Обойма с "Цирконами": зачем России атомная подлодка пятого поколения. Ядерная энергетика и атомный подводный флот


АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» — видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf.
АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.


Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием.
Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.


Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391- в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.
Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования.
Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.

Атомная подводная лодка К-480 «Барс» (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. «Ак-Барс» СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.


Атомная подводная лодка К-317 «Пантера» (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.


К-401 «Волк» (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

К-328 «Леопард» (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.;
28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы

К-154 «Тигр» (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.

К-157 «Вепрь» (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.


К-337 «Кугуар» (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-333 «Рысь» (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-284 «Акула» (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.

К-263 «Дельфин» (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-322 «Кашалот» (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г.; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-391 «Кит», «Братск» с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-331 «Нарвал» (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-419 «Морж», «Кузбасс» с 29.01.1998 . ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-295 «Дракон», «Самара» с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.


Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа». «Чакра» (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии


Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:
- надводное ……………………………………………………………….8 140
- подводное ……………………………………………………………… 10 500
Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3
Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6
Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68
Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусный
Глубина погружения, м:
- рабочая……………………………………………………………………. 480
- предельная…………………………………………………………………. 600
Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100
Экипаж, чел…………………………………………………………………….73
Энергетическая установка:
Главные механизмы.
- тип………………………………………………………………………….АЭУ
- ППУ:
— марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01
- количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР
- тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190
— ПТУ:
- тип………………………………………………………………….блочная
- количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000
- количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200
— количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШ
Резервные источники энергии и средства движения
- количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800
- аккумуляторная установка:
- тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная
- количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК
- привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300
Скорость хода наибольшая, уз:
— надводная………………………………………………………………..10
- подводная………………………………………………………………..33
Вооружение:
Ракетное:
- тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»
— тип КРСН………………………………………………………………РК-55
- вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА
- тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»
- количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3
- боекомплект ЗР……………………………………………………………….18
Торпедное.
— количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650
- боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР
…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)
- количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533
— боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)
- система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»
Радиоэлектронное:
- БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»
- НК……………………………………………………………..«Симфония»
- КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ»
- система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»
— ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)

9 сентября 1952 г. вышло подписанное И.В. Сталиным Постановление СМ СССР о создании атомной подводной лодки (ПЛА). Общее руководство научно-исследовательскими работами и работами по проектированию объекта возлагалось на ПГУ при СМ СССР (Б.Л. Ванников, А.П. Завенягин, И.В. Курчатов), а строительство и разработка корабельной части и вооружения - на Министерство судостроительной промышленности (В.А. Малышев, Б.Г. Чиликин). Научным руководителем работ по созданию комплексной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) был назначен А.П. Александров, главным конструктором ЯЭУ – Н.А. Доллежаль, главным конструктором лодки - В.Н. Перегудов.

Для руководства работами и рассмотрения научных и конструкторских вопросов, связанных с постройкой подводной лодки, при Научно-техническом совете ПГУ была организована Секция № 8, которую возглавил В.А. Малышев. Выполнение основных работ по ЯЭУ наряду с Курчатовским институтом поручалось Лаборатории "В", а ее директор Д.И. Блохинцев был назначен заместителем научного руководителя. Постановлением Совмина на Лабораторию "В" было возложено выполнение расчетно-теоретических работ, разработка твэлов, сооружение и испытание опытного реактора подводной лодки.

Первой и важнейшей задачей стал выбор типа реактора в качестве основного источника энергии, а также общего облика энергетической установки. Сначала это были реакторы на графитовом и бериллиевом замедлителе с тепловыделяющими трубами, несущими давление, близкие по типу к строящейся тогда Первой АЭС. Несколько позднее возникли установки, у которых замедлителем была тяжелая вода. И только потом (а по тем темпам это был один месяц!) появился корпусной водо-водяной реактор.

Таким образом, уже с самого начала в Лаборатории «В» рассматривались два варианта ЯЭУ для подводных лодок: с водным теплоносителем и жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут. По инициативе А.И. Лейпунского работы по созданию транспортных ядерных установок были начаты в Лаборатории «В» еще в 1949 г.

К этому времени было известно, что в США ведутся работы по установкам двух типов: реакторы на тепловых нейтронах с водой под давлением и реакторы на промежуточных нейтронах с натриевым теплоносителем. Поэтому работы по созданию энергетических установок для атомных подводных лодок были развернуты в двух направлениях: водо-водяные реакторы и реакторы с жидкометаллическим теплоносителем.

Выбор эвтектического сплава свинец-висмут как теплоносителя для ядерных реакторов был сделан А.И. Лейпунским еще до начала развертывания работ в СССР по атомным подводным лодкам. Как вспоминает главный конструктор ЯЭУ Н.А. Доллежаль: «Этот вариант особенно поддерживал Д.И. Блохинцев , в то время директор Лаборатории «В» в Обнинске, где академик Александр Ильич Лейпунский работал над вопросами использования техники быстрых нейтронов. Его идея заключалась в том, что можно создать ядерную энергетическую установку для подводной лодки, в реакторе которой в качестве теплоносителя использовался бы жидкий металл (например, сплав свинца и висмута), и он мог нагреваться до достаточно высокой температуры без создания давления. А.И. Лейпунский был выдающимся ученым, и сомневаться в серьезности его предложений оснований не было».

Научным руководителем работ по созданию реакторов с жидкометаллическим теплоносителем был назначен А.И. Лейпунский , а после его смерти в 1972 г. – Б.Ф. Громов . Проекты серийных реакторных установок для подводных лодок разрабатывали ОКБ «Гидропресс» (г. Подольск) и ОКБМ (г. Нижний Новгород), а проекты самих кораблей – Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит».

В отличие от американцев, А.И. Лейпунский предложил и обосновал в качестве теплоносителя эвтектический сплав свинец-висмут, несмотря на его худшие теплофизические свойства в сравнении с натрием. Последующий опыт развития этих конкурирующих направлений подтвердил правильность выбора, сделанного им. (После нескольких аварий на наземном стенде-прототипе и опытной подлодке работы в США по этому направлению были прекращены.)

Одна из первых проблем возникла в самом начале работ при обосновании нейтронно-физических характеристик реактора с промежуточным спектром нейтронов, который формировался в активной зоне, из-за большой утечки нейтронов, обусловленной малыми размерами реактора и использованием бериллиевого замедлителя. А.И Лейпунский поставил перед В.А. Кузнецовым задачу создать критическую сборку, на которой можно было бы проверить методы и константы для расчета промежуточного реактора. Такая критсборка в 1954 г. была создана. Но 11 марта 1954 г., во время набора критмассы, произошел разгон реактора на мгновенных нейтронах. А.И. Лейпунский и все физики, занятые в эксперименте, были срочно госпитализированы в Москве.

Задача могла быть решена только при наличии крупномасштабных экспериментальных стендов, на которых оборудование отрабатывалось бы в условиях, близких к натурным. Поэтому в 1953 г. на базе Лаборатории «В» приступили к строительству полномасштабных стендов-прототипов ЯЭУ с водяным охлаждением (стенд 27/ВМ) и жидкометаллическим охлаждением (стенд 27/ВТ), которые были введены в эксплуатацию соответственно в 1956 и 1959 гг. Эти стенды представляли собой реакторные и турбинные отсеки атомных подводных лодок. На длительный срок они стали основной экспериментальной базой ФЭИ и Курчатовского института для отработки реакторов новых типов, равно как и базой Обнинского учебного центра ВМФ по подготовке экипажей подводных лодок.

Крейсерская атомная подводная лодка К-27 (проект 645)

Первая советская крейсерская атомная подводная лодка К-27 (проект 645) с ЯЭУ, охлаждаемой жидким металлом, в 1963 г. успешно прошла государственные испытания. В 1964 г. она совершила дальний поход в экваториальную Атлантику, во время которого (впервые в советском ВМФ) без всплытия в надводное положение прошла 12 278 миль за 1240 ходовых часов (51 сутки). Командиру лодки И.И. Гуляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Моряки дали высокую оценку ядерной энергетической установке. От Лаборатории "В" в этом уникальном походе участвовал один из создателей ЯЭУ, главный инженер стенда 27/ВТ К.И. Карих. В 1965 г. К-27 совершила второй поход, став первой советской атомной подводной лодкой, скрытно проникшей в Средиземное море.

В это время развернулось создание серии лодок второго поколения с ЯЭУ, использующей жидкометаллический теплоноситель свинец-висмут. В начале 1960-х годов в связи с созданием и выходом на боевое патрулирование в океан подводных ракетоносцев США, получивших название в западном мире «убийцы городов» (по типу выбора целей – их ракеты были нацелены на наши города), в СССР было принято решение о создании специальных противолодочных подводных лодок. Одним из пунктов программы стало задание на постройку малой скоростной автоматизированной лодки – истребителя подводных лодок, т.е. истребителя «убийц городов».

Проектирование атомной подводной лодки проекта 705 (советский шифр «Лира») началось после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР летом 1960 г. Главная задача – создание высокоманевренной, скоростной, малого водоизмещения подводной лодки с ЯЭУ, с титановым корпусом, с резким сокращением численности экипажа, с внедрением новых образцов оружия и технических средств.

Важнейшим элементом паропроизводящей установки новой лодки был ядерный реактор с теплоносителем свинец-висмут, разработанный под научным руководством ФЭИ. Тяжелая биологическая защита и невысокие параметры пара ЯЭУ с водо-водяным реактором (на тот период) приводили к большому удельному весу реакторной установки. Новый реактор с жидкометаллическим теплоносителем позволял сократить водоизмещение, диаметр прочного корпуса и длину подводной лодки, увеличить скорость подводного хода. Благодаря этому принципиальнымотличием новой паропроизводящей установки являлись компактность, блочность компоновки, высокая степень автоматизации и маневренность, хорошие экономические и массогабаритные показатели.

Атомная подводная лодка проекта 705

Особое место в освоении реакторов со свинцово-висмутовым теплоносителем заняла проблема технологии этого теплоносителя. Под этим словосочетанием понимаются методы контроля и поддержания требуемого качества теплоносителя и чистоты первого контура в ходе эксплуатации реакторной установки. Важность этой проблемы была осознана после аварии реактора на лодке К-27 в мае 1968 года. Соответствующие методы и устройства поддержания качества теплоносителя были разработаны, когда завершалось строительство запланированной серии ПЛА проектов 705 и 705К.

Первая крейсерская подводная лодка нового типа К-64 в декабре 1971 года была принята в опытную эксплуатацию. И хотя в составе флота несли боевую службу только шесть кораблей этого типа, появление в океане новой советской противолодочной субмарины наделало много шума и стало для ВМС США неприятной неожиданностью. Американские подводные стратегические ракетоносцы были поставлены в трудное тактическое положение. Малые размеры подводных лодок проекта 705, значительный диапазон глубины погружения, высокая скорость полного хода позволяли ей осуществлять маневрирование на максимальной скорости, невозможное для всех других типов подводных лодок, и даже уходить от противолодочных торпед. Корабли этого проекта за свои скоростные и маневренные качества были занесены в «Книгу рекордов Гиннеса».

«Сейчас, оглядываясь назад, - пишет главный конструктор СПМБМ «Малахит» (где разрабатывался проект лодки) Р.А. Шмаков, - следует признать, что эта лодка была проектом XXI века. Она обогнала свое время на несколько десятилетий. Поэтому не удивительно, что для многих специалистов, испытателей, личного состава ВМФ она оказалась слишком трудной в освоении и эксплуатации».

«Идея создания такой лодки, какой стала ПЛА проекта 705, - отмечает заместитель главного конструктора проекта Б.В. Григорьев, - могла реализоваться только в 1960‑х годах, когда советское общество находилось на подъеме, открывались новые направления научных исследований и разработок, а оборона страны была важнейшим государственным приоритетом.» «Атомная подводная лодка проекта 705, – по определению секретаря ЦК КПСС и министра обороны СССР Д.Ф. Устинова, – стала общенациональной задачей, стала попыткой осуществить рывок для достижения военно-технического превосходства над западным блоком».

Командиры и офицеры подводных лодок с реакторными установками, разработанными в ФЭИ, давали очень высокую оценку самой лодке и её ядерной энергетической установке, называя ее «чудо-лодкой», сильно опередившей своё время.

Сегодня можно считать общепризнанным, что в ФЭИ под руководством А.И. Лейпунского заложены основы нового направления ядерной энергетики, а также в промышленном масштабе продемонстрирована уникальная реакторная технология. Это позволило обеспечить компактность реакторной установки, что важно при создании подводных лодок ограниченного водоизмещения, обеспечить высокие маневренные качества, повысить надёжность и безопасность реакторной установки.

Большой вклад в развитие этого направления внесли А.А. Бакулевский, Б.Ф. Громов , К.И. Карих, В.А. Кузнецов, И.М. Курбатов, В.А. Малых , Г.И. Марчук , Д.М. Овечкин , Ю.И. Орлов, Д.В. Панкратов, Ю.А. Прохоров, В.Н. Степанов, В.И. Субботин , Г.И. Тошинский, А.П. Трифонов, В.В. Чекунов и многие другие.

Отец служил срочную службу на Северном флоте - на атомной подводной лодке К-21.
Решил сделать ему подарок, да и себе кругозор расширить - выяснить больше информации из разных источников и написать об этом боевом корабле.

Часть 1. Проект 627.
АПЛ К-21 относилась к проекту 627(А) «Кит».
Данные проект — это первые советские атомные подводные лодки.

В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот после США.
К проекту 627 фактически относился только головной корабль - К-3 «Ленинский Комсомол», а все последующие строились по изменённому проекту 627А.
Всего, с 1957 по 1963 годы, в строй вступили 13 субмарин, проходившие службу на Северном и Тихоокеанском флотах.


12 сентября 1952 года председатель Совета министров СССР И. В. Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» - о начале работ по созданию подводного корабля с атомным двигателем, который должен был стать ответом на строительство в США атомной подводной лодки USS Nautilus, а 3 июля 1958 г. первая советская атомная подводная лодка вышла в море.

К слову,
USS Nautilus (SSN-571) — первая в мире атомная подводная лодка, 14 июня 1952 года заложена на верфи в Гротоне.спущена на воду в США в 1954 году.
В 11:00 17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море и отправил в эфир историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идём на атомной энергии»).

3 августа 1958, пройдя в подводном положении подо льдами, Nautilus достиг Северного полюса, став первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.

Так вот, задание на проектирование корабля было выдано ленинградскому СКБ-143 (позже известному как ПКБ «Малахит»), занимавшемуся до этого проектированием скоростных подводных лодок.
По конструкции советская подводная лодка сильно отличалась от американской субмарины. На подлодке «USS Nautilus» были повторены обычные принципы дизельных подводных лодок, добавлена лишь ядерная установка, а у советской субмарины «К-3» была совершенно иная архитектура.


Часть 2. Торпеда.
В качестве заказчика первой атомной подводной лодки выступало Первое Главное управление Совета министров СССР.
В то время еще не было атомных зарядов в габаритах, приемлемых для обычных торпед, и межконтинентальных ракет, способных доставлять атомные заряды на значительные расстояния и держать потенциального противника в страхе.

Поэтому первоначально основной задачей экспериментальной АПЛ проекта 627 являлось нанесение удара по прибрежным районам вероятного противника, т. е. США суперторпедой, где мощной морской и ударной волной, другими факторами ядерного взрыва предполагалось наносить невосполнимый ущерб военной и гражданской инфраструктуре.

Для этого на АПЛ намечалась установка такой одной торпеды, при этом длина торпедного аппарата составляла более 22% от общей длины лодки.
Сама гигантская электрическая торпеда числилась как Т-15, имела калибр 1550 мм, длину более 23 метров, вес 40 тонн и термоядерным зарядом около 100 мегатонн...


Основная весовая нагрузка приходилась на мощную аккумуляторную батарею, обеспечивающую скорость торпеды 29 узлов при дальности хода до 30 километров.

Кроме полутораметровой торпеды на подводной лодке предусматривались две торпеды калибра 533 миллиметра для самообороны, расположенные в носовых торпедных аппаратах. Запасных торпед не предполагалось.

По режимным соображениям, а также с учетом сложившихся личностных отношений руководителей, торпеда Т-15 сначала разрабатывалась без участия Военно-морского флота.
О ней 6-й отдел ВМФ узнал только через проект 627 первой атомной подводной лодки.

Сведения об этой секретнейшей разработке разгласил на заре перестройки сам Сахаров.
...гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики. Друга волна накрывает западное побережье. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенные города...

Все эти гигантские цунами должны были быть вызваны не подводным землетрясением и не падением огромных метеоритов, а серией глубоководных термоядерных взрывов мощностью по 100 Мт каждый.

Смыть Америку с лица земли в 1952 году предложил Лаврентию Павловичу Берия 30-летний доктор наук Андрей Дмитриевич Сахаров. Именно тот самый академик-гуманист, сосланный в Горький после выступления против ввода советских войск в Афганистан.
И звание академика в 1953 году он получил не в последнюю очередь, за этот проект.

По его версии, подводная лодка должна была подойти на 40 км к ВМБ противника и выпустить по ней торпеду, которая должна была войти во внутреннюю бухту базы и взорваться. Но, поговорив с адмиралами, руководители проекта поняли, что при подобной тактике подводная лодка, скорее всего, была бы заведомо уничтожена на подходе к американской базе. Противолодочная оборона ВМФ США середины - конца 1950-х вряд ли пропустила бы вражескую подлодку в 50-километровую зону вокруг своей базы. Даже в мирное время вход в базу прикрывают боновые заграждения.

На самом деле тактика применения суперторпеды должна была быть совсем иной.

Подводная лодка должна была скрытно выпустить торпеду на расстоянии от берега гораздо большем, чем 40 км. И не у входа в базу, а желательно подальше от оной. Суперторпеда должна была израсходовать всю энергию аккумуляторных батарей и лечь на грунт. В военное время далее включался часовой взрыватель, срабатывавший лишь тогда, когда лодка могла гарантированно уйти на безопасное расстояние.
А в предвоенный период взрыватель торпеды мог долго (дни, недели) находиться в режиме ожидания радио-ил и гидроакустического сигнала, по которому производился подрыв заряда.
Таким образом, суперторпеда, дойдя до заранее намеченной точки, становилась донной миной.

Благодаря этой системе несколько АПЛ проекта 627 могли в предвоенный период скрытно разместить термоядерные заряды в нейтральных водах близ важнейших объектов противника.

