Презентация на тему «Развиваем творчество дошкольников» (воображение). Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (презентация для родителей) Развитие творческого воображения в рисовании презентация

Развитие творческого
воображения
во внеурочной деятельности
учащихся художественноэстетической направленности
Автор: учитель изобразительного искусства Лукьянова Л. Б.

Развитие творческого воображения во внеурочной деятельности учащихся художественно-эстетической направленности

Скажи мне –
и я забуду,
Покажи мне –
и я запомню,
Вовлеки меня в
ГБОУ
СОШ с. ЕЛХОВКА
Самарской области
Учитель
изобразительного искусства
Лукьянова Людмила Борисовна
процесс–
и я пойму.
Отойди- и я буду
действовать
(Конфуций)

Что такое творческое воображение?

Творческое воображение – это такой вид
воображения, в ходе которого человек
самостоятельно создает новые образы и
идеи, представляющие определенную
ценность. Эти идеи могут воплощаться в
конкретные продукты творческой
деятельности.

Различие между логическим и творческим мышлением

Главное различие между логическим и
творческим мышлением состоит в том, что
при шаблонном логическом мышлении
логика управляет разумом, тогда как в
процессе креативного мышления она лишь
играет обслуживающую роль (поиск, отбор
и анализ новых идей)

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

умение поставить учебно-познавательные
проблемы (например: можно ли дома или в
школе создать свой маленький театр кукол?)
стимулирование к поиску новых знаний и
нестандартных способов решения задач и
проблем;
поддержка ученика на пути к самостоятельным
выводам и обобщениям
Все это предполагает создавать атмосферу
творчества на занятиях.

Методы развития творческого воображения

1. Неологии - метод
использования чужих идей
Например, можно осуществлять
поиск формы на основе
пространственной перекомпоновки
некоего прототипа. Но в процессе
заимствования необходимо
ответить на вопросы:
Что нужно изменить в прототипе?
Каким образом лучше это сделать?
Решает ли это поставленную
задачу?
Заимствование идеи без изменений
может привести к
обвинению в плагиате.

2. Эвристические методы

Например, придумать образ, изготовить
поделку.
Это способ создания неизвестного ранее продукта в
результате творческих действий. Эскиз –
составная часть любого творческого проекта

3. Оргдеятельностные методы

Методы ученического планирования
Этот метод помогает спланировать свою
творческую деятельность

Занятия внеурочной деятельности в 6-б классе по теме «Изготовление кукол для кукольного театра» 1. Создать мотивацию! 1.

Сформировать мотивацию!

Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая
удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением
фантазировать, а потом умением воображать, а потом и
рационально мыслить. У школьников интерес не к
рассуждениям, а к событиям.

Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, задача: как и из чего изготовить

крылья дракону?

"Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

"Подбрасывать" детям интересные сюжеты и
просить их составлять по ним рассказы,
сказки, истории.
Для более занятного перехода от слова к делу
предложить придумать окончание сказки.

Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его

неприятие.

Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том,

чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с
детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и
реализовать замыслы своих творческих работ.

Дальнейшее развитие проекта

Создание декораций
Постановка сказки

Работа над костюмом (образом) куклы

Работа над декорациями (живопись на большом формате)

Работа над сценарием (конкурс на лучшее сочинение сказки в картинках с комментариями)

Вывод

Воображение является ключевым
фактором схемы творческого
мышления. Чем лучше развито
воображение, чем шире
мировоззрение человека, чем
быстрее он способен находить
необходимые ассоциации у себя в
голове, тем креативнее его идеи.

Тест “Определение уровня воображения”
Инструкция:
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
1.
Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2.
Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3.Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной
от себя? (1, 0).
4.
Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
5.
"Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6.
Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7.
Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же
фигурки? (О, 1).
8.
Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9.
Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших
творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас
зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому
не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Актуальность работы.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования даёт ребенку возможность увидеть мир «по-новому». Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

Интеллектуальному развитию ребенка;

Коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Развивает мелкую моторику рук.

Цели:

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности

.Задачи:

    познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

    сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами

    закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться

Развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)

Развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики

Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами

Знакомство с новыми техниками и технологиями

Умение применять их на практи

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей3-4 лет»
Этапы работы.Содержание работы.Сроки проведения I.
Информационно-аналитический -подбор и изучение педагогической и методической литературы по теме, накопление материала;
Памятка по теме «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Картотека начно- популярной, методической литературы и журнальных статей по теме.
- изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме в ДУ и на интернет-сайтах; 2017-2018уч.год

IIПрактический1.Методическая работа по самообразованию
- систематизация методического материала по теме самообразования;
Памятка:
«Нетрадиционные техники рисования».
- разработка перспективного плана занятий по кружковой работе по нетрадиционной технике рисования; Тематический план занятий с детьми.
- составление конспектов занятий по кружковой работе «Рисуем без кисточки…»; Конспекты занятий.
- подготовка консультации для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»; 2018-2019 уч.год.

2.Работа с детьми « Весёлые пальчики»Знакомство и овладение техникой «рисование пальчиками» Выставки детских работ, оформление папки с рисунками,
коллективные работы.
«Яркие ладошки»Знакомство и овладение техникой «рисование ладошками» «Цветные отПЕЧАТКИ»Знакомство и овладение техникой «оттиск печатками»(поролон, ватные палочки, пробки, пипетки) «Колючая кисточка»Знакомство и овладение техникой «тычок жесткой полусухой кисточкой» «Рисуем без кисточки»Знакомство и овладение техникой « рисование воском, «по-мокрому», манкой»«Бумажные комочки»Знакомство и овладение техникой « рисование смятой бумагой»
«Волшебные кляксы»Знакомство и овладение техниками
«кляксография» и «монотипия»2019-2020уч.год
3.Работа с родителями - подготовка консультации «Рисование не традиционными способами

Подготовка и проведение мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования: «Необычными вещами мы рисуем без труда»
2019-2020уч.год
IIIПодведение итогов - отчет о проделанной работе. Выступление с докладом на педсовете. Папка детских работ по нетрадиционной технике рисования. Фотоальбом коллект ных работ и коллажей, созданных совместно с детьми.2021-2022уч.год.

2017-2018 уч.год. Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования: Изучение методической литературы по теме: 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"" 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г. 4. Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников». Нетрадиционные техники. – М.:2016г. 5. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" 6. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель". 7. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 8. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2.Внедрение в практику: - 2018-2019уч.год «Разработка перспективного плана нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию. – 3.2019-2020уч.год.Консультация для родителей "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». - Выставки детских рисунков для родителей. - Консультация для родителей «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях» - Консультация "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"

3. Представление опыта работы: - 2020-2021уч.год. Разработка конспектов мероприятий с детьми. - Мастер-класс для родителей по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования«Необычными вещами мы рисуем без труда»Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» - 4.2021-2022 уч.год Отчёт по теме самообразованию

Ожидаемые результаты.

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы :
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
8. Изучение из интернет – ресурсов

Цели:

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна

Этапы самообразования
1.Подбор и изучение методической литературы: в течении года.
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику : в течении год 4.Представление опыта работы по теме в течении года.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Основой творчества является комбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

Юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

Зрелость– подчинение воображения уму интеллекту.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе.

Рисование в технике “кляксография”. Для работы детям был предоставлен готовый стимульный материал, так как дети негативно отнеслись к предложению самим нарисовать кляксы. Дети сами выбирали стимульный материал из предложенного (заготовки абстрактной формы из пластилина, кусочков ткани, нарисованные краской). Из предложенного изобразительного материала для выполнения задания все дети выбрали фломастеры, мотивируя свой выбор тем, что они более яркие, чем карандаши, и ими легче рисовать, чем красками.

Большинство работ не отличаются оригинальностью, к образу дети добавляли лишь наиболее существенные детали, но в тоже время большое внимание уделяли созданию сюжета рисунка. С заданием самостоятельно справились все дети, не только дорисовав пятно до определенного образа, но и, добавляя новые образы, представив в рисунках развернутую предметную среду.

Рисование в технике “монотипия”. Дети сами справились с техникой выполнения монотипии. Лопанова Даша выполняла работу ею же предложенным способом – сочетая ее с техникой “кляксография”: разбрызгивая цветные пятна краски по обеим половинкам листа и затем складывая их. Вторая часть работы вызвала больше затруднений: дети могли дать название своим рисункам, сказать, какой образ они в нем видят, но дорисовывать либо отказывались, либо приступали к работе только после обсуждения с педагогом того, что они хотят изобразить.

“Рисование цветными нитками”. Данная техника рисования вызвала у детей положительные эмоции, желание работать в этой технике. Дать название своей работе и дорисовать до целостного образа смог лишь один ребенок. Несмотря на это, данная техника полезна в работе с детьми как психотерапевтическое средство.

Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвали интерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступали к выполнению задания только после беседы с воспитателем, на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Это свидетельствует о том, что данную работу необходимо проводить в системе

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.

Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Маймакова

Иманбековна.

ГККП «Ясли - сад №24

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский


Визитка воспитателя


Ф.И.О. Маймакова Ботагоз Иманбековна.

Дата рождения:07.04.1980.

Образование:Высшее- педагогическое.

Название учебного заведения, которое закончила: Новосибирский государственный педагогический университет

Карасукское педагогическое училище.

Специалист по диплому: Преподавание в начальных классах,специализация психология, воспитатель.

Стаж работы:общий- ,педагогический- ,в данном учреждении.

Когда и где повышала квалификацию: НЦПК «Орлеу»2017

Направление работы,которое лучше удается:Познание.Творчество.

По какой проблеме в данный момент работаю углубленно:»Развитие творческого воображения через нетрадиционную технику рисования»

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в проектной деятельности»

Задачи:

    Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

    Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

    Развивать творчество, фантазию.

    Активизировать детей при выборе тематики.

    Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

    Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

    Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

2017- 2018уч.г.

Работа с детьми:

    Разработка кружковой работы с детьми первой младшей группы «Волшебные пальчики»

    Освоение с детьми техники рисования ладошкой, пальчиками, кулачком, тычками.

    Выставка творческих работ «Чудесные превращения ладошки»

    Разработка и подбор материала пальчиковых игр для занятий по изобразительной деятельности в первой младшей группе.

    Разработка и реализация проекта по рисованию штампами

«Веселые печатки - отпечатки»

    Проведение дидактических игр «Собери картинку» - развивать умение собирать целое из частей.

Работа с родителями:

    Мастер – класс для родителей «Рисуем пальчиками и ладошками».

    Оформление выставки работ детей и родителей: «Чудесные превращения ладошки».

    Оформить папку - передвижку «Материал для рисования для малышей 2-3 лет».

    Презентация для итогового родительского собрания на тему: «Как мы учились рисовать».

Работа с педагогами:

    Разработать рабочую программу по изодеятельности в первой младшей группе.

    Рассказать педагогам о книге «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» - К.К. Утроибной

    Посетить занятия по рисованию опытных педагогов. Заполнить листы по посещению.

    Открытое занятие по рисованию «Осень, осень – листопад» для педагогов дошкольного образования.

    Выступление на педсовете «Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста».

    Представить педагогам варианты по организации уголка по изобразительной деятельности.

2018- 2019уч.г.

Работа с детьми:

    Разработка кружковой работы с детьми второй младшей группы «Радуга красок»

    Разработка и реализация проекта по различным техникам рисования деревьев во второй младшей группе.

    Развлечение «Веселый снеговик».

    Дидактическая игра: «Подбери по цвету»- закрепление оттенков основных цветов.

    Занятие по рисованию «Праздник снежинок».

    Индивидуальная работа по развитию творческих способностей с помощью занимательного материала. Дидактическая игры «Сложи узор».

Работа с родителями:

    Совместное развлечение «Праздник осени».

    Фотовыставка: «Как мы занимаемся в детском саду».

    Консультация: «Собираем и храним природный материал для поделок и рисования».

    На родительском собрании представить презентацию «Первые шаги в мир искусства». - познакомить с разнообразием выставок и музеев г. Нижнекамске и г. Набережные Челны.

    Мастер – класс для родителей «Штампы для рисования своими руками».

Работа с педагогами:

    Круглый стол: «Делимся опытом» - обобщений опыта работы педагогов.

    Рассказать педагогам о книге А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

    Семинар- практикум: «Знакомим детей с техникой Пуантилизм».

    Презентация проекта «Такие разные деревья» - ознакомление с приемами изображения деревьев в различных техниках.

    Представить педагогам игру, сделанную своими руками «подбери по цвету» для закрепления оттенков основных цветов и логического мышления.

    Консультация для педагогов «Игры по изобразительной деятельности».

2019- 2020 уч.г.

Работа с детьми:

    Разработка кружковой работы с детьми средней группы «Акварелька»

    Дидактическая игра «Бабочки» - закрепление оттенков цвета, формы. Развитие фантазии.

    Разработка и реализация проекта «Волшебный фон» - побуждать детей создавать фон для творческих работ, используя нетрадиционные техники рисования.

    Индивидуальная работа по развитию творческих способностей с помощью занимательного материала. Дидактическая игры «Нарисуй портрет».

    Открытое занятие по изобразительной деятельности «Снежинки» - закрепить умение использование в деятельности техники набрызга.

Работа с родителями:

    Оформить - папку передвижку «Материал для обучения технике набрызга».

    Вечер развлечений «Волшебница Зима».

    Презентация на родительском собрании: «Я учусь творить».

    Семинар- практикум для родителей «Мраморирование листа или рисуем на пене для бритья».

    Пополнение уголка по изобразительной деятельности в группе.

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные методы изобразительной деятельности

Развитие творческого воображения – одна из главных задач дошкольного воспитания В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческих личностях. Многие дарованные природой способности не раскрываются в полной мере без целенаправленной и системной работы над их развитием. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творческого воображения, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах: совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе способности и склонности. Не получившее должного развития в детском возрасте, творческое воображение порой остаются нереализованными и во взрослой жизни. Наличие же развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Вот почему работа над развитием творческого воображения дошкольников крайне важна.








Нетрадиционные техники рисования как вид художественно-творческой деятельности Одним из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития воображения и творческих способностей детей, ведь в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка. Использование в воспитательской работе нетрадиционных техник рисования – это не только отличной способ заинтересовать детей, но и толчок к развитию их воображения и творческих идей, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном «рисунке», дошкольники учатся думать и самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.


Цель использования нетрадиционных методов ИЗО деятельности как направления воспитательской работы с дошкольниками развитие у детей творческого воображения, стимулирование художественного творчества и помощь в активизации творческого потенциала воспитанников через нетрадиционные техники и методы изобразительной деятельности.


Задачи: Развивающие: формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, воображение и фантазию, изобретательность, пространственные представления; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства (удивление, сомнение, радость от узнавания нового)


Образовательные: закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; закреплять приобретённые воспитанниками умения и навыки, демонстрировать детям широту их возможного применения; знакомить с изделиями декоративно прикладного искусства (они раскрывают перед детьми богатство культуры народа и помогают им усвоить нравы и обычаи, передаваемые с давних времен от поколения к поколению); учить понимать и любить прекрасное учить создавать свои неповторимые образы, используя различные техники ИЗО деятельности; помогать детям овладевать различными техническими навыками при использовании в изобразительной деятельности нетрадиционных техник


Воспитательные: воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию Оздоровительные: укреплять здоровье детей, используя комплексы здоровьесберегающих технологий; благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности на эмоциональное состояние и психическое развитие детей


Основные принципы развития детского творчества и воображения: принцип этапности (от простого к сложному); принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве); принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов); принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)


Применение принципов развития воображения и детского творчества при использовании нетрадиционных методов ИЗО деятельности с дошкольниками Принцип От простого к сложному (от простого отштамповывания следов пропитанными краской поролоновыми губками на белом листе до создания рисунков «Космический пейзаж») Принцип сравнений, поиск новых технологий (от привычного рисования матрешки кисточкой до ее изображения при помощи рисования пальцами)


Применение принципов развития воображения и детского творчества при использовании нетрадиционных методов ИЗО деятельности на занятиях с дошкольниками Принцип динамичности (техника создания игрушки по мотивам дымковской барышни понятна детям и спустя освоена ими) Принцип творческого взаимодействия детей и взрослого при создании объемной аппликации « Снегири » в комбинированной технике


Наш центр художественной деятельности оснащён разнообразным материалом для творчества: краски акварельные и гуашевые, разнообразные печатки, трафареты, карандаши простые и цветные, восковые мелки, ластики, фломастеры, раскраски, бумага для рисования; материал для аппликации; пластилин для лепки и пластилинографии; разнообразный природный и бросовый материал для преобразования (например: сделать из коробки фотоаппарат или из обрезанной бутылки дымковскую барышню и т.д.)



МКОУ «Горшеченская СОШ №2»

«Развитие творческого воображения на уроках изобразительной деятельности».

Учитель ИЗО

Нестеров Александр Иванович


1.Значение изобразительной деятельности.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человечка связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути.


2. Специфика урока в коррекционной школе.

Специфика уроков изобразительного искусства проявляется в использовании специальных методов и приемов обучения, которые помогают учащимся преодолеть при усвоении определенных знаний и умений трудности, обусловленные особенностями их развития.


Развитие у учащихся навыков изобразительной деятельности.

Развитие творческого воображения – это импровизация, игра, мистификации. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить, необходимо быть чуткими и осторожными ко всем проявлениям детской фантазии. По детским рисункам, где за самым обыкновенным сюжетом может скрываться богатое и очень сильное воображение ребенка, можно увидеть настроение и проявление фантазии. Таким образом, научить ребенка рисовать так же необходимо, как и разговаривать.


Нетрадиционные формы работы в изобразительной деятельности.

Монотипия


Рисовать можно не только кистью, но и пальцем, ладошкой и т.д. (













Работаем над техникой.

Для успешных уроков с использованием нетрадиционных форм работы в изобразительной деятельности ребенку понадобятся некоторые навыки, всех их не перечесть и не предусмотреть, поэтому ограничимся лишь тремя:

  • точное движение руки,
  • точное смешивание красок (сенсорное воспитание);
  • точное внимание (схватывание глазом).

Заключение

В специальной школе изобразительное искусство с основным назначением его как учебного предмета – развивать художественные знания и умения учащихся, знакомить их с основами искусствоведения – используется и как один из компенсационных путей развития и воспитания этих учащихся, формирования их познавательной сферы, словесной речи.