Усваиваемость информации. Какие виды памяти бывают? Как запомнить факты, понять смысл информации

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Хорошая память - предмет для гордости. В современный век мы ежедневно воспринимаем тонны информации. Вот только запомнить удаётся не всё. Что и говорить, в последнее время люди привыкли всё заносить в телефонные памятки. Но всё-таки самый мощный и надежный жёсткий диск, который невозможно взломать, - это наш мозг. Однако, чтобы запоминать информацию, нужна хорошая память и следование кое-каким хитростям. Впрочем, обо всём по порядку.

Использование памяти

Как быстрее запоминать информацию? Невозможно найти ответ на этот вопрос, не разобравшись со своими способностями, данными природой. Всё дело в том, что практически у всех нас развито несколько видов памяти. Но один из них - сильнее всего. Итак, вот все её виды:

  • визуальная (зрительная);
  • аудиальная (слуховая);
  • тактильная (кинестетическая);
  • вкусовая и обонятельная.

Последний вид памяти считается наименее практичным, потому что вкус и запах реже всего выступают в роли ведущих анализаторов. Однако все перечисленные виды соединяются в один вид памяти - образный. Изображение, звук, ощущение, запах и вкус - всё это способствует созданию в нашем воображении определённой картины.

Также есть словесно-логическая память, двигательная (моторная), эмоциональная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная и оперативная. Но запоминанию способствует, естественно, первая из этого списка.

Образный метод

Если рассказывать о том, как быстрее запоминать информацию, то данный способ стоит отметить вниманием в первую очередь. Поскольку он наиболее действенный.

Запоминание - это процесс поиска связей. Или же их создание в массиве образов. Если хочется что-то отложить в памяти, нужно найти или создать новую визуальную связь. Информацию, в особенности абстрактную (идеи, мысли), нельзя зазубривать.

Вот простой пример. Слово sleeve , которое с английского переводится как «рукав», можно пытаться вбить себе в голову целый час, повторяя его до тошноты. Но зачем, если это реально запомнить за 5 секунд? Всё просто! Достаточно представить рукав кофты, доверху забитый сливами. Странно? Может быть. Но зато теперь даже вспоминать не придётся, что означает слово sleeve . А всё благодаря созданию связи между ним и образом.

Даже в преподавании этот метод используется. Вспомнить хотя бы уроки математики в школе. Да любой человек, закончивший её 10, 20 и 30 лет назад, на вопрос о том, что такое биссектриса, ответит - это луч, делящий один угол на два. А всё почему? Потому что биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Этот простой стишок все преподаватели использовали, чтобы облегчить ученикам жизнь.

Ассоциации

Этот способ похож на предыдущий. Как быстрее запоминать информацию? Придумывать ассоциации! Это такие группы образов, которые кодируют информацию. В них всегда есть основа и наложенные элементы.

Ассоциации даже искать не нужно, поскольку они нас окружают. В телефонных номерах - дни рождения, которые надо запомнить. В памятных датах - номера домов, адреса друзей. И, конечно же, слова - главный помощник каждого из нас.

Как быстро запомнить спектральные классы звёзд? Они обозначаются буквами, причем далеко не в алфавитном порядке - O, B, A, F, G, K, M. Если немного поразмыслить, то можно придумать забавную ассоциацию, сочинив на каждую букву по слову, и объединив их в смысловое предложение: «Один Белобрысый Американец Финики Жевал, Как Морковь» . И по такой схеме можно запомнить практически всё - начиная датами, заканчивая формулами.

В процессе учения

Чаще всего ответом на вопрос о том, как быстрее запоминать информацию, интересуются школьники и студенты. Те, которым нужно что-то выучить, и желательно побыстрее. Вышеперечисленные методы стоит использовать, но они будут в данном случае вспомогательными.

Самое главное - установить определённый режим. Лучшее время для усваивания информации - с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Впрочем, тут всё зависит от того, во сколько человек ложится и встаёт. Проанализировав свою активность, не так уж и трудно найти лучшее время для себя.

Выбрав время, нужно отключить интернет и все электронные гаджеты, обеспечить себе тишину или не отвлекающий музыкальный фон, после чего сосредоточиться, убрав с глаз долой всё, что может показаться интересней учёбы. У многих проблема заключается в этом. Но сосредоточиться можно, если разбить усваиваемый материал на несколько частей и учить понемногу.

Вот, например, студенту нужно подготовить к экзамену, который будет через 5 суток, 40 билетов. Значит, ему нужно будет каждый день делать по 10 штук. Утром пять, и вечером столько же, а днём можно отдыхать. На пятые сутки всё повторить. Это поможет. Главное - поставить себе цель и следовать чёткому плану.

