Какие льготы для малого предприятия. Помощь малому бизнесу от государства: миф или реальность? Другие формы государственной поддержки малого бизнеса

Переход на расчеты по кадастру больно ударил по столичному бизнесу. У многих игроков размер имущественного налога и арендных платежей всего за пару лет вырос в десятки раз. Чтобы подсластить пилюлю власти ввели послабления для отдельных собственников. В числе «счастливчиков» - образовательные, медицинские и научные организации, а также юрлица, оказывающие соцуслуги. Благодаря специальным льготам такие компании могут сэкономить на содержании недвижимости сотни тысяч рублей. О каких преференциях идет речь, и как правильно ими пользоваться, в экспертной статье адвоката Олега Сухова (Юридический центр адвоката Олега Сухова).

1. Снижение налога в 4-10 раз для «социально значимого» бизнеса

Следует признать: в попытках наполнить казну столичные чиновники не забывают о поддержке важных для города отраслей. Так, организации, которые работают в образовании, медицине и науке, но при этом расположены в торговых и бизнес-центрах, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, могут рассчитывать на 4-кратное снижение фискальной нагрузки (согласно п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»). Поясню на примере. Медицинской клинике принадлежит помещение площадью 400 кв. м в одном из офисных зданий Марьиной рощи. Кадастровая стоимость объекта - 54,4 млн рублей. На общих условиях платеж по имущественному налогу при действующей ставке 1,4% составил бы для компании 761,6 тыс. рублей в год. Однако с учетом льготы медцентру придется заплатить в бюджет лишь 25% начальной суммы - 190,4 тыс. рублей.

Получить «скидку» от властей довольно просто: фирме достаточно иметь лицензию на образовательную или медицинскую деятельность и использовать недвижимость именно в этих целях. Для ученых главным условием будет выполнение НИОКР за счет бюджета и спецфондов - субсидии должны составлять не менее 30% от всех доходов юрлица за год.

Кстати, частные клиники, которые платят налог на недвижимость по старинке, то есть с балансовой стоимости имущества, в прошлом году тоже получили особые привилегии, - обращает внимание адвокат Олег Сухов. Теперь если здание центра имеет медицинское назначение и введено в эксплуатацию после 1 января 2013-го, собственнику снизят ставку в 10 раз - с 2,2% до 0,22%.

2. Сокращение налога в 4 раза, если офисная площадь меньше 20%

С этого года Москва расширила перечень коммерческой недвижимости, платежи по которой привязаны к кадастру. В список попали все здания, расположенные на участках с торгово-офисным видом разрешенного использования, причем независимо от метража. Прежде для таких объектов был установлен порог в 3000 кв. метров. На практике это означает, что если земля под негосударственным детским садом изначально предназначалась для строительства делового центра, собственника переведут на новую систему налогоисчисления без оглядки на характер деятельности компании. Впрочем, социальному бизнесу и здесь оставили лазейку. Владельцы помещений, где под офисы, торговлю, бытовое обслуживание и общепит в реальности отведено меньше 20% площади, вправе платить только четверть от начисленного налога. Для оформления льготы в 2017 году организация должна обратиться в Госинспекцию по недвижимости, пройти проверку и до 30 июня получить акт о фактическом использовании здания.

3. Налоговый вычет для «малышей»

У компаний, которые не просто заняты в социально важных сферах, но еще и относятся к малому бизнесу, есть дополнительное преимущество - налоговый вычет в 300 «квадратов» для одного из объектов недвижимости по выбору. Льгота предоставляется всем малым предприятиям Москвы, которые состоят на учете в ФНС более трех лет и реально работают: численность сотрудников за предыдущий год должна быть не меньше 10 человек, выручка на каждого - от 2 млн рублей. Таким образом, если в частном научном центре, лицее или клинике трудятся от 10 до 100 человек, а оборот составляет от 20 до 800 млн рублей, базу по налогу на имущество организаций для такой компании могут уменьшить на кадастровую стоимость 300 кв. метров. Поверьте, это немало, - утверждает адвокат Олег Сухов. Например, для помещения площадью 450 кв. м. и ценой 72 млн руб. вычет будет равен 48 миллионам (72 000 000 / 450 х 300). Собственнику останется заплатить всего за 150 кв. м или за 24 млн рублей по кадастру. При этом ему ничто не помешает дополнительно применить льготу, указанную в пункте #1.

Для подтверждения права на вычет понадобится минимум бумаг: учредительные документы, бухотчетность, а также сведения о количестве работников.

4. Аренда земли дешевле в 30-150 раз

Базовая ставка арендной платы за землю в Москве не меняется шестой год и составляет 1,5% от кадастровой стоимости. Именно ее применяют к территориям под торговыми и офисными зданиями, ресторанами и салонами красоты. А вот для тех, кто арендует надел под строительство объектов здравоохранения, образования и соцобеспечения действует специальный тариф - 0,05%. Компании, занимающиеся научными исследованиями и экспериментальными разработками, вовсе могут получить участок за символические 0,01%. Словом, аренда одного и того же надела, оцененного в 400 млн рублей, при размещении на нем офиса обойдется собственнику в 6 миллионов, в случае возведения медклиники - в 200 тысяч, при строительстве научного центра - в 40 тысяч рублей.

Чтобы сохранить льготную ставку, владелец недвижимости должен использовать участок строго по целевому назначению, всегда вовремя платить по счету, соблюдать природоохранное законодательство и не сдавать землю в субаренду без разрешения.

5. Аренда помещений дешевле в 3 раза

Еще одно подспорье для столичного бизнеса социальной направленности - льготная аренда помещений у города. Уже несколько лет образовательные и медицинские организации, имеющие статус субъектов малого предпринимательства (СМП), снимают муниципальную недвижимость по особому тарифу. С 1 января 2017-го он составляет 4500 рублей за 1 кв. метр в год при обычных расценках в 12-15 тысяч. Правда, попасть в программу прямо сейчас новички не смогут: нужно было подать заявку в Департамент городского имущества до конца прошлого года. Желающим воспользоваться льготой в 2018-м, лучше не затягивать и обратиться к чиновникам будущей осенью, - рекомендует адвокат Олег Сухов.

6. Аренда за 1 рубль

Для предпринимателей, работающих в соцсфере, власти еще в 2012 году разработали программу «Рубль за квадратный метр». Если вкратце: компания через аукцион арендует у города ветхое помещение, восстанавливает за свой счет и открывает в нем частную школу, детский сад либо клинику. Как только учреждение начинает работать, инвестор переходит на льготную ставку 1 рубль за 1 кв. м в год. С медицинскими организациями договор заключают на 20 лет, с образовательными - на 49. В обоих случаях ставят обязательные условия. Так, в медцентре необходимо оборудовать кабинет бесплатной помощи, в детсаду 80% воспитанников должны быть зарегистрированы в Москве.

В Московской области продолжается работа по созданию благоприятных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Благодаря привлекательному фону в прошлом году в области было открыто более 9 тысяч субъектов МСП. Власти региона рассчитывают, что и 2017 год станет «плодовитым» на новые предприятия – в текущем году планируется открыть 10 тысяч субъектов МСП.

Меры поддержки предпринимателей

Субъектами малого и среднего бизнеса считаются предприятия, численность работников которых не превышает 250 человек, для МП – от 16 до 100 человек, для СП – от 101 до 250 человек. Все они могут рассчитывать на государственную поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровне. При этом доступна она только для официально зарегистрированных субъектов, подать заявление на регистрацию ИП можно на областном сайте .

Федеральный уровень

  1. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
  2. Субсидии на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов и на содержание рабочих мест.
  3. Субсидии на развитие инжиниринга.
  4. Субсидии на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для организаций легкой и текстильной промышленности.
  5. Субсидии в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростех» на проекты по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (http://base.garant.ru).

Также малый бизнес России на три года защищен от плановых проверок – с 1 января 2016 года в стране введен на такие мероприятия. В кабинете министров Совета Федерации считают, что мораторий будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

Региональный уровень

Надежда Осодоева

Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют .

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. - лимит годовой выручки в 2018 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
  2. - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
  4. - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, Исключение - сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. для малого бизнеса на период 2016-2018 годов - запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства до 31.12.2015 являлись:

    потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства.

С 01.01.2016 (на основании Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

    хозяйственные партнерства;

    производственные кооперативы;

    сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства;

Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:

    состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1.1 ст. 4);

    средней численности работников (пп. 2 п. 1.1 ст. 4);

    дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1.1 ст. 4).

Таким образом, с 01.01.2016 под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:

    Хозяйственное общество или хозяйственное партнерство (производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства теперь освобождены от соблюдения данного критерия), доля государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных) в уставном капитале которого, иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала . Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.

    Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" скорректированы отдельные законодательные акты, касающиеся развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно внесенным изменениям:

    порог участия иностранных юрлиц в уставном (складочном) капитале субъектов МСП увеличен с 25% до 49%. То же касается участия российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП;

    организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, наделены статусом субъекта МСП вне зависимости от доли участия в их уставном (складочном) капитале иных юрлиц (как иностранных, так и российских);

    решено создать Корпорацию развития МСП. Ее задачи - поддержка субъектов МСП и компаний, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП, организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП и др.

Среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличены в два раза предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

С 01.08.2016 соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"в ред. Федерального закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

С 25.07.2015 (с 01.08.2016 их размер не изменился) эти показтели составляют:

    для микропредприятий - 120 млн рублей;

    для малых предприятий - 800 млн рублей;

    для средних - 2 млрд рублей.

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан , общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

    бюджетным научным учреждениям;

    научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;

    бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;

    образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Важно : в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год . В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.

Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Важно :

Статус субъекта малого предпринимательства:

    можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим;

  • Льготы для малого бизенса

    Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета , а именно:

      Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).

      Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:

      • Баланс - Форма № 1 (ежеквартально);

        Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2 (ежеквартально);

        Среднесписочная численность (ежегодно).

      При этом вся налоговая отчетность остается в полном объеме.

    Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

    Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по по статье 145 Налогового кодекса РФ , если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.

    Доходы и расходы по кассовому методу

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

    Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

      организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

      сумма выручки может быть определена;

      расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

    Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

    Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008

    По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

    Упрощен порядок оценки финансовых вложений

    По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

    Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

    Учетная политика

    Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.

    Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

    Исправление ошибок

    ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете" позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

    Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.

    Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.

    Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

      ИП или организация совершили нарушение впервые;

      не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

      не было угрозы чрезвычайной ситуации.

    Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.

    Это стало возможным благодаря тому, что:

    Особенности регулирования труда в микропредприях

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 48 1:

    Глава 48 1 . Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

    Статья 309 1 . Общие положения

    У работодателей - (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

    В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

    Статья 309 2 . Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами

    Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов , содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка , положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора , утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В каждом регионе нашей страны существуют программы, в рамках которых предоставляются различные субсидии, компенсации, льготы и другие виды помощи. Какие формы государственной поддержки для предпринимателей существуют и как ими воспользоваться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

На сегодняшний день наиболее востребованными программами помощи малому бизнесу являются:

  • субсидия на открытие бизнеса для безработных;
  • субсидия на развитие бизнеса для начинающих предпринимателей;
  • поручительство по кредитным и лизинговым договорам;
  • компенсация части процентов по кредитам;
  • возмещение части затрат по договору лизинга;
  • выдача займов по сниженным ставкам;
  • возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках;
  • налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям.

Рассмотрим все эти виды государственной поддержки подробнее.

Субсидия на открытие бизнеса для безработных

Если вы остались без работы и хотите попробовать свои силы в бизнесе, на первых порах вам может помочь субсидия от центра занятости населения в размере 58 800 рублей. Этот вид государственной помощи предоставляется безработным гражданам безвозмездно. Для того чтобы получить субсидию, вам нужно обратиться в службу занятости населения по месту прописки, встать на учет по безработице, написать и защитить бизнес-план. В некоторых центрах занятости дополнительно потребуется пройти краткое обучение азам предпринимательства и психологическое тестирование.

Лучше всего, если ваш будущий бизнес будет иметь социальную направленность и вы создадите одно или несколько рабочих мест. К примеру, займетесь изготовлением изделий народного творчества. К рассмотрению не принимаются бизнес-идеи, связанные с производством или реализацией алкоголя, открытием ломбарда, сетевым маркетингом. После защиты бизнес-плана перед комиссией и в случае его одобрения, вы заключаете договор с центром занятости о получении субсидии. Обратите внимание, регистрировать ИП или ООО следует только после заключения договора. Соблюдать такой порядок действий необходимо, поскольку договор заключается с вами, как с безработным, а не как с предпринимателем или юридическим лицом.

Расходы на оформление регистрации также компенсируются государством. Возмещение перечисляется по факту, то есть оплатить регистрацию вы должны за свой счет, после чего предоставить документы об оплате в центр занятости.

Сумма субсидии может увеличиться, если вы наймете одного или нескольких безработных, которые также зарегистрированы в этом центре занятости (+58 800 за каждого нанятого сотрудника). Эта программа действует только для ИП.

В течение трех месяцев с момента получения субсидии вы должны подтвердить, что средства израсходованы в соответствии с утвержденным бизнес-планом. Если ваш бизнес «продержится» меньше года - деньги придется вернуть государству.

Субсидия начинающим предпринимателям

На развитие бизнеса можно получить более значительную сумму - 300 000 рублей (500 000 рублей для предпринимателей Москвы). Для того чтобы вам предоставили такую субсидию, с момента регистрации вашего ИП или ООО должно пройти не менее года. Деньги выдаются после защиты бизнес-проекта, но на условиях софинансирования, то есть вы вкладываете 50-70% собственных средств, а государство компенсирует оставшуюся часть ваших затрат на развитие бизнеса. Расходовать субсидию можно на приобретение оборудования, оснащение рабочих мест, закупку сырья, оплату аренды. Еще одним условием предоставления субсидии является отсутствие у вашей компании задолженности по налогам и страховым взносам. Безвозвратные ссуды чаще всего выдаются предпринимателям, которые осуществляют социально важную деятельность - занимаются бытовым обслуживанием, работают в сфере образования, здравоохранения и т.д. За потраченные государственные средства нужно будет детально отчитаться. Узнать все подробности вы можете в органах местного самоуправления или фондах поддержки предпринимательства вашего региона.

Поручительство по кредитным и лизинговым договорам

Практически в каждом регионе есть гарантийные фонды, которые могут стать поручителями при оформлении предпринимателем кредита или заключении договора с лизинговой компанией. Такое поручительство является дополнительным преимуществом при получении займа. За услугу фонду придется заплатить 1,5-2% от суммы поручительства, которая, как правило, составляет 30-70% от суммы кредита.

Как воспользоваться помощью гарантийного фонда:

  1. На сайте фонда или по телефону выясните требования к заемщикам.
  2. Если вы им соответствуете, то уточните, какие банки являются партнерами фонда. Выберите банк, в котором хотели бы взять кредит.
  3. При обращении в банк укажите, что хотели бы, чтобы вашим поручителем выступил гарантийный фонд.
  4. Если ваша заявка на кредит одобрена банком, то далее совместно с банком вам нужно подготовить документы и заявку в гарантийный фонд.
  5. При положительном решении фонда составляется трехсторонний договор поручительства.
  6. Вы получаете кредит и оплачиваете услуги гарантийного фонда.

Гарантийный фонд должен находится в том же регионе, в котором зарегистрирован ваш бизнес.

Компенсация части процентов по кредитам

Если вы взяли кредит на развитие бизнеса в одном из российских банков, то можете компенсировать часть процентов по кредиту за счет государства. Сумма субсидии зависит от действующей ставки рефинансирования и размера кредита. Этот вид поддержки действует практически во всех регионах и распространяется на большинство видов деятельности.

Возмещение части затрат по договору лизинга

Еще один популярный вид помощи малому бизнесу от государства - компенсация части платежей по лизинговым договорам. Если вы берете в лизинг производственное оборудование или транспорт, то у вас есть возможность вернуть часть средств. Максимальный размер отличается в зависимости от региона: например, в Москве он составляет до 5 млн. рублей. Узнать все подробности вы можете в департаменте по развитию малого бизнеса или фондах поддержки предпринимательства вашего региона.

Выдача займов по сниженным ставкам

Во многих субъектах РФ существуют программы микрофинансирования малого бизнеса, которые дают возможность предпринимателям получать кредиты и краткосрочные займы на льготных условиях. Как правило, сумма займа составляет от 10 тыс. до 1 млн. рублей на срок 1-3 года. Процентная ставка варьируется от 8 до 10%. Кредиты по более низкой ставке - 5 % отдельные регионы предоставляют предпринимателям, которые работают в производственной или сельскохозяйственной сфере, оказывают бытовые услуги, то есть занимаются социально значимой деятельностью. В некоторых случаях можно получить и более крупную сумму - до 5 млн. на более длительный срок - до 5 лет.

Для получения займа обратитесь в фонд поддержки предпринимательства вашего региона. Там вам сообщат, каким требованиям должен соответствовать заемщик, какие документы и, возможно, залоговое обеспечение необходимы для получения займа. На основании предоставленных документов и залога специалисты фонда вынесут решение о выдаче или отказе в выдаче займа.

Возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках

Этот вид господдержки малого бизнеса позволит вам сократить расходы на участие в выставках и ярмарках, то есть воспользоваться возможностью представить свой товар широкой аудитории, найти клиентов и партнеров, обменяться опытом. Государство может оплатить две трети вашего участия в подобных мероприятиях - аренду и доставку оборудования, регистрационный взнос. Не возмещаются затраты на проезд, проживание и питание. Субсидия предоставляется один раз в течение текущего финансового года. Сумма субсидии - от 25 000 до 300 000 рублей, в зависимости от региона.

Налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям

С 1 января 2015 по 31 декабря 2020 года регионы имеют право на 2 года устанавливать нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрировавшихся ИП. Это касается предпринимателей на «вмененке» и патенте, которые работают в производственной, социальной, бытовой или научной сфере. К примеру, в 2016 году «налоговые каникулы» действуют в Брянской, Воронежской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Омской, Тульской и многих других областях.

Также с 2016 года в качестве антикризисных мер поддержки малого бизнеса в некоторых регионах действуют сниженные налоговые ставки для предпринимателей на УСН - от 1% и ЕНВД - от 7,5%.

Другие формы государственной поддержки малого бизнеса

Во всех регионах нашей страны проводится обучение и повышение квалификации субъектов малого бизнеса, которое включает в себя разнообразные тренинги, семинары, конференции. По любым вопросам, неизбежно возникающим и у новичков, и у тех, кто уже ведет предпринимательскую деятельность не один год, вас проконсультируют профессиональные бухгалтеры, юристы и другие специалисты. Эти услуги оказываются бесплатно.

Как узнать о мерах поддержки в своем городе?

Подробное описание мер поддержки вы найдете в Бизнес-навигаторе МСП - бесплатном ресурсе для предпринимателей. Здесь собрана база всех государственных и муниципальных организаций, которые оказывают поддержку малому и среднему бизнесу в вашем регионе.

Если после прочтения статьи у вас остались какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях.