Загадочный язык жестов при общении. Согласие - не согласие

Введение

Человек передает информацию не только с помощью слов (вербально), но и при помощи жестов, мимики, позы, взгляда, внешнего вида, дистанции при разговоре, украшений – то есть при помощи невербальных сигналов. Доказано, что большую часть информации о человеке (около 80 %) мы получаем именно из невербальных источников, тогда как слова дают нам всего лишь 20 % всей информации. Очень часто невербальная информация остается «за кадром» нашего восприятия, потому что мы не умеем ее прочитывать и интерпретировать.

Мы зачастую не замечаем очевидного: мы верим формально сказанным словам согласия, в то время как человек отрицательно кивает головой, пытаясь нас предупредить – я не согласен. Мы не обращаем внимания на то, что человек, встречающий нас с улыбкой, скрестил на груди руки – признак оборонительной позиции – «мне некомфортно и неуютно».

Книга предназначена для тех, кто хочет научиться читать язык жестов, мимики, поз и пр., для тех, кто стремится узнать о своем собеседнике больше, чем тот о себе рассказывает, для тех, кто хочет расшифровать истинные мотивы поведения человека, определять секундное настроение собеседника. Если вы учитесь управлять своим телом, используя лишь те невербальные знаки, которые помогают создавать положительный образ, настраивать собеседника на позитив, тогда эта книга для вас. Для того чтобы сделать ваше тело союзником, а не предателем, вы должны хорошо изучить азбуку жестов, представлять, что означает каждый невербальный сигнал. Мы предлагаем вам эту книгу, чтобы в дальнейшем воспользоваться ценнейшим опытом, приобретенным после ее прочтения.

Глава 1
О чем говорят человеческие жесты?

Правило № 1

Как распознать жесты из категории «Я задумался»

Человек, находящийся в раздумье, отсутствует в реальной действительности, он не слышит и не видит то, что творится вокруг, поскольку находится в мире собственных мыслей и фантазий. Следует заметить: когда человек размышляет или фантазирует, не растрачивайте важные аргументы впустую, он их все равно не воспримет, не услышит.

Необходимо помнить, что у человека, находящегося в раздумье, наиболее активной является зона головного мозга, поэтому он пытается акцентировать на ней наше внимание, как бы предупреждая: «Не мешайте – я думаю». Для человека, который задумался, отвлекся от беседы, характерны следующие жесты: руки у лба в различных позициях, человек может потирать виски, почесывать затылок. У подобного рода жестов есть еще одно предназначение: человек таким образом пытается повысить эффективность работы головного мозга, настраивает свой «мыслительный аппарат» на решение трудной задачи. Отсюда всевозможные поглаживания и почесывания.

Кроме жестов, задумавшегося человека выдает поза. Вспомните «Мыслителя» Огюста Родена: он сидит, опираясь щекой на руку. Если для вашего собеседника характерна такая поза, скорее всего он отвлекся от вашего разговора и думает о чем-то своем. Для того чтобы убедиться в своих предположениях, обратите внимание на его взгляд. Для человека, который находится далеко-далеко – в своих мечтах и фантазиях, характерен так называемый «взгляд в никуда»: отсутствующий, не сфокусированный.

По позе размышляющего человека можно приблизительно определить, о чем он думает. Если человек опирается на правую руку или потирает правый висок, значит, в его размышлениях задействовано левое полушарие мозга (по закону перекрестного распределения зон влияния мозга), которое отвечает за логические, аналитические способности человека. Следовательно, в данный момент человек занят анализом, его занимают вопросы, требующие детальных вычислений. Взгляд человека в этом случае может быть сосредоточен, сфокусирован на одной точке. Если человек опирается на левую руку, значит, задействовано правое полушарие мозга, которое отвечает за чувственную сторону человеческой натуры. Человек скорее всего философствует, фантазирует, его размышления лишены четкости, конкретности и не требуют анализа. Взгляд не сфокусирован на одной точке, а, напротив, расплывчатый, направлен в никуда.

Если вы заметите подобные признаки у вашего собеседника, то возможно, что он вас не слушает, а погружен в собственные размышления. Чтобы удостовериться в том, что он воспринимает информацию, вы можете задать ему какой-либо вопрос. Если ответа не последует, знайте, что ваш собеседник находится в глубоком раздумье. Нужно либо подождать, пока он очнется от своих размышлений, либо воздействовать на него: что-то громко сказать или дотронуться до него.

Правило № 2

Как распознать жесты из категории «Мне интересно»

Важно понять, интересны ли вы собеседнику. Нередко вербальные признаки интереса являются мнимыми, и только с помощью невербального общения можно понять, насколько вы заинтересовали собеседника. Вербально собеседник может проявить интерес, задавая вопросы, уточняя детали, прося повторить. Но это, увы, не стопроцентный показатель интереса. Вопросы могут означать лишь нежелание вас обидеть, формальную вежливость, но не интерес.

Заинтересованный человек, как правило, достаточно скуп на жесты. Человек может быть настолько сконцентрирован на собеседнике или интересной информации, что старается не шуметь, дабы не упустить нить разговора. Недаром в классе или аудитории, где школьникам или студентам интересно то, о чем говорит преподаватель, стоит идеальная тишина.

Но есть иные невербальные способы определения заинтересованности собеседника. Человек, испытывающий интерес к происходящему, всем своим существом стремится приблизиться к источнику информации. Можно заметить наклон корпуса в сторону говорящего: слушатель стремится быть ближе к нему.

Бывает, человек так увлекается происходящим, что просто перестает контролировать свое тело. Он может забыть закрыть рот или широко раскрыть глаза – это мимические признаки, которые говорят о том, что человек удивлен, изумлен, находится в максимально заинтересованном состоянии.

Если же вам не удалось обнаружить у вашего собеседника ни одного из перечисленных «симптомов» заинтересованности, следует срочно поменять тактику – изменить тему разговора, повысить эмоциональность излагаемого, иначе ваше сообщение будет несущественным для вашего собеседника и не принесет нужных вам результатов.

Правило № 3


Как распознать жесты из категории «Я вас уважаю»

Уважение – один из тех аспектов человеческих взаимоотношений, которого нужно добиваться всю жизнь. Бывает непросто определить, истинно ли уважение человека или ложно. Подают ли вам руку с желанием поприветствовать или в силу сложившейся традиции?

Жестов, обозначающих уважительное отношение, не так уж и много. Для того чтобы определить, как к вам относятся, обратите внимание на то, как человек с вами здоровается. Рукопожатие – очень древняя традиция, которая раньше имела не только ритуальный смысл – поприветствовать вновь пришедшего, но и означала, что люди пришли на встречу друг к другу без дурных намерений, без оружия. Сейчас этот ритуал оброс иными значениями. Человек, относящийся к вам с уважением, подает руку первым или одновременно с вами. Он не пытается сразу же убрать руку: уважительное рукопожатие должно быть длительным. Рука должна быть вытянутой, ни в коем случае не согнутой в локте. Таким образом, человек не должен доставлять вам неудобства, не должен заставлять вас тянуться. Скорее наоборот, он пытается создать максимально комфортные для вас условия.

Жестом уважения можно считать следующий: мужчина подает женщине руку на выходе из общественного транспорта. Он тоже может носить формальный характер, всего лишь означать, что человек знаком с правилами хорошего тона. Если это жест истинного уважения, тогда подающий руку человек должен смотреть на вас и пытаться поймать вашу руку.

Наклон головы – жест уважения. Обратите внимание на то, как человек наклоняет голову. Уважительный поклон может сопровождаться опусканием век (пошло от древней традиции приветствовать царских особ – они настолько величественны и могущественны, что люди даже не решались на них посмотреть, поэтому опускали веки).

В некоторых западных странах объятия – это невербальный способ продемонстрировать свое расположение и уважение к человеку, даже если между этими людьми нет близких отношений. Объятия допускаются уже после первой встречи, если люди нашли друг в друге родственные души. Это, по сути, сокращение дистанции между людьми до минимума. Иными словами, вы впускаете чужого человека в личную зону и вторгаетесь в его личное пространство. Происходит непосредственный контакт, который означает: «Я понял тебя, я принял тебя, я отношусь к тебе с уважением». В нашей стране, как правило, объятия приемлемы только между близкими друзьями и родственниками.


Правило № 4


Как распознать жесты из категории «Я сомневаюсь»

Какие жесты, позы и мимические признаки говорят о том, что человек сомневается в принятии решения? Как определить, что он не готов дать объективную оценку происходящим событиям? Вы можете легко вычислить, настроен ли ваш собеседник на то, чтобы согласиться с вами, принять вашу точку зрения.