Самовнушение

Как быстро запомнить «большую» информацию? Вопрос, поставленный таким образом, волнует всех студентов накануне экзамена или зачёта. Объём информации (к тому же не самой интересной) велик, а времени нет. Что делать? Ответ прост. Надо увлечься.

Каждый ведь замечал, насколько незаметно летит время во время прогулок, путешествий, развлечений! И потом мы всё вспоминаем в удивительных подробностях. Всё потому, что было интересно. Готовясь к завтрашнему экзамену, нужно увлечься предметом. «Да зачем он мне нужен!», «Я всё забуду через день!», «Скучнее ничего на свете нет!» - все эти отговорки студентам знакомы. Но учить надо, потому придётся внушить себе, что предмет и информация представляют небывалый интерес. Нужно попробовать найти в нём что-то цепляющее или, может, полезное. Или внушить себе, что сегодня ничего из занятий, кроме учения данного предмета, недоступно. И обязательно найти мотивацию. Можно пообещать себе устроить праздник после успешной сдачи экзамена. В предвкушении информация запоминается действительно лучше.

Основательный подход

Есть люди, которых не интересует, как быстро запомнить большой объем информации. Им важно, чтобы те или иные данные надолго сохранились на их внутреннем «жёстком диске».

Для этого необходимо использовать комбинированную технику быстрого и детализированного чтения. Итак, сначала - детальное ознакомление с материалом. Кто-то читает 2-3 страницы, чтобы понять, с чем он имеет дело. Другие выхватывают текст с разных частей книги (конспекта или иного источника информации). Впрочем, это уже индивидуальный вопрос. Смысл поверхностного чтения - не запоминать текст, а знакомиться с ним.

А вот потом наступает время детализированного метода. Он подразумевает медленное, вдумчивое прочтение всей имеющейся информации и её параллельный разбор. Можно выделять сложные слова или интересные фразы, перечитывать то, что не удалось понять с первого раза.

Параллельно желательно делать заметки и даже зарисовки. А ещё говорить с собой. Рассуждать вслух очень полезно, поскольку задействуется слуховая, вербальная и визуальная память. К тому же сильнее активируется внимательность, ведь чтение вслух невозможно без концентрации.

Полезные хитрости

Как научиться быстро запоминать информацию? Надо усвоить одно простое правило. Нужно кричать! Доказано - информация быстрее укладывается в мозг, если человек её выкрикивает.

Эмоции тоже помогают. Особенно экспрессия. Жесты, фразы, мимика - и всё, что способно её выразить. Можно даже сценку разыграть перед зеркалом.

И ещё, нельзя сидеть на месте. Если учить что-то, наворачивая круги по комнате, то удастся активизировать работу мозга и, соответственно, свою способность к запоминанию информации.

Кстати, если есть возможность сменить обстановку, нужно ею воспользоваться. И желательно променять комнату на природу. Свежий воздух и отсутствие бетонных четырёх стен поспособствуют более активному запоминанию.

Активное повторение

Это ещё один неплохой способ быстро запомнить информацию и перенести её из временной памяти в долговременную.

В самом начале речь шла об образах и связях. С их помощью действительно можно быстрее запомнить информацию. Но! Если этими связями человек пользоваться не будет, то они просто разрушатся со временем. Вот и причина, по которой мы забываем то, что раньше помнили. И чем слабее, невнятнее была связь - тем быстрей она разрушится.

Потому надо пользоваться этим методом. Повторять связи, обновлять зрительные образы и делать их более яркими. И вот вывод: запоминание - это не постоянный зубреж и просматривание внешних источников, а регулярное извлечение из памяти созданных когда-либо образов. И лучше потратить немного времени для того, чтобы их придумать, и потом запомнить информацию на всю жизнь, чем заучивать её часами, и забыть через день.

Выработка привычки

Есть люди, для которых быстро запомнить нужную информацию - раз плюнуть. А всё потому, что они постоянно следует вышеупомянутым рекомендациям (и ещё некоторым, которые придумывают сами). Эти люди тренируют свою память и совершенствуют способность, данную природой. И для них не актуален вопрос, касающийся того, как быстро запомнить информацию перед экзаменом или то, что они увидели мельком. И в этом - главный секрет.

Надо выработать в себе привычку ежедневно что-то запоминать или выучивать. Причем с помощью вышеперечисленных методов. Они действенные, проверенные многими. К тому же способствуют развитию мышления и словесно-логической памяти.

Многие ошибочно полагают, что активная работа памяти заканчивается по окончании института, техникума или университета. Однако это не совсем так. Использование памяти продолжается и после получения диплома. Другое дело, где и в каком объеме ее применять, а главное, как совершенствовать. Поэтому в данной статье мы расскажем о том, как быстрее запоминать информацию, используя самые простые и эффективные упражнения.

Какие виды памяти бывают?

Память человека условно можно разделить на два вида:

  • краткосрочную (быструю);
  • долгосрочную.

Краткосрочная память позволяет человеку запоминать определенный перечень предметов или объектов, существующих в реальном времени. Другими словами, в памяти остаются лишь образы, актуальные здесь и сейчас. В среднем таких объектов может быть 5-8 штук. Соответственно, долгосрочная память дает возможность запомнить те или иные образы, которые могут понадобиться человеку не сразу, а, к примеру, через год. Поэтому, чтобы разобраться, как лучше запоминать информацию, необходимо научиться их различать.

  • визуальная (запоминаются те предметы, которые мы видим воочию);
  • звуковая (улавливается мелодия, слова песни);
  • чувственная (основана на реальных душевных переживаниях и чувствах);
  • тактильная (запоминаются ощущения);
  • эмоциональная (основана исключительно на эмоциях);
  • ассоциативная (связывает предметы и объекты с какими-либо ассоциациями).

О том, как быстрее запоминать информацию, расскажем далее.

Упражнение 1: пишем печальные письма

Учеными было сделано удивительное открытие. Наша память, как оказалось, наиболее восприимчива к отрицательным воспоминаниям и пережитым эмоциям. Поэтому метод написания писем заключается в следующем: необходимо взять лист бумаги и ручку, засечь на часах 15-20 минут и в течение этого времени изложить все те неприятности и негативные моменты, с которыми вы сталкивались в последнюю неделю, месяц.

Интересно, что после такого упражнения вам будет легко запомнить практически любую информацию. По словам ученых, это связано с тем, что после использования упражнения мозг попросту не успеет переключиться с ваших воспоминаний и с радостью воспримет все, что вы прочитаете и заучите. Именно так стоит и поступить, если вы ищете ответ на вопрос: «Как лучше запоминать информацию?»

Упражнение 2: кричите, и вас услышат

Немного неординарный, но вполне действенный метод запомнить любую информацию. Он заключается в ее громком выкрикивании. К примеру, таким способом можно учить иностранные слова, готовиться к экзаменам или тестированию. Однако это не означает, что во время такого упражнения необходимо орать до хрипоты или до первого звонка возмущенных соседей. Делайте все в пределах разумного.

Как быстро запомнить большой объем информации: упражнение 3

Если в короткие сроки вам необходимо выучить большой объем текста или материала, то следует выполнить такие действия:

  • внимательно (желательно несколько раз) прочитать написанное или напечатанное;
  • вникнуть в содержимое;
  • выделить основную и вспомогательную информацию;
  • разделить материал на части (в соответствии с уровнем их важности);
  • составить краткий (можно ;
  • пересказать прочитанное.

Вот как быстро запомнить большой объем информации.

Упражнение 4: движение - это сила

Когда какой-либо материал ну никак не хочет запоминаться, многие специалисты советуют использовать реальные движения. Для этого необходимо встать с места, взять в руки книгу с текстом и для наилучшего эффекта начать ходить кругами по комнате, одновременно читая написанное. Считается, что во время ходьбы происходит быстрая активация мозга, следовательно, любой материал усваивается намного скорее.

С этой же целью, перед тем как запомнить большую информацию, рекомендуется 25-30 минут потанцевать, попрыгать, побегать или сделать какие-либо физические упражнения. Говорят, что после этого можно будет запомнить хоть весь первый том «Войны и мира».

Упражнение 5: играйте в ассоциации

Один из самых действенных способов развить и запомнить любую информацию - игра в ассоциации. Предположим, вам необходимо запомнить список продуктов. Для этого нужно сначала написать этот перечень покупок, посмотреть на него и создать образы, которые вам будет проще запомнить.

Например, в вашем перечне будущих приобретений указана морковь. Так как она обладает оранжевой шкуркой, то она вполне может ассоциироваться с рыжей лисой или белкой. Ватные палочки - это мягкий и белый снег. Вода - стакан и т. д. Это вкратце о том, как быстрее запоминать информацию.

Упражнение 6: раскладывайте все по полочкам

Говорят, что лучше всего запоминаются вещи, находящиеся в любимом месте. К примеру, в вашем доме есть любимое кресло, на котором вы часто сидите. А возле него находится стопка из деревянных полок. Вот на них-то и можно мысленно положить те предметы, которые вы планируете запомнить. После этого вам будет проще вспомнить расположение предметов и их названия.

Упражнение 7: оставляйте записки

Предположим, вам необходимо выучить большой доклад, но вы не знаете, как быстрее запоминать информацию. Для того чтобы быстрее выучить написанное, необходимо разделить текст на короткие предложения, написать их на липких листочках и расклеить в доступных местах в комнате. Далее рекомендуется время от времени ходить по квартире и читать свои записки.

Упражнение 8: считаем спички

Иногда не стоит дожидаться того момента, когда вам нужно будет срочно выучить какой-либо текст, цифры или слова. Лучше всего начинать тренировать свою память и внимательность до наступления подходящего момента.

К примеру, если вы регулярно будете выполнять упражнение «Спички», вы сможете повысить уровень внимательности и запоминания мельчайших деталей, следовательно, при необходимости усвоить какой-либо важный материал вам не составит никакого труда. Далее мы расскажем о том, как легко запоминать информацию любой сложности.

Итак, смысл упражнения сводится к следующему: необходимо взять ровно пять спичек, высыпать их на стол, запомнить их положение, отвернуться в другую сторону и постараться воссоздать. С каждым занятием рекомендуется поэтапно увеличивать количество спичек и сложность создаваемых фигур.

Упражнение 9: читаем слова наоборот

Очень простое и полезное упражнение для развития внимательности и памяти заключается в прочтении Например, во время прогулки или поездки по городу обратите внимание на вывески магазинов, прочитайте их наоборот. В этом случае вам придется не просто запоминать непривычное вам значение для обычных названий, но и держать в памяти исходное слово-оригинал.

Упражнение 10: меняем цифры и буквы местами

Если вы испытываете определенные трудности с запоминанием номеров телефонов или ПИН-кода, то вам стоит воспользоваться несложными и одновременно эффективными приемами усвоения данных. На данный момент известны различные способы. Запомнить информацию, связанную с цифрами, вам поможет, например, вариант с заменой их на буквы.

К примеру, вам необходимо запомнить следующую последовательность: 9, 5, 8, 4. Заменяем их буквами, соответствующими первым буквам цифр. Получаем вместо «9» букву «д», «5» меняем на «п», «8» на «в», а «4» на «ч». Интереснее будет развить мысль дальше, придумав из этого буквенного кода целое предложение. В данном случае вместо сложночитаемых «дпвч» получим «допустим, вы человек».

Одним словом, если вы действительно решили улучшить показатели вашей памяти, не медлите и приступайте к тренировкам прямо сейчас. В этом случае вам не придется ломать голову и изобретать очередной невероятно быстрый способ заучивания информации. Наоборот, вы будете быстро все усваивать и запоминать. Дерзайте!

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка — мозг человека постоянно впитывает новую информацию, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Оказывается, физические упражнения нужны не только для отличной фигуры и здорового тела, но и для работы мозга. Если ваш мозг отказывается думать, попробуйте прогуляться или позаниматься в тренажерном зале. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.

Медитируйте

Регулярные медитации не только снимают стресс, но и помогают улучшить вашу память. Кроме того, во время медитации развиваются навыки концентрации, что очень важно для процесса обучения.

Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3

Эти незаменимые кислоты восстанавливают нарушенные нервные процессы, такие как внимание, скорость мышления и память. Кислоты Омега-3 в избытке содержатся в льняном масле и грецких орехах, арахисе и тыквенных семечках. Много их и в жирной рыбе — лососе, скумбрии, сардине и палтусе. Не зря говорят, что рыба помогает лучше думать.

Высыпайтесь

Для того чтобы мозг мог нормально функционировать, обязательно нужно высыпаться. Здоровый сон повышает скорость восприятия, помогает делать здравые суждения и обеспечивает быструю работу мозга.

Если перед сном повторить выученный материал, например, стихотворение или лекцию, за ночь информация прочно закрепится в памяти и утром вы будете отлично владеть предметом.

Пейте воду

Ученые из University of East London выяснили, что простая питьевая вода помогает лучше концентрироваться и решать сложные задачи. Результаты эксперимента, опубликованные в Daily Mail, показывают, что люди, испытывающие жажду, соображают медленнее на 14%. Так что всегда держите под рукой бутылку с водой.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом — работой или учебой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвел итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например, жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные результаты проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех — это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно, когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой «разогрев» помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель — в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать — обучение и кровать. Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить, как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете собственное мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность — это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно хорошо сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей», когда опыт, полученный в процессе решения, не раз поможет в будущем. Так что не бойтесь неудач — они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами — графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применить факты в реальной жизни, надежно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудио материалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте все одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вы можете мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет более быстро и эффективно учиться. Не оставляйте знания обособленно — встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте уверены в себе и знайте, что у вас все получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .