Восприятие. Свойства восприятия

Восприятие является базовой категорией психологии. Человек в процессе познавательной деятельности имеет дело не с отдельными элементами явлений или их характеристиками, а с комплексным представлением предмета. Свойства и части объекта, их габарит, вкус и запах позволяют воссоздать единую картину происходящего. Процесс слияния подобных пазлов и называется в психологической науке восприятием.

Что такое процесс восприятия?

Перед тем как раскрыть тему "Основные свойства восприятия", следует особое внимание уделить физиологическим механизмам данного процесса. Восприятие — это сложный процесс отражения явлений и предметов в подсознании человека, который протекает при непосредственном воздействии на органы чувств.

Механизм отображения объектов в сознании человека достаточно сложен, так как имеет непосредственную взаимосвязь с иными процессами — мышлением, речью, вниманием и памятью. Личность вполне объективно оценивает видимый предмет, может использовать определенную дефиницию для его обозначения. Можно сделать вывод о том, что восприятие — это осмысленный акт, протекающий в сознании человека.

Процесс восприятия имеет эмоциональную окраску, колоссально мотивирован. Из-за этого может возникнуть нарушение восприятия, когнитивный диссонанс. Исправить возникшие противоречия можно, лишь прибегнув к профессиональной психологической помощи. В ином случае подобные отклонения чреваты развитием серьезных заболеваний.

Отличия восприятия и ощущений

Неопытные исследователи очень часто путают свойства ощущения и восприятия, сводя их к единому процессу. Это является грубейшей ошибкой, так как две указанные дефиниции имеют существенные различия.

Любой предмет, воздействуя на органы чувств человека, вызывает определенный эффект, который несет лишь субъективный оттенок, так как ощущается внутри. При этом реакция от субъекта, на который оказывается подобное воздействие, не следует. В отличие от ощущений при восприятии человеком предмета происходит процесс объективизации, иными словами, объект отражается в пространстве.

Другое важное отличие ощущения и восприятия заключается в окончательных формах, которые складываются после завершения процесса. При ощущении предмета человек испытывает определенное чувство: сладкий вкус, громкий звук и др. При восприятии объекта в сознании человека всплывает образ, который имеет уникальную конструкцию. Иными словами, существуют определенные свойства образа восприятия.

Подобные факты позволяют говорить о том, что восприятие и ощущение — это два совершенно разных процесса, несмотря на их взаимодействие в процессе социализации человека.

Основные свойства восприятия

Говоря о восприятии, необходимо знать, что в его структуре ученые выделяют два взаимосвязанных элемента: виды и свойства. Основной упор сделан на свойства восприятия в психологии, так как именно данная дефиниция позволяет понять суть указанного процесса.

Итак, основными свойствами восприятия являются:

  • историчность;
  • активность;
  • предметность;
  • целостность;
  • осмысленность;
  • константность.

Окружающий мир состоит из множества предметов, однако человек воспринимает лишь некоторые. Понять избирательность подсознания личности поможет детальное изучение каждого свойства восприятия в психологии.

Историчность восприятия

В научной литературе по психологии восприятие обозначается как перцептивное действие, формирование которого требует определенного количества времени. Говоря о данном свойстве, следует отметить, что перцептивное действие не является статичным, наоборот, образ формируется со временем с учетом самой человеческой деятельности и опыта. Адекватное выстраивание представления о предмете возможно лишь при последовательном изучении субъекта, а значит, историчность — это ключевое свойство восприятия.

Активность восприятия

Восприятие объектов невозможно без эффекторных компонентов. Каждый человек познает окружающий мир в соответствии с собственным мировоззрением, способностями, потребностями и нуждами. Иными словами, восприятие напрямую зависит от прошлого личности, его настоящего. Подобная зависимость жизненного опыта и познавательной деятельности получила научное название апперцепции, что является основой важнейшего свойства восприятия в психологии — активности.

Предметность восприятия

Каждый человек, воспринимая информацию с помощью органов чувств, соотносит сведения с тем или иным предметом. Данное свойство позволяет структурировать информацию, изучать ее в виде полноценного образа, а не как разнообразный набор характеристик или ощущений. Таким образом, предметность является первоосновой для нормального восприятия человеком окружающего мира.

Целостность восприятия

Важность данного свойства восприятия в психологии состоит в том, что благодаря целостности у человека появляется возможность воспринимать раздражители как совокупность определенных характеристик или особенностей, а не как разрозненные отрывки и элементы единой картины. Выстраивание целостного образа происходит во время мыслительной деятельности, когда в подсознании достраивается конструкция из отдельных элементов.

Осмысленность восприятия

Человек в отличие от животных обладает разумом, поэтому восприятие у личности - это не просто биологический процесс. Познание предмета осмысленно, иными словами, человек в полной мере осознает функции того или иного объекта, его предназначение. Благодаря осмыслению информации удается достичь максимального объективного перцептивного действия во время познания окружающего мира. Образ предмета становится объективным, что не нарушает психическое здоровье личности.

Константность восприятия

Константность тесно взаимосвязана с иными свойствами восприятия. Благодаря этому человек осознает не только целостный образ предмета, но и его постоянство. Объект обладает постоянными формами, размерами, цветом и весом. Примером константности восприятия является машина. Человек воспринимает автомобиль как предмет одинаково, несмотря на то, движется он или нет.

Восприятие является одной из главнейших категорий современной психологической науки. Всестороннее изучение данного процесса позволяет понять сущность человеческого подсознания, а также избежать многочисленных психических заболеваний.

Более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека (И.М.Сеченов отмечал, что целостность и структурность восприятий являются результатом рефлекторной деятельности анализаторов).

Восприятие - это осмысленный образ ощущения.

Опираясь на определение восприятия как психического процесса целостного отражения человеком предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии их на органы чувств, важно не только отметить отличие восприятия от ощущения, но и показать их общую природу как субъективных образов объективного мира, активных регуляторов целесообразной деятельности человека, провести сопоставительный анализ физиологических механизмов восприятий и ощущений.

Выясняя особенность восприятия, необходимо отметить следующее. Содержание чувственных образов определяется не внутренним миром человека, его желаниями и целями, а свойствами, связями и отношениями самого предметного мира, воздействия.

Следует обратить внимание и на то, ощущения, восприятия и другие познавательные психические процессы не обладают свойством материальности, вещественности, а носят субъективный характер. Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти, внутренние установки, направленность личности включаются в процесс восприятия, предопределяя его субъективный характер. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может увеличить роль субъективных качеств восприятия. Примерами тому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия.

Следует остановиться на свойствах восприятия . Восприятие обладает рядом свойств: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью, структурностью и избирательностью.

Предметность восприятия – способность воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами – мозг четко различает предмет, фон, контур…

Целостность восприятия – способность отражать предмет в совокупности его свойств. Целостный образ восприятия возникает из отдельных свойств предмета, отражаемых мозгом, но не является их механической суммой, а включает синтез ощущений разных модальностей, формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность восприятия – не врожденное, а приобретенное свойство. относительное постоянство восприятия предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Относительное постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Но существуют такие изображения, когда нам кажется, что константность нарушена. Это – зрительные иллюзии. Эти иллюзии имеют место только на изображениях, а не в реальных условиях восприятия, и именно ограниченность условий наблюдения делает возможным иллюзии изображения.



Важную роль при восприятии играют контур предмета, улавливание отношений между качествами предметов, действия с предметом, прошлый опыт личности.

Осмысленность восприятия – это значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов.

Структурность восприятия – способность воспринять абстрагированную от ощущений обобщенную структуру.

Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Закономерность субъективного восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.

Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности предметов…

Восприятие глубины и удаленности предметов – осуществляется с помощью одного глаза, что позволяет правильно оценить расстояние.

Линейная и воздушная перспектива - по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается (кажущееся схождение рельсов издали железной дороги, цвет под влиянием слоев воздуха искажается).

Зрительная иллюзия – искаженное восприятие величины, формы, удаленности предметов (высокий человек рядом с маленьким кажется намного выше, чем на самом деле…).

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный характер – становится наблюдением. Систематически организуемое наблюдение, а также потребности практической профессиональной деятельности способствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности. Наблюдательность становится свойством личности.

Систематически организуемое восприятие влияет на протекание познавательной деятельности и развитие определенных личностных свойств. Наблюдательным людям свойственно более углубленное, аналитическое восприятие, большой объем восприятия взаимосвязанных предметов, более эффективная активизация аппарата памяти, воображения, мышления, внутренней речи.

Надо обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия. Возрастные особенности, интересы и склонности человека, профессиональная устремленность, практический и жизненный опыт влияют на формирование индивидуальных особенностей восприятия.

Важно отметить, что восприятие взаимосвязано с различными психическими процессами. Оно строится на их основе и в свою очередь конструирует их. Восприятие тесно связано с личностными особенностями. Оно протекает сообразно с интересами, установками, убеждениями и отношениями личности.

Необходимо разобраться в многообразии видов восприятия . Различают восприятие предметов, пространства, времени, движения, человек человеком. А еще можно назвать преднамеренное восприятие – в их основе лежит сознательно поставленная цель, они связаны с волевыми усилиями человека; непреднамеренное – восприятие без специально поставленной задачи, процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека; организованное восприятие (наблюдение) - целенаправленное, планомерное; неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное восприятие.

Литература

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685с.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996. – 631с.

3. Кузин В.С. Психология. – М.: АГАР, 1999. – 304с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576с.

5. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253с.

6. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464с.

7. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999. – 175с.

8. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584с.

9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.

10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. – 600с.

Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема Ц. в. впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь Ц. в. выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта.

Б.М. Величковский

Определения, значения слова в других словарях:

Психологический словарь

Свойство восприятия - . Характеризуется тем, что отдельные признаки какого - либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ - этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта...

Психологическая энциклопедия

(англ. wholeness of perception) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная...

Различные окружающие нас предметы и происходящие вокруг явления воздействуют на и отражаются в его сознании. Это и есть восприятие окружающего мира, что в переводе с латыни означает Восприятие у каждого человека разное, но, не смотря на это, есть общие характеристики, которые носят название - свойства восприятия.

Активность - восприятие всегда находится в действии, в поиске новой информации. Его нельзя остановить. Можно только притупить, приглушить, сделать так, чтобы не обращать внимания некоторое время. Процесс, при котором, притупляются свойства восприятия в психологии носит название гипостезия. Обычно, гипостезия связана с умственным переутомлением.

Основные свойства восприятия:

  1. Предметность - это свойство восприятия, связанное, непосредственно, с предметом и вызванное им. Всю полученную информацию мы относим к тому или иному предмету. Главную роль тут играет движение и осязание. Объект воспринимается как отдельно взятое тело, отделенное от пространства и времени. Если нет реального воздействия, то нет и восприятия. Вернее, нет нормального восприятия, оно искажается. При воздействии однообразных предметов, повторяющихся узоров либо звуков, восприимчивость притупляется.
  2. Целостность - ощущения дают информацию об отдельных свойствах того или иного предмета, восприятие - целостный образ на основе обобщения. Благодаря этому свойству, мир воспринимается в виде вещей, в виде происходящих в нем событий. Если бы не целостность, мир воспринимался бы как хаос, как отдельные звуки и прикосновения. Не происходило бы опознавание целого.
  3. Структурность (обобщенность) - это ни в коем случае не означает сумму ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, формирование которой происходит в течение некоторого времени. Например, когда слушаем музыку - это обобщенная структура, слышим ноты в их очередности.
  4. Константность - это постоянство. Условия, в которых действуют свойства восприятия, очень разнообразны и изменчивы. Но объект воспринимается как постоянный, независимо от окружающих его условий. Это обеспечивает объекту узнаваемость. Например, «обезьяна, она и в Африке - обезьяна». Пример, конечно, немного утрирован, но, в общих чертах, это так.
  5. Осмысленность . Несмотря на то, что восприятие появляется тогда, когда происходит некоторое воздействие на рецепторы, образы, сами по себе, имеют смысловое значение. К примеру, животные воспринимают все буквально: хруст ветки их настораживает, означая приближение опасности, ставят миску, значит, будут кормить и т.д. Человек же мыслит масштабно, понимая сущность предмета. Из воспринимаемых вещей и событий человек в состоянии делать совершенно «непрямые выводы». Например, по отдельному изображению человек в состоянии придумать или додумать целую картину и, вдобавок, еще объяснить ее. Человек воспринимает намеки, сам домыслив, что тем самым хотели до него донести.
  6. Избирательность - человек отдает предпочтение одним предметам по сравнению с другими. И это нормальное явление.

Свойства восприятия в комплексе своем составляют восприятие, при котором формируется и воспринимается адекватный образ того или иного предмета. Оно подразделяется на следующие виды:

Зрительное;

Слуховое;

Осязательное;

И другие виды.

Свойства восприятия можно охарактеризовать, выразить количественно. Например, порог восприятия - это тот уровень чувствительности, при котором рецептор регистрирует, что стимул присутствует. Это физиологический порог. А еще бывает порог осознания восприятия стимула. Например, иногда мы чувствуем что-то, но не можем объяснить, что именно. Порог восприятия можно измерить с помощью специальных приборов. Объем восприятия измеряется без приборов.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Вероятно, мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что на данном этане восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует намять. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.



Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.
Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

40Основные свойства и виды восприятия. Индивидуальные типы восприятия. Синтетический, аналитический, описательный, объяснительный, объективный и субъективный типы восприятия.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это

Индивидуальные различия в восприятии

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую оче­редь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.

41Развитие восприятия в онтогенезе.