Состояние сомнения – двоякое состояние. У него есть свои плюсы и минусы. Человек, с одной стороны, еще не отказывает вам, не принял окончательно отрицательного решения, он не говорит вам «нет» безапелляционно. С другой стороны, ваша аргументация не достаточно убедительна, человек еще не согласился с вашими доводами.

Для человека, который не принял решения, характерны жесты и позы раздумья, которые обозначают, что он еще анализирует ситуацию и полон внимания. Он может выражать недоверие. Если человек сомневается в приводимых вами аргументах, он пытается не смотреть вам в глаза. Его взгляд может блуждать по комнате, он может смотреть в окно, пытаться абстрагироваться от ваших доводов и самостоятельно обдумывать плюсы и минусы вашего предложения. Еще более опасное направление взгляда – в сторону выхода. Это означает, что он склоняется к отрицательному ответу и намерен в ближайшее время уйти.

Для сомневающегося человека характерны жесты перебирания, перетирания, почесывания – повторяющиеся, монотонные. Эти жесты имеют следующие значения: во-первых, они связаны с мыслительной деятельностью (человек обдумывает ваши аргументы), во-вторых, они имеют цель отвлечь ваше внимание, сбить вас с толку. Человек в состоянии сомнения не концентрируется на вас и ваших аргументах, в его движениях и жестах присутствует некоторая нервозность и суетливость.

Вот несколько примеров таких жестов: потирание или почесывание глаза, уголков рта, они означают, что человек заподозрил вас во лжи, а в ваших аргументах – подвох.

Еще один жест, ярко свидетельствующий о том, что человек находится в состоянии сомнения – это пожимание плечами. Зачастую это – неосознанный жест. К примеру, человек может соглашаться с вами или не соглашаться, но при этом он совершенно ненамеренно пожимает плечами – это невербальный сигнал, который обозначает его неуверенность в принятом решении. Такая дисгармония в словесном и невербальном поведении говорит о том, что вы можете изменить ситуацию. Даже если ваш собеседник принял решение, которое вам невыгодно, вы можете его переубедить. Если же он согласился с вашими доводами, но выражает неуверенность – пожимает плечами, это свидетельствует о том, что вы должны закрепить его уверенность в принятом решении. Иначе, поговорив с другими людьми, он изменит свое мнение.

Правило № 5

Как распознать жесты из категории «Я настороже»

Если человек чувствует угрозу с вашей стороны, опасается, что вы можете напасть на него, сделать что-то не очень для него приятное, он тут же начинает осуществлять невербальную оборону. Ситуация угрозы может совершенно не отразиться на его словах, но вести себе он начинает иначе. Вам стоит лишь присмотреться к нему, и тогда вы поймете, что он вас опасается.

Человек начинает использовать особые жесты, которые обозначают следующее: «Стоп. Остановитесь. Я чувствую, что здесь есть подвох». Если человек скрестил руки на груди, при этом направил кончики пальцев в разные стороны, обратил вытянутую руку и ладонь к вам, то это сигнализирует о том, что вы должны остановиться. У вытянутой руки есть еще иные значения: прежде всего этот сигнал не даст вам приблизиться, вторгнуться в его личное пространство, человек неосознанно ставит между вами барьер, кроме того, пытается таким образом закрыть вам рот, чувствует в ваших словах скрытую угрозу.

Для настороженного человека характерен особенный взгляд: он смотрит на вас в упор, следит за каждым вашим жестом, движением с единственной целью – не пропустить тот момент, когда у вас в руках появится «нож». Этот «нож» может иметь символическое значение: вы можете нанести удар словесно, уколоть злой шуткой или сообщить неприятную новость. Именно этого момента ждет от вас ваш собеседник. Если в разговоре участвуют несколько человек, то бдительный собеседник очень быстро переводит взгляд с одного на другого.

Человек, ощущающий угрозу с вашей стороны, может заранее готовить пути к отступлению – он всегда замечает, где находится дверь, чтобы, в случае если его предположения подтвердятся и вы создадите угрозу для него, он смог быстро найти выход.

Как можно нейтрализовать подобные сигналы? Для того чтобы у человека пропало ощущение угрозы, вам необходимо его успокоить, наладить с ним контакт. Во-первых, постарайтесь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние, несмотря на его желание отстраниться. Используйте тактильное воздействие – прикоснитесь к нему, погладьте, можете взять его за руку в области предплечья. Эти движения не должны быть резкими, грубыми, иначе он расценит их как начало атаки с вашей стороны. Старайтесь говорить медленно и достаточно громко, чтобы человек мог вас расслышать, иначе он подумает, что вы хотите что-то скрыть от него. Если вы сидите за столом, друг напротив друга, то вам следует пересесть к нему. Если вам удастся избежать ситуации противостояния и снять ощущение напора, то ваш собеседник сможет расслабиться, и ваш диалог будет более конструктивным.

Правило № 6

Как распознать жесты из категории «Я настроен на компромисс»

Поиск компромисса – нелегкая задача в любой ситуации, будь то семейный спор, деловой разговор или научная дискуссия. В таких ситуациях важно увидеть, что ваш оппонент настроен на компромисс. Человек может говорить, что он не отступится от своих слов, но невербальные сигналы могут свидетельствовать об обратном – человек готов пойти на уступки.

Если вы заметите несоответствие между словами человека и его жестами, то это признак того, что вы сможете добиться от него нужного вам решения. Очень важно увидеть этот диссонанс между словом и телом и истолковать его правильно. Если ваш оппонент говорит, что совершенно не согласен с вами, считает ваши слова абсурдными, но сам в этот момент кивает головой вверх-вниз, это говорит о том, что он готов принять вашу точку зрения и лишь набивает себе цену, старясь добиться более выгодных условий для себя. Если вы заметите подобный жест, то можете не церемониться с ним, настаивайте на своих условиях, будьте уверены в том, что рано или поздно ваш собеседник их примет.

Отсутствие жестов – это тоже жест. Если мы не находим у человека каких-либо отрицательных жестов, к примеру, скрещенных рук и ног, он вполне комфортно чувствует себя, общаясь с вами на близком расстоянии, с легкостью впускает вас в свое личное пространство, это говорит о том, что человек принимает вашу точку зрения. Скорее всего вы уже сделали достаточно, чтобы склонить его на свою сторону. В ближайшее время он с вами согласится.

Для человека, который уже принял решение, характерно некое мимическое и жестикуляционное спокойствие. Нет никаких отвлекающих движений, жестов, лицо выражает умиротворенность и гармонию. Даже если он настаивает на своем, сопротивляется вашим уговорам, скорее всего это лишь формальность.

В дискуссии, в споре человек, который настроен на компромисс, ведет себя несколько вальяжно, он понимает: спор спором, но он уже для себя все решил. Он может очень убедительно защищать свою точку зрения и быть внутренне спокойным, но он понимает, что все равно нужно будет прийти к какому-либо решению, устраивающему обе стороны.

Для того чтобы определить, к чему склоняется ваш собеседник, обратите внимание на используемые жесты перечисления, которые, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, но иногда могут кое-что прояснить. Если человек направляет аргументы в вашу сторону, это означает, что он склоняется к вашей позиции. Если же перечисление направлено в противоположную сторону (он как бы собирает все вокруг, сгребает все, что плохо лежит), это говорит о том, что человек ищет выгоды, у него есть желание получить максимальную пользу от переговоров.

Правило № 7

Как распознать жесты из категории «Я склонен к доверительным отношениям»

Человек не всегда настроен на доверительные отношения. Как правило, он не стремится впускать в свой ближний круг тех людей, которые вызывают у него сомнение или неприязнь. По невербальным сигналам можно легко понять, проникся ли человек к вам доверием.

Считается, что если человек достаточно активно вступает с вами в контакт, то это значит, что вы вошли к нему в доверие и он будет с вами сотрудничать. Но словоохотливость вашего собеседника не всегда означает, что вы завоевали его симпатию. Коммуникабельные люди легко общаются с любым человеком, даже если тот им несимпатичен. Иногда только по невербальным сигналам можно определить истинное отношение к вам.

Жесты человека, который склонен к доверительным отношениям, направлены в сторону собеседника. Любой невербальный сигнал, будь то перечисляющий жест, его поза, развернутые в вашу сторону носки его ботинок, он направит в вашу сторону. Все это признаки того, что вы наладили с ним контакт, который может принести в дальнейшем свои плоды.

Необходимо обратить внимание на дистанцию между вами. Если ваш собеседник соблюдает дистанцию до 70 см, это означает, что он знает нормы этикета и не пытается вторгнуться в ваше личное пространство. С другой стороны, если он не впускает вас в свое пространство, вы не достаточно ему симпатичны. Если дистанция сократилась до 50 см или менее, вы можете похвалить себя за то, что вы столь обаятельны и привлекательны и нашли подход к человеку.

Если уже при первой встрече человек легко может до вас дотронуться, похлопать вас по плечу, поправить ваш галстук или шарф, можете смело ставить себе 5 баллов за свое обаяние и шарм.

Мимика человека, который проникся к вам доверием, очень благодушна. Человек, настроенный доверительно, будет часто вам улыбаться, более того, открыто смеяться, не сдерживая свои эмоции, так как вы ему нравитесь и ему нечего смущаться в вашей компании.

Человек, который проникся к вам доверием, может копировать ваши жесты. Часто это происходит неосознанно и делается не для того, чтобы вам понравиться, а просто потому, что хочется быть чуть похожим на вас. Можете даже поставить некий эксперимент: используйте в общении с новым человеком какой-либо постоянный жест, например, пощелкивание пальцем. Если к концу разговора ваш собеседник перенял вашу привычку, значит, вы очень успешно справились с задачей понравиться, сумели произвести на человека хорошее впечатление.

Правило № 8

Как распознать жесты из категории «Я защищаюсь»

Жесты защиты достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что человек подсознательно или сознательно чувствует страх перед вами либо ощущает вину. Он находится в ситуации, когда ему нужно защититься от ваших нападок, все невербальные сигналы будут говорить о том, что он хочет заблокировать ваши попытки воздействовать на него.

Один из самых распространенных и ярких способов защиты – скрещенные на груди руки. Этот сигнал может свидетельствовать о том, что человек не хочет идти на контакт, что ему неловко, что он хочет защититься от вас. К этой категории относится жест ноги крест-накрест – человек как бы теряет ощущение опоры под ногами. Характерная поза защиты – прямое тело, корпус несколько наклонен вперед, голова опущена, лоб направлен на собеседника, глаза опущены. Человек пытается принять удар лбом, защититься от ваших слов. Такая поза помогает отразить негатив.

Находясь в ситуации потенциального нападения, человек пытается закрыть самую больную область. Мужчины используют позу «футболист в стенке» – закрывают паховую область, тем самым защищаются от возможных нападок. Чувствительные люди, которые все воспринимают близко к сердцу, стараются прикрыть грудную клетку в области сердца, либо скрестив руки на груди, либо закрыв сердце ладонью левой руки.

У людей с разным типом восприятия могут разниться способы защиты – визуалы надевают очки, закрывают глаза рукой, делают вид, что солнце слепит им глаза, аудиалы могут натянуть шапку на уши, расправить длинные волосы, если ни того, ни другого нет, они производят некие манипуляции с ушами, закрывая их. Кинестетики, воспринимающие мир по ощущениям, стараются сохранять дистанцию, чтобы не прикоснуться к собеседнику, часто прячут руки в карманы, тем самым показывают, что они не хотят воспринимать информацию, которую вы даете. Люди, которые воспринимают мир по запахам, могут проделывать манипуляции с носом, используя носовой платок, у них может внезапно появиться насморк – непроизвольная защитная реакция.

Человек обороняется от ваших нападок, создавая видимые и невидимые преграды между вами. Это может выражаться в виде построения стены, преграды. Если вы сидите за столом и видите, что ваш собеседник начинает выстраивать нечто вроде кучи-малы из предметов, лежащих рядом (ручки, блокноты), это означает нечто похожее на «Великую Китайскую стену», нагроможденную в ваших отношениях. Иными словами, ваш собеседник строит некое сооружение, которое послужит ему защитой от вас. В роли стены может выступать и другой человек. Защищаясь, ваш собеседник может намеренно ввести третье лицо в вашу беседу. Посторонний является в некотором смысле стеной, так как защищающийся человек надеется, что вы не станете нападать на него в присутствии третьего лица.

Правило № 9

Как распознать жесты из категории «Мне неловко»

Когда человек ощущает неловкость, стыд за себя, свои действия, ему хочется только одного – чтобы его не замечали, не трогали, а лучше всего – провалиться сквозь землю. Чувство неловкости очень легко вычислить по целому набору невербальных средств, с помощью которых ваш собеседник может попытаться его замаскировать.

Как только человек почувствовал, что ему стыдно, он тут же попытается отвлечь ваше внимание от своей персоны, чтобы вы не заметили явных признаков стыда, к примеру, покраснения лица или учащения пульса. Он хочет выиграть время, чтобы прийти в норму, скрыть непроизвольные, неконтролируемые реакции своего организма. Ваш собеседник может внезапно схватить какой-то предмет, резко встать, поменять положение, допустим, попытаться накинуть пиджак, который до этого преспокойно висел на стуле. В момент ощущения стыда человек прерывает зрительный контакт, опускает вниз глаза, его взгляд застывает на каком-либо предмете. Его жесты, движения становятся суетливыми.

Вспомним эпизод из рассказа Чехова «Хамелеон». Как только полицейский надзиратель Очумелов допускал очередной промах и ему становилось стыдно за свои слова, он тут же старался отвлечь внимание окружающих, сбить их с толку, снимая с себя и вновь надевая на себя пальто.

Если у человека врожденное чувство стыда или же он провинился очень сильно и уверен, что его не простят, у него возникает потребность одеться как можно незаметнее. На самом деле это достаточно грубая ошибка использования невербальных сигналов. Если вы будет выглядеть незаметным, то это вовсе не означает, что вас не заметят. Напротив, вас заметят, но проигнорируют, посчитают ненужным разговаривать с вами, и вы останетесь со своим чувством стыда, которое может перерасти в паранойю. Вспомним эпизод из романа «Унесенные ветром»: Скарлет, соблазнив мужа своей подруги, сначала вообще не хотела идти к ней на именины, но Рет Батлер заставил ее это сделать. Причем попросил надеть самое яркое платье – пурпурно-красного цвета. Он полагал, что именно так Скарлет сумеет прочувствовать всю горечь своей вины. Но на самом деле это платье ее спасло: оно уничтожило ее страх перед обществом Мелани и Эшли. Яркая одежда помогает в самореализации, мы понимаем, что нас невозможно не заметить, настолько мы ярки: как человек выглядит, так он себя и ощущает. Выходить из неловких ситуаций в ярких нарядах намного проще, чем одетым совершенно неброско.

Чувство неловкости удваивается, как только человек понимает, что его неловкость заметили окружающие. Поэтому вдвойне сконфуженными выглядят люди, чью неловкость выдает, к примеру, покраснение лица. Они понимают, что им не удастся скрыть свой конфуз, и теряются еще больше. Да, конечно, очень сложно скрыть непроизвольную реакцию, но, зная о своем природном свойстве быстро наливаться краской, можно всегда выкрутиться. Многие в такие моменты отчаянно жалеют, что они живут не в волшебном мире, и что у них нет шапки-невидимки. Самый удачный способ, по мнению психологов, признаться в том, что вам неловко: «Ой, мне так стыдно, что я опоздала», «Я, конечно, дико извиняюсь, но сегодня у меня нет с собой наличных, вы не могли бы заплатить за меня в кафетерии?» Как только вы признаетесь в этом, вашу неловкость как рукой снимет. Стоит вам выразить свое состояние вербально, внутреннее напряжение и конфуз тут же проходят.

Правило № 10

Как распознать жесты из категории «Я вам не верю»

Жесты скепсиса, недоверия, неверия в вашу искренность очень легко можно вычислить: почти всегда это жесты негатива, защиты. Даже если человек соглашается с вами вербально, но его поза, мимика, жесты говорят об обратном, верьте невербалике – она вам раскроет истинные мысли человека.

Самыми распространенными жестами, обозначающими недоверие, являются жесты защиты – это скрещенные руки, ноги. Человек говорит, что он не желает воспринимать информацию, которая поступает от вас. Человек может манипулировать ушами – в символическом смысле снимает лапшу, которую вы ему вешаете.

Он может использовать запрещающие и предупредительные жесты, как бы дает понять: «Я понял, что ты мне врешь, я тебе не верю». Ваш собеседник может намекать вам на свою осведомленность, прикладывая руки ко рту, как бы говоря: «Держи рот на замке». Этот жест имеет разновидности: человек может почесывать губы, рот, уши. Еще один жест недоверия – отрицательное покачивание головой: даже если он соглашается с вами, поддерживает вашу точку зрения на вербальном уровне, у него на уме что-то другое.

Мимика тоже выдает скепсис вашего собеседника. На лице написано недоверие, человек прячет глаза. Он может улыбаться скептически или попросту ухмыляться: один уголок рта поднят вверх, второй – опущен. Такая улыбка свидетельствует о том, что вам не верят. То, что вы ему говорите, кажется ему смешным.

Тот факт, что ваш обман раскрыт, даже если вас не собираются разоблачать, наделяет человека чувством превосходства над вами. Невербально это может выражаться в особом снисходительном отношении и нежелании вторгаться в ваше личное пространство – человека «низшей касты», способного на ложь.

У некоторых людей развито чувство восприятия мира по запахам, такие люди очень чувствительны ко лжи. Они могут дать понять, что раскусили обман, раздувая ноздри: «Я чую: что-то здесь нечисто».

Как только вы получили подобные невербальные сигналы и правильно их интерпретировали, вам нужно изменить свою тактику: либо начать говорить правду, либо изменить аргументацию, используя более сильные и убедительные аргументы. Возможно, после этого ваша позиция будет восприниматься как истина.

Правило № 11

Как распознать жесты из категории «Мне страшно»

Человек в ситуации страха, будь то предстоящий прыжок с парашютом или публичное выступление, старается всячески свой страх завуалировать. Он начинает храбриться, говорить о своем бесстрашии, поэтому бывает сложно вычислить испуг по вербальным знакам. Вы сможете определить истинное состояние, только если сумеете грамотно расшифровать невербальные сигналы, которые он вам посылает.

Когда нам страшно – нам, как правило, стыдно за свой страх. Если человек испытывает страх, он пытается вести себя осторожнее, но и в то же время пытается скрыть свои переживания. Именно поэтому для людей, испытывающих страх, существует стандартная невербальная схема, которая работает почти во всех случаях без исключения. Люди, испытывающие страх, пытаются не выдать себя, заглушить свой страх, взбодриться, для этого они используют невербальные сигналы.

Невербальные знаки страха – особая категория. Они объединяются тем, что человек в ситуации страха не способен контролировать свое тело, не властен над ним. Он может совершенно беспричинно вздрогнуть, услышав громкий голос, или подпрыгнуть, если вы тихо подойдете и одернете его сзади – это говорит о том, что человек напряжен и, возможно, чего-то боится.

Человек всячески стремится подавить в себе чувство страха. К примеру, вы на экзамене, а один из студентов вдруг без необходимости начинает громко разговаривать, это означает то, что он испытывает сильный страх, пытается взять себя в руки и уменьшить собственную боязнь.

Человек в ситуации испуга может внезапно начать смеяться. Вспомним эпизод из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Раскольников, впервые встречаясь со следователем Порфирием Петровичем, пытается спровоцировать комический эффект, ворвавшись в кабинет, весело смеясь, надеясь убедить следователя, что он идет на встречу без всякого страха. Но Порфирий Петрович, будучи опытным психологом, прекрасно понимает, что его подозреваемый лишь маскирует свое состояние с помощью показного безразличия и бесстрашия.

Человек, испытывая страх, может начать насвистывать, напевать мелодию или петь в голос. Это тоже своеобразная попытка снять напряжение. Когда человек только начинал осваивать космос, каждый летчик понимал, что его полет – это своеобразная игра со смертью. Перед полетом, когда каждый шаг космонавта снимали на камеру, чтобы потом показать людям – «Смотрите, какие советские космонавты бесстрашные», – те, кому предстоял полет, чтобы снять напряжение, уменьшить свой страх, пели. Только близкие люди понимали, насколько тяжело им дается выполнение этого здания. Они казались смелыми и бесстрашными, но по невербальным сигналам, по тому, как подрагивали их губы, как тускло блестели их глаза, близкие догадывались об их истинном состоянии.

Правило № 12

Как распознать жесты из категории «Я нервничаю»

По жестам, мимике, позе человека можно легко понять, что он нервничает. Даже если ему удается контролировать свою речь, он пытается взять себя в руки и говорит относительно спокойно, но невербальные сигналы могут говорить о том, что его состояние из ряда вон.

Жесты, характерные для человека, который сильно нервничает, как правило, следующие: перебирание посторонних предметов, всевозможные почесывания, поглаживания. Причем очень часто человек меняет один жест на другой, пытаясь скрыть свою нервозность. Но именно такая быстрая смена невербальных сигналов, многообразие жестов и выдает состояние нервозности.

Если вы заметили, что ваш собеседник постоянно чешет руки, лицо, это может означать, что он сильно нервничает. Зуд всего тела – это физиологическая непроизвольная реакция организма. Когда мы нервничаем, мы ощущаем легкий дискомфорт, который может выражаться в зуде, в ознобе либо, напротив, в ощущении духоты. У человека, который находится в ситуации стресса, может появиться желание раздеться или одеться, несмотря на то, что погода не меняется. Такие невербальные сигналы вы не должны пропускать, в данном случае необходимо понять, почему человек нервничает в вашем присутствии.

Человек в состоянии нервозности не может концентрировать взгляд на одном предмете долгое время, он постоянно оглядывается по сторонам, оценивая ситуацию, осматривается вокруг, разглядывает окружающих, его взгляд блуждает по пространству, не может найти себе приют. И уж тем более вы вряд ли сможете поймать его взгляд. Если он на вас и взглянет, то очень ненадолго.

Человек в ситуации, например, экзамена или предстоящего важного, но не очень приятного разговора становится немного неадекватным, не контролирует себя. Если у него есть вредные привычки, то в состоянии стресса человек начинает прибегать к ним, чтобы снять стресс. К примеру, если он курит, может даже начать курить одну сигарету за другой. Он может грызть ногти или накручивать волосы на палец – делать все, чтобы успокоиться. Обкусанные ногти – признак того, что человек постоянно нервничает и не может себя контролировать.

Еще один яркий сигнал нервозности – нервный тик – непроизвольная реакция тела. От сильного внутреннего напряжения мышцы у человека сначала напрягаются, а затем начинают сокращаться. Если вы заметите, что у вашего собеседника дергается веко, это означает, что он находится на грани срыва. Лучше не вступать с ним в спор. Еще одна непроизвольная реакция нашего тела – пот. Если человек обладает повышенной потливостью, то в ситуации стресса, страха, а также лжи он будет похож на бегуна, пробежавшего кросс два километра, – весь покрыт капельками пота. Существует также синдром «мокрой» ладошки: при встрече с вашим собеседником вы поймете, что он нервничает, если, поздоровавшись с ним за руку, ощутите, что его рука мокрая.

Мимика выдает нервничающего человека: его лицо почти всегда искажено некой гримасой, а в состоянии стресса характерна смена мимических выражений. К примеру, если экзаменатор настроен положительно и улыбается в ответ на слова своего студента, то и сам отвечающий расплывается в улыбке, но это нервозная улыбка, которая связана с желанием понравиться. Если экзаменатор вообще не сморит на студента, то лицо студента может менять свой цвет: от бледного до красного – это испуг и страх за провал одновременно.

Если вы оказались в ситуации стресса, можете не выдать себя, восстановив свое нормальное состояние. Как можно себя контролировать? Начните прежде всего контролировать речь, постарайтесь не выбиваться из среднего темпа, в этом случае вам удастся вернуть себе самообладание. Если ситуация из ряда вон выходящая и вам сложно не выдать своего состояния, то постарайтесь как можно быстрее прийти в себя – к примеру, вам могут помочь поглаживания по руке, вы можете попросить тайм-аут для того, чтобы успокоиться.

Правило № 13

Как распознать жесты из категории «Я счастлив»

В данной главе речь пойдет не только о наивысшем состоянии удовольствия – о счастье, но и о позитивном настроении в целом, о тех ситуациях, когда человек испытывает удовольствие, когда рад окружающему миру, настроен положительно. Как по невербальным сигналам определить его положительный настрой?

В состояние эйфории человек может прийти после того, как, к примеру, получил то, чего так долго добивался. Так, человек ощущает счастье, если узнает о взаимности того, в кого влюблен, если поступает в университет, о котором мечтал, получает похвалу от уважаемого человека. Очень часто человек в таком состоянии становится беспомощным и уязвимым, потому что он открыт. Состояние счастья – это состояние человека, когда он воспринимает окружающий мир таким, какой он есть. Зачастую в таких ситуациях человек вообще не контролирует свое тело.

По мимике очень легко определить, что человек настроен положительно. В толпе людей такого человека легко вычислить по широкой улыбке «без причины» – он как бы вспоминает о чем-то: счастье распирает, он не может скрыть эту радость.

Очень часто человек, настроенный на позитив, нарушает личное пространство своего собеседника. Он использует личные, интимные, способы приветствия – объятия, поцелуй. Ему приятен непосредственный контакт с другими людьми, ему приятно прикасаться к другим, хочется, чтобы люди вторгались в его личное пространство. Человек, ощущающий полную гармонию с миром, пытается быть заметным. Он подбирает одежду ярких цветов. Иногда у счастливого человека появляется желание поменяться – примерить то, чего раньше не было и чего в обычном состоянии он не отваживался надеть: новые модные аксессуары, кольца, серьги, яркие туфли.

