Армянская народная сказка: ремесло дороже золота. Армянская народная сказка

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь)

Тема блудного сына – всевременная, вечная. Она, пожалуй, одна из самых популярных тем в мировой культуре и одна из самых древних.

Известно, что сюжет с ушедшим из дому и обитавшим на чужбине, а затем вернувшимся в отчий дом сыном начинается в древних вавилонских текстах и в греческих папирусах. Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк.: 15:11-32). В Евангелии притча, которую рассказывает Иисус Христос, имеет в основном метафорический смысл – драма греха, покаяния и прощения, но есть в этом рассказе и непосредственный житейский сюжет, обыкновенная семейная драма, которая повторяется из века в век, из страны в страну, она трогает сегодня точно так же, как трогала сердца первых слушателей, потому что, в сущности, нет ничего нового под солнцем.

К этой теме много раз обращались и писатели, и поэты, и художники – она неисчерпаема.

Но здесь мы говорим только о живописи, поэтому вспомним, что до Рембрандта этот сюжет привлекал и Дюрера, и Босха, и Рубенса, и Луку Лейденского, и… Впрочем, пора обратиться к картине Рембрандта.

Сюжет картины

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (около 1666-1699). Холст, масло. 260х203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Всё-таки сначала надо познакомиться с притчей (тем, конечно, кто с ней ещё не знаком). Потому что без этого трудно даже начинать разговор о сюжете самой картины. Итак, притча.

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Мы не видим лица блудного сына, но весь его облик говорит о том, что этот человек довольно настрадался за время своих похождений: потрёпанная одежда, истоптанные туфли, бритая голова… Он не замечает, что одна туфля упала – он весь охвачен чувством раскаяния и радостью встречи с отцом. Художник выделяет светом именно эти две фигуры, самые главные в сюжете, всё остальное видится не очень чётко, даже свидетели сцены прощения.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь картины)

Хотя фигура справа написана почти так же ярко, как и основные герои. Видимо, поэтому некоторые исследователи считают, что это старший сын. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Во-первых, на его лице мы видим сочувствие ко всему происходящему, а в притче старший сын выражает совсем другие чувства. Во-вторых, согласно притче, старший сын узнаёт о возвращении младшего, когда пришёл с поля, где он работал и, в соответствии с этим, должен был быть в рабочей одежде – на картине же он изображён в дорожном плаще.

Существуют и другие версии: например, что в этом образе Рембрандт изобразил себя. Но не будем гадать, ведь на картине изображены, помимо сына и отца, ещё четыре загадочных персонажа. Кто они, художник не разъяснил.

История создания картины

Рембрандт написал картину «Возвращение блудного сына» в последние годы своей жизни. Но это не единственная его работа на данный сюжет. Картину датируют 1666-1669 годами, хотя некоторые считают эти даты спорными, но ещё в 1635 г. он создаёт полотно «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»). Это известный автопортрет художника с женой Саскией, на котором он изобразил себя и её героями библейской притчи о блудном сыне. Эта картина находится в Дрезденской галерее.

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло, 161х131. Галерея старых мастеров, Дрезден

Вспомним этот эпизод из Евангелия от Луки: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

Роль блудного сына на картине Рембрандт поручил себе. Он элегантно одет в камзол со шпагой, на голове – шляпа с пером, правой рукой он высоко поднимает хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския в роли блудницы, также в богатом наряде. Блюдо с павлином на столе – символ тщеславия.

Рембрандт «Возвращение блудного сына». Офорт на бумаге, 12, 9х13,5 см. Государственный музей, Амстердам

Затем к этой теме художник возвращается год спустя, создав офорт «Возвращение блудного сына», и только 31 год спустя окончательно приступит к своей самой большой картине на религиозную тему – «Возвращение блудного сына».

Как эта картина попала в Россию?

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын купил её по поручению Екатерины II для Эрмитажа в 1766 г. у Андре д’Ансезена, последнего герцога де Кадруса. А он, в свою очередь, унаследовал картину от своей жены, дед которой, Шарль Кольбер, выполнял в Голландии дипломатические поручения Людовика XIV и там, скорее всего, приобрёл её.

Мы начали нашу статью с того, что тема блудного сына всевременная и вечная. Этим же и закончим. И проиллюстрируем заключительным кадром фильма А. Тарковского «Солярис» – возвращение блудного Криса Кельвина к отцу.

Кадр из фильма «Солярис»

РЕМЕСЛО ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Армянская сказка

Жил некогда богатый царь. Он часто тайком от назиров и везиров одевался в рубище нищего и ходил странствовать по городам и селам, послушать, что о нем говорит народ.

Как-то раз в одном селе царь встретил девушку, такую красивую, что кто бы ни видел ее - говорил: ни пить, ни есть, на нее смотреть.

Царь вернулся к себе во дворец и сказал своим назирам и везирам:

В такой-то деревне живет прекрасная девушка. Пойдите к ней и скажите, что царь хочет на ней жениться.

Назиры и везиры отправились в ту деревню, нашли дом девушки и тоже восхитились ее красотой. Сказали они отцу и матери девушки, что царь очарован их дочерью и хочет на ней жениться.

Отец девушки был бедный крестьянин. Не поверил он, что царь удостоил его дочь такой чести. Но люди царя убедили его, и тогда он сказал:

Мы слуги царя, как он прикажет, так и будет. - И обратился к дочери: - Дочь моя, царь послал своих назиров-везиров свататься за тебя. Что им ответить?

Девушка спросила:

А какое у царя ремесло?

Что ты, дочь моя, ума лишилась?! Какое у царя может быть ремесло? Он владеет миром, что захочет - сделает, а мы все - его слуги.

Нет, мой муж должен владеть каким-нибудь ремеслом, иначе я за него замуж не пойду.

Пошли назиры-везиры, передали царю ответ девушки. Удивился царь, но ничего не поделаешь, ради девушки решил выучиться ремеслу.

Выбрал он самое легкое ремесло - стал учиться ткать ковры.

Овладев этим ремеслом, царь соткал для своей невесты красивый ковер.

Распрощалась она с отцом и матерью и с назирами и везирами отправилась в царский дворец.

Царь семь дней и семь ночей свадьбу справлял. Поженились они и стали жить в почестях и славе.

Прошел не то год, не то два, и снова царь в одежде нищего стал обходить свои города и села, решив узнать, что о нем говорит народ.

Вот раз во время одного из таких странствий царь попал в руки разбойников, которые, узнав о его ремесле, не убили его, а продали богатому купцу.

Купец запер царя в темную каморку, дал ему шерсти, чтобы он ее растрепал и соткал ковер. Царь соткал ковер, да такой красивый, подобного которому не было во всем мире.

Увидев этот ковер, жена купца сказала мужу:

Пусть он выткет большой ковер. Отнесешь его в подарок царю, а он авось в долгу не останется.

Купец пошел в каморку к ткачу и сказал ему:

Хочу сделать царю подарок. Вытки ковер, да только смотри, чтобы в целом свете такого не было. И чтоб он был величиной с царский зал, ни на волос не больше и не меньше. Не снести тебе головы, если не выполнишь моих условий. Царь, услышав это, очень обрадовался, а длину и ширину своего зала он хорошо знал. И соткал он такой ковер, какой требовал хозяин. А в углу ковра выткал буквы (так чтоб только одна царица могла прочитать), что попал он в беду и просит освободить его.

Купец остался доволен работой и понес ковер в царский дворец.

Назиры и везиры дали знать царице о принесенном подарке. Царица расстелила ковер, увидела, что он ни на волос не больше и не меньше комнаты, удивилась очень, осмотрела весь ковер и в одном углу увидела буквы. Прочитав надпись и узнав, что случилось е ее мужем, царица побледнела. Царь и прежде ходил по стране недели, месяцы и годы, но никогда ему и в голову не приходило, что может его постигнуть такая участь. Царица тотчас повелела привести того, кто соткал этот ко- вер, целым и невредимым во дворец.

Назиры и везиры отправились с купцом к нему домой, зашли в темную каморку, но царь очень изменился, и они его не узнали. Ткача повели в баню, искупали, нарядили в новые одежды и отвели в царский дворец. А купец наставлял его, как вести себя во дворце, как стоять и кланяться.

Когда царь вошел в палату, царица тотчас же бросилась к нему. Обнялись они, поцеловались.

Правду говорят, жена, - сказал царь, - что ремесло дороже золота.