Биография. Девушка из Детройта

Уроженка Детройта Мэри Барра попала в топ-5 самых влиятельных женщин мира по версии Forbes вместе с Хиллари Клинтон и Ангелой Меркель

В прошлом году крупнейший американский автоконцерн General Motors (GM) заявил о намерении свернуть свой бизнес в России. По словам представителей компании, решение было продиктовано необходимостью избавиться от значительных инвестиций в рынок с неблагоприятными долгосрочными перспективами. В России прекратились продажи автомобилей Opel и большинства моделей Chevrolet, был законсервирован проработавший всего семь лет петербургский завод GM.

Решение выйти из региона, который казался многообещающим, было сложным для руководства автоконцерна, признают отраслевые аналитики. Тем не менее оно имело весомые основания: продажи GM в России падали уже несколько лет, а международные санкции в отношении этой страны и поражающий ее экономический кризис не сулили дальнейших улучшений для иностранных компаний.

Прощание с российским рынком стало не единственным волевым решением, которое пришлось принять 54‑летней Мэри Барра за 2,5 года управления автоконцерном. С Барра GM полностью восстановился после банкротства 2009 года и реализовал одну из самых массовых отзывных кампаний в истории мирового автопрома.

Вместе с тем по итогам 2015 года компания заняла третье место по количеству проданных в мире автомобилей, уступив первенство лишь японской Toyota и немецкой Volkswagen. За прошлый год прибыль концерна достигла рекордных $9,7 млрд, в 3,5 раза превысив показатель предыдущего года. Сегодня GM входит в первую десятку крупнейших компаний США по версии Fortune и является работодателем для более 200 тыс. сотрудников на шести континентах. Все эти успехи американского автопрома эксперты связывают с Мэри Барра.

Мэри Барра руководит компанией большей, чем многие маленькие страны
Ребекка Линдланд,
старший директор по коммерческим
исследованиям Kelley Blue Book

“Она руководит компанией большей, чем многие маленькие страны, и ее влияние обусловлено последствиями решений, которые она принимает каждый день”,— поясняет Ребекка Линдланд, старший директор по коммерческим исследованиям компании Kelley Blue Book, ведущего источника аналитики по автомобильному рынку в США.

Влияние Барра уже констатировала передовая бизнес-пресса мира. Еще в 2015 году она возглавила топ-50 американских бизнесвумен по версии делового журнала Fortune. А в июне 2016‑го заняла пятую строчку рейтинга Самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Мэрри Барра стала единственным представителем бизнеса в первой пятерке этого рейтинга, составив компанию известным политикам: федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель и кандидату в президенты США Хиллари Клинтон. Причем она стала первой женщиной во главе патриархального GM, которым до нее всегда руководили исключительно мужчины.

Девушка из Детройта

Мэри Барра возглавила GM 10 декабря 2013 года — на следующий день после того, как из капитала компании полностью вышло американское правительство. Четырьмя годами ранее поддержка государства вдохнула новые силы в обанкротившийся детройтский автоконцерн. Тогда на его реструктуризацию и финансовое оздоровление ушло $50 млрд бюджетных средств, $39 млрд из которых впоследствии удалось компенсировать за счет продажи государственной доли акций.

Назначение Барра положило начало периоду стабильности в компании, которая за предыдущие шесть лет сменила пятерых руководителей. “Я была взволнована. Даже не мечтала, что так случится,— вспоминает свою реакцию на новость о повышении глава GM.— Я знала, что хочу быть инженером. И однажды начав работать в автомобильном бизнесе, спустя 30 лет я по‑прежнему здесь”.

МАШИНА ЕЕ ЖИЗНИ: Мэри Барра утверждает, что с 10-летнего возраста влюблена в Chevrolet Camaro (на фото) и сменила в собственном гараже все поколения этого спорткара

Мечты о профессии инженера появились у Барра неслучайно — ее с детства окружали автомобили. В пригороде Детройта, где жила ее семья, все мужчины носили синюю форму сотрудников принадлежавшего GM сборочного завода Pontiac. На этом заводе работал и отец Барра, и сама она во время учебы в Институте General Motors (сейчас — Университет Кеттеринг).

