Свободная торговля или протекционизм? Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Экономический факультет (ОДО)

Заочная форма обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Мировая экономика

тема: Свобода торговли и протекционизм

(Вариант №5)

Кемерово 2009

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Свобода торговли и протекционизм как формы

внешнеторговой политики государства 4

Глава 2. Инструменты торговой политики 6

Глава 3. Аргументы за и против протекционизма 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

ВВЕДЕНИЕ

Споры о том, что лучше -- протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, -- предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли.

С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция -- страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой -- это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися -- это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой -- это товары традиционного экспорта.

Поэтому основными задачами написания данной контрольной работы являются:

1) Раскрытие понятий «свобода торговли» и «протекционизм» как форм внешнеторговой политики государства;

2) Изучение инструментов свободы торговли и протекционизма;

3) Определить аргументы за и против протекционизма и свободы торговли.

ГЛАВА 1. Свобода торговли и протекционизм как формы внешнеторговой политики государства

Внешнеторговая политика - это совокупность государственных средств и методов в сфере внешней торговли, направлена на регулирование экспорта и импорта. Реализация внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях, в целом и по отдельным странам, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеторговую деятельность, к ее сфере относится международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Основной целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, к которым относятся:

· изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

· изменение объема экспорта и импорта;

· изменение структуры внешней торговли;

· обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

1) Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультации с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политической напряженности между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот).

2) Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересы другой, страны могут согласовывать технические требования по маркировке, упаковке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и пр.

3) Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашение о сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС).

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

1) Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии.

2) Свобода торговли (free trade) -- политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. К основным методам свободной торговли относят: демпинг (продажа товаров по искусственно заниженным ценам); нетарифные методы регулирования (рецензирование и стандартизование).

Политика протекционизма, как и политика либерализма в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

Ш селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;

Ш отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

Ш коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Ш скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

И протекционизм, и свобода торговли отражают, прежде всего, реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. Как правило, в своей внешнеэкономической политике государства используют оба инструмента регулирования в зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Это может быть установление минимально гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, прямые субсидии производителям, льготные условия приобретения средств производства, квотирование объемов производства, установление ограничений на импорт с целью защиты национальных фермеров и пр.

ГЛАВА 2. Инструменты торговой политики

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты, отвечающие в наибольшей мере уровню развития производительных сил конкретной социально-экономической ситуации.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Инструмент торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

Нетарифные

количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольные ограничения»

Государственные закупки

Требования о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии

Кредитование

Рисунок 1. Классификация инструментов торговой политики

1) Тарифные инструменты.

а) Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используют для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.

Функции таможенной пошлины:

· фискальная - пошлины являются одной из статей доходной части бюджета;

· протекционистская (защитная) - относится к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· балансировочная - относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

б) Тарифная квота - разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

2) Нетарифные инструменты.

а) Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

К инструментам количественного ограничения относят квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения».

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. В эту категорию входят контингенты «глобальные», действующие в отношении отдельных стран и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

б) Виды скрытого протекционизма.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. К ним относятся:

а) Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и др.

б) Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке

в) Требования о содержании местных компонентов - скрытые методы торговой политики, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

3) Финансовые методы торговой политики

а) Субсидии - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

б) Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

в) Демпинг - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

ГЛАВА 3. Аргументы за и против протекционизма

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они используются практически всеми странами мира. Это объяс-няется с одной стороны, наличием эффекта перераспределения до-ходов, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для -которых политика протекционизма выгодна.

1) Стимулирование производства и увеличение занятости.

Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта позволяет:

а) поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность;

б) увеличить совокупный спрос в стране, что приведет к росту производства и занятости

В тоже время политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, может привести к тому, что отечественное производство перестанет развиваться. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость связную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции.

2) Защита молодых отраслей.

Сторонники протекционизма приводят такой аргумент что, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться.

Противники протекционизма считают, что:

а) достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны;

б) протекционизм в отношении молодых отраслей может значительно снизить стимулы к повышению их эффективности.

3) Увеличение доходов государственного бюджета.

Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при недостаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия:

1) Обострение государственных противоречий. Следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли, скорее всего, станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые могут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.

2) Сокращение экспорта и ухудшение торгового баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) Основными формами внешнеторговой политики государства являются свобода торговли и протекционизм. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в определенных пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

2) Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

3) В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. 1. Международная макроэкономика; движение товаров и факторов производства. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2006.

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА_М, 2007. -640 с.

3. Курс экономической теории учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н./ - 6-е, исправле6нное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2007.

4. Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Издательство НОРМА, 2003.

Подобные документы

    Внешнеторговый протекционизм, его виды, методы. "Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ). Преимущества и недостатки протекционизма. Внешнеторговая политика России: свобода торговли или протекционизм? Возможные пути улучшения внешнеторговой политики.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Сущность и значение международной торговли. Крупнейшие страны по внешнеторговому обороту за 2009 год. Понятие и основные виды протекционизма. Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей.

    реферат , добавлен 25.03.2011

    Цели внешнеторговой политики. Противоположные виды внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Таможенные тарифы, ставка пошлины. Направление действия пошлин, нетарифные барьеры. Тенденции развития внешнеторговой политики России.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Обеспечение экономического развития страны. Развитие внешней торговли. Основные понятия протекционизма. Государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Аргументы "за" и "против" протекционизма, формы протекционизма.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Основные методы регулирования внешнеторговой политики. Протекционизм и фритредерство. Специфика товарной структуры импорта, экспорта России. Участие страны во Всемирной Торговой Организации. Изменение внешнеторгового оборота в результате вступления в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Основные теории международной торговли. Сущность и роль внешней торговли в экономике страны. Внешнеторговая политика России. Возможность развития внешнеторговой политики страны в условиях глобализации мировой торговли. Инструменты торговой политики.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2015

    Сущность политики фритредерства и политики протекционизма. Методы влияния государства на внешнеэкономические отношения. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики, демпинг. Понятие и виды таможенных тарифов, тарифы на экспорт и импорт.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2010

    Сущность внешнеэкономической политики Республики Беларусь. Развитие методов протекционизма и свободной торговли. Динамика внешней торговли РБ. Развитие торгово-экономических отношений со странами Содружества Независимых Государств и Европейского Союза.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2013

    Рассмотрение понятия и основных видов протекционизма - политики покровительства отечественному товаропроизводителю. Ознакомление с типами дискриминационных мер, принятыми на антикризисном саммите и направленными на либерализацию международной торговли.

    реферат , добавлен 27.02.2012

    Сущность и основные теории международной торговли. Понятие, цели и направления внешнеторговой политики. Характеристика инструментов международной политики. Сравнительная характеристика внешнеторговой политики и отношений Китая и Российской Федерации.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю.

Одна из важнейших задач государства – это определение разумного уровня защиты внутреннего рынка. Рассмотрим аргументы за и против протекционизма, которые активно используются в современных экономических условиях.

Аргументы против протекционизма:

1. Протекционизм не позволяет стране получить выгоды от использования сравнительных преимуществ.

2. Тариф снижает экономический рост, поскольку при более высоких ценах сокращается внутреннее потребление товаров.

3. Импортный тариф косвенно снижает экспорт, поскольку экспортируемые товары могут содержать импортируемые компоненты.

4. Введение тарифа приводит к росту цен, что увеличивает налоговое бремя на потребителей. Именно они расплачиваются за введение тарифа. Потребители оплачивают издержки неэффективно работающих отечественных предприятий.

Эксперты Всемирного банка оценивают прямые издержки протекционизма, связанные со снижением уровня благосостояния потребителей, в размере 1-2% ВВП. Косвенные издержки протекционизма (потери от контрабанды, затрата ресурсов на лоббирование, потери, вызванные уклонением от уплаты тарифов) оцениваются в размере 4-6% ВВП.

Указанные аргументы нуждаются в критическом комментарии.

Рассмотрим первый аргумент в защиту свободы торговли.

Пример. Пусть страна А имеет относительное преимущество по сырью, а страна Б – по высокотехнологичной продукции (табл. 7.3).


Таблица 7.3

Издержки на производство единицы товаров

В соответствии с теориями Д. Рикардо и Хекшера-Олина страна А должна производить исключительно сырье, обменивая его на высокотехнологичную продукцию, выпускаемую в стране Б. В краткосрочной перспективе обе страны от взаимной торговли выиграют, но выигрыш страны Б будет несопоставимо больше, чем страны А. В долгосрочной перспективе специализация страны А на сырье закрепляет ее экономическую отсталость. Тем самым свобода торговли в долгосрочной перспективе оказывается выгодной высокоразвитым странам.

Второй аргумент основан на подмене экономических понятий, поскольку экономический рост в стране будет наблюдаться лишь при увеличении производства собственных товаров.

Третий аргумент не направлен против протекционизма, а говорит лишь о необходимости разумного подхода к установлению тарифов.

В краткосрочной перспективе либерализация внешней торговли действительно выгодна большому количеству потребителей, которые получат возможность приобретать импортные товары по более низким ценам. Она не выгодна небольшому количеству предприятий – производителей, которых высокий тариф защищает от иностранной конкуренции. Однако деятельность этих предприятий создает новые рабочие места.



Кроме того, следует иметь в виду, что свобода торговли выгодна странам с более развитой экономикой, имеющей меньшие издержки производства. Но на начальном этапе своего развития эти страны (Англия – в XVII-XVIIIвв., США – в XIX и начале XX вв.) активно использовали протекционизм.

Аргументы в пользу протекционизма:

1. Защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно развиты в других, нуждаются в защите. Недостаток – сложно определить необходимые отрасли.

2. Необходимость поддержания отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность или национальную независимость страны. Недостаток – неэкономический аргумент.

3. Проведение стратегической внешнеторговой политики. Она имеет смысл в условиях олигополистической конкуренции, когда небольшое количество предприятий отрасли получают сверхприбыли. В этом случае вмешательство государства создает отечественным производителям условия для получения большей доли прибыли.

Все эти аргументы справедливы, но они могут быть использованы лоббистами для отстаивания собственных экономических интересов.

Внешнеторговая политика - это комплекс мер, позволяющих осуществлять торговлю и с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля.

Торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими ресурсами, быстро богатели. Это, а также поиск оптимальных путей развития внешней торговли составляют одну из наиболее сложных, но и интересных проблем экономической науки. Этим вопросом занимается целый ее раздел -- международная экономика. Со временем внутри него сформировались два больших научных направления -- свобода торговли (основатели А. Смит., Д. Рикардо) и протекционизм (основатели -- А. Гамильтон и Ф. Лист).

Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.

Основные виды внешнеторговой политики.

Традиционными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля).

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердилась в 19 веке в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли).

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio -- защита, покровительство) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара); автономные; договорные) и субсидии.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (он применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут); - импортные; - транзитные;

Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики:

  • - селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
  • - отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
  • - коллективный протекционизм, т.е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.

У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преимущества протекционизма:

Сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс; защита национальной экономики от демпинга; « защита молодых отраслей, которые еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке; торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство.

Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:

Ослабляется конкуренция в экономике; снижается эффективность производства; в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда; подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт.

Политика свободной торговли (или фритреда -- от англ. free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для ее теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов

Фритредерство - это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.

Это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Свободная торговля обладает следующими преимуществами:

  • -стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;
  • -расширяет выбор товаров для потребителей;
  • -позволяет полностью использовать преимущества международного разделения труда.

Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

В истории МЭО известны два полярно противоположных типа внешнеэкономической политики: свободная торговля (фритред) и протекционизм; на протяжении XX в. наблюдались колебания в предпочтениях государств по отношению к тому или иному типу внешнеэкономической политики: начало столетия, 20-е и 50-е гг. характеризовались всплеском фритредерских настроений, а 30-е и 70-е -- возрождением интереса к протекционизму; оба варианта экономической политики обладают позитивом и негативом, что позволяет в современных условиях говорить о необходимости разумного синтеза свободной торговли и протекционизма при сохранении магистральной тенденции к либерализации мировой экономики; введение протекционистских мер способствует временному повышению доходов производителей и государства при снижении уровня жизни подавляющей части населения, а в долгосрочной перспективе -- к общему сокращению национального благосостояния и ослаблению позиций страны в МЭО.

Список использованной литературы

  • 1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  • 2. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  • 3. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  • 4. Международные экономические отношения: Учебник //под ред. А.И Евдокимова. Москва, 2006г.

Теоретические объяснения и обоснования причин существования, развития и повышения роли торговли между странами и народами начали формироваться значительно позже возникновения самого международного обмена. Этому предшествовали преодоление внутренней феодальной раздробленности, в частности в Европе, становление достаточно устойчивых торговых связей между странами. С самого начала сложились два принципиальных подхода к международной торговле. Первый предполагает свободу торговли (free trade), осуществление ее без ограничений; второй обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства, протекционизм. Эти два подхода при выработке и реализации внешнеторговой политики сохраняются и сегодня с преобладанием первого.
Попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели сделана в экономическом учении меркантилистов на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (XV-XVIII вв.). В соответствии с тезисом об определяющей роли сферы обращения, лежавшим в основе их взглядов, богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов. Представители меркантилизма Т. Мэн,
А. Монкретьен считали поэтому, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна прежде всего обеспечивать получение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом. Тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жесткого контроля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары.
Подобный протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимущества для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. В таких условиях международная торговля разделялась на зоны доминирования метрополий. Вместе с тем создавались предпосылки устойчивого дисбаланса во внешнеторговых отношениях, невыгодность их для одной из участвующих сторон. Возникли серьезные препятствия для развития капиталистических отношений, обусловливавших расширение внешнеторгового обмена, передел мирового рынка. Протекционизм тормозил эти процессы. Меркантилистский подход в данной ситуации утратил свои позиции, уступив место теориям, основанным на принципе свободы торговли. Но и в наше время возникают неомеркантилист- ские варианты во внешнеторговой политике отдельных стран, которые, прибегая в той или иной мере к протекционизму, ориентируются на активный торговый баланс, форсируя экспорт и сдерживая импорт по некоторым видам товаров и услуг, отдельным секторам и отраслям экономики. Актуален данный вопрос и для России.

Еще по теме Протекционизм и свобода торговли. Взгляды меркантилистов:

  1. Внешнеэкономическая политика государства: протекционизм и свободная торговля

Как уже указывалось в предыдущей лекции, существуют две системы внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (в более позднем определении – либерализация торговли).

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Характеризуется введением высоких таможенных пошлин на иностранные товары.

Свободная торговля предполагает свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

Обоснование протекционизма связано с учением меркантилистов, которое зародилось на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (15-18 вв).

Меркантилисты считали, что богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов.

Представители меркантилизма - Т.Мэн, А. Монкретьен - полагали, что умножение золотых запасов – важнейшая задача государства, и, следовательно, внешняя торговля, должна прежде всего обеспечивать получение золота. Это достигается за счет превышения экспорта товаров над импортом, активным торговым балансом. Тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жестокого контроля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары.

Подобный протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимуществ для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. Во внешней торговле доминировали метрополии.

Меркантилизм утратил свои позиции. Появляется тезис о свободной торговле.

Тезис о «свободе торговле» был впервые выдвинут английским политэкономом Адамом Смитом работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Рассмотрим более подробно его взгляды по данному вопросу.

Предметом изучения Смита была сфера производства без выделения каких-либо отраслей. В сфере методологии он был сторонником идеи «естественного порядка» в той ее форме, которая уже присутствовала в современной ему философии. В работах французского философа Гельвеция , с которым Смит был знаком, новая этика строилась на «естественном» стремлении человека к выгоде , которое он сравнивал с законом всемирного тяготения в неживой природе.



Применительно к экономике Смит выдвинул абстракцию «экономический человек» , которая характеризует в чистом виде действия людей в экономике.

«Экономический человек» руководствуется только выгодой, это человек-эгоист. Из природы человека-эгоиста рождается обмен, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения.

Обмен заложен только в природе человека. Этим он и отличается от животных. «Никому не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой». Таким образом, обмен, рыночная экономика «естественны» для человека.

Другая методологическая категория – «невидимая рука». Человек действует в своих личных интересах, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Таким образом, «невидимая рука» - это объективные экономические законы, действующие независимо от сознания и воли людей.

Соединяя понятия «экономический человек» и «невидимая рука», Смит отмечал, что человек, «преследуя свои собственные интересы… часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это», что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления. Это объясняется тем, что действуя в условиях «невидимой руки», человек удовлетворяет прежде всего свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже». Таким образом, Смит обосновал концепцию свободы от государственного вмешательства в экономику, которая получила название «экономического либерализма».

Она приобрела широкую популярность в начале ХIХ века и просуществовала в качестве господствующей и классической, а потом и неоклассической экономической теории до середины 30-х гг.

Но бытует ошибочное мнение, что экономическая концепция Смита отрицает активную роль государства в экономике. Разберемся в этом вопросе.

Смит задался вопросом: Что необходимо для нормального («естественного) функционирования рыночной системы? Отвечая на этот вопрос, он называет три основных условия.

1. Твердые гарантии собственности граждан . Нельзя претендовать на чужую собственность. Собственность можно приобрести за деньги, но нельзя отнять или украсть. А поскольку собственность – основа стабильности общества, то на страже собственности граждан стоит государство (которое и само может быть собственником).

2. Нужно честно выполнять взятые на себя обязательства , исполнять контракты, иначе разрушится самое главное сколь экономическое, столь же и этическое основание рыночных связей – взаимное доверие участников сделок. На страже этого принципа стоит государство.

3. Каждый человек волен в своих хозяйственных и иных действиях. Никто не может приказать гражданину свободной страны поступать или иначе. Человек в принципе свободен. Но у свободы человека есть мощное ограничение. Это свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе других людей, то в этом случае в действие вступают силы государства.

Вот что, по мнению Смита, для начала нужно знать о рыночной системе.

Таким образом, суть позиции Смита проста. Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц; должно поддерживать режим естественной свободы; должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. Не могут нормально развиваться торговля и промышленность там, где население не чувствует уверенности в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом и где нет уверенности в том, что власть государства регулярно пускается в ход для вынуждения уплаты долгов всеми, кто в состоянии их уплатить. Торговля и промышленность не могут процветать в государстве, где нет известной степени доверия к правительству. Но этим и должны ограничиваться функции государства. Все остальные отношения регулируются «незримой рукой» рынка, конкуренции, в ходе которой каждый участник рыночного процесса преследует исключительно эгоистические цели. Но в том-то и проявляется нравственность и сила рынка, что, реализуя свои частные интересы, каждый товаропроизводитель и продавец невольно должен удовлетворять потребности других людей – потребителей и покупателей. В результате рыночное общество становится обществом взаимных услуг вполне эгоистичных людей.