциональные изменения переживает большинство детей.

В три года у ребёнка очень часто повышается агрессивность, тревожность и беспокойство. В это время, как говорят психологи, идет накопление полярных чувств. Ребёнку становится трудно разобраться в двойственном отношении к близкому взрослому. Так он может чувствовать и любовь к этому человеку, и, одновременно, ситуативную злость и раздражение. Чаще всего таким близким человеком для ребёнка является мама, от которой ребёнок пока зависим очень сильно, и быть самостоятельной личностью рядом с всё знающей мамой пока сложно.

Руководством к действию для ребенка теперь чаще являются собственные эмоции, чувства и собственное «хочу». При этом ребенок рассуждает: Любимая мама не разрешает сейчас того, что мне очень-очень хочется, тогда пускай она перестанет быть Любимой мамой и будет той, на которую я смогу позлиться.

Так за считанные секунды в представлении ребёнка образ мамы разделяетсяся на две половинки: на маму-фею и на маму-бабу-Ягу. И когда мама - фея, все желания будут исполняться просто так, появляются ресурсы и инициатива со стороны ребёнка. А если желание не исполнилось, то мама становится «бабой-Ягой» и от неё не дождёшься помощи. Но зато на неё можно злиться, с ней можно воевать, и самое главное, её не нужно жалеть.

Таким образом, свой временный дискомфорт ребёнок выносит на такую маму. И некоторые особо умелые в эмоциональном манипулировании дети, специально негативным поведением провоцируют и злят маму, чтобы после «бабы-Яги» потом ждать появление «мамы - феи». Ведь очень часто, мама, накричав на своего малыша, начинает испытывать колоссальное чувство вины и исполняет все прихоти ребёнка. Поэтому, если Вы увидели, что поведение Вашего ребёнка напоминает описанное нами, не пугайтесь.

Ирина Валерьевна Кашина
Сценарий праздника к Дню матери «Ах, какая мама!»

Задачи:

1. Формировать представления детей о празднике – «Дне матери». Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формировать потребность радовать их.

2. Развивать у детей творческую инициативу, умение выразительно, эмоционально исполнять песенный репертуар, декламировать стихотворения.

3. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.

Ход праздника:

Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.

Ведущий: Добрый день, милые наши мамы, бабушки и все, кто пришёл на наш праздник- праздник мам и бабушек.

Разрешите вас поздравить, радость вам в душе оставить,

Подарить улыбку, пожелать вам счастья,

Прочь невзгоды и ненастья. Пусть исчезнет грусти тень.

В этот праздничный ваш день!

1-й ребёнок: Нынче праздник, нынче праздник!

Праздник бабушек и мам

Этот самый добрый праздник,

Осенью приходит к нам.

2-й ребёнок: Этот праздник послушанья,

Поздравленья и цветов,

Прилежанья, обожанья-

Праздник самых лучших слов!

3-й ребёнок: Мы мамам любовь свою отдаём

Для них мы сегодня песню поём.

Дети исполняют песню «песню «Мама-лучший друг». (сл. А. И. Пилецкой муз. Д. А. Трубачева и В. Н. Трубачевой)

Ведущий: Действительно, ребята, мама- наш лучший друг, а ещё они у нас очень красивые. А, чтобы быть такими красивыми нужно приложить немало усилий. А ведь у мам есть ещё и домашние хлопоты: обед приготовить, семью накормить, вас в детский сад отвести, всё убрать и прибрать. И как они со всем этим справляются?

А вот тут-то им на помощь приходят наши бабушки. Ребята, а ведь этот праздник не только для мам, но и для бабушек тоже. Давайте мы не будем забывать о них. Ведь ваши бабушки - тоже мамы, мамы ваших мам и пап. Давайте поздравим ваших дорогих бабушек, мам ваших мам и пап.

Дети исполняют песню «Наша бабушка».

(сл. И. Яворовская муз. А. Кудряшов)

4-й ребёнок: Дорогая бабушка, нежно обнимаю,

Быть с тобою рядышком каждый день мечтаю!

5-й ребёнок: Желаю бабушке любимой

Желаю бабушке родной

Чтоб ты была судьбой хранима.

Чтоб был всегда в душе покой!

(После исполнения песни дети садятся на стульчики)

(Звучит музыка и в зал на метле влетает Баба-яга)

Баба-яга: Ой уж, миленькие мои ребятишечки, как хорошо, что вы про бабушку-то вспомнили!

Ведущий: Во-первых, здравствуйте Баба-яга, а во- вторых мы тебя тут совсем как-то и не ждали, зачем к нам пожаловала?

Баба-яга: Ой, да, от таких душевных стихов я и поздороваться то забыла, извиняюсь. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, мамы. Здравствуйте, бабушки и все, все кто пришёл на праздник.

Я как стихи ваши душевные услыхала, так сердце то моё защемило, обидно стало мне, что всех всегда поздравляют, а про меня забывают! Вот и решила к вам на праздник прийти может быть и меня кто-нибудь поздравит.

Ведущий: Как же тебя поздравлять, если ты злая, всегда на праздниках пакости разные устраиваешь.

Баба-яга: Да что вы, что вы…. Сегодня всё иначе. Сегодня ведь и мой праздник. Я ведь кто?

Ведущий: Как кто? Баба-яга!

