Внешнеэкономическая деятельность на региональном уровне. Внешнеэкономическая деятельность как фактор устойчивого развития экономики региона

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Научный журнал КубГАУ, №96(02), 2014 года

Внешнеэкономическая деятельность как фактор устойчивого развития экономики региона

Молчан Алексей Сергеевич д.э.н., профессор

Тринка Любовь Ивановна к.э.н., доцент

Лехман Елена Владимировна старший преподаватель

В статье рассмотрены сущность, содержание и подходы к определению роли внешнеэкономической деятельности как одному из ключевых факторов устойчивого развития региональных экономических систем в современных условиях

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, устойчивое развитие, инновационная деятельность, региональные ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, внешнеэкономические связи

Высокий уровень специализации и крайняя неравномерность развития базисных отраслей и регионов в российской экономике в настоящее время являются самым серьезным сдерживающим фактором экономического роста. Исторически сложившаяся в стране глубокая поляризация регионов по уровню социально-экономического развития, качеству жизни, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности в национальном и международном хозяйственном пространствах обусловливает необходимость регулирования развития региональных экономических систем. Тем не менее, средне- и долгосрочные цели развития национальной и региональных социально-экономических систем, несомненно, должны быть ориентированы на современные вызовы мировой экономики, развитие эффективных и устойчивых рыночных структур, способных обеспечить поступательный рост благосостояния общества в условиях глобального перераспределения производительных сил. В этой связи решение проблемы повышения эффективности регулирования устойчивого социально-экономического, институционального, структурного развития российских регионов должно получить современное, адекватное вызовам нестабильной рыночной среды научно-методологическое обеспечение /1/.

Реализация процессов глобализации предопределяет преобразованиерегионов в участников внешнеэкономических отношений, что, в свою очередь, определяет необходимость формирования подсистемы регионального управления, ориентированной на реализацию ресурсного потенциала территориальных образований и их резидентов на международном уровне.

Участие во внешнеэкономических связях традиционно выступало одним из ключевых направлений функционирования государственных образований, которое обеспечивало одновременно реализацию и увеличение ресурсного потенциала, определялось принципами функционирования национальной экономической системы. В период становления постиндустриального общества внешнеэкономические связи превратились в неотъемлемую составляющую воспроизводственного процесса национальных государств, их территориальных составляющих и отдельных субъектов хозяйствования. Для многих российских регионов внешнеэкономическая деятельность стала важным, а в ряде случаев - доминирующим фактором социально-экономического развития.

Содержание и направления развития внешнеэкономических связей определяются внешнеэкономической политикой, ориентированной на реализацию стратегических целей и задач государства в отношениях с другими государствами и их интегрированными образованиями. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения лидирующих позиций российского государства в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства /2/.

При этом современный период развития национальной и региональных социально-экономических систем России базируется на двух аспектах: с одной стороны, интересы обеспечения устойчивого развития страны в контексте глобализации экономических отношений требуют упорядочения форм и методов государственного регулирования экономики; с другой стороны, становится очевидной задача либерализации хозяйственного и институционального конструкта российской экономики на основе расширения сферы свободной конкуренции. Эти противоречивые тенденции эволюционным образом преобразуют макро- и мезосреды национальной экономики, коренным образом изменяя характер, формы, механизмы и инструментальное обеспечение регулирования социально-экономического развития. глобализация внешнеэкономический региональный экономический

Достижение этой цели предполагает использование внешнеэкономического потенциала субъектов Федерации на основе разработки модели инновационного развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона, необходимость разработки форм и методов управления внешнеэкономическими связями региональных образований в условиях активизации процессов глобализации с учетом стратегических ориентиров развития российского государства.

Несмотря на то, что участие субъектов Федерации во внешнеэкономических отношениях ограничивается нормами международного договорного права и федеральным законодательством, регионы обладают значительными возможностями в применении управленческих технологий, направленных на адресную поддержку экспортоориентированных производителей, активизацию конкуренции на локальных рынках, информационное и консультационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, развитие инфраструктуры и подготовку кадров, определяющих ее результативность.

Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность внешнеэкономической деятельности регионов РФ с их внутриэкономической средой детерминируется величиной и эффективностью использования социально-экономического потенциала регионов, аккумулирование которого в условиях рыночной неопределенности предполагает комплексный мониторинг интеграционных возможностей регионов, в значительной степени обусловленных высокими темпами импортозамещения /3/.

