Как написать изложение кратко и правильно? Тексты для изложений. Пересказ текста по плану одним или двумя учениками

ЛЕВ И СОБАЧКА

Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.

(По Л. Толстому)

Надо ли знать природу?

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

Задача краткого, или сжатого изложения - передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное - точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений - очень действенная и практичная.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт , чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро - цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие , сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение . Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель - это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель - это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение . Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать , самые диковинные и умные звери, несомненно , бобры.

Бобры - самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Текст изложения

(1)В чём польза чтения? (2)Верно ли утверждение, что читать полезно? (3)Почему многие продолжают читать? (4)Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

(5)Польза чтения книг очевидна. (6)Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. (7)А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. (8)Убедиться в этом каждый может на собственном примере. (9)Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. (10)Читающий человек грамотнее говорит. (11)Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. (12)Не верите? (13)А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. (14)После прочтения (общий второстепенный член) вы будете соображать быстрее 1 , ваш ум станет острее 2 и вы поймёте 3 , что читать полезно и выгодно 4 .

(15)Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. (16)После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

(По материалам Интернета)

Образец сжатого изложения

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает ясное мышление. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать. После прочтения чего-нибудь из классики детективного жанра вы будете соображать быстрее и поймёте, что читать полезно и выгодно.

Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. Читающие люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Слушать данное изложение и все остальные

Скачать текст подробного и сжатого изложения "В чем польза чтения", аудиофайл

Яндекс.ДиректЗаказать LANDING PAGE от 8 т.руб!soyz-media.ru →Заказать LANDING PAGE от 8 т.руб!Разработка проектов под ключ от 8 т.р. Домен в подарок. 100% адаптив сайтов . Узнать!Интернет-МагазиныКорпоративные сайтыЛендингиЗаказатьПодробнее на soyz-media.ru Скрыть объявлениеФинансовые услуги оказывает: АО «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Страхование»Ваша карта ждет вас!tinkoff.ru →Ваша карта ждет вас!Кэшбэк 30% по спецпредложениям и 5% по избранным категориям. И до 10% на остаток!Дебетовая картаЗаявка ОнлайнКэшбэк до 30%Доставка 0 рубПодробнее на tinkoff.ruФинансовые услуги оказывает: АО «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Страхование» Скрыть объявление

Русский язык, 6 класс

Поговорим о бабушках.

План изложения

I Давайте поговорим о стариках....

II « Ох уж эта бабушка!»

1. Ну что делать с такой бабушкой?.

2. Надо прощать, терпеть, опекать, беречь…

3. У каждого возраста свои особенности.

III. А все-таки попытайся…

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во много раз сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее последняя радость, ее единственная забота, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности, Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

(По И. Медведевой, 234 сл.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Г. Снегирева «Скворец» в 6 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2012

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка, способами замены прямой речи косвенной;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения)

1. Словарный диктант.

Стоят и не шелохнутся, смотрит вверх, ищет что-то, в лес не сворачиваю, поймаешь и возьмешь себе, показывает наверх, перелетел на плечо, скажет что-нибудь.

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова : свалился, отряхивать, отдохнет, вздрогнула, посмотрела, набралось, по тропинке, проветривала, осматриваю, бедный, распушил, попрощалась.

Выполните синтаксический разбор предложений .

1) Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега.

2) Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо.

Замените диалог косвенной речью.

1) - Девочка, что ты ищешь? - спрашиваю.

- Ничего, так просто!

2) Я спрашиваю у девочки:

Давно.

ХОД УРОКА

    Целеполагание

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Геннадий Снегирев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

(учащиеся высказываются)

2. Выразительное чтение текста учителем

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат. Ёлки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело. Я ногой по ёлке ударил - целый сугроб мне свалился на голову. Стал я снег отряхивать, смотрю - идёт девочка. Снег ей по колени. Отдохнёт немножко и опять идёт, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.

- Девочка, что ты ищешь? - спрашиваю.

Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:

- Ничего, так просто!

Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега. Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой.

На обратном пути смотрю - опять эта девочка впереди меня по тропинке тихо-тихо идет и плачет. Я её догнал.

- Отчего, - говорю, - ты плачешь? Может, я помогу.

Посмотрела она на меня, вытерла слёзы и говорит:

- Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замёрзнет!

- Чего ж ты раньше молчала?

- Боялась, - говорит, - что ты Борьку поймаешь и возьмёшь себе.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я в другую. Каждое дерево осматриваю, нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу - девочка кричит: «Нашла, нашла!» Подбегаю я к ней - стоит она около ёлки и показывает наверх:

- Вот он! Замёрз, бедный.

А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.

Девочка его зовёт:

- Боря, иди ко мне, хороший!

А Боря только к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.

- А то, - говорит, - пока донесу до дому, замёрзнет.

Пошли мы домой. Темно уже стало, в домах огоньки зажглись. Я спрашиваю у девочки:

- А давно у тебя скворец живёт?

Давно.

А сама быстро идёт, боится, что скворец под пальто замёрзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.

Пришли мы к её дому, девочка попрощалась со мной.

- До свиданья, - только мне сказала.

Я на неё долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.

Учащиеся. Этот текст о большой любви маленькой девочки к ее пернатому другу скворцу Борьке. Это тема текста. Автор убеждает читателя в великой силе любви ко всему живому, в тесной связи человека и природы. Это основная мысль текста.

Учитель. Как вы относитесь к героям текста?

Учащиеся. Девочка, невзирая на опасности (одна зимой в темнеющем лесу), спасает своего маленького беззащитного друга. Такой поступок заслуживает уважения. Рассказчик, человек взрослый, помогает ей. Чувствуется, что он тоже очень добрый, внимательный человек, любящий природу и людей.

Учитель. Вы обратили внимание на деталь: девочка «маленькая, а валенки большие»? Какова, на ваш взгляд, роль этой детали в раскрытии образа героини и основной мыли рассказа?

Учащиеся. Может быть, автор хотел подчеркнуть, что девочка в больших валенках и ведет себя, как большая, взрослая. Она бесстрашно отправилась на поиски друга, значит, она «большая», потому что совершила поступок, который под силу взрослому человеку.

Учитель. Как бы вы поступили на месте рассказчика? Девочки?

Учащиеся. Всего нельзя предугадать. Скорее всего я тоже не бросил бы своего пернатого друга в беде, но не пошел бы в лес один, а позвал бы друзей или взрослых.

Девочка проявила осторожность, и это правильно, ведь доверять незнакомым людям сейчас нельзя, тем более в таких обстоятельствах. Но ей повезло: повстречался на пути добрый, заботливый человек.

Конечно, отправляться одной в лес нельзя. Я бы позвала своих родителей, они всегда мне помогают. На месте рассказчика я бы тоже помогла девочке, тем более в таком благородном деле, как спасение друга.

Учитель. Как вы думаете, каких слов ждал рассказчик от девочки?

Учащиеся. Рассказчик, вероятно, заинтересовался девочкой и ее поступком, почувствовал в ней родственную душу, хотел познакомиться с ней поближе, услышать ее рассказ о Борьке.

Учитель. Почему девочка ничего, кроме слов прощания, не сказала рассказчику?

Учащиеся. Может быть, девочка торопилась отогреть Борьку, боялась за его здоровье, была поглощена мыслями о своем пернатом друге.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. Определите тип текста. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? На какую часть речи вы прежде всего обратите внимание при составлении плана? (Глаголы, потому что текст-повествование). Попробуйте обозначить части текста на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

    «Ходил я гулять в лес».

    «Отчего ты плачешь?»

    «Тогда я полез на ёлку».

    «А девочка ушла».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем. Помните о роли глагола в повествовании.

Цитатный план

Ключевые слова

    «Ходил я гулять в лес».

Снега намело, вверх на деревья смотрит, сама маленькая, а валенки большие.

    «Отчего ты плачешь?»

В форточку вылетел, ночью замерзнет, поймаешь и возьмёшь себе.

    «Стали мы вместе с девочкой искать Борьку».

Каждое дерево осматриваю, одним глазом смотрит

    «Тогда я полез на ёлку».

Перелетел на плечо, спрятала по пальто,

    «А девочка ушла».

Боится, что скворец под пальто замёрзнет

5. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Откройте Памятку 1. Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на пять групп и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.

(Примечание: с Памяткой 1 ребята знакомятся на предыдущих уроках, осваивают терминологию, учатся компрессии на небольших текстах из учебника, поэтапно отрабатывая каждый из способов сжатия. Памятка адаптирована для учащихся 6 класса. В 7 классе она дополняется и расширяется с учетом новых знаний семиклассников. С таким большим по объему текстом ребята работают впервые в 6 классе, поэтому учитель помогает каждой из групп, направляет ребят, корректирует их работу, чтобы на этапе обсуждения создать ситуацию успеха).

Памятка 1. Три основных способа сжатия текста

Выделяют три основных способа сжатия текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение :

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение :

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение :

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

6. Обсуждение полученных результатов

7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, снежно. Ударил я ногой по елке, мне на голову целый сугроб свалился. Стал я снег отряхивать, смотрю - идёт девочка. Снег ей по колени, с трудом идет и вверх на деревья смотрит, ищет что-то. Я спросил, что она ищет, но девочка не ответила и дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.

Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой. На обратном пути снова встречаю девочку, она идет и плачет. Я предложил ей свою помощь, и девочка рассказала, что, когда мама комнату проветривала, Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Девочка боялась, что скворец замерзнет.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало. Пошли мы с девочкой в разные стороны, и скоро я услышал радостные крики девочки. Побежал на голос и увидел на ветке скворца совсем замерзшего.

Девочка зовет его, а он к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, как он перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто, чтобы не замерз.

По дороге домой я расспрашивал девочку о скворце, но она почти молчала, очень торопилась, боялась за жизнь скворца. Попрощалась коротко, я всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А она ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

8. Рефлексия

Учитель. Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.