В июле 1954 года на ознакомление с проектом торпеды Т-15 впервые были допущены военные моряки - группа специалистов под руководством контр-адмирала А.Е. Орла.
Узнав о сути затеи, моряки встали на дыбы. Было выдвинуто множество аргументов против торпеды Т-15.

Основным аргументом стало мнение гидрографов и океанологов. Те дали заключение, что рельеф дна у восточного побережья США существенно ослабит энергию волны. Побережье Мексиканского залива, равно как и тихоокеанское побережье, вообще не рассматривалось.

Кстати, не последнюю роль в принятии окончательного решения сыграла, видимо, "гуманность" советских военных.
Сахаров впослествии писал:
«Одним из первых, с кем я обсуждал этот проект, был контр-адмирал Фомин… Он был шокирован «людоедским характером» проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве.
— А. Сахаров «Космический мир»: Царь-Торпеда.

Резюмировал основные возражения со стороны ВМФ были по составу вооружения АПЛ - адмирал флота Н. Г. Кузнецов.
Он заявил, что флоту не нужна подводная лодка с этим оружием.

В 1954 году Хрущёв отказывается от этого проекта.
И постановлением СМ СССР от 26 марта 1955 года № 588-364 работы по торпеде Т-15 были прекращены.

На фоне всего этого по результатам экспертизы ВМФ было принято решение о корректировке технического проекта 627 атомной подводной лодки.
Технический проект корабля утвержден только с торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра.
Торпеду Т-15 заменили на восемь носовых торпедных аппаратов с общим боекомплектом 20 торпед.
К торпедам калибра 533 мм на момент пересмотра проекта уже были созданы ядерные заряды.

К июню 1955 года проект был завершён, и было начато строительство головного корабля - К-3 «Ленинский Комсомол», однако уже в 1956 году в проект были внесены изменения в части повышения живучести корабля, надёжности оборудования, было изменено расположения гидроакустической станции, которую расположили в нижней части носового отсека в специальном выступе.

А что торпеда?..
Хранившейся на площадке одного из цехов завода в Молотовске торпеде Т-15 чудовищных размеров вроде бы и забыли.
Боевая же часть торпеды, позже получившая шифр "изделие 202", мирно лежала на складе в Арзамасе-16.
Но тут вмешался неутомимый Н.С. Хрущев, которому приспичило сделать подарок XXII съезду и заодно показать «кузькину мать» потенциальному противнику.
В результате бомбу достали со склада, модернизировали, уменьшив ее мощность со 100 до 50мегатонн (мощность бомбы - вещь довольно условная, все зависит от способа подсчета).
А 30 октября 1961года бомбардировщик Ту-95 с высоты 11,5 км сбросил 50-мегатонную бомбу в районе пролива Маточкин Шар на Новой Земле. Знаменитая «кузькина мать» стала самым мощным в истории человечества взрывом и одновременно последним аккордом несбывшегося проекта цунами академика Сахарова."


Макет суперторпеды калибра 1550 миллиметров долго хранился на Севмашпредприятии в Северодвинске, а затем был утилизирован...

Часть 3 (для технарей). Конструкция.
Первая подводная лодка проекта 627 вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля.
Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А.

В процессе строительства внедрялись значительные усовершенствования, в основном в направлении повышения надёжности главной энергетической установки.

Корпус
В отличие от «Наутилуса», имевшего традиционную штевневую форму носа, проект 627 получил более оптимизированную для подводного хода скруглённую элипсовидную форму носовой оконечности.
На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения ГАС в носовой части и выраженным хвостовым оперением.
Два винта располагались в горизонтальной плоскости.

Силовая установка
С целью повышения надёжности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Основой энергетической системы стали два водо-водяных атомных реактора ВМ-А, показавших себя весьма ненадёжными, особенно в части трубопроводов первого контура, имевших значительную протяжённость. Возросшая скорость подводного хода обусловила применение систем автоматизации: для стабилизации курса по направлению использовалась система «Курс», а для стабилизации по глубине — система «Стрела».

Размещение экипажа
Обеспечение нормальной работы экипажа в условиях длительного пребывания под водой без контакта с атмосферой и в соседстве с работающими атомными реакторами стало важной проблемой.
Для её решения была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции, однако используемый в ней пожароопасный способ рециркуляции кислорода и поглощения углекислого газа стал источником частых проблем и нескольких катастрофических пожаров, в частности К-8 погибла именно в результате возгорания патронов системы регенерации воздуха.

Характерные обтекаемые обводы легкого корпуса, ограждения рубки и выступающих частей стали впоследствии отличительной чертой, своеобразной «визитной карточкой» подводных лодок, спроектированных СКБ-143.


Прочный корпус подводной лодки разделялся на девять отсеков.

Носовые отсеки:
I-носовой торпедный
II-аккумуляторный
III-отсек центрального поста
IV-отсек вспомогательного оборудования

Атомная энергетическая установка (АЭУ), включавшая два реактора с парогенераторами и столько же турбозубатых агрегатов, размещалась в V (реакторном) и VI (турбинном) отсеках. Реакторы паропроизводящей установки марки ВМ-А водо-водяного типа устанавливались последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля, а парогенераторы располагались побортно от них (на левом борту — парогенераторы носового реактора, на правом — кормового).
Отсеки АЭУ оборудовали средствами биологической защиты, которые в сочетании со специально разработанными мерами должны были обеспечивать радиационную безопасность на корабле.
Принятая схема размещения АЭУ в средней по длине части корпуса облегчала дифферентовку и позволяла выделить в нос и корму от помещений, занятых энергоустановкой, отсеки, в которых находились жилые помещения экипажа и боевые посты.

В VII—электромеханическом отсеке размещались вспомогательные гребные электродвигатели, обеспечивавшие движение со скоростями до 8 уз, в VIII и IX — жилые помещения и оборудование судовых систем.

АПЛ проекта 627 вооружалась достаточно совершенными для своего времени средствами наблюдения, связи и навигации.
Гидроакустическое вооружение включало гидроакустическую станцию (ГАС) «Арктика», обеспечивавшую обнаружение целей и определение их координат в режимах эхо- и шумопеленгования, ГАС обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи «Свет», шумопеленгаторную станцию «Марс-16КП» и гидролокационную станцию обнаружения подводных препятствий «Луч».

Особенностью ГАС «Арктика» на АПЛ проекта 627 являлось размещение её антенны в носовой части ограждения рубки, а также наличие режима автоматического сопровождения шумящих целей, который значительно повышал качество выработки данных для торпедной стрельбы.


