Атомный авианосец шторм. Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом

Пожалуй, вы не сможете отыскать ни одного любителя военной техники и оружия, который бы не имел собственного мнения о том, нужен ли России авианесущий флот. Порой дебаты в таких обсуждениях плавно перетекают на личности… а ответа все так и нет. Вот, например, наш будущий авианосец «Шторм». Насколько он востребован, каково его гипотетическое назначение, и насколько вообще реален этот проект? Попробует ответить на все эти вопросы.

А для чего нам вообще новые авианосцы?

Это наиболее важный аспект. Когда был предложен авианосец «Шторм», вопрос этот задавался многократно и в различных вариациях. На самом деле, для чего нашей стране столь дорогостоящая «игрушка», коей по определению является любой авианесущий крейсер в нынешних условиях?

Во-первых, это важный элемент престижа для страны с такими размерами. Во-вторых, текущая геополитическая ситуация такова, что хотя два-три авианосца нам точно не помешают. Наличие у берегов той же Сирии подобного судна с обученными летчиками авиакрыла - сильный аргумент в спорах с многими противниками. Доказано американцами. Многие отчего-то продолжают считать, что авианосец имеет на борту 20-30 самолетов… Те времена давно прошли.

Тяжелый крейсер того класса, к которому принадлежит будущий авианосец «Шторм», имеет не менее 70 ударных самолетов. Согласитесь, аргумент весомый. Тем более что у нас в Сирии общая численность авиационной группировки и того меньше, но задачи она способна решать весьма серьезные.

Кроме того, авианесущее судно значительно менее уязвимо в отношении атак, нежели чем сухопутная база. Конечно, это справедливо только в отношении борьбы с различными нелегальными группировками, но ведь большего от авианосцев и требовать глупо! Если речь идет о глобальной войне, куда полезнее подводный флот, а для решения более глобальных задач без сухопутного базирования все равно не обойтись…

Основные постулаты современной стратегии ВМФ

Вездесущие американцы, у которых со времен ВОВ имеется огромный опыт в вопросе использования авианосцев, уже давно выявили два их ключевых преимущества - мобильность и независимость. В отличие от сухопутной базы, которую нужно организовать и перебросить туда всю необходимую технику и снаряжение, авианосец полностью самодостаточен. Его в краткие сроки можно перебросить туда, где он необходим, а затем, по мере решения проблем, столь же быстро убрать. С помощью авиагруппы можно быстро нарастить свое присутствие в конкретном регионе. Наконец, это опять-таки вопрос престижа: способность «поиграть мышцами» - важный козырь при переговорах.

Конечно, армия дает такую возможность, но переброска необходимо числа войск - дело очень сложное и чертовски дорогое, сопряженное с многочисленными и далеко не всегда благожелательными переговорами с правительствами тех стран, по территории которых будет пролегать маршрут. Авианосцы позволяют игнорировать практически все эти проблемы.

В руководстве отечественного ВМФ на проблему тяжелых авианесущих кораблей есть две диаметрально противоположных точки зрения: «Да, еще как нужны!», и «Нет, для чего нам эти пожиратели денег?». Словом, до единства мнений нам пока что очень далеко, но все же проект 23000 «Шторм» уже существует. Кроме того, на фоне истории со злосчастными «Мистралями», когда первые лица оборонного ведомства во всеуслышание заявляли о «создании новых авианосцев взамен французских судов», это уже вопрос престижа.

Как с этим дела обстояли в СССР?

Увы, но так же. То есть неважно. Проблемам тяжелых кораблей с авиационной группой правительство Союза практически не занималось. Во многом объясняется это подковерными интригами. После Великой Отечественной о героических подвигах подводников и моряков Севморфлота практически забыли. «На коне» оказались генералы, практически полностью оттянувшие на себя все государственное финансирование. Опять-таки, свою роль сыграл вездесущий

Едва не убив всю отечественную ствольную артиллерию в угоду ракетам, он практически «утопил» всю программу перевооружения флота. Более того, даже сами разговоры о строительстве авианосцев он воспринимал в штыки, так как считал их «оружием мирового империализма».

Когда же необходимость в кораблях такого класса стала очевидной (а произошло это в конце 70-х годов), то экономическая ситуация уже была не в пользу Советского Союза. Кроме того, было упущено драгоценное время, и никакого опыта в строительстве авианесущих крейсеров у страны не было. Но как же не раз нами упомянутый «Кузнецов»? Нельзя ли наладить постройку новых кораблей на базе того же проекта?

Увы, но нет. Опыт эксплуатации этого судна однозначно свидетельствует, что у него слишком много недостатков. Более того, «Кузнецов» точно не подходит на роль авианосца, так как физически им не является. Это Сегодня нуждается, скорее, в плавучих аэродромах, с помощью которых можно быстро перебрасывать авиакрыло в требуемую точку.

Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?

Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море - одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.

Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.

Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.

Силовая установка

Наконец, главным недостатком пока что единственного отечественного авианосца является его котлотурбинная энергетическая установка. Точнее говоря, огромным недостатком. Подобные движки сильно устарели еще к 80-м годам прошлого века. Традиционно считалось, что корабль с атомным реактором слишком дорого обходится… но ТАКР «Петр Великий» постоянно бороздит моря в ходе очередного похода, в то время как «Кузнецов» примерно 70% времени проводит в доках судоремонтного завода.

Проще говоря, новый авианосец «Шторм» в обязательном порядке должен быть оборудован именно атомной силовой установкой, иначе печальная история с постоянными ремонтами повторится. И еще. Как это ни прискорбно, но СССР, выделяя колоссальные средства на постройку АПЛ и ТАКР, до обидного мало уделял внимания возведению соответствующей береговой инфраструктуры. Так что при постройке следующего корабля этого класса должны быть соблюдены сразу несколько условий:

  • Это должен быть атомный авианосец.
  • В его авиационную группировку должны входить специализированные самолеты ДРЛО и РЭБ.
  • Желательно, чтобы на борту имелся противолодочный корабль.
  • Иметь не менее 70-75 самолетов в составе основного авиационного крыла.
  • Для него обязательно должна быть предусмотрена вся необходимая инфраструктура в порту приписки.

Каким должен быть новый авианесущий крейсер?

В общем-то, теми же самыми соображениями руководствовались и те специалисты, которые впервые выдвинули проект «Шторма». Во-первых, это должен быть самый большой авианосец в истории советского и Водоизмещение - не менее 100 000 тонн, общая длина - в пределах 350 метров. Сообщается, что максимальная скорость должна достигать 30 узлов, но…

В этой связи между конструкторами и специалистами из ВМФ опять начались трения по поводу используемой силовой установки. Кто-то продолжает настаивать на котлотурбинном варианте, в то время как прочие судостроители говорят о монтажа атомного реактора.

Впрочем, есть и вполне адекватный компромиссный вариант: основной двигатель - атомный реактор, дизель - на роли вспомогательного движка, при помощи которого корабль сможет дотянуть до ближайшего порта при возникновении каких-то проблем.

Если посмотреть на самый большой авианосец в виде макета, то можно увидеть практически «голую» палубу. Вместо огромной островной настройки - сравнительно компактные вышки управления. Такой подход не только упрощает посадку и экономит место на корабле, но и делает его менее заметным. Кроме того, на сей раз адмиралы ВМФ РФ решили, что одного трамплина мало: отныне их два (второй - меньших размеров, с другим направлением взлета).

Новые самолеты

Кроме того, на макете нового авианосца видны сразу несколько типов самолетов и вертолетов. Их намного больше, чем есть на нашем «Кузнецове» или его индийском аналоге. Именно об этом мы и говорили выше.

Какие именно машины будет иметь новый авианосец «Шторм»? Основу составляют палубные версии истребителей Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО (!) и противолодочные вертолеты Ка-32. Таким образом, на борту предполагается разместить не менее 100 машин. Есть информация, что гидродинамические характеристики корпуса удалось изменить так, что расчеты показывают 20% снижение его сопротивляемости на ходу. А это - увеличенная автономность плавания и повышенная экономичность топлива (если все же предпочтут котлотурбинный вариант).

Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?

И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.

Во-первых, используемые самолеты Су-33 - чистой воды перехватчики. Во-вторых, полное отсутствие ДРЛО. В-третьих, малая численность авиационной группировки. В-третьих, приходится иметь на борту огромное количество технического состава, вообще никак не относящегося к самолетам. Отразить атаку подлодок противника в одиночку такой корабль все равно не сможет, а количество самолетов на нем в современных условиях как-то не впечатляет.

Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.

Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.

Прочие характеристики

Предполагается, тяжелый авианосец «Шторм» будет иметь сразу четыре стартовых позиции: по два самолета будут взлетать с уже ставшего традиционно трамплина, еще два борта - при помощи катапульты. Скорее всего, такой способ запуска необходим для перспективных палубных истребителей, разработанных на основе (ПАК ФА) Т-50. Как и на всех за посадку будет отвечать аэрофинишер. Грубо говоря, это такое устройство на основе протянутого поперек палубы троса. За него самолеты зацепляются крюком (гаком), гася посадочную скорость.

Вооружение

Проект «Шторм» (авианосец) предполагает наличие двух командных надстроек над палубой. Они сравнительно невелики, экономят полезное пространство корабля. За противовоздушную оборону корабля от возможных авианалетов противника будут отвечать сразу четыре зенитных модуля. Есть мнение, что для этой цели хотят использовать новейшие корабельные С-500. Такой комплекс (согласно предварительным характеристикам) может поражать практически все воздушные цели, движущиеся со скоростью до 7 тысяч м/сек.

