Занятия по птицам подготовительной группе. Развивающее занятие в подготовительной группе "зимующие птицы"

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»; активизации познавательных интересов; развивать умение согласовывать числительные с существительными; Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы;

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи: Способствовать формированию познавательного интереса детей к жизни птиц; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

I . Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите и назовите, кто изображен на картинке.

– Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках? (Зимующие птицы)

II . Объявление темы занятия

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птичек (слайд), значит, не все птицы улетели.

Игра «Бинокль»

Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос: «Где сейчас можно увидеть птиц?» (на крыше, на снегу, на заборе, в кормушке, около дома). Как называются эти птицы? (зимующие).

Проводится игра «Птичий концерт»

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробей: чик-чирик

Синица –тинь-тинь

Ворона: кар-кар

Сорока: стрр-стрр

Снегирь: дю-дю-дю

Дятел: дрр-дррр

Клест: цок-цок-цок

Свиристель: тюр –тюр – тюр

III. Закрепление знаний

Д/и «Сложи птичку

У вас на столах лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц.

Как нам узнать, какие птицы изображены на этих картинках? Соберите картинки и вы узнаете свою птичку.

Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека? (Человек их подкармливает.)

Ребята, в холодные дни птички не поют, тогда мы споем про них чистоговорку.

Д/у «Журавли» (звучит музыка).

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!

VII. Составление предложений

Логопед: Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?

Д/и «Кого чем угостим?»

Посмотрите, как много прилетело птиц, их надо покормить! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Наелись птицы. Предлагаю рассмотреть их внимательно. Обратите внимание на то, какие они все разные.

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

Ребята, птицы наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в дальний путь.

Ребята сравните птиц с людьми и животными.

У человека - дети, а птицы-птенцы

У человека – нос, а у птицы –клюв

У животных – шерсть, а птиц-перья

У кошки –лапы, а у птицы – лапы.

Предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Снегирь, синица, кормушка, голубь;

Дятел, ворона, синица, заяц.

Упражнение «Посчитай-ка»

Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)

1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)

IV. Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?

елена осипчук
Занятие в подготовительной группе «Птицы нашего края»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию детей

в подготовительной к школе группе .

Тема : «Птицы нашего края »

Воспитатель : Осипчук Е. Л.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Социализация»

Задачи :

Расширить и систематизировать представления детей о птицах , об особенностях внешнего вида («Познание» )

Формировать представление о дятле («Познание» )

Развивать связанную речь, обогатить словарный запас детей («Коммуникация» )

Учить детей отвечать на вопросы сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями («Коммуникация» )

Воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к природе

Развивать мелкую моторику рук («Социализация» )

Материалы и оборудование :

Ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись, слайды, макет солнца с лучами.

Методы и приемы :

Организационный момент

Игровое упражнение «Вопрос - ответ»

Игра «Сундучок загадок»

Пальчиковая гимнастика «Птицы »

Упражнения «Прогулка в весенний лес»

Игровое упражнение «Солнечный круг»

Логика образовательной деятельности

Снится ночью червяку,

Чудо - юдо на суку :

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица )

I Игровое упражнение «Вопрос – ответ»

Воспитатель : Сегодня мы будем говорить о птице нашего края . О какой, узнаете чуть позже. А сейчас ответьте на вопросы :

Каких перелетных птиц вы знаете ? Ответы детей - скворец, соловей, жаворонок, грач.

Почему они называются перелетными?

Чем они занимаются, когда возвращаются домой? Ответы детей – проверяют старые гнезда, строят новые.

Каких зимующих птиц вы знаете ? Ответы детей – сорока, голубь, воробей, синица.

Почему они называются зимующими?

II Народные приметы.

Наблюдая за птицами , можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц :

Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу;

Воробьи громко чирикают – к оттепели;

Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.

Опрос детей : приметы, которые запомнили.

III Игра «Сундучок загадок»

1 слайд «Птицы »

Воспитатель : В сундуке спрятаны картинки, на которых изображены птицы . Отгадав загадку вы выпускаете птицу на волю , или она остается зимовать (зимующие, или улетает в теплые края (перелетные) .

1. Черный, проворный, кричит «крак» , червякам враг. (Грач)

2. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет крохи собирает. (Воробей)

3. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

4. Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но, вдруг, спорхнули яблоки

Ведь это… (Снегири)

IV. Пальчиковая гимнастика «Птицы » (в кругу, пальцы превращаются в птиц .

Эта птичка – соловей

Эта птичка – воробей

Эта птичка – совушка

Сонная головушка

Эта птичка свиристель

Эта птичка коростель

Эта птичка – злой орлан (машут руками)

Птички, птички – по домам.

V. Упражнение «Прогулка весенний лес»

2 слайд «Весенний лес»

Воспитатель :

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой разлуки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.

Набухают быстро почки

Появляются листочки

Всюду гомон, птичья трель –

Это к нам пришла весна.

Я приглашаю вас в весенний лес, который наполнился весенним пением.

Прослушивание аудиозаписи с пением птиц .

Воспитатель :

Лес ожил веселым пением птиц .

А кого в лесу недаром

называют санитаром?

О себе загадку нам

Загадать он хочет сам!

По деревьям я скачу

проверяю их, лечу

клювом я стучу – тук-тук

где тут вредный жук? (дятел)

(Дети поясняют, почему они думают, что это дятел) .

Воспитатель :

Да, барабанную дробь в лесу выбивает своим крепким клювом большой пестрый дятел. Это он присел на сук, и стучит тук-тук, тук-тук!

(Рассматривание изображение дятла)

Посмотрите, дятла можно назвать красавцем. Спинка черная у него, крылья тоже черные, но с белыми пятнами. Брюшко этой птицы белое с черными крапинками. А на голове у дятла ярко красное пятнышко, точно беретик. Хвост большой и упругий. Из-за окраски дятла называют «Березовой птицей » . Представьте, дятел сел на березу, сложно его заметить : то белые, то черные крапинки – совсем как ствол березы. У дятла большой и крепкий клюв. Только крепкий клюв может сделать дырочку в твердом стволе дерева. А язычок длинный, иначе трудно будет проникать в щели в коре и ловко доставать жуков – короедов. Две недели нужно дятлу, чтобы выдолбить дупло. Весной, в этом дупле появляются у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно выкармливают их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм. Весной дятел любит полакомиться березовым соком. Все лето дятел кормится насекомыми. А зима наступает – чем ему кормиться? (Предположения детей) Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают , именно потому, что вместо живого корма – насекомых – есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семечками. Вот и все, что я хотела рассказать вам сегодня.

Воспитатель :

Что же нового и интересного вы узнали о дятле?

Ответы детей.

VI Игровое упражнение «Солнечный круг»

Воспитатель :

А сейчас подошли ко мне, сели в кружок на палас. Скажите, вы любите птиц ? (ответы) Каждый будет говорить, за что он любит птиц и вытягивать ленту из круга : «Я люблю птиц , потому, что они поедают вредных насекомых»

(ответы детей)

Посмотрите, что у нас получилось (солнце) . А вы, добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Публикации по теме:

Данное образовательное путешествие может быть адресовано детям от 4 до 7 лет. Воспитатель может доработать конспект, добавив вопросы поискового.

Конспект НОД для средней группы «Зимующие птицы нашего края» Цель: закрепление знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птицах; Задачи: – расширить знание детей о зимующих птицах.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Птицы нашего края» Воспитатель:Щеткова. О. А Группа «Улыбка» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема:»Птицы нашего края» Цель: Продолжать уточнять и.

Конспект занятия «Птицы нашего края» в средней группе Составлен Акиншиной Инной Борисовной Цели и задачи: Расширять и закреплять знания детей о птицах Ленинградской области, закрепить в активном.

ГБОУ СОШ № 305 г. Москва

Дошкольное структурное подразделение с группами для детей с ОНР

Опыт работы воспитателя логопедической группы Дворницыной А.Б.

НОД в подготовительной к школе группе

«Птицы – наши друзья»

Программное содержание:

Развивать связную и диалогическую речь;

Развивать коммуникативную функцию речи;

Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах активизировать словарь по данной теме;

Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Развивать умение ориентироваться на листе;

Познакомить детей с правилами поведения в лесу,

Учить сопоставлять правила с символическими знаками;

Развивать чувство партнерства и сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;

Оборудование:

Мультимедийная система; заставка с изображением голубя, заставка с изображением зимующих и перелетных птиц, запрещающие знаки (экологические), 2 карточки с изображением ели и дуба, фишки по количеству игр и заданий, картинки с изображением птиц.

Предварительная работа:

чтение художественных текстов; К.Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк».

Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Птичья полька», «Совушка- сова».

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, к нам в детский сад прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно о чем оно? Открывайте конверт, доставайте письмо и давайте его прочитаем.

(Воспитатель читает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам лесник Иван Иванович. В нашем лесу случилась беда: радуга потеряла свои цвета и птицы перестали петь! И только вы можете вернуть цвета радуге и голоса птицам. Для этого вам нужно выполнить задания, которые находятся в конвертах. Пронумерованные конверты с заданиями я разместил на дереве».

(Воспитатель обращает внимание детей на дерево с конвертами.)

Воспитатель:

Ребята! Как Вы думаете, с которого по счету конверта нам нужно начинать выполнять задания? (ответы детей )

Возьмите конверт, откройте его и достаньте письмо.

(воспитатель читает письмо ):

«Ребята, разместите птиц по местам. Посмотрите, на мольбертах условные обозначения. Рассмотрите их, и скажите, что они означают».

(ответы детей )

Условные обозначения: перелетные птицы –

Зимующие птицы –

Воспитатель:

Ребята, возьмите по одной картинке, рассмотрите, какая на ней изображена птица, и поместите её на мольберт с тем условным обозначением, который её подходит.

(дети выполняют задание)

(после выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что они объединились в две команды)

Воспитатель:

Ребята, у нас стало две команды, придумайте названия своим командам и представьте их (дети договариваются ).

А теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

(После выполнения задания на экране появляется радуга и у нее появляется первая красная дуга!)

Воспитатель:

Ребята, под каким номером будет следующий конверт?

(дети называют номер)

Воспитатель:

Снимайте и открывайте его. Здесь вопросы от Ивана Ивановича.

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди.

  1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?
  2. Птица, лучший почтальон?
  3. Птица, которая не растит своих птенцов?
  4. Какие птицы служили Бабе-Яге.
  5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?
  6. С какой птицей дружит Винни-Пух
  7. Какая птица не летает?
  8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
  9. Какая птица славится своим необычным хвостом?
  10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.
  11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.
  12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком

Воспитатель:

Ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и у радуги появился еще один цвет (оранжевый ).

Подойдите к дереву снимайте и открывайте следующий конверт. Под каким он номером? (ответы детей) В нем тоже письмо с заданием от Ивана Ивановича и он предлагает нам игру «Угадай птицу».

Подойдите к столу, на котором лежат картинки. Каждая команда выберет по две картинки с изображением птиц. Первая команда расположит на мольберте одну картинку так, чтобы другая команда не видела ее и сообщит: «Мы загадали картинку, угадайте какую».

Другая команда должна отгадать эту птицу, называя повадки, внешний вид, место обитания и т.д.

(дети выполняют задание, команды работают по очереди )

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, и у радуги появился еще один цвет (желтый ).

Снимайте следующий конверт. Какой он по счету? (ответы детей), что же нам еще предлагает Иван Иванович?

(воспитатель читает письмо):

«Дети, я знаю, что вы любите играть. И предлагаю еще одну интересную игру. Она называется «Птичья полечка». Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь, и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны! правильное выполнение задания в этой игре, поможет вернуть еще один цвет радуге. Раз, два, три – музыка, звучи!»

(игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вот еще одна дуга радуги заиграла своим цветом! (зеленый )

Нам надо снять следующий конверт под номером… ? Что же еще нам пишет Иван Иванович?!

(воспитатель читает письмо):

«Ребята, в нашем лесу много птиц, как-то они сели в ряд и затеяли спор, какая из них может быть лишней. Помогите им разрешить спор».

Воспитатель:

Ребята, рассмотрите птиц на картинках, расположенных на мольберте, назовите их. Скажите, какая птица может быть лишней, объясните, почему вы так считаете.

(на мольберте выставляются сначала картинки для первой команды, потом для второй, команды выполняют задание по очереди и объясняют свой выбор)

Воспитатель:

Молодцы ребята. В каждом ряду любая птица может быть по определенному признаку лишней, но все птицы важны и нужны!

Вот и радуга изменилась, и у нее появился еще один цвет (голубой ), а нам осталось открыть еще один конверт и он под номером…, снимайте его и давайте прочитаем, что нам еще предлагает выполнить Иван Иванович.

(дети снимают конверт, называют цифру, воспитатель читает письмо):

«Ребята, я предлагаю вам игру, выполнив задания которой вы поможете птицам найти свои дома. Игра называется «Найди дом для птицы», послушайте правила игры, которые вам прочитает воспитатель».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите в центре экрана птица, назовите ее. Вокруг нее картинки с разными гнездами. Рассмотрите их внимательно, найдите гнездо этой птицы и назовите, где оно расположено на экране. Для этого вам нужно пользоваться словами: в верхнем углу слева, справа в среднем ряду, в нижнем ряду посередине …

Воспитатель:

Вы отлично справились с этим заданием, и радуга получила еще один цвет (синий ).

Воспитатель:

А вот и последний конверт, под номером (7), снимайте и открывайте, а в нем какие-то интересные знаки. Рассмотрите знаки и расскажите, что они обозначают? (ответы детей).

Нельзя шуметь в лесу. - Нельзя разжигать огонь

Нельзя разбрасывать мусор - Нельзя разорять муравейники

Не разорять гнезда. - Не стрелять из рогатки

Воспитатель:

Молодцы! Как здорово вы все объяснили!

Так что же нам рассказали знаки? (ответы детей )

Вы справились с последним заданием лесника Ивана Ивановича, и посмотрите: радуга засияла всеми своими цветами! Назовите их. (ответы детей )

А сейчас, прислушайтесь, что мы слышим? (включается запись со звуком пения птиц) (Голоса птиц ).

(ребенок читает стихотворение о птицах )

Валерий Шульжик
«У КАЖДОЙ ПТИЦЫ МУЗЫКА СВОЯ...»

На экране появляется картинка с изображением Лесника,

Воспитатель:

Ребята, Лесник благодарит вас за помощь, посылает вам в подарок книгу «Энциклопедия о птицах».


Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».

Цели : познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование : зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.

Содержание организованной деятельности.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь).

-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).

Почему птице не летится? (Она мерзнет.)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Каких зимующих птиц вы знаете?

Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей,сорока)

II. Знакомство с зимующими птицами.

Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

Молодцы!

У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).

Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.

Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.

Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).

Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.

Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

    Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

    Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

    У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

    У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

    Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

    Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

    У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Молодцы, узнали всех птиц.

Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).

Правильно. Для чего нужны кормушки?

Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку ).

-Молодцы!

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).

Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Игра «Птицы в кормушке».

Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.»

Дидактическая игра «Птичья столовая»

А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

III. Итог занятия:

О каких птицах мы говорили?

Почему их так называем?

Какую птицу называют лесным доктором?

Кто из этих птиц трещит?

Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

Как называется «птичья столовая»?

Какой корм нужно класть в кормушку?

Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.

Спасибо за работу.


Лузина Марина Александровна
воспитатель

Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир»

Цель : закрепить представление о птицах, их повадках, среде обитания.

Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «оседлая птица», т. е. зимующая; расширять представления детей о жизни птиц в естественных условиях, чем питаются, как передвигаются, где живут;

2. Закрепить знания о том, что перья - это «одежка» птиц, для чего она нужна; на примере показать взаимодействие со средой обитания; пополнять и активизировать словарь.

3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Словарная работа : птица зимующая или оседлая; перелетная; всеядная, насекомоядная.

Методическое обеспечение: ТСО - запись «Голоса леса». Выставка детских книг о птицах.

Иллюстрации птиц перелетных и зимующих

Предварительная работа: разучивание стихотворений; рассматривание картин; наблюдения за птицами на участке в течении года; подбор музыкального сопровождения.

Методика проведения занятия.

1. Сюрпризный момент. Слушание ТСО.

Воспитатель: Я вам приготовила сюрприз. Послушайте сначала внимательно эту запись (Голоса леса; голоса птиц «Малыш в лесу»). Слушание.

2. Беседа по прослушанной музыке.

Воспитатель: Что же вы услышали? Чьи это голоса?

Дети: Это пели птицы, кукушка куковала, воробей чирикал.

В: Ну, конечно, это пение птиц.

3. Путешествие в страну «Птичье царство».

В: Мы с вами отправимся в удивительную страну, в «Птичье царство».

В: Скажите, где же живут птицы?

Д: Птицы живут в лесу, в городе, в деревне.

В: Все ли они одинаковы?

Д: Они разные.

В: Конечно, птицы живут везде: и в лесу, и в поле, на болоте, в городах и в деревнях и все они разные.

В: А кто скажет, чем отличаются птицы от других животных?

Д: У птиц есть перья, у животных их нет.

В: Правильно, только у птиц есть перья - это их одежка.. Перо легкое и очень крепкое, не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать, и, вообще, птицам без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары, от намокания и высыхания.

4. Беседа о птицах.

В: Перья у птиц разной величины: на груди и спине они маленькие, а на крыльях и хвосте они большие (рассматривание перьев). Вот такая необычная одежка у птиц.

Хороводная игра «Совушка -сова ». А сейчас давайте поиграем в хороводную игру «Совушка - сова».

(После игры дети садятся на стульчики).

В: Давайте вспомним, чем питаются птицы?

Д: Птицы питаются зернышками, семечками, насекомыми.

В: Если птицы питаются насекомыми и гусеницами, они могут оставаться на зиму?

В: Почему нет?

Д: Зимой насекомых нет, они все прячутся.

В: Конечно, ведь зима - это холод, снег и насекомые все спрятались - этим птицам есть нечего и они улетают. А всеядные - птицы, которые могут питаться и насекомыми и семенами растений, остаются с нами зимовать. Как еще они называются?

Д: Зимующие.

В: Зимующие, верно, а еще их называют оседлые, они живут на одном месте, а не перелетают из одного в другое. Давайте повторим это новое для вас слово - оседлые.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей)

5. «Птичий базар» (иллюстрация разных птиц).

В: Посмотрите на иллюстрации картин и назовите оседлых или зимующих птиц.

Д: Сороки, вороны, голуби.

В: А какие птицы прилетают к нам на участок к кормушкам?

Д: Воробьи, синички.

В: А еще к нам прилетает зимовать интересная птичка. Послушайте загадку:

«К нам зимой он прилетает, красной грудкой щеголяет».

Д: Снегирь.

В: Правильно, это снегирь.

6. Чтение стихотворений детьми.

В: Артем расскажет стихотворение про снегиря.

Артем: Мой знакомый снегирек носит красный свитерок.

Он в него рядится, чтоб не простудиться.

В: Денис найдет картинку с этой птичкой на птичьем базаре и поставит ее на птичью выставку. Илья расскажет нам стихотворение про другую птицу.

Илья: Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик, не робей, я бывалый воробей.

В: Найдите эту птичку на птичьем базаре и поставьте на выставку. Воробьи, где живут и чем питаются?

Д: Воробьи живут в городе, питаются крошками хлеба.

В: Кто скажет, какие это птицы, оседлые или перелетные?

Д: Оседлые.

В: Что произойдет, если птиц вдруг не станет?

Д: Будет скучно, будет много гусениц и комаров.

В: Случится беда. Умолкнут поля, леса, степи, расплодятся вредные насекомые, которыми питаются птицы, гусеницы опустошат сады, леса, поля и огороды. Чтобы этого не случилось, мы должны птиц беречь, охранять и заботиться о них. А как заботиться?

Д: Кормить их зимой, делать кормушки, строить домики.

В: Ну, конечно, делать и вывешивать скворечники, кормушки, не шуметь в лесу, не пугать птиц. Давайте еще послушаем голоса птиц и вспомним, что говорили уже в саду.

В: Поиграем в игру «Согреем птенца».

7. Психорефлекторная игра.

В: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытянете руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки, Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Название: Конспект занятия о птицах в подготовительной группе ДОУ «Не поется птицам без небес»
Лузина Марина Александровна
воспитатель
МДОАУ ДС № 51 общеразвивающего вида
Амурская область, город Благовещенск