В состав радиолокационного вооружения входили станция обнаружения надводных целей и управления торпедной стрельбой «Призма» и станция обнаружения работающих РЛС «Накат».

Средства радиосвязи состояли из комплектов приемной и передающей аппаратуры. Они обеспечивали прием радиограмм, передаваемых с береговых командных пунктов, в том числе в длинноволновом диапазоне на малых глубинах, а также двустороннюю связь в диапазонах длинных и коротких волн с БКП, кораблями и самолетами ВМФ.

Штурманское вооружение дополнили специально разработанным навигационным комплексом «Плутон», обеспечивавшим кораблевождение и использование торпедного оружия при плавании в пределах 80 градусов северной и южной широт.

Для обеспечения кораблевождения впервые использвалось автоматическое управление по курсу и глубине с помощью стабилизаторов «Курс» и «Стрела», впоследствии хорошо зарекомендовавших себя, особенно при движении на повышенных скоростях

В целях повышения акустической скрытности использовались механизмы с пониженными виброшумовыми характеристиками, основное оборудование амортизировалось, применялись вибро- демпфирующие покрытия, корпус облицовывался противогидролокационным покрытием, устанавливались малошумные гребные винты и др.


Вооружение
Торпедное вооружение АПЛ проекта 627 имело высокие боевые характеристики.
Основным вооружением АПЛ проекта 627А стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед, лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями.
В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами.
В этом проекте впервые в СССР была реализована возможность осуществления стрельб с глубин до 100 метров, управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Торий».
Головной корабль кроме носовых ТА имел два кормовых торпедных аппарата калибра 406 мм. На серийных кораблях кормовые аппараты не устанавливались.



Внедрение атомной энергетики в подводное кораблестроение означало коренное изменение боевых качеств ПЛ.
Из «ныряющих» подводные лодки превратились в подлинно подводные корабли, способные действовать независимо от атмосферного воздуха и состояния водной поверхности.
Открылся принципиально новый путь качественного повышения боевых возможностей ПЛ, в первую очередь их скрытности.
В результате перехода на атомную энергетику, создания ракетного оружия, прогресса радио-электронных средств наблюдения и связи в конце 50-х — начале 60-х годов сложились условия для выхода ПЛ, как класса боевых кораблей, из кризиса, в котором они оказались в конце второй мировой войны вследствие количественного и качественного усиления противолодочных сил.

Вместе с тем испытания опытной АПЛ К-3 показали, что новая техника еще недостаточно отработана и надежна.
Основной проблемой первых советских АПЛ, доставившей наибольшие хлопоты морякам и корабелам, стало обеспечение надежной работы парогенераторов АЭУ.
Дело в том, что, как правило, через несколько сот часов работы в трубных пучках парогенераторов образовывались неплотности (трещины), через которые вода первого контура проникала во второй, вызывая в нем повышение радиоактивности.
Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом.
Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи».

Часть 4. Тринадцать кораблей.
АПЛ проекта 627(А) состояли на службе в течение около 30 лет — с 1960 по 1990-е годы. Они входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов и активно участвовали в несении боевой службы, отправляясь в дальние боевые походы в любых широтах, в том числе производили всплытия близ Северного полюса, ходили в тропические широты, совершали кругосветные походы.
Ниже фото наших лодок с самолетов НАТО:

В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота К-3 "Ленинский комсомол" совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса.
Спустя год после похода К-3, во второй половине сентября 1963 года, ПЛ К-181 под командованием капитана 2 ранга Ю. А. Сысоева совершила новый арктический поход и 29 сентября всплыла точно в географической точке Северного полюса.
На льду были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР.
Эта АПЛ стала первым кораблем ВМФ, в мирное время удостоенным ордена Красного Знамени.


К сожалению, служба, АПЛ проекта 627А не обошлась без потерь. 8 апреля 1970 года на борту К-8, находившейся в районе к юго-западу от Британских островов, возник пожар. От отравления угарным газом погибли 30 моряков. Через прогоревшие уплотнения внутрь прочного корпуса стала поступать забортная вода.
Несмотря на бушующее пламя вблизи пульта управления ядерной энергетической установкой находящиеся в нем офицеры обеспечили полное “глушение” ядерных реакторов, предотвратив тем самым возможность развития радиационной катастрофы у берегов Западной Европы. Эти мужественные офицеры одними из первых погибли на боевом посту, до конца выполнив свой долг.
Несмотря на принятые меры, в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года в условиях восьмибалльного шторма АПЛ затонула. Находившиеся на борту ее командир капитан 2 ранга В. Б. Бессонов и 21 член экипажа, до последней минуты боровшиеся за жизнь корабля, погибли.
Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Впоследствии В. Б. Бессонову присвоили звание Героя Советского Союза.
На фото К-8 на второй день пожара. Снимок с американского самолета-разведчика.

Широкую огласку получил инцидент с К-159 - последней лодки из серии «Ленинского Комсомола, затонувшей во время буксировки к месту длительного хранения.
В августе 2003 года во время буксировки из Гремихи на утилизацию она утонула. Это произошло в трех милях от берега.
Ночью во время шторма от лодки оторвались понтоны, которые удерживали ее на плаву.
Вместе с К-159 погиб почти весь экипаж - из десяти моряков выжил только один.
На фото - АПЛ незадолго до трагедии.

01 июля 2013 года исполнилось 55 лет со дня подъема Военно-Морского флага на первой советской атомной подводной лодке «К-3».
В 1991 году она выведена из состава Северного флота. Затем, по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ "Малахит" разработан проект переоборудования в плавучий музей.
На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия "Нерпа" в ожидании своей участи. ..
По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, а корпусу скоро будет уже 55 лет.

Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты атомарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек».

По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955—1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность.

Все подводные лодки проекта 627А, кроме погибшей К-8 сперва были выведены в резерв, начиная с 1989 года, а затем, в 1992 году, были списаны...


Созданные в небывало короткие сроки атомные ПЛ первого поколения явились достойным вкладом в обеспечение обороноспособности страны.
Они с честью пронесли военно-морской флаг через все океаны.
Вместе с флотом, К-3 и ее младшие сестры — ПЛ усовершенствованного проекта 627А. прошли славный путь, вписав яркую страницу в историю Советского Военно-морского Флота.

Часть 5. "Папина" лодка. Характеристики и история корабля.
К-21 — советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит», заводской № 284.

Подводная лодка унаследовала имя от одноименной крейсерской дизель-электрической подводной лодки «К-21» Северного флота, которая потопила 17 фашистских транспортов и боевых кораблей и атаковала знаменитый Тирпиц в 1942 году.

Порт приписки: Западная Лица, Гремиха
Спуск на воду: 18 июня 1961
Выведен из состава флота: 1991

Основные характеристики:
Тип корабля: ПЛАТ
Обозначение проекта: 627А «Кит»
Разработчик проекта: СКБ № 143
Главный конструктор: В.Н.Перегудов
Классификация НАТО: November
Скорость (надводная): 15,5 узлов
Скорость (подводная): 30 узлов
Предельная глубина погружения: 300 метров
Автономность плавания: 50-60 суток
Экипаж: 104 человек (30 Офицеров)

Размеры:
Водоизмещение надводное: 3 065 тонн
Водоизмещение подводное: 4 750 тонн
Длина наибольшая (по КВЛ): 107,4 метра
Ширина корпуса наиб:. 7,9 метра
Средняя осадка (по КВЛ): 5,65 метр
Силовая установка:
Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность: 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

Вооружение:
Торпедно-минное вооружение: 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм, 20 торпед


Заложена 2 апреля 1960 года на стапеле цеха №42 Северного машиностроительного предприятия.
Спущена на воду 18 июня 1961 года.
С 22 января по 30 августа 1961 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов.
Заводские ходовые испытания проводились в период с 12 по 16 сентября 1961 года. Государственные испытания проходили с 21 сентября по 31 октября 1961 года.
31 октября 1961 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний ПЛА «К-21».

Включена в состав Северного флота в ноябре 1961 года, зачислена в состав 3-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице.
Первым командиром ПЛА «К-21» был назначен капитан 2 ранга Чернавин В.Н.

Всего до конца 1961 года ПЛА «К-21» прошла 5906 морских миль, из них 3524 морские мили в подводном положении.
В период с 24 марта по 14 мая 1962 года лодка совершила 51-суточный боевой поход, пройдя 10 124 морских мили, включая 8 648 морских миль в подводном положении.
Это плавание считается первым походом советской ПЛА на полную автономность.
Для обеспечения похода ПЛА «К-3» к Северному полюсу в 1962 году ПЛА «К-21» осуществляла мероприятия по проведению ледовой разведки под водой. При проведении ледовой разведки производились стрельбы боевыми торпедами.

С 23 апреля по 21 мая 1964 года ПЛА «К-21» совершила боевой поход в Норвежское море и Северную Атлантику по плану учений "Ограда". В 1965 году лодка несла боевую службу в Баренцевом море.

В 1965 году лодка вернулась на «Звездочку» для среднего ремонта и модернизации, которые были завершены в 1966 года.

В кампанию 1967 — 1970 годов (в этот же период на ней и служил мой отец. ) «К-21» произвела 3 автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 170 суток.
В 1968 году по итогам года экипаж АПЛ (командир - кап.1р. Каширский В.А.) завоевал 1-е место на СФ по выполнению задач разведки.

В период с 1973 года по 1975 год лодка прошла очередной ремонт с перезарядкой активных зон реакторов.

В 1975 году переведена в состав 17-й дивизии подводных лодок с местом базирования в Гремихе.

В кампанию 1976 — 1980 годов ПЛА «К-21» была в 4 автономных походах на боевую службу общей продолжительностью 200 суток.
С 1983 года по 1985 год лодка проходила средний ремонт.
В период с 1986 года по 1991 год ПЛА отрабатывала задачи боевой подготовки в море и на базе.


Всего с момента спуска на воду ПЛА «К-21» прошла 190 831 морских миль за 22 932 ходовых часов.

19 апреля 1991 года лодка была списана и выведена из боевого состава ВМФ.


По состоянию на 2002 год находилась на хранении на базе Гремиха.
В настоящее время утилизирована...

Командиры:

1.капитан 2 ранга Чернавин Владимир Николаевич — (03.1959 г. — 08.1962 г.)
Стоит сказать несколько слов о нем отдельно.
Чернавин был в числе первопроходцев, осваивавших подводные атомоходы. Был командиром еще строящейся атомной подводной лодки «К-21». АПЛ вошла в состав 3-й дивизии 1-й флотилии АПЛ Северного флота (Западная Лица). В 1962 году эта подводная лодка под его командованием впервые в отечественном флоте совершила автономное плавание продолжительностью 50 суток, и пройдя подо льдами Арктики, отработала методику подлёдного плавания, всплытия в полынье.
С 1 июля 1977 года - командующим Краснознамённым Северным флотом.
За большой вклад в повышение боевой готовности сил флота и умелое руководство ими в сложных условиях Мирового океана, личное мужество, проявленное в сложных и ответственных океанских походах, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1981 года адмиралу Чернавину Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
29 ноября 1985 года адмирал флота Чернавин В.Н. назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом - заместителем Министра обороны СССР.
После распада СССР адмирал флота Чернавин В.Н. с февраля 1992 года - Главнокомандующий ВМФ Объединённых Вооружённых Сил Содружества независимых государств (СНГ).

С 14 января 1992 года - дня учреждения Межрегиональной общественной организации «Союз моряков-подводников Военно-Морского Флота Российской Федерации», адмирал флота Чернавин В.Н. является её бессменным председателем.

2.Павлов А.И. (1962-1965)
3. Каширский В.А. (1965-1969). Кстати, именно он воглавлял общее командование операцией по поиску следов подводной лодки К-8 в Бискайском заливе в 1970 году.

4. Тарасов А.М. (1976-1978)
5. Фирсов Г.Н. (1979-1981)
6. Аристархов А.Г. (1981-1982)
7. Гриценко А.И. (1982-1983-1985)

В числе служивших на корабле был Кибиткин Виктор Максимович, командир дивизиона живучести ПЛА «К-21», он рассказывал:
После окончания училища меня назначили командиром турбинной группы на АПЛ «К-21», когда кораблём командовал А.И. Павлов, а затем В.А. Каширский - известные подводники в военно-морском флоте, уважаемые командиры. Лодка считалась одной из лучших в составе 3-й дивизии.
Первый командир «К-21» В.Н. Чернавин стал первым из подводников Главнокомандующим Военно-морским флотом страны и Адмиралом флота.
Я прослужил на «К-21» с августа 1963 по декабрь 1969 года. С должности командира дивизиона живучести был назначен помощником начальника ЭМС по живучести 3-й дивизии.
Не многие знают, что путь к Северному полюсу для АПЛ «К-3» проторила в 1962 году «К-21».
Специалисты, с которыми мне довелось служить на АПЛ «К-21», были мастерами своего дела, беззаветно преданными Родине и флоту.
Служба на АПЛ - тяжелейшее и сложнейшее испытание для людей и техники.

На корабле также служил замполит экипажа Волков Михаил Дмитриевич.
В 1973 г. он в звании капитана 2 ранга ушел в запас. В 1980 года перебирался в Иваново, где жила в то время его мать. Там он вплотную занимался литературной работой. С 1974 года стихи Михаила Волкова печатались во многих газетах, в журнале «Советский моряк», в альманахах «На страже Родины» и «Полярное сияние», в коллективных сборниках и антологиях.
За годы профессионального литературного труда издал сборник стихов «Глубина», книгу «Морской узел», адресованную детям, книги рассказов «На румбе - Полярная звезда», посвященная боевому походу АПЛ "К-21", ее экипажу и командиру капитану I ранга Владимиру Каширскому и «Прыжок».
Уже посмертно его жене Л.И. Щасной в 2005 году удалось издать сборник стихов Михаила Волкова «Океан над головой». Это название придумал сам Волков. Именно так называется второй раздел его книги «Морской узел».


Мичманом лодки был некто Штурмин, который ходил вместе с Луниным на его "К-21", атаковавшей Тирпиц. Он воспитывал моряков в лучших традициях советского подводного флота.

В заключении

Служба атомных подводных лодок проекта 627А сопровождалась огромными успехами, но были и трагедии.
Это было, к сожалению, неизбежной платой за освоение нового (трагедий с человеческими жертвами не избежали также ни американские, ни китайские подводники-атомники).
В нынешней России подводникам уделено мало внимания, достаточно сказать, что в этом году 19 марта, объявленном государственным праздником - Днем подводника, лишь один из четырех общефедеральных телеканалов в восемь утра вскользь упомянул о памятной дате.
Зато через двое суток все телеканалы с помпой рассказывали о всероссийском празднике - Дне таксиста.
Каждый народ отмечает тот праздник, который заслуживает...

Существует одна непреложная истина, которую свято чтят верховные главнокомандующие всех ведущих Военно-Морских держав (Англии, Германии, США), в этих государствах подводники — элита нации.
в Советском Союзе тоже были два кратковременных периода, когда подводников считали гордостью своего народа. Это годы Великой Отечественной Войны с 1941 — 1945 гг. и первый самый опасный период холодной войны с 1961 по 1965 год.
И не случайно, что первым героем Советского Союза, получившим это высокое звание, через 13 лет после окончания войны стал первый командир «К-3», капитан первого ранга Л.Г.Осипенко. Вторым, как известно, был первый космонавт Юрий Гагарин.

Я искренне надеюсь, что прекрасные традиции подводного флота не исчезнут в наше нелегкое время.
Что моряков-подводников не перестанут уважать и ценить их нужный и нелегкий труд.
Слава Подводному флоту России!!!


* * *
Мы высот не берем,
Мы штурмуем глубины.
Мировой Океан
Навалился на спины.
Мировой Океан...
В дружбе мы не случайны,
Мы раскроем твои
Вековечные тайны.

Те глубины сродни
Безымянным высотам,
Что в бою покорялись
Отчаянным ротам.
С неизвестной судьбой
Мы один на один,
Нелегко нам даются
Высоты глубин ...
Волков М.Д. 1992г.

Которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров — уничтожение ударных авианосных групп противника.

Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России . Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.

С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс» . Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.

Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами . Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.

Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95 , была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

МОСКВА, 20 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Высокие скрытность и автономность, топовое радиоэлектронное оборудование и мощнейший комплекс ударного вооружения с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами "Циркон". Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев в среду планирует ознакомиться с аванпроектом перспективной атомной подлодки пятого поколения "Хаски", разработанным Петербургским морским бюро машиностроения "Малахит". Ожидается, что в будущем именно эта субмарина станет преемницей многоцелевых "Щук" и "Ясеней", стоящих сегодня на вооружении флота. О том, чем будет интересна "Хаски", — в материале РИА Новости.

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Аванпроект АПЛ "Хаски" вскоре представят главкому ВМФ. Предполагается, что субмарину, строительство которой запланировано на 2018-2025 годы, вооружат гиперзвуковыми крылатыми ракетами.

Пока на стапелях "Севмаша" высятся корпуса новых "Ясеней", а Центр судоремонта "Звездочка" модернизирует советские "Щуки-Б", на флоте и в отрасли прекрасно понимают: пора смотреть чуть дальше, за горизонт. Проектирование многоцелевой АПЛ пятого поколения идет полным ходом. Научно-исследовательская работа по проекту завершится в 2018-м, при этом средства на строительство уже заложены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы.

Гиперзвуковой арсенал

Судостроительные предприятия готовы заняться новой лодкой сразу же после достройки серии "Ясеней". По словам заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Виктора Бурсука, первую "Хаски" заложат в 2023-2024 годах. Достроить и сдать ее флоту планируется на рубеже 2030-го. Даже по тем обрывочным данным, которые появляются в открытом доступе, очевидно, что засекреченный проект с научно-технической точки зрения будет революционным.

По сведениям из открытых источников, "главным калибром" новейшей российской субмарины станет "Циркон" — ударный корабельный ракетный комплекс 3К-22 с гиперзвуковой крылатой ракетой 3М22, испытания которого уже ведутся. Созданием комплекса занимаются специалисты подмосковного предприятия "НПО машиностроения". Как и в случае с самой лодкой, работы по "Циркону" носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета будет способна разогнаться до 5-10 Махов и доставать цели на дальностях 300-500 километров. Для сравнения: сейчас на вооружении ВМФ России стоят противокорабельные ракеты со скоростями максимум 2-2,5 Маха.

"Угрозы против нас все плотнее, ярче и опаснее, — подчеркивает адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом. — Надо чем-то отвечать. Я сторонник симбиоза, чтобы многоцелевая лодка была максимально универсальной. Она должна обладать надежной системой обнаружения и системой применения оружия. Особенно на дальних расстояниях. Кроме того, нужно уметь получать целеуказания не только с собственных средств, но и из космоса или, к примеру, от авиации".

Проект АПЛ пятого поколения "Хаски"


По оценкам ряда зарубежных и российских экспертов, "Цирконы" способны одним своим появлением на вооружении российского ВМФ поставить жирное многоточие под Военно-морской доктриной Вашингтона, основанной на применении авианосных ударных групп. В частности, обозреватель издания National Interest Себастьян Роблин считает "Цирконы" гораздо более опасными ракетами, чем советские "Граниты", которые по классификации НАТО именуются как Shipwreck ("Кораблекрушение").

Как отмечает Комоедов, с распадом СССР глобальный баланс сил в Мировом океане серьезно изменился, причем отнюдь не в пользу России. Если Советский Союз еще мог противопоставить авианосным ударным группам США подводные атомные крейсера "Антей" и дальнюю морскую ракетоносную авиацию, то сейчас сдерживающих аргументов почти не осталось. По мнению Комоедова, отечественный флот нуждается в новых многоцелевых АПЛ, причем вооруженных не дозвуковыми "Калибрами", а мощными сверхзвуковыми ПКР.

"Дозвуковая ракета наблюдается и дальше, и дольше, — сказал адмирал РИА Новости. — И значит, воздействовать по ней проще. Если таких подводных лодок не будет или их будет мало, то мы не сможем провести ни отдельную морскую операцию, ни создать группировку для борьбы с авианосцами. Глубина обороны авианосца в океане — 1500 километров. На переходе они надежно прикрыты под водой, над водой и в воздухе. В Атлантике и Тихом океане у США полное господство, а у нас там, к сожалению, негде даже чалки бросить".

Тихая и с роботами

Пожалуй, ключевым отличием "Хаски" от атомоходов предыдущих поколений станет беспрецедентно низкая акустическая заметность. По словам Бурсука, в этом смысле новая лодка переиграет "Ясени" и "Щуки" как минимум в два раза. Хотя они считаются едва ли не самыми тихими в мире. В частности, на "Щуках" применена система двухкаскадной амортизации — все "шумящие" внутренние механизмы установлены на амортизированных фундаментах, блоки и агрегаты отделены от корпуса лодки специальными резинокордными пневматическими амортизаторами. А принятый на вооружение в 1996 году усовершенствованный "Вепрь" имеет активные системы уменьшения вибрации энергоустановки. В НАТО ее прозвали Akula-2. Новые "Ясени" шумят и того меньше.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе.

Стоит отметить, что многие современные автоматизированные комплексы российские конструкторы начали отрабатывать уже на субмаринах четвертого поколения. К примеру, численность экипажа новой АПЛ проекта 885А "Ясень-М" — всего 64 человека против 100-120 у американских многоцелевых "Сивулфов" и "Вирджиний". Предположительно, экипаж "Хаски" еще сократят.

Чтобы добиться снижения стоимости серийных кораблей, уже на этапе ОКР закладываются серьезные возможности по унификации. В первую очередь — за счет широкого применения конструктивных решений и технологий, отработанных на других проектах, в том числе при создании лодок стратегического назначения.

Атомные многоцелевые

Строить АПЛ пятого поколения начнут после сдачи серии из семи многоцелевых подлодок проекта 885 "Ясень", которые планируется ввести в боевой состав ВМФ до 2023 года. Головная АПЛ "Северодвинск" уже в строю. Второй корабль — "Казань" — спущен на воду и проходит испытания. Флоту его передадут в 2018-м. В отличие от "Северодвинска", "Казань" построена по усовершенствованному проекту "Ясень-М" (885М). На вооружении — мины, торпеды 533 миллиметра, крылатые ракеты "Калибр-ПЛ" и более мощные П-800 "Оникс", предназначенные для ударов по крупным надводным целям.

"Мировая война сегодня маловероятна, — убежден член Морской коллегии при правительстве, экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. — А вот вероятность региональных конфликтов, вроде Сирии, достаточно высока. И с учетом этого стратегического прогноза многоцелевые подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами различных модификаций, имеют колоссальное значение. Ведь они могут работать не только по земле, но и по надводным целям. Вот взять тот же "Ясень": прекрасная лодка, чистый XXI век. В ней есть все, что нужно. Я бы мечтал на такой послужить".

Согласно Военно-морской доктрине России, именно эти субмарины станут главным ударным ядром многоцелевых подводных сил флота вплоть до поступления первых "Хаски". Также командование пока не спешит списывать многоцелевые лодки проекта 971 "Щука-Б" и подводные ракетные крейсеры проекта 949А "Антей". Они исправно несут службу на Северном и Тихоокеанском флотах.

По мнению адмирала, время грандиозных морских баталий и дуэлей линкоров безвозвратно кануло в прошлое, уступив место новой стратегии применения сил флота. Сейчас самое ценное качество боевых и кораблей и их оружия — универсальность. "Носители универсальных крылатых ракет — сегодня крайне необходимая составляющая при строительстве ВМФ", — подчеркнул Попов в беседе с РИА Новости.

По данным, приведенным в докладе Международного института стратегических исследований (IISS) The Military Balance, сегодня в атомную многоцелевую подводную группировку России входят один "Ясень", 11 "Щук", пять "Антеев", две АПЛ "Кондор" проекта 945А и три — проекта 671РТМ ("Щука" второго поколения). Несколько лодок 971-го проекта сейчас проходят глубокую модернизацию с перевооружением на крылатые ракеты "Калибр-ПЛ". Также до 2025-го планируется обновить четыре "Антея", вооруженных мощными, но устаревшими противокорабельными ракетами П-700 "Гранит". С лодок снимут пусковые установки "Гранитов" и вместо них установят оборудование под современные "Калибры" и "Ониксы". Реставрацией "Антеев" займется петербургское ЦКБ "Рубин".

Таким образом, можно ожидать, что первые "Хаски" подводный атомный многоцелевой флот встретит уже в обновленном и заметно помолодевшем составе.

© Фото: СЕВМАШ Подводная лодка проекта "Ясень-М"