Баба-яга: Вот, вот…Я - Баба-яга, это значит БА-БУШ-КА! Это значит я ещё и МАМА! Представьте себе, у меня тоже есть и детки, и внуки. А сегодня праздник – «День матери», праздник мам и бабушек. Значит и мой праздник тоже!

Ведущий: А ведь и вправду, Баба-яга тоже бабушка и значит, этот праздник и её праздник тоже. Давайте бабушку-Ягу оставим на нашем празднике будем её поздравлять и покажем ей сценку «Как не просто быть мамой»

Баба-яга: Ой, хочу, хочу посмотреть, скорее давайте показывайте.

Сценка «Как непросто быть мамой»

Таня: Как дочка дела?

Опять ты залезла под стол непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этой дочкой прямо беда!

Скоро ты будешь как спичка худа!

Иди-ка обедать вертушка!

Сегодня на ужин ватрушка.

Мама: Как дочка дела?

Опять заигралась наверно в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду!

Обедать! - кричала бабуля сто раз!

А ты отвечала: сейчас, да сейчас!

С этой дочкой просто беда!

И маму спросила:

Бабушка: Как дочка дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашла ни минутки?

А вечером съела простой бутерброд,

Ведь столько у вас там забот и хлопот!

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все непоседа!

Ты ведь родная так молода,

С этими дочками просто беда!

Три мамы на дочек глядят,

Что с дочками сделать упрямыми?

Вместе хором: ОХ! КАК НЕПРОСТО БЫТЬ МАМАМИ!

Баба-яга: Ну и ну, какие мамы! Переживают за своих дочек, заботятся о них. Я поняла, поняла, что мамы ваши не только красивые, но ещё и заботливые. А вот загадки вы и ваши мамы знаете?

Дети и мамы: Да.

Баба-яга: Есть у меня загадки про каждую маму. Слушайте внимательно и попробуйте отгадать! Кем же в загадках работают мамы.

1. Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине! (Продавец)

2. Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши -

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат -

Ждет её весь детский сад! (Воспитатель)

3. Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый! (Повар)

4. В школе я учёный самый -

Повезло мне очень с мамой.

От неё узнают дети

На уроке всё на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей. (Учитель)

5. Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесёт письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд! (Почтальон)

6. Нужно маме для работы

На пюпитр поставить ноты.

Маму только попроси -

И сыграет: "Ми, соль, си!"

Я скажу ребятам гордо:

"Мама знает все аккорды!" (Музыкант)

7. Мама может ставить банки,

Мазать ссадины и ранки.

Мама делает уколы

Всем ребятам нашей школы.

Мама лаской, добрым словом

Помогает стать здоровым! (Медсестра)

Ведущий: Видишь, Баба – яга, какие наши мамы и бабушки – молодцы, все загадки то твои отгадали, а ещё они для тебя приготовили подарок.

Баба-яга: Ой, как я подарочки люблю, а какой подарок они мне приготовили?

Ведущий: Сейчас они со своими детками нарисуют твой портрет. Портретом ты можешь украсить свою избушку.

Конкурс «Портрет для Бабы-яги»

(Дети в паре с мамой или бабушкой рисуют портрет Бабы-яги)

Баба-яга: Какая я краси-и-вая! Спасибо вам голубчики.

Ведущий: Да, Баба-яга, наши мамы и бабушки ещё и талантливые. А сейчас ты увидишь, какие они быстрые. Наши мамы и бабушки могут быстро собрать своего ребёнка в детский сад и даже с закрытыми глазами.

Конкурс «Одеваемся в детский сад»

(Мамы или бабушки под музыку одевают ребёнка с закрытыми глазами)

Баба-яга: Действительно ваши мамы талантливы во всём. Так быстро одели своих ребят и даже не запутались.

Ой-ёй-ё! Заболталась я с вами. Ко мне же сейчас гости придут, поздравлять будут, а я даже и не одета. Пойду-ка стол скорее накрывать, наряд свой лучший одевать и буду гостей встречать.

До свиданья, голубушки! С праздником вас милые мамы, с праздником и вас, бабулички-красотулички! Счастья вам на долгие года, как у меня, лет на двести. Пока-а!

Ведущий и дети: До свиданья, Баба-яга!

(Баба-яга улетает)

Ведущий: Вот и улетела наша гостья. А вот для наших мам у нас приготовлен ещё один сюрприз - внимание на экран.

Презентация «Любимые наши.»

Ведущий: Давайте же, ребята ещё раз поздравим наших мам и бабушек красивыми стихами.

(Дети встают в шахматном порядке)

6-й ребёнок: Мама из-за нас грустит

Пожалеет и простит

Мама в этом слове свет

«Мама» лучше слова нет!

7-й ребёнок: Любимая мама тебя поздравляю

В день матери счастья, здоровья желаю!

8-й ребёнок: Девчонки и мальчишки!

Давайте вместе с нами

Спасибо скажем бабушке,

Спасибо скажем маме!

Ведущий : Давайте скажем им «спасибо» и исполним вместе с ними танец.

Дети с мамами (бабушками) исполняют танец.

Ведущий: Праздник наш уже окончен

Что же нам ещё сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровье пожелать.

Не старейте, не болейте, не грустите никогда!

Вот такими молодыми оставайтесь навсегда!

(Дети дарят приготовленные подарки своим мамам и бабушкам).