Корпоративный налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент

Государствен­ный и корпоративный налоговый менеджмент охватывают три вза­имодействующие сферы:

1) налоговое прогнозирование (планирование);

2) налоговое регулирование;

3) налоговый контроль.

Государственный налоговый менеджмент (ГНМ). Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью примене­ния санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уров­ней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обяза­тельств.

Государственный прогноз положен в основу нало­говой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оп­тимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Общая цель государственного налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. К методам налогового регулирования относятся налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.

Государственный контроль обязывает организации правильно формировать налоговую базу и точно рассчитывать налоги и сборы.

Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) - это выработка и оцен­ка управленческих решений исходя из целевых установок организа­ции и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использо­вания всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рам­ках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том чис­ле путем снижения налогов.

Внутренний налоговый контроль - это первичный контроль, осуще­ствляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достовер­ности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление на­логовых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

11.2 Налоговое планирование на предприятиях

Последовательность налого­вого планирования состоит из восьми процедур.

1. Формиро­вание налогового поля . Определяются основные налоги, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, харак­теризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (пара­метров):


Источник платежа (статья расходов);

Бухгалтерская проводка;

Налогооблагаемая база;

Ставка налога;

Сроки уплаты;

Пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

Реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;

Льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все пре­доставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использова­ния льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законода­тельства формируется система договорных отношений (договорное поле ).
В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется
планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа,
возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с
точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент
подготовки документов, т. е. еще до того как она будет заключена.

3.Подбираются типичные хозяйственные операции , которые пред­стоит выполнять предприятию.

4.Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, дого­ворных и хозяйственных наработок.

5.Выбираются наилучшие варианты , которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйствен­ных операций, который служит основой ведения финансового и налого­вого учета.

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуще­ствляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размеще­ние активов и прибыли предприятия.

8.Определяются альтернативные способы учетной политики орга­низации.

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организации. Зачастую, от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависят судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности стороны организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и тому подобное), что результаты четко организованного корпоративного налогового менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Эта значимость выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятии всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации.

Корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности на предприятии все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой.

Управление налогами охватывает ту часть финансов, которая относится к обязательным и безэквивалентным платежам. Возникают отношения по поводу организации налоговой системы и осуществления денежного потока в бюджеты разных уровней, которые можно рассматривать через призму бюджетных взаимоотношений. При этом можно выделить несколько субъектов финансовых отношений; разумеется, ключевую роль играют два из них - государство и налогоплательщики. Связано это с тем, что налоги являются преимущественно выражением отношений собственности, а экономические процессы государства не тождественны интересам налогоплательщиков.

С этих позиций необходимо различать управление налогами на государственном уровне и на уровне экономических субъектов. Однако здесь применима концепция налогового менеджмента как дифференцированного целого, то есть органического единения двух противодействующих видов налогового менеджмента. Иными словами, налоговый менеджмент в первую очередь может характеризоваться в организационном плане.

Корпоративный налоговый менеджмент - это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов.

В настоящее время корпоративный налоговый менеджмент ограничен целями и задачами государственной бюджетной и налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методов формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье и так далее.

В число общих функций управления, присущих любой социально-экономической системе, входят анализ, планирование, организация, учет, контроль и регулирование. Поэтому корпоративный налоговый менеджмент охватывает три взаимодействующие сферы:

1. организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

2. налоговое прогнозирование (планирование);

3. налоговое регулирование;

4. налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле - это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком - это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на предприятии ООО «Антей Плюс» занимается бухгалтерия. В ее обязанности входит:

Разработка и обоснование применения эффективного налогового режима;

Создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;

Разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета;

Осуществление корпоративного налогового планирования;

Осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения организации;

Своевременное и полное предоставление документации налоговым органам;

Осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам и тому подобное).

Государственный контроль положен в основу государственной налоговой политики; цель его - формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рамках разработки, как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его - оптимизация финансов, в том числе путем снижения налогов. Налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, но и оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организаций закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например, инвестирование средств, создание филиала, выход на новый рынок и тому подобное, должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента, как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль, неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Общая цель налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. Достижение этой цели обеспечивается сочетанием различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка от уплаты налога, рассрочка налогового платежа), а также синтезом их со всеми методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифы, регулирование денежного обращения и другое).

В рамках реализации общей цели особое значение имеют налоговые льготы и налоговые санкции. Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и как следствие - эффективность налоговой политики.

Характерным является то, что методы налогового регулирования должны в обязательном порядке учитывать законодательные положения, определяющие различные аспекты налогового производства и ответственность за их нарушения. Кроме того, сюда включается широкий спектр методов косвенного воздействия на проведение субъектов налогообложения, стимулирующих принятие ими решений, полезных обществу (например, через применение упрощенной системы налогообложения).

Налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности исчисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов). Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Государственный контроль как элемент воздействия на хозяйствующие субъекты обязывает их правильно формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства. Контроль в ООО «Антей Плюс» призван обеспечивать достоверность учета налогооблагаемых объектов, уплачиваемых в бюджет налогов. А также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Корпоративный налоговый менеджмент - это составная часть управления финансами экономического субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование - необходимая составляющая финансово-экономической деятельности субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Основной целью налогоплательщика должно являться не противодействие фискальной системе государства, а собственно высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты, в том числе и ООО «Антей Плюс», всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль. А это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогообложения.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15% чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровня налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Налоговое бремя ООО «Антей Плюс» за 3 предшествующих года составляет в среднем 16% от чистого дохода организации. Так, в 2006 году оно составило - 16%; в 2007 году - 17%; в 2008 году - 16%, то есть удельный вес налогов в общей доле прибыли распределяется практически равномерно.

Осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и соответствующее увеличение объема децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость.

Как и менеджмент вообще налоговый менеджмент — это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.

Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с . Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель — максимизация ценности фирмы. Концептуальная цель финансового менеджмента достигается посредством осуществления шести его стратегических направлений:

  • управление выручкой;
  • контроль ;
  • управление ликвидностью;
  • управление ;
  • управление ;
  • управление внебалансовой деятельностью.

Таким образом, управление налогами — одно из стратегических направлений финансового менеджмента.

Финансовый менеджер принимает решения трех видов:

  • об инвестициях, определяющих размер и структуру активов фирмы (И);
  • о финансировании, т. е. о том, как привлечь необходимые для инвестирования средства (Ф);
  • о дивидендах (Д).

Эти решения определяют, максимизируется ли ценность фирмы (Ц) . Целевую функцию финансового менеджмента можно представить следующим образом:

mах Ц=f(И, Ф, Д).

Налоги учитываются при принятии финансовым менеджером любых решений, особенно если речь идет о налоге на прибыль (решение, касающееся нормы выплаты дивидендов). Уровнем объявленного дохода, в частности чистой прибылью (после уплаты налогов, платежей по займам, выплаты дивидендов по привилегированным акциям) в расчете на одну обыкновенную акцию, определяется курс акций. В упрощенной форме это выглядит как:

КА t =Ц/ДхЧПА,

  • где КА t -текущий (для периода t) курс акций;
  • Ц/Д -отраслевой коэффициент, характеризующий отношение цены акции к доходу на нее;
  • ЧПА -чистая прибыль на обыкновенную акцию фирмы.

Чтобы максимизировать курс акций, менеджерам нужно максимизировать ЧПА, т. е. поток наличности, или минимизировать налоги.

Чистая, т. е. за минусом налогов, прибыль как результат налогового менеджмента определяет эффективность финансового менеджмента. В мировой практике для оценки эффективности финансового менеджмента используется показатель экономической добавленной стоимости (economic value added, EVA-ЭДС). В системе национальных счетов добавленная стоимость рассчитывается как разность между стоимостью производства, выраженной в рыночных ценах, и затратами производителя на промежуточное потребление. Добавленная стоимость на уровне отдельной фирмы состоит из заработной платы, ренты, процента и прибыли.

ЭДС определяется как:

ЭДС=(r — k)хK,

  • где r -прибыль на капитал (чистая прибыль в процентах к средствам акционеров);
  • k -доля инвестированного капитала;
  • K -средний совокупный капитал.

То, что налоговый менеджмент есть часть финансового менеджмента, отражается и на функциях налогового менеджмента. Сущность менеджмента проявляется в выполняемых им функциях планирования, организации, мотивации и контроля. В процессе их осуществления находят свое выражение также финансовая (распределительная, контрольная) и налоговая (фискальная, регулирующая) функции.

См.также: См.также:

При окончательном выборе места базирования компании учитывается не только абсолютный уровень налогов, но и другие особенности налогового законодательства, возможность безналогового перевода доходов из одной отрасли в другую, условия существующих налоговых соглашений и т. д. К примеру, при равном уровне ставки корпорационного налога в США и Нидерландах для американских владельцев патентов выгоднее передавать их по лицензиям американским же фирмам через организуемые ими компании в Нидерландах и их филиалы на нидерландских Антильских островах (так называемый «голландский сэндвич»): экономия возникает по причине безналогового перевода доходов в США, так как доходы нерезидентов от продажи патентов, ноу-хау и т. п. в Нидерландах не облагаются налогом.

Налогообложение международной компании, действующей в нескольких странах, когда субъектами налоговой политики выступают несколько государств, опирается на ряд сложившихся положений. Два из них-оценка и распределение между странами налогооблагаемых доходов либо по принципу территориальности, либо по принципу резидентности. По территориальному принципу государство облагает налогами только доходы, получаемые на его территории, не взимая налоги с доходов, получаемых его резидентами в других странах. По принципу резидентности государство облагает налогами все местные и зарубежные доходы своих резидентов.

Возникающие противоречия устраняются обычно заключением межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и защите зарубежных инвестиций. Основными методами освобождения от двойного налогообложения являются:

  • включение в одной стране в налогооблагаемый доход лица его дохода за вычетом налогов, уплаченных им в другой стране;
  • соглашение между странами о том, что только одна из них облагает доход налогом;
  • система кредитов, которая позволяет одной стране открывать под взимаемый ею налог кредит в другой стране за уплаченный в ней налог.

При применении и принципа территориальности, и принципа резидентности различия в налоговых нормах между странами могут обеспечить международной компании возможность избежать режима обложения на основе неограниченной налоговой ответственности (т.е. обложения по всем доходам из всех источников). Например, если образовать компанию в Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а управлять этой компанией из России, где критерием резидентности служит место образования компании, то такая компания не будет считаться резидентом ни в Великобритании, ни в России. Считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, она будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран.

Если страны ограничивают свои налоговые требования только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают налогом доходы, полученные из-за рубежа (это многие латиноамериканские страны, некоторые страны Африки, а также Франция и Швейцария), то, организовав компанию в одной из этих стран и рассредоточив ее деятельность по другим странам, где доходы облагаются по пониженным ставкам, можно сэкономить на налогах вследствие избежания обложения по совокупности доходов.

Эту схему можно дополнить посредническими компаниями в странах-налоговых убежищах, которые бы занимались заключением контрактов и оформлением сделок для международной компании в целом. На счета этих посредников можно зачислять основную долю доходов компании, что позволит снизить размер налоговых обязательств и в странах-источниках доходов.

Учреждаемые в странах налогового убежища дочерние компании и филиалы выполняют разнообразные функции: осуществляют портфельные и прямые инвестиции, торгово-посреднические операции по импорту и экспорту продукции, маркетингу, техническому обслуживанию.

Существуют два типа налогового убежища: территории, заключающие договоры об избежании двойного налогообложения со значительным числом стран, где налоги высоки (например, Кипр, Швейцария, Австрия и Нидерланды), и территории, которые не имеют соглашений об избежании двойного налогообложения (например, острова Джерси и Гернси в Ла-Манше, Багамские, Бермудские, Виргинские и Каймановы острова, остров Мэн, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Панама).

Рассматриваемые договоры кроме цели устранения двойного налогообложения имеют и вторую, не менее важную цель-борьбу с уклонением от уплаты налогов. Особая роль налоговых соглашений в этой сфере заключается в том, что они устанавливают основы и порядок сотрудничества налоговых органов разных стран. Если же договор об избежании двойного налогообложения не заключается, то государственная казна не обязана давать отчет или предоставлять информацию другой стране.

По состоянию на начало 2000г. Россия имела подобные соглашения с 44 странами. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, заключенных Российской Федерацией, дан в приложении 5.

Налоговые убежища как первого, так и второго типа, играют ключевую роль в налоговом менеджменте и политике защиты от банкротства во многих юрисдикциях. Создание офшорных компаний рассматривается зарубежными бизнесменами как развертывание своеобразной запасной площадки бизнеса на случай банкротства, рэкета, судебных преследований и т.п.

Поскольку перемещение финансовых ресурсов и налогов происходит в странах с разными денежными системами, правовыми, политическими, социальными и культурными особенностями, сфере управления налогами международных фирм внутренне присущи специфические риски, связанные, в частности, с политической ситуацией, обменным курсом валют и системными различиями. Под политическими опасностями подразумеваются экспроприация, национализация и возможное вмешательство местного правительства в деятельность дочерней фирмы, чреватые потерями для материнской компании. Под экономическими опасностями подразумеваются прежде всего инфляция и валютный риск.

При выборе налогового убежища или финансового центра офшор необходимо принимать во внимание политическую и экономическую стабильность территории, учитывать разные варианты возможного состояния внешней среды. Важно, чтобы такая территория имела правила по контролю за обменом валюты и владельцы компаний могли оставаться анонимными; также не должно быть необходимости принудительной регистрации заключенных там договоров о кредитовании.

Задачи второй стадии налогового менеджмента тесно связаны с задачами первой. Действительно, при размещении подразделений компании следует решить, будет ли это одна корпорация с отделениями в разных странах или сеть фирм с холдингом в стране, удобной для управления всей сетью, и, возможно, с посредническими компаниями в третьих странах, или просто группа компаний, связанных взаимным участием в капитале друг друга, без явно выделенного центра и т.д. Число вариантов зависит от поставленных целей.

При решении вопроса о том, какой организационно-правовой форме зарубежного предпринимательства отдать предпочтение, учитываются три фактора:

  • правовое регулирование создания и основной деятельности компании;
  • сравнительный уровень налогообложения прибыли;
  • расходы на создание и содержание зарубежной фирмы.

Для российских инвесторов, особенно из числа малых и средних фирм, распространенной практикой зарубежного предпринимательства является создание предприятий с участием иностранного капитала. Наибольшее число таких предприятий создано с США, Германией, Китаем, Украиной, Великобританией и Финляндией.

Все большее развитие получает в России и такая практика зарубежного предпринимательства, как образование российских зарубежных филиалов или дочерних компаний.

Основное различие между филиалами и дочерними компаниями состоит в том, что филиалы находятся на балансе материнских компаний и не являются юридическими лицами, тогда как дочерние компании регистрируются как самостоятельные организации с собственным балансом, имеющие обособленное имущество, принадлежащее им на праве собственности.

В соответствии с законодательством большинства стран к филиалам применяется более строгий, чем к дочерним компаниям, налоговый режим. Так, по налоговому законодательству США только возвратившиеся на родину доходы от дочерних компаний являются предметом налогообложения. Напротив, все доходы зарубежных филиалов-предмет полного налогообложения. Налоговый стимул побуждает учреждать дочерние компании в странах с низкими налогами и возвращать на родину материнской компании в США возможно меньшие доходы в виде дивидендов. Поэтому в процессе налогового управления предпочтение следует отдавать дочерним компаниям. Для обеспечения высокой управляемости внутрифирменных систем при создании дочерних компаний за рубежом и разработке их производственных стратегий с налоговой точки зрения целесообразно образование дочерних компаний, которые сохраняли бы тесные связи с материнской компанией, поскольку в этом случае возникают внутрифирменные потоки материальных ценностей и услуг по трансфертным ценам, позволяющим проводить нужную финансовую политику.

Под материнской компанией понимается компания, которой принадлежит более половины капитала другой компании, называемой дочерней или филиалом. Это определение вытекает из международных нормативных положений о компаниях. Тем не менее владение 20-30% (а иногда и менее) капитала какой-либо компании зачастую позволяет управлять ее деятельностью. Поэтому в общем счетном плане материнская компания определяется как компания, которая имеет дочернее отделение или филиал, зависящие от нее или находящиеся под ее управлением.

Во Франции, например, режим, позволяющий материнской компании и ее подразделению избежать двойного налогообложения дивидендов, предоставляется с того момента, когда доля участия материнской компании в капитале подразделения достигает 10%.

Итак, на первых двух стадиях налогового планирования выбираются территория действия и эффективные структуры офшорных компаний. Тем самым решаются организационные вопросы максимизации доходов на основе использования преимуществ внутрикорпорационного денежного потока перемещения капиталов, вывоза доходов за границу в налоговые убежища и финансовые офшорные центры. Конечно, для мелкого и среднего бизнеса, как отмечалось ранее, участие в зарубежной деятельности затруднено: образование дочерних компаний им часто не под силу. Но, как утверждает Иоахим Файерабенд, если дело гигантов бизнеса — крупномасштабные операции, то для мелких предпринимателей самым надежным путем строительства убежищ за границей остаются операции с недвижимостью.

Короткие продажи акций

В условиях нормального функционирования рынка ценных бумаг одним из методов налогового менеджмента являются короткие продажи акций и других ценных бумаг, представляющие собой продажи ценных бумаг, которые продавец не имеет в собственности на момент заключения сделки, или любые продажи, завершаемые передачей ценных бумаг, взятых продавцом в долг. Короткие продажи ценных бумаг позволяют легально переводить часть дохода из одного отчетного периода в другой и получать максимальную для предпринимательской деятельности выгоду.

В международной системе управления наличностью как один из способов финансовых трансфертов рассматривается и метод «лидз-энд-лэгз » (leads and lags), т. е. изменения в ритмичности международных расчетов с образованием разрыва между взысканием долговых требований и погашением долгов, так что одна из этих операций ускоряется, а другая, наоборот, задерживается.

Расчеты по международной сделке осуществляются путем перевода денежных средств, сопровождаемого обменом валюты (дебитор взамен своей национальной валюты получает необходимую ему сумму в валюте платежа).

Срок, отделяющий заключение сделки от платежа, меняется в зависимости от характера операции и определяется торговой практикой. Изменение срока, отделяющего заключение сделки от платежа, означает изменение объема предоставляемых или получаемых коммерческих кредитов и вызывает значительные колебания спроса и предложения валют на валютном рынке.

Эти искусственные ускорения или задержки внешнеторговых платежей-одна из самых распространенных форм перемещения капиталов. Когда прогнозы неблагоприятны для курса той или иной валюты, достаточно, чтобы экспортеры отложили на некоторое время обмен своих денежных поступлений, а импортеры ускорили покупку необходимой для их платежей валюты, и значительная масса капиталов переместится из данной валютной формы в другую (при благоприятном прогнозе произойдет обратное).

Для предприятия волевое изменение ритмичности взыскания долговых требований и погашения долгов может быть способом управления его наличными средствами.

Данный метод позволяет не только более гибко управлять поступлениями и расходами, но и извлекать прибыль из изменения паритета иностранных валют. Этот метод систематически применяется в рамках ТНК, которые по своей природе располагают огромными возможностями конвертировать одну валюту в другую и обладают большими средствами для маневрирования. Метод управления наличностью «лидз-энд-лэгз» аналогичен спекуляции.

Он может быть широко использован и в налоговом менеджменте на предприятии с участием иностранного капитала, когда в результате ускорения платежей предприятия в пользу иностранного участника по финансовым и коммерческим операциям и соответственно замедления платежей со стороны этого зарубежного партнера предприятие недополучает, например, суммы процентов на свои активы по сравнению с обычным порядком расчетов, что уменьшает его доходы, а значит, и размер налоговых отчислений.

Одним из методов финансовых трансфертов в налоговом менеджменте является и толлинг . Толлинг — это форма сотрудничества компаний разных стран, при которой компания одной страны передает компании в другой стране сырье, комплектующие изделия на дальнейшую переработку или доработку, а затем получает обратно продукт, изготовленный из переданного сырья. При этом, как правило, товар освобождается от таможенных пошлин и, таким образом, находящаяся в толлинговом обороте продукция выходит из-под налогообложения.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент – система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов в принятии решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровне с целью оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями и повышения эффективности решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля. Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации). Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне. Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента : организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента : совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента : обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента : взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента :

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

2. Налоговое прогнозирование и планирование. Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Налоговое прогнозирование – обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании : 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода :генетический и нормативно-целевой . При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Основная задача налогового планирования и прогнозирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. Налоговое планирование – основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования :

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента :налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования) : балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль. Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Основные задачи налогового контроля : правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля :

а) по направленности :

внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля :

государственный налоговый контроль – государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля :

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент. Государственный налоговый менеджмент – система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование. Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Задачигосударственного налогового менеджмента :

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.


Похожая информация.