Система социально психологических методов управления. Михалева Е.П

Страница 6 из 20

Социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

Роль социально - психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:

Повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;

Развитием демократических начал в управлении;

Значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но и акционерами предприятия, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.

Использование социально-психологических методов предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических тренингов; учебу руководителей по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических методов воздействия со стороны руководителей.

Целенаправленное формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).

1) общество;

2) коллектив;

3) группа;

4) личность.

Рассмотрим эту классификацию методов подробнее.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной власти. На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие:

а) оценку индивидуальных качеств работников;

б) выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников.

На этом уровне конкретизируются законы развитая общества (точнее, всего объективного мира), формируется и проявляется личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Тем самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития СПМУ практически однозначно характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат в коллективе.

Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей коллектив как единое целое, подчиненное одной цели и синергетическому достижению конечных результатов).

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формирования трудового коллектива, определения путей и направлений его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и закрепления кадров, определении перспектив удовлетворения потребностей в творческом труде, при самоусовершенствовании личности (профессиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческих потенций и т. д.). При подборе кадров необходимо учитывать комплекс социально-демографических и профессионально-квалификационных качеств работников, в котором нет, и не может быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (формального и неформального), от интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.

На первой стадии - ориентации и адаптации - работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он вновь и вновь информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения. Уже на этой стадии становления коллектива выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливаются процессы самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного вмешательства руководителя должен уменьшаться, и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу (естественно, на основе высокого профессионализма и общей культуры). Наибольший акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие которых - обязанность руководителя.

Третья стадия - стадия интеграции коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Здесь формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и, главным образом, руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Выдающаяся личность может быть воспитана только выдающейся личностью - талантом, гением, тружени-ком, - поэтому роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в нашей жизни. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителей на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий - создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежат моральному стимулированию, которое позволяет работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно взаимоувязано с материальным. Здесь требуется тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

Моральное стимулирование включает поощрение как коллектива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Многие поощрения активизируют процессы выделения отдельных работников и требуют особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Необходимо помнить, что моральное поощрение, не подкрепляемое материально, так же быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое подчеркнутым уважением коллектива и общества.

Социальные методы управления - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальное исследование, планирование и регулирование. Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персо-нала.

Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (жилье, здоровье и др.). Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников структуры персонала. Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

Психологические методы управления - это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологическою климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей результативность. Различают следующие группы психологических методов: методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными; методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает деятельность; методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме.

Социально-психологические феномены жизни организации . Термин «социальность » подразумевает под собой определенную совокупность людей или взаимодействие их друг с другом, или просто действие одного человека против другого или других. Основная социально-психологическая проблематика менеджмента в организации: организационная культура; система власти, существующая в организации, отношения руководства-подчинения, прав-обязанностей в ней; социальная и социально - психологическая структура организации (какие люди, с каким жизненным опытом, ценностями и характером в ней работают); неформальная структура в организации, взаимосвязь формальной и неформальной структур; группы и группировки в организации, их статусы и роли; формирование групп в системе управления организацией по социально-психологическим признакам; разработка целей организации и принятие решений, в первую очередь, групповое - соединение личных, групповых, общеорганизационных целей; участие исполнителей в выработке решений; оценка руководителей и персонала; адаптация персонала; мотивация и развитие персонала; конфликты в организации; проблемы набора, подбора, расстановки, а также сокращения персонала: социально-психологический климат; психологические вопросы ответственности; лидерство в организации и т.п.

Социальная психология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся и воспроизводящийся на различных уровнях развития организации процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей топ менеджментом разрабатывается стратегия управления организацией и ее тактические ходы. Ни то, ни другое будет неэффективным, если при этом не учитываются социально-психологические факторы в организации.

Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь.

Амброд Бирс (писатель, США)

Сущность методов менеджмента, их характеристика

Менеджмент ϶ᴛᴏ творчество, основанное на применении методов.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели.
Стоит отметить, что особенности ϶ᴛᴏго воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1)

Отметим тот факт - что в современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.

Высшей потребностью будет познавательная – самовыражение, ϲʙᴏбода, развитие личности.

При выборе метода менеджмента крайне важно учитывать:

  • скорость достижения цели;
  • вероятность достижения цели;
  • отношения подчинения;
  • личность управляемого;
  • личность управляющего;
  • экономическую самостоятельность;
  • климат в коллективе.

