Влияние биоритмов на работоспособность человека. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процес­сов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи:

от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются ре­зультатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Зем­ли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, тем­пературы, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологичес­кие ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособ­ность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный рас­порядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соот­ветствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12ч и с 16 до 18ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каж­дому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспо­собности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой поло­вине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаво­ронкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым-поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обес­печивает высокую работоспособность и бодрое состояние в тече­ние длительного времени. Этот режим должен учитывать индиви­дуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здо­ровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом - перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к но­вым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

2. Если на новом месте предполагается длительное пребыва­ние и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно ме­нять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ

Утомление - это состояние временного снижения работоспо­собности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормаль­ное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологи­ческих изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и тем­па реакций, в появлении ошибок, нарушении координации дви­жений.

Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочув­ствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режи­ма работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и по­степенно развивается переутомление.

Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволит продолжить работу,но может произойти полное исчер-

пание функциональных резервов, что в конечном итоге не исклю­чает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять само­контроль за показателями длительности и интенсивности ум­ственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеетсамоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели само­контроля условно можно разделить на субъективные и объектив­ные. К субъективным показателям самоконтроля относят само­чувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Самочувствие - это суммарный показатель, который склады­вается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспе­чивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна - признак пере­утомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для конт­роля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных со­кращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоян­ный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рацио­нально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.

Для профилактики переутомления необходимо научиться учи­тывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка - умственная или физическая-должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если дан­ное человеку задание превышает его возможности, то он по-

чувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилак­тики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки.

Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответ­ствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы и задания

1. Что такое биологические ритмы?

2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни?

3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости?

4. Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?

5. Как влияет на ваше самочувствие длительный про­смотр телепередач?

6. Какой режим дня вы считаете наиболее эффектив­ным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам?


Похожая информация.


Основы здорового образа жизни December 21st, 2010

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного.
Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.п.)

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 ч.
Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий – с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч – во вторую.
Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку.
Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности.
Одни – «жаворонки» - энергично работают в первой половине дня, другие – «совы» - вечером.
Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными.
«Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом.
Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым – поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени.
Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочную (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом – перелет на самолёте в места отдыха, в другое место жительства).
Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

1) Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

2) Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряженной или длительной умственной или физической деятельности и сопровождается ощущением усталости.

Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.
Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.
Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия.
Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха.
Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает.
Если отдых после утомления недостаточно, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.

Необходимо особо подчеркнут, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе).
Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха.
При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

ВЫВОДЫ

1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
3. Профилактика переутомления состоит в умении оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль, за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок.
4. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
5. Умение планировать сою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

ВОПРОСЫ

1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте ответ.

ЗАДАНИЯ

1. Подумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля и индивидуальной системе здорового образа жизни».
3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие»

ТЕКСТ: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова, 2009 год, Москва, «Просвещение»

ТЕМА №20.
Тема: Влияние биологических ритмов на работоспособность человека.

Цель урока:
деятельности человека.
Пробудить личную заинтересованность каждого в здоровом образе жизни.

Воспитывать нравственные качества у учащихся .

Оборудование: компьютер, проектор, таблица биоритмов.

Ход урока
I. Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания . Повторение пройденного материала «Биологические ритмы», ответы на вопросы:

Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни?

II I . Изучение нового материала.


  1. Рассказ учителя.
Работоспособность и повышение ее эффективности

Переутомление − патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Меры профилактики утомления:

1 Своевременное назначение отдыха − активного или пассивного.

2 Увеличение микропауз − промежутков между отдельными операциями.

3 Регламентация физической и умственной нагрузки.

4 Использование функциональной музыки.

5 Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6 Дыхательная гимнастика.

Решающее значение в индивидуальной системе ЗОЖ имеет самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит. Самочувствие – это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей).

Работоспособность зависит от общего состояния организма,а также от настроения, степени восстановления от предыдущей раблты и может быть оценена как высокая, средняя и низкая.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна – признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствуют об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе ЗОЖ.
IV . Итог урока.

Терминологический диктант.

На проекторе:


  1. Психогигиена – это …

  2. Самочувствие – это …

  3. Биоритмы – это …

V . Домашнее задание. § 4.2, определить наиболее эффективный период подготовки к контрольным работам и экзаменам.

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -перелёт на самолёте в места отдыха, на другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

  1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
  2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать своё состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. Профилактика утомления включает также соблюдение правил здорового образа жизни, активные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Нужно ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физкультурой и спортом и т. д. Самые незначительные отклонения от налаженного режима ведут не только к снижению трудоспособности, плохому самочувствию, но и к снижению успеваемости.

Выводы

  1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
  2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
  3. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
  4. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
  2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
  4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Продумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни».
  3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Биологические ритмы, биоритмы, — это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных , и , в целых организмах и в .

Биоритмы подразделяют на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы , биения сердца и артериального давления. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относят суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым изменениям условий существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю или мигрируют (см. ). Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

Экологические ритмы устойчивы к различным физическим и химическим воздействиям и сохраняются даже при отсутствии соответствующих изменений во внешней среде. Большинство растений умеренных и высоких широт на зиму теряют листья, чтобы избежать потери влаги. Яблоня или груша сохраняют сезонную периодичность сбрасывания листьев и при выращивании их в тропиках, где никогда не бывает морозов. У панцирных моллюсков во время морских приливов створки раковины открыты шире, чем во время отливов. Этот приливный ритм открывания и закрывания створок наблюдался у моллюсков и в аквариуме за 1600 км от океанского побережья, где они были отловлены. Французский спелеолог М. Сиффре 205 дней провел под землей в пещере в полном одиночестве и темноте. Все это время у него отмечался суточный ритм и бодрствования.

Основной земной ритм — суточный, обусловленный вращением Земли вокруг своей оси, поэтому практически все процессы в живом организме обладают суточной периодичностью. Все эти ритмы (а у человека их уже обнаружено более 100) определенным образом связаны друг с другом, образуя единую, согласованную во времени ритмическую систему организма. При рассогласовании ритмов развивается заболевание, получившее название десинхроноза. У человека десинхроноз наблюдается, например, при перелетах через несколько часовых поясов, когда ему приходится привыкать к новому распорядку дня.

Нарушение ритма и бодрствования может привести не только к бессоннице, но и к заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной и . Поэтому так важно соблюдать режим дня. Биоритмы интенсивно исследуются специалистами в области космической и медицины, так как при освоении новых планет космонавты будут полностью лишены обычных ритмов среды.

Наука о биологических ритмах — биоритмология — еще очень молода. Но уже сейчас она имеет большое практическое значение. Искусственно изменяя сезонные циклы освещения и температуры, можно добиться массового цветения и плодоношения растений в теплицах, высокой плодовитости животных. Любое лекарство или яд по-разному влияет на организм в течение суток. На эту особенность обратили внимание еще основоположники медицины в Древнем Китае, которые составили «часы жизненной силы» и «часы заболеваний» того или иного . Особенно широкое применение эти «часы» нашли при иглоукалывании. В настоящее время фактор времени учитывают при лечении многих заболеваний, и в первую очередь при лечении рака. Определив время наименьшей устойчивости насекомых к инсектицидам, можно проводить химические обработки с наибольшей эффективностью при минимальном загрязнении окружающей среды.

Проблема биологических ритмов еще далека от окончательного решения. До сих пор не разгаданы тонкие механизмы биологических часов.

КАК УСТРОИТЬ ЖИВЫЕ ЧАСЫ

Одна из наиболее интересных проявлений биологического измерения времени — суточная периодичность открывания и закрывания цветков у растений. Каждое растение «засыпает» и «просыпается» в строго определенное время суток. Рано утром (в 4 ч) раскрывают свои цветки цикорий и шиповник, в 5 ч — мак, в 6 ч — одуванчик, полевая гвоздика, в 7 ч — колокольчик, огородный картофель, в 8 ч — бархатцы и вьюнки, в 9—10 ч — ноготки, мать-и-мачеха и только в 11 ч — торица. Существуют и цветы, раскрывающие свои венчики ночью. В 20 ч раскрываются цветки душистого табака, а в 21 ч — горицвета и ночной фиалки.

Так же в строго определенное время и закрываются цветки: в полдень — осот полевой, в 13—14 ч — картофель, в 14—15 ч — одуванчик, в 15—16 ч — мак и торица, в 16—17 ч — ноготки, в 17—18 ч — мать-и-мачеха, в 18—19 ч — лютик и в 19—20 ч — шиповник.

Вы можете устроить на садовой клумбе живые часы. Для этого необходимо посадить цветущие растения в таком порядке, в каком они раскрывают или закрывают свои цветки. Такие многокрасочные и ароматные часы не только будут радовать вас своей красотой, но и позволят достаточно точно (с интервалом 1 — 1,5 ч) определять время.

Впервые такие цветочные часы устроил выдающийся шведский естествоиспытатель в 20-х гг. XVIII в.

Однако цветочные часы точно показывают время только в ясную и солнечную погоду. В пасмурные дни или просто перед переменой погоды они могут и обмануть. Поэтому полезно создать и коллекцию зеленых барометров, предсказывающих изменение погоды. Перед дождем, например, закрывают свои венчики ноготки и лютики. А уроженица тропических лесов Бразилии причудливая монстера способна предсказать осадки даже за сутки, обильно выделяя из листьев влагу.

Раскрывание и закрывание цветков зависят и от многих других условий, например от географического положения местности или времени восхода и захода солнца. Поэтому, прежде чем составить цветочные часы, необходимо провести предварительные наблюдения.

Цветочные часы можно устроить, например, из этих растений. В кружках показано примерное время, когда открываются и закрываются цветки.