Вообще о наборе собственного вооружения «Шторма» пока говорить еще очень рано, так как этот вопрос толком не проработан. Есть сведения, что корабль в обязательном порядке будет вооружен средствами противоторпедной защиты. Будет установлена новая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, усовершенствованные средства связи и РЭБ.

Сколько будет стоить авианосец нового поколения «Шторм» пока что неизвестно. Для сравнения, среднестатистический американский «Нимиц» стоит приблизительно пять миллиардов долларов. Индийский собрат «Кузнецова» в свое время обошелся Индии в два миллиарда, но здесь есть два обстоятельства: во-первых, корабль не строился, а лишь достраивался. Во-вторых, стоимость доллара с тех пор сильно снизилась.

Оригинал 04.07.2017, 08:04

Нужен ли флоту новый супер дорогой корабль?

Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Об этом на недавно прошедшем Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заявил замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук .

По его словам, сейчас определяется облик корабля и его характеристики. В качестве возможного проекта авианосца рассматриваются разные варианты. «Уже представлен макет авианосца Крыловским центром, прорабатываются и другие разработки», - сказал Бурсук.

Ранее представители ВМФ также заявляли о планах построить новый российский авианосец. В 2012 году занимавший пост главкома ВМФ Виктор Чирков говорил: «Работа по определению облика нового авианосца началась». В 2016 году начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщал, что российский флот может получить перспективный авианосец с атомной энергоустановкой к концу 2030 года, а в апреле 2017-го главком ВМФ Владимир Королев пообещал расширить авианосный флот России. В свою очередь, вице-премьер Дмитрий Рогозин отмечал, что постройка нового российского авианосца начнется после того, как для этого создадут необходимую судостроительную инфраструктуру.

Крыловский государственный научный центр в закрытом режиме продемонстрировал аванпроект (23 000Э «Шторм») будущего авианосца для российского флота еще в 2013 году. Речь идет о корабле водоизмещением около 100 тысяч тонн с комбинированной силовой установкой (включающей атомный и газотурбинный блоки). «Это позволит кораблю оперативно покидать точку своего нахождения со скоростью катера, далее по ходу можно запускать атомную силовую установку», - говорил начальник отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентин Беланенко .

Предлагаемое авиакрыло - до 60 летательных аппаратов, в том числе до 40 самолетов типа МиГ-29КР и палубных вариантов истребителя пятого поколения Т-50, а также самолетов ДРЛОиУ. Согласно проекту, самолеты с него смогут взлетать двумя способами - либо с трамплина, либо с использованием катапульты. При этом, как отмечают эксперты, перед судостроителями встанет огромное количество проблем при реализации проекта перспективного авианосца. Начиная от того, где строить корабль водоизмещением 100 тысяч тонн (и не потребуется ли для этого строить новый сухой док), и заканчивая внедрением катапульты, ведь для взлета с корабля самолета ДРЛОиУ недостаточно трамплина. А катапульты, в советском флоте, как известно, так и не появились.

Нужен ли России новый авианосец или туманные обещания флотоводцев - лишь попытка год за годом поддерживать в информпространстве имидж ВМФ на фоне геополитического противостояния с Западом? А главное - по карману ли стране корабль, стоимость которого, как сообщал источник ТАСС, вместе «с оружием и самолетами» составить до 350 миллиардов рублей?

Если нам вдруг на голову свалятся 10 авианосцев с кораблями охранения, то вряд ли бы кто-то стал возражать, но поскольку они так просто у флота не появятся, то затея с новым кораблем сомнительная, - считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . - А если он еще вдруг будет с трамплином и без катапульты, то это просто диверсия. Строить такой устаревший корабль в 2020-е годы - значит, выбрасывать гигантские деньги, причем не на ветер, а в море…

Отдельная история с авиакрылом. Здесь, конечно, хотелось бы услышать внятный ответ от тех, кто лоббирует постройку корабля - какие на нем могут базироваться самолеты? Потому что продолжать линию корабельных Су-27 (Су-33) и МиГ-29 было бы странным решением. В таком случае можно пойти по пути Бразилии, которая купила в 2000 году у Франции авианосец «Сан-Паулу» 1960-го года постройки и к нему такие же старые самолеты, и собирается купить ему на смену британский десантный вертолетоносец «Оушен» (был введен в состав флота в 1998 году).