Таблица 4.1

комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют социально-экономической природе предприятия и будут средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге ϲʙᴏдятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2)

Таблица 4.2



К экономическим нормативам функционирования предприятия ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
  • нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
  • оборачиваемость оборотных средств;
  • производительность труда;
  • капиталоотдача инвестиций;
  • фондовооруженность труда;
  • удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
  • уровень автоматизации производства и управления и др.

Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

Ниже рассмотрены некᴏᴛᴏᴩые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

Коммерческий расчет

Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:

  • распределения инвестиций;
  • размещения производства;
  • развития технологий;
  • кадровой политики;
  • обеспечения рентабельности и сбыта;
  • финансирования и кредитования;
  • структуры капитала и т.д.

В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3)

Таблица 4.3



Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на базе трансфертных цен, кᴏᴛᴏᴩые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В ϶ᴛᴏм случае продукт будет исключительно по форме товаром, не будучи им по существу. Нужно помнить, такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, кᴏᴛᴏᴩую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

В отличие от хозяйственного расчета, кᴏᴛᴏᴩый нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. Материал опубликован на http://сайт
В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование

Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

Отметим тот факт - что в современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.

Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование

Не стоит забывать, что важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:

  • собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);
  • мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);
  • средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.)

Кредитование

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.

Налоговая система

Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди кᴏᴛᴏᴩых будет налог на прибыль.

Страхование

Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.

Функции страхования:

  • рисковая;
  • предупредительная;
  • сберегательная;
  • контрольная.

Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4)

Таблица 4.4


Маркетинг

Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Таким образом, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия ϶ᴛᴏго механизма: потребитель диктует ϲʙᴏи условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в ϲʙᴏю очередь, определенных потребностей.

Административно-правовые методы менеджмента

Административно-правовые методы менеджмента совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений данные методы играют вспомогательную роль.

Административно-правовые методы опираются на следующие системы:

  • систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель ϶ᴛᴏй системы – повышение качества жизни населения;
  • систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, кᴏᴛᴏᴩые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;
  • систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;
  • систему оперативного руководства (власти) Данная система включает:
  • распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
  • популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в кᴏᴛᴏᴩых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания могут быть использованы исключительно в крайнем случае;
  • делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, кᴏᴛᴏᴩое не может быть делегировано;
  • участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:

  • организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
  • распорядительное воздействие;
  • организационно-распорядительное воздействие.

Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.

Рисунок № 4.2

Административное воздействие определяется объемом полномочий, кᴏᴛᴏᴩым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3)

Рисунок № 4.3. Эффективное делегирование полномочий

Рисунок № 4.4. Характеристика организационного воздействия

Цели административного воздействия:

  • регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;
  • постановка задач исполнителям;
  • контроль за выполнением задач.

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов (рис. 4.4)

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и ϲʙᴏевременности информации об объекте управления (рис. 4.5)

Рисунок № 4.5. Характеристика распорядительного воздействия

Рисунок № 4.6. Характеристика организационно-распорядительного воздействия

Особую роль играет организационно-распределительное воздействие (рис. 4.6)

Таким образом, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

Социально-психологические методы менеджмента

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя будут социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов (табл. 4.5)

В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают ϲʙᴏи задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.7)

Обязательными условиями создания благоприятного социального климата будут добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.

Таблица 4.5

Рисунок № 4.7. Социологические методы управления

Источники социологической информации:

  • статистическая документация;
  • статистические справочники;
  • коллективное обсуждение проблем;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • интервью.

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.

Психологические методы управления представлены на рис. 4.8.

Рисунок № 4.8. Психологические методы управления

Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:

  • повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
  • формирование благоприятного социально-психологического климата;
  • эффективное использование различных форм морального поощрения;
  • воздействие на групповое самосознание коллектива.

Ситуации для обсуждения

1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.

2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?

3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразна ли их стажировка за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?

Менеджмент на протяжении многих лет исследует социально-психологические методы управления. При этом межличностные отношения зависят от многих факторов, о чем и пойдет речь в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Социально психологические методы менеджмента: что это

Социально-психологические методы управления - это способы воздействия на работников организации, способствующие увеличению производительности труда. Они основаны на механизме, который помогает решать производственные задачи и составлять методологию.

Можно условно разделить понятие на две составляющие:

Средства управления - то, с помощью чего удается управлять коллективом.

Методы управления - способы, которые используются для реализации функций управления.

В процессе управления возникает сложная сеть межличностных отношений, формируется психологический климат в коллективе. При этом методы напрямую отражаются на мотивации, лояльности персонала. Социально-психологические методы менеджмента затрагивают интересы людей, регулируют отношения, а также влияют на формирование и развитие коллектива.

Методы включают целый арсенал приемов и способов, которые разрабатываются с учетом социальной психологии, социологии, психологии труда и личности. Они основываются на целом ряде наук, изучающих межличностные отношения и самого человека.

Социально-психологические методы необходимы для решения следующих задач:

  • диагностики профессиональной пригодности сотрудников;
  • подбора и расстановки кадров;
  • регулирования межличностных отношений;
  • повышения эффективности стимулирования деятельности сотрудников;
  • повышения эффективности воспитательной работы и укрепления дисциплины;
  • рационализации трудовых процессов.

Практическое решение перечисленных задач требует создания специальных социально-психологических служб. В некоторых случаях работа возлагается на менеджеров по персоналу, которые должны изучить социально-психологические методы управления в менеджменте, чтобы уметь применять их на практике.

Деятельность служб или менеджеров протекает по трем направлениям:

  1. исследование коллектива или отдельных групп, проведение наблюдений, постановка проблемы, опросы и анализ полученных данных;
  2. социальное проектирование, в ходе которого идет разработка рекомендаций в части развития коллективов;
  3. консультативная деятельность, а также обучение персонала и оказание помощи руководителям.

Так как социально психологические методы менеджмента воздействуют преимущественно на людей, затрагивают их интересы, необходимо постоянно наблюдать за реакцией, учитывать мнение коллектива. Нужно разрабатывать такую стратегию управления, которая будет позитивно восприниматься, при этом отличаться результативностью. Следует периодически проводить опросы, беседы, интервью для сбора информации, необходимой для оценки восприятия руководителей рабочими.

Социально-психологические методы управления: основные цели

Социально психологические методы менеджмента необходимы для познания и использования законов психической деятельности работников с целью оптимизации психологических явлений и процессов. Они имеют тесную связь и взаимообусловленность с социальными методами управления. Но между ними есть различие: при помощи социальных способов осуществляется управление отношениями между группами или внутри них; при помощи психологических происходит управление поведением индивида.

Главная цель - управление развитием и формированием коллектива, создание положительного социально-психологического климата, сплоченности, а также достижение общей цели путем создания единства интересов, развития инициативы. В их основе лежат интересы, потребности, мотивы, цели.

Методы управления отдельными групповыми процессами и явлениями включают:

  1. приемы повышения социальной активности работников, которые призваны повышать творческое отношение членов коллектива и инициативу к исполнению общественных и служебных обязанностей:
  2. способы социального регулирования, необходимые для упорядочения отношений на основе выявления целей и интересов;
  3. способы управления нормативным поведением путем нормирования поведения.

Социально психологическая группа методов, направленных на управление индивидуально-личностным поведением работников, призвана обеспечивать нужное производственное поведение специалистов в соответствии с поставленными целями:

внушение направлено на воздействие на волю индивида в критических или сложных ситуациях;

методы личного примера основаны на эффекте подражания;

методы ориентирующих условий применяются для изменения отношения работников к труду.

Социально-психологические методы действуют на основе влияния на человека. С помощью них происходит создание морально-психологического климата , что способствует активизации деятельности работников и повышения удовлетворенности процессом труда. Объектом на уровне предприятия является индивид (работник), субъектом - руководитель.

Социально психологические методы менеджмента включают:

  1. способы формирования, развития коллектива с учетом совместимости по всем параметрам;
  2. приемы гуманизации отношений между руководителями и сотрудниками, которые соответствуют принципам справедливости: стилю руководства, этике и культуре управления;
  3. способы побуждения (мотивации), способствующие развитию инициативы, предприимчивости, стремления к труду;
  4. способы профессионального отбора, а также обучения направлены на соответствие психологических характеристик сотрудников выполняемой работе.

Выбирая экономические и социально психологические методы социального управления, нужно учитывать климат в коллективе, способности руководителя. Если менеджер некомпетентен в данных вопросах, не имеет организаторских способностей и знаний психологии, он не сможет использовать приемы воздействия на работников. Необходимо грамотно использовать методы управления: экономические, организационные, социально-психологические, ведь только так можно улучшить климат в коллективе, увеличить производительность труда.

Экономические и социально-психологические методы управления и материальная стимуляция

Социально-психологическая группа методов управления напрямую связана с экономической. Материальная мотивация основывается не только на поощрении, но и на наказании работников посредством наложения на них штрафов . Поэтому экономические методы должны стимулировать деятельность организации, служить мотивационным фактором для персонала.

Экономические и социально-психологические методы менеджмента включают внутрипроизводственный хозяйственный расчет:

закрепление за подразделением ресурсов, требуемых для хозяйственной деятельности;

предоставление оперативно-хозяйственной самостоятельности посредствам наделения руководства полномочиями;

разрешение использовать часть прибыли по усмотрению подразделения;

применение санкций при невыполнении обязательств подразделениями.

Используя экономические и социально-психологические методы, нужно учитывать тот факт, что от благосостояния работников напрямую зависит эффективность всей организации. При этом экономическая мотивация складывается из трех факторов:

прямое материальное вознаграждение, в том числе заработная плата, премии, непосредственное участие в прибыли и акционерном капитале;

дополнительные выплаты, например, за достижение каких-то успехов;

Экономические и социально-психологические методы управления осуществляются посредством стимулирования персонала. Они включают систему заработной платы и премирования, но чтобы добиться эффекта от их применения, персонал должен четко понимать, что доход напрямую связан с результатом.

Экономические и социально-психологические методы: что нужно учитывать

Экономические и социально-психологические методы управления персоналом должны активно использоваться в организациях с целью увеличения благосостояния. Но нужно понимать, что излишнее материальное поощрение не всегда позволяет добиться увеличения мотивации, заинтересованности, стремления к труду. В ряде случаев работники начинают хуже трудиться, так как перестают понимать взаимосвязь между результатом и вознаграждением .

Руководитель должен:

  1. обеспечивать условия работы сотрудникам;
  2. определять рамки их действий;
  3. четко формулировать текущие цели и задачи;
  4. создавать окружение, необходимое для выполнения задачи.

Экономические и социально-психологические методы управления эффективны тогда, когда работники позитивно воспринимают руководителя. Если выбран неподходящий стиль управления, никакое стимулирование не позволит увеличить производительность труда. Руководитель должен быть примером, вызывать уважение у работников. Только так можно добиться поставленных целей, улучшить психологический климат в коллективе, развить стремление к труду.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления воздействуют на человека через удовлетворение и убеждение, применяя различные методики: убеждения, внушения, «заражения идеей» и т. п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

· Социальные методы

В условиях производства постиндустриального общества, особую значимость приобретает творческий подход к решению экономических задач, успешности которого в значительной степени способствует создание оптимальных условий труда, как отдельного сотрудника, так и всей творческой группы, коллектива, работающих над проектом. Деловая, творческая обстановка и здоровый микроклимат в коллективе являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.

Трудовой коллектив -- это социальная группа, для эффективного существования которой необходимо соблюдать определенный порядок, направленный на поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Главной целью деятельности трудового коллектива является выполнение производственного задания, ради чего, собственного говоря, этот коллектив и создавался. По мере существования трудового коллектива, возникают и исчезают те или иные цели и задачи, значительная часть которых относится к социальной и духовной жизни людей, работающих в данном коллективе. Эти цели и задачи вытекают из общественных интересов и способствуют формированию трудовых отношений. Если внутри коллектива происходит разбалансировка единой воли коллектива, сложившихся трудовых отношений, то возникают противоречия во взглядах, появляются элементы борьбы мнений и тому подобное, что ведет к распаду коллектива.

Для сохранения и поддержания коллектива в работоспособном состоянии, необходимо, чтобы все его члены подчинялись единым требованиям: внутреннему трудовому распорядку, производственной дисциплине, сложившимся в коллективе нормам права и морали, локальным актам компании, неформальным требованиям и традициям, сложившимся в данном коллективе.

Специальные методы управления -- это средства управления социальными процессами, происходящими в трудовом коллективе, на основе социологических исследований и научных подходов. Исследования охватывают различные стороны жизни трудового коллектива, это и аттестация рабочих мест, и уровень квалификации сотрудников, заболеваемость и производственный травматизм, отношения с коллегами, психологическое состояние сотрудников и много другое.

В практике применяются разные методы сбора социальной информации, в зависимости от ситуации, но в целом дающие возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К самым распространенным относятся интервью, анкетирование, анализ документов, создание структурных карт, наблюдение, социальный эксперимент.

· Психологические методы

Психологические методы -- это совокупность механизмов воздействия на межличностные отношения, направленного на создание оптимального психологического микроклимата. Эмоциональный фон, сопровождающий процесс производства, крайне важен для достижения положительного результата при выполнении производственных задач. Положительная реакция сотрудника на выполняемое поручение, оказывает непосредственное положительное влияние на личный результат, и, в конечном счете, на коллективный результат всей компании. Поэтому, руководителю крайне важно направлять значительные усилия на создание условий, для комфортного психологического климата в коллективе. Пути реализации могут быть разнообразны и многогранны: от четкой постановки цели, формирования творческих, малых групп, до личностной мотивации сотрудника. Для реализации принципа гуманизации труда, то есть создания комфортных внешних условий труда: оформление рабочего места, мест отдыха, исключение монотонности в работе и т. д., необходимо также учитывать совместимость работников, объединенных в группы по разным признакам: симпатия, образование, эмоциональность и т. д.

Умелый руководитель умело применяет в своей деятельности систему мотивации сотрудников. Это и моральные мотивы (похвала, награждение грамотой и т. д.), и профессиональные (престижные курсы, продвижение по службе и т. д.), и материальные (премии, повышение оклада и т. д.).

Самой эффективной мотивацией является внутренняя заинтересованность человека в выполнении определенной работы. Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность труда и т. п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их.

· Производственная педагогика

Овладение основами и применение на практике инструментов и методов производственной педагогики -- обязанность каждого руководителя. Каждый руководитель должен:

  • · знакомить сотрудников с перспективами развития общества, для того, чтобы сотрудники могли четко понимать место и роль компании на рынке труда, а также перспективу ее развития;
  • · знакомить сотрудников с миссией, с целями, задачами и результатами работы компании;
  • · привлекать сотрудников к формированию цели и задач деятельности компании, для того, чтобы они сознательно и систематически повышали предъявляемые к ним требования;
  • · при планировании, постановке задач, осуществлении контроля для деятельность сотрудника, учитывать его индивидуальные особенности;
  • · ориентировать сотрудников на выбор оптимальных путей решения производственной задачи, принимать во внимание их личностные качества при выдаче индивидуального задания и определении метода стимулирования.

Методы управления персоналом - это методы влияния на коллектив в целом и конкретных сотрудников для координации и планирования их деятельности в производственном процессе. Выделяют три основные группы методов: административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Первая группа методов основана на применении власти и установления жёсткой дисциплины. Экономические методы базируются на использовании экономических законов. Социально-психологические методы управления персоналом основываются на правильной и понятной Если говорить простым языком это методы «кнута», «пряника» и «убеждения».

Административные методы. Не стоит думать, что административный метод - плохой и нерациональный. Напротив, он основан на чётком понимании сотрудниками своей цели, установлении дисциплины труда, культуры трудовой деятельности, чувстве долга и ответственности. Любое распоряжение вышестоящего руководства должно исполняться неукоснительно в соответствии с регулирующими правилами. Личная инициатива не приветствуется. Организационное воздействие включает организационно-методические инструктирование, организационное нормирование и регламентирование. Нормативы присутствуют в любом виде деятельности организации. Поступающая информация строго нормируются.

Экономические методы. Основа экономических методов - технико-экономическое планирование. Такое планирование определяет программу деятельности организации. Руководство утверждает определённые планы, которые в дальнейшем доводятся до линейных руководителей структурных подразделений. У каждого подразделения существует свой текущий план и свой план-цель. являются очень востребованными в современном мире, где преобладает рыночная система хозяйствования. Комплексное взаимодействие системы прибылей, убытков, цен и спроса создают предпосылки для создания эффективной и гибкой системы управления организацией. Основная цель экономических методов - это мобилизация персонала предприятия на достижение запланированных результатов.

Социально- психологические методы управления основываются на системе личностных характеристик персонала, взаимоотношений в коллективе, социальных потребностях и т.д. Социально-психологические очень специфичны: их базис покоится на закономерностях социологии и психологии, интересах личности, коллектива, группы. Выделяют две большие группы методов: социально-психологические методы управления, направленные на группы людей и социально-психологические методы управления, направленные на личность конкретного сотрудника.

Эта классификация очень условна, поскольку в коллективе человек не изолирован, он обязательно относится к какой либо группе, осуществляя совместную с другими сотрудниками предприятия или фирмы. Социологические методы позволяют выделить ключевые фигуры в коллективе, обеспечить разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций в коллективе и т.д. Эти методы относятся к основным инструментам по работе с коллективом, поскольку, благодаря им можно получить оптимальные данные для подбора, расстановки, оценки,

К примеру, анкетирование, как наиболее массовый опрос персонала, позволяет выявить огромный пласт информации. Для проведения интервью потребуется дополнительная подготовка и высококвалифицированный интервьюер, но в результате необходимая информация опять будет получена. Для анализа психологической атмосферы в коллективе лучше всего использовать Этот метод основан на построении матрицы личностных контактов межу людьми и выявлении лидеров. Метод наблюдения позволяет определить скрытые качества сотрудников, которые проявляются только в форс-мажорных обстоятельствах. Собеседование незаменимо при приёме на работу, переговорах и