Бог познаваем. Актуальные вопросы познания истины

Заголовка несколько неоднозначно. Поясним каждую установку отдельно. «Не верь» - это не касается самой веры, имеется в виду внимательное отношение к людям. Доверие – это хорошо, но не надо доверять каждому встречному. Слушайте внимательно, старайтесь понять. Эмпатия и сочувствие творят удивительные вещи (но сочувствие, а не ). Все мы живые люди, следовательно, имеем пороки и внутренние установки. Чаще всего именно самые любезные и учтивые оказываются предателями, и наоборот – холодные и сдержанные на первый взгляд, при более плотном общении удивляют своими скрытыми душевными качествами: преданностью, добротой, щедростью. Первое впечатление часто бывает обманчиво. Друг познается в беде! «Не бойся» - не бойтесь жить, позволить себе то, о чем мечтаете, пусть даже на первый взгляд это кажется невозможным или недостижимым. Чего вы опасаетесь на самом деле: осуждения, презрения, ехидства со стороны таких же людей? Не стоит. По большому счету - всем друг на друга все равно. И каждый из в глубине души боится, что у вас что-нибудь получится. Главная задача каждого - прожить жизнь так, чтобы в последствии не сожалеть о бесцельно потраченных годах. У каждого свой путь, и никто кроме вас не знает, как будет лучше. За маской злобы и чаще всего прячутся страхи. Сильные люди не . Путь к счастью не самый легкий, однако, топчась на месте, с опаской озираясь по сторонам, вы не только ничего не добьетесь, но и рискуете заработать депрессию, апатию ко всему происходящему, не говоря о самооценке, которая стремительно начнет снижаться со скоростью сбитого истребителя. «Не проси». Просящий человек ставит себя в подчиненное положение. Убогих любят жалеть, но . Не надо поднимать чью-то самооценку за свой счет. Если помочь, он поможет, и объяснять ничего не придется. Хотите, чтобы в жизни что-то появилось, начинайте отдавать. Дарите людям тепло, любовь, хорошее настроение, внимание. Не сразу, но со временем вы почувствуете, что пошла отдача. Как поется в одной хорошей детской песне: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».

«Внимательно относитесь к своим чувствам» Чувства – прекрасный индикатор нашего и настроения. Они показывают, чего мы хотим на самом деле. Принято считать, что человек сам себе хозяин. Это верно, но верно лишь на половину. Большинство убеждений навязаны обществом, родителями, менталитетом страны или местности проживания. Все кричат о свободе, но так или иначе никто ее не имеет. Постарайтесь понять одну простую истину : «то, что чувствуете – это то, о чем думаете, а не наоборот!» Можно обмануть знакомых, родителей, даже семью, но как объясните вы сердцу, что уровень счастья стремится к нулю? От себя не убежишь. Только то, что доставляет удовольствие, дарит радость и придает силы, имеет смысл. Отбросив страхи, вы сможете достичь небывалых высот в любой сфере жизни. Поэтому вперед к светлому будущему. Только выбирайте для достижения целей – честные пути.

«Не перекладывайте ответственность за свою жизнь на других» Порой бывает приятно вернуться в детство: поплакать, покричать, обвинить кого угодно, только не себя, во всех несчастьях. Однако, поведение не только деструктивно, но и абсолютно не эффективно. Получается, что в этот момент вы подтверждаете личную несостоятельность, снимаете с себя всякую ответственность и, как следствие, теряете контроль над реальностью. Все, что было сделано не под дулом пистолета – это личный выбор, и только вы несете полную ответственность за все последствия. Правда, под дулом пистолета выбор тоже есть – или подчиниться или.. Но не будем о грустном. Как только вы начнете думать над тем, что делаете и говорите, придет осознанность, появится больше уверенности и вариантов дальнейших действий. Любая создавшаяся ситуация требует тщательного анализа. Не горячитесь, не рубите с плеча. Перед тем, как что-то сделать, несколько раз взвесьте все за и против. Подумайте, будете ли вы сожалеть или радоваться, что поступили так, а не иначе. Пословица гласит: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Собственно в жизни во многом именно так. Любой риск должен быть оправданным. Не совершайте необдуманных поступков и не ждите ничего от других людей. Никто никому ничего не должен. Все люди эгоисты, поэтому поступают наилучшим для себя образом. А разве можно на кого-то сердиться за выбранный путь? Это личное дело каждого. Ваша задача – слушать себя и поступать по совести. Чем бы все ни закончилось, расценивайте произошедшее как опыт, а не поражение. Пока человек жив, изменить и переиграть можно все, что угодно, пусть даже на первый взгляд это кажется невозможным.

Сообщество "Бог. Земля. Человек." — 11.10.2011

ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ. Часть 1.

О сущности Творца, сущности и предназначении человека.

“Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине”.

Что есть истина?

Иисус Христос на этот вопрос ответил так: «Я есмь истина и путь, и жизнь». Философия учит: истина, это информация, правдиво отображающая окружающую действительность. Позже мы убедимся, насколько идентичны оба этих определения, но прежде, необходимо понять, что представляет собой высшее «Я» каждого человека и Иисуса Христа в том числе. Знание истины – жизненно-важное условие нашего становления все более подобными Сотворившему нас, Чьего образа и подобия носителями, мы и являемся. В сущности, вся наша жизнь в вечности, только в том и соcтоит, чтобы наполнятся знаниями и мудростью, чтобы познать и исполнить величайшую истину нашего предназначения. И в этом отношении, наиболее великими, значимыми для человечества, есть истины, принесенные нам Иисусом Христом, ибо они - это подлинные знания о сущности мироздания, месте и роли в нем человека, пути осуществления человеком своего предназначения. Эти величайшие знания, доставшиеся нам в изложении учеников Христа, в оригинале, безусловно, были полнее и целостней. Ведь всякая информация, добытая разумом, в процессе ее фиксирования с помощью звуков, знаков, уже искажается. Тем более искажается информация в процессе ее передачи через другие умы, другим языком, в ином историческом периоде. Знания, полученные другими, могут стать нашими, только в ‘’пережеванном’’ нами же виде. И никто из нас не может стать духовно взрослым, пока, не просто запомнит информацию, добытую другими, а усвоит ее, сольется с нею, познает ее так, что станет с нею заодно. Потому, наилучшим способом познания истины о мироздании и человеке, будет собственный взгляд на нее разумом каждой отдельной личности, сопоставленный, с уже имеющейся информацией. Ибо, разум каждого человека, в свободном от диктата плоти состоянии, обладает способностью проникать в суть вещей и познавать их природу. Библейские знания, полученные более зрелыми воплощенными духами, живущими среди нас в разное время, как учителя, пророки, апостолы, представляют собой стройное учение жизни - ступени познания единой глобальной истины о сущности вселенной и человека. Познание истины человечеством осуществляется поэтапно, - по мере созревания, совершенствования его разума и сегодняшний его уровень уже позволяет обобщить все раньше познанное, с тем, чтобы увидеть более целостную, ясную картину мира. Такое обобщение, на мой взгляд, позволяет сделать следующие выводы:

1. Вселенная, какой бы огромной или даже безграничной она ни была, вся она состоит исключительно из духов – энергоинформационных живых сущностей пОлевой природы, находящихся на разных ступенях своего развития. Это множество духов, в процессе своей жизнедеятельности, постоянно формирует различные сообщества, образуя из себя множество, различной сложности, живых организмов, в целом составляющих объединенный живой организм Вселенной, постоянно растущий и совершенствующийся, с наибольшей степенью организации в центре и плавно переходящий в неорганизованную, но живую энергию, на периферии. Все духи вселенной принадлежат к одному роду Богов и потому все они - боги. Сегодняшняя вселенная представляет собой “древо жизни” - живой, трехипостасный (трех структурный) организм, «плавающий» в безграничном океане неорганизованных духов, которыми “питается” и из которых строит свое тело. Его формирование происходило и продолжается эволюционным путем, начиная из элементарных духов, на протяжении многих кругов жизни, составляющих невообразимо большое количество лет. В каждом новом круге жизни, этот организм «возрождался» наиболее зрелым духом – изначальным инициатором этого объединения, представляющим одну из ипостасей этого организма. С каждым новым кругом жизни возрастала степень сложности организма и, соответственно - зрелости его «зерна-инициатора». Тело, что в первом круге жизни было совокупностью элементарных духов – плазмой, библейским языком – светом (Быт. 1:3-5), в нынешнем, - стало сложной, семиступеньчатой совокупностью галактик. Зерно, бывшее в начале наиболее зрелым из элементарных духов, ныне стало сложной, семислойной, энергоинформационной, живой сущностью – семикратным Духом-Логосом, «помнящим» весь процесс становления и совершенствования организма, во всех кругах его жизни, знающим путь, способ его восстановления и «размножения».

2. Материальной основой вселенной есть неорганизованная, чрезвычайно тонкая и потому невидимая духоматерия. А, все виды видимой материи, это уплотненная духоматерия - совокупности множества элементарных духов, в Ведах, называемых живыми сущностями, в европейской философии – монадами, организованными вокруг своих более зрелых собратьев - учителей.

3. Человеческий разум, в Библейской терминологии – душа, является аналогом разума организма вселенной - второй Его ипостаси, и служит инструментом, с помощью которого дух управляет телом и которым он собирает по крупицам информацию для своего совершенствования. Разум формирует ткань новой оболочки духа - хранилище всех эволюционных изменений, поднимающих дух на новую ступень совершенства. Разум имеет такую же тонкоматериальную структуру, как и дух.

4. Мысли – продукт работы разума, а также, слова, представляющие собой те же мысли, одетые в звуки, являются волокнами, составляющими нить, из которой «ткётся ткань» новой оболочки духа. Именно поэтому в учении Христа, формированию мысли и произношению слова, придается самое важное значение. «Словом своим человек осудится и словом - оправдается” (Матф.12:37) Кроме того, мыслеобраз, это план-схема будущего материального формирования, носитель жизни, первооснова всякого творения. Наша мысль – мини-копия Логоса, творящего вселенную. Мыслью мы строим и разрушаем сами себя и свое окружение. И потому, качество мышления – показатель зрелости нашего духа и единственный критерий оценки результата каждого воплощения. 5. Троичность Бога, как живого организма, означает, что Он, в процессе своего формирования и жизнедеятельности, как и всякий известный нам по земной жизни живой организм, проходит через три последовательных этапа изменений Его структурной организации: а) от зерна-инициатора, называемого Логосом, или Богом-Духом, к б) Логосу окружающему себя «администрацией» - разумом Вселенной, среди которой, главным есть Христос (в Библии названный Богом-Сыном, Образом Ипостаси Бога - «Сей, будучи сиянием славы и образом ипостаси Его…», Евр. 1:3). Администрация формирует - в) третью ипостась - грубоматериальное тело - Вселенную, в которой Логос и все его ученики совершенствуются, становясь более совершенными зернами для нового круга жизни.

Из выше сказанного видно, что рождение и развитие организма Вселенной, по сути, ничем не отличается от тех же процессов у всех известных нам живых организмов. С той лишь разницей, что клетками тела Вселенной, являются уже целые организмы: минералы, растения, животные, человек, звезды и различные звездные скопления. И, абсолютно все духи, составляющие эти организмы, являются носителями образа и подобия Бога, (члены организации перенимают образ мышления и поведения своего руководителя), но находятся на разных ступенях своего взросления. Другие выводы, вытекающие из выше изложенного, будут даны при рассмотрении соответствующих Библейских текстов.

Известно, что для безграничного пространства вселенной, не существует и временного измерения. Но для живых организмов, дрейфующих в этом пространстве, какими есть галактические образования, и всех организмов их составляющих, жизненный процесс ограничен определенными временными рамками. И в отношении этих живых материальных образований, мы имеем основание говорить о “начале” и “конце”, но, понимая под этим, лиш, конец одного их состояния и начало другого.

Творение мира.

Процесс Творения – процесс организации в сообщества, единственных во Вселенной живых существ - духов. И в этом отношении, все духи – творцы. В точке “начало”, с которой начинается Библейское описание творения мира, мир – Вселенная, представлял собой безграничный океан живой энергии – материи в своем наиболее «жидком» и наиболее естественном состоянии. И этот океан не был однородной безликой массой, но состоял из множества отдельных живых, энергоинформационных сгустков, каждый из которых, имеет свой уровень развития, свою степень совершенства. Все эти энергообразования, будучи «сотканными» из живой энергоматерии, независимо от уровня их совершенства, являются живыми сущностями, называемыми духами или монадами, а в организованном состоянии – сообществом живых, материальных существ, квалифицируемых нами, как «живой организм». Жизнь сообщества духов организована следующим образом: более совершенные духи, подобно учителям, организуют вокруг себя менее совершенных – учеников, образуя своеобразные школы-коммуны, где учителя, вкладывая в учеников свой опыт и знания, «рождают» их по своему образу и подобию. Такая организация духов представляет собой живой организм нового, уже более высокого уровня совершенства, поскольку сообщество, всегда совершеннее отдельной составляющей. По окончании «учебного года», духи-ученики оставляют своего учителя для всеобщего отдыха и усваивания полученных знаний. В следующем учебном году, прежние ученики становятся учителями, набирают свои школы-коммуны и вместе со своими учениками возвращаются к прежнему учителю. Так формируются живые организмы, еще более высокого - трехярусного уровня совершенства и с каждым «учебным годом» (кругом жизни Вселенной), эта ярусность возрастает.

Формирование духов.

Давно известно определение: как на верху – так и внизу, что означает: а) процесы, происходящие в отдельных живых организмах, отображают присходящее в целом – организме Вселенной, б) процесы происходящие в грубо материальной природе лишь повторяют происходящее в тонком - духовном мире. Потому, справедливо утверждение апостола: “все, что нам возможно знать о Боге – видимо в Его творениях и при рассматривании их, становится явным” (Рим.1:20). Знание этих законов развития космического Древа Жизни и учитывая тот факт, что мы, как духи, сами лично прошли весь этот путь развития, позволяет нам реконструировать события предшествующие зарождению организма Вселенной (до первого библейского “дня творения”). В окружающей нас живой природе и в нас самих есть множество примеров, отображающих процесс формирования духов из духоматерии Вселенной. Например, он подобен процессу формирования яйца из яичника (например, у птиц), где в начале, у молодых птиц яичник гладкий, с возрастом, на гладкой поверхности яичника появляется зернистость, затем зернышки, вырастая, становятся желтками будущих яиц, которые со временем отрываются от яичника, обрастают белком, мягкой и твердой скорлупой. Точно так же и вселенский океан духов, находящихся на низкой ступени организации, был тем самим вселенским “яичником”, из которого начинали, да и сегодня начинают свой путь абсолютно все духи, среди которых Бог-Дух, а за ним и мы – духи-человеки, были начинающими (“мы – начаток творения Божьего”). Отличие лишь в том, что “рождение” и развитие духов происходит внутри, а не на поверхности “яичника”, от которого духи, в отличие от яйца, никогда не отрываются. “Рожденный” дух, в скором времени приступает к строительству свого тела-жилища,(оно же – школа-коммуна), которое составляет из своих, менее совершенных собратьев, и вместе с ними, образует организацию, называемую нами «элементарной частицей” вещества(атом). В процессе жизнедеятельности духа, частицы, составляющие его тело /електроны, протоны, нейтроны и др./ – его меньшие братья - становятся все более похожими на него, т. е. – зреют и пройдя весь путь совершенствования, сами станут способными формировать тела атомов. Цель всех процессов, происходящих внутри вселенского “яичника” – восхождение материи на новые уровни совершенства. Разум, приобретший способность осознать себя и суть происходящих в нем процесов – одна из ступеней этого развития. Время, от начала формирования духом своего тела (школы-коммуны), до достижения учениками полноты зрелости, означающей обретение ими способности самим формировать подобные школы, составляет один круг жизни, после которого школа-коммуна распускается “на каникулы”. При этом, дух-учитель оставляет свое тело (школу) и оно “умирает”- распадается на отдельные составляющие. В абсолютном смысле, смерти не существует, поскольку Вселенная состоит исключительно из духов, а духи – существа бессмертные. В отношении духов, выражение “смерть” означает лишь распад организаций, сформированных духами, происходящей по инициативе духа–инициатора и руководителя данной организации, и необходимой для перегруппировки в более совершенную общность. По окончании периода “каникул” – космической ночи, наступает следующий космический день /следующий круг жизни/, в который, тот же дух-инициатор, восстанавливает бывшее атомарное состояние материи, примерно за 1/3 времени ее предыдущей жизни. За оставшиеся 2/3, он продолжает процесс организации духов уже до молекулярного уровня. Таким образом, с каждым кругом жизни сложность материальных формирований, в целом составляющих единый живой организм, нарастает до состояния и совершенства, возможного в данном круге жизни. Все эволюционные достижения организма, фиксируются в духе /собственно, дух и есть ни чем иным, как совокупностью информации/, который и для элементарной частицы, и для самого сложного организма служит: “планом”, “схемой”, “идеей”, восстанавливающей этот организм в следующем круге жизни. Все духи Вселенной, независимо от уровня их зрелости /или, весь спектр енергий Вселенной/, принадлежат к одному роду – роду Богов. Потому, процесс творения Вселенной, есть процессом организации Духов-богов в единое сообщество.

Библейское Творение Вселенной.

В свете вышеизложенного, шесть Библейских дней творения являются шестью кругами жизни Вселенной – организма Божьего, на протяжении которых происходило и продолжается сегодня, Его совершенствование.

Библейское: “ …и был вечер, и было утро” обозначает начало и конец одного космического дня – круга жизни Вселенной. /Народ, представителем которого был автор книги “Бытие”, начало суток, а следовательно и начало очередного дня, считает от захода солнца/. В библейской книге “Бытие”, при описании процесса творения, не соблюдена хронология, что в общем, и неудивительно, поскольку Библия не является точной наукой, а лишь передает суть, смысл происходящего.

Так, в первых двух стихах, отображен не процесс, а результат первых “дней” творения, в которые боги, лишь “заготовили” материал для будущего мироздания. “В начале боги сотворили небо и землю”, означает, что результатом началной организации богов, была материя в виде отдельных атомов и молекул – “изначальных кирпичиков”. “Небо” или твердь небесная, это газообразная смесь различных атомов и молекул. “Земля”, в данном стихе, вовсе не наш нынешний планетарный дом, а всего лишь, “прах земной” – более плотная, чем “небеса”, смесь химических елементов, где молекулярная вода, была основной составляющей (“…в начале, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою”, 2е Петра 3:5). В таком состоянии, “земля” была, еще невидимой /“безвидна и пуста”/. “…и Дух Божий носился над водами”, означает: Дух-инициатор, носитель идеи объединения богов, пребывал в действии, организовывая своих собратьев /”водами” в Библии часто называют совокупность людей, народы, а в данном случае – совокупности духов/ . Но все это происходило позже,/ первые же два стиха, говорят, об общей концепции творения/ а в начале, прежде формирования атомов, “Бог сказал: да будет свет”.

“По-дневные” этапы творения вселенной, будут приблизительно следующими:

1. В первый “день”/ст.3-5/, продолжительность которого, по ведическим источникам, равна пятнадцатизначному числу лет, часть неорганизованных Духов-богов, по побуждению самого активного из них, сформировали - составили из себя организацию /електронно-протонно-нейтронную смесь/, имеющую вид плазменного облака, - света, /“…да будет свет. И стал свет”/, по сравнению с тьмой – массой неорганизованных духов /“...и отделил Бог свет от тьмы”/. Плазма – энергетические «кирпичики» для будущего атомарного состояния материи. За «днем» следует ночь, равная ему по продолжительности.

2. Во второй “день”, духи-участники организации первого «дня», под руководством того же Духа-инициатора, формируют из себя более сложные организации, образуя атомарно-молекулярную смесь. А из нее образуются газовая, парообразная и жидкая фазы материи, и отдельные частицы твердой материи.

3. На третий “день”, духи образовывают из себя еще более плотные и сложные материальные формы - происходит, дальнейшее уплотнение материи и разделение ее фаз на: преимущественно твердую, жидкую, газообразную. Часть воды отделяется, образуя отдельную минеральную структуру, другая часть – молекулярная вода входит в состав других минералов, а точнее – именно она их и формирует / «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая входит в состав тверди, от воды, которая вне тверди» Быт.1:7» /. Такое отделение парообразной воды, позволило молекулярной воде сформировать более сложные - звездные и планетарные минеральные образования. И уже на достаточно остывших планетах, парообразная вода, как отдельная минеральная структура, конденсируется, образуя моря и океаны /«…да соберется вода…, и да явится суша” Быт.1:9/. Третьим «днем» творения заканчивается минеральный уровень развития материи: дальнейший количественный рост сообщества Духов-Богов не целесообразен. С этого времени, Духи, прежде формирующие и управляющие громадными галактическими и звездными организациями духов, приступят к формированию намного меньших, но неизмеримо более сложных – клеточных структур. 4. На четвертый “день”, после восстановления всех формирований третьего “дня”, духами и из духов, формируются растительные клетки, а затем и растительный мир, представляющий собой лишь более высокую степень организации минеральной материи.

5. Формирование водных животных, часть из которых со временем выйдет на сушу, и водоплавающих птиц, в последствии освоивших “небесную твердь” – результат пятого дня творения.

6. На протяжении шестого “дня” происходило дальнейшее умножение видов и классов наземных животных, их совершенствование. А наиболее совершенные духи из усвоивших опыт жизни в животных телах, приступили к организации более сложных структур – телесных форм первобытного человека, отличающихся более совершенным мозгом - инструментом сбора информации.

7. Седьмой “день” – сегодняшний “день” – день отдыха /когда не творятся новые формы, но совершенствуется качество старых/ - период окончательного становления человеческих духов, достижение ими зрелости позволяющей им в следующем круге жизни формировать новые – звездные тела./Новое звездное тело, это совсем не то, прежнее звездное тело из третьего “дня” творения, не содержащее клеточных форм жизни. Наше будущее звездное тело будет подобно наиболее совершенной части тела нашего «непосредственного Отца Небесного» – нашей Солнечной системы.

Из вышеописанного следует:

1. Вся совокупность сложнейших живых организмов возникла не вдруг, а развилась эволюционным/под эволюцией подразумевается процесс взросления духов/ путем, за невероятно большой промежуток времени.

2. Все грубоматериальные формирования являются совокупностями духов, сформированными более развитым духом для взаимного совершенствования.

3. Невидимая, тонкая материя – энергия - дух и, грубая - видимая, являются лишь разными организационными состояниями той же духоматерии.

4. Весь каскад живых организмов, от атома до человека – это ступени совершенствования духов.

5. Каждый новый “день” творения начинался с восстановления всего, что было сформировано в предыдущие дни, затем продолжалось эволюционное развитие всех составляющих данную организацию духов, и заканчивался день разрушением / вернее – роспуском, самоликвидацией/ всех формирований духов.

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, что истина возможна и существует вне субъекта. В самой по себе действительности истин нет. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности. Поэтому истина и субъективна (не путать с субъективизмом). Вот, скажем, стол. Он не истинен и не ложен - просто стоит, существует. Истинным или ложным может быть только наш образ, наше восприятие стола - не как у дальтоника или, наоборот, человека близорукого. Правда, мы употребляем еще такие выражения, как "истинная политика", "истинный человек". Но ясно, что в подобных случаях истина используется в своей вторичной, оценочной функции, и мы знаем, что такое истина политики и человек как истина.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина - это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят "вечные" или "окончательные" истины, истины факта (Маркс родился 5 мая 1818 г.). Хотя и здесь есть относительный момент - само летосчисление. В исламском летосчислении (от хиджры) цифры, понятно, будут другими. Наиболее корректным можно считать определение абсолютной истины как совокупности моментов завершенного, непреходящего знания в составе истин относительных. Возьмем в качестве примера атом. Древние считали, что он неделим. В начале ХХ в. он "состоял" из электронов. В наше время он "состоит" уже из массы элементарных частиц. И число их постоянно растет. Все эти образы атома - знание относительное. Но сам факт, что атом - это реальность, что он существует, относительно устойчив, - сам этот факт является знаком, элементом абсолютного знания.

Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента. Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.

Хотелось бы предостеречь в данной связи против одной весьма распространенной ошибки. Не следует думать, как некоторые, что все относительно: у каждого своя истина, все всегда и по-своему правы и т. п. Представьте себе следующую ситуацию. Преподаватель, вышагивающий вдоль доски во время лекции, спрашивает: По какую сторону от меня находится эта доска? Ответ, что понятно, не может быть однозначным. Если преподаватель идет в одну сторону, то доска находится слева от него, если в другую, то справа. Относительно? Да. Но не вообще, а применительно (относительно) к конкретному направлению движения (системе отсчета). Следовательно, относительность, на которой настаивает наука, объективна, а не произвольна ("куда хочу, туда и ворочу").

Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. Даже такое, например, конкретное утверждение, как "вода кипит при 100%" жестко завязано на нормальное атмосферное давление (760 мм ртутного столба), "нормальную" высоту над уровнем моря и т. д. Высоко в горах, заметим, это наше в целом правильное утверждение придется уточнять. Конкретность истины следует понимать также и как нарастание ее единства за счет выявления и синтеза все новых и новых (многочисленных и разнообразных) ее сторон.

Интересно заметить также, что далеко не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или лжи. Так, можно говорить о разных интерпретациях художественного текста, об альтернативных трактовках музыкального произведения, о различном восприятии живописного полотна, но никак не об их истине или лжи. Весьма специфично истинностное измерение таких, например, выражений, как "Закрой дверь", "Будь честен". Их истину нельзя найти, открыть или установить - ее надо просто выполнить: закрыть дверь, действительно быть честным.

Теперь об удостоверении или критерии истины. Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина. В противном случае в разряд истин попали бы все предрассудки: их, как правило. придерживается подавляющее большинство коллектива, общества. Истина не устанавливается голосованием. Она может быть и на стороне меньшинства. Вообще, как показывает история, истина поначалу является достоянием либо одного человека, либо небольшого круга единомышленников. Когда-то теория относительности была истиной только А. Энштейна. Другое дело, что истина, если это действительно истина, рано или поздно находит дорогу к сердцам, нет - головам большинства, всех людей. Признание в конце концов она действительно получает. Судьба истины обычно такова: сначала ее все отрицают, затем с энтузиазмом принимают, наконец, она становится чем-то привычным и рутинным. Итак, не все то, что разделяет большинство, является истинным, но истина рано или поздно становится достоянием большинства.

Не являются критерием истинности знания и благоприятные или полезные последствия его применения. Эта точка зрения известна как прагматизм. Один из основателей прагматизма, американский философ Уильям Джемс (1842 - 1910), например, считал, что истинность суждения "Бог существует" не зависит от реальности существования Бога и обусловлена тем, что убежденность в его существовании благотворна для человеческой жизни. Прагматизм чаще всего выступает в индивидуалистической форме: истинно лично для меня, для моей индивидуальной жизни. Но это очень сомнительно - отождествлять полезность с истинностью. Полезна иногда и ложь. Ложь во спасение, например, когда умирающему больному родные и близкие говорят(фактически - врут) о его скором выздоровлении. В мутной воде лжи всегда кто-то ловит рыбу. Выгодны или полезны кому-то даже кризисы, войны, другие бедствия. Разбитое стекло - плохо для хозяина, но хорошо для стекольщика: появляется работа, а с ней и заработок. Еще один "убийственный" пример: в мореплавании весьма удобны и практически эффективны навигационные расчеты на основе геоцентрической ("птолемеевской") модели, но от этого она не становится истиной. Истинна в данном случае, как мы знаем, гелиоцентрическая ("коперниканская") система. Таким образом, не все то истинно, что полезно. Но опять же надо сказать, что мы ищем и открываем истины не ради самих по себе истин (хотя есть у них и такой аспект), а для практического преобразования или обустройства жизни. То есть истина, если это действительно истина, так или иначе общественно полезна.

Не годится на роль критерия истины и когеренция, т. е. самосогласованность, знания. Если к уже существующей, наличной системе знания непротиворечивым образом присоединяется новое знание, то это еще не знак того, что оно истинно. Тут дает о себе знать некая естественная наклонность нашего ума: мы действительно готовы принимать за достоверное или истинное знание такое новое знание, которое логически не противоречит и хорошо согласуется с уже имеющейся у нас системой взглядов. Легко показать, однако, что, например, в систему, построенную на основе идеи существования Бога, можно вписать - непротиворечиво, органично, любой миф о его сверхъестественных атрибутах. Ясно, что вопрос об их предметной истинности таким образом не решается. У когеренции как критерия истины, конечно, есть рациональное зерно: мир - единое целое; знание об отдельной вещи или единичном явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Рано или поздно истина обнаруживает, раскрывает свой системный характер, свою открытость и внутреннюю пригнанность к другим истинам.

Вообще-то критериев у истины много. В ней помогают удостовериться законы логики: запрет на их нарушение должен строго и неукоснительно соблюдаться. Функцию критерия выполняют и ранее открытые наукой законы, особенно фундаментальные. Если вы, например, претендуете на открытие нового закона, и он при этом нарушает закон сохранения и превращения энергии, то вам вряд ли удастся убедить кого-либо в своей правоте. Зная уже открытые наукой законы, можно со спокойной совестью заворачивать, например, все проекты построения вечного двигателя. На истину нас выводит и хороший вкус, чувство красоты. Выбирая, скажем, между двумя конкурирующими теориями, ученые отдают, как правило, предпочтение той, которая более стройна и изящна. Потом она чаще всего оказывается и более истинной.

Но главным, решающим критерием истины является практика , т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Так, практика долго не могла расщепить атом и с этой стороны она как будто подтверждала его неделимость. Но позже ситуация изменилась, атом раскололся и в прямом и в переносном смысле. Кроме того, практика может быть искаженной, социально-превращенной. А такой практикой можно доказать только... ложь. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.

Вопрошающий: Как можно познать истину ?

Станислав: Вы и есть истина, надо только освободиться от того иллюзорного, что мешает это постичь.

В: Что же такое иллюзорное, которое мешает постичь истину?

С: Ваши же идеи, желания, и в том числе само желание познать истину.

В: Я правильно Вас понял, что моё же желание познать истину мешает её познать? Разве такое может быть?

С: Именно желание заставляет Вас вообразить истину, создав концепцию ума о том, что Вы желаете постичь, а затем найти объяснение или дать определение Вашему воображению.

В: Но ведь я должен представлять себе то, что я хочу постичь.

С: В этом и заключается проблема, что то, что Вы хотите постичь, не может являться ни одним из представлений Вашего ума. Своим верованием в ту или иную идею ума Вы лишаете себя возможности постичь истину.

В: Как тогда постичь умом то, что не может являться ни одной из идей ума?

С: Отказом от самих идей, отказом от любых попыток ума объяснить что-либо.

В: Каким образом можно постичь, отказавшись от объяснений?

С: Внимательно исследуйте идею, которой Вы отдали предпочтение, до тех пор, пока Вы не убедитесь в её иллюзорности и несостоятельности. Когда исчезнет эта идея, выбирайте следующую, которая Вам кажется наиболее подходящей для объяснения истины, и так же исследуйте её. Когда у Вас не останется ни одной концепции, ни одной попытки объяснить то, что Вы хотите постичь, истина откроется сама. Отсутствие концепций и будет самой истиной.

В: Если я правильно понял Ваши слова, то отсутствие всех идей является истиной?

С: Вы совершенно правильно всё поняли. Полное отсутствие идей, и в том числе идеи о постижении истины, есть истина. Но только Ваше понимание этого уже является идеей о познании истины.

В: Но разве без мыслей можно понять, что такое истина?

С: Отсутствие любого понимания, в том числе и об истине, является самим пониманием истины.

В: Как же отсутствие понимания может являться пониманием?

С: Когда исчезают все концепции ума и ум становится бессильным, он сдаётся и прекращает попытки вмешиваться в процесс понимания истины. Именно в таком состоянии Вы способны постичь истину.

В: Каким образом?

С: Истина всегда существует в Вас, только для того чтобы осознать это, необходимо прекратить движение ума, создание каких-либо идей.

В: Но как заставить ум отказаться от создания идей?

С: Загнать его в угол, настойчиво разбивая каждую очередную идею, какую бы он ни создавал Вам о том, что Вы желаете постичь. Когда ум будет загнан в угол, он закипит, перегреется, взорвётся, можно назвать это состояние как угодно. Самое главное, что в этом состоянии ум перестанет давать чему-либо объяснение, и это полное отсутствие объяснений и будет являться истиной.

В: Я не понимаю, как ум можно загнать в угол. Поясните, пожалуйста.

С: Следует исследовать его идеи до тех пор, пока ум сам же не признает несостоятельность своих идей. Ум же никогда сам добровольно не признает несостоятельность своих идей и будет до конца бороться за то, что создал.

В: И как же его победить?

С: При помощи его же самого. Различение истинного от иллюзорного поможет Вам загнать ум в угол, доказав ему несостоятельностью его же объяснений. Тогда ум, попав в ловушку, которую сам и построил, просто взорвётся. Именно этот взрыв позволит выйти за те воображаемые пределы, которые Ваш ум сам же и создал.

В: Выходит, что истина находится за пределами ума?

С: У ума нет пределов. Он бесконечен.

В: О каких тогда пределах ума шла речь?

С: О воображаемых. Ваш ум сам же воображает, что у него существуют пределы, и создаёт в Вас устойчивое убеждение этого, заставляя Вас поверить в это.

В: Раз никаких пределов ума нет, то и никакого взрыва не будет?

С: Совершенно верно. Закипание ума, его взрыв – это всё игра его воображения. Всё только игра воображения, и ни одно из представлений ума не может быть истиной.

В: А что тогда такое истина? Как же её познать?

С: Кажущийся «Вы», окружающий Вас мир и все события в нём – это только воображение, концепции ума. Истина – это то, что скрыто за концепциями ума. Осознав это, Вы постигнете истину.

Эго – это в первую очередь чувство отделенности и отождествленности, набор убеждений о себе. Эго, оно же , возникает в тот момент, когда появляется мысль (или чувство, восприятие) «я есть это (что угодно) и не есть то (что-то еще)»; например, «я есть тело, и не есть то, что видят «мои» глаза».

Вы сейчас читаете этот текст и у вас есть восприятие (чувство, мысль) «я читаю этот текст». То есть, существует читающий и читаемое, наблюдающий и наблюдаемое. Однако, это не совсем так. Есть только процесс чтения, а разделение на читающего и читаемое создается умом, эго. Это одна из основных дуальностей : «воспринимающий и воспринимаемое». Есть только процесс восприятия, а разделение на воспринимающего и воспринимаемое создается умом (эго), и это разделение – иллюзия.

Что первично: воспринимающий или воспринимаемое? Ничто не первично, это одновременно. Может ли существовать одно без другого? Нет. Оба полюса этой дуальности возникают одновременно, и могут существовать только вместе, взаимосвязано, неразрывно. Есть ли воспринимающий, когда нечего воспринимать? Может ли быть восприятие, когда некому воспринимать?

Когда человек говорит «я», практически всегда есть отождествленность , например, с телом, умом, профессией, ролью, положением в обществе, прошлым опытом и т.д. Отождествленность подразумевает набор убеждений о себе: я то, я это, а еще и это, но не вон то, и не то… Это «ложное я», ум, эго – и эти слова являются синонимами. Эго является неисчерпаемым источником проблем, и если вы хотите избавиться от ненужных проблем и страданий, выход только один – избавиться от . Решение единичных проблем недолговечно, потому что на месте старой проблемы эго с удовольствием создаст парочку новых (см. ).

Чтобы понять, как избавиться от эго, нужно понять его природу. Фактически, избавление от эго есть избавление от иллюзий, потому что эго является иллюзией , состоящей из ряда меняющихся убеждений о себе. «Ложное я»потому и называется ложным, оно иллюзорно и является вымыслом Единого Сознания. Избавляясь от эгоизма, человек избавляется от иллюзий и их последствий – страданий. Ложное я заслоняет настоящее Я, мешая познать Высшую Истину, или Высшую Реальность. Поэтому, если вы хотите познать , нужно избавиться от эго и иллюзий, созданных им.

Эго не может существовать без объектов, с которыми можно отождествиться и сказать «я есть это (а не что-то другое)». Эго не может быть ничем, оно всегда является чем-то, каким-то объектом – тем, что «существует» (воспринимается) и может быть названо. Эго всегда должно быть чем-то, потому что, если оно ничто, то его и нет, правда? Поэтому на вопрос «Кто Я?» вы непременно получите объекты (то, что может быть названо), один за другим. В процессе , когда вы поймете, что не являетесь телом, появится какой-нибудь другой объект – ум, например.«Я понял, я не тело, я – ум!» ХА! Конечно же, а что вы ожидали? Эго уцепится за следующий объект, прежде чем отпустить предыдущий. Затем вы, возможно, поймете, что не являетесь умом, и скажете «Я понял! Я – дух (душа)!» Однако душа – тоже будет объектом, чем-то таким, что «реально существует», что можно охарактеризовать и описать, что имеет какие-либо свойства, качества, способности. И это, опять-таки, набор убеждений о себе – ничего более.

Продолжая , эго будет становиться все меньше, тоньше, невесомее, призрачнее. В конце концов, оно столкнется со своим «началом», источником – и исчезнет. Когда исчезают отождествленности и отделенность, «я» становится бессмысленным ярлыком и исчезает. В этот момент познаётся иллюзорность эго, иллюзия растворяется и исчезает в Истине. Но об этом уже невозможно говорить, так как Высшая Истина словами невыразима. Подробнее будет , который, собственно и посвящен познанию Высшей Истины.

Познать Высшую Истину можно, избавляясь от отождествленностей и убеждений о себе с помощью . Поэтому я настоятельно рекомендую еще на первом уровне проработать все свои отождествленности, например:

Я тело – я не тело

Я ум – я не ум

Я дух (душа) – я не дух (не душа)

И так далее. Проработайте также убеждения о себе: какой я, каким я должен быть, каким я не должен быть и т.д. Очень хорошо, если вы также проработаете свои убеждения о других людях: какие они есть, какими они должны быть, какими не должны. А также о мире: каков мир, каким он должен быть, каким не должен, и т.д. Проработка этого материала значительно улучшит способность , со всеми положительными последствиями. Напомню еще раз: берите в работу только , а не все подряд.

Проработка дуальностей – очень сильная вещь, это самый эффективный подход для работы над собой, позволяющий избавиться от эго и его проявлений - эгоизма. Попробуйте.

Еще способ избавиться от эгоизма - наблюдение в повседневной жизни его проявлений и последствий. Можно просто наблюдать непринятие как есть (желания или попытки удержать, избежать, сопротивляться, противостоять, изменять, подавлять, контролировать, извлекать выгоду и т.д.), и последствия этого.