Деятельность и психические процессы презентация. Презентация по психологии на тему типы темперамента

Слайд 12

Универсальные принципы работы механизмов памяти

  1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
  2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
  4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
  5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
  6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
  8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
  9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
  10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

Cлайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА Теплова Лидия Ивановна, доцент кафедры педагогики и психологии, ауд.430-б, e-mail: [email protected] Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 2

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные вопросы 1. Ощущение. Виды ощущений. 2. Восприятие, свойства восприятия. 3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства. 4. Память, виды памяти. Закономерности памяти. 5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления. 6. Воображение, виды воображения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 3

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ключевые понятия Ощущения восприятие предметность константность целостность внимание устойчивость распределение переключение память реминисценция интерференция воображение мышление мыслительные процессы и действия Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 4

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Ощущение. Виды ощущений Ощущения – отражение отдельных свойств предмета. Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение. Систематическая классификация ощущений: интроцептивные поступают от сигналов из внут-ренней среды организма: кишеч-ника, желудка, кровеносной систе-мы. Обеспечивают регуляцию элементарных влечений. проприоцептивные поступают из глубоких мышц и суставных поверхностей. Обеспечивают информа-цию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппара-та, обеспечивают регуляцию движения. экстрацептивные Осязание, вкус, обоняние, слух, зрение. Обеспе-чивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 5

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Восприятие. Виды и свойства восприятия Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Ведущие свойства человеческого восприятия Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 6

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Осмысленность – понимание вещи одно- временно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением. Константность – относительное постоянство формы, ве-личины и цвета предмета, независимо от изменений усло-вий восприятия. Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями). Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отноше-ний. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 7

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 8

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Внимание, виды и основные свойства внимания Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 9

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества внимания Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий харак-тер. Объем внимания равен 7–9 единицам. Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер. Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Распределение внимания – возможность одновремен-ного выполнения нескольких видов действий. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 10

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Память, виды памяти. Закономерности памяти Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности двигательная эмоциональная образная словесно-логическая Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 11

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По характеру цели непроизвольная произвольная По степени участия мышления Смысловая Механическая По времени сохранения кратковременная долговременная Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 12

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 13

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Закономерности памяти 1. Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения. 2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д. 3. Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка. 4. При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает. 5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %. 6. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 14

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * 7. При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше. 8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта. 9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания. 10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 15

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Рисунок Э. Боринга. Один и тот же элемент, включенный в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 16

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Мышление, виды мышления. Развитие мышления Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Виды мышления По развитию в онтогенезе Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 17

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По средствам действия вербальное невербальное По степени рефлексии рефлексивное интуитивное По степени новизны получаемого продукта по отношению к знаниям субъекта продуктивное репродуктивное Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 18

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * По типу решаемых задач практическое теоретическое Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 19

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое. Сравнение – установление сходства и различия между объектами. Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 20

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные мыслительные процессы и действия Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии. Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем. Федор Федорович пьет сейчас чай. Пьет ли Петр Петрович сейчас чай? Все металлы пропускают электрический ток. Железо – металл. Пропускает ли оно ток? Композитор: песня = архитектор:7 Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 21

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Словесно-логическое мышление Три характеристики понятия как логической категории: содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими. Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные. Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя). Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым). Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 22

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 23

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская) 1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может. 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные. 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называ-ются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются. 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Основные функции воображения 1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. 2. Регулирование эмоциональных отношений. 3. Формирование внутреннего плана человека. 4. Планирование и программирование деятельности. 5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 26

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Формы синтеза представлений в процессах воображения Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 27

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Вопросы для самостоятельной работы 1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему? 2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?» 3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик? 4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека? 5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 28

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992. 2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960. 3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997. 4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979. 5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987. 6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968. 7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Cлайд 29

Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. * Литература 8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975. 9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987. 10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964. 11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990. 12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002. 13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

3 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

4 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Существуют различные типологии памяти: по сенсорным системам - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память; по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам - долговременная память и кратковременная память.

5 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках. Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой день рождения, когда вам исполнилось 17 лет; Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны. Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов.

6 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

7 слайд

Описание слайда:

Долговременная и кратковременная память Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

8 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).

9 слайд

Описание слайда:

Кратковременная память Например, если предъявить строку FBIPHDTWAIBM человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом: FBI PHD TWA IBM

10 слайд

Описание слайда:

Долговременная память Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

11 слайд

Описание слайда:

Мифология, религия, философия о памяти В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины. Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».

12 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - Фантазия.

13 слайд

Описание слайда:

Воображение – подобно сну Адама – когда он проснулся и увидел, что всё это правда ДЖ. КИТС

14 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображение как процесса

15 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Виды воображения активное (включает воссоздающее и творческое воображение) пассивное (включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение) продуктивное репродуктивное конкретное абстрактное

19 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Формы воображения агглютинация - создание нового образа из частей других образов гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств заострение - подчеркивание особенностей объектов типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

20 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение и реальность Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

21 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

22 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

23 слайд

Описание слайда:

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.

24 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

25 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышле́ние - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

26 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

27 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Бертран Рассел считал: "То, что мы называем мыслями... зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей"

28 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия.

29 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества.

30 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

31 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

32 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры - слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав ее сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Вы уже знакомы с некоторыми областями коры, выполняющими специфические функции. Например, первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врожденная жесткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры еще не установлена.

33 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Особенности мышления Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

34 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

35 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Выделяют следующие виды мышления: Логическое мышление Панорамное мышление Комбинаторное мышление Нестандартное мышление Латеральное мышление Концептуальное мышление Дивергентное мышление Практическое мышление Oбходное мышление Саногенное мышление Патогенное мышление

36 слайд

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Мышление делится на: Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.) Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.) Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

37 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Ре́чь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

38 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Выделяют следующие основные функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта средство общения (коммуникации) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строятся предложения.

41 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл это субъективное переживание его содержания

42 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

43 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

44 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза божественного происхождения языка Эта гипотеза отражается в представлениях народов, населяющих Азию и Индостан. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является Бог - Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди - святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму. Эта гипотеза, как и любые религиозные догадки и предположения, не основана на научных знаниях.

45 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза, о том, что люди являются изобретателями языка Сторонником концепции установления имен человеком был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж. Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения договора, то есть люди собрались и договорились о значении слов.

46 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотезы случайного изобретения языка Исследователь Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.

47 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза аффекта Это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.

48 слайд

Описание слайда:

РЕЧЬ Гипотеза жизненных шумов По мнению В. В. Бунака, речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.

49 слайд

Описание слайда:

Гипотеза звукоподражания Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» - «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук».

50 слайд

Описание слайда:

Ещё Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно

51 слайд

Описание слайда:

Гипотеза ручных жестов Согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса - движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н. Я. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью.

52 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки - коммуникативная и манипуляторная - вступали в конфликт, то есть человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью. Опираясь на эти гипотезы, можно говорить о том, что процесс формирования речи был длительным и сложным.

Процессы в психологии

Слайдов: 22 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 186

Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов. С физиологической точки зрения представляют деятельность. Отражают. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Виды ощущений. ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные. ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения. ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные. Восприятие. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия. - Процессы в психологии.ppt

Познавательные процессы

Слайдов: 27 Слов: 1019 Звуков: 0 Эффектов: 119

Познавательные процессы и способности личности. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Приемы запоминания. Отрывок из письма. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Качества внимания. Формы чувственного познания. Воображение. Мышление. Основные формы рационального мышления. Основные операции мышления. Основные качества мышления. Интеллект. Интеллектуальная сфера. Восприятие. Способность разумно действовать. Типы интеллекта. Умственный интеллект. Эмоциональный интеллект. Логический интеллект. Вербальный интеллект. Внутренний, социальный, экзистенциальный интеллект. - Познавательные процессы.ppt

Восприятие

Слайдов: 28 Слов: 1447 Звуков: 0 Эффектов: 0

Восприятие. ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception). Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина). Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез. - Восприятие.ppt

Свойства восприятия

Слайдов: 29 Слов: 1065 Звуков: 0 Эффектов: 0

Свойства восприятия. Теория. Немного физиологии. Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Закономерность. Последовательность. Движение глаз… Избирательность (1). Точки максимальной кривизны. Рисунки с резкими изломами линий. Реакция на движение. Целостность. Запоминаемость. Рисунок А.В. Кокорина. Константность (1). Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Возникает аконстантность. Соотносительность (1). Пример соотносительности. Восприятие объекта в зависимости от окружения. Иллюзорность. обманчивость зрительного восприятия. - Свойства восприятия.ppt

Восприятие в психологии

Слайдов: 75 Слов: 3786 Звуков: 0 Эффектов: 0

Расстройства восприятия и злоупотребление ПАВ. Ощущение – простейший психический процесс. Ощущение. Анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Экстерорецепторы расположены на поверхности тела. Интерорецепция несет информацию о состоянии внутренней среды. Интероцептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Восприятие. Двигательный компонент. Образы. Константность – стабильность образов предметов. Условия развития восприятия. Представление. Патология ощущения. Понижение порогов чувствительности. Психическая гипестезия. Психическая гипестезия. Психическая анестезия. - Восприятие в психологии.ppt

Ощущение

Слайдов: 20 Слов: 482 Звуков: 0 Эффектов: 60

Ощущение Восприятие Представление. Ощущение. Ощущения. Основные внешние признаки предметов и явлений. Состояние внутренних органов. Свойства ощущений. Качество. Интенсивность. Пространственная локализация. Продолжительность. Пространственная локализация раздражителя характерна для ощущения. Анализ, осуществляемый рецепторами,даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Виды ощущений. Экстерорецептивные. Интерорецептивные. Проприоцептивные. Зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные. Ощущение боли, Ощущения равновесия, Ощущения ускорения. Мышечно - двигательные. - Ощущение.ppt

Ощущение и восприятие

Слайдов: 17 Слов: 701 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общая психология. Определение ощущения и восприятия. Восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление. Ощущения. Свойства ощущений. Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Классификация ощущений. Ощущение с мультисенсорным характером. Сенсорная адаптация. Свойства образов восприятия. Активный характер восприятия. Виды образных явлений. Световые ощущения в виде отдельных точек. Схема (образ) тела – представление о собственном теле. Последовательный образ. Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета. - Ощущение и восприятие.ppt

Воображение человека

Слайдов: 13 Слов: 703 Звуков: 0 Эффектов: 0

Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности. Воображение. Аналитико – синтетические действия Типизация Схематизация Гиперболизаци Заострение Агглютинация. Механизмы экстериоризации и интериоризации действий. Подражание Рефлексия. Виды традиционной творческой деятельности. Методы. Виды мышления. Практически - действенное Наглядно - образное Наглядно- схематическое Словесно – логическое Теоретическое. Показатели. Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента. Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента. - Воображение человека.ppt

Развитие воображения

Слайдов: 32 Слов: 1017 Звуков: 0 Эффектов: 8

Развитие воображения младших школьников. Воображение. Что такое воображение. Функции воображения. Агглютинация. Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета. Схематизация – отдельные представления сливаются. Типизация – выделение существенного, повторяющегося. Акцентирование. Развитие воссоздающего воображения. Виды упражнений для развития воссоздающего воображения. Создание образов по словесному описанию. Создание образа целого по его части, детали. Игры - головоломки. Воссоздание образов по схеме, карте. Игра «Путешествие по географической карте». Чтение чертежей. - Развитие воображения.ppt

Творческое воображение

Слайдов: 48 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 0

Творческое воображение. Время социальных, политических и культурных перемен. Лондон: Р.Д.Лейнг- экзистенциальный психоанализ и анти-психиатрия. Париж: Жак Лакан- новое прочтение Фрейда. Цюрих. Культурная революция. Цюрих - сентябрь. Семинар Хиллмана по алхимии. В чем функция воображения в психической жизни. Воображение, игра и самосознание. Платон. Образы являются воспроизведением воспроизведения. Аристотель. Платон и Аристотель. «Художник» был «ремесленником». Средневековая онто-теологическая перспектива. Richard of St. Victor. Разуму очень нравилось свое «одеяние». Позднее Средневековье. -


