Краткосрочный экологический проект «Зимующие птицы — наши пернатые друзья» (1 неделя, средняя группа). Экологический проект «зимующие птицы

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой»

Выполнила: Осипова Н. А.

МДОУ «Детский сад № 000»

2013г.

Пояснительная записка.

Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно сумрачно. Особенно тяжело приходится зимующим птицам. Посмотришь в окно, а там синичка сидит, так смотрит на тебя молящим взглядам и словно говорит - «Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны»!

Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы единогласно решили помочь пернатым друзьям и организовать традиционную акцию в форме педагогического проекта «Покормите птиц зимой! ».

Проект состоит из 3-х этапов: подготовительный, основной, заключительный; каждый из них имеет свою специфику. На подготовительном этапе изучали передовые технологии, подбирали методическую литературу, провели анкетирование родителей по теме «Что вы знаете о зимующих птицах ХМАО». Основной этап включает в себя непосредственно работу с детьми и родителями в разных видах деятельности . На заключительном этапе проекта совместно с детьми организовали и открыли «Птичье кафе».

Цель проекта: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи проекта:

Закреплять знания детей о зимующих птицах (название, повадки и особенности поведения и др.) ;

Продолжать формировать правила поведения в природе;

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, навыки звукового и слогового анализа слов

Вид проекта : краткосрочный, групповой, творческий.

Участники : дети и воспитатели старших групп, родители, педагог дополнительного образования по экологии.

Образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы », «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Физическая культура».

Схема реализации проекта

Подготовительный этап

1. Постановка и анализ проблемы.

2. Определение цели и задач.

3. Изучение и накопление материала.

4. Подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр.

5. Анкетирование родителей «Что вы знаете о зимующих птицах»

Оценка результатов;

Оценка знаний детей по данной теме.

Основной этап

1. Беседа о зимующих птицах.

2. Создание модели зимующих птиц.

3. Показ разновидностей кормушек.

4. Художественное творчество «Домик для птички»

5. Инсценировка «Жизнь птиц зимой»

6 Домашнее задание: совместно с родителями изготовить кормушки.

7. Заготовка провизии.

Заключительный этап

1. Выставка рисунков «Домик для птички».

2. Организация «Птичьего кафе» на территории детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей.

ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ КОРМИМ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на наши вопросы.

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) .

4. Чем кормите птиц?

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?

СПАСИБО!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа с детьми.

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода) .

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко)

Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны! »

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »

(К. Муххамали)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инсценировка «Жизнь птиц зимой»

Пусть сейчас каждая птица споет свою песенку и расскажет о себе:

Я в берете ярко – красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все … (дятел) .

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь)

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеницу,

А зовут меня … (синичка) .

Воспитатель: Что – то птиц здесь маловато, а других здесь нет?

Птицы (перебивая друг друга) : да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелетные.

Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? (зимующие). Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Много бед и невзгод перенесли вы в суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло и корм. Проходите, отдохните.

(Появляются дети в костюмах других птиц.)

Жаворонок:

Здравствуй, птичка – невеличка,

Желтогрудая синичка.

Были в жарких странах мы,

Не бывает там зимы.

Грач:

Здравствуй, дятел, наш дружок,

Добрый день сорока.

Много дней летали мы,

Далека дорога.

Залетают по музыку Ласточка, Чибис, Зарянка.

Ребенок:

Расскажите, птицы, где вы побывали?

Что вы повидали, как вы зимовали?

Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?

С кем вы подружились в странах незнакомых?

Птицы:

Мы подружились со слоном,

Играли с обезьянами,

Угощали нас они

Вкусными бананами.

Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе.

Грач:

Кричат, торопятся с утра

В халатах черных мастера.

На ветках вяза и осины

Грачи плетут свои корзины.

Ласточка:

Прилетаем к вам весной,

Путь проделав длинный.

Лепим домик под окном

Из травы и глины.

Ласточка поет «Не прошла зима»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Игротека

«Воробушки и кот»

Подвижная игра

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – кот встает в середину круга. Воробушки то прыгают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

«Летает – не летает»

Словесная игра

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

ХОД ИГРЫ

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: я буду называть предметы и спрашивать: «Летает? », например: «Голубь летает? Самолет летает? », если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает? » - и поднимает руку.

Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает? » - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

«Что за птица? »

Народная игра

Дидактическая задача: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движения. Кто правильно назовет птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Фотоотчет о проведении акции «Покормите птиц зимой!»

Наша группа " Звездочка"детского сада"Капитошка"провела экологический проект "Покормите птиц зимой! " Поставили проблему: Помочь зимующим птицам. Дети написали письмо: " Дорогие зимущие птицы! Приглашаем Вас в наш детский сад "Капитошка", мы приготовилидля Вас много кормушек, корма. Вам будет хорошо у нас, ждем! "Родители и дети изготовили кормушки. Кормушек сделали не счесть, здесь всякие кормушки есть. Из дерева, пластмассы, из много другого. Но главное с душою! Порадуем, обязательно птичек мы зимою! " Наши дети придумали девиз:" Мы спасатели и друзья птиц! "Мы с детьми прочитали много стихотворений, рассказов, загадок; узнали приметы, завели дневник наблюдений, много сделали работ по рисованию, аппликации , лепке.

Вид проекта: познавательный. Продолжительность: 2 недели.

Участники проекта: воспитатель Кочеткова Е.В., дети старшей группы «Пчелка» .

Актуальность темы: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

  • расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
  • провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
  • практическое выполнение кормушек;
  • сделать анализ и обобщить результат.

Предполагаемый результат:

  • расширить представления о жизни зимующих птиц;
  • уточнить названия некоторых из них;
  • воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их.

Материалы, использованные для реализации проекта.

  1. наблюдения;
  2. сбор информации;
  3. работа с литературой;
  4. экскурсии;
  5. обработка собранной информации;
  6. творческая работа.

Наблюдения за птицами.

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные)

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых зимах.

Развешивание кормушек.

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек.

Памятка "Как подкармливать птиц".

  1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
  2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
  3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
  4. Кормушки нужно держать в чистоте.
  5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
  6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные) , сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Наблюдение за птицами на участке.

Задачи: подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность

Художественно-творческая деятельность пластилинография

«Снегирь» .

Изучаем книги о птицах.

Лепим птиц

Заключение:

проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

  1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
  2. Сытой птице мороз не страшен.
  3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы наши друзья!

Литература:

  1. "Времена года" Гусарова Н.Н.. Детство - Пресс, 2009г.
  2. "Птицы. Какие они". Т.А. Шорышина издательство ГНОМ и Д, 2005 г.
  3. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Н.В. Алешина. М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2008г.
  4. Организация деятельности детей на прогулке. Т.К. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова М.: Волгоград-Учитель, 2012г.
  5. Экологическое воспитание дошкольников. С.Н. Николаева М.: Москва, 2006г.

Чумаченко Ольга Михайловна,

старший воспитатель,

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь - апрель

Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-7лет), родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, семинары-практикумы, КВН, памятки, акции, информационные листы)

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Изготовление кормушек

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

Подкормка и наблюдение за птицами.

Тематическое посещение краеведческого музея с практической направленностью «Покормите птиц зимой»

Посещение городской выставки в краеведческом музее «Птицы мира»

Выставка детских рисунков «Птицы зимой»

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

Тематические выставки

III этап - заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Участие в городском конкурсе «Славим птиц»

Акция «Покормите птиц зимой»

Праздник «День птиц»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах. Поэтому, в детском саду проводятся консультации, семинары-практикумы, КВН по данной тематике (см. приложение №1). В детском саду имеется очень старая книга с полезной для педагогов информацией «Определитель птиц СССР» с яркими иллюстрациями птиц. Такая ценность необходима каждому воспитателю, особенно начинающему. Определитель берем на прогулку и узнаем новых гостей.

У воспитателей имеются памятки: «Меню птиц». Примерная тематика памяток для педагогов:

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках на протяжении всего времени прохождения акции помещаются ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ АКЦИИ «Покормите птиц зимой!», памятки.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Наши малыши с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек : громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Учим детей, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В детском саду проводятся различные мероприятия познавательного характера.

С детьми дошкольного возраста рассматриваем картинки с птицами, разучиваем стихи о птицах, кричалки.

в образовательной деятельности используем физкультурные минутки, скороговорки. Развлечения не проходят без пословиц, загадок и подвижных игр.

Педагогами для детей изготовлены различные дидактические игры с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц:

1.Игры: «Мы - птицы», « Построим гнезда» (дляигры «Построим гнезда» на картоне воспитатель пластилином лепит форму гнезда, помещает яйца птиц; в коробке имеются лоскутки, перышки, кусочки ваты, ткани - все, что необходимо птицам для построения теплого гнезда. Дети, используя данный материал, строят гнезда, и в конце – из яиц вылупляются птенцы).


2.Игра: « Когда прилетают птицы» с использованием экологического светофора (игры с использованием экологического светофора можно придумывать разные, опираясь на цвет, например: красный цвет- лето, зеленый – весна… или красный цвет –опасность, желтый - осторожно… В зависимости от изменения значения цвета светофора можно придумывать различные правила игры и, конечно же, новые игры: « Любимая пища грача», «Когда появятся птенцы», «Когда это бывает»… К данной игре имеются цветные наборы картинок по разным темам, в зависимости от придуманной игры.)
3. Игра: «Узнай следы»

4. Игра «Чей клюв?»

5.Игра «Узнай хвостик»

6.“Где чье гнездо?

7.“Собери картинку”.

8. «Четвертый лишний»

Дети старшего дошкольного возраста любят решать ребусы, разгадывать кроссворды.

Педагоги в практической деятельности используют опыт работы Натальи Рыжовой, например, игра «Знакомство с экосистемой поля», где ребята знакомятся с жителями и их значением; учатся составлять экологические пирамиды.

Педагоги постоянно беседуют с детьми ( «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах» , «Зачем поют птицы?»). С помощью игр словесной направленности у детей не только расширяются познавательные способности, но и развивается речь, логическое мышление, формируется лексико-грамматический строй речи.


Беседы и наблюдения за птицами продолжаются на прогулке.

Ребята рисуют понравившихся птиц, изготавливают различные поделки.

Ребята детского сада приняли участие в городском конкурсе поделок «Славим птиц».

Детский сад тесно сотрудничает с краеведческим музеем и экологическим центром г.Копейска. В рамках акции "Покормите птиц зимой!" сотрудники краеведческого музея провели занимательную беседу, знакомя детей с зимующими птицами. Дошкольники узнали об особенностях зимующих птиц, их любимых кормах. Дети узнали, что клесты выводят птенцов в морозные дни. Ребята приняли участие в изготовлении птиц счастья.


Дети детского сада были приглашены на выставку «Поющие птицы мира и родного края», где узнали много нового и увлекательного, полюбовались красотой экзотических птиц, услышали их пение.

Ребята старшего дошкольного возраста являются частыми гостями детского экологического центра. Практические беседы проходят увлекательно и познавательно.

III этап - заключительный

После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, педагогами изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Корм с ребятами старшего дошкольного возраста педагоги заготавливают заранее: приносят из дома семечки подсолнечника, арбуза, и хранят в специальных, дышащих мешочках; заготавливают ягоды рябины - сушат их в прохладных местах.


А семена тыквы и кабачков извлекают из выращенных на огороде детского сада.

В детском саду существует добрая традиция «Праздник для птиц». После новогоднего праздника, елку выносим на участок, устанавливаем ее в тихом местечке и вывешиваем на нее кормушки, которые специально изготавливаем к празднику. Также ребята готовят различные вкусности: печенье. Дети придумывают, исходя из полученных знаний, различные рецепты печенья: морковное печенье, творожное печенье, печенье «Скорлупинка». Ребята с большим удовольствием готовят печенье, основой которого является мякиш белого хлеба. В полученное печенье вставляют ниточки, замораживают и вывешивают на елку.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего детского сада есть обязанность, приходить и приносить вместе с родителями корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

С каким удовольствием и радостью в детском саду проходит «Масленица», где ребята встречают весну блинами и закликивают жаворонков.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Результаты реализации проекта:

В детском саду созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Ребята с родителями и педагогами занимаются заготовкой корма и изготовлением для птиц кормушек.

Педагогами и сотрудниками социальных сфер города проводятся различные мероприятия познавательного цикла, творческого характера, в которых дошкольники и родители принимают активное участие.

В результате акции «Покормите птиц зимой!» учителем-логопедом Лониной Т.А. подобрано и оформлено в качестве методического пособия для развития речемыслительной деятельности по лексической теме «Птицы» .

Итогом проведения ежегодной акции считаем формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Можно сказать уверенно, что дети, родители нашего детского сада всегда будут оказывать помощь птицам!

Экологический проект

«Птицы - наши друзья».

Разработала:

Мартемьянова Татьяна Викторовна,

воспитатель

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Продолжительность : краткосрочный.

Срок реализации: 3 недели.

Проблема: недостаточное представление детей о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность проблемы:

Мотив выбора темы исследования, значимость темы для окружающих.

Народная мудрость гласит, что ребёнка нужно воспитывать пока он лежит поперёк лавки. Поэтому я считаю, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание нужно в этот же период.

Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо «закладывать» в ребёнка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.

Нам нравится учиться чему-то новому и интересному, а изучение и охрана - очень увлекательное и нужное занятие. Поэтому мы решили узнать как можно больше о птицах, особенно зимующих, так как именно в зимнее время птицы нуждаются в помощи человека.

Цель проекта

Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.

Задачи проекта

Расширять представления детей о птицах, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

Закреплять понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;

Прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру, приучать их заботиться о птицах;

Способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей;

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Сбор информации о зимующих птицах;

Накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки, подвижные, дидактические и пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы и др.)

Обсуждение цели, задач проекта с детьми и их родителями;

Проведение природоохранной акции «Покормите птиц зимой»;

Проведение акции «Подкормите птиц зимой» (изготовление кормушек);

Формы работы с детьми:

Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением птиц, зимующих птиц;

Наблюдения за птицами на участке детского сада за его пределами (совместно с родителями);

Тематические прогулки «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;

Продуктивная деятельность в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, обсуждение пословиц, поговорок, примет.

Просмотр презентации «Птицы зимой»

Предполагаемый результат реализации проекта:

Сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах;

Знание детьми 5-6 видов птиц, их внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время;

Обогащение словарного запаса детей;

Умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи;

Воспитание умения работать в коллективе, приходить на выручку;

Сформированное гуманное отношение к природе;

Интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке.

Приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.

Основной этап (практический).

Подкормите птиц зимой, пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Сколько будет их - не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. (Александр Яшин 1967г.)

Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.

Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия, наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц своей местности, можно спасти их от гибели.

Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают кормушки в детском саду и совместно с родителями, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

Направления:

1. Познавательное развитие

Наблюдения за птицами «А у нас на кормушке»: на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.

Познавательные занятия: «Наши пернатые друзья», «Птицы зимой».

Познавательные беседы: «Птицы нашей местности», «Птичье меню» (чем можно кормить птиц, а чем нельзя).

Просмотр презентации «Птицы зимой».

Дидактические игры: «Собери и покорми», «Четвёртый лишний», «Угадай, чьё это?», «Какой птички не стало?».

2. Художественно- эстетическое развитие

- Рисование: «Снегирь на ветке», «Синичка» (рисование ладонью).

Лепка: «Птицы разные бывают», «Птичка на кормушке».

3. Речевое развитие

Знакомство и чтение сказок, рассказов, стихов о птицах:

«Сороки» (В.Осеева), «Кот и воробей» (А.Ежов), «Снегири» (Р.Федькин), «Котька и птичка» (Н.Романова), «Курорт», «Сосулька» (Н.Сладков) и др.

Разгадывание загадок о птицах.

Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о птицах.

Чтение стихов «Птичка» (А.А.Пчельникова), «Сорок сорок» (П.Мошканцев), «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), «Бывают птицы разные».

Заучивание стихов В.Звягина, А.Барто, С.Есенина, В.Мирясова, А.Прокофьева.

- Описательные рассказы детей «Что за чудо эта птичка!», «Моё волшебное окно», «Я видел, как наши соседи угощают птиц лакомством»,

Разучивание пальчиковых игр: «Птичья зарядка», «Воробей», «Дятел» и др.

Прослушивание «песен» птиц и их воспроизведение.

Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.

Дидактические игры: «Один – много», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Кто как голос подаёт?», «Сосчитай птиц», «Большой – маленький».

Занятие по коммуникации: «Наши пернатые друзья».

4. Социально- коммуникативное развитие

Игровая деятельность: конкурсы, викторины, игры.

Игры-драматизации (вырабатывание интонации, выразительности).

Экологическая игра: «Доживём до весны».

Изготовление кормушек в детском саду и совместно с родителями и их размещение на территории детского сада и около домов.

Чистка кормушек от снега.

Дежурство по «Птичьей столовой» (пополнение кормушек кормом).

В рамках проекта проведение беседы о правилах поведения детей дома, на улице.

Вспомнить стихи, рассказы, сказки, где птицы попадали в беду.

Повторение правил техники безопасности при изготовление кормушек, пополнения их кормом, во время прогулок и др.

5. Художественно-эстетическое развитие

- Проведение праздника «День птиц».

Разучивание песен о птицах, о зиме.

6. Физическое развитие

- Разучивание подвижных игр: «Филин и пташки», «Совушка», «Птицелов», «Ворона», «Голуби», «Собачка и воробьи» и др.

Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.

Оздоровительные пробежки, прогулки и др.

Работа с родителями.

- Консультации для родителей:

* «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»

* «Подкормите птиц зимой».

* «Чем угостить птиц зимой».

Изготовление кормушек совместно с детьми.

Участие в природоохранной акции «Покормите птиц зимой».

Наблюдение за птицами вместе с детьми во время прогулок и из окна дома.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах, принести книги в детский сад.

Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание в семье» (для выяснения отношения родителей к экологическому воспитанию).

Заключительный этап.

Экологическая викторина «Птицы - наши друзья».

Презентация «Птицы зимой».

Были достигнуты цели проекта:

Узнали много нового и интересного из жизни птиц нашей местности;

Знаем, как нужно помогать птицам зимой;

Понимаем, что забота о природе необходима как природе, так и самому человеку.

5.1.6. Проектная деятельность

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

(вторая младшая группа)

Подготовила: воспитатель Полежаева Кристина Викторовна



ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид : групповой
Форма проведения : занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач, пескография. Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)

Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья. Возраст детей: 3,5 – 4 года. Проблема: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Участники проекта: дети, педагоги, родители. Цель проекта: Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении. Задачи проекта: 1. Развивать кругозор и эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой. 2. Развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью 3. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за объектами живой природы. Задачи исследовательской деятельности:

    формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;

    формировать умение определять возможные методы решения проблемы совместно со взрослым;

    формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
    Линии развития личности:

    познавательно-речевое развитие дошкольников;

    художественно-эстетическое развитие дошкольников;

    социально-личностное развитие дошкольников.

Ожидаемый результат:

    формирование у детей знаний о зимующих птицах;

    совместное осуществление поисковых действий, помогающих понять что необходимо зимующим птицам;

    развитие стремления малышей к самостоятельности;

    формирование гуманного отношения к природе;

    развитие интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева. «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; - называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья, сороку; - формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе. Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно: - развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде; - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; - приобщать детей к театральному искусству; - развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам; - воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; - совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Содержание экологического воспитания включает два направления: - экологические знания детей, - отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе. Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей. Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.

Задачи оздоровительной направленности:
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой 2. Задачи образовательной направленности: - формировать элементарные экологические знания; - развивать экологические представления; - формировать начала экологического мировоззрения; - соучаствовать в решении различных экологических задач; - учить детей совместно находить решения в сложных ситуациях - учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: а) познакомить детей с особенностями жизни птиц; б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена. 3. Задачи воспитательной направленности: - продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы; - формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам; - воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, желание помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту. 4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями: - учить детей заботиться о зимующих птицах; - учить делать кормушку для птиц из бросового материала. 5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности: - развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации; - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу. Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Формировать у детей представления о зимующих птицах.
2. Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года.
3. Вызывать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.
4. Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.
5. Обогатить словарный запас детей.
6. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
7. Приобщить к совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; корм, собранный в процессе проектной деятельности.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА


Образовательная область


Формы и методы работы


Познание


Занятия: «Зимние гости»,
«Кто как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы».
Экскурсия по экологической тропе.
Дидактические игры: «Меню для птиц»,
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».
Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходство и различия в питании птиц зимой и летом.
Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.


Социализация


Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Детский сад».


Коммуникация


Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение: снегирь и ворона».
Дидактические игры: «Скажи наоборот»,
«Назови ласково», «Кто как голос подает?»,
«Один - много», «Большой – маленький», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Сосчитай птиц». Экологическая сценка «Доживём до весны».


Чтение художественной литературой


Чтение: В.Бианки «Сова», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Скребрицкий «Берегите птиц», загадки, стихи, потешки.


Художественное творчество


Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», « изготовление кормушек из бросового материала», «Синичка - птичка-невеличка», «Прилетайте снегири съесть рябину поскорей», «Вылепи любую птицу», «Сорока – белобока», рисование ладошками « Берегите птиц», пескография « Птичка»,

« Кормушка на дереве».


Физкультура


Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Воробушки и машины»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?» Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц. «Кто как голос подает?» Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать. Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей, я умею чирикать. «Сосчитай птиц» Цель: Учить согласовывать числительные с существительными. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей. «Большой – маленький». Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями. Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки. Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка. Черное крыло – черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка. Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки. «Один – много» Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона – много ворон, Один воробей – много воробьев и т. д. «Угадай по описанию» Цель - Учить составлять описательный рассказ. «Скажи наоборот» Цель: Учить образовывать антонимы. Клюв толстый – клюв тонкий, Хвост длинный – хвост короткий

Пальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек. Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются. Подвижная игра «Совушка» Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего. «День наступает – все оживает», Ночь наступает – все замирает». Физкультминутка «Воробышки как проснутся Очень любят потянуться Обязательно зевнуть Ловко хвостиком махнуть», а теперь мы галки «Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка». Наблюдение за птицами зимой (1-я и 2-я недели декабря). Задачи: - формировать представления о жизни птиц зимой; - воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения: Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Воспитатель задает детям вопросы: - Каких птиц вы видите зимой около своего дома? - Почему они прилетают к жилью человека? - Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - Почему зимующих птиц надо подкармливать?

Загадка: Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (кормушка)
- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают? - Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? - Есть ли кормушка возле вашего дома? Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички любят пшено, семечки, крошки хлеба, снегири – рябину. Наблюдение за синицей (3-я и 4-я недели декабря). Задачи: - продолжать вызывать интерес к пернатым - познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «тень-тень! Как хорош весенний день!» (синица) Синица расписная свистит, не уставая. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Беседа по вопросам:

- Как выглядит птичка? (большая или маленькая, жёлтая грудка, крылья, хвост и голова чёрные, на голове белые « щёчки»)

- Какие у неё повадки? (быстрая, шустрая)

- Чем её можно подкормить зимой? (хлебными крошками, зёрнами и семенами, несолёным салом)
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей:
- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
- Где зимует синичка?
- Какую пользу синицы приносят?
- Как человек заботится о ней?

Синички приносят большую пользу для человека: уничтожают множество вредных насекомых плодовых деревьев, поэтому наша задача помочь птицам пережить суровое время – зиму.
Наблюдение за вороной (1-я и 2-я недели января).
Задачи:
- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький
А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?

Ворона живёт и в деревне и в городе, она ест всё: во дворе разные кусочки соберёт, и на поле слетает, охотится за мелкими зверьками.
- Есть ли у нее враги?
Приметы:
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем (3-я и 4-я недели января).
Задачи:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- познакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой .(снегирь)
- Как выглядит снегирь?

- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.

Наблюдение за воробьями (1-я и 2-я недели февраля).

Задачи:
- расширять представления детей о видовом разнообразии птиц;

- познакомить с внешним видом, особенностями жизнедеятельности воробья в зимний период.

Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает отгадать загадку.

Эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится,

Собирает крошки.

А потом на ветку – прыг,

И чирикнет: чик – чирик! (воробей)

Беседа по вопросам:

- Как выглядит воробей? (небольшая птица, серая грудка, коричневое тельце)

- Чем они питаются? (зёрнышками, семенами, хлебными крошками)

- Как ведут себя воробьи? (шумные, образуют стайки, чтобы легче отыскивать пищу)

- Как они поют?

- Приносят ли воробьи пользу?
Наблюдение за голубями (3-я и 4-я недели февраля).
Задачи:
- расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы
- Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?

Потешка: Андрей – воробей, не гоняй голубей.

Голуби боятся, на крышу не садятся.

Содержание работы в процессе реализации

проекта

Игровая деятельность



Подвижные игры

Наблюдение за птицами зимой

Труд в природе

Художественное творчество




Пескография

Результаты реализации проекта

    Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

    Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

    У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

    Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.



«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»

Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:

  • во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;

    подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
    кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

    корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.






«Доживем до весны»
Действующие лица:
Воробей,
Синица,
Сорока.
(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчиш ки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают).
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню
(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

Литература

    Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО»

    О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.
    Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»

    В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.

    «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.

    Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина, «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.

    Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.