“Это было место, которое может отпугнуть многих людей, даже мужчин”,— описывает штамповочный цех, где трудилась Барра, ее бывший коллега Трой Кларк. Однако девушка не испугалась и решила продолжить карьеру в автомобилестроении.

Получив диплом электроинженера в 1985 году, она заняла должность инспектора по качеству и со временем прошла программу MBA в Стэнфордском университете за счет компании. Спустя почти 20 лет Барра возглавила самостоятельное предприятие GM — сборочный завод Детройт-Хамтрамк. Тогда за два года под руководством Барра завод вдвое улучшил показатели качества и безопасности.

Уже после официального оглашения банкротства GM и старта государственной программы оздоровления Барра стала директором по HR. Ей удалось не только правильно расставить людей на ключевые позиции, но и блестяще провести переговоры с 25 ключевыми топ-менеджерами об установленных для них зарплатных ограничениях. Тогда же вместо десятистраничного регламента о дресс-коде Барра ввела простое требование ко внешнему виду сотрудников — “одеваться подобающе”, чем ввергла в шок многих старожилов компании.

После того как в конце 2010 года GM успешно провел IPO, Барра была назначена старшим вице-президентом по новым разработкам, а позднее возглавила и подразделение закупок. По мнению Дэниела Акерсона, на то время СЕО компании, ей удалось “привнести порядок в хаос”, сократив количество менеджеров и наделив большей ответственностью главных инженеров. Спустя три года Акерсон заявил о своем уходе на пенсию в связи с необходимостью ухаживать за тяжелобольной женой, а Барра заняла его место, став первой женщиной-СЕО в истории компании.

Предыдущие 33 года, проведенные в GM, помогли ей быстро освоиться на новом месте. “История Барра внутри компании до получения должности СЕО обеспечила ей хорошие знания природы бизнеса и культуры организации”,— отмечает в разговоре с НВ Стефани Бринли, старший аналитик одной из крупнейших мировых компаний в сфере анализа автомобильного рынка IHS Automotive. Понимая, как взаимодействуют между собой сотрудники GM, новому руководителю удалось справиться с масштабным скандалом 2014 года, разгоревшимся из‑за дефекта замков зажигания в Chevrolet Cobalt.

За несколько лет эта неисправность в автомобилях компании привела к гибели в авариях более 100 человек, еще сотни водителей и пассажиров пострадали. Производитель долго не хотел признавать свою ошибку. Когда же специально созданная внутренняя комиссия наконец подтвердила вину компании, стаж Барра на позиции главы GM составлял всего несколько месяцев. Тем не менее она решительно вступила в борьбу за корпоративную репутацию: провела переговоры с чиновниками и лично встретилась с пострадавшими и родственниками жертв фатального дефекта.

Готовность признавать собственные ошибки и двигаться дальше — ключевое качество, которое Барра хочет видеть в своих подчиненных. В кризисе, который заставил GM выплатить сотни миллионов долларов компенсаций и отозвать с рынка около 30 млн автомобилей, она увидела важный урок и возможность для культурного перерождения компании.

“Я не хочу забыть о том, что произошло, потому что я, как и вы, не хочу, чтобы это когда‑либо повторилось”,— заявила она в обращении к сотрудникам автоконцерна.

Ездить быстро

За последние 30 лет едва ли не каждый новый руководитель GM пытался изменить бюрократизированную культуру организации, где подчиненные боялись приходить к руководству с плохими новостями и не брали на себя ответственность за результат. Но укоренившиеся практики каждый раз возвращались.

Барра взялась за дело с новым подходом: вместо того, чтобы создавать пошаговый план и собирать специальную комиссию, она просто сама показала новые правила поведения.

Так, на совещаниях Барра поощряет дискуссии, которые позволяют ей услышать различные мнения и прийти к наилучшему решению. “Вступать в дебаты — нормально. Это не должен быть переход на личности, мелочность или грубость. Но, имея различные мнения, мы должны их проговорить”,— поясняет руководитель автоконцерна.

Сегодня эксперты называют эту мать двоих детей одним из лучших топ-менеджеров Америки. Причем с соответствующей зарплатой: в 2015 году вознаграждение Барра превысило $28 млн, в 2014‑м оно составляло $16 млн.

“Она понимает и ценит азарт, драйв и преданность делу, необходимые для управления таким изменчивым бизнесом, как GM, но при этом сама полагается на факты и цифры при принятии любых решений”,— говорит о главе автоконцерна Линдланд.

Сегодня Барра стремится к наращиванию прибыли и объемов продаж на ключевых рынках Китая и Северной Америки. А в январе 2016 года она получила новое назначение, объединив в своих руках все бразды правления компании: стала совмещать должность исполнительного директора с позицией главы совета директоров.

Тем временем компания идет в ногу с новыми трендами в автоиндустрии. В начале 2016 года GM представила модель собственного электрокара Chevrolet Bolt EV. Параллельно концерн инвестировал сотни миллионов долларов в свой сервис аренды автомобилей Maven и партнерский проект с американской авто-прокатной компанией Lyft.

Именно в рамках проекта с Lyft уже в ближайший год концерн намерен протестировать на американских дорогах свой первый беспилотный автомобиль. Проект самоуправляемого электрокара-такси будет опираться на технологии стартапа из Силиконовой долины Cruise Automation, недавно приобретенного GM за $1 млрд. “Я люблю машины, которые ездят быстро”,— заявляет Барра.

0 21 августа 2015, 16:50


Я люблю машины, которые едут быстро

Разыскивая новых героинь для нашей постоянной рубрики "Лига сильных женщин", редакция сайт обратила внимание на Мэри Барра: в декабре 2013 года она возглавила General Motors, став первой женщиной-руководителем в истории крупнейшей американской автомобильной корпорации.

Быть первой женщиной на посту генерального директора в отрасли, где традиционно заправляют мужчины, - историческое достижение, которое, к слову, принесло Барра пятое место в недавнем по версии Forbes.

Новость о ее назначении стала сенсацией, а жизненный путь Мэри - вдохновляющим примером для тех, кто следует к своей цели. Так почему бы не познакомиться с этой дамой поближе?

С General Motors в той или иной степени Барра была связана почти всю свою жизнь: за три с лишним десятка лет работы в корпорации она прошла все ступени карьерной лестницы, добравшись до самой высокой.

Мэри стала первой девушкой в своем роду, поступившей в технологический колледж, который в настоящее время известен как Университет Кеттеринг. Однако чтобы учиться там, ей пришлось устроиться на работу, которая могла бы позволить оплачивать занятия. Вскоре она оказалась на заводе GM в Pontiac Fiero.

Автомобильный бизнес - это жесткая среда. Здесь становишься тверже.

Позже она продолжила обучение в Стэнфорде, где вошла в число десяти лучших учеников группы и получила степень МВА. Кстати, именно там Мэри встретила Тони Барру - своего будущего мужа. Она продолжает работать в GM, но уже менеджером по планированию производства.

В 1996 Мэри на три года стала помощником руководителя компании Джека Смита и вице-президента Гарри Пирса. В 2003 году ее отправили на завод Detroit-Hamtramck, который под руководством Барра зажил по-новому.

Спустя шесть лет нашу героиню переводят из промышленного отдела в отдел кадров. А в декабре 2013 генеральный директор корпорации Дэн Акерсон оставил свой пост, поскольку врачи диагностировали его жене позднюю стадию рака, а на свое место он рекомендовал Барра:

Мэри - один из самых одаренных топ-менеджеров, которых я встречал. Она получила этот пост за талант, а не благодаря своему полу, политической корректности или еще чему-то подобному. Всю жизнь Барра трудилась в GM. Я бы не хотел впадать в излишнюю сентиментальность, но сейчас я испытываю чувство, как будто дочь оканчивает колледж. Я уверен, Барра отлично справится с работой.

На высоком посту Мэри оказалась в непростое время: в июле 2009 года компания объявила и пережила банкротство, в обмен на финансовую помощь перешла под контроль правительства США и была реорганизована.

Кроме того, из-за неисправных задних фар, дефектов ремней безопасности и других потенциальных неполадок General Motors пришлось отозвать свыше 13,5 миллионов автомобилей, заплатить штраф в 35 миллионов долларов и компенсацию всем людям, которые пострадали по вине концерна, выпустившего на рынок бракованную модель Cobalt.

Но Барра невозможно вывести из равновесия, она считает: если допустил ошибку, ее нужно немедленно исправить и двигаться дальше, что во многом помогает ее работе над повышением доходов компании и уровня безопасности автомобилей.

Несмотря на свою должность, Барра старается жить обычной жизнью: она воспитывает двоих детей и занимается спортом. Правда, ее голова абсолютно всегда занята работой. Оно и неудивительно, генеральный директор GM старается вывести компанию из кризиса.

С точки зрения производства у нас все в порядке, но придется еще поработать над восстановлением репутации компании. На это уйдет какое-то время.

Ее стиль "правления" - хладнокровие, внимание к деталям и полное спокойствие. При возникновении проблемы она собирает сотрудников и обсуждает ее с ними. Никогда не говорит первой, сначала выслушает остальных. И только потом принимает решение.

Барра не просто женщина, которая работает в отрасли автопроизводства, Барра - женщина, которая обожает машины, а в особенности спортивные. Довольно часто ее можно увидеть на испытательном полигоне компании, испытывающую на предельной скорости недавно сошедшую с конвейера новинку.

Бывает, что после тяжелого рабочего дня ты садишься в свою машину, и тебе от этого должно быть приятно, и тогда ты скажешь: ну, теперь мы с тобой едем домой.

Что ж, посмотрим, сможет ли Мэри Барра изменить автомобильную индустрию раз и навсегда!

Фото Gettyimages.ru

С "General Motors" Барра была в той или иной степени связана почти всю свою жизнь. Выросла Мэри в пригороде Детройта (Detroit); отец её 39 лет проработал слесарем-инструментальщиком в "Pontiac". Первой машиной Мэри стал довольно удобный и практичный "Chevy Chevette". Образование Мэри получала в стенах института "General Motors" – ныне известного, как Университет Кеттеринга (Kettering University); по условиям заключенного контракта, компания оплачивала девушке обучение, а та взамен отдавала половину каждого года работе на компанию. В 18 лет Барра устроилась на завод "Pontiac"; в процессе инспекции на этом заводе Мэри впервые заметила следы тех самых проблем, которые в 2009-м приведут "General Motors" к банкротству.

В 1985-м Мэри окончила университет с дипломом инженера-электромеханика и вышла замуж за инженера-консультанта Тони Барра (Tony Barra). Работать Мэри отправилась на завод "Pontiac Fiero"; довольно быстро она смогла привлечь к себе внимание руководившего на тот момент заводом Тима Ли (Tim Lee). Ли почти сразу понял, насколько большое будущее открывается перед целеустремленной и энергичной девушкой. Вскоре Мэри выиграла специальную стипендию компании и отправилась изучать хитрости делового управления в Стэнфордскую школу бизнесаа (Stanford Business School); к моменту окончания обучения Барра была одной из 10% лучших студентов.

После Стэнфорда Мэри стала руководителем отдела производственного планирования; там она познакомилась с другим талантливым молодым дарованием, Марком Реуссом (Mark Reuss). Вместе они запустили новое – и, как оказалось, последнее – поколение "Cadillac De Ville".

В 1996-м Мэри на три года стала помощником генерального директора компании Джека Смита (Jack Smith) и вице-президента Гарри Пирса (Harry Pearce). По совету своих руководителей Барра некоторое время изучала внутренние коммуникации фирмы; в процессе ей пришлось разобраться с одной крайне неприятной забастовкой.

В 2003-м Мэри отправили на завод "Detroit-Hamtramck"; компанию эту долгое время не могли как следует автоматизировать. Под новым руководством завод зажил по-новому – Барра сумела существенно поднять уровень качества выпускаемой продукции, сделать рабочий процесс более безопасным и выпустить две новых марки автомобилей.

В 2009-м генеральный директор компании Фриц Хендерсон (Fritz Henderson) перевел Барра из промышленного отдела в отдел кадров; со стороны это решение казалось не вполне удачным, однако компания только-только заявила о банкротстве и чрезвычайно сильно нуждалась в притоке новых сил.

В январе 2011-го новый председатель и генеральный директор компании Дэн Акерсон (Dan Akerson) объявил, что Барра станет новым вице-президентом группы глобального развития продукта. Ход этот пришелся по вкусу отнюдь не всем – многие считали, что именно в данной области у Мэри опыта не достает; дальнейшие события, однако, показали, что противники ее ошибались. Мэри стала одним из ключевых исполнителей нового проекта Акерсона; сейчас в ведении её находится более 29000 сотрудников на пяти континентах и бюджет в 15 миллиардов долларов. Под руководством Барра старая – и изжившая себя – система производства была заменена новой, более эффективной. За первый год работы Мэри столкнулась с большим количеством разного рода трудностей; со всеми ними Барра, однако, справляется просто блестяще.

Первая женщина во главе крупнейшей американской автомобильной компании о том, как надо и как не надо делать машины

Фото Fotobank/Getty Images

За 33 года работы в General Motors Мэри Барра прошла все ступени карьерной лестницы. В 18 лет, чтобы оплатить обучение в колледже, она начала работать на заводе компании в Понтиаке (штат Мичиган), затем прошла обучение в корпоративном институте GM (сейчас - Университет Кеттеринг) и стала инженером. Позже Барра получила степень MBA в Стэнфорде и занимала в GM уже менеджерские должности.

В последние годы в GM происходили драматические события. В июле 2009 года компания объявила и пережила банкротство , в обмен на финансовую помощь перешла под контроль правительства США и была реорганизована.

В обновленной компании Барра стала директором по HR, а после того как GM в конце 2010-го успешно провела IPO, ее назначили исполнительным вице-президентом по новым разработкам. Уже тогда многие увидели в этом вызов: впервые такой пост заняла женщина, к тому же электротехник, а не инженер-автомобилестроитель.

Ее назначение гендиректором 10 декабря 2013-го (в тот день правительство США полностью вышло из капитала GM) стало настоящей сенсацией - впервые во главе одной из крупнейших автомобилестроительных компаний мира оказалась женщина. В интервью Forbes Барра говорила , что ее работе никогда не мешало то, что она «автомобильная девушка», а не парень, поскольку «здесь главное - честный результат».

В рейтинге самых влиятельных женщин Forbes 51-летняя Мэри Барра занимает 35-е место. Она замужем, мать двоих детей. Что отличает ее от других? Ниже – принципы, которыми руководствуется Барра.

  • [Автомобильный бизнес] - это жесткая среда. Здесь становишься тверже.
  • Я люблю машины, которые едут быстро.
  • Сегодня у нас прекрасное портфолио авто и грузовиков и самые сильные финансовые показатели за всю историю компании. Мне выпала честь возглавить самую лучшую команду в отрасли, чтобы наращивать обороты на полной скорости.
  • Чтобы принимать правильные решения, нужно хорошо понимать покупателя. А покупатели принимают решения рационально. …И в Индии водят машину совсем не так, как в США.
  • GM должна производить великолепные авто, грузовики, кроссоверы, а моя задача - сделать так, чтобы вы могли их производить.
  • И не говорите мне, что вашу домашнюю работу сжевала собака. Покупателя это не интересует.
  • Моя работа заключается в том, чтобы мы шли в ногу с развитием технологий и предоставляли покупателям выбор. Я хочу, чтобы у них был выбор. Существует связь между тем, как покупатель выбирает машину, и тем, что ему нравится. И если наша компания сможет создать правильную технологию, позволяющую делать экономичные автомобили и при этом иметь широкую линейку машин разных размеров и предназначений, это и будет наш путь к победе.
  • Бывает, что после тяжелого рабочего дня ты садишься в свою машину, и тебе от этого должно быть приятно, и тогда ты скажешь: ну теперь мы с тобой едем домой.
  • Сегодня мы должны оснастить автомобиль такой технологией, чтобы он был совместим с телефоном, которого даже еще не существовало, когда начали разрабатывать автомобиль.
  • Делать машины - командный спорт. Я возглавляю команду, которая должна стать победителем во всем мире.
  • По сравнению с 1980-ми, когда я начинала, сейчас в компании больше женщин, и они работают на более высоких позициях. Но что касается моей карьеры, я никогда не считаю проценты [женщин], я хочу, чтобы ценили мой личный вклад, мою работу.
  • [Когда я была директором по HR] я должна была стимулировать людей к тому, чтобы они брали на себя ответственность, а не прятались за должностными инструкциями.
  • Если я могу доверить вам корпоративную машину и дать возможность распоряжаться миллионами долларов, то почему я не могу доверять вам в том, что касается одежды? (об отмене дресс-кода в годы работы директором по HR )
  • Наш секрет успеха - отличные продукты.

Американская бизнесвумен, вице-президент группы по работе на международных рынках "General Motors". В августе 2012-го попала на 41-ю позицию в списке самых влиятельных женщин мира по версии журнала "Forbes".


С "General Motors" Барра была в той или иной степени связана почти всю свою жизнь. Выросла Мэри в пригороде Детройта (Detroit); отец её 39 лет проработал слесарем-инструментальщиком в "Pontiac". Первой машиной Мэри стал довольно удобный и практичный "Chevy Chevette". Образование Мэри получала в стенах института "General Motors" – ныне известного, как Университет Кеттеринга (Kettering University); по условиям заключенного контракта, компания оплачивала девушке обучение, а та взамен отдавала половину каждого года работе на компанию. В 18 лет Барра устроилась на завод "Pontiac"; в процессе инспекции на этом заводе Мэри впервые заметила следы тех самых проблем, которые в 2009-м приведут "General Motors" к банкротству.

В 1985-м Мэри окончила университет с дипломом инженера-электромеханика и вышла замуж за инженера-консультанта Тони Барра (Tony Barra). Работать Мэри отправилась на завод "Pontiac Fiero"; довольно быстро она смогла привлечь к себе внимание руководившего на тот момент заводом Тима Ли (Tim Lee). Ли почти сразу понял, насколько большое будущее открывается перед целеустремленной и энерги

чной девушкой. Вскоре Мэри выиграла специальную стипендию компании и отправилась изучать хитрости делового управления в Стэнфордскую школу бизнесаа (Stanford Business School); к моменту окончания обучения Барра была одной из 10% лучших студентов.

После Стэнфорда Мэри стала руководителем отдела производственного планирования; там она познакомилась с другим талантливым молодым дарованием, Марком Реуссом (Mark Reuss). Вместе они запустили новое – и, как оказалось, последнее – поколение "Cadillac De Ville".

В 1996-м Мэри на три года стала помощником генерального директора компании Джека Смита (Jack Smith) и вице-президента Гарри Пирса (Harry Pearce). По совету своих руководителей Барра некоторое время изучала внутренние коммуникации фирмы; в процессе ей пришлось разобраться с одной крайне неприятной забастовкой.

В 2003-м Мэри отправили на завод "Detroit-Hamtramck"; компанию эту долгое время не могли как следует автоматизировать. Под новым руководством завод зажил по-новому – Барра сумела существенно поднять уровень качества выпускаемой продукции, сделать рабочий процесс более безопасным и вы

пустить две новых марки автомобилей.

В 2009-м генеральный директор компании Фриц Хендерсон (Fritz Henderson) перевел Барра из промышленного отдела в отдел кадров; со стороны это решение казалось не вполне удачным, однако компания только-только заявила о банкротстве и чрезвычайно сильно нуждалась в притоке новых сил.

В январе 2011-го новый председатель и генеральный директор компании Дэн Акерсон (Dan Akerson) объявил, что Барра станет новым вице-президентом группы глобального развития продукта. Ход этот пришелся по вкусу отнюдь не всем – многие считали, что именно в данной области у Мэри опыта не достает; дальнейшие события, однако, показали, что противники ее ошибались. Мэри стала одним из ключевых исполнителей нового проекта Акерсона; сейчас в ведении её находится более 29000 сотрудников на пяти континентах и бюджет в 15 миллиардов долларов. Под руководством Барра старая – и изжившая себя – система производства была заменена новой, более эффективной. За первый год работы Мэри столкнулась с большим количеством разного рода трудностей; со всеми ними Барра, однако, справляется просто блестяще