В действиях хватания и локомоции свойства предметов выступают в их прямом отношении к самому ребенку, к его двигательным возможностям, принудительно определяя характер взаимодействия движения и предмета. Уровень восприятия, достаточный для их ориентирования, оказывается неадекватным по отношению к предметным действиям, особенно к действиям соотносящего и орудийного типа. Благодаря опосредствованному характеру этих действий учет свойств предметов должен происходить в них совсем по-другому. На первый план выдвигается значение свойств для установления взаимодействий самих предметов. Поэтому предметное действие и предъявляет к восприятию требование выделять свойства предметов в их отношении к другим свойствам предметов. В свою очередь продуктивная деятельность в отличие от предметной предусматривает не просто учет, а воспроизведение предметных свойств и отношений. Последние превращаются в фактор, детерминирующий весь ход действия, выступая в качестве основной характеристики продукта, который должен быть получен. Поскольку воссоздание образа в лепке, аппликации, конструировании осуществляется при помощи дискретной системы операций, восприятие должно производить его расчленение на элементы, соответствующие отдельным операциям, а в случае аппликации и конструирования - единицам имеющегося материала, и устанавливать связь элементов, от которой зависит построение всей системы операций.

Свойство теперь выступает не только в его отношении к свойствам других предметов, но и в его становлении и изменении, во взаимопереходах его разновидностей.

С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, в контексте которых осуществляется перцептивное развитие, но также изменение удельного веса практических и познавательных задач внутри этих видов деятельности. Познавательные задачи (а следовательно, и познавательные действия) начинают выделяться в особое звено в предметной деятельности и при соответствующем обучении занимают важное место в продуктивных деятельностях, выступая как задачи ознакомления с объектом, подлежащим изображению, образцом продукта деятельности (например, конструкции), соотнесения этого образца с имеющимся материалом т.п.

Выделение познавательных задач внутри характерных для ребенка видов деятельности дает возможность выносить их из контекста конкретной деятельности и ставить перед ребенком в виде особых игровых, а затем и учебных заданий, добиваясь к концу дошкольного детства формирования элементарных форм учебной деятельности. Значение разрешения ребенком познавательных задач «на восприятие», не связанных непосредственно с конкретными видами предметной и продуктивной деятельности, заключается в том, что, применяясь в новых условиях, перцептивные действия, сформировавшиеся в этих конкретных видах деятельности, теряют свой «утилитарный» характер и по-новому объединяются между собой, подчиняясь логике развивающейся познавательной деятельности в целом. Особенно важным с точки зрения перцептивного развития является происходящий при этом процесс формирования и систематизации представлений о свойствах и отношениях предметов.

Хотя, совершенствование восприятия детерминировано извне, оно проходит ряд ступеней, причем каждая предыдущая ступень является необходимой предпосылкой перехода к последующей. Это и дает нам основания говорить о перцептивном развитии как процессе, отличающемся от усвоения тех или иных средств и операций перцептивного действия.

На каждом возрастном этапе формирование перцептивных действий определенного типа обусловлено характером деятельности ребенка. Но существует и другая сторона, которая заключается в том, что возможность овладения новыми видами деятельности (или новыми типами действий) в значительной мере зависит от достигнутого ребенком уровня перцептивного развития. Этот уровень должен быть достаточным для того, чтобы ребенок оказался в состоянии обучаться выполнению нового для него вида действий, пользуясь хотя бы самыми несовершенными способами (например, практическими пробами). Так, в нашем исследовании развития восприятия формы было установлено, что дети, не овладевшие перцептивными действиями, соответствующими уровню предметной деятельности, не могут овладеть продуктивным действием преобразования фигуры по образцу, так как оказываются не в состоянии отличить правильный результат от ошибочного. Следовательно, у них не возникают и условия для овладения более высоким типом перцептивных действий, соответствующих данному виду продуктивной деятельности.

Таким образом, между уровнями перцептивного развития, формирующимися в контексте разных видов деятельности, обнаруживается связь, состоящая в том, что предыдущий уровень, неадекватный по отношению ко вновь усваиваемым типам действия, ориентирует на первоначальное выполнение путем проб, а в ходе самого усвоения этих новых типов действия формируется и новый, адекватный им уровень перцептивного ориентирования.

Такая - косвенная - связь ступеней совершенствования восприятия через деятельность дополняется прямой связью, которая заключается в том, что формирование новых типов средств осуществления перцептивных действий происходит при помощи старых, уже сформировавшихся типов. Предметные предэталонные первоначально возникают в результате обследования объектов предметных действий посредством сенсомоторных предэталонов что же касается абстрактных общепринятых эталонов, то их усвоение происходит в результате преобразования и включения в но вые связи предэталонов предметного типа.

Преемственность между разными типами эталонов наглядно обнаруживается в том факте, что на позднейших возрастных этапах они не только сосуществуют, но во многих случаях заменяют друг друга и переходят друг в друга при усвоении и выполнении церцептивных действий.

Формирование перцептивных действий с применением сенсо-моторных средств начинается со второй половины первого года жизни. Этот тип перцептивных действий является доминирующим в течение всего второго и в начале третьего года жнзни. На третьем году жизни ребенок начинает овладевать перцептивными действиями с применением предметных предэталонов. Усвоение систем общепринятых эталонов и формирование сложных системных перцептивных действий падает в основном на возраст от 5 лет и старше.

42Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения .