Что такое тезисный конспект. Пример составления конспекта






Вопросный план План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).








План – опорная схема Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.











*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. - В море поймали черепаху. - Пойманная черепаха все время плачет. - Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.




Тезис это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. 1. Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца. 2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте. 3. В процессе записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.



1. Три принципа русского правописания 2. Ведущий принцип русской орфографии… План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать 1. Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному. 2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения. Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать



Цели урока.

Обучающие:

  • знать определения понятий: “тезис”, “конспект”;
  • давать определения изученных понятий;
  • знать алгоритм составления тезисов и конспекта;
  • овладеть навыками составления тезисов, конспектирования;
  • способствовать отработке навыков конспектирования, составления тезисов.

Развивающие:

  • совершенствовать основные коммуникативные навыки – слушания и говорения;
  • развивать умение выделять главное в тексте;
  • развивать внимание к слову.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности мышления;
  • воспитание речевого этикета.

Задачи урока:

  • дать понятие тезиса и конспекта;
  • познакомить с рекомендациями (алгоритмом) по составлению тезисов и конспекта;
  • отработать навыки составления тезисов, конспектирования;
  • выявить связь между составлением тезисов и конспекта.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • эвристическая и фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование:

  • учебник, словарь;
  • раздаточный материал:

1) определение и алгоритм составления тезисов и конспекта;

2) листы с практическими заданиями;

3) текст для работы дома.

Ход урока

Первый урок

I. Теоретическая часть.

1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока).

2. Определение понятий (словарная работа).

На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися:

На каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий?

В каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п.

Определения понятий записываются в тетрадь.

Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1)

3. Слово учителя.

С чего начать работу над конспектом? Как увидеть самую важную информацию, как экономно и рационально ее записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель - овладение навыками конспектирования и составления тезисов, то есть краткой логичной записи прочитанного или услышанного. Работа над конспектом - это создание “вторичного” текста.

Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект .

Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь:

основная мысль абзаца (-ев)

без примеров с примерами

тезисы конспект

Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование)

а) тезисов:

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки;

В каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;

Не приводите факты и примеры;

Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;

По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.

б) конспектов:

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы;

Выделите информационно значимые места текста;

Составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал);

Выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план);

Запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;

(В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку).

II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте)

1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается.

Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том... В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)...

У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы - морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры.

(Возможный ответ . Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.)

2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке.

Автор балета “Спящая красавица” - Пётр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.

(Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.)

3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов).

(Темы в), г), д) - для слабых учащихся, остальные - для сильных)

а) Здоровье нации - дело каждого и всех.

б) Человек и компьютер.

в) Наш сад.

г) История государства Российского.

д) Беречь землю.

е) Из жизни лингвистических терминов.

(Возможные варианты:

а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек;

б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека;

в) о садоводстве;

г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории;

д) экологические проблемы земли;

е) популярное изложение научных понятий лингвистики.)

4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку.

Берегите книги.

Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость - враги книг, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветривались.

(Ответ . Пыль и сырость - враги книг.)

5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.)

Память бывает разная . Есть память чувств , в которой хранятся радости и печали . Есть память ума , сохраняющая обдуманное и понятое . Можно помнить вкусдыни , которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения . А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти . Но чтобы они по-настоящему выручали , о них надо заботиться: тренировать и развивать .

(Ответ :

а) ключевые слова выделены жирным шрифтом;

б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.)

6. Подведение итогов.

В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова.

Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов.

Второй урок

1. Фронтальный опрос учащихся:

Что такое конспект? тезисы?

Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов.

Что такое подтема? ключевые слова? и др.

Практическая часть (продолжение)

2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно).

Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту.

(Ответ . - Где находятся старейшие действующие часы?

Что у них отсутствует?

Как осуществляется сигнал о ходе времени?

Когда часы созданы?

Когда их ремонтировали капитально?)

3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы):

а) разбейте текст на абзацы (подтемы);

б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.

Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали. Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества. Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом обществе - эти, казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

(Ответ .

а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац.

Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде… - 3 абзац.

б) Две основные взаимосвязанные темы:

1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса;

2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.)

4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки.

(Ответ . “Большое видится на расстоянии”.)

5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему?

(Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.)

6. Составьте и запишите тезисы:

а) раскрывающие подтемы текста;

б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся).

(Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли.

Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности.

Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.

б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.)

Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец.

7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.)

Домашнее задание.

Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА).


План

Стр.

    Введение _____________________________________________2

    Основная часть______________________________________2

    Ведение записей___________________________________2

    Конспектирование_________________________________3

    Типы конспектов__________________________________4

    Оформление конспекта_____________________________7

    Способы конспектирования_________________________9

    Техника составления конспекта_____________________12

    О критериях хорошего конспекта___________________14

    Заключение__________________________________________15

    Список литературы__________________________________16

Мы истинно свободны, когда сохранили

способность рассуждать

самостоятельно, когда необходимость

не заставляет нас защищать

навязанные и, в некотором роде,

предписанные нам мнения.

Цицерон

Введение

Одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.

Одним из шагов к решению этих задач является формирование у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Ведение записей

Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного есть много путей. Наиболее эффективный из них – ведение записей. Значение данного метода состоит, во-первых, в том, что читатель использует не только зрительную память (иногда – и слуховую, когда чтение происходит вслух), но еще и двигательную; во-вторых, и это главное, запись (если она не сводится к переписыванию) представляет собой творческий процесс, так как при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.

Существует несколько форм ведения записей. Было бы неправильным рекомендовать только какую-либо одну из них. Выбор зависит не только от индивидуальных особенностей человека, его опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для выступления на семинаре, для беседы или лекций, для подготовки курсовой или дипломной работы и т.п.

Основные формы записи – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

П Л А Н это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.

В Ы П И С К И – это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого юридического источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.

Т Е З И С Ы – это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.

А Н Н О Т А Ц И Я это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о юридическом источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.

Р Е З Ю М Е краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме – его выводы, главные итоги.

Конспектирование

Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, - вот что такое конспект. Следовательно, одновремен­но он должен содержать:

  • тезисы и выписки;

    или планы и тезисы;

    или тезисы и выписки;

    или планы и выписки.

Систематичес­кая, логически связная запись - одно из ос­новных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пункта­ми плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В силу такой особенности конспект в большей сте­пени, чем другие виды записей, объективен. Дру­гими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие - он более универсален, чем иные виды записей. Тут мень­ше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с чужими записями других типов (с вы­писками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках для себя).

По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет - для подготовки к государственным экзаме­нам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом до­полняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Типы конспектов

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

    плановые;

    текстуальные;

    свободные;

    тематические.

Тут важно запомнить не названия типов кон­спектов (их можно называть по-разному). Важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помо­щью предварительно сделанного плана произве­дения. При этом план или специально составля­ется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и корот­кого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект - один из наиболее ценных, по­могает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит пос­ледовательно и четко излагать свои мысли, рабо­тать над книгой, обобщая содержание ее в фор­мулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его неза­менимым пособием при быстрой подготовке до­клада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со­держание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причи­не вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом явля­ется вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при после­дующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изло­жения оригинала.

Текстуальный конспект - это конспект, со­зданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект - прекрасный источ­ник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность по­ложений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по переска­зу - свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материа­лов для сравнительного анализа положений, вы­сказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев - пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой кон­спект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выби­рать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального кон­спекта в том, что он не активизирует резко вни­мание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения раз­ных точек зрения). Этот недостаток особенно мо­жет проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал кон­спект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не ус­воил его. Ему помешало автоматическое пере­писывание цитат, которым он занимался в про­цессе первоначального чтения материала. Чита­телю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в по­мощь себе ссылочные страницы, вкладные лист­ки и др.

Иногда текстуальный конспект при после­дующей разработке его или даже в процессе со­здания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цита­ты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения само­стоятельно четко и кратко формулировать основ­ные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный за­пас слов. Само составление этого вида конспек­та прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, по­жалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демон­стрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна - понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится мно­го работать - его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный во­прос-тему. Поэтому он и получил название тема­тического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду ис­точников, он может не отображать сколько-ни­будь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает ра­боту над темой при условии использования не­скольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюде­ния, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовы­вать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картоте­ки, наконец, конспекты и другие записи.

Можно использовать так называемый обзор­ный тематический конспект. В этом случае со­ставляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще несколь­ких источников.

К обзорному тематическому конспекту мож­но отнести и хронологический конспект. Как гово­рит само название, вся запись подчинена хроно­логической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от об­зорного, значительно более краткий.

