Гжель — от XVII века до наших дней. История возникновения гжели История росписи гжель

Изготавливаемые в этих краях превосходные изделия из фарфора, покрытые росписью на белом фоне, называют гжелью.

История возникновения гжели имеет глубокие корни. Первые письменные свидетельства о гжели были найдены в письменных изданиях за 1339 г . Данные источники являлись духовной грамотой, которая принадлежала Ивану Даниловичу Калите. По данным найденных источников Гжель считалась одной из прибыльных волостей и принадлежала великим московским князьям и царям.

Примерно в XVI в. мастера-гжельцы привозили в Москву оставшиеся запасы домашней , а в Яузскую слободу привозили гончарам глину . Иные мастера оставались работать в этих краях. А также любили они посещать и местные ярмарки. Именно на ярмарках они знакомились с живописными изделиями других мастеров России и других стран. Таким образом, и сформировался со временем так называемый гжельский крестьянский слой населения.

Примерно в 1800 в с. Володино, братья Куликовы обнаружили смесь беловой фаянсовой массы. В связи, с чем примерно в 1800-1804 гг.. здесь был открыт первый завод по производству фарфоровых изделий.
В 70 — 80 гг.. XVIII в. гжель становится российским центром изготовления высокохудожественной майолики.
Но помимо завода, существовало много и народных мастеров, которые с раннего утра до позднего вечера трудились в собственных мастерских, создавая истинные фарфоровые шедевры. Работа каждого мастера отличалась своеобразным гжельским почерком, накопленным опытом и знаниями, собственным кругозором и мировоззрением.

В середине XVIII в. гжельские фарфоровые изделия стали приобретать популярность практически во всех уголках России . А конец XVIII в. ознаменовался расцветом гжельской майолики; большую известность получили такие изделия местных мастеров, как кувшины, квасники, кумганы. Привлекает внимание и изготавливаемая в те времена гжельская и майоликовая посуда с изображением не только пейзажей природы, но и с изображением людей, а также юмористических жизненных сюжетов.

В течение столетий мастера-гжельцы создавали непревзойденные по красоте росписи и изразцы для украшения печей и каминов. Более 500 образцов росписей насчитывает богатая коллекция Эрмитажа.
В конце XVIII в. и в течение XIX в. получило бурное развитие и изготовление простого фаянса или так называемого полуфаянса.

А классическим цветом фаянса стал считаться синий цвет . Именно росписи синим цветом, пришли на смену контурным изображениям с полихромной краской. Оказывается, синяя краска прекрасно соединяется с глазурью в отличие от других видов краски, а при обжиге уменьшается степень выхода брака. Сияющий насыщенный цвет способен сохранить красоту и изыск росписи на долгие годы.

Первое Гжельское Товарищество было образовано в 1972 г. в процессе объединения 6 малых цехов.
Ассортимент керамических фарфоровых изделий весьма разнообразен: фарфоровая майоликовая посуда, фарфоровые игрушки, израцы и плитки, фарфоровые сосуды, фарфоровые статуэтки и т. д.

И пo сeй день, гжельские умельцы продолжают создавать превосходные художественные шедевры из фарфора . Используя опыт наших предков, и вкладывая собственный труд, мастера создают неподражаемые изделия фарфорового искусства, стирая временную грань столетий.

Елена Улимова

Фарфоровые чайники,подсвечники,часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье -Гжель .

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную,что сердцу так мила,

Кисть мастера на глину легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

ЕЕ трава шелковая,ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения!

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай! «Если птицей взмыть над Гжелью ,увидишь : на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.


Если кротом порыться в земле,узнаешь : земли гжельские тощи , для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.

И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает,не выдерживает захожий :

Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка ? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там.

Но гжельцы замахают на чужака руками,договорить не дадут - все в один голос :

О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.

И замолчит чужак, и невдомёк ему : как это люди глиной кормятся?»

А. В. Перегудов «В те далекие годы»


Что такое Гжель .

Край фарфорового чуда,

А кругом него – леса…

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки , расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель» , т. е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т. ч. и в (о) Гжели . Старообрядцы там живут и до сих пор.


Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским» . Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине-белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами . Такое я увидела в первый раз.

Гжель – название народного «сине-белого » промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся , кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения) : Трошкво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно,что правильно говорить : поехать не «в Гжель » , а «во Гжель » .

Гжельская волость в к . 18в.в одной из ревизских сказок описывалась так : «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»

Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.


История промысла.

Начиналось всё с глины.Сама природа одарила эту местность : здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу» . Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины» . Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка» ; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка» , которая используется для изготовления фарфора и фаянса.


Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг,положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит : молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.


Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков» , «писарих» , а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «ф-а-абрику» открывали.


Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой» . Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.

В 17в. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!


В 18в. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины ,писал : «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская , которой ни где не видел я белизною превосходнее».Так и повелось : при Петре I тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину , из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

Ну а что крестьяне? В 19в. одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла ! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было : 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди» ! Жизнь кипела!

Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели, «капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» . Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п.Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.


Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда –

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса.

Гжельская роза . «Азбука мазков» .

Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной , посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола : каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза .

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера , не стесняясь новой синей моды , для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди, желтая (соли сурьмы, вишнёвая (соли марганца) . Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка» .

У гжельцев есть свои секреты , как, скажем розу, сделать именно гжельской розой .

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели .

* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба ».

** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми» . Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета .

*** «Мазок с тенями» . Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники . Давайте нарисуем розу.


ужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски , т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку ;


школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна : стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н. И. Бессарабова

*** А. Б. Салтыков «Азбука мазков»

Русские мастера в течение сотен лет демонстрировали свой талант в различных промыслах и ремеслах, ведь чего только стоит художественная роспись посуды, подносов и другой кухонной утвари, представленная во всевозможных техниках. По этой причине в старших классах нередко готовят доклады, раскрывающие особенности и виды определенного мастерства, наглядным примером чего может стать сообщение о гжели.

Основные понятия и история возникновения

Роспись гжель известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за его пределами. Нежные узоры бледно-голубого и насыщенного синего цвета, нанесенные на тонкий белоснежный фарфор или керамику, стали популярны во всем мире, ведь посуда и другие изделия, украшенные в этой технике, идеально вписываются практически в любой интерьер. Подобное удовольствие стоит немалых денег, как и многий другой народный промысел, в основе которого лежит ручная работа.

Название техники имеет прибалтийские корни, но она берет свои истоки из одноименной русской деревни, расположенной в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название росписи может происходить от прусского слова, дословно переводящегося как «кустарник». Что касается истории возникновения промысла гжель, то сегодня известны следующие факты:

  • Первое упоминание о регионе, который со временем стал крупнейшим центром гончарного искусства, датируется 1328 годом, однако тогда там было развито другое ремесленничество.
  • Ситуация изменилась лишь в XVII столетии, когда в 1663 году по приказу русского царя Алексея началась массовая добыча местной глины, именуемой гжельской. На тот момент основное предназначение сырья сводилось к изготовлению различных сосудов для аптечного дела и алхимии. Девственную белизну материала для выпекания фарфора отмечал и знаменитый русский ученый Ломоносов, который писал, что во всем свете ему нет равных.
  • К середине следующего столетия гжель получила широкое применение, используясь для изготовления посуды, штучных печных изразцов и даже игрушек, тысячные партии которых вывозились в Москву и другие крупные города. Но все изменилось после того, как местные мастера начали делать майолику с особым упором на кувшины и прочие сосуды для жидкости. Незатейливые узоры и сюжеты с ироническим подтекстом настолько полюбились и прижились в народе, что гжель приобрела другое значение.
  • К 1812 году на месте деревни выросло 25 предприятий, специализирующихся на производстве посуды, изготовленной по особой технологии. На сохранившихся до наших времен игрушках и другой продукции можно было увидеть подписи лучших мастеров того времени. В качестве узоров была использована тематика флоры и фауны, представленная в виде трав, цветов, диковинных птиц, лошадок и прочих подобных элементов.
  • Чуть ранее в другой подмосковной деревне Минино была обнаружена глина светло-серого цвета, которая впоследствии стала использоваться для изготовления более доступного по цене материала, именуемого полуфаянсом. Получаемое сырье обладало меньшей прочностью, чем фаянс, и было довольно грубым. Кроме того, в ту пору мастера не ограничивались одной только синей краской, используя и другие яркие оттенки, а также специальные кисти для их нанесения. Со временем в деревне Володино удалось найти белую глину для изготовления фаянса более высокого качества.
  • Начало производства фарфоровой гжели было положено на фабрике Куликова. Ее основатель был настоящим фанатом своего дела, обучаясь ему на другом заводе в Перово. Он работал сам, наняв себе в помощники несколько гончаров. Чуть позже они украли секрет его технологии, открыв свои предприятия по производству фарфоровой гжели.
  • Расцвет промысла пришелся на начало XIX века, когда создавались лучшие образцы за всю историю его существования. Однако уже во второй половине столетия заводы приходят в упадок, и все производство сосредотачивается в руках одного мастера Кузнецова. После революции его фабрики переходят в народное хозяйство, после чего ремесло фактически перестало существовать.
  • К счастью, его удалось возродить, пусть и не в былых масштабах. Восстановление началось в середине прошлого века, и совсем недавно легендарное ремесло отметило свой 670-летний юбилей.

    Виды и особенности гжели

    Гжель сегодня - это не просто посуда, печная облицовка или декор, а самая настоящая роскошь, позволить себе которую могут немногие. Тем не менее спрос на подобную продукцию не падает, и сегодня даже открываются частные художественные мастерские, глубоко изучающие эту область без претензий на оригинальность. Можно пойти на обучающие курсы и мастер-классы, дабы ознакомиться с основными орнаментами, применяемыми в промысле, и поупражняться в росписи тарелок, поэтапно осваивая технику.

    Ключевые направления

    Ознакомившись с тем, где появилось старинное мастерство, стоит углубиться в изучение его особенностей. Сейчас известно три основных вида гжели, которые сменяли друг друга в зависимости от используемого сырья и других обстоятельств. В этот перечень входят:

  • Майолика с применением нетрадиционных для более поздней гжели оттенков.
  • Полуфаянс.
  • Фарфор, который можно условно разделить на продукцию, выпускаемую до 1940 года и после него.
  • Все перечисленные образцы росписи гжель отличались не только техникой нанесения и узорами, но и используемым материалом, а также составом применяемой для художественной росписи основы. Первые два вида промысла были актуальны в период с XVIII по XIX столетие, хотя внешне они практически не были похожи между собой.

    Для производства майолики использовалась белоснежная глина, готовые изделия из которой расписывались желтым, зеленым, голубым и графитовым цветом. Совершенно другой была и техника, а также ключевые элементы гжельской росписи полуфаянса, где по большей части задействовался наивный стиль с присущими ему орнаментами, ягодами, листвой, птицами, домиками и сюжетными картинками.

    Сырье использовалось для изготовления трех основных групп товаров : дешевой посуды, дорогих сосудов, зачастую применяющихся для украшения дома, а также небольших статуэток, сувениров и игрушек. Окрашивание по технологии майолики производилось по жидкой эмали с поэтапной прорисовкой темного контура основных элементов и дальнейшей их цветной заливкой. Запекание обеспечивало прочность не только посуды, но и ее покрытия, поэтому мастерам приходилось действовать предельно точно из-за невозможности исправления ошибок.

    Постепенно менялась и форма изготавливаемой продукции. Она становилась более вычурной под воздействием моды на барокко, а после возвращалась к изначальному примитивизму, поскольку хромало качество основного сырья. К примеру, изделия из полуфаянса, в основе которых лежала серая глина, отличались простотой форм, самыми простыми элементами росписи и более бледными красками (как правило, использовался только голубой цвет). Объяснялось это хрупкостью материала, а также его чрезмерной пористостью и грубостью, если проводить сравнение с белыми глинами.

    Гжельский фарфор, выпущенный до 40-х годов прошлого века, также мало походил на более поздние образцы, включая те, что можно встретить сейчас. Для его изготовления использовали тонкую вычурную лепнину и самые сложные элементы росписи, в основе которых лежали желтый, красный, зеленый, голубой, коричневый, розовый и даже золотой цвет.

    После 40-х гг. дорогой императорский фарфор с ручной лепкой, обжигом и росписью уступил место так называемому штампованному продукту, хотя и его выпуск был ограничен в самом скором времени из-за охватившего Россию кризиса. Низкое качество сырья пытались компенсировать краской полихромного типа. После войны даже было выдвинуто предложение о возрождении майолики, которое было отвергнуто из-за сложности технологии. В итоге было принято решение изготавливать толстостенную посуду, покрытую одноцветной синей росписью.

    Цвета и мотивы

    После 40-х годов начали открываться мастерские, предназначенные для обучения новых специалистов искусству рисования в технике гжель. Авторами узоров стали известные художники Наталья Бессарабова и Александр Салтыков. Именно они стояли у истоков возрождения промысла, разработав методическое пособие, раскрывающее секреты работы тонкой и широкой кистью по фарфору. Рисование в технике гжель делится на три основных типа:

  • Кобальтовая надглазурная роспись с золотыми или платиновыми элементами, применяемая для украшения дорогих сервизов и считающаяся одной из самых сложных.
  • Белая роспись на глухом кобальтовом фоне, обеспечивающая зеркальный эффект. Готовые изделия получаются более яркими, поэтому их производство требует особого подхода.
  • Золотая или платиновая окантовка на самом тонком и изящном костяном фарфоре с небольшими кобальтовыми элементами. Сервизы, расписанные в такой технике, представляют собой настоящее чудо, выполнить которое под силу далеко не каждому мастеру.
  • В основе техники лежит исключительно ручная работа с применением всех кобальтовых оттенков (более 20 разных видов), а также белого и других цветов, что актуально для майолики (на белом фоне желтые, зеленые, синие и вишневые узоры). Если же говорить об инструментах, то необходимый для росписи набор поражает своей простотой, состоя из стеклышек для смешивания и разбавления красок, кистей с натуральным ворсом разной толщины, шпателей, а также баночки, в которой готовится кобальтовая окись.

    Для нанесения оригинального орнамента существует целая азбука, в основе которой лежит мазок-капелька, чаще всего применяемый для отображения листьев, ягод и цветочных лепестков, и обратный мазок, подразумевающий переход от более темного и насыщенного тона к максимально светлому. Наиболее узнаваемыми узорами гжельской техники являются:

    • роза, выполненная крупными мазками;
    • птица с широко расставленными крыльями.

    Выбор рисунка напрямую зависит от формы, так как он должен идеально «сесть» на основу. Именно он оживляет ее, делая холодный фарфор объемным и живым.

    Составление сообщения о технике

    Гжельская роспись - очень интересная тема, которая обязательно запомнится ценителям народного творчества и любителям домашнего уюта, так как абсолютное большинство продукции предназначено для использования в быту и украшения интерьеров. Но если доклад о промысле приходится составлять ребенку, то необходимо адаптировать рассказ под школьную аудиторию, дополнив его наглядыми рисунками, фотографиями или даже оригинальными образцами. Текст лучше всего составлять в соответствии со следующим планом:

  • Вступление, состоящее из нескольких предложений. Оно должно кратко описывать технику и ее роль в народном хозяйстве.
  • Основной текст, который принято условно разбивать на несколько частей. Сначала можно рассказать о том, где находится родина промысла, а также указать ее основные достопримечательности. В следующей части обязательно нужно поведать об истории развития ремесла и дать его описание, подкрепив приведенную информацию интересными фактами.
  • Истинным богатством народа является культура: ценности, которые можно назвать традициями, творчеством, народным искусством. Они всегда будут истоками современной культуры – колористика и дизайн, декоративное урбанистическое оформление и бытовое всегда черпают идеи из народного искусства. Русская гжель: история возникновения промысла, развитие ремесла, особенности об это вы узнаете из нашей статьи.

    Как появилась гжель? Зарождение

    Если отъехать 60 км от Москвы, вы окажетесь в Раменском районе. В его составе 27 деревень, объединенных в единый гжельский культурный район. Одна из деревень так и называется – Гжель. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться.

    Деревни занимающиеся ремеслом Гжели

    А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались .

    Получается, что истинный возраст промысла неизвестен. Но как минимум 700 лет гжельские мастера работают над созданием , статуэток, различных . Вся работа ведется строго вручную, машинной росписи нет.
    Гжель – история возникновения промысла (конспективно):

    • 11-13 века. В старинном подмосковном районе, который и назывался Гжель, местным жителям не удавалось добиться успехов в земледелии. Пахари трудились день и ночь, но земля так и не становилась поистине кормилицей. А все из-за того, что вместо чернозема здесь были залежи высококачественной белой глины. Нашли это богатое место аптекари, посуду из ценной белой глины они использовали в своих медицинских нуждах.
    • Начало 14 столетия. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло. Речь не идет еще о бренде с мировой известностью, гжельском фарфоре, но изделия в конкурентной среде того времени были знамениты на всю округу.
    • Начало 18 века. Большая слава приходит к региональному промыслу. И хоть мелкие кустарные артели быстро превращаются в большие предприятия, развитие промысла не ведет к механизации росписи: изделия по-прежнему расписывают вручную.
    • 1972 год. Появляется Первое Гжельское Товарищество (в него вошли 6 малых цехов). Народный промысел продолжает развиваться и сегодня. Гжель не осталась в ранге самобытного творчества предков, она существует как отдельное направление росписи, узнаваемое и востребованное.

    Те, кто никогда не видел изящного гжельского фарфора (а такие есть), наверняка видели картинки с принтом в гжельском стиле, наряды с узнаваемыми сине-белыми элементами, и даже пластиковую посуду.

    Развитие ремесла

    Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с и мастеров из других регионов страны.

    Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной . Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали в домашних мастерских.

    Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.

    Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.

    Другие краски при обжиге давали больше брака. Можно было бы придумать легенду о выборе синей цветовой доминанты, но о том, как появилась «та самая гжель», рассказать без этого прозаического исторического факта не получится.

    Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.

    И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.

    Гжельская роспись сегодня

    А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
    А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.

    Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так становилось для человека линией жизни.

    Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.

    Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

    Вконтакте

    Галина Мутина

    Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе .

    Тема : «Знакомство с историей гжельской росписи . Роспись чайника ».

    Цель : Развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту; научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи .

    Задачи :

    - познакомить с гжельской росписью в сине-голубой гамме;

    Учить детей рисовать гжельские узоры передавая характерные элементы росписи («бордюры» - волнистые линии с точками, «веточки» , «капельки» и др.);

    Закреплять умение рисовать акварелью, учить рисовать концом кисти;

    Учить приему размывания цвета;

    Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

    Материалы : презентация «Голубая сказка» , фоновая музыка «Гусли» , наглядный материал, изделия гжельских мастеров , листы для рисования с изображением чайника и контура гжельских узоров , акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

    Ход занятия:

    1. Сюрпризный момент.

    Ребята к вам в гости пришел поросенок. Рассмотрите его, какой он необычный весь в красивых узорах. Из чего он сделан? (дети предполагают (глина, керамика, после дать потрогать) .Назовите какими цветами он раскрашен? (белый фон, синий, голубой) . какие узоры? (цветы) Ребята это не обычный поросенок этого поросенка сделали гжельские мастера .

    2. Знакомство с историей гжели , гжельской росписи .

    (дети садятся на коврики перед проектором) Просмотр презентации «Голубая сказка» . Вы посмотрели презентацию. О каком народном промысле вы узнали? (ответы детей)

    Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится знаменитое своими мастерами село Гжель . Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью . Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель » .

    Сине –голубые розы, листья, птицы.

    Увидев вас впервые, каждый удивится.

    Чудо на фарфоре-синяя купель.

    Это называется просто роспись гжель .

    Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера . (просмотр наглядного материала – изделия гжельских мастеров )

    «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель » - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики : игрушки, посуду, сувениры.

    Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись . Это стало выделять гжель среди других промыслов.

    Давайте вспомним. Как произошло слово «гжель » ? Какие цвета используют для создания гжели ? (ответы детей)

    Физкультурная минутка (изобразить)

    Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

    Синими цветочками, нежными виточками.

    На белом фарфоре, как на заснеженном поле.

    Из под белого снежочка растут синие цветочки.

    Неужели, неужели вы не слышали о Гжели .

    Ребята,отгадайте загадку :

    Он пыхтит, как паровоз,

    Важно кверху держит нос.

    Пошумит, остепенится -

    Пригласит чайку напиться.

    (ответы детей) Молодцы, правильно, чайник .

    Ребята поросенок узнал, что вы очень любите рисовать, и он вам принес раскраски гжельского чайника . А еще наш поросенок волшебник он знает заклинание, которое превратит вас в гжельских подмастерьев .

    Если мы глаза закроем мы волшебный мир откроем.

    Раз, два, три, четыре, пять вы художники опять.

    (дети закрывают глаза. Воспитатель одевает фартук и берет художника) Теперь вы ученики, подмастерье, а я ваш гжельский мастер . Предлагаю вам научиться раскрашивать элементами гжельских узоров . (дети садятся за столы)

    3. Показ элементов гжельской росписи .

    Наиболее часто среди цветов гжельской росписи встречается роза , иногда её лепестки. А также такие элементы как завитки, спиральные завитки. Рисовать розу мы будем с вами приемом размывания цвета. Концом кисти обводим контур розы темно-синей краской. Затем чистой влажной кистью постепенно «размываем» цвет, в результате получается «объёмный» цветок сине-голубого цвета. (наглядный показ воспитателя с комментариями) .

    Когда мы рисуем концом кисти какие получаются линии? (тонкие линии- ответы детей) . Этим способом вы будете рисовать спиральные завитки. Вот так (показ) .

    А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? (ответы детей) широкие полосы получаются, когда рисуют боковой стороной ворса (показ) .

    Посмотрите, сейчас кисть прижимаю сильно, а теперь слабо. Что вы замечаете (ответы детей (если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет. А если слабее, то светлый оттенок). А если мы прикладываем кисть плашмя получится мазок, а из них можно нарисовать цветы и листья.

    4. Работа детей у доски. (один ребенок)

    Ребята, кто хочет попробовать нарисовать элементы у доски.

    5. Роспись чайника в стиле гжель . Продуктивная деятельность. И так теперь вы приступайте. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась я включу вам музыку «Гусли» .

    6. Выставка детских работ.

    Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочные красивые узоры и это при том что в росписи использовали всего один цвет –синий.

    Какие элементы гжельских узоров вы узнали ? Понравилось ли вам наше занятие? А сейчас снова мы глаза закроем и подсматривать не будем, и опять в одно мгновенье станем мы опять детьми. Конец занятия.