Боевой реактивный самолёт Panavia Tornado (Германия).

Посол РФ в Великобритании Александр Яковенко обратился в МИД Соединенного Королевства с просьбой прокомментировать информацию таблоида о разрешении британским летчикам, участвующим в операции против ИГИЛ, наносить удары по российским военным самолетам в случае конфликта.

По данным издания, командование Королевских военно-воздушных сил (Royal Air Force, RAF) рекомендовало своим летчикам избегать контактов с российскими самолетами. Однако они должны быть готовы стрелять по российским самолетам, если возникнет угроза их жизни.

«Мы должны защищать наших летчиков, но в то же время мы на шаг ближе подходим к войне. Стоит в воздушном бою сбить всего лишь один самолет, и весь ландшафт поменяется», — признает источник The Daily Star Sunday.

Как отмечает газета, истребители «Торнадо», участвующие в Ираке в воздушной операции против экстремистского «Исламского государства», оснащены усовершенствованными сверхзвуковыми ракетами малой дальности «воздух-воздух». Каждая ракета стоит £200 тыс. и может летать в три раза быстрее звука со скоростью 2300 миль в час. Каждый истребитель «Торнадо» несет четыре такие ракеты.

Действительно ли так опасны вооруженные высокоскоростными ракетами британские истребители для российских летчиков в случае случайного или намеренного «догфайта»? Ведь вероятность такого столкновения отлична от нуля. В самом конце второй мировой западные союзники СССР решили проверить «на прочность» фронтовую советскую авиацию. Произошло несколько спровоцированных американскими летчиками стычек, в которых в итоге победили наши истребители. Например, Иван Кожедуб сбил три американских самолета.

Ну а сейчас, каков будет итог воздушного боя между британским «Торнадо» и нашим Су-35?

«Торнадо» - это символ возрождения европейской военной промышлености шестидесятых годов прошлого века, первый в мире серийный самолет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Это совместный проект Англии, Германии и Италии.

В марте 1969 года был создан международный консорциум «Панавиа», объединивший фирмы «ВАС» (Англия), «Мессершмитт-Белков-Блом» (Германия) и «Аэриталия» (Италия). Доли Великобритании и ФРГ в финансировании работ составили 42,5%, а Италии - 15%. Одновременно с фирмой «Панавиа» было создано производственное объединение «Турбо-Унион», предназначенное для разработки и производства двигателя для этого самолета. В состав объединения вошли фирмы «Роллс-Ройс», «MTU» и «Фиат».

Разработка БРЭО была поручена объединению «Авионика», включающему фирмы «EASAMS», «ESG» и «SIA». Пушки создавались фирмой «Маузер». Разработка самолета официально началась в июле 1970 года.

В соответствии с целями английских ВВС, самолет MRCA-75 должен был заменить тактические бомбардировщики «Канберра» и «Бакэнир», а также дальний бомбардировщик «Вулкан». Англичане рассматривали новый самолет как «евростратегическое» оружие, способное наносить ядерные удары не только по целям на территории стран Восточной Европы, но и в СССР. В Германии перед MRCA-75 ставились довольно скромные задачи: он должен был заменить тактические ударные самолеты F-104G, и действовать против морских целей на Балтике и в Северном море. Итальянцы видели в новой машине замену F-104G - «охотника» за советскими кораблями в центральной части Средиземного моря.

Кроме того, по замыслу конструкторов, самолет должен был быть способен вести маневренный воздушный бой (однако в реальных боевых условиях истребитель как выдающийся «воздушный боец» себя не проявил).

В сентябре 1974 года новому самолету было присвоено имя Tornado.

В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет Tornado, через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ.

В 1990 году, перед войной в Ираке, была проведена модернизация: на носки крыла, оперения и на воздухозаборник было нанесено радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность самолета. Покрытие оказалось некачественным, были случаи его отрыва и попадания в воздухозаборник, что приводило к авариям (после окончания боевых действий в Персидском заливе это покрытие было удалено). Вооружение было дополнено несбрасываемыми кассетами JP233, РБК BL755, американскими корректируемыми авиабомбами «Пейвуэй» II, управляемыми класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер», а также опытными противо-радиолокационными ракетами ALARM.

К середине 90-х годов Tornado считался уже весьма «пожилым» самолетом, требующим глубокой модернизации.

Выпущено в общей сложности 795 самолетов Tornado в ударном и разведывательном вариантах. Германия приобрела 359 самолетов, Италия -100, Великобритания - 229, Саудовская Аравия - 48.

Зимой 1991 года Tornado принял участие в боевых действиях в районе Персидского залива. Для «наказания» Ирака, оккупировавшего в августе 1990 года Кувейт, была создана многонациональная группировка, в состав которой входили ВВС Великобритании и Италии, имевшие на вооружении истребители-бомбардировщики Tornado.

Вот несколько весьма показательных эпизодов, в которых приримал участие «Торнадо»:

«Ранним утром 17 января звено Tornado GR.Мк1 (каждый самолет нес четыре 450-килограммовые авиабомбы), нанесло удар по ВПП аэродрома Шайбах, закончившийся безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель. Относительно большая высота бомбометания (3000 м) облегчила работу иракским зенитчикам. Огнем ЗСУ 57-2 был сбит самолет, пилотируемый лейтенантами А. Никколом и Д. Петерсом. Пушечный снаряд попал в БЧ ракеты «Сайдуиндер», вызвав мощный взрыв, однако экипажу удалось катапультироваться.

Вечером того же дня удар по авиабазе Шайбах был повторен четверкой Tornado, на этот раз оснащенной кассетами JP233. Сброс боеприпасов должен был выполняться на предельно малой высоте. Однако ведущий группы, коммандер Н. Элсдон «промазал» и повел свои самолеты в повторную атаку. Иракские зенитчики вновь оказались на высоте и сбили самолет командира (экипаж погиб).

20 января тремя звеньями Tornado был нанесен удар по авиабазе Мухаррак. Один самолет был потерян из-за технической неисправности (экипажу удалось катапультироваться), а остальные, разделившись в районе цели на две группы, атаковали аэродром с разных направлений: четыре самолета с высоты 1800 выполнили бомбометание по ВПП 450-килограммовыми бомбами, а три машины «засеяли» боеприпасами из кассет JP233 рулежные дорожки. Иракская ПВО создала плотную огневую завесу, значительно снизившую точность бомбометания (в ВПП попала лишь одна бомба). При уходе от цели один самолет был сбит ЗРК С-20 на дальности 17 км, а другой - парой иракских МиГ-29.