Хорошо отремонтированного «Кузнецова» для ВМФ в его нынешнем состоянии было бы вполне достаточно, - полагает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . - Если решить проблемы с его ходовой частью и энергетической установкой, обновить радиоэлектронное оснащение, вырезать ракетный комплекс «Гранит», то есть провести переделку корабля, как это было в случае с ТАВКР «Адмирал Горшков», который после перестройки вошел в состав ВМС Индии, то он прослужит еще 10−15 лет. Такие работы будут довольно недешевым удовольствием, но их все-таки реально провести, в отличие от затеи с новым авианосцем.

Во-первых, такой корабль просто негде строить. Во-вторых, на него уйдут сотни миллиардов, а что получиться на выходе и когда - неясно. Главное - не очень понятно, зачем он нужен флоту. Очевидно, что авианосец лишним никогда не бывает, но, к примеру, задачу прикрытия наших подлодок от натовской противолодочной авиации на севере можно решить гораздо более дешевым способом. Кроме того, для поддержки десантных операций вполне достаточно универсальных десантных кораблей, которые обойдутся дешевле.

Поэтому задачи, которые будет решать новый корабль, не столь очевидны, не говоря уже о том, что для него надо создавать нормальную береговую инфраструктуру. Если ее сделать для «Кузнецова» (с прицелом, что она будет использоваться его сменщиком) и ограничится пока ТАВКР, то за это время можно без надрыва разработать нормальный проект и подготовить для нового корабля судостроительную базу.

Возможно, и делается расчет, что его строительство, которое наверняка затянется, начнется после 2025−2030 года, а пока все заявления - это всего лишь информационный шум.

Не исключено. Но сроки называются разные, вплоть до того, что он уже должен быть построен к 2030 году. При этом неясно, насколько затянется ремонт и модернизация «Кузнецова», который к стенке должен был стать еще в 2011-2012 годах, причем на пять лет. Кроме того, опыт боевого применения крейсера показывает, что парка его авиакрыла недостаточно для каких-то самостоятельных операций. Повторю, сначала хорошо было бы, если «Кузнецов» мог применять полноценный полк палубной авиации.

- В России нет опыта использования авианесущего корабля с катапультой для взлета самолетов…

В аванпроекте «Шторма» предлагается комбинированный вариант, то есть авианосец с катапультой и трамплином. Кстати, на новом британском авианосце «Куин Элизабет», который вышел на ходовые испытания на прошлой неделе, летная палуба так же, как и на «Кузнецове» кончается трамплином. Другое дело, что на нем будут базироваться F-35 с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Что касается российского перспективного авианосца, то, в принципе, сделать для него катапульту можно - при СССР определенный задел в этой области уже был сделан, а расположить ее можно в носовой части полётной палубы или на угловой палубе. Но здесь возникает вопрос уже к самолётостроителям - смогут ли они сделать катапультный самолет, который подвергается уже совсем другим нагрузкам. Неслучайно палубный F-35C у американцев идет последним по готовности.

Что касается энергетической установки, то она, по идее, будет ядерной, потому что у нас даже в нет планах делать мощные турбины. Гипотетически можно сделать пакет из турбины М90, но если авианосец с катапультой, то он должен быть атомным. Тем более что на ледокол «Лидер» ставят два новейших атомных реактора РИТМ-400, которые может получить и авианосец.

- Строительство нового авианосца диктует разработку нового корабельного истребителя?

Теоретически можно МиГ-29 обойтись, но к нему все-таки есть вопросы. Не зря самый крупный эксплуатант этих «корабелок» - Индия - затеял тендер на новый самолет. То есть у корабельного «мигаря» ограничена дальность полета и боевая нагрузка, да и по своим возможностям он уступает Rafale или F/A-18. Для «Кузнецова» он будет основным палубным самолетом, а для перспективного авианосца - вряд ли. Что касается морской версии Су-35, наверное, она возможна, но в палубный ПАК ФА я не очень верю.

- Проблемы могут возникнуть и с кораблями охранения…

К тому времени все корабли 1-го ранга уже будут списаны, и единственным вариантом для авианосца будут фрегаты проектов 11356 и 22350. Альтернатив им нет. А новые эсминцы «Лидер» если и появятся, то одновременно с авианосцем, но с ними также не все гладко - они достаточно дорогие.

Справка «СП»

В настоящее время в состав ВМФ России входит единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», построенный в 1982-1990 годах на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Как отметил вице-адмирал Бурсук, ремонт «Адмирала Кузнецова» начнется в 2018 году, его стоимость пока «просчитывается и будет определена чуть позже». Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарев заявил СМИ, что после ремонта «Кузнецов» прослужит еще 20 лет.

В апреле ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что стоимость ремонта с модернизацией ТАВКР составит почти 40 миллиардов рублей. На нем могут заменить четыре котла силовой установки (четыре оставшиеся отремонтировать), а также установить современные системы боевого управления, связи, разведки, навигации, радиоэлектронного вооружения, а также новые системы обеспечения безопасной посадки палубной авиации.

Напомним, что «Адмирал Кузнецов» в составе корабельной авианосной группы Северного флота 8 февраля вернулся из дальнего похода в восточное Средиземноморье. За время боевой службы у берегов Сирии были потеряны два палубных истребителя: 13 ноября прошлого года во время тренировочного вылета в море упал МиГ-29КР, а 5 декабря при посадке сорвался с палубы и затонул Су-33.

В отдаленном будущем военно-морской флот России может получить авианосец, построенный по совершенно новому проекту. Конкретные планы на этот счет пока не сформированы, и проект для строительства еще не выбран. Однако это не мешает отечественным и зарубежным специалистам обсуждать интересную тему, а также делать разные прогнозы. Интересный разбор ситуации и перспектив российской авианосной программы представило англоязычное интернет-издание Military Watch.

7 апреля издание опубликовало первую часть крупной статьи «Russia"s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier» («Российский проект «Шторм»: выгодное вложение? Как Москва будет строить свой суперавианосец»). В ней рассматривались события прошлого и настоящего. 4 мая появилась вторая часть публикации, темой которой стали ожидаемые события обозримого будущего и перспективы нового российского проекта.

Суперавианосец "Ульяновск"

В начале первой публикации Military Watch напоминает о недавних новостях. Ранее российские военные указали на возможность строительства нового авианосца по проекту от Крыловского государственного научного центра. По результатам реализации таких планов Россия станет единственной страной мира, кроме США, способной строить и эксплуатировать столь крупные корабли. Предлагаемый проект, как утверждается, похож на модернизированный вариант авианосца «Ульяновск», строившегося в конце восьмидесятых годов.

Издание напоминает, что в связи с распадом СССР строительство «Ульяновска» было остановлено, а готовые конструкции позже разделали на металл. Недостроенный корабль мог стать первым в Советском Союзе / России авианосцем, способным работать в океанской зоне. Кроме того, это был всего лишь второй советский проект авианосца, на борту которого могли базироваться самолеты без вертикального взлета и посадки. Первый проект такого рода привел к появлению корабля «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

В настоящее время ВМФ России располагает только одним авианосцем. «Адмирал Кузнецов» имеет водоизмещение менее 55 тыс. т и, как считает Military Watch, плохо подходит для боевой работы в океанах. По своим боевым возможностям он заметно уступает американским кораблям проектов Nimitz и Gerald R. Ford. Американские авианосцы несут почти вдвое больше самолетов и способны запускать их примерно раз в минуту, тогда как «Кузнецов» может обеспечить один взлет в четыре минуты.


Суперавианосец типа "Нимиц"

Еще одно преимущество американских кораблей кроется в наличии паровых и электромагнитных катапульт, что увеличивает допустимую взлетную массу палубных самолетов. За счет этого истребители-бомбардировщики могут нести больше топлива и , а кроме того, обеспечивается работа самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2 Hawkeye. Российская палубная авиация не имеет аналогов последнего.

Единственным преимуществом «Адмирала Кузнецова» перед американскими авианосцами издание считает превосходное противовоздушное и противокорабельное вооружение. За счет этого авианосец оказывается менее зависимым от сопровождающих кораблей. Кроме того, могут иметь место преимущества в характеристиках и возможностях палубных самолетов. Однако, как отмечает Military Watch, это является заслугой авиационной промышленности, но не судостроения или самого авианесущего корабля.

Российский авианосец не так давно работал у берегов Сирии, но при этом в результате несчастных случаев потерял два своих самолета. Американские корабли типа «Нимиц», в свою очередь, оказались более эффективными в деле проекции силы в схожих операциях. Однако новый российский концепт-проект «Шторм» предусматривает получение схожих возможностей. В нем объединены характерные черты более старых кораблей проекта Nimitz и новейшего Gerald R. Ford. Российский авианосец будущего получит электромагнитные катапульты, позволяющие повысить основные характеристики самолетов. Палуба размером 330 на 40 м и возможность перевозки 80-90 самолетов приведут к получению значительного боевого потенциала.


Концепт-проект суперавианосца "Шторм"

Издание напоминает, что СССР не строил мощный авианосный флот. Кроме того, в связи с особенностями военной доктрины он достаточно поздно начал строительство развитой океанской группировки. Советский флот делал упор на ракетные технологии и подводные лодки, и это имело смысл с точки зрения экономики. Один авианосец стоил столько же, сколько тысячи крылатых ракет – и даже сотня таких изделий могла гарантировано потопить авианесущий корабль противника на большой дальности. Прогресс в области противокорабельных вооружений привел к тому, что всего одна современная ракета способна уничтожить суперавианосец водоизмещением 100 тыс. т. Авианосцы до сих пор уязвимы для ракет. В отличие от них, подводные лодки, являясь удобным средством проецирования силы, более живучи.

Авианосцы вряд ли могут быть главным оружием в крупной войне, но доктрина Соединенных Штатов не лишена преимуществ. Корабли с авиацией на борту символизируют военную мощь страны, а кроме того, являются удобным средством борьбы с противниками, имеющими ограниченные возможности. Рядом с берегами России, Китая или Северной Кореи – в зоне досягаемости береговых ракетных комплексов – авианосцы действительно подвергаются серьезным рискам. Однако они хорошо показали себя в Ираке, Афганистане, Ливии, Панаме, Вьетнаме, Югославии и в борьбе с ближневосточными террористами. Наконец, авианосцы являются удобным средством контроля за океанскими торговыми маршрутами на удалении от берегов противника.

Military Watch считает, что страны с большой военной мощью должны всегда быть готовы к столкновению друг с другом. При этом им не следует забывать и про возможность вступления в мелкие конфликты. Последняя крупная война с участием мощных держав была в 1953 году, а локальные конфликты случаются регулярно. Как следствие, возможности в контексте мелких войн могут иметь стратегическое значение. Российские подлодки оказываются лучшим средством для борьбы с флотом и армией США, тогда как суперавианосцы более удобны для борьбы с террористами, к примеру, на Ближнем Востоке, а также для проецирования силы в любых частях Мирового океана.


Су-57 - истребители завоевания превосходства в воздухе пятого поколения

Российский суперавианосец может совершать дружеские визиты в порты Юго-Восточной Азии или посещать латиноамериканские страны, имеющие натянутые отношения с Соединенными Штатами. Завершая первую часть своей статьи, Military Watch отмечает, что нельзя недооценивать политические последствия таких действий и их влияние на престиж страны.

Вторая часть статьи «Russia"s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier», опубликованная несколько дней назад, посвящена непосредственно перспективному проекту «Шторм» и связанным с ним вопросам в контексте его будущей службы.

В начале второй части отмечается, что авианосец типа «Шторм» действительно может быть весьма полезным, поскольку даст России ряд новых возможностей. Однако его строительство может быть связано с некоторыми проблемами, ставящими под сомнение всю программу. В первую очередь, сомнения зарубежных авторов связаны со стоимостью работ. Авианосец дорог и сам по себе, а крупная авиационная группа дополнительно увеличивает стоимость строительства и эксплуатации.


Легкий палубный истребитель МиГ-29К

Насколько известно, в будущем Россия не планирует отказываться от истребителей завоевания превосходства в воздухе, что является ответом на состав авиагрупп зарубежных кораблей. При этом новый «Шторм» не должен будет использовать истребители Су-33, составляющие основу авиации «Адмирала Кузнецова». Вместо них корабль получит более новые многоцелевые истребители МиГ-29К, уже находящиеся в эксплуатации. Кроме того, возможно появление палубной модификации истребителя пятого поколения Су-57.

Перспективный самолет будет стоить порядка 100 млн долларов США, не считая затрат на разработку. Однако благодаря ему «Шторм» станет единственным в мире авианосцем, обеспечивающим работу истребителя завоевания превосходства пятого поколения. В результате корабль получит значительные преимущества перед любыми вероятными противниками. Military Watch напоминает, что Пентагон планировал создать палубную модификацию своего истребителя F-22, но потом отказался от такого проекта. Таким образом, у США не будет аналога российского палубного Су-57.

Если Россия действительно начнет строить новый авианосец, то станет актуальным вопрос места его службы. Вероятно, ему не удастся присоединиться к Черноморскому флоту. Российское министерство обороны неоднократно указывало, что этот флот способен разбить любые силы противника в регионе. В районе Черного моря вражеские корабли оказываются в зоне действия береговых ударных систем, и потому для авианосца почти не остается никаких задач. Кроме того, развертывание авианесущего корабля в Черном море затруднено текущими международными соглашениями.


Китайский палубный истребитель завоевания превосходства в воздухе J-15

Одновременно с этим авианосец может быть полезен любому из трех других российских флотов. В их районах баланс сил выглядит иным образом, и авианосец вряд ли останется без работы. Также корабль может нести службу на удалении от своей базы в тех или иных регионах.

Для борьбы с террористами в Сирии, а также для сокращения потенциала НАТО в регионе российский флот развернул корабли в Средиземном море. Однако «Адмирал Кузнецов» оказался плохо приспособленным для работы на таком удалении от базы. Перспективный «Шторм», в свою очередь, сможет показать свои преимущества, а также изменить баланс сил в регионе. В результате этого Россия покажет свою мощь, а критически важный союзник в лице Дамаска получит необходимую поддержку. Россия укрепляет связи со странами Персидского залива, и в будущем этот регион тоже сможет стать целью очередного похода авианосца. В этом случае корабль тоже будет символом поддержки дружественных стран.