Оформление конспекта

Оформлении конспекта . Приступая к его составлению, указываются исходные данные конспектируемого источника: фамилию автора, название работы, год и место издания и т.п. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. При конспектировании допускается сокращение слов, но нужно соблюдать известную меру. Не вызывают сомнений общеупотребительные сокращения: статья – ст., миллион – млн., год – г. и т.п. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает свои правила сокращения. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала. Для того чтобы выделить те или иные места в своих записях, можно использовать: подчеркивание, реплики, краткие оценки. Чаще всего используются такие пометки: ! – полное согласие с тем, о чем идет речь; ? – сомнение; !? – удивление, NB – весьма важно; Y – самое главное.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

    Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

    Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

    Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

    Определить детализирующую информацию.

    Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Связующим звеном при составлении кон­спекта должна быть внутренняя логика изложе­ния. Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и связность языковую. Стремиться к форме связного пересказа можно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта - ясности и краткости.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отобра­жают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положе­ния и выводы, но факты и доказательства, при­меры и иллюстрации.

Действительно, то, что вначале кажется вто­ростепенным, может со временем оказаться цен­ным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не бу­дет убедительным и трудно запоминается.

Поэтому при составлении конспекта записы­вают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторения, если оно хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, осве­щает его. Это тот «аромат стиля», который помо­гает глубже разобраться в материале и лучше его запомнить.

На страницах конспекта может быть отраже­но отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы при использовании своей записи легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса.

Вообще важно различать два возможных эта­па работы: над составлением конспекта и по кон­спекту, с самим конспектом.

Не следует забывать, что иногда даже ценное дополнение, внесенное в текст записи, при не­вдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи, может привести к недоразуме­нию.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно предавая ей понятный вид.

В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации мы выделяем самое важное и необходимое, вносим в конспект, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Способы конспектирования

Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно - последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

    сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

    выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

    использование различных цветов;

    подчеркивание;

    заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например,« мое мнение» и т.п.

Схема с фрагментами - способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.

Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Карта памяти

Конспектирование в форме карты памяти становится популярным. Автор такого способа фиксирования информации – известный и прогрессивный психолог Тони Бьюзен.

Происходит процесс следующим образом: строятся так называемые карты зрительных образов, которые создают глубокое эмоциональное впечатление, что существенно увеличивает возможность запоминания материала.

Этот метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, ведь осуществление записей происходит ненапряженно и творчески. При построении карт памяти основные идеи получаемых сведений становятся более лаконичными, четкими и понятными, обозначаются логические связи между ними.

Карты могут изменяться по вашему усмотрению, например, расширяться путем повторения. Нужным образом организованное повторение, позволяет легко и прочно укрепить изученное в памяти.

Процесс построения карт памяти

    Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.

    Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).

    В центре страницы обозначают главную идею.

    Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.

    Каждая линия подписывается ключевым словом

    Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.

    Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают согласно значимости ключевого слова.

    На карте должно быть много рисунков и символов.

    Стрелочки будут показывать связи между идеями

Скоростное конспектирование

Чтобы увеличить темп конспектирования можно использовать наиболее распространенный метод – элементарное сокращение слов (по принципу SMS-сообщения). Ведь самое главное для увеличения скорости письма – уменьшение времени на изложение информации. Достичь этого можно двумя способами. Первый – быстрее водить ручкой, что нередко приводит к искажению почерка и неаккуратности записей. Второй вариант – значительно уменьшить путь этой самой ручки.

Каким образом сократить время записи?

    Удалить из слов гласные буквы. Без тренировки не обойтись, зато через некоторое время вы с легкостью будете понимать, что клвтура – клавиатура и т. д.

    Использовать общепринятые сокращения – физ-ра , зам , орг .

    Применять пиктограммы и диаграммы. Конспект получается более наглядным, а материал запоминается лучше.

Техника составления конспекта

П ри работе с книгами и учебными пособиями , необходимо учесть следующие моменты:

    Предварительно просмотреть материал. Так можно выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой можно выбрать подходящую разновидность конспектирования.

    Снова прочесть текст и тщательно проанализировать его. Такая работа с материалом дает возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Возможно использование закладки – это отменное подспорье.

    Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно – цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. Однако нужно помнить: изобиловать цитатами можно тогда, когда используются текстуальные конспекты. Кроме того, дословная выдержка из текста всегда заключается в скобки и помечается ссылкой на источник и автора.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

    Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.

    Приступать к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивает изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

    В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.

    Можно создавать записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» можно обозначить математической стрелкой =>. Когда выработан свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

    Нельзя забывать об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

    Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако надо быть осмотрительным. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».

    Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

    Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.

    При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

    Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывать второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

    Если в лекции встречаются непонятные термины, нужно оставить место, после занятий уточнить их значение у преподавателя.

О критериях хорошего конспекта

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

    краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);

    ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

    наличие образных или символических опорных компонентов;

    оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.);

    адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положена, соответствие особенностям и задачам пользователя).

Опыт показывает, что хорошо написанный конспект оказывает помощь не только в процессе подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, но и в профессиональной деятельности.

Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но и делать это с удовольствием. Это большое наслаждение – познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Таким образом, в результате особой техники переработки информации конспектируемого текста создается новый документ, с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации. Идет отбор самых необходимых, опорных, самых нужных терминов-понятий, отражающих сущность и основные характеристики изучаемой темы.

Непонятные, малознакомые и новые слова непременно прорабатываются со словарем и справочником. К конспекту делается словарик или внести прямо в конспект их определения. Пометив источник информации.

При чтении текста и его переработке невольно возникает рефлексия как способ его философского осмысления. К тому же конспектирующий невольно учится у автора, как надо писать научные работы. Это и есть конспект!

Список используемой литературы:

    Безрукова, В. Конспект и конспектирование / В. Безрукова // Народное образование. - 2001. - N 5. - С. 150-154.

    Библиотека [Электронный ресурс] / Центр экстремальной журналистики. – Москва. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=234&c_id=1958. – Дата доступа 01.11.2007.

    Варламов, А. Я. Методические указания по выполнению письменных работ в виде конспектов, рефератов, курсовых работ. / А.Я. Варламов./ Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 с.

    Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.- С. 46-50.

    Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: Учебно-практич. Пособие / Предисл. и науч. ред. В.А. Фокеева.- М.: Либерея, 2004.- С. 45-46

    Кудрявцева, А. Больше конспектов хороших и разных! / А. Кудрявцева // Мир школы. - 2002. - N 4. - С. 71-73.

    Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др.- М.: Флинта: Наука, 2003.- С.266-267.

    Ладыженская, Н. В. Учимся составлять опорный конспект / Н. В. Ладыженская // Русский язык в школе. - 2001. - N 5. - С. 13-17.

    Полякова, Л. Как работать с книгой: [формы записи прочитанного: план, тезисы, выписки, цитаты, конспекты] / Л. Полякова // Абитуриент. - 2004. - N 3. - С. 29-30.

    Филичкина, Н. М. Как правильно слушать и конспектировать лекции / Н. М. Филичкина // Биология для школьников. - 2003. - N 3. - С. 20-26.

План урока по теме «Тезис. Конспект. Конспектирование». 9 класс.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятиями т езис, конспект.

1. Формировать навыки конспектирования, то есть краткой логичной записи (изложения) прочитанного или услышанного, составления тезисов по тексту.

X о д у рока

I . Теоретическая часть урока.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы уделим внимание двум видам работ: конспектирова­нию и составлению тезисов.

2. Словарная работа. Определение понятия конспект.

Конспект - (лат. conspectus - обзор]. Краткое изложение, запись со­держания какого -либо доклада, сочинения, статьи.

Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу пла­на соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

II . Работа над новым материалом.

1.Слово учителя.

С чего начать работ над конспектом? Как «увидеть» са­мую важную информацию, как экономно и рационально её записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель- ов­ладение навыками конспектирования, то есть краткой логичной записи прочитанною или услышанною. Работа над конспектом - это создание «вторичного» текста.

Работа над конспектом предполагает следующие этапы.

Посмотрите, пожалуйста, приложение № 1

.

1 . Ознакомительный этап.

2. Составление конспекта

3. Завершающий этап.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Запись вести своими словами.

подчеркивания,

обозначения

3. Закрепление изученного.

Упражнение 1.

Наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим - основной массе - мы обязаны книгам, про­читанному, воспринятому, изученному.

(С. Цвейг)

Конспектирование серьезных вещей я делаю тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор. Поэтому многое есть у меня в резерве... В моей молодости такой метод приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и про­читанное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей.

(А. А. Любищев)

Упражнение 2.

.

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО.

(По А. Е. Ферсману

См. Приложение №2

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО.

Тезис- |тэ], а, м. [греч. thesis ]. Положение, кратко излагающее ка­кую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, на­учного сочинения. В логике: положение, требующее доказательства.

Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить ею суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, а процесс их составления даёт возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Работа с приложением №3.

Сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ное! т., убедительность:

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы;

Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на по­лях киши делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов):

По окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источни­ка, за i см перепишите и пронумеруйте.

Упражнение 3.

Прочитайте ,

ЭТНОЛИНГВИСТИКА.

попугай, попугай попугай,

(По А. М . Кондратову)

ватерпас этнография нирвана - блаженное состояние

Приложение №5.

План.

1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.

2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с по­мощью зоологии и этнографии.

3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.

4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.

Тезисы.

1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.

попугай пальма и снег).

3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.

4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.

III . Обобщение изученного.

IV . Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание(по выбору учителя).

Упражнение 1.

Прочитайте высказывания известных людей об умении составлять конспект.

Наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим - основной массе - мы обязаны книгам, про­читанному, воспринятому, изученному.

(С. Цвейг)

Конспектирование серьезных вещей я делаю тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор. Поэтому многое есть у меня в резерве... В моей молодости такой метод приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и про­читанное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей.

(А. А. Любищев)

1. Объясните, что такое конспект? 2. Какое значение имеет для человека любой профессии умение конспектировать? 3. Как вы вообще относитесь к конспектированию?

Упражнение 2.

Составьте план и конспект текста «Черное золото», затем сравните свой план и конспект с предложенным вариантом .

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО.

Жидкое черное золото - это нефть, один из самых замеча­тельных минералов земли.

Но что такое нефть и откуда она берется? Ответить на этот вопрос нелегко. Ученые до сих пор спорят между собой о ее происхождении. Раньше, благодаря трудам знаменитого химика Менделеева, думали, что она поднимается из очень больших глубин, где образуется под влиянием действия перегретых паров воды на некоторые соединения углерода. Но сейчас выясняется, что нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли. Действительно,

в наших широтах, особенно в озерах Новгородской и Калининской областей на дне собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и которые вместе с илом образуют черную кашицу. Если такая кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется снизу нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью. И теперь южное солнце Средней Азии вызывает такие процессы, и на берег озера Балхаш волны нередко выбрасывают тягучие черные массы, очень напоминающие резину или продукты застывания некоторых нефтей, образующихся под влиянием тепла песков из гниющих прибрежных камышей.

Сейчас мы знаем даже те геологические условия, которые необходимы для образования нефти. Самые крупные нефтяные месторождения тянутся вдоль больших горных хребтов. Здесь в низинах в топких озерных водоемах или мелких лиманах создаются выгодные условия для накопления осадков и их подогревания снизу. Здесь обычно запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, как осадков соленых озер, а вытекающие вместе с нефтью воды содержат йод и бромистые вещества, которые говорят о значении морских растений при образовании нефти.

(По А. Е. Ферсману

Упражнение 3.

Прочитайте , составьте план к тексту, затем тезисы. Сравните свои тезисы с приведенными ниже.

ЭТНОЛИНГВИСТИКА.

Наука о языке все больше и больше связывается с науками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. Так, не зная истории петровской эпохи, нельзя понять, почему в русской морской терминологии так много голландских слов: койка, каюта, ватерпас и т.п. Не зная истории географических открытий, нельзя понять, почему в языке жителей африканского острова Мадагаскар встречаются арабские и французские слова...

Неко­торые чисто языковые факты нельзя понять без знания зоологии… Так, в языках коренных обитателей Бразилии - индейцев, а также в ряде языков других обитателей жарких стран нет слова попугай, зато есть много слов для различных видов попугаев. Почему? Да потому, что слово попугай объединяет, но сути дела, разные и довольно далекие друг от друга зоологические виды. Слово попугай, обозначающее попугая вообще, есть только в языках народов тех стран..., где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии... Ведь лексика, словарный состав языка соответствуют тем общественным нуждам, которые есть у людей, этим языком пользующихся. У населения оазисов Сахары 60 различных слов обозначений видов пальмы и ни одного слова для обозначения снега. Почему? Да потому, что пальма жизненно важна для обитателей Сахары. У ненцев, наоборот, огромную роль играет снег; от того, каким он будет: смерзшимся или рыхлым, свежевыпавшим или давним, зависит и охота, и пастьба оленей. Вот почему для слова «снег» у них имеется около 40 разных слов, различных наименовании видов снега. Языки народов, стоящих на низкой ступени общественного развития, почти не имеют абстрактных понятий. На бушменском языке или на языках австралийских туземцев трудновато было бы написать учебник по физике. Но и на обычном русском или английском языке нельзя изложить основы ядерной физики. И даже арифметики! Для этого нужно вводить новые понятия и слова: «квант», «умножить», «минус», «пятью», «шестью» и т.д. Точно так же и по-бушменски или на австралийских языках. Бушменов и австралийцев можно отлично обучить всем наукам на их родном языке. Для этого только необходимо ввести новые понятия и слова. Ведь успешно же обучаются в школах чукчи, хотя на их языке нет корней со значением «семь», «восемь», «девять»!

Нет языков «примитивных» и «совершенных». Как только возникает потребность в выражении понятий, слова появляются. У монголов существовала очень развитая абстрактная терминология, выражавшая сложнейшую систему понятий буддийской религии и философии (самоусовершенствование, нирвана, переселение душ и т.п.). До буддизма ничего этого не было. А вспомните наш русский язык. Когда гением Ломоносова, «нашего первого университета», стала создаваться отечественная наука, необходимые абстрактные научные термины тотчас же появились и в языке!

Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Но говорить о «самых лучших» и «самых худших» языках бессмысленно, как бессмысленно говорить о том, что лучше - пальма или сосна, Африка или Европа. Число людей на нашей планете достигает 4 миллиардов. Число языков - нескольких тысяч. Все люди равны, независимо от их пола, культуры, расы. Равноценны и равноправны и все языки земного шара.

(По А. М . Кондратову)

ватерпас - прибор для проверки горизонтального положения линии на плоскости этнография - наука, изучающая материальную и духовную культуру народов нирвана - блаженное состояние

Приложение № 1

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочи­тывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.

2. Составление конспекта . Статья вторично прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.

3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.

Общие правила конспектирования:

Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).

Запись вести своими словами.

Использовать определенную систему подчеркивания, сокра­щения, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования.

Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нуме­раций, заголовков, параграфов, формул и т.д.

Приложение № 2 к упр. 2

План текста

1. Разные точки зрения н а образование нефти.

3. Условия, необходимые для образования нефти.

Конспект текста

Приложение № 3

Приложение № 4.

не приводите факты и примеры;

Приложение № 5 к упр. 3

План.

Тезисы.

2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).

Приложение № 1

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочи­тывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.

2. Составление конспекта . Статья вторично прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.

3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.

Общие правила конспектирования:

Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).

Запись вести своими словами.

Использовать определенную систему подчеркивания, сокра­щения, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования.

Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нуме­раций, заголовков, параграфов, формул и т.д.

Приложение № 2 к упр. 2

План текста

1. Разные точки зрения н а образование нефти.

2. Процесс образования нефти в природе.

3. Условия, необходимые для образования нефти.

Конспект текста

Ученые спорят о происхождении нефти. Раньше существовала следующая точка зрения: нефть образуется на большой глубине под влиянием действия пере­гретых паров воды на некоторые соедине­ния углерода. Современная точка зрения: нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли.

На дне водоемов собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и вместе с илом образуют черную кашицу. Если кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью.

Для образования нефти необходимы определенные геологические условия. Известно, что самые крупные месторож­дения тянутся вдоль горных хребтов. Часто запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, а вода содержит йод и бром, что говорит о значении морских растений при образовании нефти.

Приложение № 3

ТЕЗИСЫ - краткое изложение основных мыслей автора, передающих не содержание, а только основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).

Запомните! Каждый тезис в отличие от пункта плана излагает, утверждает, доказывает мысль, заключенную в этой части.

В отличие от конспекта тезисы короче передают содержание основного текста. Чтобы составить тезисы, необходимо про­читать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.

Приложение № 4.

не приводите факты и примеры;

сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ность, убедительность:

изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы;

полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на по­лях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов);

по окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источни­ка, затем перепишите и пронумеруйте.

Приложение № 5 к упр. 3

План.

1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.

2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с по­мощью зоологии и этнографии.

3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.

4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.

Тезисы.

1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.

2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).

3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.

4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.

Приложение № 1

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1 . Ознакомительный этап. Вся статья внимательно прочи­тывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом). После прочтения составляется общий план статьи.

2. Составление конспекта . Статья вторично прочитывается и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание раздела, его основные мысли, утверждения, доводы.

3. Завершающий этап. Запись еще раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьей.

Общие правила конспектирования:

Записать полное название конспектируемого произведения и его выходные данные.

Осмыслить содержание текста.

Составить план конспекта.

Конспектируя, слева или справа оставить широкие поля для дополнительных заметок.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют важное значение (уметь их выделить в тексте).

Запись вести своими словами.

Использовать определенную систему подчеркивания, сокра­щения, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования.

Уметь пользоваться разным цветом для обозначения нуме­раций, заголовков, параграфов, формул и т.д.

Приложение № 2 к упр. 2

План текста

1. Разные точки зрения н а образование нефти.

2. Процесс образования нефти в природе.

3. Условия, необходимые для образования нефти.

Конспект текста

Ученые спорят о происхождении нефти. Раньше существовала следующая точка зрения: нефть образуется на большой глубине под влиянием действия пере­гретых паров воды на некоторые соедине­ния углерода. Современная точка зрения: нефть образуется ближе к поверхности, и в ее образовании принимают участие остатки растений, особенно водоросли.

На дне водоемов собираются особые вещества, которые состоят из отмерших растений и животных и вместе с илом образуют черную кашицу. Если кашица занесется песком и глиной, опустится на глубину и там подвергнется нагреванию, то из этой кашицы получатся вещества, очень сходные с нефтью.

Для образования нефти необходимы определенные геологические условия. Известно, что самые крупные месторож­дения тянутся вдоль горных хребтов. Часто запасы нефти сопровождаются залежами соли и гипса, а вода содержит йод и бром, что говорит о значении морских растений при образовании нефти.

Приложение № 3

ТЕЗИСЫ - краткое изложение основных мыслей автора, передающих не содержание, а только основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются).

Запомните! Каждый тезис в отличие от пункта плана излагает, утверждает, доказывает мысль, заключенную в этой части.

В отличие от конспекта тезисы короче передают содержание основного текста. Чтобы составить тезисы, необходимо про­читать текст, продумать его содержание, найти основную идею, проследить главные положения.

Приложение № 4.

не приводите факты и примеры;

сохраняйте и тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документаль­ность, убедительность:

изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формули­руйте тезисы;

полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на по­лях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов);

по окончании работы нал тезисами сверьте их с текстом источни­ка, затем перепишите и пронумеруйте.

Приложение № 5 к упр. 3

План.

1. Наука о языке тесно связана с науками об обществе.

2. Некоторые языковые факты можно объяснить только с по­мощью зоологии и этнографии.

3. Новые слова и понятия появляются в языке одновременно с развитием языка.

4. Все языки земного шара равноценны и равноправны.

Тезисы.

1. Наука о языке тесно связана с пачками об обществе, в котором и для которого язык существует и развивается. История, географические открытия помогают раскрыть происхождение многих заимствованных слов.

2. Некоторые языковые факты нельзя понять без знания зоологии. Например, слово попугай есть только в языках народов тех стран, где попугаи не водятся! Еще большую роль играют данные этнографии. Лексика, словарный запас языка зависят от общественных нужд народов, которые этим языком пользуются (примеры со словами пальма и снег).

3. Развитие науки требует введения новых понятий и слов, на любом языке можно обучать всем наукам. Так, в русском языке абстрактные научные термины появились во времена открытий М. В. Ломоносова.

4. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Нет «лучших» и «худших» языков, все языки равноценны и равноправны.

В учебных целях студентами широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект.

План – самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть – на более мелкие.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста. Они передают основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти проследить главные положения.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуется).

Конспект – самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл теста, его заголовок. Детали при котором опускаются.

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст.

С помощью слов человек называет предмет, явления действительности, поэтому основной функцией слова в языке является назывная, или номинативная функция. Особенно четко номинативная функция слова выявляется тогда, когда слово называет конкретный предмет, который можно увидеть, потрогать и т.п., т.е. именно предмет в строгом смысле этого слово называет конкретный предмет в строгом смысле этого слова: “книга”, “река”, “огонь” и др. Однако назывная функция осуществляется словом и в том случае, когда называемый предмет, явление, признак нельзя ощутить с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) : “сомнение”, “мысль”, “прогресс”, “знание”, “единство”. Эти слова называют абстрактные понятия.

Одно из самых важных свойств человеческого мышления – способность к обобщению и абстракции. Абстракция – это выделение существенных, важных закономерных признаков предметов и явлений действительности и отбрасывание случайных, несущественных признаков.

Наблюдая множество однотипных предметов, например, рыб, человек видит, что, несмотря на ряд различий (в цвете, размере, форме, характере движений, поведении т.п.), между всеми рыбами есть нечто общее: то, что рыбы живут в воде и дышат жабрами. Установив это общее, свойственное всем рыбам, человек познал целый класс рыб. Произошел процесс абстракции. Благодаря процессу абстракции в человеческом мышлении образуются понятия. Понятие – это мысль, закрепляющая в сознании человека существенные признаки отдельных явлений, предметов действительности.



Слово способно назвать не только данный, конкретный, в настоящий момент, ощущаемый предмет, но и понятие. Так, словом стол мы называем не только тот стол, за которым в данный момент сидим, но и всякий стол вообще.

Способность слова называть понятие – очень важная особенность языка как средства общения. Без этой способности само существование языка было бы невозможно, так же как без абстракции, без способности образовать понятие не было бы человеческого мышления. В самом деле: на земном шаре нескончаемые множество отдельных предметов – людей, деревьев, рек, книг… Если бы для наименования каждого конкретного предмета (а их миллиарды миллиардов) потребовалось бы отдельное слово, объем лексики любого языка расширился бы бесконечно: нужны были бы миллиарды слов, и общение стало бы практически невозможным, потому что никто не смог бы запомнить столько слов. Но поскольку слово может называть понятие, постольку лексика любого языка состоит из сравнительно небольшого количества слов, с помощью которых мы называем предметы, их признаки, действия, абстрактные понятия, количество предметов, т.е. все явления окружающей нас действительности.

1. Прочитайте первый абзац текста.

а) Найдите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.

б) Ответьте на вопросы:

Какова основная функция слова?

Что называет слово?

в) О чем идет речь в 1-м абзаце? Напишите ответ, употребив речевые образцы: В абзаце речь идет о … .

Основная мысль абзаца сводится к следующему … .

2. Прочитайте второй абзац текста.

а) Выпишите словосочетания, важные для основного содержания данного абзаца.

б) Ответьте на вопрос:

Что такое абстракция?

в) Сформулируйте третий абзац текста.

3. Прочитайте третий абзац текста.

б) Ответьте на вопрос:

Как происходит процесс абстракции?

в) Сформулируйте основной тезис абзаца.

Почитайте четвертый абзац текста.

а) Выпишите опорные словосочетания.

б) Ответьте на вопрос:

Что такое понятие?

в) Сформулируйте основное положение 4-го абзаца.

5. Прочитайте пятый абзац текста.

а) Выпишите опорные словосочетания.

б) Ответьте на вопрос:

Какова роль способности слова называть понятие и что было бы, если бы каждый предмет имел свое название?

в) Сформулируйте основную мысль 5-го абзаца.

Сравните вопросы, данные к абзацам и план текста. Запишите в форме тезисов сформулированные вами основные положения текста.

7. Пользуясь планом, перескажите текст.

8. Дайте тексту название.

9. Выявите в тексте предложения, не несущие основную информацию. Удалив из текста эти предложения, сократите его. Запишите сокращенный вариант текста (конспект).

Задание 2.

Подберите статью по интересующей Вас проблеме из научного (научно-популярного) журнала по своей специальности. Составьте развернутый (сложный) план и тезисы этой статьи.

Задание 3.

Подберите в специальном научном журнале статью об интересующей Вас проблеме. Кратко запишите основные положения. Пользуясь этой записью (кратким конспектом), передайте содержание этой статьи.

Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации

Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д.

Рассмотрим основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной речи.

1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Проанализируем следующий текст- отрывок из романа М.О. Ауэзова «Путь Абая»:

«Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. По ее лесистым склонам, покрытом богатой растительностью, протекает бурная река. Тал, осина, кривая горная береза стоят здесь в пышном наряде полного расцвета. Здесь сочные пастбища, привольные места. Издавна обосновавшиеся здесь бокенши и борсаки никому не уступали их».

В тексте, состоящем из 47 слов, слово Карашокы употребляется только один раз, но у нас нет сомнений в том, что речь идет именно о вершине Карашокы. Такую уверенность нам придает употребление вместо предмета речи (Карашокы) соотносительных с ним местоименных слов «ее», «здесь». Повторяемые слова, последовательно проводимые через тот или иной ряд предложений, «сшивают» этот ряд предложений в единое целое.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок , его наличие или потенциальная его возможность – один из существенных признаков текста, с этим признаков связан другой – завершенность текста . В приведенном в качестве примера тексте нет заголовка, но заголовок нетрудно сформулировать: «Вершина Карашокы».

Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (в начальных предложениях). Так, в первом предложении рассматриваемого текста «Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара» уже обозначен предмет высказывания – в этом предложении использованы слова, которые непосредственно связаны с темой. Дальнейший отбор языковых средств связан с развитием мысли, выражаемой в первом предложении, т.е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора – задачей сообщения, основной мыслью (идеей) высказывания.

Наш текст представляет собой художественное описание, выполняет важную функцию – создание образной картины природы. Этому способствует подбор определенных языковых средств. В первых двух предложениях дается общая картина природы. Но в третьем предложении усиливается крупный план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное сложное образование .

2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи , которые определяются как цепная и параллельная .

Цепная связь - структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.