Организационные формы инновационной деятельности кратко. Формы организации инновационной деятельности

англ. parliament от фр. раrler - говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно "П." этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т. д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система. Однопалатная система).

Отличное определение

Неполное определение

ПАРЛАМЕНТ

или легислатура - высший общенациональный (общегосударственный) представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции. П. в различных странах именуются по-разному: в Великобритании и Японии - парламент, в России и Швейцарии - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, и т д. Они могут быть в целом подразделены на П. с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. П. первых двух категорий, т.е. легислатуры с неограниченными и ограниченными полномочиями, занимают центральное место в политико-правовых механизмах своих стран, во многом предопределяя само содержание и особенности избранной формы правления (собственно парламентской, президентской, смешанной). Учреждением консультативных легислатур, или квазипарламентов, характеризуются политические режимы типа абсолютных монархий в мусульманских странах с фундаменталистскими традициями (например, в Кувейте, ОАЭ). Что касается высших представительных органов государственной власти стран тоталитарного социализма, то они вообще П. не являются, поскольку весь порядок их организации и деятельности построен на началах, противоположных принципам парламентаризма. Обычно П. бывают однопалатными и двухпалатными. П. с большим числом палат, как это было в Югославии или ЮАР, - редкое исключение. В двухпалатном П. создаются так называемые нижняя и верхняя палаты (например в Великобритании - палаты Общин и Лордов, в России - Государственная Дума и Совет Федерации, в Швейцарии - Национальный Совет и Совет кантонов (Совет государств по Конституции 1999), в США - Палата представителей и Сенат, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, в Японии - Палаты представителей и советников и т.д.). Во всяком случае конституирование верхних палат больше связывается в современную эпоху с задачами усиления ответственности и профессионализма П. в целом, нежели с целями учреждения инструмента сдерживания, торможения нижних палат в их «ультрадемократических» устремлениях, как это было на заре парламентаризма. Верхние палаты способны более широко и рационально представлять и защищать региональные и локальные интересы: в федеративных государствах - своих субъектов федерации, в унитарных - территориальных коллективов. Палаты значительно различаются по способам формирования - от выборного (нижние и многие верхние) до занятия места в палате по должности, по назначению (многие верхние). Палата лордов в Великобритании в известной части формировалась д о 1999 по праву наследования. По численному составу в среднем нижние палаты состоят из 400-600 депутатов, верхние - от 100 до 300 членов. Нижние палаты обычно избираются на 4-5 лет, верхние формируются на 6- 9 лет с периодической ротацией определенной части общего состава. Компетенция каждой палаты закреплена Конституцией, имеет свой исключительный круг прав и обязанностей, выявляющих ее социальное и юридическое предназначение. Однако в принципе только совместно, в творческом единстве обеих палат П. может в полном объеме реализовать свои функции высшего представительного органа государственной власти. Главное назначение П. - прежде всего законодательная функция, т.е. разработка и принятие законов, в т.ч. финансово-бюджетного назначения, которые составляют основополагающую базу всей правовой системы страны. Контрольная функция заключается в контроле П. за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти и выражается в таких формах, как заслушивание отчетов, проверка качества и эффективности норм делегированного законодательства, ратификация международных договоров и т.д. (с м. также Парламентский контроль). В функциональные прерогативы П. входит, кроме того, ряд полномочий административно-управленческих (например назначение и освобождение от должности некоторых высших должностных лиц), судебных, точнее квазисудебных (импичмент, амнистия), а также учредительного плана (создание государственных институтов или участие в их формировании). П. по определению должен быть полновластным авторитетным органом, порядок формирования и работы которого всецело подчинены задачам реализации общенациональных задач. В этом суть его представительской функции. См. также Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации. И.М. Степанов

Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение парламента

Сущностным выражением представительной демократии является парламент - общенациональный представительный орган власти, существующей на постоянной основе и имеет титульную функцию законотворчества. Функционирование парламента является реальным только при демократического политического режима.

Термин "парламент" происходит из средневековой латыни. Во Франции слово parlamentum сначала употреблялось для обозначения любого собрания. Впоследствии в XV в. парламентами назвали королевские судебные палаты (суды), которые прекратили существование с началом революции XVIII в.

В Англии в том же XV в. парламентом стали называть сословно-представительных учреждений. Однако в период сословно-представительной монархии термин "парламент" для обозначения соответствующих учреждений в других странах не использовался, поэтому не стал родовым. Такое положение не изменилось до конца XVIII в.

В следующем веке термин "парламент" как собственное законодательного органа использовали только в отдельных странах. Законодательный орган называли по-другому - национальный конгресс, национальное собрание, законодательное собрание и тому подобное. В Испании и Нидерландах такой орган получил название исторически имела сословно-представительное учреждение - соответственно генеральные кортесы и генеральные штаты.

Сейчас все такие названия также используются в конституциях, хотя родовой и наиболее часто употребляемой собственным названием законодательного органа является парламент.

В советской литературе термин "парламент" связывали с транскрипцией глагола "говорить" (от фр. Parier) и провозглашали тезис о том, что парламент - это "говорильня". Такой тезис является идеологемой и по своему смыслу не соответствует реалиям демократических стран.

Имена парламента обычно отражают его представительный характер. Самой распространенной таким названием парламента или его нижней палаты является национальное собрание. Слово «собрание» и его соответствия других языках (ассамблея, конгресс, скупщина, сабор т.п.) использовано и в других названиях, чем указывается на коллегиальный характер парламента. Коллегиальность свидетельствует также присутствие в названии парламента слова "совет".

На Кипре, Мальте и в Новой Зеландии парламент называется палаты представителей, в Австралии, Бельгии, Ирландии, США, Японии и в ряде других стран так назван нижнюю палату парламента.

На характер парламента как представительного органа могут указывать его конституционные дефиниции. Например, в Литве парламент определен как таковой, в состав которого входят представители народа, в Беларуси, Кыргызстане, России и Узбекистане - как представительный орган. В Андорре, Испании и Нидерландах парламент конституировано как орган, представляющий народ или граждан, в Португалии - как представительное собрание народа и тому подобное.

В некоторых основных законах сформулировано определение парламента как верховного или высшего представительного органа (Грузия, Казахстан, Молдова, Румыния, Сербия, Таджикистан, Венгрия, Узбекистан).

Такое определение может восприниматься как констатация существования системы представительных органов власти, подобной "системы советов", существовавшей в советский период. В теории и практике конституционализма, в основу которых положена идея разделения властей, соответствующая система оспаривается.

Характер парламента как представительного органа отражен в таком титуле его членов, как депутат. Термин "депутат" означает то, что член парламента избран (буквально - направлен, посланный) с целью соответствующего политического представительства.

от франц. parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

законодательный орган буржуазных государств, обычно выборный. Названия этого законодательного органа в разных странах разные: в Англии - парламент, в США - конгресс, в Финляндии - сейм, в Швеции - рикстаг, в Норвегии - стортинг, в Иране, Турции - меджлис и т. д. В большинстве стран состоит из двух палат - верхней и нижней, которые формально равноправны, а на деле более правомочными нередко являются верхние палаты (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.). Выборы членов парламента происходят по буржуазным избирательным законам, которые составлены таким образом, чтобы затруднить доступ в законодательные органы этих стран подлинным представителям трудящихся. Однако, несмотря на все рогатки и препятствия, во многих парламентах среди депутатов есть коммунисты и другие прогрессивные представители трудящихся. Парламентская борьба для коммунистов - один из важных методов классовой борьбы, с трибуны парламентов депутаты-коммунисты разоблачают происки империализма и реакции против мира, интересов трудящихся, отстаивают национальную независимость своих стран. Коммунистические и рабочие партии считают, что в современную эпоху рабочий класс ряда буржуазных государств сможет при определенных условиях завоевать на выборах в парламент большинство депутатских мандатов и превратить его в орудие действительной воли трудящихся. Главным условием парламентского, мирного пути перехода от капитализма к социализму является единство действий всех трудящихся под руководством рабочего класса и его марксистско-ленинской партии. Буржуазный парламентаризм как государственная система, осуществляющая диктатуру буржуазии, в корне отличен от подлинного народовластия, существующего в СССР и других социалистических странах.

В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации - главы представительной и исполнительной власти.

Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.

Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.

Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.

Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.

Отличное определение

Неполное определение ↓