Правило № 14

Как распознать жесты из категории «Я уверен в своей правоте»

Уверенность в себе – это не только то, о чем человек говорит, но и то, как он это говорит. Какие интонации использует, какие жесты применяет, как стоит, как ходит, куда смотрит – все это может подсказать, что перед вами человек, уверенный в своей правоте и силе. Вы без труда вычислите уверенность, если обратитесь за помощью к невербальной символике.

Для уверенного в себе человека характерны яркие, непосредственные жесты. Вы заметили, что ваш собеседник часто держит руки в области груди, но не скрещивает их – это свидетельство его уверенности, ощущения своего превосходства. Признаком такой уверенности может служить жест сложенных «домиком» рук. У такого человека вы никогда не заметите нервозности в жестах. Если человек, уверенный в себе, использует перечисляющий жест, то он, как правило, обращен к публике, собеседнику. Несмотря на то что он создает видимость энергетической отдачи, на самом деле он забирает вашу энергию, если вы являетесь более слабым человеком. А уж если вы не слишком уверены в себе, то можете пострадать от общения с такими людьми, они могут вас попросту испугать своей уверенностью. Поэтому важно вычислить такого человека и уметь ему противостоять.

Характерный жест самоуверенности – закладывание рук за голову. Некоторые люди считают его неприличным. Он не только позволяет полностью открыть область груди за счет максимального разведения рук, но и обнажает область подмышек, которая считается достаточно интимной. Лучше не использовать такой жест. Данный тип уверенности сродни заносчивости.

Человек, уверенный в себе, говорит по-особому, максимально используя возможности своего голоса. Голос – это его главное орудие. Человек в состоянии контролировать голос, повышать, когда это необходимо, понижать для достижения своих целей. Но, как правило, его голос ровный, четкий, между словами небольшие паузы, темп неизменен. Слова, как барабанная дробь: «Я все равно сильнее». Человек, менее уверенный в себе, обязательно начнет сомневаться в своей победе, даже если он был в ней так уверен.

Уверенный человек всегда опрятно одевается, но он очень редко позволяет себе излишества. Вычурности – рюши, банты и ленточки – в их гардеробе скорее исключение. Они строги в своей одежде. Однако способны эпатировать: к примеру, открывать какие-то интимные зоны для того, чтобы воздействовать на собеседника.

Для таких людей характерен сверлящий взгляд, они могут держать вас в поле зрения, не опуская глаз достаточно долго. Такая игра в «гляделки» необходима для того, чтобы выяснить, кто из вас сильнее. Если они хотят добиться от вас чего-то, то словно стараются вас загипнотизировать: никогда не опустят глаза, пока не добьются своего. Как только вы заметите, что ваш собеседник пытается воздействовать на вас подобным образом (проникнуть к вам в душу), вы должны противодействовать его влиянию, поставить некий барьер. Вы можете ненадолго покинуть собеседника или надеть темные очки.

Правило № 15

Как распознать жесты из категории «Я угнетен»

Вычислить человека в угнетенном состоянии можно, если обратить внимание на то, какими невербальными средствами он пользуется. Состояние угнетенности, несчастья можно определить по использованию негативных и закрытых жестов, нежеланию вступать в контакт с окружающими.

Угнетенный человек использует минимум жестов, так как он испытывает дефицит энергии, а на жестикуляцию требуются большие энергетические затраты. Голова от обилия негативных эмоций становится очень тяжелой, поэтому человек стремится всячески ее поддерживать: она может покоиться на ладонях, может быть просто наклонена набок или опущена вниз.

Взгляд человека с проблемами, как правило, отсутствующий. Его не интересуете ни вы, ни ваши дела. Он стремится принять наиболее комфортное положение тела. Дело в том, что человек, который душевно страдает, понимает, что в данный момент он не может достичь душевной гармонии. Но для того чтобы повысить свой тонус, сделать себе приятное, он стремится к внешнему комфорту. К примеру, если вы застали его спящим в позе зародыша (свернувшегося калачиком), это говорит о высокой степени его переживаний. Такая максимально комфортная для человека поза напоминает о самом безмятежном и счастливом времени его жизни – когда он находился в утробе матери. Если человек сидит или стоит, он стремится найти опору, облокотиться на что-то, откинуться на спинку стула, чтобы принять устойчивое положение. Создается впечатление, что все его проблемы оказывают на него реальное давление, что он сгибается под тяжестью собственного тела, его давит к земле, его плечи опущены.

Мимика угнетенного человека весьма красноречиво свидетельствует о его состоянии: уголки рта опущены вниз, веки полуопущены, ему тяжело двигаться, даже разговаривает он крайне неохотно.

Правило № 16


Как распознать жесты из категории «Мне скучно»

Важно вовремя распознать, что вы наскучили своему собеседнику, для того чтобы прервать беседу или повернуть ее в другое русло. Если вы обратите внимание на то, как вас слушают, какое при этом выражение лица у вашего спутника, какие жесты он использует, как сидит, то вы точно определите, доставляет ему удовольствие общение с вами или нет.

Скучающий, бесстрастный взгляд, апатичная поза, вытянутое лицо, опустившаяся челюсть, чуть опущенные веки – все это признаки скуки. Вы заметили, что ваш собеседник зевает? Значит, вы не очень хорошо его развлекаете. Такой жест может быть замаскирован или сдержан. Человек прикрывает рукой рот – это свидетельство того, что у него кончается терпение и слушать вас больше невмоготу.

Человек, которому скучно, может попытаться себя развлечь, чтобы не уснуть. Допустим, хватает предметы, которые лежат рядом, но совершенно ему без надобности. Тем не менее эти предметы являются единственным развлечением: он может их перебирать, крутить, подбрасывать или производить другие манипуляции. Также ваш спутник может перелистывать какую-либо книгу или журнал без желания что-то найти там. Он может рисовать что-то на листе бумаге. Если ваш слушатель записывает за вами, причем делает это крайне подробно, включая вводные слова, при этом совсем не поднимает головы, это тоже сигнал: он даже не пытается вдуматься в то, о чем идет речь, делает запись для того, чтобы хоть чем-то себя занять.

Ваш собеседник может попытаться проявить вербальную активность – задавать вопросы, поддакивать, но это не всегда абсолютный показатель его заинтересованности. Вы поймете, что тема разговора ему безразлична, по медленному темпу его речи и расслабленным интонациям в голосе.

О том, что человеку не доставляет удовольствия ваша компания, может говорить его желание уйти, выраженное невербально. Об этом свидетельствуют следующие сигналы: ваш собеседник постоянно посматривает на дверь, корпус тела, носки его ног обращены в сторону выхода. Человек может демонстративно теребить свой портфель, теребить замок на нем, застегивать и расстегивать молнию – все это признаки скуки, которые сообщают о его готовности уйти в любой момент.

Чтобы выразить свое намерение уйти в любой момент, ваш собеседник может снять очки и положить их в футляр. Это означает, что он вас уже наслушался, ваши аргументы ясны, вам следует либо подытожить вашу беседу, либо перейти к более интересному вопросу.

Если человеку скучно, он старается принять наиболее удобную для него позу, постепенно найти какую-то опору, он расслаблен, невнимателен к вашим словам. Если ваш собеседник сидит, то свидетельством того, что ему скучно, будет его «растекание» по столу. Поза – это показатель уровня внимания. Человек в расслабленной позе не способен воспринимать информацию.

Занятие 1. Учимся говорить.

Материалы и оборудование:

Записи спокойной легкой музыки,

Стулья по числу участников,

Бумага для записей

Ход занятия:


  1. Настрой на занятие: тренинг «Я все могу» на повышение уверенности в своих силах , стремлении научиться новому позитивному мышлению.
--Запишите на листе бумаги формулу «Я все могу» в центре 7 раз.

Сделайте три глубоких вдоха т выдоха. Повторите формулу семь раз. Если у вас возникают посторонние мысли или сомнения-это нормально. Улыбнитесь прошлому, при стабильных упражнениях это скоро уйдет само собой. Просто на каждую отрицательную мысль или сомнение с улыбкой вслух или про себя произнесите «Это все в прошлом, я верю в себя, я все могу! Сейчас и всегда!».

Эти убеждения необходимо повторять семь раз утром и вечером перед сном в течение месяца . Несмотря на простоту этой техники, она приносит огромную пользу для вашего благополучия.

1 . По самым приблизительным оценкам, мнение, которое складывается о человеке , примерно на пять шестых определятся тем, как он говорит, а не что он произносит. На слова остается всего одна шестая передаваемой информации. А говорящего традиционно больше заботят слова, в то время как мимика, жесты, поза, осанка, глаза, лишенные даже минимального контроля, определяют исход общения, которое может закончиться и конфликтом…


  • Упражнение «Повседневная жестикуляция»: вспомните, какие
жесты используют собеседники при разговоре, какие жесты используете вы сами? Проанализируйте эти движения:

Насколько эффективным средством являются жесты?

В чем проявляются их недостатки и ограниченность?

Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами?

Какие – труднее всего?

Какие из них вообще невозможно?

Могут ли жесты передать эмоции?

Тот, кто активно жестикулирует, вам приятен?


  • Упражнение-эксперимент «Игра-шарада»:
В ходе игры участники должны угадать название фильма, телепередачи, книги и т.п., переданное жестами. За каждый правильный ответ начислять баллы, а время на раздумья ограничить, например, двумя минутами. В итоге нужно ответить на вопросы:

Какого рода ситуации или названия легче всего поддаются передаче жестами?

Какого типа люди лучше всего общаются посредством жестов?

Как определить ключевые моменты ситуаций или названий, которые можно передать жестами?

Комментарии к упражнению:

Жесты несут большой объем информации, иллюстрируют речь, подтверждают, что человек слушает говорящего, способны внести в беседу дополнительную экспрессию. Лучше всего жесты выражают отношения и эмоции . Легче передать жестом ситуацию или словосочетание, в котором есть движение, а не абстрактные понятия.

Активно жестикулирующие люди воспринимаются окружающими как доброжелательные, энергичные, сердечные, но если эта жестикуляция без карикатурности. Поэтому активно и уверенно жестикулируйте в беседе, но не усердствуйте, избегайте закрытых поз: не перекрещивайте ноги, не скрещивайте на груди руки, раскрывайте ладони, не держите руки в карманах.

2. Признайтесь, что приятнее строить личные и деловые отношения с людьми улыбчивыми, доброжелательными. Поэтому непростой путь к правильному безконфликтному общению мы украсим улыбкой.

Как не богаты оттенками наши улыбки, но их можно разделить на легкую, обычную и широкую. Обычно улыбкой мы пользуемся при приветствиях, а также для выражения различной степени удовольствия, веселья или радости, хотя при определенных обстоятельствах улыбка может выражать и негативные эмоции (оскал, ухмылка).


  1. Упражнение-эксперимент на будущее «Улыбайся, даже если совсем не хочется!»
Поэкспериментируйте. В течение нескольких дней старайтесь приветствовать приятной улыбкой всякого, с кем придется встретиться по работе , словно действительно искренне рады видеть каждого. Гримаса ликования излишня, вполне достаточно легкой улыбки. Уверена, что ваш общий позитивный настрой повысится, то вы сможете общаться с теми, кто не вызывал ранее вашей симпатии.

В итоге ответьте на вопросы:

Отмечайте про себя реакцию людей. Отвечают ли они улыбкой на улыбку?

Ваша улыбка удивляет сослуживцев?

Может они выражают некоторое недоверие?

Стали ли ваши беседы длительнее или, напротив, короче, чем обычно?

Существуют ли различия в реакции на вашу улыбку у мужчин и женщин, молодого и старшего поколения?

Как на ваш стиль приветствия реагирует начальник, равные вам по положению, ваши подчиненные?

Кажется ли вам, что вы выглядите глупо?

Изменилось ли ваше отношение к тем, кто вам не симпатичен?

Вам приятно, когда улыбаются в ответ?


  • Комментарии к упражнению:
Вероятно:

  1. Большинство людей ответит вам на приветственную улыбку улыбкой.

  2. Те, с кем у вас сложились натянутые отношения, будут удивлены произошедшей перемене, вероятно приятной. И все же некоторые ответят подозрением и подумают про себя нечто вроде: «К чему бы это?»

  3. Общение станет занимать больше времени, так как люди тянутся к позитиву.

  4. Если вы мужчина, то более восприимчивы к переменам будут женщины и наоборот.

  5. Молодежь тоже более восприимчива, чем старшее поколение.

  6. Подчиненные и равные по положению коллеги в большинстве своем будут рады перемене в вас, а начальство может и не заметить.
Люди улыбаются вам-это очень приятно, правда? Всем льстит ваша приветливая улыбка. Очень трудно ответить негативом на добрую улыбку. Поэтому улыбайтесь чаще, больше жизни! Пусть интерес к собеседнику и к людям вообще будет написан на вашем лице.

3. Теперь давайте рассмотрим нюансы зрительного общения.


  • Упражнение «Глаза в глаза».
Разбейтесь на пары, сядьте напротив. В течение нескольких минут безотрывно смотрим друг другу в глаза.

  1. Комментарии к упражнению:
Порой взгляд может все объяснить лучше слов. Сила и власть человеческих глаз огромна и до сих пор необъяснима. Полагают, что столь завораживающее действие глаз связано с ранним детством, когда глаза являются первым доступным средством общения. Выполняя упражнение вы заметили, что:

  1. Чрезмерный зрительный контакт (назойливое разглядывание или частые поглядывания) обычно воспринимаются как отсутствие уважения, угроза или скрытая агрессия.

  2. Эпизодические взгляды расцениваются как невнимание, неискренность собеседника, наличие у него нечистых помыслов или проявление застенчивости.

  3. Уклонение от зрительного контакта, опускание глаз расценивается обычно как покорность.

  4. Большое зрительное внимание бывает обычно: когда человеку интересен собеседник, его мнение и его реакции; когда человек относится к своему собеседнику с симпатией или питает чувство; когда пытаются подавить собеседника; когда человек – экстраверт.

  5. Человек сведет к минимуму зрительный контакт, если: он относится к собеседнику без симпатии; имеет более высокий статус; является интровертом.
Люди предпочитают иметь дело с теми, кто охотно смотрит на собеседника, а не отводит глаза. Поэтому одаривайте людей своим взглядом в таком объеме , в котором они , по вашим ощущениям, готовы его принять.

4. Мы говорили, что порядка пяти шестых информации передается формой и только одна шестая содержанием разговора. Поговорим именно о том, что вы говорите.

Независимо от того, беседуете ли вы с любимым человеком, общаетесь с сотрудниками, произносите речь, говорить надо ясно , избегая двусмыслицы и путаницы. В сущности, мы можем увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или дотронуться до того, что обозначают конкретные слова. Сравните два высказывания:


  1. Какой-то псих недавно чуть не врезался в меня.

  2. Пожилой мужчина на старенькой «копейке» врезался в фонарный столб, чуть не задев меня.
Второе высказывание делает картину предельно ясной. Именно благодаря своей конкретности и ясности.

Часто, когда люди пытаются выразить свои мысли, в голову почему-то приходят абстрактные и неточные слова («псих», «недавно» и т. д..). Они заставляют слушателя выбирать не единственный образ, а один из многих образов в его сознании. Чем больше слушатель обращается к своим образам, тем больше вероятность, что он неточно или даже неправильно поймет собеседника.


  • Следующее упражнение поможет развить конкретность и точность речи.

  1. Запишите близкие по значению слова к слову счастливый. Закончив перечень, произнесите их вслух. Теперь обратимся к словарю синонимов…

  2. Подберите синонимы к слову говорить. Произнесите их громко. Проверьте по словарю.

  3. Найдите как можно больше продолжений предложения Листья бывают…

  4. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось предложение:
есть, соль, любовь, жизни.

  1. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл. Какие?
Держать нос по ветру.

Пустой мешок не стоит.

Трое докторов не лучше одного.

Не все то золото, что блестит.

У семи нянек дитя без глаза.


  1. Комментарии к упражнению.
Успехи в выполнении подобных заданий придут не сразу. Но чем больше ваш активный словарь, тем больше шансов у вас ясно выразить свою мысль и точно понять собеседника. Для увеличения словарного запаса стоит больше читать, заглядывать в словари, брать с полки толковый словарь и просто изучать незнакомые слова, пытаться использовать их в разговоре.

Даже имея большой словарный запас, вы не станете говорить лучше, если не будете на практике использовать содержимое своей памяти. Поэтому при первой же возможности пытайтесь заменить неуместное,

на ваш взгляд, слово в письменной или устной речи на достойный синоним, заменить нейтральное выражение образным.

9. Иногда собеседник переспрашивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

10. Собеседник, не дослушав до конца. Перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирет стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12. Собеседник делает выводы за меня.

13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.

15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

16. Когда я предлагаю что-то новое, собеседник говорит, что он думает так же.

17.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Подведем итоги. За каждый утвердительный ответ – 1 балл. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

14-20 . Вы плохой собеседник, и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

8-14 . Вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых достоинств хорошего собеседника. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить. Не притворяйтесь, ищите смысл сказанного. Не монополизируйте разговор.

2-8 . Вы хороший собеседник. Но иногда отказываетет партнеру в полном внимании . Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0-2. Вы готличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Даже если результаты теста лестны для вас, то все равно нет предела совершенству. В противном же случае, будем учиться слушать собеседника.

Чему тут учиться?, – можете спросить вы. Но как бы не так. Умение слушать собеседника – это навык, который включает в себя сосредоточение, запоминание, оценку и реагирование . Начнем этот навык тренировать.

Человек обращает внимание только на ту информацию, которая ему интересна. А вот чтобы стать хорошим слушателем, вам придется научиться фиксировать внимание на том, что говорят люди. Причем вне зависимости от ваших интересов и потребностей.

Чтобы сосредоточить свое внимание , необходимо:

1.Подготовиться к слушанию: принять позу заинтересованного слушателя, отстраниться от проходящих сквозь сознание мыслей.

2. Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Если вместо того, чтобы слушать, вы будете тратить время на продумывание ответа, то ничего так и не услышите.

3. Выслушать, прежде чем реагировать. Дослушайте, даже если знаете, что человек намерен сказать. Ваше «знание» не больше. Чем предположение или проекция собственных мыслей.

4. Слушай разумом, а не эмоциями. Старайтесь слушать, что говорит собеседник, а не раздражаться на его манеру говорить или убеждения.
Внимание сосредоточили, информацию уловили, теперь надо правильно ее расшифровать, иными словами, понять то, что человек признес.

Понимание имеет место, когда мы переживаем эмоции, которые ждет от нас собеседник, проявляем соучастие, сострадание.

По сути дела, речь идет о способности предугадать и ответить своим участием на потребности собеседника.

Чтобы проявить сопереживание (эмпатию) к собеседнику необходимо научиться:


  1. относиться к нему с уважением ,

  2. сконцентрироваться на понимании его речевых сигналов и неречевых сигналов,

  3. использовать для выяснения его эмоционального состояния поведенческие сигналы,

  4. попробовать прочувствовать ситуацию вместе с собеседником или представить себе, что бы вы ощущали, почувствовали в подобной ситуации. Попытайтесь понять, насколько ему сейчас плохо, чтобы суметь вызвать в себе чувство сострадания по отношению к нему.
Если человеку нужны ваши глаза, большая пространственная близость и прикосновения, дайте ему это. Включите интуицию и решите сами, что будет наиболее приемлемым.

  • Давайте проверим наши способности к эмпатии.
Прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или «-» с каждым из них .

1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.

2 Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.

2. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

3. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

4. Когда со мной кто-то рядом нервничает, ятоже начинаю нервничать.

5. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

6. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.

7. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.

8. Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие.

9. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

10. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

11. Мне хотелось бы получить профессию, ориентированную на общение с людьми.

12. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

13.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

14. По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными.

15. Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.

16.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.

17.Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто то, о чем я читаю , происходит на самом деле.

18.Когда явижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.

19. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются.

20. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другие темы.

21. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.

22. Чужой смех меня не заражает.

23. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.

24. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

25. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.

26. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

27. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или в книге.

28. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

29. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.

30. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

31. Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.

32. Маленькие дети плачут без причины.

Сопоставим свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Согласен 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 =_________________________

Не согласен 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 13, 24, 28, 30, 32, 33 =_____________

___________________________________________________________________

Общая сумма совпадений _____________________________

Общее количество совпадений сравните с таблицей


Пол

Уровень эмпатических способностей

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

мужской

33-26

25-17

16.08.13

01.07.00

женский

33-30

29-23

22-17

16-0

Своими эмпатическими способностями можно и нужно пользоваться. Понимая чувства, вы можете помочь собеседнику совладать с ними. Поддерживать – это не значит говорить людям то. Что они хотят услышать. Сложнее всего поддержать человека. Если он находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Иногда лучшей реакцией будет неречевая – кмвки, жесты, поглаживания.

Иногда люди думают, что сочувствие – это женское искусство. Но психологи установили, что и мужчины и женщины одинаково чутки и эффективны в эмоуиональной поддержке .

Только по-разному осуществляют эту поддержку. Мужчины больше сосредоточены на поступках, женщины – на чувствах.


Таким образом, чтобы поддержать собеседника, надо научиться:

  1. Внимательно слушать. Что он говорит.

  2. Попытаться отреагировать эмпатией на главную эмоцию.

Александр Любимов


Фраза «невербальная коммуникация» звучит красиво, но из чего именно состоит эта самая «невербальная коммуникация», при помощи чего она происходит? Основные инструменты

жесты, мимика и голос.

Естественно, невербальная информация будет передаваться и при помощи позы, ритма, дыхания, направления взгляда, положения в пространстве, изменения цвета кожи и прочих вещей, но основные всё-таки жесты, мимика и голос . Начнём с жестов.

Как понять смысл жеста

Так как жесты являются языком общении, мы их вполне понимаем. Только интуитивно, бессознательно. Так что самый простой способ понять смысл жеста - это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок: руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность и т.д. - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка - наблюдать за другими людьми и стараться понять, что при помощи этого жеста они хотят передать. И что он обозначает для вас.

Зачем нужны жесты

Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать? Словами. Без этих невербальных штучек.
Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает.
Итак, что дают жесты во время общения.
Первое: они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным , задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.
Второе: жесты позволяют лучше понять содержимое . Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.
Третье: при помощи жестов можно «адресовать» информацию , сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.
Четвёртое: жесты помогают структурировать информацию . Разложить по полочкам.
Как это конкретно сделать - дальше. Но в начале немного теории.

Жесты - слова

Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть. Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.

Кинестетические и визуальные жесты

Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические.

Напоминаю, что визуальный, кинестетический и аудиальный - основные модальности восприятия. Визуальный - связанный со зрением, аудиальный - со звуком, кинестетический - с телом и чувствами. Просто типы информации и способы их обработки.

Визуальные жесты указующие - говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или «указывает» на реального человека или предмет, чтобы было понятно, о ком или чём речь: «Эта машина выглядит отлично».


Плакаты с кинестетическим и визуальным жестами.

Кинестетические жесты же передают состояние, энергию, показывают конкретное действие.
Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи обычно обозначается положение образа: «Картинка расположена вот здесь».
В большинстве случаев оценка: интересно, приятно, грустно, восхитительно, - передаётся при помощи мимики и голоса. Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи жестов, например важность . Обычно чем выше образ - тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц - ладони, руки, плеч.


Фидель Кастро и Саакашвили - оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.

При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится: если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше - для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.


Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.

Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.

Я, ты, информация

При помощи указующих жестов можно сделать важную вещь - показать,

к кому сообщение относится: к себе, слушателям или информации.

Я важен.
- Вы важны.
- Это (информация) важно.
Так как мы указываем, жесты получаются визуальные .


Я, ты, информация.

При сообщении о себе направление пальцев или кистей рук к себе.
Если про других - направление рук, пальцев на слушателя или слушателей.

Ещё это можно передать при помощи направления взгляда или подбородка.

Когда говорят о чём-то абстрактном или отсутствующем в комнате - жесты в сторону.

Красиво всё это называется «аналоговое маркирование», и о нём чуть позже.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличны - оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Жесты для понимания

Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью - без картинок текст воспринимается плохо.
Думаю: указательный палец у виска.
Слушаю: и жест на ухо.
Размышление: покачивание расслабленной ладонью в области виска
Последовательное действие: вращательные движения кистями.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.

Уго Чавес: «Я наблюдаю за тобой».
Александр Филиппенко: «Я думаю».
Оксана Фёдорова: «Это вот так меня достало».

Оценка

Тут достаточно однозначно описать не получится, смысл жеста будет зависеть ещё и от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего, вероятно. Как я и обещал, я буду описывать основные принципы.

Уровень важности

Визуально - чем важнее, тем выше и шире.
Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений. Можно важность показывается через «весомость» - чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто «взвешивают» чувство.


Уверенность - сомнение

Еще одна важная характеристики оценки - уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Так же жестами «зажумчивости» - палец или рука у рта.
Уверенность - четкими направленными движениями.


Фидель Кастро: - Мы однозначно не согласны.
Михаил Жванецкий: - Непонятная штука.

Искренность

К уверенности близка демонстрация искренности: «Я верю в то, что говорю». Можно ладонью или ладонями в области сердца. Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: «От души говорю». Ещё один вариант - расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно - честно».

Само собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.

Фидель Кастро: «Говорю от сердца».
Владимир Жириновский: «Верьте мне».
Алина Кабаева: «Я? Да никогда!»

Согласие - не согласие

Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Так же для демонстрации согласия используют «большой палец вверх» и «ОК».
Для не согласия обычно используют отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.

Иллюстраторы и манипуляторы

Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений: иллюстраторы и манипуляторы . Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить - шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле - кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.

Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи - они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение: неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение - это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.


Анжелина Джоли: «Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать».
Мила Йовович: «Я волнуюсь».

Другое дело, что когда во время разговора человек начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце - это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками. Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства: например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.

«Разумеется, можно», - ответят многие из вас. И в качестве примера приведут общение глухонемых между собой с помощью жестов и мимики.
Считается, что жесты - и это вполне логично появились раньше слов. Они и сейчас непременный спутник наших разговоров. Исследователи установили, что 55 процентов той информации, которую получают от вас другие, вы передаете не словами, а позами, жестами, телодвижениями. Когда вы определенным образом сидите, стоите или пожимаете руку, вы выражаете то, что никакие слова выразить не могут. Фактически только 7 процентов информации содержится в самих словах, а 38 процентов - в том тоне, каким они произносятся.
Английский психолог Майкл Арчил во время кругосветного путешествия выяснил, что за то же самое время, когда финн при раз¬говоре использует один жест, итальянец сделает 80, француз - 120, а мексиканец - 180 жестов.
На основе жестов создан международный, общедоступный и понятный язык, который получил название «боди лэнгвидж». Этому языку посвящена книга Аллана Пиза «Язык телодвижений», изданная уже на 20 языках мира тиражом более миллиона экземпляров. И если раньше она адресовалась в качестве пособия агентам по продаже, менеджерам, руководителям производства, то теперь круг ее читателей расширился. Более 1000 невербальных (не словесных) знаков и сигналов составляют «боди лэнгвидж».

Языком жестов издавна пользуются индийские племена в Северной Америке. Здесь каждое племя говорит на своем собственном языке, но, общаясь между собой при встречах, они могут обходиться без посредника с помощью жестов. Различные движения одной или обеих рук либо соответствуют какому-то короткому предложению, либо выражают определенную мысль. Язык жестов полон экспрессии. С его помощью можно не только сообщить о каком-то факте, но и выразить чувства: радость, печаль, восхищение.
Индейцы Северной Америки также разработавшие сложную систему сигнализации - язык костров. При помощи огня и дыма передавали
последние известия на много километров. Пожалуй, самый остроумный способ пере¬дачи сообщений придумали жители Канарских островов. Они нашли средство передавать человеческую речь - именно человеческую речь, а не условные сигналы - на расстоянии до пяти километров при помощи свиста. Каждый отдельный звук речи языка как бы «кодируется», получает особый оттенок свиста подобный тому как в азбуке Морзе каждая буква получает особое обозначение в виде точек и тире. Существует и язык шепота. Он применяются у ведов, живущих в джунглях Шри-Ланки и пигмеев Центральной Африки во время Ночной охоты на слонов и антилоп. Народы Центральной и Южной Америки, тропической Африки, Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана, где использование световых сигналов в условиях густого тропического леса невозможно, создали язык барабанов. Звуки инструмента хорошо слышны на расстоянии в три, пять, а порой и целых десять километров. Значит, за несколько секунд можно передать в соседнюю деревню сведения о приближающейся опасности, о появившейся дичи и т.д. А гонцу потребовались бы, возможно, целые сутки, чтобы пробраться через труднопроходимые джунгли.

Чтобы звук был слышен далеко и отчетливо, барабан (диаметр его метр-полтора) ставят на возвышенное место или на берег реки и ударяют по нему специальными палочками. При передаче сообщений различные по тональности удары соответствуют определенным слогам и даже словам. Передавать и принимать такую сигнализацию умеют специально обученные люди. Почти всегда передача бывает крайне лаконична.
И наконец, многие из вас знают о семафорной азбуке, с помощью которой на расстоянии «разговаривают» моряки. Это один из видов зрительной связи, основанный на передаче букв, цифр или служебных сигналов положением и движением рук с флажками. Этот способ позволяет передавать со¬общения со скоростью 60-70 знаков в мину¬ту. Дальность действия - около 2,5 кило¬метров.

Однако флажками моряки редко переда¬ют слово по буквам. Каждый флажок имеет свое значение в шифре (коде), который для всех стран одинаковый. Например, если поднимают один флажок D, это значит: «Держись от меня подальше, мне трудно маневрировать».

Знать язык жестов очень интересно.

Один умный человек сказал, что слова ничего не значат. Наблюдайте - и вы увидите истину.

Каждому хотелось бы знать, что на уме у собеседника. Недаром мелафон Алисы из будущего стал причиной такого противостояния. Как часто бывает, смотришь на человека и не можешь понять, лжет он или говорит правду, искренен или кривит душой.

Может, он волнуется или боится, а возможно даже подает сигналы с просьбой о помощи. Наука изучает различные жесты и мимику веками.

Оказалось, вооружившись некоторыми знаниями, можно научиться понимать собеседника гораздо лучше. Вербальные жесты могут «открыть» внутреннее состояние человека, как книгу.

Нужно только уметь прочесть…

Искусство читать человека по жестам: позы, поведение и различные жесты

Язык рук – увлекателен и многогранен.

  • Пассивного человека слабой воли выдают руки, вяло опущенные вниз вдоль тела. Такой человек не готов к активным действиям и не желает перемен.
  • Защитной реакцией от кого-то или чего-то станут скрещенные на груди руки, а робкий или оказавшийся в затруднительном положении человек заложит руки за спину.
  • Руки, спрятанные в карманах, укажут на сокрытые трудности и проблемы, а стремление к самоутверждению будет выражаться руками, сжатыми в кулаки.
  • Если в процессе разговора, собеседник закрывает лицо руками, это говорит о желании утаить правду или скрыть свое внутреннее состояние.

«Пальчиковые» чувства выражаются не менее бурно:

  • Прямой палец, касающийся края губ выдаст неуверенного в себе человека, который ищет помощи и поддержки.
  • Наивный и рассеянный человек будет засовывать слегка согнутый палец в рот, также поступит тот, кто ничего не может понять в сложившейся ситуации и не знает, что делать дальше.
  • Теребить мочку уха или касаться глаз – подавать сигналы о желании сбежать и оставить собеседника. Такие сигналы говорят о неловкой и неудобной ситуации.

Жесты – это слова и услышать их может каждый.

  • Жесты и позы человека говорящие об открытости – это протянутые к собеседнику руки ладонями вверх как бы раскрывают душу. Жест располагает к общению, диалогу и говорит о положительном отношении и радушии. Деловые люди, придя к общему знаменателю в рамках какой-то встречи, расстегивают пиджаки или садятся на край стула ближе к столу и собеседнику, что тоже относят к этой группе жестов.
  • Провинившиеся дети всегда прячут руки, будто они грязные, а когда желают похвастаться – раскидывают руки и показывают их взрослым.

Позы и жесты человека говорят о защите или обороне, когда оппонент начинает ощущать опасность, исходящую от собеседника, или назревает конфликтная ситуация.

  • Руки собеседника, скрещенные на груди – знак остановиться, сделать глубокий вдох и пересмотреть и переосмыслить происходящее. Потому что результата в таком русле уже не будет и необходимо менять тактику, либо вернуться к разговору позже.
  • Жесты оценки и размышления – пощипывание и потирание переносицы или задумчивая поза «мыслителя», когда человек подпирает щеку рукой, а также легкий наклон головы. Такие знаки – результат заинтересованности и серьезного обдумывания.
  • Отвлекающий маневр – протереть очки, теребить их в руках – тайм-аут для анализа услышанного или происходящего.

Жесты, выражающие сомнение или неуверенность, скажут о том, что собеседник не убежден и сомневается в полученной информации. Возможно, ему недостаточно фактов и нужны дополнительные убеждения. При этом, он потирает указательным пальцем место под мочкой уха или кончик носа.

  • Когда человеку скучно, он делает различные и непроизвольные жесты, отвлекающие ваше внимание, - постукивает ногой об пол или пальцами по столу, щелкает автоматической ручкой, что-то чертит на бумаге. Все эти «мелочи» говорят о том, что собеседника не слушают.
  • Жесты и поведение, выдающие излишнюю подозрительность и даже скрытность – это косые взгляды в сторону.
  • Также задумайтесь о неразглашении полученной информации если, сидящий напротив, в разговоре прикрывает рот рукой.
  • Легкое покашливание – черта нервозности.
  • Локти, поставленные на стол в виде пирамиды – осторожно, собеседник с вами играет, и свое слово он еще не сказал.

В приветственном рукопожатии можно рассмотреть ощущает ли человек себя хозяином ситуации или готов подчиниться. Если, пожимая руку, собеседник поворачивает ее так, что его ладонь оказывается сверху – он уверен в своем превосходстве. Еже ли наоборот, подает руку ладонью вверх – он открыт и расположен принять чужое мнение.

Если собеседник, носящий очки, внезапно снял их и отложил в сторону, откинулся на спинку стула, прикрыл веки - разговор окончен, и не имеет смысла его продолжать. Но, если он закрывает глаза во время разговора, значит, лжет или придумывает.

___________________________________________________

Внимательность может уберечь от ненужных ошибок и помочь достойно выйти из затруднительных ситуаций.