Целевая ориентация управленческих решений. Процессорные технологии как инструментальные средства для реализации целевых технологий

18 Целевая ориентация управленческих решений

Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.

Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.

Отметим некоторые особенности целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, на сколько точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологический аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации.

Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:

Во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцель, средством ее достижения;

Во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

В-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Если намечено несколько целей, то выделяется главная, относительно которой осуществляется поиск оптимального решения. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели -повышение качества продукции - должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпускаемых изделий.

В зависимости от специфики ситуаций величина ограничений варьируется. Она может

а) достигнуть определенного предела (максимального или минимального),

б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,

в) быть равной этому значению или быть меньше него,

г) лежать в определенном интервале.

При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречивость между частными целями и позволяет лучше оценить альтернативные варианты действий

В самом общем виде

Ц П Ц Ц

В состав ТЦ

Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Она предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника, группы или процесса, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, либо цель может быть не достигнута по каким-либо причинам и наконец цель может быть достигнута за пределами установленного срока. Технология не гарантирует достижение цели. Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.

    штат работников организации или ее подразделения не более 10 человек;

    время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи;

    наличие высокого профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны руководителя;

    преимущественное производство новых товаров, услуг, информации или знаний;

    наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе.

Для данной технологии эффективной является линейная схема организационных отношений. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией исполнителя, выполняющего задание, а квалификация руководителя играет вторичную роль.

В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.

Технологии целевого управления (ТЦ У) определяют набор технологий процессорного управления (ТП У). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦ У – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦ У ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий.

В состав ТЦ У входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.

Наиболее часто в организациях используется программно-целевая технология, которая предусматривает выдачу заданий (целей, задач) исполнителям с указанием средств, методов и времени их выполнения. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм реализации задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология обычно гарантирует достижение цели и базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях.

Основными условиями использования данной технологии являются:

    штат работников, охваченных конкретной целью, не должен превышать 1000 – 1500 человек;

    время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;

    наличие определенности и доступности управленческих и производственных ресурсов;

    наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;

    выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;

    большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.

Для данной технологии эффективной является кольцевая схема организационных отношений.

В самом общем виде управленческие технологии (УТ) – это совокупность методов и процессов управления, а также научное описание способов управленческой деятельности, в том числе формирования управленческих решений для достижения общих и конкретных целей организации.

Технологии целевого управления (ТЦ У) определяют набор технологий процессорного управления (ТП У). Таким образом, руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦ У – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦ У ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий.

В состав ТЦ У входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.

Регламентная технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием возможных средств и методов их выполнения; в информировании о возможных ограничениях ресурсов и ориентировочном времени их выполнения; в жестком контроле по безусловному движению к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя.

Регламентная технология может привести к трем основным результатам:

    достижению цели в приемлемые сроки (раньше или позже);

    достижению ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели (а не от ее достижения);

    отсутствию существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (“топтание на месте”).

Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т.д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки заранее трудно определимые.

Основными условиями использования данной технологии являются:

    штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению цели, должен быть не менее десятка тысяч человек;

    время выполнения цели или составляющих ее задач может быть задано расплывчато, например, в течение года, в течение столетия и т.д.;

    в процессе реализации цели возможно существенное и непрогнозируемое ограничение ресурсов (финансовых, технологических, сырьевых и др.);

    преимущественно инновационный и длительный характер разработок.

Данная технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенностей.

По определению Шеннона: «МОДЕЛЬ - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности».

Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса - постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Как все средства и методы, модели науки управления могут привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей. Наиболее часто встречающиеся - недостоверные исходные допущения, ограниченные возможности получения нужной информации, страхи пользователя, слабое использование на практике, чрезмерно высокая стоимость.

Обзор моделей науки управления

Теория игр - это метод, используемый для оценки влияния какого-либо действия на конкурентов. Моделями теории очередей можно пользоваться в соответствии со спросом на них. Модели управления запасами помогают руководителю синхронизировать размещение заказов на ресурсы и оптимизировать их объемы, а также определять оптимальное для склада количество готовой продукции. Модели линейного программирования позволяют установить оптимальный способ распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями в них. Имитационное моделирование - это использование устройства, которое имитирует реальный мир. В экономическом анализе используется ряд методов для определения экономического положения организации или осуществимости действия с экономической точки зрения.

ТЕОРИЯ ИГР. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, - конкурентоспособность. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. ТЕОРИЯ ИГР - метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Теория игр используется не так часто, как другие описываемые здесь модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могущие повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.

Особенности целевой ориентации управленческих решений при их разработке следующие:

· одну цель решения имеют только очень простые задачи, и если целей решения задачи несколько, то между ними возможны и противоречия;

· от точности, корректности при формулировке цели зависит выбор методов решения задач, и чем корректнее сформулирована цель, тем увереннее будет решена проблема;

· если необходимо оставить несколько целей, то определяется главная, приоритетная, а по остальным формулируются ограничения;

· если обнаружатся противоположные цели у разных подразделений, к "общему знаменателю" их надо приводить, исходя из приоритетных целей.

Цели и решения связаны между собой, имеют сходные и отличительные признаки (рис. 1.7).

Простая цель имеет один тип решения – быть или не быть, цель средней степени сложности – два или три варианта, сложные цели могут быть описаны многовариантными решениями. Целевые типологии – это совокупность и определенная последовательность процедур и операций, основанная на приоритете целей над ситуациями, т.е. они ориентируют решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий. Как процесс цель отражает принятую организацией стратегию развития, как явление она определяет конечный результат.

Рис. 1.7. Признаки сходства, различия и взаимосвязи цели и решения

Разработка нового управленческого решения происходит по многооперационному алгоритму, в связи с чем руководитель одновременно осуществляет два вида деятельности:

1) технократическую, которая должна занимать бóльшую часть времени, это выполнение оправдавших себя управленческих процедур;

2) творческую, которая может присутствовать на любой стадии и требует развития определенных качеств и умения решать проблемы творчески, иначе – знать технологию творческого решения проблем.

Основной критерий для формирования управленческих решений – это наличие недопустимой проблемы в планировании, организации, мотивировании, контроле, координационной деятельности специалиста по управлению.



Целевые технологии принято делить на следующие виды:

1) инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий без указания средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Руководитель называет конечную цель и сроки, не указывая механизма ее достижения. Эта технология дает простор для инициативы и используется в небольших организациях квалифицированного состава при инновационных разработках;

2) программно-целевая технология применяется чаще, это упреждающее управление; задания выдаются с указанием средств, методов и времени их выполнения, цель достигается точно в сроки; база – современные знания, ЭВМ и информационные технологии; используется для крупных организаций;

3) регламентная технология предусматривает жесткий контроль приближения к цели, хотя точные сроки ее достижения трудно определить.

· все формы рискового производства с численностью до 10 человек – инициативно-целевая, регламентная, программно-целевая;

· малые формы – программно-целевая, регламентная, инициативно-целевая;

· социумы – только регламентная технология.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи относятся к задачам управления? Какие системы называются системами с управлением? Что входит в систему управления?

2. Каковы основные группы функций системы управления? Что называется циклом управления? Каковы пути совершенствования систем с управлением?

3. Представьте основные понятия и значение управленческих решений. Опишите основные особенности принятия решений в технических, биологических и социальных системах.

4. В чем заключается основная суть процессов целеполагания, оценки ситуации, определения проблемы и принятия решения по ее разрешению?

5. Назовите и опишите основные типы процессов управления по характеру взаимодействия основных его этапов.

6. Что такое управленческая задача и что она включает в себя? Опишите решение задачи как процедуры разрешения проблемной ситуации. Что вы знаете о роли и стилях мышления руководителей при решении задач управления?

7. Раскройте суть основных критериев решения задач: содержательность, выполнимость, компетентность, сложность.

8. Что такое выбор стратегии и тактики управления? Чем должен руководствоваться руководитель при выборе стратегии и тактики управления?

9. Опишите иерархию наиболее предпочтительных тактик в решении определенных управленческих задач. В чем заключается основная суть стратегии поведения руководителя в условиях конфликтной деятельности?

10. Назовите основные элементы, наличие которых необходимо для принятия решений. Опишите экономическую, организационную, технологическую, правовую, социальную, направляющую, организующую и мотивирующую сущности управленческих решений.

11. В чем основная суть и роль интеллектуальной деятельности руководителя при разработке управленческих решений? Какова роль мышления и управленческой потребности личности при принятии управленческих решений?

12. Перечислите и опишите основные группы управленческих решений, чаще всего встречающиеся на практике, по функциональной направленности, по источнику возникновения, по организации разработки, по направлению воздействия, по сфере действия, по масштабу воздействия, по числу критериев, по методу переработки информации, по глубине воздействия, по характеру реализации, по форме представления.

13. Представьте общую схему принятия решений в виде последовательности этапов. В чем основная суть и содержание этапов формирования и анализа альтернатив, получения прогнозных оценок?

14. Опишите основные особенности реализации этапа "Формализация постановки задачи" в процессе принятия решений.

15. Как Вы понимаете термин "узкое место" при обработке информационных потоков? В чем суть задачи выявления проблем? Какова роль формализации задачи при получении и поддержке приятия решений?

16. Перечислите основные ресурсы системы управления и их роль при решении управленческих задач. Чем определяются коммуникационные ресурсы системы управления?

17. Перечислите и опишите содержание основных форм разработки решений, используемых в практике управления.

18. Перечислите и опишите основные виды моделей принятия решений. Опишите простейшую модель принятия решения в виде последовательности циклически повторяющихся этапов. Какие механизмы оценки альтернатив Вы знаете?

19. В чем суть информационного обеспечения как важнейшего элемента успешного функционирования аппарата управления и процесса принятия решений?

20. Перечислите и прокомментируйте основные направления формирования информационной поддержки принятия решений руководителем.

21. Что такое "качество управленческих решений"? Представьте и опишите наиболее важные свойства управленческих решений. Каковы объективные экономические условия разработки качественных управленческих решений?

22. Перечислите требования к управленческому решению и условия их достижения.

23. Опишите основные организационные и психофизические предпосылки качественных управленческих решений.

24. В чем основная суть целевой ориентации управленческих решений? Что такое "целевые технологии"?

Введение

Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация -- это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

Определение цели системы является одним из наиболее важных, сложных и трудно разрешаемых вопросов. Его важность не вызывает сомнений - неправильное или недостаточно четкое определение цели приводит к весьма серьезным последствиям для системы в целом, обрекает ее на "слепое" блуждание в динамически изменяющихся условиях внешней среды.

Цель курсовой работы - раскрытие темы Исследование целей управления на примере ООО "Рапира".

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть основные понятия о целях организации и их роль в управлении;

Сформулировать глобальную цель и построить дерево целей на конкретном предприятии ООО "Рапира";

Понятие о целях организации и их роль в управлении

Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.

Значение целей функционирования велико. Во-первых, потому, что в организациях должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования.

Отсюда следует, что любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

* четкая ориентация на определенный интервал времени;

* конкретность и измеримость;

* непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

* адресность и контролируемость.

Предназначение организации образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

Определение целей функционирования является одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления. От того, насколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит весь успех организационно-административной деятельности. Неправильное или нечеткое формулирование цели функционирования приведет к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работает не с полной отдачей, не эффективно, так как усилия аппарата управления расходуются не целенаправленно. В реальных организациях, как правило, приходится иметь дело с целой совокупностью целей. Задача руководителя организации любого уровня - суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить ситуацию и выработать оптимальные решения.

В ряде случаев для характеристики целей функционирования употребляется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени достижения цели. Если нет критериев выбора или оценки степени достижения целей функционирования, нет и самих целей функционирования.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических -- стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из возможных вариантов классификации целей представлен в табл. 1

Таблица 1

Классификация целей

Критерии классификации

Группы целей:

Период установления

Стратегические Тактические

Оперативные

Экономические Организационные Научные

Социальные Технические Политические

Функциональная структура

Маркетинговые Инновационные Кадровые

Производственные Финансовые Административные

Внутренние

Приоритетность

Особо приоритетные Приоритетные

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные (повторяющиеся)

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта. Рост объекта

Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта

Существует два типа целей с точки зрения периода для их достижения: долгосрочные и краткосрочные. В основе разделения целей на эти два типа находится временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, можно отнести к долгосрочным. Отсюда следует: в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года.

Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должно быть выполнено. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями, устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

· доходы организации;

· работа с клиентами;

· потребности и благосостояние сотрудников;

· социальная ответственность.

Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они "подчинены" им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно эти темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако, и очень сложной для достижения. Организация, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справится с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение четко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

Цель стабильного роста предполагает, что при её достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одну другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой.

Можно выделить также следующие требования к целям:

· цели должны быть достижимыми . Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации;

· цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации;

· цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;

· цели должны быть конкретными , обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди;

· цели должны быть совместными . Совместность предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместности целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместности требуют цели роста и цели поддержания стабильности;

· цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на организацию) играют в настоящее время ключевую роль для выживания организации, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

На каждом уровне организации возникают частные цели, причем только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей.

Следовательно, в теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целей нельзя решать проблему проектирования организации. Это означает, что без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности.

Таким образом, проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления.

Рисунок 1

Исследование и проектирование целей организации.

Рассмотрим эти этапы.

Этап 1. Исследуется предназначение организации, общая цель системы, определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначения системы и критерия эффективности. В отличие от цели организации, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи, критерий эффективности является показателем, определяющим степень достижения этой цели.

Этап 2. Формируются качественные цели организации, осуществляемые в две стадии. Вначале формируются качественные цели функционирования организации, вытекающие из Положения данной организации, регламентирующего ее деятельность, а затем выбираются качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.

Этап 3. Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться на всех выбранных Уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций, постановлениями, положением об организации.

Роль целей в управлении организаций.

Наличие целей является очень важным в организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели выполняют ряд полезных и практических функций, помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация и почему люди и ней поступают так, а не иначе.

Цели оправдывают существование, законность организации как для работающих в ней людей, так и для общества. Через цели люди определяют, подходит ли им организация или нет. Уход работников с обанкротившегося предприятия ликвидирует это предприятие. Цели нередко помогают предприятию избежать закрытия или ликвидации в условиях быстро меняющейся конъюнктуры общественного мнения (например, экологически вредные предприятия).

Цели не только привлекают людей в организацию, но и ограничивают деятельность членов организации, регулируют их поведение. Такая цель рабочей группы, как повышение качества, требует соблюдения технологической дисциплины, определенного отношения к работе.

Цели определяют природу организации для ее членов и тем самым заставляют их брать на себя соответствующие обязательства. Так, работа в угольной шахте подвергает жизнь человека определенному риску.

Цели являются главным мотиватором, направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Так, выход предприятия на лидирующие позиции в отрасли удовлетворяет и материальные (максимальная прибыль), и моральные потребности (гордость за организацию) работников.

Цели уменьшают неопределенность, разъясняя людям, что организация преследует в своей деятельности. Ставя цель -- обойти конкурентов, организация устраняет неопределенность в своей организационной миссии, а ее члены получают четкое представление о том, за какие действия они будут вознаграждены.

Цели помогают организации познавать и приспосабливаться к окружающей действительности. По целям можно ориентироваться в движении, сравнивать себя с другими, определять соответствие требованиям.

Цели обеспечивают основу для конструирования организации. Многое другое тоже влияет на это, но цели -- в первую очередь. Так, цель укрепить позицию компании на рынке ведет организацию к созданию нового подразделения (например, НИОКР, маркетинг и т. п.).


Для организации процесс выбора мисии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация -- это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.

процесс формирования целей укрупненно представляется тремя этапами:

1) Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;

2) Написание сценария. Сценарий представляется как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта: а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния; б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде и определяются какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:

· Опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;

· Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: писсемистическим, реалистическом и оптимистическом.

Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.

3) Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы коньюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель - “дерево целей”.

6. Метод “дерево целей”

Использование метода дерево целей производится в соеденении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.

Методы анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь, частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.

Построение дерева идет “сверху вниз”, от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции. Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.

В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей - по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д. Один из основных принципов построения дерева целей - полнота редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие исходной цели.

Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида. Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости. Многие цели по своей природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.

Проекция дерева целей в дерево показателей.Цели доопределяются оценочными показателями - и наоборот, оценочные показатели доопределяются целевыми построениями. Рассмотренный выше способ построения частных критериев достижения цели предполагает возможность выделения уже на первом этапе этой процедуры ряда факторов, по которым будет производится количественная оценка степени достижения цели. В случае, когда такое выделение затруднительно, возможно проведение предварительной декомпозиции заданной цели методом “дерева целей”. Соответствующая декомпозиция проводится в этом случае до уровня целей, поддающихся количественной оценке рассмотренным способом. В результате для каждой цели нижнего уровня будет построено отражающее его множество частных критериев. · Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

· выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

· установление целей для организации в целом;

· построение иерархии целей;

· установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и. для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют их вечность и неизменность. Уже ранее говорилось, что в силу динамизма среды цели могут меняться. Можно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер. Но многими организациями применяется подход систематического упреждающего изменения целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в целях учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации со стороны субъектов влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru

УДК 159.923.2

О ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМЕ ЛИЧНОСТИ Лукина Н.Б.

В статье проанализирована проблема целевой направленности и перфекционизма. Особое внимание обращено на типы целей личности и аспекты такого психологического явления как перфекционизм. Определена целевая направленность личности в зависимости от типов перфекционизма.

Ключевые слова: личность, целевая направленность, перфекционализм, психологический подход, психологический феномен.

THE GOAL ORIENTATION AND PERFECTIONISM OF PERSONALITY Lukina N.B.

The article analyses the problem of goal orientation and perfectionism. The special attention is turned on the types of personal goals and aspects of such psychological phenomenon as perfectionism. We have identified that goal orientation of personality depends on types of perfectionism.

Keywords: personality, goal orientation, perfectionism, psychological approach, psychological phenomenon.

Анализируя проблему целевой направленности и перфекционизма в исследованиях иностранных и отечественных ученых, мы пришли к выводу, что перфекционизм как психологический феномен является в целом изученным, особенно иностранными учеными. К сожалению, этого нельзя сказать об исследовании целевой направленности личности, в частности относительно сочетания ее с перфекционизмом.

Цель - идеальное представление результата, который должен быть достигнут в ходе человеческой деятельности. Целевая направленность - это свойство личности ставить перед собой цели, которые будут реализованы в

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru будущем. Каждый человек имеет определенные цели, которые являются разнообразными и индивидуальными. Для кого-то превалируют материальные, для кого-то духовные, но у каждого они свои. Если вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу, то увидим, что желание и необходимость их удовлетворения возникает из естественных потребностей человека. Поэтому ставить перед собой цель, можно сказать, это естественная потребность. Цели бывают разнообразные - обусловленные внешне (родители, близкие люди, друзья, педагоги и другие) и свои (те, в которых человек лично хочет добиться успеха). Также цели могут быть явные (ясные и понятные всем) и не явные (плохо понимаем куда двигаемся и каким маршрутом, но цель существует). По времени и длительностью, соответственно - краткосрочные, долгосрочные, периодические.

Целевая направленность личности разрабатывалась Я.В. Васильевым . Им было установлено, что цели на статистическо-достоверном уровне можно разделить на три типа: близкие - которые отражают эгоцентрическую позицию личности; средние - рациональную, а дальние - альтруистическую.

У каждого человека должна быть глобальная, очень большая цель, одна, максимум две. Такие цели характеризуются вечностью и неощутимостью, и растянуты во времени и пространстве. Долгосрочные цели рассчитаны на 5 - 15 лет (завести семью, воспитать детей, купить дом и другие). Среднесрочные цели от 3 месяцев до 3 лет - мелкого масштаба - их может быть достаточно много. Такие цели являются как частью более высших целей, так и самостоятельные. Ежедневные или еженедельные цели также могут быть частью других целей или самостоятельных. Если у человека нет целей, у него отсутствует смысл жизни. Используя терминологию К.С. Станиславского, смысл жизни можно образно уравнять с «сверхзадачей» жизнедеятельности человека. Смыслу жизни так или иначе подчинены все жизненные цели. Главная, решающая цель жизни системно подразделяется на ряд более отдельных целей, а те в свою очередь на еще более отдельные (ситуативные) цели и так вплоть до конкретных поступков повседневной жизни. Это значит,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru что смысл жизни - не простая совокупность целей, а их иерархия, субординация и координация, определенная система. В то же время смысл жизни как общий должен быть в каждой конкретной цели, раскрываться через нее, хотя некоторые конкретные ситуативные, повседневности цели могут противоречить ему . Перфекционизм (от лат. Perfectus -совершенство) - это учение о возможностях человека и всего человечества к совершенствованию. Перфекционализм предусматривает наличие некоторого абсолютного позитивного образца, стремления приблизиться к которому ставит смысл человеческой жизни .

Таким образом, от того какие цели и как их человек ставит перед собой зависит его смысл существования. Интересно рассмотреть особенности целевой направленности у перфекционистов. Ведь перфекционизм в психологии - это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме - убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. Перфекционизм может быть, как «нормальной» характеристикой личности, так и невротическим психическим отклонением от нормы обычного человека.

Можно выделить следующие аспекты данного психологического явления:

Адресованный на себя перфекционизм - постоянная самокритика и стремление к совершенству;

Адресованный к другим людям перфекционизм - завышенные требования к окружающим;

Адресован к миру в целом перфекционизм - убежденность в том, что все в мире должен быть правильно;

Социально приписываемый перфекционизм - потребность отвечать стандартам и ожиданиям других людей.

Рассмотрим и проанализируем особенности целевой направленности у людей с разными типами перфекционизма. Следовательно, появляется вопрос имеют ли цели, например, люди, которым свойственен социально приписываемый перфекционизм? Ответ на данный вопрос, можем рассмотреть

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru с двух позиций. С одной стороны, данный тип перфекционизма заключается в том, что человек пытается соответствовать потребностям и ожиданиям других людей. И если мы обратимся к предварительно рассмотренным видам целей, то увидим, что существует такой тип как внушаемые извне цели (родителями, педагогами и т.д.). Поэтому с этой точки зрения, что социально приписываемый перфекционист имеет именно этот тип целей. С другой стороны, это могут быть и не явные цели, когда человек плохо понимает, зачем эта цель нужна, но существует цель достичь ее, потому что от него это ожидается. Таким образом, по нашему мнению, в любом из этих вариантов человек, которому присущий социально приписываемый перфекционализм, имеет целевую направленность.

Если перфекционализм направлен на себя, то он ставит перед человеком слишком высокие требования к себе. Рассмотрим аспект целевой направленности в этом случае. Из предварительно рассмотренных типов перфекционализма, к данному типу можем отнести позитивное стремление к достижениям. В таком случае, человеку присущая позитивная самооценка, самоактуализация, он четко осознает свою самоэффективность и потому имеет конструктивное стремление к достижениям. Другими словами, это здоровый перфекционализм, когда человек четко ставит перед собой цели и алгоритмически их достигает.

С другой стороны, перфекционализм ориентирован на себя, не всегда является здоровым и нормальным явлением. В данном случае, человек предъявляет к себе очень высокие ожидания из-за того, что основным мотивом его поведения является страх неудачи. Соответственно ставятся слишком высокие цели, и человек не удовлетворяется полученным результатом. Таким образом, люди, которым присущ перфекционализм, ориентированный на себя, имеют целевую направленность, но не всегда она носит здоровый характер и приносит пользу.

Если перфекционализм направлен на других, то это говорит о слишком высоких требованиях к окружающим. В данном случае, также можно говорить о целевой направленности таких людей. Возможно, человек, предъявляя

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru слишком высокие требования к окружающим, таким образом достигает своих целей. Например, если начальник будет создавать строгие условия для своих подчиненных, тогда и показатель эффективности труда будет на высоком уровне. Такая же ситуация в педагогической деятельности - высокие требования к ученикам и как результат - высокая эффективность учебной деятельности. Еще одним примером может быть нереализованная цель или мечта родителей. Например, мать хотела стать чемпионкой мира по бальным танцам, но через травму не смогла достичь этой цели. И как результат, она ставит слишком высокие требования перед своим ребенком в сфере данной деятельности, для того, чтобы он реализовал давнюю матери мечту, не учитывая при этом интересов ребенка. Таким образом, людям которым присущ тип перфекционализма, ориентированного на других, также свойственна своя целевая направленность личности.

Психолог А.А. Лоза в своем исследовании относительно типологий перфекционизма, описывает следующие характеристики людей, которыми присущ этот психологический феномен:

1. Гиперперфекционисты выделяются высокими показателями как стандартов, так и поляризуемого мышления, которое характеризует их как таковых, которые излишне хотят совершенства, ставят слишком высокие цели и не удовлетворяются полученным результатом. Желание достичь идеального образа себя побуждает к чрезмерному стремлению саморазвития. При этом они достаточно оптимистично настроены и ответственные. Однако выраженная поляризация, которая провоцирует слишком жесткую оценку себя и действительности, находит проявление в недостаточно высокой самооценке, не толерантности и умеренной удовлетворенности жизнью.

2. Конструктивные перфекционисты характеризуются сравнительно высоким уровнем стандартов и низким поляризации мышления. Они умеют формулировать досягаемые цели и корректировать их в зависимости от ситуации, при этом допускают возможность как успеха, так и не успеха, но сохраняют очень высокий уровень оптимизма и позитивного мышления,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru демонстрируя стремление саморазвития. Отсутствие жесткой и категорической оценки себя и своей деятельности способствует высокой самооценке и проявлению толерантности, а развитое стремление высоких стандартов делает представителей данного типа наиболее ответственными и довольными жизнью.

3. Деструктивным перфекционистам свойственны низкие показатели высоких стандартов и высокие показатели поляризуемого мышления, которое ограничивается двумя противоположными полюсами, - «очень хорошо» и «очень плохо». Средних вариантов данный тип не признает и не принимает. Зато система стандартов не является требовательной, что можно объяснить или отсутствием представлений о совершенном вообще, или же наличием слишком идеализирующих представлений, которые нивелируют саму мысль о возможности их достижения, потому любой результат априори является не совершенным. При таких условиях, человек снимает из себя ответственность, является абсолютно не толерантным, не стремится расти личностно и пессимистически воспринимает действительность. Отсюда формируется низкая самооценка и полное недовольство жизнью.

4. Гипоперфекционисты имеют низкие показатели и по высоким стандартам, и по поляризации мышления. По своей сути они являются нонперфекционистами, то есть такими перфекционистами, которые вообще не имеют, или имеют слабо выраженные перфекционистические притязания. Это приводит к легкомысленному отношению в работе, наличии ошибок и несоответствию полученных результатов деятельности, а также к безответственности. Вместе с тем, через достаточно толерантное отношение к себе и другим, они полностью довольны собой, считают себя достаточно развитым и демонстрируют высокую самооценку, выделяясь позитивным восприятием жизни .

Также представляется важным указать на ряд исследований, в которых перфекционизм рассматривается как личностная черта присущая одаренным людям (К. Дабровски, Л. Данилевич В. Родел, Л. Сильверман). Представители этого подхода не исключают тот факт, что тревожность может стать

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru препятствием на пути к реализации способностей перфекциониста. Вместе с тем авторы отмечают, что перфекционистические тенденции направляют личность на поиски смысла собственной жизни, жизненной цели, смысла существования, которое освобождает личность от ограничений, которые накладываются социальными стереотипами, а соответственно, и от чрезмерной тревоги .

На данный момент в контексте разных психологических подходов разработано достаточно большое количество моделей перфекционизма. Все исследователи сходятся в представлениях перфекционизма как многомерном конструкте, который имеет сложную структуру. Из многомерных когнитивных моделей наиболее популярные модели Р. Фроста, П. Хьюитта и Г. Флетта, Р. Слейни. Британские клинические психологи под руководством Фроста в структуру перфекционизма включили шесть компонентов:

Личные стандарты - склонность выдвигать слишком высокие стандарты в сочетании с чрезмерной важностью соответствия этим стандартам;

Организованность - отражение важности порядка и организованности;

Неуверенность в действиях - сомнения относительно качества выполнения деятельности;

Обеспокоенность по поводу ошибок - негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче;

Родительские ожидания - восприятие родителей как делегирующих слишком высокие ожидания;

Родительская критика - восприятие родителей как чрезмерных критиков .

Однако наиболее дискуссионным остается вопрос относительно характера влияния перфекционизма на личность, поскольку результаты исследований свидетельствуют как о позитивных, так и о негативных его последствиях. Так, Р. Шафран пишет о негативных проявлениях, которые могут быть эмоциональными (например, депрессия, переживание недовольства собой, тревога, чувство вины и стыда), социальными (например, социальная

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru изоляция, конкурентные отношения с людьми через сравнивание себя с ними, зависти, ревность, недостаточность доверия и близких отношений), физическими (например, бессонница, хроническая боль в пояснице и другие проявления), познавательными (например, ослабление концентрации), или поведенческими (например, перепроверка выполненной работы, повторенное переделывание работы, невозможность начать действовать (procrastination -откладывание на потом).

В то же время отдельные исследователи (В. Паркер, Л. Тери-Шорт, Дж. Стоебер, K. Отто) отмечают, что перфекционизм является неотъемлемым элементом развития личности и только излишне развитое стремление быть совершенным приводит к неблагоприятным для личности последствиям. В трудах М. Аддерхольд-Еллиотт, В. Роеделл, Л. Сильверман перфекционизм был признан общей чертой одаренных лиц. Дж. Стоебер и K. Отто свидетельствуют, что перфекционизм коррелирует с рядом позитивных характеристик, таких как совесть, выносливость, экстраверсия, удовлетворенность жизнью, академические успехи . По данным И.И. Грачевой, высокий уровень перфекционизма у подростков способствует ориентации на сохранение традиционных для нашей культуры ценностей, таких как добра, порядочности и интеллигентности сравнительно с теми подростками, которые не имеют выраженного перфекционизма .

В зависимости от степени выраженности каждой из составляющих можно говорить о четырех типах перфекционизма:

Чрезмерный, для которого характерные очень высокие показатели стандартов и поляризации;

Умеренный, которому свойственные высокие показатели стандартов, однако низкие поляризации мышления;

Недостаточный, для которого характерны низкая выраженность стандартов и, в то же время, высокая поляризация мышления;

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru - не выражен (отсутствующий), когда обе составляющие перфекционизма имеют низкие показатели и можно говорить, что при таких условиях он почти или вообще отсутствует.

Для недостаточного и невыраженного типов характерно выполнение поставленных целей и получение результата, который не отвечает выдвинутым требованиям. В то же время наблюдается такой феномен, как прокрастинация -сознательное откладывание выполнения намеченных действий, невзирая на то, что это потянет за собой определённые проблемы . При таких условиях применяются любые поводы, чтобы отложить реализацию задуманного, пока не наступает так называемый deadline - срок, после которого уже поздно пытаться наверстать упущенное. При этом личность может чувствовать, как полную апатию и безразличие, так и высокую тревожность, чувство вины, страх перед возможными последствиями, то есть находиться в достаточно напряженном и нервном состоянии .

Чрезмерный тип перфекционизма характеризуется слишком высоким стремлением совершенства, невозможностью получить удовольствие от выполнения деятельности. Личность, которой свойствен такой тип перфекционизма, излишне тратит собственный ресурс, постоянно переделывает и без того красиво выполненную работу, которая приводит к истощению, эмоциональному выгоранию и, как следствие, возможной невротизации с госпитализацией. Кроме этого излишне завышенные представления о совершенстве могут привести к отказу от задания вообще, из-за представляющей невозможности достичь совершенства его исполнения .

То есть первый, третий и четвертый типы являются неконструктивными формами перфекционизма, тогда как наиболее оптимальным является умеренный тип, поскольку способствует достижению совершенства, постановке реалистичных целей для выполнения, получении удовольствия от результатов своей деятельности и потому рассматривается как конструктивная форма.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru

Таким образом, рассматривая взаимозависимость целевой направленности и перфекционализма, мы пришли к выводу, что целевая направленность - это неотъемлемая составляющая жизнедеятельности каждой личности. Ведь без заданной цели, нельзя двигаться вперед. Относительно перфекционализма, то это достаточно интересный психологический феномен, который имеет свои особенности. Каждый перфекционалист имеет свою цель, в зависимости от типа этого феномена.

Предварительно рассмотрев типы перфекционализма, можем подытожить, что люди, которым присущ здоровый, конструктивный перфекционализм могут ставить перед собой реалистичные цели и постепенно их выполнять; и наоборот, нездоровый перфекционализм имеет негативные последствия для личности, ведь человек ставит перед собой слишком высокие и недосягаемые цели. Поэтому, проанализировав работы предшественников, мы увидели, что вопрос перфекционализма достаточно широко рассмотрен в научной литературе и в разных сферах жизнедеятельности человека. Целевая направленность личности является малоизученной. Мы пришли к выводу, что вопрос относительно целевой направленности перфекционалистической личности является недостаточно исследованным и требует дальнейшего изучения.

Список литературы:

1. Варваричева И.Я. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-130.

2. Васильев Я.В. Футурреальная психология личности: монография. -Николаев: Изд-во «Илион», 2007. - 519 с.

3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Современная терапия психических расстройств. - 2006. - № 1. - С. 31-41.

4. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов подростков // Психологические исследования личности. Сборник работ

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 3. www.st-hum.ru молодых ученых / Отв. ред. Е.А. Чудина. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. -С. 16 - 36.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - С. 228229.

6. Лоза О.О. Диференщащя титв перфекщошзму [Электронный ресурс] // SWorld [сайт]. 2013. URL: https://goo.gl/Zm62tF (дата обращения: 15.08.2016).

7. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. -СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

8. Психология. Словарь / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

9. Debrovski K. Perfectionistm: yarning to become what one ought to be. -London: Little, Brown & Co, 1997. - P. 28-34.

10. Stoeber J. Positive conceptions of perfectionism: approaches, evidence, challenges // Personality and Social Psychology Review. - 2006. - V. 10. - P. 295319.

Лукина Наталия Борисовна - аспирант кафедры психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the

Lukina Natalia Borysivna - graduate student of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).