Как сфоткать закат на зеркалке. Идеи и позы для фотографирования на море

Это правило всегда актуально, потому что очень полезно продумывать все наперед. Иногда фантастические фотографии восхода и захода солнца могут получиться спонтанно, без какого-либо предварительного планирования. Но, тем не менее, опыт показывает, что лучшим снимкам предшествует тщательное планирование. По крайней мере за день или за два до фотосъемки исследуйте места, в которых вы предполагаете получить прекрасный вид на закат. И непременно поинтересуйтесь прогнозом погоды на запланированный день. Придите на это место, как минимум, на полчаса раньше.

Чрезвычайно полезным может оказаться штатив. При его использовании изображение на снимке получится боле ровным. И учтите, что закатное зарево длится примерно полтора часа, так что будьте готовы поймать это волшебное преобразование.

Различные типы закатов будут создавать целый ряд различных типов огней и причудливых узоров на небе.
Постарайтесь также быть в курсе тех дней, когда в воздух попадает дополнительное количество пыли и дыма. Эти мелкие частицы могут существенно повлиять на изображение и привести к нежелательным результатам.
Пасмурные облачные дни могут быть великолепны для съемки заката! Бывает, что облака производят великолепные цветные изображения, которые передают понятные и близкие для зрителя эмоции.


2) Захват цвета

Вы когда-нибудь замечали зрелище настолько прекрасное, что хотелось выбежать на улицу, чтобы запечатлеть его на фотографии? Но к вашему изумлению после загрузки снимка на компьютер, окраска выглядела несколько помрачневшей и все, что вы получили, это горькое разочарование. Все дело в том, что человеческий орган зрения, наши глаза могут по достоинству оценить интенсивный голубой, желтый, оранжевый цвет, который мы видим в небе. Но наша фотокамера с ее автоматическим балансом белого пытается исправить эти оттенки. К сожалению, это существенно притупляет цвет, приближая его к так называемому «нормальному». Для этой проблемы применимы несколько простых решений, которые мы с вами сейчас рассмотрим.

Если в вашем фотоаппарате предусмотрена ручная настройка баланса белого, то выключите автоматический режим и настройте баланс в теплую сторону.
Если ваша камера имеет настройку цвета объектива или вы снимаете с DSLR или SLR, то попробуйте сделать несколько снимков с красным фильтром.
Используя компактную камеру или мобильный телефон, где не предусмотрены такие настройки вручную, используйте автоматические настройки, которые помогут камере механически использовать лучший фокус и экспозицию (без вспышки) для этого типа изображения.


3) Освещенность

Свет – это основной компонент в успешной фотографии заката. Его интенсивность и угол, под которым он исходит, играют жизненно важную роль в выражении настроения снимка. Рассветный свет всегда имеет низкую интенсивность и обладает особенной мягкостью. Конечно, и цвета при этом смягчаются. В середине дня, картина меняется на противоположную. А когда солнце садится, улучшается концентрация, форма и текстура света. Сумерки обволакивают небо розовым теплом.

Фотографии многих новичков довольно часто либо недоэкспонированы (слишком темные), либо переэкспонированы (слишком белые или светлые). Но есть способ изменять экспозицию вручную, чтобы компенсировать эти несоответствия. Рассмотрим следующее:

Почти все цифровые зеркальные камеры имеют кнопку для компенсации экспозиции, которая выглядит, как плюс и минус (+/ -).
Эта кнопка может использоваться в вашей камере в любом неавтоматическом режиме.
Эксперимент с экспозицией на цветной части неба по обе стороны от солнца приведет к увеличению различных цветов по всему небу.
Честно говоря, когда дело доходит до съемки заката, то нет правильных параметров для экспозиции. Все зависит от типа снимка, который вы стремитесь получить.


4) Фокус

Теперь, когда вы установили ваш фотоаппарат и определились с составом кадра, настало время снимать. Надеемся, что вы предусмотрительно позаботились о наличии в фотоаппарате карты памяти с большой емкостью. Потому что лучше снимать больше, в том числе, изменяя фокусное расстояние.

Широкий угол может создать снимки с далеко простирающимися пейзажами. Но если вы хотите, чтобы в центре кадра было солнце, то вам потребуется изменение фокусного расстояния.