Осмысление возросшей роливнешнеэкономического фактора в развитии экономики страны и необходимости качественного изменения её структурной организации, которое способствовало бы повышению внешнеэкономической активности территорий за счёт согласованного развития ключевых сфер внешнеэкономической деятельности, снижению диспропорций в развитии ресурсных и инновационных отраслей, сокращению уровня асимметрии в развитии регионов и обеспечению положительных темпов их экономического роста, актуализирует проблему выявления, оценки эффективности и отбора наиболее значимых факторов развития внешнеэкономической деятельности.

Для использования системного подхода к региональному внешнеэкономическому развитию необходимо создание современной институциональной инфраструктуры организациии управления ВЭД, широкое внедрение инноваций в реальный сектор, диверсификация производства и формирование экспортоориентированной ассортиментной политики, обеспечение внешнеэкономической деятельности необходимой правовой базой, предоставление хозяйствующим субъектам регионов большей самостоятельности при осуществлении ВЭД. Реализация этих намерений сдерживается существующей асимметрией в развитии регионов. Невозможность полного её преодоления в обозримой перспективе возводит в ранг первоочередных задач регионального развития создание условий для обеспечения положительных темпов экономического роста для всех регионов, пусть даже при сохраняющихся различиях в уровнях развития между регионами-лидерами и развивающимися территориями.

Специфическая особенность регионального развития, в том числе и внешнеэкономического развития российских регионов, состоит в том, что в дореформенный период отрасли реального сектора обслуживали преимущественно оборонно-промышленный комплекс, готовая продукция которого в значительной мере экспортировалась. Результатом явилась серьёзная деиндустриализация российской экономики и рост её зависимости от импорта, особенно проявившиеся в первые годы реформ и усилившие дифференциацию регионов по уровню их развития.

Это обстоятельство учитывалось в процессе поиска оптимальных путей «выравнивания» асимметрии и выявления эффективных инструментов снижения её уровня, из числа которых были выделены такие средства компенсации, как активная реализация регионами своих сравнительных преимуществ, эффективное использование инновационного потенциала, дифференциация производственного сектора и оптимизация соотношения между его экспортным и импортозамещающим сегментами, сокращение диспропорций в развитии сырьевых и перерабатывающих отраслей их экономик, расширение внешнеторговых связей хозяйствующих субъектов регионов, а также расширение практики участия наиболее платёжеспособных субъектов рынка в финансировании перспективных разработок и проектов (иначе говоря, расширение внутреннего инвестиционного потенциала) и развитие конкурентного внутреннего рынка /5/.

Характер развития Российской Федерации в последние годы способствовал возникновению в научной среде нового подхода к проблеме обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, суть которого заключается в том, что формирование внешнеэкономической стратегии отдельного региона предполагает планирование его развития не только с учётом ресурсного, производственного и трудового потенциала этого региона, но и потенциала сопредельных с ним территорий /4/.

Современный формат федеративных отношений в России, обусловивший особую роль регионов в развитии страны и способствовавший передаче значительной части функций по решению проблем её социально-экономического роста на региональный уровень, предопределил необходимость установления и тщательного изучения основополагающих принципов формирования региональной внешнеэкономической политики, которая бы отвечала реалиям нынешнего этапа экономических реформ в РФ. Эта проблема приобретает особую важность ещё и в связи со значительными расхождениями во взглядах отечественных экономистов на содержание, принципы формирования и механизмы реализации этой политики, а также по причине необходимости усиления государственного регулирования процессами развития ВЭД регионов, формой которого по существу и является региональная внешнеэкономическая политика.

На наш взгляд, усиление государственного регулирования обеспечит существенный рост внешнеэкономической активности регионов, поскольку будет способствовать пропорциональному, сбалансированному развитию различных направлений ВЭД, и в первую очередь таких ключевых её сегментов, как внешняя торговля и инвестиционная сфера, которые до настоящего времени развивались неравномерно практически во всех регионах РФ. Скоординированное, взаимообусловленное развитие названных сфер ВЭД является принципиальным аспектом роста внешнеэкономической активности регионов. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты анализа показателей внешнеторговой деятельности субъектов ЮФО в последние годы, которые показывают, что с ростом объёмов поступающих в регионы инвестиций индикаторы состояния их экспорта демонстрируют положительную динамику.

Таким образом, экономическая турбулентность, неопределенность мировых финансовых и сырьевых рынков формируют ряд вызовов, с которыми уже не может справиться классическое развитие рынка без вмешательства государственных регуляторов. В связи с этим встает вопрос относительно форм и методов эффективного участия государства в регулировании процессов развития социально-экономических систем в условиях усиления процессов глобализации и неопределенности условий развития ВЭД. Территориально-административное деление региональных социально-экономических систем, отсутствие институциональных механизмов налаживания межрегиональных связей, несостоятельность бизнеса в его попыткам организовать межрегиональное корпоративное пространство, различия в социально-экономическом потенциале регионов создали предпосылки для зарождения и развития региональной поляризации национального и внешнеэкономического пространства.

В современных условиях глобализации мировой экономики, общей либерализации экономической политики Российской Федерации особую значимость приобретает инновационное развитие ВЭД, в том числе и на уровне регионов. Это направление включает в себя как использование преимуществ международного разделения труда, разработку, производство и продажу на экспорт отечественных наукоемких товаров, услуг и технологий, так и освоение новых прогрессивных технологий производства, имеющихся за рубежом.

Существующие подходы и методы не позволяют получить развернутую, комплексную и детальную характеристику инновационного развития регионов в целях его прогнозирования и разработки необходимых направлений региональной внешнеэкономической и инновационной политики. Это обстоятельство требует дальнейшего совершенствования системы оценки регионального развития в Российской Федерации.

Для обеспечения перехода регионов страны к инновационному развитию необходимо обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса в регионе, должным образом скоординировать все этапы инновационного цикла, обеспечить преемственность и диффузию научно-технических знаний, их доступность, возможность коммерциализации и экспорта. С учетом этого необходимо развивать региональную инновационную систему, как составной элемент и относительно самостоятельное звено единой государственной инновационной системы в стране. Для этого важно определить и применить оптимальную модель инновационного развития ВЭД региона.

Расширение экспортного потенциала способствует улучшению экономического положения многих регионов. Однако из-за структурных особенностей региональной экономики ВЭД регионов сильно различается по объемам и структуре экспорта, вовлеченности во внешнеэкономические связи в целом. В силу сырьевой направленности экономики ряд регионов недостаточно эффективно используют инновационные возможности развития ВЭД. В этом плане важно уйти от сырьевого экспорта и обеспечить условия для экспорта наукоемкой продукции, технологий и услуг.

Еще одним аспектом внешнеэкономических связей является восполнение недостающего капитала регионов за счёт иностранных инвестиций. По экспертным оценкам в течение следующих 20 лет инвестиции в российскую экономику должны составлять порядка 100 млрд. долл. в год, при этом иностранным инвестициям отводится существенное место в удовлетворении инвестиционных потребностей региональной экономики. С точки зрения инновационного подхода к иностранным инвестициям следует обеспечить благоприятные условия для венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты /6/.

По результатам проведенного анализа сформулирована и подтверждена гипотеза, что инновационное и сбалансированное развитие экономики регионов зависит от качественного роста внешнеэкономической деятельности, достигаемого за счет использования инновационных моделей и механизмов поддержки и стимулирования экспорта наукоемкой промышленной продукции, технологий и услуг, на основе кластерного подхода.

Определены важнейшие направления региональной внешнеэкономической и инновационной политики:

Осуществление комплекса системных законодательных и организационных мер, направленных на создание общей благоприятной экономической среды, высокого уровня жизни и занятости населения региона и, тем самым, благоприятного инновационного климата и положительной репутации в мире (бренда);

Разработка целевых региональных проектов и программ, направленных на организацию новых экспортоориентированных высокотехнологичных производств и обновление действующих производств на основе новой техники и технологий производства;

Активизация инновационной составляющей внешнеэкономической деятельности региона, увеличение объемов производства, продаж, в том числе на экспорт, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, обеспечение условий для разработки и эффективного внедрения новых технологий, новых видов продукции и услуг;

Расширение международного экономического сотрудничества в отношении обмена новыми технологиями, формирования инновационных центров и рынков инновационной продукции и услуг, реализации региональной кластерной стратегии в сфере внешнеэкономической деятельности.

Исследование показывает, что в современных условиях те регионы, которые активно участвуют во внешнеэкономических связях, характеризуются относительно более высокими показателями экономического развития и качества жизни населения. Дифференциация национального экономического пространства по ряду экономических и социальных индикаторов, состоянию институциональной среды находит отражение в показателях внешнеэкономической деятельности региона. Сравнительный анализ показателей внешнеэкономической деятельности пограничных и внутренних регионов, регионов-локомотивов роста, опорных и депрессивных регионов также подтверждает наличие существенных различий в содержании внешнеэкономического потенциала отдельных территорий, что обусловливает необходимость разработки и реализации стратегии внешнеэкономической деятельности субъектами Федерации с учетом особенностей территориального образования.

Список использованной литературы

1. Тринка Л.И., Молчан А.С. Учетно-аналитическая информация участников внешнеэкономической деятельности в контексте гармонизации бухгалтерской практики // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 18. С. 26-31.

2. Басюк А.С. Эффективное развитие региональных кластеров в условиях глобализации / /Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - Майкоп: изд-во АГУ, 2013. Вып. 3 (127). С. 86-90.

3. Тринка Л.И., Лехман Е.В. Теоретические подходы к анализу эффективности экспортных операций // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27. С. 48-55.

4. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Классификация и формы организации отраслевых инновационных кластеров // Новые технологии. 2012. № 3. С. 226-230.

5. Королюк Е.В. Изменение характера рентной стратегической ориентации развития экономики России // Международные научные исследования. 2011. № 1-2. С. 61-62.

6. Полиди А.А., Сичкар С.В. Эконометрическая оценка факторов и динамики прямых иностранных инвестиций в экономику региона // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9 (38). С. 234-239.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы устойчивого развития предприятия. Анализ технико-экономических показателей, организационные и экономические предложения повышения эффективности деятельности предприятия EPAM Systems, экономический эффект реализации проектных решений.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2009

    Необходимость применения инструментов активизации инвестиционной деятельности на горных территориях как одного из ведущих факторов их устойчивого развития. Сохранение и развитие этнокультурного наследия. Приоритетные направления развития экономики.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2013

    Истоки теории устойчивого развития экономики: роль научно-технической революции. Четыре принципа регулирования условий жизни согласно нормативистской теории. Ресурсная, биосферная и интегративная модели устойчивого развития. Оценка региона Баренцева моря.

    реферат , добавлен 28.10.2012

    Понятие региона и функциональная система регионов. Экономические условия устойчивого развития Кемеровской области. Социальные условия обеспечения и государственное регулирование устойчивого развития региона. Конкурентоспособность и трудовые отношения.

    научная работа , добавлен 21.05.2013

    Понятие концепции устойчивого развития. Особенности устойчивого развития Тюменского региона. Основные проблемы в обеспечении устойчивости социально-экономического развития Тюменской области. Сценарии и прогноз социально-экономического развития области.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2015

    Общий анализ проблемы устойчивого развития. Содержание экономических теорий, которые исследователи предлагают как основу для реализации устойчивого развития. Глобальная миссия Украины, значимость ее роли в прокладывании путей развития человечества.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2009

    Концепт устойчивого развития: понятие, история. Проблема определения путей развития Украины. Воспроизводство национальной хозяйственной системы. Капитализация природного капитала в систему, ориентированную на управленческую парадигму устойчивого развития.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2013

    Понятие и принципы регионального управления, его направления и критерии оценки эффективности. Сущность и содержание концепции устойчивого развития, условия ее применения. Экономическая основа развития региона, особенности данного процесса на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Определение проблемы устойчивого развития. Содержание основных экономических теорий. Необходимость формирования новой парадигмы мировой экономической теории для стабильного развития человеческой цивилизации. Исследование информационного общества.

    контрольная работа , добавлен 06.07.2010

    Реализация региональных программ социально-экономического развития. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях. Отраслевая структура экономики региона. Территориальные аспекты развития промышленности и агропромышленного комплекса.

1

В статье исследуются проблемы формирования внешнеэкономической стратегии и институтов развития приграничного региона с учетом новых геоэкономических трансформаций; проводится анализ стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Рассматривается механизм стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона, в котором экспорт представлен в качестве интегрального показателя региональной дифференциации России, позволяющего проводить анализ и определять стратегию внешнеэкономического развития регионов. Обращается внимание на то, что в Концепции внешнеэкономической стратегии России до 2020 г. региональный аспект внешнеэкономиче-ской деятельности представлен недостаточно. Поэтому отмечается необходимость в рамках «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» доработки внешнеэкономического блока Стратегии Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) - 2025. На основе критического анализа деструктивных процессов социально-экономического развития Севе-ро-Кавказского федерального округа определена особенность нынешнего этапа управления его внешне-экономической деятельностью – сохранение отраслевого (монопольно-структурированного) принципа поддержки экспортеров.

управление внешнеэкономической деятельностью региона

экономическое развитие

внешнеэкономическая стратегия

1.Ахмедуев А.Ш. Стратегия СКФО до 2025 года ориентирует на застой // http://www.ndelo.ru

2.Богомолов О.Т. и др. Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи [Текст]: Научное издание. – М.: «Анкил», 2012. – 384 с.

3.Бурнаева Е. Региональная политика Финляндии // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - № 5. – С. 70.

4.Гичиев А.Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Сб. научных трудов: Организация таможенного дела в Российской Федерации: проблемы и перспективы. – Махачкала. ФГБОУ ВПО «Даге-станский государственный технический университет», октябрь 2012 г. – С. 38-44.

5.Гичиев Н.С. Международная экономическая интеграция: внешняя торговля и экономический рост в Северо – Кавказском федеральном округе [Текст]: Научное издание. – М.: «Перо», 2013. – 272 с. (17 п.л.).

6.Гичиева М.Н. Региональная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики: теоретический аспект. Сб. тр. участников II Международной научно-практической конферен-ции «Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире» – Махачкала. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 20-23 мая 2013. – С. 199-204.

7.Григорьев Л., Зубаревич Н„ Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. – 2008. - № 2. – С. 83-98.

8.Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. - №3.

9.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Справочная система «Гарант». – С. 148-165.

10.Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. Новый инструментарий в общественных науках – агент-ориентированные модели: общее описание и конкретные примеры // «Экономика и управление». – 2009. - № 12 (50).

11.Правительство РФ одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии – 2020 // www.gzt.ru/business/2008/10/27/181516.html.

12.Развитие межгосударственной интеграции и проблемы формирования единой таможенной территории СНГ и Евразии // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 3 (23). – С. 15.

13.Смитиенко Б., Рулина Е. Внешнеэкономические связи России в 1999- 2008 гг.: успехи мнимые и реальные // Экономические науки. – 2009. - № 3 (52). – С. 373.

14.Стратегия развития Краснодарского края до 2020 г. – С. 35.

15.Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. Утв. Поста-новлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 окт. 2007 г. № 2067 // www.donland.ru.

16.Стратегия социально-экономического развития Смоленской области. Центр стратегического развития Северо-Запад. – Смоленск; СПб., 2007. – С. 111.

17.Стратегия экономического развития Южного федерального округа. Центр Стратегических разработок. Национальное агентство прямых инвестиций. – М., 2008.

18.Шевченко И.В., Семянникова О.Г. Эффективное управление внешнеэкономической деятельностью региона как фактором развития региона (на примере Краснодарского края) //

19.Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - № 36 (93). – С. 2.

20.http:// www.atkearney.com/index.php/Publications/globalization-index.html.

21.World Bank (2008) The World Trade Indicators2008 database. Washington, D.C.: The World Bank. Available at: www.worldbank.org/wti2008.

Введение

В условиях глобализации мировой экономики и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) значение системы государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), как двухуровневой модели взаимодействия, продолжает возрастать, оказывая влияние на политику стимулирования и расширения мирохозяйственных связей регионов. Использование мер финансовой, налоговой и инвестиционной направленности предполагает поиск и реализацию международных конкурентных преимуществ; управление региональными товарными и инвестиционными ресурсами с учетом конъюнктуры мировых товарных рынков, состояния и потребностей национального хозяйства.

В экономической литературе экспорт рассматривается как ключевой интегральный показатель региональной дифференциации России, позволяющий проводится анализ и определять стратегию внешнеэкономического развития регионов. С точки зрения JI. Григорьева, именно экспорт как интегральный показатель определяет вектор развития региональных процессов, а также параметры межбюджетных трансфертов, валовых и прямых иностранных инвестиций .

Стратегическая значимость внешнеэкономической деятельности для российских регионов определяется рядом политических, экономических, социальных и иных организационных условий и факторов: экономическими (концепции, стратегии ВЭД региона) и нормативными (законы, постановления, распоряжения, планы) документами; предпринимательскими структурами в сфере ВЭД и т.д.

Следует отметить, что региональная внешнеэкономическая политика является относительно новым феноменом для России и находится в стадии генезиса, хотя в мировой практике его использование в качестве направления региональной политики встречается довольно часто . Так, например, некоторые исследователи выделяют категорию «внешнеэкономическая политика», принимая данную категорию, как феномен федерального уровня управления . Шевченко И.В., Семянникова О.Г. считают, что стратегия внешнеэкономической политики представляет собой набор сценариев возможного развития внешнеэкономической деятельности . При этом наиболее ярко конфликт интересов регионов и федерального государства проявляется при распределении поставок высокодоходных экспортных товаров региональной специализации между внешним и внутренним рынками.

Организационная структура механизма стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона представлена на рисунке 1.

Необходимо отметить, что большинство российских регионов пока не нацелено на формирование системы благоприятного инвестиционного климата, стимулирования экспортной активности и предпринимательской инфраструктуры. Сложившуюся ситуацию отражает точка зрения Б.М. Смитиенко, утверждающей, что «в сфере внешнеэкономической политики к настоящему времени утрачена и не восстановлена необходимая комплексность и системность в деятельности соответствующих государственных органов страны, а также на уровне субъектов РФ» .



Рисунок 1. Механизм стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона

Политическую основу формирования внешнеэкономической стратегии развития региона предопределяют установки концептуального характера, изложенные в документах федерального уровня, спроецированные в положения региональной внешнеэкономической доктрины. Таким образом, стратегическая цель экспортной политики региона должна состоять в формировании перспективных направлений его внешнеэкономической деятельности.

В этой связи следует отметить, что Концепцией внешнеэкономической стратегии России до 2020 г. продолжено формирование новых институтов поддержки российского экспорта и страхованию инвестиций в основном на федеральном уровне. В то время как региональный аспект внешнеэкономической деятельности представлен недостаточно. В частности, отсутствуют мероприятия по обустройству пограничных пунктов пропуска, обеспечение взаимодействия приграничных административных структур, сохранение производственных кооперационных поставок и т. д.

Практика показывает, что без включения регионального уровня управления и создания соответствующих институтов эффективность решений, направленных на расширение мер государственной поддержки предприятиями несырьевого экспорта оказывается очень низкой. Поэтому эффективное решение вопросов диверсификации сырьевого экспорта, увеличения количества предприятий с иностранными инвестициями в регионах, регулирование потоков иностранных мигрантов становится возможным лишь при создании региональных центров управления.

С экономической точки зрения значимость внешнеэкономической деятельности для России определяется следующими важнейшими показателями, генерируемыми ресурсами внешней торговли и государственной финансовой поддержки: доля доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности - более 50 %; объемы заимствований финансовых ресурсов; импорт технологий; поставки товаров; импорт комплектующих и запасных частей; поставки продуктов питания и товаров повседневного спроса и т. д.

Региональная значимость внешнеэкономических операций характеризуется следующими индикаторами: доля экспортных поставок в валовом региональном продукте; объемы промышленного экспорта, занятость на предприятиях-экспортерах; доходы регионального бюджета от производства экспортной продукции; возврат НДС экспортерам; государственная поддержка экспорта за счет федерального бюджета; финансовый ресурс экспортеров.

Внешнеэкономическая деятельность является привлекательным и эффективным стимулом экономического развития регионов, так как: создает новые рабочие места, требует роста квалификации персонала; содействует производству конкурентоспособной продукции; увеличивает объемы производства и, как следствие, налогооблагаемую базу; обеспечивает дополнительный инвестиционный ресурс для развития производства; налог на добавленную стоимость.

Российские регионы и Федеральные округа представляют мегарегионалъный уровень управления внешнеэкономической деятельностью, который должен быть охвачен соответствующей концепцией, программой и стратегией долгосрочного развития. Однако в существующей Стратегии развития СКФО до 2025г. рассматривают лишь отдельные вопросы ВЭД. С нашей точки зрения, авторы Стратегии СКФО-2025 рассмотрели не приоритетные проблемы глобализационных изменений, а лишь наметили задачи и механизмы интеграции Юга России в глобальную экономику.

Стратегия СКФО-2025 предназначена, прежде всего, для выстраивания федеральных и региональных инвестиционных программ, поэтому её значимость будет определяться последующими политическими и финансовыми решениями.

Как представляется, разработчики должны были бы учитывать, в первую очередь, геостратегическое положение СКФО, он имеет значительную морскую внешнюю границу, определяющую его как транзитера внешнеторговых грузов: энергоносителей, металлов, зерновых культур, контейнерных перевозок товаров.

Очевидно, Стратегия СКФО-2025 требует доработки внешнеэкономического блока в связи с решением ФТС РФ в рамках реализации «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» . Требуемые доработки коснутся блока, связанного с инфраструктурно-логистической ролью обеспечения потребностей государства и других участников внешнего рынка в доставке и переработке внешнеторговых грузов.

Для успешной доработки внешнеэкономического блока Стратегии СКФО-2025 важное значение имеет институциональная основа развития внешнеэкономической деятельности, которая на федеральном уровне включает три группы институтов развития: 1) формирование и реализация государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации; 2) применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий; 3) создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики . Соответствующие институты, но применительно к региональному уровню, могут формировать региональные власти, т.к. им дано право организационно-финансовой и иных видов поддержки субъектов.

Кроме отмеченных выше недостатков критика Стратегии СКФО-2025 идет в основном по нескольким базовым направлениям:1) Стратегия не учитывает характер региональной власти, построенной на принципах этнического баланса крайне закрытых элитных группировок, не нуждающихся в программах модернизации; 2) Стратегия идеологически оформляет сверхдотационную экономическую политику.

Если обратиться к Стратегии, то можно отметить: 1) отсутствие четких стратегических ориентиров по развитию важнейших для СКФО базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, розничной торговли и платных услуг населению; 2) из всех объемных показателей в Стратегии определены стратегические цели только по показателю ВРП на душу населения.

В этой связи следует отметить, что, согласно Стратегии, к 2025 г. субъекты СКФО по показателю ВРП на душу населения будут отставать от достигнутого среднероссийского уровня 2008 г. по инерционному сценарию в 1,8 раза, базовому сценарию - в 1,4 раза и даже по оптимальному сценарию - на 10%. Нетрудно подсчитать, что субъекты СКФО к 2025 году даже по оптимальному сценарию Стратегии едва достигнут среднероссийский уровень 2008 года .

Одним из важнейших критериев социально-экономического развития, оказывающего влияние на внешнеэкономический потенциал региона, является уровень официально зарегистрированной безработицы. В Стратегии предусматривается в 2025 г. его значение по оптимальному сценарию на уровне 5% от экономически активного населения, базовому - 9% и по инерционному сценарию - 14%. В то время как прогнозные показатели Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает снижение к 2020 г. уровня общей безработицы в стране до 2-3%.

Более того, если по оптимальному сценарию Стратегии безработица будет в 2025 году на уровне 5%, т.е. примерно 250,0 тыс. экономически активного населения, то к 2025 году в субъектах СКФО по экспертным оценкам необходимо создать около 1,3 млн. новых рабочих мест, что не решит проблему трудозанятости населения СКФО.

Как показывают исследования в основе хронического отставания развития субъектов СКФО лежат две причины: 1) неэффективность управления экономической системой региона; 2) недоинвестирование социально-экономического развития. И как следствие: при высоких темпах роста численности населения - неадекватный экономический потенциал, так как инвестиции в социально-экономическое развитие субъектов СКФО в расчете на душу населения были в 4,5 - 5 раз меньше аналогичного среднероссийского показателя. Подобная инвестиционная политика, генерирующая хроническое отставание субъектов СКФО, продолжается и в настоящее время.

По показателю фондовооруженности, на одного человека можно примерно рассчитать необходимый объем инвестиционных ресурсов для преодоления отставания производственного потенциала регионов СКФО от среднероссийского уровня. Согласно расчетам исследователей, требуются основные фонды в объеме 4806,2 млрд. рублей против имеющихся - 1849,2 млрд.рублей, т.е. необходимый объем капитальных инвестиций составляет 2957,0 млрд. рублей .

Поэтому представляется целесообразным еще раз концептуально осмыслить Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года с позиций потенциала роста всех секторов экономики, в том числе и внешнеэкономического, определить стратегические ориентиры и ресурсы достижения такой цели.

1. Особенностью нынешнего этапа управления внешнеэкономической деятельностью в России является его латентная монополизация через сохранение отраслевого (монопольно-структурированного) принципа поддержки экспортеров, тогда как мировой опыт свидетельствует о значительном объеме аналогичных операций, трансформируемых на уровень территориальных структур.

2. Разработка среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития российских регионов должна предусматривать обязательный раздел по развитию их внешнеэкономического комплекса.

Рецензенты:

Эсетова А.М., д.э.н., профессор, зав кафедрой мировая экономка ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.

Хаджалова Х.М., д.э.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.

Библиографическая ссылка

Гичиев Н.С., Суракатов Н.С. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12934 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.

В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.

Максимальный потенциал и минимальный риск имеют гг. Москва и Санкт-Петербург, средний потенциал характерен для Белгородской области и Республики Татарстан. Приемлемые условия инвестирования характерны для 18 субъектов: Московской, Свердловской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Иркутской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Новосибирской, Кемеровской областей, Краснодарского, Алтайского, Приморского краев, Башкортостана, Ханты-Мансийского автономного округа.

Ситуация во внешнеэкономической сфере будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.

В структуре товарного экспорта по-прежнему будут доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.

В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким.

Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.

Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.

Что касается остальных регионов, то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал не бесперспективен, но экономический подъём требует целенаправленной государственной поддержки.

Перспективы развития ВЭД в России в целом и её регионах во многом определяются ресурсным потенциалом и степенью его реализации.

Наибольшее сокращение эффективности использования ресурсного потенциала наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО.

Наименьший спад этого показателя произошел на предприятиях добывающей промышленности Уральского и Сибирского ФО. Предполагается, что во внешнеторговом обороте России несколько вырастет доля Приволжского и Сибирского федеральных округов.

По-прежнему экспортную специализацию субъектов Центрального ФО будут определять наукоемкие обрабатывающие отрасли: электротехника, приборостроение, авто- и авиастроение, нефтепереработка, нефтехимия.

Субъекты Северо-Западного ФО сохранят экспортную специализацию по отраслям черной и цветной металлургии, машиностроения, деревообработки.

Субъекты Приволжского и Уральского ФО останутся крупными экспортерами продукции нефтехимического комплекса, ВПК, тяжелого машиностроения, нефте- и газодобычи.

Субъекты Сибирского ФО сохранят позиции в сфере ВЭД за счет добывающих отраслей, цветной металлургии, лесопереработки, целого ряда продукции ВПК и ТЭК.

В Дальневосточном ФО сохранится специализация при выходе на внешний рынок на продукции рыбопереработки, лесной промышленности, добывающих отраслей (медь, золото, платина, алмазы).

Боброва Виктория Викторовна , доцент кафедры «Мировая экономика» Оренбургского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона //Вопросы статистики. - 2001. ‑ №2. ‑ С.44-48.
2. Аскаров Н.И., Исахов Б.А., Кудратов И.Э. Методические вопросы оценки уровня развития экспортного потенциала регионов //Вопросы статистики. - 2001. - №2. ‑ С.48-49.
3. Блудова С.Н. К вопросу о методике оценки региональной внешнеэкономической деятельности //Вопросы статистики. -2002. - №11. - С. 65-66.
4. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. – М.: АРКТИ, 2002. - 320 с.
5. Клупт М.А., Силинский В.П.Международная экономическая статистика. ‑ СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1993. - 56 с.
6. Меркулова И.В. Обеспечение экономической безопасности России и ее регионов в условиях развития международной и межрегиональной торговли. – Ставрополь: 2005. С. 41-50
7. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.
8. Рогов В.В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта // Внешнеэкономический бюллетень. ‑ 2002. ‑ №1. ‑ С. 52-61.
9. Цуканов Г.М. Проблемы совершенствования механизма регулирования ВЭД субъектов РФ. ‑ Воронеж, 2005. ‑ С. 21-28.