Низкотемпературная пластичная смазка. Смазки низкотемпературные

Смазка термостойкая предназначена для защиты различных механизмов во время эксплуатации при высоких температурных значениях. Она предотвращает износ деталей в течение длительного времени и эффективна при температуре не менее 150 градусов. Большая часть оборудования на промышленных заводах и предприятиях не требует использования подобных материалов, поэтому они выпускаются в ограниченном количестве и, как правило, по заказу.

Описание

Материалы существенно отличаются от обычных смазок, в первую очередь используемым сырьем. Оно обходится намного дороже и включает в себя специальные присадки, необходимые для увеличения термостойкости, и синтетические загустители, имеющие масляную основу. Это вызвано тем, что привычные смазки неэффективны в подобных условиях и расходуются слишком быстро.

Типы

Существует множество разновидностей, среди которых стоит выделить следующие:

  • Смазка термостойкая натриевая со временем становится все менее популярной, так как она по характеристикам уступает современным вариантам, способным выдерживать больший диапазон температур.
  • Кальциевые комплексные материалы отличаются приемлемой стоимостью и обширным распространением. Изготавливаются на основе кальциевых мыл, полученных из жирных кислот, содержат загустители и дисульфид, благодаря чему имеют повышенную способность к адгезии и антифрикционные характеристики.
  • Силикагелевая термостойкая смазка для подшипников подходит для различного оборудования. Она обходится дешевле синтетических аналогов за счет нефтяной основы.
  • Пигментные составы изготавливаются из специальных загустителей и оптимально подходят для подшипников электромашин, работающих на высокой скорости.
  • Полимерные материалы обладают отличительными антифрикционными характеристиками и производятся из таких материалов, как фторопласт и полиуретан.
  • Смазка графитовая термостойкая предназначена для тихоходных элементов и сохраняет прежние характеристики при температуре более 350 градусов. Отличительными особенностями являются минимальная испаряемость, прекрасные противозадирные и технические характеристики.

Сегодня насчитывается более 30 марок термостойких смазочных материалов, которые постоянно совершенствуются и пришли на смену устаревшим продуктам.

Сфера использования

Смазка, устойчивая к нагреву, незаменима на предприятиях керамической, пекарной, бумажной и энергетической промышленности, также она обеспечивает работу подшипников в элементах транспортных и сельскохозяйственных средств, гусеничной техники. Возможно применение в механизмах и узлах, подвергающихся постоянному воздействию влаги за счет высоких водостойких характеристик. Без этих материалов невозможно представить работу замков сушильных камер, печей для обжига, подшипников вентиляторов и насосов.

За счет применения составов уменьшается нагрузка на трущиеся поверхности, что увеличивает период эксплуатации. При этом наличие специальных добавок и вязкостных характеристик обеспечивает минимальный расход. Для сохранения прежних характеристик нежелательно смешивать составы различных типов, так как каждый из них имеет определенное предназначение и свойства.

Термостойкая смазка для подшипников

Материал подразделяется по области эксплуатации, ингредиентам и консистенции. Структура может быть твердой, пластичной или жидкой. Два последних варианта представляют собой коллоидные составы, содержащие дисперсную фазу и различные добавки. Материалы пластичного типа находят свое применение в тросах с большим количеством жил, винтовых передачах, шарнирах и различных подшипниках. При их использовании следует учитывать несколько моментов, определяющих эффективность эксплуатации:

  • Возможность смешивания нескольких материалов.
  • Сочетание смазок и эксплуатационных материалов.
  • Условия применения (темп работы, нагрузка, температурный диапазон).

Твердая высокотемпературная смазка для подшипников приобретает свои свойства после испарения растворителя и обладает минимальным значением сухого трения. Она состоит из связующих веществ (смол), загустителя и растворителя. Также в состав могут входить углерод и графит.

Состав

Материалы по составу классифицируются на несколько типов:

  • Неорганические смазки производятся из высокодисперсных материалов, отличающихся стабильностью при воздействии любых температур. К их числу относятся асбестовые, графитные и силикагелевые материалы.
  • Смазка термостойкая мыльная содержит соли карбоновых кислот и дополнительно подразделяется на комплексные и простые, в зависимости от используемого мыла. Отдельной разновидностью является материал на смешанной основе. Применяемые анионы мыла определяют тип материала, который может быть жировым или синтетическим.
  • Составы на углеводородной основе содержат загустители в виде синтетических и натуральных восков, парафина и церезина.
  • Органическая смазка термостойкаяизготавливается из дисперсных термоустойчивых материалов и может иметь сажевую, пигментную и полимерную основу.

Классификация по предназначению

Существует множество областей применения составов, для того чтобы упросить выбор того или иного варианта, их подразделили на несколько типов по предназначению:

  • Канатные обеспечивают защиту от коррозии и уменьшают износ.
  • Уплотнительные позволяют достичь необходимой герметизации на подвижных и резьбовых соединениях, упрощают работу с арматурой и закрывают зазоры.
  • Консервационные предотвращают образование коррозии на стальных элементах при хранении, перевозке и эксплуатации.
  • Антифрикционные уменьшают трение смежных элементов и общий износ.

Главным предназначением подшипников является формирование движения в системах и механизмах. Но без соответствующего ухода невозможно обеспечение качественной работы и длительного срока эксплуатации. Высокотемпературная смазка для подшипников является незаменимым материалом для полноценного функционирования. Подобный состав предназначен специально для работы при высоких температурах. При использовании в других условиях он начинает густеть и кристаллизоваться.

Как выбрать

При выборе необходимо учитывать нагрузки, приходящиеся на механизм, используемые материалы и скорость вращения элементов. Структура смазки при превышении установленного предела оборотов становится слишком текучей. Из-за этого она растекается по краям, а на пересохшую внутреннюю часть детали приходится чрезмерное трение.

Предел скорости у различных механизмов варьируется в обширных пределах. Синтетические материалы оптимально подходят для агрегатов, работающих на высокой скорости. Необходимо учитывать и факторы окружающей среды, в частности воздействие пара, кислот и пыли. Для работы в условиях постоянного влияния растворителей и кислот требуются более стойкие составы.

Что нужно знать

В функции смазок входит не только минимизация трения между соприкасающимися элементами конструкции и образование защитной прослойки. Они предотвращают попадание загрязнений из окружающей среды, формирование коррозии, обеспечивают охлаждение конструкции и распределение тепла. При этом увеличивается срок эксплуатации оборудования и снижается степень повреждения при чрезмерных нагрузках.

Подшипники качения

Данная разновидность незаменима для многих типов оборудования. Для них подходят твердые, жидкие и пластичные термостойкие смазки, которые подбираются индивидуально, в зависимости от функционального назначения механизма. Также должны учитываться не только основные критерии, но и возможность применения на пищевом производстве и требования к чистоте агрегата. Помимо главных функций они должны быть экологически чистыми и обеспечивать минимальный уровень шума при работе.

Несмотря на то, что могут использоваться различные варианты с любой консистенцией, наиболее предпочтительной является жидкая смазка, за счет таких характеристик, как высокая степень отведения изношенных элементов оборудования, появляющихся при трении, и распределение тепла. Масляная структура имеет отличные проникающие свойства, но менее экономична ввиду возможной утечки состава. Этого недостатка лишены пластичные и синтетические термостойкие смазки. Они более экономичны и по своим характеристикам не уступают масляным аналогам.

Низкотемпературные смазочные материалы сохраняют однородность состава - вязкость масла или консистенцию смазки даже при предельно низких температурах.

ООО «Клюбер Лубрикейшн» предлагает смазочные материалы на зимний период. Низкотемпературные смазочные материалы, реализуемые нами, имеют все сопутствующие документы и сертификаты. Ознакомиться с товаром и осуществить покупку Вы можете на веб-ресурсе компании или сделав звонок по телефонам, предложенным в разделе «Контакты ».

Почему необходимо использовать низкотемпературные смазочные материалы

На удельную массу и ее плотность влияет температура рабочей среды. Для продуктов, эксплуатируемых при сильных морозах, характерны малые коэффициенты вязкости. Способность застывания является определяющим признаком для оценки поведения при низких температурах. Для районов с постоянными морозными условиями очень важно использовать арктические масла с соответствующей температурой застывания.

Эксплуатация различных механических агрегатов не прекращается и в холодное время года. Многие предприятия предполагают безостановочную работу. Для нормальной работы в таких условиях смазочный материал должен подходить по характеристикам, сохраняя требуемый уровень текучести и вязкости (для масел) или консистенции (для смазки). Поэтому низкотемпературное масло по своим свойствам отличается от обычных, чья вязкость существенно увеличивается при кристаллизации компонентов.

Свойства низкотемпературных смазочных материалов

К основным характеристикам таких смазочных материалов относят:

  • наличие специальных присадок, сдерживающих загустение при минусовых температурах;
  • малое содержание парафиновых углеводородов;
  • образование стойкой на разрыв масляной пленки, которая выдерживает существенные нагрузки;
  • высокий индекс вязкости.

Конечно, им также присущи все эксплуатационные характеристики пластичных смазок:

  • отличная стабильность – механическая, коллоидная и антиокислительная;
  • противозадирные и консервационные свойства;
  • термо- и водостойкость;
  • противоизносные свойства;
  • сохранение однородности состава (вязкость масла или консистенция смазки сохраняется до предельно низких температур).

Низкотемпературные масла в составе содержат загущенные полимерные добавки. Температура застывания, вяжущие характеристики таких веществ и плотность изменяются под влиянием рабочей температуры и скорости сдвига. Стандарты, устанавливающие определенную их плотность и температуру застывания, в нормативных актах и ГОСТах отсутствуют. Температура для застывания масла должна быть на 15…20 °С ниже наименьшего показателя рабочей температуры узла или детали.

Применение

Низкотемпературные смазочные материалы разработаны специально для смазывания технических устройств, работающих в условиях минусового температурного режима. Такие масла и смазки обладают отличными защитными характеристиками для работы в подобных условиях. Рабочая температура может составлять от -60 до -80 °С. Защитные свойства низкотемпературных смазочных материалов небольшие. При механическом влиянии смазочный материал может сильно разрушаться, а его показатели прочности и вязкости/консистенции уменьшаются. Поэтому нецелесообразно применять эти смазочные материалы при повышенных удельных нагрузках. Их используют в подшипниках качения и скольжения, шарнирах и для трущихся деталей в оборудовании, работающем в условиях низких температур при малых и средних мощностях. Часто такие смазочные материалы применяют в приборах, радиотехнических устройствах, в узлах автомобилей и т. д. Низкотемпературные смазочные материалы не оказывают химического влияния на металлические детали и почти не испаряются.

Температура застывания

Температура застывания – это показатель, до которого смазка не теряет своих свойств. Температура застывания смазки – косвенный коэффициент потери ее текучих качеств. В связи с тем, что прочих методов оценки их подвижности нет, температура застывания остается основным коэффициентом качественного состава.

Низкотемпературные смазки соответствуют стандарту NLGI GC-LB для смазывания подшипников (GC) и шасси (LB).

Специальное применение включает:

  • централизованную систему в оборудовании для промышленности;
  • колесные подшипники в гоночном транспорте;
  • лесное, строительное и горнопромышленное мобильное оборудование;
  • конвейеры и охлаждающие механизмы;
  • колесные подшипники и шасси больших автомобилей;
  • любое другое оборудование, технику, механизмы и агрегаты, которые эксплуатируются при широком диапазоне очень низких температур, например в Арктике.

Особенности

Низкотемпературные смазки используются при холодной зимней погоде из-за более мягкой консистенции. Их низкотемпературные свойства зависят от химического состава. Потеря подвижности смазок происходит за счет кристаллизации высокоплавких парафиновых углеводородов. Температура потери подвижности в стандартных условиях называется температурой застывания. Этот показатель условный, но им пользуются для приблизительного определения низкотемпературных свойств рабочих температур смазки. Температура эксплуатации должна быть на 20 °С выше температуры застывания смазки.

Предлагаемые на сайте низкотемпературные смазки являются эффективными и высококачественными средствами обслуживания всех точек трения в оборудовании.

Прежде всего хотелось-бы напомнить, что любая консистентная (густая) смазка состоит из трех основных компонентов:
1. Основа - минеральное или синтетическое масло, разновидностями которого являются ПАО (ПолиАльфаОлефины) и силиконовые масла.
2. Загуститель, в качестве которого чаше всего используются литиевое или кальциевое мыло, а также литиевый, бариевый или алюминиевый комплексы. Бентонитовый загуститель, обеспечивающий хорошую термостабильность, при низких температурах и для высоких оборотов малопригоден.
3. Присадки - антиокислительные, термостабилизирующие, противоизносные и EP- (Extra pressure - повышенное давление). В качестве антиизносных и EP-присадок чаще всего используют твердые частицы дисульфида молибдена, графита или тефлоновые волокна.
Определенное значение имеет также вязкость смазки, определяемая, для современных импортных смазок, по шкале NLGI с наиболее распостраненными значениями 00, 0, 1, 2, 3. В общем случае 00 - это смазка полужидкая, NLGI 2 примерно соответствует консистенции литола, а NLGI 3 - достаточно твердые смазки, ближе к парафину.
Необходимо также помнить, что смазки на основе силиконовых масел меньше густеют при низких температурах, однако при температурах положительных их несущая способность несколько ниже чем у классических смазок с EP-компонентами. Поэтому применять силиконовые смазки в тяжелонагруженных узлах и подшипниках при любых температурах необходимо с осторожностью.
Еще одним серьезным ограничением является использование в материалов, содержащих твердые остатки. Твердые частицы в разы сокращают срок службы прецизионных плунжеров насосных элементов. При невозможности отказаться от смазок содержащих дисульфид молибдена или графит необходимо учитывать повышенный износ насосных элементов и планировать их более частую замену.

Для смазки подшипников и оборудования наиболее недорогим и очевидным решением является использование простых смазок на минеральной основе с литиевым загустителем. Все они имеют нижний порог рабочей температуры от -25 до -35°C и являются смазками общего назначения, начиная с Литол-24, по цене от 60 рублей за килограмм. Несколько улучшенных аналогов для информации:
Retinax EP2 , Alvania EP2 Grease (SHELL), Energrease EP2 (British Petroleum Co.), Mobilgrease EP и Mobilux EP2 (Mobil Oil Corp.), и улучшенная смазка с литиевым комлексом и дисульфидом молибдена , имеющая рабочий дипазон от -30°C до 200°C.

Характеристики некоторых Российских и импортных низкотемпературных смазок имеющих рабочую температуру от -50°C и ниже представлены в таблице. Цены по состоянию на 15 Августа 2018 г. даны справочно по данным дилеров, исходя из курса 1 Евро=77 руб.

Температура Основа Загуститель Вязкость Цена, руб/кг курс 1 EUR=77 руб.
ЦИАТИМ-203 -50 °C до +100°С Минеральная Литиевое мыло 190.00 зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей
ЦИАТИМ-205 -60 °C до +50°С Минеральная Церезин (Органический) 430.00 Резьбовые и контактные соединения и уплотнения, работающие в агрессивных средах. Высокие водостойкость и защитные свойства.
ВНИИНП-280 -60 °C до +150°С перфторполиэфир Неорганический 26 500.00 Подшипники качения, резьбовые соединения, шпиндели, подвижные резиновые уплотнения, в т.ч. работающие в агрессивных средах
Лита -50 °C до:+100°С Минеральная Литиевое мыло 320.00 Узлы трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом. Высокая водостойкость, хорошие консервационные свойства, низкая механическая стабильность
Зимол -50 °C до +130°С Минеральная Литиевое мыло NLGI: 3 340.00 узлы трения любых типов транспортных средств и инженерной техники, эксплуатируемых в районах с особо холодным климатом. Всесезонная
МС Спорт (ВМП Авто) -50 °C до +230°С Силиконовое масло Неорганический + тефлон NLGI: 2 2500.00
ТОМФЛОН СКМ 70 -70°C до +130°С Полиэтилсилоксан Тефлон NLGI: 2 4400.00 Легконагруженные узлы и подшипники
ТОМФЛОН СК 250 -60°C до +250°С Силиконовое масло Тефлон NLGI: 2 4550.00 Легконагруженные узлы и подшипники
ADDINOL Arctic Grease XP 2 -50 °C до +140 °C. Минеральная Кальциевое мыло NLGI: 2. 920.00 Подшипники качения и скольжения, функционирующих при низких температурах.
ADDINOL Longlife Grease HS 2 -60 °C до +140 °C. Синтетическая (ПАО) Литиевый комплекс NLGI: 2. 2 150.00 Высоконагруженные подшипники качения и скольжения, функционирующие при низких температурах.
Molykote 33 medium -73°C до +180 °C Силиконовое масло Литиевое мыло NLGI: 2. 11 000.00
Molykote 33 light -73°C до +180 °C Силиконовое масло Литиевое мыло NLGI: 1 11 000.00 Умеренно быстрые обороты, легкие нагрузки
Jet Lube 33 -76°C до +204 °C. Силиконовое масло Литиевое мыло NLGI: 2. 4 940.00
Mobil Mobilith SHC 460 -40°С до 170°С. Синтетическая(ПАО) Литиевый комплекс NLGI: 1.5 1 800.00 Подшипники и оборудование, низко и среднеоборотные, тяжелонагруженные
CASTROL Optitemp TT1 (EP2) -60°С до 120°С. Синтетическая Комплексный NLGI: 1 5 100.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах.
Shell Gadus S5 V100 -50°С до +150°С. Синтетическое Литиевый комплекс NLGI: 2 2 050.00 Подшипники качения, средне и высокооборотные
KLUBER ISOFLEX® NBU 15 -40°С до 130°С. Синтетическая Бариевый комплекс 21 500.00 Высокооборотные подшипники. Скоростной фактор 1.000.000!!
Klubersynth LG 44-32 -60 °C до +130 °C. Синтетическая Литиевый комплекс NLGI: 2. 16 700.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах.
Loctite 8104 -50 °C до +200 °C. Силиконовое масло Неорганический NLGI: 2/3 7 000.00 Пищевое оборудование, пластики, низкооборотные подшипники.
Perma-Tec SF08 -50 °C до +150°С Синтетическая(ПАО) Литиевое мыло NLGI: 2 9 140.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах.
Molyslip Arvina XT2 -50 °C до +180°С Синтетическая(ПАО) Литиевый комплекс NLGI: 2 3 985.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при экстремальных температурах.

Как видно из представленной таблицы, в настоящее время существует достаточно широкий выбор низкотемпературных смазок для любого оборудования и техники, на любой вкус и кошелек. Касательно наиболее низких возможных рабочих температур, представляется что это смазки на силиконовой основе. Так в некоторых спецификациях на Molykote 33 попадается температура до -106°С, а производитель похожей смазки Jet Lube 33 ограничил нижний диапазон как -76°С, так как не смог найти испытательную камеру с более низкой температурой.

Мы надеемся, что наш небольшой технико-экономический обзор поможет специалистам, эксплуатирующим сложную технику и оборудование в условиях сильных морозов, правильно подобрать смазочные материалы и тем самым увеличить срок ее службы либо снизить расходы на эксплуатацию. Необходимо только помнить, что последнее слово на гарантийной технике всегда должно оставаться за рекомендациями инструкций ее компании производителя.
Представленный обзор не претендует на полноту охвата всех сущестующих низкотемпературных смазок. Мы всегда готовы дополнить или откорректировать эту статью, если вы аргументированно посчитаете представленную информацию неполной или неверной.

Вадим Костыгов, Директор по развитию ООО "Нордтех".