При съемке с более длинной выдержкой и при больших фокусных расстояниях очень полезен будет штатив или какой-нибудь другой предмет, позволяющий зафиксировать камеру. Вот несколько советов по фокусировке:

Постарайтесь сфокусироваться на небе. Если вы оставите фотоаппарат на автоматическом фокусе, то датчик может испытать затруднения и в результате получится смазанное изображение.
Если у вас есть возможность установить фокус на бесконечность, то сделайте это, чтобы сохранить в фокусе и солнце, и линию горизонта.
Предостережение: не забывайте, что когда вы смотрите на солнце через увеличительное стекло, то это может быть небезопасно для ваших глаз. Сначала убедитесь, что оно не слишком высоко в небе, а затем направляйте на него объектив камеры.

Несмотря на то, что ясность вашего переднего плана не так важна, как закат, убедитесь, что имеющиеся объекты создают удивительный силуэт. А для этого не забудьте выключить фотовспышку.

Если же вы стремитесь получить освещение для объектов переднего плана, то свет от вспышки будет просто поглощен небом. И опять-таки не забывайте, что в искусстве не существует неправильного пути. Если вы хотите отличиться, используйте для этого все средства, в том числе вспышку!


5) Погода

Самые завораживающие снимки закатов - это те, на которых разноцветные облака в небе и такой же туман. Никогда не пренебрегайте съемкой с облачным небом. В то время как вы пытаетесь уловить суть заката, туман добавит горизонту драматичности. Солнечный свет, проходя через облака, также создает глубокие красные и фиолетовые оттенки, которые помогут вам создать сильную сцену для увлекательного просмотра.

Попробуйте найти закат с прорывающимся сквозь облака солнцем. И не забывайте, что плохая погода может дать хороший снимок.
Научитесь читать небо и попытайтесь предсказать, что произойдет. Бывает, что в пасмурный, серый день далеко у самого горизонта вы заметите маленький клочок ясного неба. В таком случае можете поискать удобное место для съемки заката.

Будьте креативны и проводите время с удовольствием.
Каждый человек испытывает потребность в соединении с дальними местами, с которыми связаны воспоминания. Подумайте о том, как закат заставляет вас чувствовать себя, и попытайтесь вызвать это ощущение у зрителя, налаживая с ним связь через фотографию.


6) Силуэты

Как и в любом снимке, в фотографии заката должна быть точка концентрации внимания. А один из лучших способов добавить интерес к любому изображению, это включить в кадр какой-нибудь силуэт. Это может быть что-то большое, например, дуб, или что-то, что является частью окружения, как рыбацкий причал. Также вы можете для этого использовать человека.

Поищите интригующие места, которые включают в себя привлекательные тени, фон и элементы.
Силуэты всегда определяют настроение изображения, находясь в контексте вашего снимка заката.
Помещение силуэта вне центре кадра, это чаще всего хорошая идея для создания дополнительной интриги.

Силуэты прекрасным способом передают драму, анонимность, волнение, общее настроение зрителям ваших фотографий и часто выделяются в альбоме. Они создают сильный сюжет через контраст простоты. Я люблю их, потому что они не дают зрителю четкое представление обо всем, но оставляют место для воображения.

Каким бы ни был красивым закат, старайтесь избегать банальных снимков с избитым сюжетом, на которых главный объект кадра – небо. Это самая распространенная ошибка среди начинающих фотографов. Включите в композицию земные объекты (горы, дома, деревья) или передний план – и вы увидите, насколько интереснее станет ваш снимок.

Композиция и экспозиция.

При съемке заката получить на снимке и проработанный передний план, и фантастические цветовые переходы закатного неба не получится. Придется выбирать то, что для вас важнее. Если для вас главное — передать красоту заката, и вы решили пожертвовать передним планом, то выставляйте экспозицию именно по небу, а не по другому участку кадра. Используйте точечный экспозамер, наведите камеру точкой замера рядом с солнцем (но не на солнце) и нажмите кнопку затвора до половины, чтобы экспозамер сработал. Не отпуская кнопки, выстраивайте кадр. Если хотите чтобы получился и передний план, и закат, то нужно снимать с брекетингом и потом из нескольких кадров делать HDR-фотографию.

Технические особенности съемки заката.

Снимайте в формате RAW чтобы сохранить как можно больше информации – тогда при обработке вы сможете «вытянуть» недосветы и в убрать пересветы. Переключите камеру в ручной режим. Выставляйте настройки вручную: значение ISO минимальное, диафрагму выбирайте такую, чтобы хватало глубины резкости (обычно от f/5.6 до f/11). Выдержку выставляйте по «подсказке» камеры – в зеркалках даже при переключении в ручной режим работает автоматический замер экспозиции.