22 января восемь самолетов Tornado над районом Аль Ратбаха на высоте 6700 м было обстреляно из 100-мм зенитных орудий КС-19. Самолет ведущего был сбит первым же залпом, а остальные истребители-бомбардировщики, спешно освободившись от бомб, «нырнули» на малую высоту и взяли курс на аэродром базирования.

13 февраля шесть английских Tornado (два из которых несли контейнеры TIALD), сопровождаемые тремя самолетами РЭБ EF-111A и двумя истребителями F-15C ВВС США, произвели налет на авиабазу Аль Таккадум. На следующий день удар был повторен. При заходе на цель по истребителям-бомбардировщикам было выпущено несколько ракет С-75. Экипажи самолетов РЭБ растерялись и не успели «заглушить» станции наведения ЗРК. Истребители-бомбардировщики, обнаружившие ракетные пуски, срочно избавились от бомб и устремились па спасительные малые высоты. По воспоминаниям лейтенанта Р. Кларка, находившегося на борту одного из английских самолетов, «всех охватила ужасная паника. Самое страшное было то, что ракеты мчались к нам с двух сторон а мы не знали, сколько их. Я тут же освободился от пары КАБ и бросил самолет на крыло. В этот момент в нас угодила первая ракета. Взрыв был где-то сзади, видимо под хвостом. Что там творилось, я не представляю, но удар был ужасный. Остекление кабины разлетелось вдребезги, но двигатели еще тянули. Мы планировали минуту или две, после чего пас настигла вторая ракета, превратившая самолет в груду падающих обломков …» (Кларку удалось катапультироваться и он был захвачен иракцами). Это был последний английский самолет Tornado, потерянный в ходе войны.

В операции «Буря в пустыне» самолетами Tornado были впервые использованы легкие противорадиолокационные ракеты ALARM, показавшие относительно высокую эффективность при «проламывании» ПВО противника. К началу боевых действий испытания этой управляемой ракеты еще не были завершены и против Ирака применялись ракеты опытной серии. Каждый истребитель-бомбардировщик мог нести до восьми ракет, но, как правило, он брал на борт лишь две ракеты, дополняющие другое вооружение. Было выпущено, в общей сложности, около 123 УР этого типа, 80% из которых, по оценкам англичан, достигло цели.

Кроме англичан, истребители-бомбардировщики Tornado в ходе операции «Буря в пустыне» использовали итальянцы, перебросившие на ТВД восемь самолетов «Topнадо» GR.l. Семь самолетов дозаправиться не смогли и вернулись на базу. Лишь одному истребителю-бомбардировщику удалось дозаправиться и он продолжил полет на Багдад, над которым и был сбит парой иракских перехватчиков «МиГ-23М» .

Столь слабый дебют Tornado в роли фронтового бомбардировщика объясняется несоответствием между техническим оснащением Торнадо, нашпигованного сложнейшей электроникой, но имеющего слабые системы защиты и лишенного брони, и условиями его боевого использования.

Для такой машины было бы уместно использовать умное оружие большой дальности вне зоны действия ПВО противника. Подытоживая боевой опыт «Торнадо», можно сделать вывод, что этот самолет оказался крайне неудачной машиной с низкой живучестью, с «лишним весом» и низкой маневренностью.

Совершенно ясно, что в догфайтах против российских истребителей у него нет никаких шансов на выживание.

Не так давно американский военный эксперт Тайлер Рогоуэй в своем блоге поразмышлял на тему, кто может победить в воздушном бою между новейшим американским самолетом F-35 и российским Су-30СМ («Фланкер»), если они будут применять пушечное вооружение.

Рогоуэй считает, что все сводится к философии, то есть к совпадению технических возможностей и условий применения того или иного боевого самолета. По его мнению, даже при невероятных маневренных возможностях российских истребителей в догфайте, относительно низкая скорострельность их пушек годится более для поражения крупных бомбардировщиков и наземных целей, чем скопища вражеских истребителей

На мой взгляд, Рогоуэй указал практически единственное преимущество западной авиации на российской - численное превосходство (throngs of enemy fighters). Конкретно - американских ВВС. Что же касается устаревших британских «Торнадо», то при всем уважении к нации, давшей миру Шекспира и Маккартни, этим пока еще летающим «долгожителям», лучше с российскими «догфайтерами» в бою не встречаться. +

В июле 1968 г. Великобритания, ФРГ и Италия заключили соглашение о разработке истребителя-бомбардировщика Tornado IDS для ВВС и ВМС своих стран. В том же году Великобритания, которой требовался дальний перехватчик, стала изучать возможность создания варианта такого самолета на основе истребителя-бомбардировщика Tornado. Главным назначением нового самолета должно было являться боевое патрулирование и перехват средних бомбардировщиков и разведчиков - Ту-22, Ту-22М и Су-24, представлявших наибольшую угрозу для Британских островов.

Рабочее проектирование перехватчика Tornado ADV (Air Defence Variant - вариант самолета ПВО) было одобрено в марте 1976 г., первый полет опытного истребителя состоялся 27 октября 1979 г., а серийного самолета - 12 апреля 1984 г. Первые 18 истребителей, поставленные ВВС Великобритании к октябрю 1985 г., были выпущены в варианте Tornado F.2 с двумя двигателями RB.199 Mk.103. В июле 1986 г. начались поставки перехватчиков в варианте F.3 с двигателями RB.199 Mk.104 и усовершенствованным бортовым оборудованием. В дальнейшем на самолетах F.2 также предполагается установить БРЭО истребителя F.3 (без замены двигателей), после чего они получат обозначение F.2A.

ВВС Великобритании заказано 173 самолета Tornado ADV (в том числе 52 - с двойным управлением). 24 истребителя закупила Саудовская Аравия (в том числе шесть - с двойным управлением).

Состоит на вооружении ВВС Великобритании (поставлено 173 самолета) и Саудовской Аравии (24 самолета).

Крупнейшим конфликтом, в котором приняли участие перехватчики Tornado ADV, была война в зоне Персидского залива. Однако использование самолета было весьма ограниченным (в отличие от ударного самолета Tornado IDS) и нерезультативным. Tornado ADV привлекались к патрулированию воздушного пространства над территорией Саудовской Аравии и Ирака, но не сбили ни одного иракского самолета.

Особенности конструкции

Конструкция на 80% аналогична исходному истребителю-бомбардировщику Tornado IDS. Основные отличия заключаются в удлинении на 1,96 м носовой части фюзеляжа (для размещения новой РЛС) и добавлении секции за кабиной экипажа для подфюзеляжной установки УР "Скайфлэш". Неподвижные части крыла продлены вперед, и их стреловидность возросла с 60 до 67" с целью увеличения хорды и компенсации смещения ЦМ самолета из-за удлинения фюзеляжа и увеличения массы РЛС.

По сравнению с самолетом IDS запас топлива увеличен на 909 л за счет установки топливного бака в дополнительной секции фюзеляжа. В передней части фюзеляжа слева по борту расположена убирающаяся в полете штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе.

Оборудование Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24 "Фоксхантер" с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик" 185 км и класса "истребитель" - 80 км. Станция способна обнаруживать и сопровождать на проходе до 12 целей.Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24 "Фоксхантер" с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик" 185 км и класса "истребитель" - 80 км. Станция способна обнаруживать и сопровождать на проходе до 12 целей.

Силовая установка. ТРДДФ RB.199-34R Mk.104 (2 х 7495 кгс).

Вооружение. Одна встроенная пушка IWKA-Маузер (27 мм). - На подфюзеляжных узлах в полуутопленном положении подвешиваются четыре (по две тандемом) УР "Скайфлэш" класса воздух-воздух с полуактивной моноимпульсной ГСН. Ракеты могут поражать высоко и низко (до 75 м) летящие цели на дальности до 45 км в условиях интенсивных помех. - На каждом из подкрыльевых пилонов могут подвешиваться 1-2 УР AIM-9L "Сайдуиндер" с ТГСН.


Модификации :
ЛТХ:
Модификация Tornado F.Mk.2
Размах крыла, м
максимальный 13.91
минимальный 8.60.
Длина самолета, м 18.68
Высота самолета, м 5.95
Угол стреловидности крыла, град
минимальный 25
максимальный 67
Площадь крыла (при угле 25 град), м2 26,60
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 13600
максимальная взлетная 27210
Масса топлива, кг:
во внутренних баках 5790
в ПТБ 5805
Тип двигателя 2 ТРДДФ Turbo-union RB199-34R Mk.101
Максимальная статическая тяга, кН
форсированная 2 х 33.70
нефорсированная 2 х 66.01
Максимальная скорость, км/ч 2333
Крейсерская скорость, км/ч 1010
Радиус перехвата, км:
при сверхзвуковой скорости 540
при дозвуковой скорости 1355
Продолжительность патрулирования до 2 часов
Макс. эксплуатационная перегрузка 7,5
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка IWKA-Mauser (Mauser BK27) с 180 патронами.
Боевая нагрузка - 8165 кг на 6 подвесках:
4 УР класса воздух-воздух Sky Flash
2 УР AIM-9L Sidewinder с ИК ГСН
или до шести УР AIM-120 AMRAAM средней дальности.
Доп. информация:

Чертеж "Panavia Tornado ADV "
Чертеж "Panavia Tornado F.2 "
Фотографии:


Прототип Tornado F.2

Прототип Tornado F.2

Tornado F.2

Tornado F.2

Tornado F.2

Tornado F.2

Схемы :

Самолет Tornado разработан европейским консорциумом Panavia в составе английской фирмы «Бритиш аэроспейс», немецкой «Мессершмитт-Бельков-Блом» и итальянской «Аэриталиа» для ВВС трех стран (тактические истребители) и ВМС ФРГ (истребитель-бомбардировщик). В ФРГ и Италии он имеет наименование Tornado ECR, а в Великобритании - Tornado GR.I. Первый полет опытного образца состоялся в августе 1974 года, а серийного - в июле 1979-го. Было построено девять опытных образцов. Первый, собранный компанией МВВ, совершил полет 14 августа 1974 г. Название Tornado для этой машины было официально утверждено в сентябре 1974 г., а 29 июля 1976 г. подписан меморандум о совместном финансировании производства 809 таких самолетов. Это число позднее увеличилось до 923 в связи с продажей машин партнерам из Саудовской Аравии и Омана.

Серийные самолеты Великобритании, Западной Германии и Италии совершили первые полеты соответственно 10 и 27 июля 1979 г. и 25 сентября 1981 г. Из 923 построенных машин ВВС Великобритании получили 402 самолета, включая 229 машин Tornado GR Mk.1/1A (истребитель-бомбардировщик) и 173 истребителя ПВО Tornado F Mk.2/3. ВВС Германии получили 247 истребителей-бомбардировщиков (включая 35 специально оборудованных для увеличения дальности действия). ВМС Германии поставлено 112 истребителей-бомбардировщиков; ВВС Италии - 100 истребителей-бомбардировщиков; ВВС Саудовской Аравии приобрели 48 истребителей-бомбардировщиков и 24 истребителя ПВО.

Продажа восьми самолетов-перехватчиков Оману была впоследствии отменена. и самолеты достались ВВС Великобритании. На пике производства 8 1983 г. три производственных центра выпускали 110 самолетов Tornado в год. Последние самолеты Tornado построены в 1992 г. в Германии и Великобритании. В январе 1993 г. Саудовская Аравия подписала контракт на поставку еще 48 истребителей-бомбардировщиков. Этот заказ увеличил число проданных Tornado до 992 экземпляров.

Самолеты для всех стран имеют идентичную конструкцию и базовое РЭО, различаясь некоторыми компонентами РЭО в зависимости от состава вооружения и возможностей национальной электронной промышленности.

Самолет Tornado является свободнонесущим высокопланом цельнометаллической конструкции с крылом изменяемой геометрии, которое может иметь угол стреловидности 43°, что в сочетании с двумя современными турбовентиляторными двигателями Турбо-Юнион и очень сложным электронным авиационным оборудованием позволяет проникать на территорию противника в любую погоду.

Tornado имеет высокорасположенное крыло изменяемой стреловидности (ее углы 25-67°), планер выполнен из традиционных конструкционных материалов. Особенностью двухдвигательной силовой установки являются высокоэкономичные трехвальные ТРДД RB.199-34R тягой по 7530 кгс на форсажном режиме и 4300 кгс на бесфорсажном (удельный расход топлива соответственно 2,5 и 0,45 кг/кгс-ч, по некоторым данным, 0,61). Запас топлива во внутренних баках 6100 л (на самолетах ВВС Великобритании 6540 л за счет дополнительного бака в киле), в четырех подвесных по 1500 л или в двух по 1500 л и двух по 2250 л. Это обеспечивает перелет с четырьмя УР класса «воздух-воздух» через Атлантику без дозаправки в воздухе. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе и может сам использоваться в качестве заправщика (только в ВМС ФРГ).

В состав комплексной системы навигации и управления оружием входят многофункциональная РЛС американской фирмы «Тексас инструменте», инерциальная навигационная система FIN1010 фирмы «Ферранти», доплеровская навигационная РЛС, лазерный дальномер-целеуказатель, аппаратура автоматического управления полетом в режиме огибания рельефа местности и другая аппаратура, обеспечивающая применение управляемого оружия, в том числе ПКР.

Истребитель-бомбардировщик Tornado имеет полностью автономную систему навигации и управления атакой. РЛС отслеживания рельефа местности и управляемую компьютером автоматическую трехканальную систему повышения устойчивости с двухкратным резервированием, включающую в себя электродистанционную систему управления полетом с автостабилизацией. Радиоэлектронное оборудование состоит из центральной БЦВМ «Спирит» 3, системы обработки данных, многорежимной РЛС AI-24 «Фосхантер», системы опознавания «свой-чужой», двух ИНС FIN 1010, линий скрытой передачи данных, приемника системы предупреждения о радиолокационном облучении, мультиплексной информационной шины, ИЛС. индикаторов на ЭЛТ с клавишными пультами управления. радионавигационной системы TACAN. Использование такого мощного электронного авиационного оборудования позволяет самолету выполнять разнообразные задачи, отвечающие требованиям четырех использующих его стран.

Встроенное вооружение самолета состоит из двух 27-мм пушек «Маузер» с боекомплектом по 180 патронов. Для подвесного вооружения имеются три подфюзеляжных узла (центральный - однозамковый, боковые - трехзамковые) и четыре подкрыльевых (однозамковых). Для решения задач на море Tornado может нести на борту две ПКР «Корморан» AS-34 немецкой разработки, две - четыре ПРУР HARM и УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». При необходимости возможно применение других стандартных для НАТО образцов вооружения: ПКР «Си Игл», ПРУР ALARM, УР «Мейверик», «Спарроу», «Скайфлэш» и AIM-120, а также УАБ, Сообщается, что самолет может использоваться в качестве носителя ядерного оружия.

Для самолетов «Торнадо» авиации ВМС ФРГ разработан контейнер с разведывательным оборудованием. Кроме вариантов тактического истребителя и истребителя-бомбардировщика существуют еще специализированные модификации: истребитель ПВО Tornado R.2 и 3 - для ВВС Великобритании и самолет РЭБ Tornado ECR - для ВВС ФРГ. Радиус действия самолета с боевой нагрузкой 3600 кг при переменном профиле полета достигает 1400 км, при перехвате воздушной цели («Торнадо-Ё.З») на дозвуковой скорости - свыше 1850 км (на сверхзвуковой - более 550 км), продолжительность патрулирования при решении задач ПВО составляет 2 ч при радиусе 750 км.

Для поддержания высоких боевых возможностей Tornado осуществляется программа его модернизации (главным образом за счет бортового оборудования), что должно обеспечить повышение точности навигации, эффективности применения оружия по целям вне их визуальной видимости и средств РЭБ для самообороны, улучшение надежности самолетных систем, а также упрощение и удешевление эксплуатации.

После того как самолет Tornado принял участие в войне в Персидском заливе в 1991 г., успешная производственная организация «Панавиа» стала моделью для предстоящей программы европейского истребителя.

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Грузоподъёмность: 9 000 кг
Длина: 16,72 м
Размах крыла: 8,60 м - 13,91 м (в зависимости от угла стреловидности)
Высота: 5,95 м
Площадь крыла: 26,60 м? (при угле стреловидности 25°)
Масса пустого: 14 091 кг
Максимальная взлётная масса: 27 950 кг (с наружными подвесками)
Масса топлива во внутренних баках: 4 650 кг + 440 кг (килевой бак)
Силовая установка: 2 ? ТРДДФ RB199
Бесфорсажная тяга: 2 ? 4 380 кгс
Форсажная тяга: 2 ? 7 620 кгс

Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 2340 км/ч (2,2 Маха)
Максимальная скорость: 1 480 км/ч (на малой высоте без подвесок)
Крейсерская скорость: 1 112 км/ч (с подвесками)
Боевой радиус: 1 390 км
Перегоночная дальность: 3 890 км
Практический потолок: > 15 000 м
Скороподъёмность: > 75 м / сек
Длина разбега: < 900 м
Длина пробега: 370 м
Максимальная перегрузка: +7,5 g

Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 х 27 мм BK-27 Маузер
Боезапас: 1 х 180 патронов
Скорострельность: 1 600 выстрелов / мин
Точки подвески: 7
Боевая нагрузка: 9 000 кг
Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

Военно-аналитический блог bmpd, ссылаясь на статью во французском бюллетене «TTU», сообщает, что почти половина истребителей-бомбардировщиков Германии Panavia Tornado не могут совершать полеты из-за обнаруженной проблемы - ослабления планера самолета в районе кабины пилотов . К прикованным к земле принадлежат и все 6 дислоцированных на турецкой авиабазе «Инджирлик» самолетов, которые должны совершать боевые налеты на позиции террористов ИГИЛ*.

На вооружении ВВС Германии находятся 86 самолетов, принадлежащих к модификации Panavia Tornado IDS, и 39 из них обездвижены. Проблема прочности планера была обнаружена после того, как на Tornado установили новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Как говорил Виктор Черномырдин, хотели как лучше…

Причина ослабления конструкции не сообщается. В связи с чем возник ряд версий - от анекдотических до изощренных. К первым относится предположение о том, что при установки блоков БРЭО не там просверлили дырки. Может быть, нарушилась центровка. А кто-то склонен считать, что обновленная система управления режимами полета «позволяет» самолету закладывать такие виражи, при которых превышается допустимая для планера перегрузка.

Panavia Tornado

А вот о старении металла говорить пока рано. Самолет, являющийся совместной разработкой Германии, Великобритании и Италии, совершил первый полет в 1974 году. А поступать в ВВС и ВМС этих трех стран начал в 1981 году. По нынешним временам он довольно архаичный. Предполагалось, что его эксплуатация должна завершиться до 2018 года. Однако благодаря модернизации до стандарта ASSTA 3.0, выполненной 4 года назад, срок эксплуатации продлили до 2025 года.

Как немцы будут решать возникшую проблему, весьма серьезную, не сообщается. Но, похоже, что она коснулась не только боеготовности ВВС Германии. Поскольку точно такие же самолеты находятся в строю в Великобритании и Италии. А их модернизация - это дело всеобщее.

Эта серьезная проблема с планером влечет за собой еще более серьезную проблему с американским «ядерным аутсорсингом». Дело в том, что США еще во время холодной войны разместили в ряде европейских стран, включая ФРГ и Италию, ядерные бомбы B61. И они, якобы, находятся под полным контролем США и не могут быть использованы без их ведома. И среди вооружения «Торнадо» есть и B61. При этом американцы не только не хотят вывезти из Европы запрещенное к распространению оружие, но и объявили недавно о намерении заменить устаревшие бомбы на их последнюю - 12-ю, модификацию мощностью около 100 килотонн. Таковы американские представления о международном праве.

Дефект «Торнадо», который может привести к очень серьезным последствиям для авиации не только Германии, но и НАТО, - явление не уникальное. Всякий новый самолет в период его освоения в строевых частях летчиками среднего уровня подготовки обладает сложным норовом. И аварии на этом этапе часты. Конструкторы, после скрупулезного анализа аварий вносят коррекцию в бортовые системы, органы управления, дорабатывают планер. Однако существуют самолеты, в которых конструкторские ошибки так и не были устранены. И они в таком виде были запущены в серийное производство.

Наиболее красноречивый пример такой машины, оставшейся «сырой» до самой старости, является американский легкий истребитель четвертого поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол»). Он был запущен в крупносерийное производство в 1978 году. С тех пор было построено более 4,5 тысячи самолетов различных модификаций. То есть это самый массовый в мире истребитель 4-го поколения. Сейчас его производителем является американский монстр оборонки - компания Lockheed Martin.

Сразу после появления F-16 на свет летчики начали жаловаться на то, что при малых скоростях у двигателя резко падает тяга. Вскоре появились и жертвы этой особенности двигателя. Конструкторы частично решили эту проблему, но полностью двигатель до ума не довели. Статистика катастроф это прекрасно доказывает. За все время эксплуатации F-16 было потеряно почти 600 самолетов, что составляет 13% от их общего числа .

Истребитель F-16

Статистика причин аварий такова:
- попадание в воздухозаборник посторонних предметов (как правило птиц) - 5%;
- разрушение элементов фюзеляжа - 10%;
- отказ двигателя - 38%;
- человеческий фактор - 47%.

При этом наиболее частые ошибки пилотов - потеря ориентации и столкновение с другим самолетом при выполнении тренировочных полетов.

В двигателе же отказывает буквально все, что в него входит, - узлы турбины высокого давления, низкого давления, компрессоры, масляная система, подшипники.

Причина маркетингового успеха F-16 в новом тысячелетии объясняется не его боевой эффективностью. Самолет морально изрядно состарился. Он стоит недорого. Однако к стоимости одной машины необходимо прибавить еще 13% — столько самолетов гарантированно потеряет покупатель. Еще надо посчитать и количество загубленных пилотов - как правило, на две аварии приходится одна смерть.

Ларчик открывается просто. Компания Lockheed Martin продолжает активно гнать свой опасный самолет в 20 с лишним стран мира, опираясь на блестящую маркетинговую политику. Во-первых, это мощная реклама, в которой нет места печальной статистике. Во-вторых, индивидуальная работа с каждым клиентом. Широкий выбор из 25-и модификаций, каждая из которых предполагает различные варианты комплектации или опции. Предоставление услуг по ремонту, обслуживанию, поставке тренажеров, обучению летчиков и т. д., и т. п. Примерно так же продаются пылесосы и кухонные комбайны.

Однако F-16 не является чемпионом аварийности. Таковым стал запущенный в серийное производство в 1958 году истребитель Lockheed F-104 Starfighter. В ФРГ его назвали «летающим гробом». Компания Lockheed продала немцам 916 самолетов. Почти третья часть из них (292 или 30%) разбилась, не принимая участия в боевых действиях. Одним из погибших летчиков был сын председателя Бундестага ФРГ Каи-Уве фон Касселя. Погибал каждый десятый пилот, садившийся за штурвал этого коварного самолета. Всего же погибли 110 человек.

Но относительный рекорд был установлен не в Германии, а в Канаде, где было потеряно 46% дорогих подарков от фирмы Lockheed - 112 из 238-и. При этом погибли 37 пилотов.

Истребитель Lockheed F-104 Starfighter

Печальная статистика сложилась и в Японии. Но там, в отличие от ФРГ, докопались до причины закупки обладавших рекордной аварийностью и невысокой боевой эффективностью самолетов. (Во время Вьетнамской войны американские офицеры шутили: у Starfighter лишь одно полезное качество - высокая скорость). Выяснилось, что ответственные за военные закупки японские чиновники получали крупные взятки от представителей компании Lockheed. В результате разразившегося скандала кабинет министров Японии был вынужден уйти в отставку.

Причина жуткой аварийности машины и гибельности ее для пилотов состояла в том, что конструкторы попытались выжать из нее максимально возможную скорость. Для чего было выбрано абсолютно «куцее» крыло, имевшее площадь 18 кв.м. И это при весе снаряженной машины, равной 13 тоннам. Пилоту приходилось буквально балансировать, как в цирке на канате, чтобы удерживать горизонтальный полет, не говоря уж о маневрах.

К тому же Lockheed оснастила самолет неудачной катапультой, которая редко спасала летчиков. Когда немцы создали свою катапульту и разместили ее на самолете, американцы подали на ФРГ в суд. Кстати, благодаря этой замене число смертей сократилось, а количество разбитых самолетов возросло. Поскольку в случае загорания на приборной панели какой-нибудь красной лампочки пилотов охватывал ужас, и они немедленно катапультировались из «летающего гроба».

И, возвращаясь к истории с модернизацией немецкого истребителя-бомбардировщика «Торнадо», необходимо сказать, что французский бюллетень поведал ее с плохо скрываемой радостью. Дело в том, что на нескольких крупных тендерах французский истребитель «Рафаль» остро конкурирует с евроистребителем «Тайфун», в создании которого самое активное участие принимала Германия. Логика тут простая: если «Торнадо» никудышный самолет, то и «Тайфун» недалеко от него улетел.

——————————————————-
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

Еще в середине 60-х годов руководители ВВС Германии, Бельгии, Нидерландов и Италии окончательно убедились в необходимости искать замену самолетам F-104 «Старфайтер» и Фиат G.91, состоявшим на вооружении этих стран. Тому была масса причин. Мало того, что творение американской фирмы «Локхид» у натовских пилотов приобрело дурную славу «летающих гробов», так вдобавок самолет обладал довольно скромными боевыми возможностями. Ну a G.91 просто безнадежно устарел.

Предстояло выбрать, каким путем идти: в очередной раз закупить новые самолеты у США или создать свой. Последний путь для уже окрепших национальных авиафирм был более предпочтителен. Страны НАТО в то время переживали очередной экономический кризис, и, конечно же, новые военные заказы были бы кстати. Однако ни немцы, ни итальянцы, ни тем более Бельгия или Голландия еще не могли «поднять» столь масштабный проект в одиночку. В этих условиях решили создавать новый самолет совместными усилиями

В январе 1968 года главнокомандующие ВВС ФРГ, Италии, Бельгии и Нидерландов договорились о создании рабочей группы экспертов с задачей выработать тактико-технические требования к перспективному многоцелевому ударному самолету, а также разработать принципы совместной работы. В июле Великобритания прислала своих представителей для участия в работе группы. Авиастроители этой страны уже имели богатый опыт совместной работы с Францией, полученный в период создания истребителя-бомбардировщика «Ягуар». Командование Королевских ВВС сумело убедить правительство в необходимости заменить «Лайтинги», «Канберры» и «Бакани-ры», которые, по их мнению, больше не могли конкурировать с советской авиацией.

Через 17 дней вышел в свет Меморандум № 1. В нем содержались принципы совместной деятельности, определялся круг фирм-участников проекта, решались другие вопросы. Была создана фирма «Панавиа», которая и координировала все работы между многочисленными участниками. В ее руководство вошли 5 немецких, 4 английских и 2 итальянских представителя.

К началу 1969 года были разработаны требования к самолету. В следующем году принимается решение о начале реализации одного из 6 представленных эскизных проектов истребителя-бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии. Для этого создали широкую кооперацию фирм разных стран. Так английская «Бритиш Эркрафт Корпорейшен» разрабатывала переднюю секцию фюзеляжа и хвостовое оперение. «Турбо Юнион» - двигатели, немецкая «Мессершмитт Бельков Блом» - центральную часть фюзеляжа, «Аэрита-лия» - крылья. Кроме них, еще 30 различных фирм и компаний приняли участие в разработке и строительстве самолета.

Между тем перспектива создания нового европейского истребителя-бомбардировщика пришлась не по вкусу американским самолетостроителям. Они рассчитывали, что F-16 фирмы «Дженерал Дайнемикс» заменит устаревшие машины. Началась «обработка» возможных партнеров, и не без успеха. В результате правительства Бельгии и Нидерландов решили отказаться от участия в проекте и оснастить свои ВВС американским истребителем. Пытались американцы урвать кусок из финансового «пирога» программы «Торнадо» еще и путем поставок своих двигателей «ПраттУитни»ТР-30. Однако в этом вопросе они не преуспели.

В начале 1970 года совместная комиссия приняла решение о начале полномасштабной разработки самолета. Ее отчет занял 15 000 страниц и содержал полную информацию о создаваемой машине и принципах ее воплощения в металл. 1973 год стал знаменательным в истории «Торнадо». В начале года специалисты фирмы «Турбо Юнион» приступили к испытаниям ТРДДФ RB. 199-34R-01, установленных под фюзеляжем бывшего стратегического бомбардировщика «Вулкан». 15 марта вышел в свет шестой по счету меморандум, в котором определялся порядок строительства 10 прототипов и 6 предсерийных самолетов (15 из них использовались для различных испытаний).

В июле следующего года шеф-пилоты Пауль Милетт (Англия) и Нильс Мейстер (Германия) совершили первый полет на новой машине. Он был признан успешным. А в четвертом полете самолет достигнет скорости М=1,15 на горизонтальной прямой.

Пока шли летные испытания и доводка истребителя, определялось общее число самолетов, которые должны будут поступить на вооружение ВВС стран-разработчиков, а также квота поставокдругим государствам, пожелавшим закупить «Торнадо». С этой целью уже в 1977 году самолет выставлялся на авиасалоне в Париже.

На доводку ушло 4 года. За этот период был потерян всего один прототип английского производства Р.08, разбившийся 12 июня 1979 года. Первые серийные «Торнадо» в ФРГ и Великобритании взлетели в середине лета 1979-го, а итальянский - в 1981 году.

Основной модификацией в семействе «Торнадо» стал истребитель-бомбардировщик (английская аббревиатура IDS) - самолет нормальной схемы с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и двумя ТРДДФ в хвостовой части фюзеляжа. Конструкция планера на 75% выполнена из алюминиевых сплавов.

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок состоит из трех секций с технологическими разъемами за кабиной экипажа и перед килем. В передней секции размещены кабина экипажа под общим фонарем, открывающимся вверх на задних шарнирах, отсеки БРЭО и агрегаты системы кондиционирования. Средняя секция имеет монолитные шпангоуты. В середине расположена титановая балка с шарнирами поворота крыла. В хвостовой секции размещена большая часть компонентов бустерной системы управления, двигатели и вспомогательные агрегаты.

На верхней поверхности фюзеляжа установлены два воздушных тормоза, под хвостовой частью имеется тормозной крюк. Радиопрозрачный носовой обтекатель антенны РЛС крепится на шарнирах и может откидываться вправо.

Крыло кессонное с двумя лонжеронами и обшивкой из монолитных фрезерованных панелей. Корневая хорда крыла 2,7 м, концевая - 1,28 м. Удлинение крыла 7,3 при минимальной и 2,9 - при максимальной стреловидности. Механизм крыла состоит из предкрылков (по 3 секции на одной консоли) по всему размаху и двуще-левых закрылков (по 4 секции) также по всему размаху, которые используются для улучшения маневренности при промежуточных углах стреловидности. На верхней поверхности каждой консоли установлено по 2 секции интерцепторов. Элеронов нет. Все поверхности управления крыла отклоняются при помощи установленных тандемом гидроцилиндров по электрическим командам.

Хвостовое оперение самолета - двухлонжеронный киль и цельнопово-ротный дифференциальный стабилизатор, расположенный ниже плоскости крыла. Высота киля - 3 м, его площадь - 8,7 м2. Горизонтальное оперение имеет площадь 9 м 2 . На конце киля установлена антенна системы РЭБ.

Шасси трехопорное с бескамерными пневматиками низкого давления. Рассчитано на эксплуатацию с элементарно подготовленных аэродромов. Передняя и основные стойки убираются вперед и снабжены масляно-пневматическими телескопическими амортизаторами.

Система управления полеnом электродистанционная, триплексная с подсистемами улучшения устойчивости и управляемости. Управление по крену при больших углах стреловидности крыла обеспечивается дифференциальным отклонением консолей стабилизатора. На малых углах стреловидности применяются также интерцепторы, которые используются и для гашения подъемной силы при посадке.

На самолетах первых серий устанавливались ТРДДФ RB. 199-34MK. 101, ас 1983 года - ТРДДФ RB. 19934 Мк. 103 (2x4380 кгс или 2x7675 кгс). Двигатель RB. 199 трехвальной схемы с форсажной камерой, регулируемым соплом и реверсом тяги створчатого типа, САУ двигателя электронно-гидромеханическая. Воздухозаборники двигателей боковые ковшовые, регулируемые цифровой электронной системой с внешним сжатием.

Топливо размещается в протестированных фюзеляжных баках и в двух баках-отсеках в подвижных частях крыла. В передней части фюзеляжа с правой стороны расположена штанга системы заправки топливом в полете. Возможна подвеска на двух подфюзе-ляжных и двух подкрыльевых пилонах сбрасываемых топливных баков емкостью соответственно по 1800 и по 1500 или 2250 л.

Две независимые гидравлические системы с приводом от двигателей обеспечивают дублированное питание приводов систем управления механизацией и механизмов поворота крыла и уборки шасси. При отказе обоих двигателей используется аварийный насос с электроприводом от аккумулятора.

На борту установлены: многорежимная картографическая РЛС переднего обзора, обеспечивающая автоматическое следование рельефу местности: трехканальная цифровая инерци-альная навигационная система FIN-1010; ИЛС; доплеровская РЛС «Дек-ка» тип 72; вычислитель воздушных данных; центральная ЭВМ; радиовысотомер; лазерный дальномер и це-леуказатель; приемопередатчик системы опознавания «свой-чужой»; обо-

рудование системы «Такан», а также различные индикаторы. Кабина экипажа с кондиционированием. Для защиты от поражения управляемым оружием «Торнадо» оснащен системой РЭП «Скай Шэдоу» и системой сброса дипольных отражателей и ИК ловушек BOZ 107. В кабине установлен индикатор системы предупреждения о радиолокационном облучении.

Вооружение самолета составляют две встроенные пушки «Маузер» калибром 27 мм, расположенные по бортам в передней части фюзеляжа, со скорострельностью 1600-1700 выстр./ мин. и боекомплектом 180 патронов на ствол.

На 7 узлах подвески (2 поворотных Пилона под каждой консолью крыла и 3 под фюзеляжем) могут устанавливаться: УР класса воздух-воздух AIM -9L «Сайдуиндер» и AIM7F «Спэрроу»; УР класса воздух-поверхность AJ. 168 «Мартел», AS.30, «Мартел», AGM-65 «Мейверик», противокорабельные УР «Си Игл» и «Корморан», а также ASRA-АМ; противолокационные ракеты ALARM и HARM; контейнеры с многоцелевым кассетным оружием MW-1n JP.233; планирующие и кассетные бомбы, бомбовые кассеты ВШ-1В с зажигательными бомбами калибром 340 кг, бомбы «Пэйвуэй» с лазерной системой наведения и контейнеры с напалмом.

Столь разнообразное вооружение позволяет самолету решать практически любые задачи по поражению наземного противника с высокой точностью. На практике номенклатура вооружения «Торнадо» зависитоттой страны, которой принадлежит каждый конкретный самолет.

Так как истребители-бомбардировщики строились в трех странах, они имели различное обозначение в соответствии с принятой национальной классификацией: в Германии «Торнадо-GS», в Великобритании «Торнадо-GR» Мк1 и в Италии «Тор-надо-IDS». Учебно-боевые варианты обозначались дополнительной буквой «Т».

В 1979 году главнокомандующие ВВС трех стран приняли решение создать объединенный центр подготовки экипажей «Торнадо». Он комплектовался самолетами английского и немецкого производства. Все машины этого центра несли опознавательный знак-буквы «ТТТЕ» на черном поле, вписанные в красный ромб, и буквенный код: G-Германия, В-Великобритания и I - Италия. На борта самолетов наносились порядковые номера-для каждой страны строго определенные. Так, «Торнадо», использовавшиеся для подготовки английских пилотов, могли иметь номера от 01 до 20, а для подготовки операторов-61... 75 и т. д.

С 1980 года начались поставки самолетов в ВВС Англии и ВМС ФРГ, годом позже-в ВВС ФРГ. В Италии первые серийные «Торнадо» стали поступать на вооружение в 1982 году. В Англии первым перевооружили на GR Мк19-й эскадрон. Он вел свою историю с 1914 года и до этого летал на «Вулканах». В авиации ВМС и ВВС ФРГ новые самолеты получили также наиболее заслуженные части.

Всего было поставлено истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» ВВС Англии - 254, ВВС ФРГ-211, ВМС ФРГ-111, ВВС Италии-99, Саудовской Аравии-45 и Иордании-8.

Во второй половине 70-х годов Великобритании потребовалось решить проблему истребите-ля-перехватчикас большим радиусом действия, так как руководство НАТО возложило на королевские ВВС задачу перехвата советских Ту-22М и Ту-95 в Северной Атлантике.

Решено было создать перехватчик на базе истребителя-бомбардировщика «Торнадо», испытания которого близились кзавершению. Специалисты английской фирмы «Бритиш Эркрафт Корпорейшн» 11 марта 1977 года приступили к работам по самолету, имевшему шифр ADV (Air Defense Variant). Больших переделок решили не делать. Да это было и ни к чему. Для маневренного воздушного боя эти машины не предназначались.

В результате уже 27 октября 1979 года поднялся в воздух первый прототип перехватчика, который пилотировали Д. Игалс и П. Кеуорд. Полет длился 92 минуты. Самолет развил скорость М=1.2. Испытания велись в высоком темпе. К концу года прототип налетал 41 час. В третьем полете скорость достигла числа М=1,75. Однако, вскоре летчики заметили, что носовой обтекатель новой формы вибрирует на скоростях, близких ктрансзвуковым.

Для отработки нового поискового радара был переоборудован один «Баканир», что позволило сократить сроки испытаний. В следующем году был готов второй прототип. На нем установили двигатели RB. 199-34 Мк. 104 и новое оборудование кабины. В сентябре 1980-го этот самолет был показан на авиасалоне в Фарнборо. Всего в испытаниях участвовало 3 прототипа и их сум -марный налет-376 летных часов.

Первый серийный «Торнадо-Р2» был сдан в марте 1984 года и поступил в центр переучивания летного состава. Первым строевым подразделением в королевских ВВС, оснащенным новыми перехватчиками, стал 29-й эскадрон, летчики которого ранее летали на «Фантомах».

«Торнадо-Р2» внешне почти не отличается от истребителя-бомбардировщика. Он имеет удли -ненный и измененный по форме обтекатель носового радара, а на киле отсутствует передний обтекатель пассивной антенны системы РЭП.

Для поиска и наведения УР на цель применен радар фирмы «Маркони»А1 Мк24 с дальностью обнаружения целей около 185 км. Дополнительно установили коллиматорный индикатор и сис-темуулучшения визуального опознавания VAS.

Изменилось и вооружение. На 4 подфюзеляжных узлах можно подвесить 4 УР «Скай Флэш» (английский аналог американской AIM-7 «Спэрроу») средней дальности. Под каждой консолью установлен один универсальный пилон для подвесного топливного бака иУРА1 М-91_ «Сайдуиндер». Из двух пушек было решено оставить одну.

Со второй половины 80-х годов на самолет стали устанавливать ТРДДФ RB. 199-34 Мк. 104 с тягой на форсаже 8000 кгс. Количество «Сайдуиндеров» довели до четырех. Этот перехватчик получил обозначение «Торнадо-РЗ». Всего ВВС Великобритании получили 165 «Торнадо» в варианте всепогодного дальнего перехватчика и еще 24 закупила Саудовская Аравия.

В начале 90-х годов в Германии специалисты фирмы М.В.В. на базе истребителя-бомбардировщика «Торнадо» разработали вариант самолета разведки и РЭБ «Торнадо-ЕС». На нем установлены более совершенное пилотажно-навига-ционное оборудование, средства радиотехнической разведки, две ИК станции (со строчной разверткой и переднего обзора), аппаратура сбора, обработки и передачи разведданных по радиоканалу. На внешней подвеске могут размешаться контейнеры с разведаппаратурой, станцией активных помех, автоматами выброса ди-польныхотражателей и ИК ловушек.

Боевое крещение истребители-бомбардировщики «Торнадо» прошли в период войны в Персидском заливе. Во время операции «Буря в пустыне» на долю их экипажей выпали наиболее сложные задачи нанесения ударов по аэродромам, имевшим достаточно мощную систему ПВО, и уничтожения Иракских зенитных комплексов. Для решения первой задачи применялись кассеты JP-233, снаряженные бетонобойными бомбами и противотранспортными минами, а для вто-рой-УР ALARM и HARM. Именно на долю этих самолетов выпали наибольшие потери среди всех типов авиации многонациональных сил. По официальным данным было сбито 8 «Торнадо».

В первые дни операции экипажи английских «Торнадо-GR» осуществляли полеты на малых высотах. Очень быстро выявилось несовершенство бортовой системы РЭБ. Огнем ЗСУ «Шилка» советского производства в первый же день было сбито 2 самолета и несколько повреждено. Надо отметить, что почти все потерянные самолеты авиации многонациональных сил стали жертвами малокалиберной зенитной артиллерии. И это в условиях сильнейшего воздействия средств РЭП.

Чтобы снизить уровень потерь, английское командование было вынуждено перенести маршруты на средние высоты. Это в свою очередь потребовало экстренной перестройки программы управления процессами бортовой системы РЭБ. Но на этом неприятности не закончились. По причинам отказа бортовых средств РЭБ были сорваны 10 боевых вылетов.

Еще больше проблем возникло с системой РЭБ истребителей «Торнадо-РЗ», переброшенных на территорию Саудовской Аравии. Так как она создавалась для действия в основном над своей территорией (морем), установленных средств оказалось недостаточно. Срочно провели доработки. На самолеты установили устройства выброса ИК ловушек и противорадиолокаионных отражателей (аналогичные устройства устанавливались на истребители «Торнадо-РЗ», поставленные ВВС Саудовской Аравии). Позднее стал использоваться подвесной контейнер РЭБ.

Несмотря на относительно большие потери, «Торнадо» подтвердили свою высокую эффективность в действиях по наземным целям. А в воздушных боях им участвовать не пришлось.

В настоящее время самолеты «Торнадо» продолжают эксплуатироваться в строевых частях и, по мнению специалистов, будут способны оставаться на уровне современных требований до конца века.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ «ТОРНАДО»

Торнадо -GR*

1 Торнадо -GS» ВМС ФРГ

Торнадо -F3»

Длина , м

Размах крыла , м :

максимальный

минимальный

Площадь крыла при мин .

стреловидности , кв .м :

Высота самолета , м

Угол стреловидности по перед .

кромке крыла , град :

максимальный

минимальный

Двигатели

2хТРДДФ

2хТРДДФ

2хТРДЦФ

Мк 101

Мк . 103

Мк .104

Тяга , кг /с : статическая

на форсаже