Оливер хазард перри. Фрегаты типа Oliver Perry

Вслед за двумя небольшими катерами Украина может получить от США куда более серьезное вооружение – фрегаты типа «Перри». По крайней мере, об этом бравурно заявляют украинские СМИ. Допустим, это правда. Однако легко убедиться, что бесплатно подобные корабли Вашингтон никому не передает. А главное, само их получение поставит перед Украиной целый ряд серьезных проблем.

США могут начать поставку фрегатов типа Oliver Hazard Perry на Украину. Об этом своим читателям сообщил «Украинский военный портал», сославшись на собственные источники. По словам украинского издания, соответствующее предложение уже поступило со стороны США в украинское министерство обороны, в котором передача выведенных из состава американского ВМФ фрегатов типа Oliver Hazard Perry указана как одна из форм военно-технической помощи Украине.

Заявление выглядит правдоподобным на фоне аналогичного жеста, уже предпринятого США в адрес Украины: Киев на днях два старых катера американской Береговой охраны. Катера, как заявлялось, были переданы бесплатно.

Насколько может быть правдивой данная информация, во что обойдется Украине получение данной техники и сможет ли передача Украине устаревших американских фрегатов хоть как-то изменить баланс сил в Черном и Азовском морях?

Славные 1970-е

В настоящий момент времени фрегаты типа Oliver Hazard Perry (в русскоязычных источниках иногда для краткости именуемые «фрегаты типа «Перри»), стоявшие в своё время на вооружении ВМС США, уже являются «славным прошлым» американского военно-морского флота. Они прослужили в американском ВМФ без малого 38 лет – гораздо дольше предыдущих серий американских фрегатов.

Головной корабль этой серии, сам «Оливер Хазард Перри», был спущен на воду ещё в далёком 1977 году и стал достаточно инновационным кораблём: это был первый военный корабль, спроектированный практически полностью на компьютере, без применения классических конструкторских средств; первый корабль класса «фрегат» с газовой турбиной; а также первый фрегат, конструкция которого, в отличие от предыдущих проектов, учитывала максимально возможный спектр применения. Фрегаты класса «Перри» должны были уметь не только сопровождать крупные океанские корабли в качестве эскорта и бороться с подводными лодками, но и обеспечивать поддержку десантных операций, осуществлять функции ПВО конвоев и эскортов, а также быть частью ударных военно-морских групп с опорой на линкоры или авианосцы.

«Перри» получились гораздо мощнее по вооружению и несколько более быстрыми, чем предыдущий, переходный класс фрегатов «Нокс», даже при меньшем водоизмещении. В итоге практически все «Ноксы», построенные буквально за три–пять лет до первого «Перри», списали уже в 1991–1994 годах, в то время как серия типа «Оливер Хазард Перри» служила американским ВМС ещё целых двадцать лет, вплоть до середины 2010-х годов.

Фрегат оказался настолько удачным, что его изготовление (по американской лицензии) было налажено в Австралии, Испании и на Тайване. Кроме того, после окончания срока службы в американских ВМФ восемь американских фрегатов было передано Турции, четыре – Египту и Тайваню, два – Польше, а по одному фрегату получили Пакистан и Бахрейн.

Почти все указанные трансферты (кроме передачи фрегата типа «Перри» Бахрейну) осуществлялись ВМС США по так называемой программе зарубежных военных продаж (FMS). В этой программе контрагентом с американской стороны выступает Агентство по сотрудничеству министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency, DSCA), которое берёт на себя все взаимоотношения с военными подрядчиками, связанные с необходимым ремонтом, модернизацией и повторным вводом оборудования в строй. Такая схема передачи кораблей выгодна именно Пентагону: продажи союзникам и всем желающим нового и бывшего в употреблении американского военного имущества составляют сумму от 30 до 40 млрд долларов за год.

Не бесплатно, но дорого

Стоимость продаваемых по программе FMS фрегатов типа «Перри» хорошо известна исходя из прошлых сделок DCSA. Так, подготовка и передача фрегата Пакистану была оплачена за счёт средств американской военной помощи и составила сумму в 65 млн долларов. Восемь фрегатов типа «Перри», переданных Турции, формально обошлись южной соседке Украины в 205 млн долларов, однако они передавались в состав турецких ВМС «как есть». В связи с этим Стамбулу пришлось тут же раскошелиться на масштабную программу их ремонта и модернизации. И обошлась она, согласно экспертным оценкам, практически в сравнимую со стоимостью «голого» фрегата цену. Таким образом, общие расходы Турции на введение в строй восьми «Перри» составили более 400 млн долларов, что сравнимо с ценой фрегата для Пакистана.

Не произошло чуда и во взаимоотношениях США с ещё одним союзником, Тайванем, для нужд которого в США Конгрессом в 2014 году даже была принята отдельная программа передачи фрегатов класса «Перри» (Taiwan Relations Act Affirmation and Naval Vessel Transfer Act of 2014) – для защиты острова от «китайской угрозы».

Два фрегата, переданных в 2015 году, обошлись Тайваню в 240 млн долларов.

Ещё два корабля, в настоящее время находящиеся в процессе переоборудования на американских верфях, вытянут из военного бюджета Тайваня ещё 190 млн долларов. При этом формально сами фрегаты передаются Тайваню по «символической» цене в 10 млн долларов. Но это, как и в случае Турции, стоимость лишь «пустых» корпусов, в то время как насыщение их рабочим оборудованием и системами вооружений и тянет основной бюджет по повторному вводу корабля в строй.

Принятый в 2014 году билль подразумевает чёткое резервирование списанных в середине 2010-х годов последних фрегатов типа «Перри», находящихся сейчас на консервации. Так, четыре фрегата должен получить Тайвань, а по два фрегата ожидается передать ещё двум союзникам США – Мексике и Таиланду. При этом формально Мексика и Таиланд даже должны получить корпуса старых «Перри» бесплатно, однако так же, как и Тайвань, полностью оплатить процедуры ремонта, модернизации и введения в строй.

При этом общее число находящихся в отстое и выведенных из эксплуатации фрегатов типа «Перри» составляет 10 единиц, что за минусом обязательств США перед союзниками по биллю-2014 принципиально оставляет для Украины возможность получить два фрегата. Однако сама передача военных кораблей, скорее всего, будет оформляться отдельным постановлением Конгресса, которое во многом будет повторять и в логике, и в стоимостных параметрах «тайваньский билль» 2014 года. Что подразумевает, что Украине надо будет выложить кровных 200 млн долларов за два списанных и устаревших корабля. Если, конечно, США не соблаговолят пойти на оплату этих расходов по пакистанскому варианту – за счёт американской военной помощи.

Тут самое время рассмотреть другой вопрос: а действительно ли данные корабли повысят боеготовность ВМС Украины?

Где воюем?

Для начала стоит сказать, что смелое утверждение «Украинского военного портала» о том, что «указанные корабли (фрегаты типа «Перри» – прим. ВЗГЛЯД) могут значительно повысить обороноспособность ВС Украины на Черноморском и Азовском театре военных действий» всё-таки надо отнести к области военной фантастики. Хотя бы в части Азовского моря.

Большая часть одного из самых маленьких морей на карте мира составляет всего 6–8 метров. Наиболее глубоководная часть имеет глубину 13 метров, а морские каналы к портам Бердянска и Мариуполя обеспечивают осадку в 9 и 7,9 метра соответственно. В то же время осадка «Перри» рассчитана на эксплуатацию в условиях открытого океана и составляет без малого от 6,7 до 7,7 метра (в зависимости от солёности воды и загруженности корабля запасами, топливом и вооружением).

Ещё смешнее при таких вводных выглядит нахождение «Перри» в условиях нынешней «военно-морской базы Украины» в порту Бердянска, где глубины возле причалов колеблются между отметками 7,9 и 5,2 метра.

Если украинская сторона не собирается каким-то образом провести дноуглубительные работы по всему Азовскому морю и вложиться в масштабнейшее переоборудование порта Бердянск в военно-морскую базу, будущим украинским «Перри» просто будет негде плавать дальше входа в Керченский пролив. Так как выглядеть в мелководном Азовском море они будут достаточно показательно, как известная субстанция в полузамёрзшей проруби.

Столь же непонятна наземная инфраструктура даже для двух «Перри» и в случае их базирования в Одессе, Ильичёвске или же порту Южный. Всё дело в том, что за прошедшие после потери Крыма четыре с половиной года Украина так и не озаботилась постройкой военно-морской инфраструктуры в Одесской области взамен утерянной в Севастополе и Донузлаве.

По сути дела, даже экипажи выведенных из Крыма и переданных впоследствии Украине Россией военных кораблей до сих пор ютятся в малоприспособленных для постоянной жизни санаториях и общежитиях, а ремонтная и эксплуатационная база украинского военно-морского флота и вовсе находится в зачаточном состоянии. Поэтому обеспечить даже ограниченную боеспособность двух крупных военных кораблей Украина пока что не в состоянии – ни на Чёрном, ни, тем более, на Азовском море.

Каким образом украинское военное ведомство собирается решать эту дилемму – пока что не ясно. Ведь даже деньги на модернизацию двух «Перри» надо будет всячески выпрашивать именно у США, так как сама Украина вряд ли вытянет переоборудование фрегатов – экономика у страны ведь отнюдь не тайваньская. А уж создание полноценной военно-морской базы взамен бездарно утерянной в Севастополе и вовсе находится где-то в сфере уже упомянутой военной фантастики.

В 70-х годах ХХ века, в разгар Холодной войны, перед американским флотом остро стояла задача обеспечения безопасности трансокеанских конвоев на пути из Нового света в Европу. В случае вооруженного конфликта с Советским Союзом, этот маршрут был особенно уязвим. Из-за успешных действий морской ракетоносной авиации и подводных лодок СССР, американские базы на территории Европы оказались бы отрезанными, а страны, входящие в блок НАТО, оставшись без поддержки, не смогли бы длительное время сопротивляться советским танковым армиям.


По результатам обсуждений, в министерстве ВМС (Department of the NAVY) сформировалось мнение насчет нового эскортного корабля.
Решено было взять за основу концепцию фрегата типа «Нокс» (KNOX-class frigate), до предела насытив конструкцию современными радиоэлектронными средствами и ракетным . Как и его предшественник, новый боевой корабль изначально рассчитывался для действий вдали от берегов, обладал хорошей мореходностью, трансокеанской дальностью плавания (4500 миль на скорости 20 узлов) и мог эффективно действовать, как в составе конвоев и авианосных соединений, так и в одиночном походе. Полное водоизмещение кораблей данного класса составляло 3600 тонн, а в дальнейшем, в ходе модернизации увеличилось до 4000…4200 тонн.

Важным критерием оценки проекта была его дешевизна и технологичность. Конструкция нового корабля была проста, как ведро с болтами, и ориентирована на крупносерийное производство – американцы всерьез намеревались сделать фрегаты основными эскортными кораблями ВМС, заменив им эскортные фрегаты типа «Нокс» и эсминцы УРО типа «Фаррагут» и «Чарльз Ф. Адамс».

В 1977 году в строй вступил головной фрегат класса «Оливер Хазард Перри» (OLIVER H. PERRY class), названный в честь американского флотоводца XIХ века. Корабль получил оперативный код FFG-7 (frigate, guided weapons), что подчеркивало его особый статус – «фрегат с управляемым ракетным оружием».
Внешне корабль получился весьма симпатичным – с лаконичными линиями и острым «клиперским» носом. Для увеличения технологичности и снижения затрат на монтаж и эксплуатацию оборудования, надстройка имела «прямые» формы, а полубак, длиной в ¾ корпуса, сделал все палубы фрегата параллельными конструктивной ватерлинии.

Стремясь снизить стоимость корабля, инженеры пошли на дальнейшие упрощения – газотурбинная силовая установка фирмы General Electric, в ущерб живучести, выполнена одновальной. Комбинация двух газовых турбин LM2500, обеспечивает выходную мощность 41 000 л. с. Время, необходимое для выхода в режим полной мощности при пуске из холодного состояния, оценивается в 12-15 минут. Каждая турбина заключена в теплозвукоизолирующий кожух и размещена на амортизированных платформах вместе со всеми вспомогательными механизмами и оборудованием. Силовая установка фрегата «Оливер Х. Перри» полностью унифицирована с силовыми установками крейсеров и эсминцев ВМС США.
Для маневрирования в узкостях и гаванях, а также для аварийного хода, в случае выхода из строя ГЭУ, фрегат оснащен двумя движительно-рулевыми колонками типа «Azipod», мощностью 350 л.с. каждая. Вспомогательные движители располагаются в центральной части, примерно в 40 метрах от носовой оконечности корабля.

Вооружение

Основными задачами «Оливер Х. Перри» были противолодочная и противовоздушная оборона морских соединений в ближней зоне. Согласно американской концепции применения ВМС, надводные цели являлись прерогативой палубной авиации.


"Однорукий бандит" Марк-13

Для отражения атак авиации в носовой части корабля установили однобалочную пусковую установку Марк-13. Несмотря на свою «однорукость», система хорошо зарекомендовала себя на эсминцах «Чардьз Ф. Адамс» и атомных крейсерах типа «Калифорния». Легкая Марк-13, благодаря малой инерционности, быстро наводилась по азимуту и по высоте, что компенсировало ее относительно низкую скорострельность.
В погребе пусковой установки (внешний барабан – 24 позиции, внутренний – 16) находилось 36 готовых к запуску зенитных ракет Standard-1MR (medium range) с эффективной дальностью стрельбы по воздушным целям – 30-35 км. Боевая часть - осколочно-фугасная Мk90, массой 61 кг.

Оставшиеся четыре ячейки занимали противокорабельные ракеты RGM-84 «Гарпун».
ПВО фрегата, откровенно говоря, было слабым, что в дальнейшем, привело к крупным неприятностям на фрегате «Старк». Система управления огнем Мk92 изначально обеспечивала одновременный обстрел не более двух целей на средних и больших высотах, лишь шестая модификация Mk92 добавила возможность обстрела низколетящих целей.

При выборе артиллерийского орудия для «Оливера Х. Перри» в конкурсе неожиданно победила итальянская фирма Otobreda. Американцы забыли про патриотизм и подписали с Италией контракт на поставку партии универсальных морских пушек ОТО Melara 76mm/L62 Allargato. Ничем не примечательная артиллерийская система калибра 76 мм. Скорострельность – 80 выстр./мин.

Для самообороны фрегата от низколетящих ПКР, в задней части надстройки установлен шестиствольный автомат Марк-15 «Фаланкс» калибра 20 мм.
Один из недостатков «Оливера Х. Перри» - неудачное размещение артиллерии. Оружие имеет ограниченные сектора обстрела: «Фаланкс» защищает лишь заднюю полусферу, а наводчики OTO Melara должны семь раз подумать перед выстрелом, чтобы не задеть дымовую трубу и не снести антенные посты на крыше надстройки.

Для обнаружения подводных лодок фрегат оснащался буксируемой гидроакустической станцией SQR-19 «Towed Array», подкилевой ГАС SQS-56, а также противолодочным комплексом Марк-32 ASW из двух строенных торпедных аппаратов калибра 324 мм.
Но главным средством противолодочной борьбы были два вертолета системы LAMPS III (Light airborne multipurpose system), для которых в кормовой части фрегата были организованы ангар и вертолетная площадка.

Здесь нужно отметить следующее: первые 17 фрегатов строились в «коротком» варианте, что исключало базирование на них крупных вертолетов, в ангар помещался лишь один SH-2 «Си Спрайт».
Все системы обнаружения, системы РЭБ, и комплекс вооружений «Оливера Х. Перри» связаны воедино боевой информационно-управляющей системой NTDS (Naval Tactical Data System).


Плюх-плюх

Как не старались разработчики, законы природы обмануть не удалось. Малые размеры фрегата дают о себе знать – уже при шестибальном шторме, при продольной качке, частично оголяется обтекатель подкильной ГАС, а затем возникает еще более неприятный эффект - образуется днищевой слеминг и корабль целиком захлестывается водой (проще говоря, слеминг - это когда нос корабля сначала поднимается на гребне волны, оголяя днище, а затем, тысячи тонн металла проваливаются вниз, вызывая гигантский водопад брызг, очень красивое зрелище). Это делает невозможным использование вертолетов и снижает эффективность работы гидроакустической станции. Динамические нагрузки могут здорово повредить алюминиевую конструкцию фрегата, приходится уменьшать ход. Кстати, невысокая скорость хода – еще один недостаток «Оливера Х. Перри», на полном ходу не более 29 узлов. С другой стороны, с развитием ракетного оружия, скорость стала не так важна для эскортных кораблей (по устаревшим правилам морской тактики, корабли охранения должны были иметь возможность развивать большую скорость, чем основные силы конвоя).

Боевые потери

Жарким арабским вечером 17 мая 1987 года американский фрегат USS «Stark» (FFG-31) патрулировал в 65-85 милях к Норд-Осту от побережья Бахрейна вдоль зоны боевых действий Ирано-Иракской войны. В 20:45 с находящегося неподолеку эсминца ПВО «Coontz» поступили данные о приближающейся воздушной цели, очевидно – иракского самолета: «курс 285 град., дистанция 120 миль». Через минуту эту информацию продублировал самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 AWAСS ВВС Саудовской Аравии. В 20:58 с дистанции 70 миль «Старк» взял цель на сопровождение своей РЛС. Фрегат в это время шел со скоростю 10 узлов, все системы были приведены в боевую готовность №3 (средства обнаружения и оружие - в готовности к использованию, личный состав - на боевых постах).
Командующий «Старком», коммандэр Гленн Бриндел поднялся на мостик, но, не обнаружив ничего подозрительного, вернулся в каюту – иракцы бьют иранцев каждый день, чему удивляться? ВМС США в конфликте участия не принимает.

Неожиданно, оператор поста наблюдения за воздушной обстановкой доложил в БИЦ: «Дистанция до цели - 45 миль, цель следует курсом на корабль!». На эсминце «Coontz» тоже заволновались – в 21:03 на фрегат поступило предупреждение: «Иракский самолет. Курс 066 град, дистанция 45 миль, скорость 335 узлов (620 км/ч), высота 3.000 футов (915 м). Идет прямо на «Старк»!»

К этому времени о приближении иракского самолета уже достигла штабного корабля ВМС США «La Salle». Оттуда запросили «Старк»: «Парни, там какой-то самолет летает. У вас все О"кей?» Получив утвердительный ответ, на «La Salle» успокоились – все под контролем.
В 21:06 система радиотехнической разведки «Старка» засекла работу прицельной РЛС самолета с дистанции 27 миль. В 21:09 пост наблюдения за воздушной обстановкой передал радиообращение к "неизвестному самолету" и запросил о его намерениях. Через 37 секунд «Старк» повторил запрос. Оба обращения транслировались по международному своду сигналов и на принятой для этого частоте (243 МГц и 121,5 МГц), однако ответа с иракского самолета не последовало. В то же иракский «Мираж» резко повернул вправо и увеличил скорость. Это означало, что он лег на боевой курс и начал атаку.

На «Старке» сыграли боевую тревогу, а через пять секунд в корабль первая ракета «Экзосет». Примерно через пол-минуты последовал второй удар, на этот раз БЧ «Экзосета» отработала штатно, взрыв центнера взрывчатки разнес в клочья кубрик личного состава, убив 37 моряков. Пожар охватил боевой информационный центр, вышли из строя все источники электроэнергии, фрегат лишился хода.
Поняв что произошло, с эсминца «Coontz» завопили по всем радиочастотам: «Поднять F-15! Сбить! Сбить иракского шакала!» Но пока на саудовской авиабазе решали, кто отдаст щекотливый приказ, иракский «Мираж» безнаказанно улетел. Так и остались неясными мотивы иракской стороны: ошибка или намеренная провокация. Представители Ирака заявили, что пилот истребителя "Mirage" F.1 - хорошо подготовленный летчик, знающий английский и международный авиационный язык, - никаких обращений с американского фрегата не слышал. Он атаковал цель потому, что она находилась в зоне боевых действий, в которой, как ему было известно, не должны были находиться свои или нейтральные корабли.


Повреждения "Старка"

Что касается побитого «Старка» - с помощью прибывшего на помощь «Coontz’a», он кое-как добрался до Бахрейна, откуда в через 2 месяца ушел своим ходом (!) на ремонт в США.
Через год, 14 апреля 1988 г., в Персидском заливе в похожую ситуацию попал фрегат «Samuel B. Roberts», подорвавшись на мине. И в этот раз экипажу удалось удержать корабль на плаву. Фрегаты типа «Оливер Х. Перри» оказались очень живучи, несмотря на малые размеры и алюминиевую конструкцию палуб.

Оценки и перспективы

Всего в период 1975 по 2004 год в различных странах построен 71 фрегат типа «Оливер Х. Перри», в том числе:
США – 55 фрегатов, из них 4 для ВМС Австралии
Испания – 6 фрегатов (Santa Maria-class)
Тайвань – 8 фрегатов (Cheng Kung- class)
Австралия – 2 фрегата (Adelaide-class), помимо четырех, купленных в США

По результатам боевого применения «Оливеров» выяснилось, что создатели слишком многого хотели от маленького корабля. За два дня до инцидента со «Старком», в Мексиканском заливе проводились учения по отражению ракетных атак. В качестве стреляющего был приглашен корабль ВМС Франции. В ходе стрельб выяснилось, что Иджис-крейсер «Тайкондерога» гарантированно сбивает ПКР «Экзосет», «Оливер Х. Перри» - нет. В настоящее время «серьезные» задачи по противоракетной обороне соединений выполняют Иджис-эсминцы типа «Орли Берк» (61 эсминец по данным на 2012 год) – куда более крупные и дорогие корабли. А для антитеррористических задач в прибрежных водах приобретаются специализированные корабли типа LCS.

К началу ХХI века пусковая установка Марк-13 и ракеты SM-1MR были признаны неэффективными и морально устаревшими. В 2003 году начался демонтаж этих систем, взамен фрегаты «Оливер Х. Перри» получили … отверстие в палубе. Да, сейчас корабли этого типа не несут никакого ракетного оружия. Американские адмиралы рассудили, что для борьбы с наркокурьерами и пиратами достаточно трехдюймовой пушки и вертолетов SH-60 «Морской ястреб». Гонять к побережью Сомали крупные боевые корабли - расточительно. Для винтокрылых машин американцы на всякий случай закупили партию шведских противокорабельных ракет «Пингвин».
Еще одно новое амплуа «Оливеров» - доставка гуманитарной помощи, корабль именно этого типа приплывал в Грузию в 2008 году.
С начала 2000-х годов идет постоянный вывод этих кораблей из состава ВМС США, кто-то отправляется на слом, кто-то – в заморские страны. Например, «Оливеры» купили Бахрейн, Пакистан, Египет, 2 фрегата приобрела Польша, больше всех купила Турция – 8 единиц для действий в Черном море. Турецкие «Оливеры» прошли модернизацию, старая Марк-13 уступила место вертикальной пусковой установке Марк-41, в восьми ячейках которой помещаются 32 зенитные ракеты ESSM.

Фрегаты этого типа 35 лет «защищают демократию» во всех горячих точках Земного шара, но, несмотря на солидные боевые качества, у них достаточно бесславная боевая

Обладал неплохими боевыми возможностями. Основным звеном системы противолодочной обороны корабля являются два палубных вертолета. Головной фрегат модульной конструкции был построен в 1977 году. За последующие 12 лет в строй вошло свыше 50 кораблей данного типа, многие из которых сейчас находятся в резерве ВМС Военно-морские силы США. Около 20 кораблей этого типа состоят на вооружении Испании, Австралии и Тайваня.

Строительство серии велось в разгар холодной войны, когда одной из главных задач ВМФ Военно-морской флот США было обеспечение безопасности конвоев из Америки в Европу в случае войны с Советским Союзом. Основным назначением фрегатов типа "Оливер Перри", в то время, являлась оборона конвоев от атак подводных лодок и морской ракетоносной авиации СССР в Северной Атлантике. Для выполнения этих задач требовался мореходный, обладающий большой дальностью плавания и хорошо вооруженный для задач ПЛО Противо-лодочная оборона и ПВО Противо-воздушная оборона корабль. Кроме того, он должен был быть дешевым и приспособленным для крупносерийного производства. Основная задача фрегатов типа "Оливер Перри" в настоящее время - эскортирование амфибийных сил и конвоев на океанских коммуникациях, защита их от подводных лодок противника и также ограниченная противоракетная оборона от противокорабельных ракет.

"Оливер Перри" имеет гладкопалубный корпус и развитую двухъярусную надстройку, в кормовой части которой находится ангар для вертолетов. Корпус разделен на 11 водонепроницаемых отсеков и имеет три палубы. Набор - продольный. Он выполнен из тугоплавкой стали, а в районе форштевня, вертолетной площадки и главных механизмов - из высокопрочной стали HY-80. Помимо главных водонепроницаемых переборок на корабле имеются дополнительные переборки, обеспечивающие создание водонепроницаемых контуров для наиболее важного оборудования и систем, которые, с целью сведения к минимуму несимметричного заполнения и связанного с этим чрезмерного крена, располагаются как можно ближе к диаметральной плоскости. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении группы смежных отсеков (не более пяти) через пробоину длиной, равной 15% от длины всего корпуса. Погреба боезапаса, посты управления оружием и БИП имеют защиту из кевларовой брони. В носовой оконечности корпуса, для предотвращения заливаемости верхней палубы, установлен фальшборт. Надстройка изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов и соединена с корпусом при помощи биметаллических планок. Система стабилизации включает в себя скуловые кили (длиной 27.9 м) и вертикальный (килевой) стабилизатор. Фрегаты оборудованы для действий в условиях применения оружия массового поражения.

На "Оливер Перри" установлена одновальная ГЭУ . Каждый из двух ГТД заключен в теплозвукоизолирующий кожух и размещен на специальных платформах (модулях) вместе со всеми вспомогательными механизмами и оборудованием, включая противопожарную систему и 32 стабилизатора. Масса конструкции в сборке составляет 20.5 т. В целях снижения уровня подводного шума предусмотрена система подачи воздуха к лопастям винта. Выдвижные движительно-рулевые колонки (ВДРК) предназначены для маневрирования в узкостях или в гавани, а также для аварийного хода в случае выхода из строя ГЭУ Главная энергетическая установка . Они размещены на расстоянии около 40 м от носовой оконечности.

Недостатками "Оливер Перри"считаются наличие одной единой ПУ Пусковая установка для ЗУР Зенитная управляемая ракета и ПКР Противокорабельные ракеты , а также 76мм АУ Автоматическая установка , которые имеют ограниченные сектора обстрела. Кроме того, фрегат имеет недостаточное количество средств самообороны от низколетящих ПКР Противокорабельные ракеты и сравнительно низкую скорость хода. Хотя считается, что корабль может использовать свое оружие при шестибалльном шторме, килевая и вертикальная качка на кормовых углах направления волны может оказаться неблагоприятной. Дело в том, что в этом случае оголяется обтекатель подкильной ГАС Гидро-аккустическая станция , образуется днищевой слеминг и заливается корма. Все это затрудняет (или делает невозможным) использование бортовых вертолетов и снижает эффективность работы ГАС Гидро-аккустическая станция .

В целом, несмотря, на недостатки, установка систем NTDS, ГАК Гидроакустический комплекс SQQ89(V)2, а также применение вертолетов с системой LAMPS позволили получить фрегат, боевые возможности которого намного превзошли ожидания, возлагаемые на корабли данного класса в середине 70-х, что в свою очередь сделало их важным элементом морской стратегии, особенно в прибрежной зоне. Фрегаты данной серии продемонстрировали неплохую мореходность и возможность участвовать в крупных морских операциях в составе группы кораблей и в одиночестве. Планируется что фрегаты типа "Оливер Перри" останутся в составе флота США до 2015-2020 годов. Предназначение фрегатов останется прежним - это обеспечение противолодочной обороны и выполнение роли кораблей эскорта.

FFG 7 USS Oliver Hazard Perry1977 /1997 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -8 USS McInerney1979 /2010 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -9 USS Wadsworth1980 /2010

Передан Польше. Носит имя "Gen. T. Kosciuszko" (бортовой номер 273).

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 10 USS Duncan1980 /1994 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -11 USS Clark1980 /2000

Передан Польше. Носит имя "Gen. K. Pulaski" (бортовой номер 272).

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -12 USS George Philip1980 /2003 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -13 USS Samuel Eliot Morison1980 /1999 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 17 HMAS ADELAIDE1980 /2008

Австралия

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 18 HMAS CANBERRA1981 /2005

Австралия

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -19 USS John A. Moore1981 /1998 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 20 USS Antrim1981 /1996

10 февраля 1983 года, Атлантический океан. Фрегат "Antrim" попытался перехватить радиоуправляемую мишень, расстреляв её из комплекса самообороны Вулкан MK.15 . В тот день ПВО Противо-воздушная оборона отработала на “отлично”. По словам очевидцев, зенитка “раскромсала” дрон на отдельные фрагменты, которые рухнули в воду в пятистах метрах от фрегата. Цель была поражена и полностью уничтожена.

Но победу отметить не успели. Словно по сюжету фильма о терминаторе, обгоревшие куски дрона срикошетили от воды и через секунду ВОНЗИЛИСЬ В НАДСТРОЙКУ ФРЕГАТА. Разлившееся топливо вызвало возгорание в отсеке вычислительной техники, жертвой инцидента стал один моряк.

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 21 USS Flatley1981 /1996 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 24 USS Jack Williams1981 /1996 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 26 USS Gallery1981 /1996 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -14 USS Sides1981 /2003 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -15 USS Estocin1981 /1999 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 16 USS Clifton Sprague1981 /1995 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 27 USS Mahlon S. Tisdale1982 /1996 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 25 USS Copeland1982 /1996 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -22 USS Fahrion1982 /1998 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -23 USS Lewis B. Puller1982 /1998 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -28 USS Boone1982 /2012 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -29 USS Stephen W. Groves1982 /2012 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -32 USS John L. Hall1982 /2012 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -31 USS Stark1982 /1999

"Stark", входивший в состав 2-й крейсероко-миноносной группы Атлантического флота, находился в составе 109 го оперативного соединения, развернутого в Персидском заливе. Корабль покинул ВМВ Мэйпорт (Флорида) в феврале и должен был возвратиться туда 5 августа. Выйдя из порта Манама (Бахрейн), где он пополнял запасы топлива, воды и продовольствия, 17 мая 1987 г. по местному времени, в 13.30 корабль начал патрулирование вблизи объявленной Ираком зоны боевых действий (65-85 миль к Норд-Осту от побережья Бахрейна). В момент, предшествовавший развернувшимся событиям, фрегат имел боевую готовность №3 (средства обнаружения и оружие - в готовности к использованию, расположение личного состава - на боевых постах) и поддерживал автоматическую двухстороннюю связь с эсминцем УРО Управляемое ракетное оружие DDG 40 «Coontz», штабным кораблем AGF3 «La Salle» и самолетом ДРЛО Е-ЗА системы AWACS ВВС Военно-воздушные силы Саудовской Аравии. В момент инцидента боевую смену возглавлял вахтенный офицер лейтенант Б.Монкриф. В 17.00 (по времени "ZULU" что со ответствовало 20.00 местного времени) самолет AWACS, обнаруживший взлет с иракской территории и движение в южном направлении новой воздушной цели, оповестил корабли о приближении с юга "дружественного, повидимому; иракского самолета". Через пять минут вахтенный офицер доложил об этом находившемуся в боевом информационном центре (БИЦ) командиру фрегата лейтенант коммаидеру Г.Бринделу (Glenn Brindel). Командир поднялся на мостик. В 17.45 «CoonLz» передал на "Stark" параметры движения самолета: курс 285 град., дистанция 120 миль. В 17.58 "Stark" взял самолет на сопровождение своей РЛС Радио-локационная станция AN/SPS-49 с дистанции около 70 миль, его курс составлял 260 град, (впоследствии командование ВВС Военно-воздушные силы Ирака заявило, что курс был 061 град.) В 18.00 "Stark" изменил свой курс идя со скоростью 10 узлов. Командир фрегата, не усмотрев в обстановке ничего угрожающего, спустился с мостика в свою каюту. В это время оператор поста наблюдения за воздушной обстановкой доложил в ВИЦ: "Дистанция до цели - 45 миль, цель следует курсом на корабль". Оператор предложилвахтенному офицеру сообщить на самолет о том, что он приближается к американскому военному кораблю. Лейтенант Монкриф, предположивший, что самолет вот-вот изменит курс, решил немного подождать. В 18.03 «Coontz» оповестил "Stark": "Иракский самолет. Курс 066 град. Дистанция 45 миль, скорость 335 узлов (620 км/ч), высота 3.000 футов (915 м). Идет на «Stark»". В это же время «La Salle» запросил "Stark", видит ли он иракский самолет, и получил утвердительный ответ. В 18.06 система радиотехнической раз ведки (РТР), входящая в установленный на борту фрегата комплекс РТР и радио электронной борьбы (РЭБ) AN/SLQ-32, засекла работу прицельной РЛС Радио-локационная станция самолета с дистанции 27 миль. Когда через минуту оператор системы доложил об этом в БИЦ, дистанция сократилась до 15 миль. Пост наблюдения за воздушной остановкой получил приказание вахтенного офицера передать радиообращение "не известному самолету" и запросить о его намерениях, что было немедленно выполнено. В 18.09 самолет AWACS услышал радиообращение фрегата к иракскому самолету, указывающее на его принадлежность к ВМС Военно-морские силы США с передачей курса (078 град.) и дистанции до самолета (11 миль). Через 37 секунд «Stark» повторил запрос. Оба обращения транслировались по международному своду сигналов и на принятой для этого частоте (243 МГц и 121,5 МГц), однако ответа с иракского самолета не последовало. В то же время Е-ЗА увидел, что иракский самолет резко повернул вправо и увеличил скорость. Это означало, что он лег на боевой курс и начал атаку. В 18.09 "Stark" донес что он засек работу самолетной РЛС Радио-локационная станция управления огнем "Сирано". По изменению тональности принимаемого сигнала оператор поста FTP пришел к выводу, что РЛС Радио-локационная станция самолета захватила цель, и доложил об этом в БИЦ. Лейтенант Монкриф приказал приготовить к использованию пусковые установ ки Mk.36 неуправляемых ракет с противо радиопокационными отражателями и инфракрасными ловушками (Super RBOC). Почти одновременно сигнальщик на мостике визуально обнаружил по левому борту на горизонте яркую вспышку и затем быстро приближающуюся малоразмерную воздушную цель, то есть ПКР Противокорабельные ракеты . Сыграв боевую тревогу, в 18.10 "Stark" развернул собственный радиолокационный комплекс (РЛК) управления огнем зенитных огневых средств (ЗОС) Mk.92 на самолет, а через 5 секунд получил попадание ракетой в левый борт в район 2-й палубы на 100-м шп. Ракета, сделав в борту пробоину размерами 3 на 4,5 м, проникла внутрь, но не взорвалась. В это время командир фрегата при был в БИЦ. Примерно через 25 секунд почти в то же место, но несколько выше, попала вторая ракета и взорвалась в кубрике рядового состава. Возник пожар, распространившийся в помещение БИЦ. Основные системы и механизмы фрегата в тот момент обесточились, корабль потерял ход и управление. Началась борьба за живучесть. Убедившись в том, что иракский "Mirage" нанес ракетный удар по кораблю ВМС Военно-морские силы США, самолет ДРЛО запросил ко мандование ВВС Военно-воздушные силы Саудовской Аравии о перехвате иракского истребителя самолетами F-15. Однако этого сделано не было, "Mirage" безнаказанно ушел.

Тем временем команда фрегата "Stark" локализовала пожар, было начато спрямление корабля контрзатоплением. Несмотря на то, что корабль собственными силами был в состоянии справиться с пожаром и сохранил возможность ввода в строй собственной ГЭУ Главная энергетическая установка и, тем более - 10-узло вого хода под вспомогательным движи тельнорулевым комплексом, командир принял решение запросить по аварийной радиосвязи помощь у входивших в состав 109-го оперативного соединения эсминцев DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) 24 «Waddell» и DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) 17 «Conyngh am». После тушения пожара с их помощыю фрегат был отбуксирован в порт Манама. 20 мая из отсеков корабля извлекли обломки неразорвавшейся ПКР Противокорабельные ракеты , идентифицированной как Экзосет . Тела 35 погибших членов экипажа отправили в США, двух человек посчитали пропавшими без вести. В июле, после проведенного в Манаме предварительного ремонта, корабль совершил переход в ВМБ Военно-морская база Мэйпортдля окончательного восстановления. При ремонте корабля очень пригодился модульно-сек ционный метод его постройки. Поврежденные секции-модули были вырезаны и попросту заменены на готовые новые. Взрыв ПКР Противокорабельные ракеты в густонаселенном помещении вызвал большие жертвы: погибли 37 человек, 21 получил ранения (более 30% экипажа). Зона разрушения достигла ходовой рубки, был разрушен БИЦ-ГКП и смежные помещения. От большого количества воды, принятой в верхние помещения для тушения пожара, остойчивость корабля приблизилась к критической величине, появился сильный крен на левый борт. Здесь, по-видимому, отрицательно сказалось и то, что в отличие от своего конструктивного "удвоения" - эсминцев типа Спрюенс - фрегаты типа "Оливер Перри" имеют лишь ограниченное количество топливных цистерн, замещаемых водой. При разборе происшествия американские специалисты по живучести отметили, что, случись подобное в Атлантике, фрегат неизбежно бы опрокинулся. Однако корабль остался на плаву, был спрямлен и вернулся в базу для ремонта.

Командир фрегата "Stark" был обвинен в служебной халатности и непринятии своевременных мер.

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 34 USS Aubrey Fitch1982 /1997 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 35 HMAS SYDNEY1983 /2015

Австралия

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -41 USS McClusky1983 /2015 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -42 USS Klakring1983 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -33 USS Jarrett1983 /2011 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -36 USS Underwood1983 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -37 USS Crommelin1983 /2012 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -38 USS Curts1983 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -39 USS Doyle1983 /2011 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -30 USS Reid1983 /1998 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -45 USS Dewert1983 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -46 USS Rentz1984 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -47 USS Nicholas1984 /2014 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -48 USS Vandegrift1984 /2014 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -49 USS Robert G. Bradley1984 /2014 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -50 USS Taylor1984 /2015 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -51 USS Gary1984 /2015 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -40 USS Halyburton1984 /2014 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -43 USS Thach1984 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) 44 HMAS DARWIN1984 /2015

Австралия

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -52 USS Carr1985 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -53 USS Hawes1985 /2010 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -54 USS Ford1985 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -55 USS Elrod1985 /2015 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -56 USS Simpson1985 /2015 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -57 USS Reuben James1986 /2013 FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -58 USS Samuel B. Roberts1986 /2015

14 апреля 1988 года " Samuel B. Roberts" подорвался на мине в Персидском заливе. C использованием судна Mighty Servant 1 был транспортирован в США, где в течение 3-х месяцев проходил капитальный ремонт.

FFG Guided Missile Frigate (фрегат УРО) -59 USS Kauffman1987 /2015

Фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» - одна из самых многочисленных серий послевоенных боевых кораблей - до сих пор состоят на вооружении Соединенных Штатов Америки и семи других военных флотов. В ряде стран их модернизировали.

Фрегат-ракетоносец «Оливер Хазард Перри» (назван в честь коммодора, одержавшего победу над англичанами на озере Эри в 1813 году) был задуман как корабль сопровождения общего назначения для замены фрегатов Второй мировой войны.

Указ о строительстве головного судна этого типа, FFG-7, издали в 1973 году. В 1977 году корабль был сдан в эксплуатацию. Когда корабли этого типа выработали свой ресурс, американцы сочли их модернизацию нерентабельной, одни суда за символическую цену были проданы союзникам, другие -просто списаны.

ОПИСАНИЕ ФРЕГАТА

В носовой части судна располагается пусковая установка Мк 13 для ракет класса «земля - воздух» стандарта SM-1/SM-2 или противокорабельная ракета RGM-84 «Гарпун» (RGM-84 Harpoon). Над судовыми надстройками - двухцелевое артиллерийское орудие «ОТО Мелара» калибра 76 мм. В задней части - взлетная палуба и ангар на два вертолета, хотя на практике использовался один Каман 5Н-2«Сиспрайт». Версия FFG-7 Flight III (Long) имеет удлиненный на2 м корпус, что позволяет использовать вертолет SH-60B «Сихок».

Испанские корабли имеют систему оружия ближнего действия «Мерока» местного производства (ЗУРО) и шире в осадке на 0,3 метра.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА

Фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» использовались во многих военных конфликтах: в Ираке (в 1991 и 2003 годах), в Индийском океане против пиратов.

В 1987 году во время Ирано-иракской войны американский фрегат «Старк» (FFG-31) был поражен двумя противокорабельными ракетами «Экзосет», выпущенными иракским истребителем «Мираж» F-1. Экипаж пострадал, судно со временем отремонтировали. Фрегат «Сэмюэль Робертс» нарвался на иранскую мину в 1988 году, но выдержал удар.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФРЕГАТА

Процессор системы поражения фрегатов типа «Оливер Перри» оснастили памятью всего в 365 Кбайт, что позволяло увидеть только 64 воздушных и наземных цели. Из-за несовершенства компьютерных систем 1970-х годов интервал между обнаружением цели и открытием огня был слишком большим. Оборудование нуждалось в модернизации и обновлении. Австралия усовершенствовала четыре корабля класса «Аделаида», установив на них ракеты противовоздушной обороны средней дальности SM-2 Block IIIA и систему вертикального пуска для ракет противовоздушной обороны RIM-162 «Си Спарроу». Для проведения операции «Сихок» на турецких кораблях класса G была удлинена противокорабельная ракета RGM-84 и применена новая система боевого управления Genesis, а на четырех кораблях установлена система вертикального спуска и трехкоординатный радар Thales SMART-S Mk 2. Испания просто отремонтировала шесть фрегатов класса «Санта-Мария».

Тактико-технические характеристики

Фрегаты типа «Оливер Хазард Перри»

Класс: Improved Adelaide

Водоизмещение, т: 4267

Размеры, м: длина: 138,1 ширина: 13,7 осадка: 7,5

Экипаж, чел.: 184 (включая 15 офицеров)

Скорость, км/ч: 53,7

Дальность действия, км: 8334 (на скорости 37 км/ч)

Двигатель:

  • 2 газовые турбины GELM2500 мощностью 30,6 мВт каждая,
  • 2 дополнительных снимаемых электрических двигателя мощностью 484 кВт

Вооружение:

  • 8 реактивных снарядов RGM-48 «Гарпун» SSM,
  • 32 RIM-162 «Си Спарроу» SAM,
  • 76-мм артиллерийское орудие, Phalanx CIWS,
  • 6 12,7-мм пулеметов,
  • 2 управляемых на расстоянии пулемета «Мини-тайфун»,
  • 6 гранатометов для торпед калибра 324 мм

Авиация: 2 вертолета SH-60

Предполагавшийся как самый многочисленный класс боевых кораблей военно-морских сил США, класс «Оливер Хазард Перри» разработан для противовоздушной обороны с возможностями вести борьбу с противолодочной обороной, надводная (наземная) цель в качестве вспомогательной задачи. Из-за соображений стоимости первые 26 не были приспособлены, чтобы нести два вертолета противолодочной обороны Мк 3, но сохранили две машины системы LAMPS Мк 1. Устройства LAMPS включали систему RAST (Recovery Assistance Security and Traversing), которая позволила принимать и выпускать вертолеты SH-60 «Си Хок» с корабля в условиях бортовой качки до 28° и килевой качки до 5°. Все имеют броню из алюминиевого сплава поверх погребов и пластмассовую броню «Кевлар» на жизненно важных устройствах электроники и связи.

В состав военно-морских сил Австралии входят «Аделаида» (F01), «Канберра» (F02), «Сидней» (F03) и «Дарвин» (F04). Австралия располагает правом построить до шести кораблей этого класса согласно лицензии. Испания также строит по лицензии три корабля этого типа для своих военно-морских сил: «Наварра» (F81), «Мурсиа» (F82).

Боекомплект для пусковой установки Мк 13 включает только зенитную управляемую ракету «Стандарт» и противокорабельной ракеты «Гарпун», так что корабельное противолодочное вооружение составляют только торпеды Мк 46 и вертолеты LAMPS. Восемнадцать кораблей этого класса переведены в резерв военно-морских силах США как учебные корабли наряду с несколькими противолодочными фрегатами класса «Нокс». Два корабля, «Старк» и «Сэмюэль Б.Робертc» (Samuel B.Roberts), были поражены ракетами в Персидском заливе в течение ирано-иракской войны. Класс состоит из кораблей «Оливер Хазард Перри» (FFG7), «Макинней» (FFG8), «Уодсворт» (FFG9), «Дункан» (FFG10), «Кларк» (FFG11), «Джордж Филип» (FFG12), «Сэмюэль Элиот Морисон» (FFG13), «Джон X. Сайде» (FFG14), «Эстосин» (FFG15), «Клифтон Спрэгью» (FFG16), «Джон А. Мур» (FFG19), «Энтрим» (FFG20), «Флэтли» (FFG21), «Фарион» (FFG22), «Льюис Б. Пуллер» (FFG23), «Джек Уильяме» (FFG24), «Коуплэнд» (FFG25), «Гэллери» (FFG26), «Мэллон Тисдэйл» (FFG27), «Бун» (FFG28), «Стивен В. Гровс» (FFG29), «Рейд» (FFG30), «Старк» (FFG31), «Джон Л.Хэйл» (FFG32), «Джаррет» (FFG33), «Обри Фитч» (FFG34), «Андервуд» (FFG36), «Кроммелин» (FFG37), «Кул») (FFG 38), «Дойл» (FFG39), «Халибэртон» (FFG40), «Макклуски» (FFG41), «Клакринг» (FFG42). «Тач» (FFG43), «Уэрт») (FFG45), «Ренц» (FFG46), «Николас» (FFG47), «Вандерфифт» (FFG48), «Роберт Г. Брэдли» (FFG49), «Тейлор» (FFG50), «Гэри» (FFG5I), «Кэрр» (FFG52), «Хэйс» (FFG53), «Форд» (FFG54), «Хрод» (FFG55), «Симпсон» (FFG56), «Рубин Джеймс» (FFC57), «Сэмюэль Б. Роберте» неназванных (FFG59 и FFG61)

Тактико-технические характеристики фрегата «Оливер Хазард Перри»

  • Класс «Оливер Хазард Перри»;
  • Водоизмещение, т: стандартное 2769 и полное 3658;
  • Размеры, м: длина 135.6 (у кораблей системы LAMPS 1) или 138,1 (у кораблей системы LAMPS 3: FFG8, FFG36-FFG43 и FFG45-FFG61), ширина 13,7, осадка 4,5. Главная энергетическая установка -две газотурбинных установки LM2500 фирмы «Дженерал Электрик», работающие на один вал, мощностью, л. с. (кВт): 40 000 (29 828);
  • Скорость хода, узлов: 29;
  • Вооружение: однобалочная пусковая установка Мк 13 зенитно-ракетный комплекс «Стандарт» SM-IMR и «Гарпун» (боезапас 36 зенитно-управляемые ракеты и 4 противокорабельные ракеты), 76-мм артиллерийская установка, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс самообороны "Фаланкс ", два 324-мм трехтрубных торпедных аппаратов противолодочной обороны с боезапасом 24 торпеды Мк 46;
  • Авиавооружение: по два вертолета SH-2F «Си Спрайт» Мк 1 и SH-60B «Си Хок» системы LAMPS Mk 3;
  • Электроника: радиолокационная станция обнаружения воздушных целей SPS-49, радиолокационная станция обнаружения надводной (наземной) цели SPS-55, радиолокационная станция системы управления огнем STIR, комплект URN-25 PTCH TACAN, CPTP SLQ-32 (V) 2, две пусковых установки Мк 36 Super RBOC для постановки дипольные отражатели, гидроакустическая станция SQS-56 в корпусе и (только на FFG36-FFG43 и FFG45-FFG61) буксируемая ГАC S0R-19A;
  • Экипаж, чел.: 215.