Загляните в видоискатель, там есть полоска с цифрами и над ней риска или стрелка – это и есть экспонометр. Если риска находится над цифрой ноль, то выбранная вами выдержка совпала с той, которую выбрала автоматика. Если риска смещена в ту или иную сторону, то камера считает, что вы выбрали или короткую или длинную выдержку. Выставите выдержку над нолем и сделайте тестовый кадр. Посмотрите на гистограмму. Если она смещена влево, то выдержку нужно увеличить, если вправо – уменьшить. Сделайте еще один тестовый кадр и снова оцените гистограмму. Ровная гистограмма говорит о том, что кадр получился без пересветов и слишком темных участков.

Съемка заката с брекетингом.

Может случиться так, что какую бы выдержку вы не выставили, гистограмма покажет пересвет или недосвет. Это значит, что динамический диапазон слишком большой, и возможностей камеры не хватает, чтобы правильно определить экспозицию. Лучше снимать с брекетингом по экспозиции. Снимайте с разной выдержкой, тогда можете быть уверены, что хотя бы один кадр при брекетинге получится с правильной выдержкой. Кроме того, кадры можно совместить в один в Photoshop, и на итоговом снимке не будет ни пересветов, ни затемненных участков.


Съемка заката с градиентными фильтрами.
Градиентные фильтры дают возможность притемнить какую-то часть изображения. Например, если верхняя часть кадра слишком светлая, то не исключено, что на снимке небо будет пересвеченым. Если снимать с градиентным фильтром, то можно верхнюю часть притемнить, нижняя останется без изменений. Используя градиентный фильтр можно обойтись без брекетинга – достаточно снять один кадр, и даже без последующей обработки получится очень неплохая, естественная фотография. Но все же панацеей градиентный фильтр считать нельзя – если граница между темными и светлыми участками кадра слишком сложная, то фильтр затемнит и светлую область, и темную.

Несколько полезных советов, которые помогут сделать интересный снимок заката:

Закат – отличное время для пейзажной и силуэтной съемки, для постановочных сюжетов. В общем – смотрите по сторонам, а не только на небо, и обязательно найдется что-то интересное. Удачных снимков!

Закат - один тех сюжетов, с которого многие фотолюбители делали и делают свои первые шаги на поприще художественной фотографии. В принципе объяснить это несложно - природа сама рисует красивую картику, задача фотографа - лишь нажать на кнопку и, в принципе, почти наверняка фотография получится интересной. Однако, есть и обратная сторона этого явления природы. Давайте вспомним детскую игрушку - калейдоскоп. Каждый раз когда смотришь в его окуляр, каждый раз видишь новую картинку - иногда с интересным узором, иногда "так себе". Но сколько не тряси калейдоскоп, ничего принципиально нового в нем не увидишь. Закат - то же самое. Сколько не снимай, сюжет избитый. Яндекс при запросе "закат" находит около 2.5 миллионов (!!!) изображений, причем большинство из них похожи на это:


К сожалению, автора указать не могу, поскольку не имею такой информации, эта фотография разошлась по всему рунету

Ну так что же? Не снимать закаты совсем? Нет, конечно. Просто рекомендую отнестись к съемке более ответственно, в этом случае у вас будет шанс сфотографировать закат действительно красиво и оригинально. А это не так уж и просто!

Технические сложности при съемке закатов

Первая сложность прежде всего в том, что закат требует хорошего динамического диапазона у вашего фотоаппарата. Нужно одновременно проработать и светлое небо и темную землю. Увы, этим могут похвастаться лишь зеркалки и то не все. Но даже на полнокадровом аппарате (считается, что у них динамический диапазон максимален) очень сложно добиться одновременной качественной проработки и неба и земли при съемке заката. Стоит ли говорить про мыльницы, которые уверенно "красят" все что ниже горизонта в "радикально-черный цвет"? При съемке заката над водой эта проблема вроде бы отпадает - зеркало водоема отражает небо и выглядит светлым. Однако, берега при этом еще сильнее проваливаются в черноту. Огромное влияние на качество фотографии оказывает объектив. Критически важным параметром в данном случае является бликоустойчивость объектива. При попадании солнца в кадр внутри оптической системы значительно увеличивается количество переотражений света от поверхностей линз, из-за чего картинка теряет контрастность и "расцветает" множеством солнечных зайчиков.