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ на тему:ТИПЫТЕМПЕРАМЕНТА Выполнили:Муртазаев Ниязи Складанюк Михаил Немного о проекте В данном проекте вы познакомитесь с особенностями каждого из типов темперамента, узнаете о том, как тот или иной тип темперамента проявляется в поведении человека. Вы найдете для себя что-то новое и интересное! СОДЕРЖАНИЕ Понятие темпераментаВиды темпераментаТестХарактеристики темпераментаТемперамент и свойств нервной системыКруг АйзенкаТип темперамента в зависимости от свойств личности ТестПроявление качеств личностив зависимости от темперамента «Отдохнём!!!» Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Выделяются две ведущие характеристики: Активность, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она проявляется в темпе, быстроте, интенсивности действий; Эмоциональность, которая выражается в чувствительности, импульсивности и впечатлительности. Понятие темперамента содержание Виды темпераментов содержание темперамент флегматик меланхолик холерик сангвиник Проведем небольшой тест! Хотите узнать о своем типе темперамента? Для теста вам понадобится листочек и ручка! Вам будут приведены столбики: из столбиков выберете наиболее подходящие вам характеристики, подсчитав результаты, определите свой темперамент. (тест приведен на следующем слайде) САНГВИНИКБеззаботныйЛегкомысленныйЖивойАктивныйОбщительныйОтзывчивыйРазговорчивыйБыстрыйТрудоголикБолтунКрасноречивыйПоверхностныйЧуткийБолтливыйДружелюбныйЛегко приспо-сабливающийсяЯркийНетерпеливыйБезответствен-ныйНенадежныйНепостоянныйГибкийЩедрыйЛегкийСчастливый ХОЛЕРИКИмпульсивныйНеугомонныйВспыльчивыйАктивныйЛегковозбудимыйПышущий здоровьемАгрессивныйЛидерСильныйЭнергичныйЭкстравертНетерпеливыйИнициаторШумныйПрактичныйЭффективныйЗабывчивыйСпортивныйСоперничающийВыносливыйДоминирующийНетерпимыйУпрямыйСердитыйДеятельный МЕЛАНХОЛИКПессимистичныйПечальныйГрустныйСерьезныйНервныйПогруженный всебяТихийСдержанныйЗамкнутыйСкучныйПавший духомЗадумчивыйТребовательныйРанимыйЧитательМедлительныйМрачныйМыслительУмныйХорошая памятьСозерцательНеблагодарныйНеудовлетворен-ныйСамоотверженныйБезутешный ФЛЕГМАТИКВнимательныйМетодичныйУравновешенныйПассивныйМиролюбивыйЗадумчивыйСпокойныйСдержанныйРасслабленныйНеторопливыйМедлительныйНепреклонныйРазмеренныйТихийПогруженный всебяКонтролирующийсебяМечтательныйЛюбящий рутин-ный трудМедленно учитсяНастойчивыйУпрямыйЗастенчивыйМудрыйУнылый Характеристики темпераментовсангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма. Характеристики темпераментовмеланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами. Характеристики темпераментовхолерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние. Характеристики темпераментовфлегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. содержание Темперамент и свойства нервной системы Определенные устойчивые сочетания свойств нервной системыобразуют типы высшей нервной деятельности, или сокращенно – типыВНД. Темперамент, по мнению И.П.Павлова – психическое проявлениеобщего типа нервной системы, а типы ВНД могут быть соотнесены склассификацией темпераментов:«живой» тип ВНД – сильный, уравновешенный, легко приспосабливающийся (сангвиник)«безудержный» тип ВНД – сильный, неуравновешенный, подвижный, большая жизненная энергия, отсутствие самообладания, вспыльчивый, несдержанный (холерик)«инертный» тип ВНД – сильный, спокойный, медлительный (флегматик)«слабый» тип ВНД – плохая сопротивляемость к стимулам внешней среды, пассивность, высокая чувствительность (меланхолик) содержание Тип темперамента в зависимости от свойств личности Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: 1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. содержание открытый стабильность вспыльчивый нейротизм Круг Айзенка С Ф Х М интроверсия экстраверсия НЕУСТОЙЧИВОСТЬ обидчивый тревожный впечатлительный пессимистичный необщительный сдержанный оптимистичный лидирующий импульсивный агрессивный поддающийся насилию раздражительный пассивный старательный вдумчивый миролюбивый надежный размеренный спокойный любящий удобства беззаботный живой доступный разговорчивый общительный УСТОЙЧИВОСТь неподатливый содержание ПРОВЕДЕМ ЕЩЁ ОДИН ТЕСТ!Хотите узнать кто вы: экстраверт или интроверт? Вам понадобится листочек и ручка! На предлагаемые вопросы нужно ответить «да» или «нет», не задумываясь. (ТЕСТ И КЛЮЧ К ТЕСТУ ПРИВЕДЕНЫ НА СЛЕДУЮЩИХ СЛАЙДАХ) Верно ли, что:Вам нравится тихо сидеть наедине со своими мыслями.Вас раздражают автомобильные пробки.Вам нравится глубоко исследовать один предмет, чем постоянно искать новыеВы чувствуете, что постоянно находитесь в движении.Вы предпочитаете поговорить с клиентом по телефону, чем встречаться с ним.Вас раздражают водители, которые медленно ездят.Вы неуютно себя чувствуете, если во время разговора собеседник подходит к вам слишком близко. Вам больше нравится принимать участие в театральных постановках, чем смотреть их.Вы предпочитаете спокойный пассивный отдых активному.Вам нравится, когда одновременно происходит много интересного.Вы стараетесь избегать встреч с людьми.Вам больше нравится, когда герои романа действуют, а не говорят.Иногда вам хочется расслабится.Вы согласны с утверждением: «Чем больше, тем лучше».Вам нравится размышлять над своей жизнью.Бывают моменты, когда вы ощущаете в себе взрывную энергию и вам необходимо немедленно действовать.Предпочитаете работать в одиночку.Вас больше привлекает работа, требующая немедленного действия, а не долгого обдумывания.Вы редко рассказываете о себе своим друзьям.Вам нравится немножко пошуметь с близкими друзьями или даже знакомыми вам людьми. Ключ. Если вы ответили «да» на восемь и более четных вопросов и «нет» на восемь и более нечетных, значит, у вас экстравертный характер. Обратное распределение положительных и отрицательных ответов свидетельствует об интроспективном отношении к жизни. содержание Проявление качеств личности в зависимости от темперамента Роль в общении Самооценка Уверенность в себе Дружба и любовь Движения и походка Аппетит Сон содержание Роль в общении САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК развлекатель, старается всехразвеселить подчиняет,непреклонен,властен спокойный,созерцатель подопечный,беззащитный К началу Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая,повышенная,рассказывает обуспехах,у всех на виду наивысшая,стремление к первенству,соперник занижена,скромен,не на виду низкая,стеснителен,в группедержится втени сангвиник холерик флегматик меланхолик К началу Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен,скрываетслабости нетсамоуверен-ности,переживаетза себя,не унывает Неуверен всебе,преувели-чиваетнедостатки,не верит вудачу К началу Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК дружит с немногими,другом командует,сильно привязан,склонен к гневу,ревности, к разрыву из склонности переживаетсимпатии легко,ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру,влюбчив, спокойная привязанность преданность,подчиняется паре,стыдится открыватьсвои чувства,однолюб К началу Движения и походка сангвиник холерик флегматик меланхолик стремительный,резкий,напряженный подвижный,быстрый,«непоседа» замедленный,плавный,расслабленный замедленный,нерешительный К началу Аппетит сангвиник холерик флегматик меланхолик хороший,«лакомка» ест быстро,много сниженный ценит процесседы, не торопится во время еды К началу Сон сангвиник холерик флегматик меланхолик с красочными сновидениями спит мало,поздно просыпается,работает ночью спит мало, вечеромощутима усталость,клонит ко сну быстро засыпает,разбудить трудно К началу Отдохнём! 1 2 3 4 Представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете??? Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 1, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 2, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как меланхолик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 3, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как холерик!!! выйти Вернуться к тесту Результаты теста Вы выбрали картинку под номером 4, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!!! Выйти Вернуться к тесту