Military Watch напоминает, что, по открытым данным, проект «Шторм» предусматривает обеспечение работы корабля при экстремальных температурах, в том числе в Арктике. Сейчас российские вооруженные силы наращивают свою группировку в Заполярье и при этом фактически конкурируют с американскими и канадскими военными. Такое усиление армейских группировок связано с желанием нескольких стран получить уникально крупные природные ресурсы региона. Появление в Арктике нового суперавианосца с палубными истребителями пятого поколения самым серьезным образом изменит баланс сил. При этом американские авианосцы вряд ли смогут нормально работать в северных широтах.


Палубный вариант истребителя F-22 - проект, который так и не был реализован

Если авианосец «Шторм» действительно сможет повлиять на ситуацию в Арктике и получить господство в воздушном пространстве региона, то вместе с тем он поможет России взять под свой контроль важнейшие ресурсы. Как следствие, авианосная программа полностью оправдает затраты на свою реализацию.

Третьим местом для возможного развертывания «Шторма» издание Military Watch считает Азиатско-Тихоокеанский регион. В последние годы почти все новые авианосцы мира отправляются на боевую службу именно туда. Китай сейчас строит свой авианосный флот и отправляет корабли в моря вблизи своего побережья, решая задачи обороны. Одновременно с этим Соединенные Штаты, Франция и Япония развертывают свои корабли ближе к Китаю для демонстрации силы и заинтересованности регионом.

В июле 2017 года присоединиться к такой работе обещала Великобритания. Ее министр обороны Майкл Фаллон заявил, что сразу после завершения строительства и испытаний сразу два британских авианосца отправятся в Азиатско-Тихоокеанский регион. По всей видимости, это обещание будет выполнено в ближайшем будущем.


Гипотетический палубный истребитель на базе Су-57

Россия имеет свои интересы в этом регионе, и потому наращивает свое присутствие. В моря региона регулярно приходят российские корабли, в том числе для участия в совместных учениях ВМФ России и Китая. Появившись вблизи Юго-Восточной Азии, перспективный российский суперавианосец мог бы сместить баланс сил и уменьшить влияние стран НАТО или Японии.

Военный бюджет России постепенно сокращается, а нагрузка на него растет. При этом, как отмечает Military Watch, перспективный авианосец проекта «Шторм» способен изменить ситуацию в любом из трех регионов, имеющих стратегическое значение. Боевые и военно-политические последствия его службы могут привести к тому, что российский проект заинтересует иностранных заказчиков, и это приведет к строительству кораблей на экспорт. Так, потенциальным клиентом российских судостроителей можно считать Индию. Она уже приобрела у России один авианосец и заинтересована в увеличении числа таких кораблей. Кроме того, покупка «Шторма» может быть выгодна Китаю, который заинтересован в копировании технологий или конструкторских решений с целью развития собственной программы кораблестроения.

Также китайские военные могут проявить интерес к палубной модификации истребителя Су-57. Принятие на вооружение такого самолета станет серьезным прорывом в сравнении с имеющимися у флота машинами типа J-15. Впрочем, пока нельзя исключать, что китайская промышленность разрабатывает собственный палубный истребитель пятого поколения. Если «Шторм» с палубными Су-57 появится в Тихом океане, то результаты такой боевой службы способны повлиять на дальнейшие решения Китая, а контракт на поставку техники позволит России, как минимум, частично покрыть расходы на ее разработку.

Вторая часть объемной статьи от Military Watch завершается весьма оптимистичными выводами. Авторы полагают, что крупнейшие затраты на строительство нового суперавианосца типа «Шторм» должны будут привести к сопоставимым стратегическим выгодам. В первую очередь, такие тенденции проявятся при развертывании корабля в Арктике. Также выгоду принесет экспортный потенциал проекта. В итоге выгоды – как финансовые, так и военно-политические с лихвой покроют все расходы на разработку, строительство и эксплуатацию. Таким образом, программа строительства авианосца «Шторм» имеет высокий потенциал и большое будущее.

Статья «Russia"s SHTORM Concept Design a Worthwhile Investment? How Moscow Would Deploy its Supercarrier»:
Часть 1: http://militarywatchmagazine.com/read.php?my_data=70145
Часть 2: http://militarywatchmagazine.com/read.php?my_data=70146

Формированием нового российского авианесущего крейсера занимается ФГУП «Крыловский государственный научный центр». И уже сегодня заявляется, что новый корабль будет ценой дешевле, водоизмещением поменьше, но по боевой мощи не уступит тяжелому авианосцу «Шторм». Это - предыдущий концепт корабля аналогичного назначения того же разработчика. Как пояснил «Звезде» начальник отделения системной интеграции в области военного кораблестроения Владимир Пепеляев, эта работа относится к числу инициативных, и руководство предприятия готово предложить ее флоту, когда он того захочет.
Ценовые параметры пока не озвучиваются, однако первые оценки позволяют надеяться, что она окажется раза в три дешевле, чем стоимость «Шторма». Ранее на лентах информагентств проходила цифра 350 миллиардов рублей за «полный комплект с самолетами». Из них стоимость самого корабля - 200-280 миллиардов.
Со стороны ВМФ, заместитель главнокомандующего по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что финансирование проектирования нового российского авианосца заложено в Госпрограмму вооружений до 2025 года. В настоящее время военные моряки вместе с судостроителями определяют облик корабля и его характеристики, причем рассматривается несколько вариантов. В их числе - и близкий по размерам к тяжелому авианесущему крейсеру (ТАВКР) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».
Газовые турбины вместо паровых котлов
Важнейшим отличием перспективного «легкого» авианосца от кораблей предыдущих проектов такого класса станет наличие газотурбинной энергетической установки. В ее состав войдут четыре турбинных модуля. Максимальная скорость - до 25 узлов, что считается вполне достаточным для обеспечения взлетно-посадочных операций палубных истребителей типа Су-27К и МиГ-29К. Все авианесущие крейсера, построенные во времена Советского Союза, имели энергетическую установку на основе паровых котлов. А начиная с постройки «Ульяновска» на верфях города Николаева (с развалом СССР его корпус был разрезан на металл), все вновь создаваемые ТАВКР должны были обладать ядерными реакторами.
В настоящее время единственным носителем самолетов палубного взлета и посадки выступает «Адмирал Кузнецов». Он обладает стандартным водоизмещением 43 тысячи тонн, полным - 55 тысяч. (Таким же планируется создать и новый авианосец вместо «Шторма»). «Кузнецов» служит уже четверть века без единого капитального ремонта. Корабль исправно выполняет свои функции. Свидетельством тому - прошлогодний поход отряда кораблей Северного флота в Средиземное море и их участие в войне с террором на сирийской территории. Представляется, что с целью известной унификации с «Кузнецовым», а также исходя из необходимости экономии финансовых ресурсов, отечественный флот скорее выберет проект легкого газотурбинного авианосца.

А как же «Шторм»?
Ранее можно было слышать разговоры о «Шторме», как о несостоявшемся проекте. Но сегодня, как выясняется, об этом говорить преждевременно. Напомним, что масштабная модель этого тяжелого авианосца появилась в 2013 году, но впервые была представлена широкой публике лишь позапрошлым летом на седьмом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. И она же снова была на стенде Крыловского центра и МВМС-2017, который завершился 2 июля.
Разработчик концепта дает следующую информацию. «Многоцелевой авианосец предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, включая поражение наземных и морских объектов противника. Он также способен обеспечить боевую устойчивость корабельных группировок ВМФ и прикрытие войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника».
Кораблестроительные элементы этого авианосца следующие: водоизмещение 95-100 тысяч тонн, длина 330 метров, ширина 40, осадка 11. Скорость полного хода 30 узлов, автономность 120 суток, экипаж - от четырех до пяти тысяч человек. Срок службы корабля составит до 50-ти лет. Авиационное крыло состоит из 80-90 корабельных летательных аппаратов различного назначения, включая МиГ-29К/КУБ и палубный вариант истребителя пятого поколения ПАКФА. Главное положительное качество «Шторма» - огромная ударная мощь его авиации.

Среди серьезных аргументов «против» строительства подобных монстров, есть и такие, что они отличаются сверхвысокой стоимостью и представляют собой прекрасные мишени для противокорабельных ракет. Можно ли от них защититься? Мнение Владимира Пепеляева на этот счет однозначное: «Можно». Для этого необходимо сформировать корабельное соединение с включением в него крейсеров и эсминцев противоракетного барьера, оснащенных морскими вариантами комплексов ПВО С-400/С-500. Кроме этого, в состав охранения авианосной группы должны войти фрегаты с системами ПВО среднего радиуса действия типа «Бук», или С-350 «Витязь». Не стоит также сбрасывать со счетов и комплексы самообороны, устанавливаемые на самом корабле.
Конечно, подобные программы - весьма затратные. Но следует помнить, что, кроме потребностей нашего собственного флота, таковые имеются у дружественных стран, включая Индию и Китай - давних и надежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Не исключено, что окончательное решение ВМФ - быть или не быть «Шторму» будет зависеть от того, заключит ли высшее политическое руководство нашей страны соответствующее соглашение с вышеупомянутыми государствами.