Фото автора

Как видите, солнце приняло странную продолговатую форму - по всей видимости сказалось еще и свечение облаков около солнечного диска. Если "выкрутить" уровни до отказа, то будет четко видна цветная составляющая блюминга - зеленая окантовка.

Приведенный рисунок, конечно, крайность, но по нему видно, почему закатные фотографии плохо поддаются обработке. Тем не менее, полно любителей подобным образом "сгустить краски" и выложить свое творение в интернет. Не делайте этого, прошу!

Художественная сторона пейзажа на закате

Правило №1 — не делайте солнце единственным ключевым объектом в кадре. Солнце в фотографии имеет намного большую ценность в качестве источника света, нежели в качестве объекта съемки - вот и используйте его по назначению! Найдите сюжет, который заиграл бы в закатном свете и фотографируйте его. Многие снимают закат над морем или большим водоемом в ветренную погоду, зацикливаясь на солнечной дорожке и совершенно забывая о том, что брызги от прибоя в контровом свете иногда смотрятся просто волшебно! Найдите пирс, дамбу, об которую разбиваются волны и попробуйте поснимать их - я уверен, это намного интереснее, чем набившие оскомину солнечные дорожки.

Правило №2 — самые интересные закаты бывают во время перемены погоды Закаты в хорошую погоду одннобразны и скучны и представляют собой немудреную картину вроде - белый круг (солнце) на розовом или желтом небе и почти черный низ. Когда погода меняется, на небе можно наблюдать облака, зачастую, причудливой формы. Когда солнце садится за горизонт эти облака короткое время светятся ярко-красным светом - не упустите этот момент!


Жалко, не получилось найти подходящий передний план...

Правило №3 — чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее получаются лучи от солнца Лучи получаются из-за дифракции света на углах диафрагменного отверстия. Когда диафрагма открыта, ее форма близка к окружности, когда закрыта - к многоугольнику (по количеству лепестков). С одной стороны, дифракция на сильно прикрытой диафрагме чуть снижает детализацию картинки, с другой позволяет получать интересный оптический эффект.


И никакой кросс-фильтр не нужен!

Помимо основных правил хочется еще добавить кое-что насчет светофильтров. Наибольшую ценность при съемке закатов представляет собой нейтральный градиентный фильтр - он позволяет чуть притемнить небо, чтобы позволить фотоаппарату лучше проработать землю.

Поляризатор при съемке заката бесполезен. Кто-то советует использовать цветные фильтры - на мой взгляд, это не очень рационально с точки зрения цифровой фотографии. Такой фильтр можно легко сделать в Photoshop или Lightroom, особенно, имея привычку снимать в формате RAW. С другой стороны, не забывайте, что каждая лишняя стекляшка ухудшает бликоустойчивость оптической системы. В условиях такого жесткого освещения, как на закате (если солнце в кадре), возможно придется временно снять и защитный прозрачный фильтр. Не забывайте о технике безопасности при использовании телеобъектива. Если долго смотреть на солнце через объектив вполне возможно повреждение сетчатки глаза. Чтобы обезопасить себя от подобной неприятности, лично я при компоновке кадра нажимаю кнопку "Контроль ГРИП" (у Кенона - на передней панели, внизу, слева от объектива). При закрытой диафрагме картинка в видоискателе ощутимо темнеет и на солнце можно смотреть практически без риска испортить зрение. Кстати, имейте в виду, что при съемке заката над водой с телеобъективом вполне возможно ухудшение качества фотографии из-за эффекта "дрожания" атмосферы. Вода, испаряясь с поверхности воды вызывает преломление света, из-за чего прямые линии на фотографии становятся немного кривыми.

Выдержка, диафрагма, чувствительность ISO, баланс белого

В каком режиме фотографировать, какую ставить выдержку, диафрагму и чувствительность ISO при съемке заката - довольно частый вопрос. Попытаюсь на него ответить. В принципе, общие принципы выставления экспозиции мало чем отличаются от общепринятых в пейзажной съемке, а именно:

Я рекомендую фотографировать закат в ручном режиме . Причин несколько. Самая главная - у каждого объектива есть определенный диапазон диафрагм , на котором он выдает наилучшее качество картинки, как правило, это f/5.6-f/11. Пейзаж (в т.ч. закат) не является "ГРИП-зависимым" жанром (не нужно разделять планы размытием, как в портрете), поэтому диафрагму можно смело зажимать. При зажатии диафрагмы до 22 и более общая детализация снимка чуть снижается, но появляется эффект расходящихся лучей от солнца, об этом шла речь выше - возможно, это будет поводом пожертвовать техничностью ради художественности. На открытой диафрагме снимать закат нет смысла - детализация низкая, глубина резкости будет мала и в зону ГРИП, скорее всего, попадут не все объекты (хотя, в этом может быть и художественный замысел - это уже частные случаи).

Выдержку подбираем таким образом, чтобы уровень экспозиции фотографии примерно соответствовал тому, что мы видим своими глазами. Проще говоря, если небо в реальности светлое, на фотографии оно тоже должно быть светлым. Экспонометр при этом может показывать переэкспозицию до +2EV, не обращайте внимания - следите только, чтобы область вокруг солнца не пересвечена до белизны и чтобы солнечный диск на фотографии четко угадывался. Солнечный диск, кстати, практически гарантированно будет белым - ничего страшного в этом нет. Исключение - заключительная стадия заката, когда диск уже почти коснулся земли, тогда он вполне может получиться желтым или красным.

Удобнее всего при съемке заката пользоваться ЖК-дисплеем или электронным видоискателем, поскольку они дают возможность видеть результат до срабатывания затвора. Зеркальный видоискатель при всех своих достоинствах при съемке заката менее удобен. Будьте осторожны при съемке солнца зеркалкой с телеобъективом - можно испортить зрение, если смотреть на солнце через видоискатель слишком долго.

Чувствительность ISO минимально возможная, но в то же время, обеспечивающая отсутствие "шевелинки". Низкая чувствительность удлинняет выдержку, однако обеспечивает более плавную передачу оттенков и снижает уровнеь шума. Поднимать чувствительность ISO стоит лишь в том случае, если съемка идет с телеобъективом без стабилизатора и штатива - в этом случае возрастает вероятность смаза картинки из-за дрожания рук.

Невозможно дать однозначную рекомендацию, какой установить баланс белого , наверно самой правильной рекомендацией будет снимать в RAW и потом утсанавливать нужный баланс белого при конвертировании в JPEG в зависимости от своего "видения" сюжета - какая-то фотография будет лучше смотреться в холодных тонах, какая-то в теплых.

Природа рисует картины лучше, чем любой художник. Поэтому их хочется запечатлеть. Закат - одна из таких картин, каждый раз прорисовываемая заново и уникально. Пейзажи с заходящим солнцем стараются снять как профессионалы, так и начинающие фотографы.

Приведем несколько советов, как правильно фотографировать закат, чтобы получить красивую и качественную картинку.

Пара общих советов:

  1. Не пытайтесь сделать это без штатива. Он играет огромную роль в пейзажной фотографии. Облака движутся по небу, листья деревьев колыхаются на ветру и даже в полный штиль может пролететь пара птиц, которые сделают снимок интереснее. Будет досадно, если вместо этих элементов получатся смазанные пятна.
  2. Следует быть внимательнее с экспозицией. Лучше слегка затемнить кадр, чтобы избежать ненужных бликов и провалов. Однако следите, чтобы земля и все, что на ней, не ушли в глухой черный цвет.
  3. Следите за чистотой объектива: пятна и пыль могут стать большой проблемой при дальнейшей обработке фотографии.

Разумеется, этим не ограничиваются особенности съемки пейзажа в условиях заката. Рассмотрим их подробнее с разных сторон.

Как настроить фотокамеру

В каком режиме фотографировать, какую ставить выдержку, диафрагму и чувствительность ISO при съемке заката — довольно частый вопрос, который задают начинающие фотолюбители. Самыми эффективными параметрами при съемке заката будут:

  1. Режим приоритета диафрагмы (AV, A). Эксперты советуют закрыть диафрагму вплоть до значения f 22. Так можно получить художественный эффект расходящихся лучей. Детализация снимка при этом будет чуть ниже. Но тут придется выбирать между эффектностью и деталями.
  2. Установите выдержку на значение не менее 1/фокусное расстояние, так вы уменьшите вероятность размывания, если все же забыли штатив. Для объектива 50 мм оптимальной будет выдержка 1/50, для других выставляется по тому же принципу. При соблюдении режима приоритета диафрагмы аппарат сам выставляет выдержку. В случае получения пере- или недоэкспонированного кадра воспользуйтесь ручной настройкой экспозиции.
  3. ISO настройте на минимуме, позволяющем избежать эффект «шевеленки». Так вы удлините выдержку, но переходы между оттенками заката будут плавными и снизится уровень шума.
  4. Снимайте в RAW, если позволяет фотоаппарат. Так вы не потеряете нежные оттенки и переходы, которые могут исчезнуть при съемке в JEPG.
  5. При выставлении экспозиции не стоит наводить объектив на солнце, нужно выбрать место немного выше (солнце при этом не видно в видоискателе) и нажать наполовину кнопку спуска. Затем наведите объектив на планируемую сцену и нажмите на кнопку до конца.

Художественные эффекты в закатной съемке

Мы уже рассмотрели вопрос как сфотографировать закат с технической точки зрения, добавим пару слов о художественной стороне процесса.

  1. Включите дополнительные объекты в кадр, они сделают сюжет интереснее.
  2. Используйте съемку в режиме HDR, он сделает фото ярче и детальнее.
  3. Попробуйте поснимать в разную погоду или во время смены дождя и солнца. Уникальные световые и цветовые эффекты практически гарантированы.
  4. Не делите снимок на две части - земля и небо. Уделите закату 2/3 или 1/3 кадра.

Фотографии закатов имеют хороший спрос на различных фотостоках. Вы можете не только повысить свое мастерство, но и заработать на нем. На фотостоках работы продаются не по одному разу, поэтому каждая фотокарточка способна приносить регулярных доход пропорциональный ее востребованности.

Всем нам нравится любоваться красивейшими закатами и рассветами, когда небо окрашивается в немыслимые оттенки, а окружающая природа под красками солнца представляет собой совершенно завораживающую картину. И, конечно, очень хочется запечатлеть эту невероятную красоту на фотографиях. На самом деле закаты и рассветы сегодня снимают все – и профессионалы, и простые любители фотографии. Но действительно яркие, красивые и завораживающие кадры получается отснять только у единиц.

Все дело в том, что фотосъемка закатов и рассветов – это довольно сложный и трудоемкий процесс, который требует соответствующей подготовки и опыта. Конечно, качественный, интересный кадр может получиться и спонтанно. Однако такое случается крайне редко. Отправляясь на подобную съемку, фотограф должен не забывать об основных правилах и особенностях фотографирования на закате или рассвете, чтобы получить незабываемые и яркие снимки.

Подготовка

Для фотографирования закатов и рассветов очень важна предварительная подготовка. Как правило, наиболее интересные и завораживающие кадры являются результатом тщательного планирования. Стоит помнить, что рассвет и закат – это скоротечное явление, и время в данном случае будет работать против фотографа. На съемку у фотографа будет всего от двадцати минут до получаса и времени для спонтанного выбора лучшего ракурса просто не хватит. Поэтому до начала съемок рекомендуется изучить выбранный объект или местность, где обзор не будут перекрывать ненужные в кадре предметы.

Рассвет. Фото: bruce… / Foter.com / CC BY-NC-ND

Но само по себе небо в кадре будет выглядеть скучно. В этой связи, исследуя окрестности, нужно определить для себя наиболее интересные места для фотографирования, в которых, например, помимо лучей садящегося или восходящего солнца в кадр могут попасть какие-либо объекты на переднем плане. Кроме выбора интересных мест и ракурсов, следует сразу понять для себя, как встает или садится солнце в этой местности, а также как меняются света и тени в преддверии заката и после него. Не нужно забывать и о погоде, ведь от нее во многом зависит появление удивительных эффектов по время восхода или заката солнца.

Когда фотограф снимает закат или рассвет, он сталкивается со стремительным изменением характеристик света. Во время заката солнечный свет отличается мягкостью, а потому он отлично подходит для съемки сюжетов с естественным освещением. Если полуденный свет очень жесткий, то по мере приближения солнца к горизонту, свет становится все мягче и теплее, поскольку лучам приходиться пробиваться через большую толщу атмосферы. Изменение цветовой температуры света происходит обычно за час до захода солнца. При этом свет еще сохраняет свою яркость, что предоставляет фотографу возможность снимать разнообразные сюжеты с рук, без использования штатива.

Постепенно солнечный свет становится все более теплым – сначала он приобретает оранжевый оттенок, затем красный. Зайдя за горизонт, солнце перестает освещать объекты на поверхности земли, зато оно может подсветить облака. Это оптимальное время для съемок в контровом свете. После того, как облака «погаснут», наступают сумерки, света становится катастрофически мало и для получения каких-либо интересных кадров приходится использовать очень длительную выдержку, а также штатив. Для рассветов все аналогично, только эти фазы идут в обратном порядке.

Отдельный момент – это съемка закатов и рассветов в городе, где помимо солнечного света, присутствует еще и искусственное освещение. Подсветка зданий, фонари, свет от автомобильных фар – все это фотограф может использовать в своих целях. По мере того, как естественный свет ослабевает и солнце клонится к закату, искусственное освещение в городе начинает постепенно включаться. Оптимальным временем для фотографирования заката в городе считается момент равновесия, то есть когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются, что обеспечивает минимальный динамический диапазон сцены. Обычно такое время наступает через тридцать минут после захода солнца.


Пьяцца дель Кампидольо. Закат. Фото: MarcelGermain / Foter.com / CC BY-NC-ND

Новичкам лучше всего начинать с фотографирования закатов. И не только потому, что для съемки рассвета придется рано просыпаться. Рассвет, в целом, менее прогнозируем, чем часы заката, когда фотограф точно видит, где располагается солнце. Соответственно, на рассвете у Вас возникнут более серьезные трудности с построением композиции кадра, заблаговременной установкой и настройкой камеры. Для съемки закатов отлично подходят те места, где практически отсутствуют какие-либо лишние объекты и предметы, и ничто не мешает обзору. Это, например, пляжи, равнины или степь.

Возможно, придется несколько раз выезжать на выбранное место для того, чтобы, наконец, получить тот результат, который Вы ожидаете. К тому же, вряд ли Вы ограничитесь только одним сюжетом. Можно сразу составить для себя список наиболее интересных сюжетов, и определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Во время самой съемки старайтесь чаще менять ракурсы, снимать с разных точек и под разными углами. Ведь за эти полчаса, пока длится закат или рассвет, цвета, тени и освещение постоянно меняются, видоизменяя и окружающую обстановку.

Особенности съемки

При съемке закатов и рассветов следует обратить свое внимание на несколько основных моментов:

— Штатив

Главные трудности, которые ждут фотографа при съемке в предрассветные или закатные часы, — это нехватка света и большой динамический разлет получаемых снимков. Что касается нехватки света, то эта проблема решается использованием штатива. При съёмке с рук многие кадры могут получиться нерезкими из-за «шевеленки». Применение же штатива позволяет увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Если штатива нет, то желательно положить камеру на какую-нибудь твердую поверхность и надежно зафиксировать ее таким образом.

— Объектив

Как правило, для съемки заката или рассвета лучше использовать оптику с фокусным расстоянием от 50 мм и больше. Для фотографирования солнца крупным планом подойдет телеобъектив с фокусным расстоянием не менее 200 мм. Широкоугольный объектив позволяет делать красивые панорамные снимки, однако он не очень подходит для фотографирования заката или рассвета, поскольку, в результате, солнце будет занимать незначительную часть фотографии.

— Настройки камеры

Мы уже упоминали о том, что большой динамический диапазон снимаемой сцены является отличительной особенностью съемки закатов и рассветов. Максимальный динамический диапазон проявляется при съемке в контровом свете, а минимальный – при фотографировании в противоположном направлении (когда камера направлена не на заходящее или восходящее солнце).

Справиться с расширенным динамическим диапазоном помогает точная настройка экспозиции. Для этого, во-первых, снимать лучше в формате RAW, который хранит гораздо больше информации, что позволяет «вытянуть» небольшие пересветы или недосветы при последующей обработке отснятых кадров в графическом редакторе. Во-вторых, рекомендуется использовать ручной режим (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

Для начала можно сделать пару снимков с теми настройками экспозиции, которые Вам автоматически предложит фотокамера. Оцените результаты. В большинстве случаев кадры получаться недодержанными, поскольку небо отражает еще достаточно света. Вместо того чтобы полагаться на автоматический режим камеры, лучше делать снимки с ручными настройками экспозиции. Поменяйте настройки немного в одну или в другую сторону и посмотрите, что получится.

После того, как Вы сделаете тестовый кадр в ручном режиме, смотрите на его гистограмму. Меняйте настройки, пока не получите снимок с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Нужно сразу отметить, что при фотографировании закатов и рассветов попросту нет одной единственно верно выбранной экспозиции. Поэтому не бойтесь экспериментировать с настройками.

Также для установки правильной экспозиции можно попробовать съемку с брекетингом. Большинство современных цифровых фотоаппаратов имеет встроенную функцию беркетинга, позволяющую получить серию снимков с разными экспозициями, которые будут немного отличаться по цвету и яркости. Если Вы чуть ошиблись при установке выдержки, Вы всегда можете быть уверены в том, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с правильной выдержкой. Особенно съемка с брекетингом актуальна для съемки в условиях контрового света.

— Градиентные фильтры

Для уменьшения динамического диапазона при подобных съемках можно использовать градиентный фильтр. Он позволяют несколько притемнить часть изображения, чтобы снимок не имел неприятных пересветов. Правда, нужно помнить о том, что такой фильтр способен затемнить не только светлую, но и темную область изображения, поэтому градиентный фильтр ни в коем случае нельзя считать панацеей. Рекомендуется использовать нейтрально серый градиентный фильтр на два стопа с мягкой границей, он даст естественную картинку, а его использование не будет заметно на снимках.

— Композиция

Как и при съемке любых других сюжетов, фотографирование закатов и рассветов требует знаний основ композиции. Не забывайте, например, о правиле третей, говорящем о том, что линия горизонта должна располагаться таким образом, чтобы она делила кадр в соотношении 1:2. Это означает, что две трети кадра должно быть отведено под море или небо. Так Вы получите более выразительный снимок. Не «заваливайте» горизонт, нужно всегда следить за тем, чтобы линия горизонта не была наклонена под углом к краю фотографии, это выглядит не слишком естественно.

Каким бы шикарным и захватывающим не был бы закат или рассвет, само по себе небо в большинстве случаев не представляет большого интереса. Расположите какой-либо объект на переднем плане, в частности, дерево, камни на берегу, лодку или человека.

Снятые на фоне закатного или восходящего солнца, эти объекты могут полностью изменить вид и настроение фотоизображения, они наполнят его новым смыслом и придадут необходимую глубину. Линия горизонта должна быть выше середины кадра — таким способом Вы акцентируете внимание зрителя на переднем плане, а не на самом закате или рассвете. В любом случае передний план делает снимок более интересным и ярким.

— Солнце и силуэты в кадре

В композицию снимка можно включить солнце. В частности, на снимке Вы можете получить прекрасные солнечные лучики – для этого нужно лишь зажать диафрагму. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее будут лучики солнца. Привнести изюминку в кадр можно и другим способом – используя силуэт какого-нибудь сравнительно крупного объекта, например, человека, скалистого утеса или дерева. Главное помните, что силуэт в контровом свете не должен заполнять более 30 – 40 процентов от всего кадра. Разумеется, искать следует интересную форму силуэтов, способную придать фотографии определенное настроение.


Whitby Abbey Sunset/ Закат. Фото: James Whitesmith / Foter.com / CC BY-ND

— Обработка фотографий

После съемки Вам, вероятно, придется поработать в графическом редакторе. Ведь далеко не всегда во время съемок на закате или рассвете Вы будете иметь дело с идеальными условиями освещения, плюс не всегда возможно подобрать оптимальные настройки экспозиции. Так что впоследствии приходиться улучшать качество отснятых кадров с помощью различных программ. Именно поэтому, кстати, лучшего всего снимать в формате RAW, чтобы получить больше возможностей при постобработке. Можно использовать различные средства коррекции фотографий – от регулирования яркости снимка до исправления некоторых ошибок в определении правильной экспозиции кадра.

На самом деле по поводу техники съемки и выставления экспозиции, выдержки и диафрагмы четких рекомендаций не существует, ведь во время фотографирования закатов и рассветов Вам придется иметь дело со стремительно меняющейся обстановкой. Здесь фотограф полагается исключительно на свою интуицию и опыт. Именно съемка в закатные и предрассветные часы позволяет фотографу учиться и совершенствоваться в своем мастерстве. В дальнейшем полученные знания и опыт Вы можете с успехом применять в других жанрах и видах фотосъемки.