Какие части нельзя отрезать при фотографировании. Правила кадрирования портрета

Кадрирование – значимая часть обработки изображения… конечно, вы стараетесь правильно кадрировать фотографию еще при съемке, но часто в пылу фотоохоты вы можете немного забыть о кадрировании… или же просто изменилось ваше видение того, что вы хотели сказать своей фотографией, и, обрезав ее по-новому, вы можете придать изображению новую смысловую нагрузку.

Кадрирование в Lightroom очень удобно тем, что оно не изменяет исходное изображение безвозвратно и вы можете создавать (и даже распечатывать) множество виртуальных копий изображения, кадрированного самыми различными способами. То есть у вас есть широчайшие возможности для выбора именно того варианта кадрирования, который будет способен лучше всего подчеркнуть то, что вы хотите рассказать своей фотографией.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Визуальная напряженность

Есть несколько важных моментов, о которых следует помнить при кадрировании фотографии. Прежде всего, мне бы хотелось поговорить о визуальной напряженности или окружающем пространстве и пересечении с границами края кадра, и о том, насколько это важно.

Давайте начнем с простого портрета… на фотографии ниже вы можете заметить полоску скотча, которую вы можете либо удалить при помощи клонирования, либо обрезать. Как вам сделать более правильный выбор?

Оригинальная фотография непосредственно из камеры

Пространство между объектом съемки и краями кадра чрезвычайно важно… обрезав изображение слишком близко к объекту, вы создадите визуальное напряжение. Это означает, что нашему мозгу не нравится такое ограничение пространства, и мы затрачиваем умственную энергию, пытаясь представить себе немного больше пространства между объектом съемки и границами кадра, словно повторяя мысленно снова и снова: «Мне просто хочется немного больше свободного места!». Пожалуй, это не то, на чем вы бы хотели сосредоточить внимание вашего зрителя, но если вы обрежете фотографию слишком близко, то именно это и произойдет, я гарантирую.

Фотография обрезана слишком близко к ногам, что создает напряженность. В то же время над головой модели оставлено слишком много, из-за чего фотография выглядит несбалансированной.

Еще хуже, когда из-за слишком близкой обрезки в верхней части фотографии, создается ощущение, что голова сжата.

Так что вам следует обдумать, сколько место вы оставите между краями кадра и вашим объектом съемки… слишком мало – и объект будет выглядеть зажатым… слишком много – и изображение будет восприниматься незаконченным.

Теперь и вверху и внизу изображения есть достаточное количество пространства. Хотя, честно говоря, думаю, что я обрезал нижнюю часть фотографию слишком близко… еще ощущается немного напряжения.

Сделаю небольшое предупреждение… как только вы начинаете уделять больше внимания тому, как вы кадрируете фотографию, вы открываете ящик Пандоры. Кадрировать в портретной ориентации? В пейзажной? Оставить больше места слева? Ниже мы подробнее рассмотрим некоторые из этих вопросов.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Жесты модели

Итак, визуальную напряженность может создать слишком близкая обрезка не только сверху и снизу, но и по бокам. В большинстве случаев, если у вас есть примерно равное расстояние между объектом съемки и краями кадра, это является хорошей отправной точкой для кадрирования. Но, как мы знаем, все фотографии, так или иначе, визуально о чем-то рассказывают, и они – нечто большее, чем просто построение предметов в пространстве.

Например, у людей, помимо лиц, есть и конечности, которые склонны не просто свисать вдоль тела, а двигаться в тех или иных направлениях, т.е. людям свойственны жесты, и их следует принимать во внимание.

При кадрировании следует думать о жестах и направлении, в котором они направлены.

На фотографии выше, лицо и тело Софии слегка наклонены, что вместе с локтем и рукой создают в этом направлении визуальный толчок. Если вы попытаетесь кадрировать эту фотографию, прибегая к правилу третей, то вам придется обрезать фото с левой стороны ближе к девочке…из-за чего с этой стороны возникнет визуальное напряжение. Создастся впечатление, словно, еще чуть-чуть и она влепится в стену.

Сместить Софию немного из центра – неплохая идея, но из-за ее жеста, с левой стороны изображения создается впечатление тесноты.

Так что, если вы переместите Софию правее, создастся впечатление, что она собралась куда-то идти… Вы дали изображению место для дыхания.

Я намеренно разместил девочку слишком близко к правому краю фотографии, чтобы продемонстрировать, что наши глаза более снисходительны к малому расстоянию между объектом съемки и краем кадра со стороны, от которой движется (или обращен) объект, чем к малому расстоянию от края на той стороне кадра, к которому движется (или обращен) наш объект съемки. При взгляде на правую сторону фотографии ваши глаза будут по-прежнему ощущать некоторую напряженность, но она будет не так ярко выражена.

Об этом очень важно помнить, потому что иногда у вас есть не так много пространства для кадрирования, и вы должны решить, с какой стороны изображение обрезать больше. В таких случаях всегда выбирайте сторону кадра, от которой объект съемки движется или от которой он обращен в другую сторону.

Даже если расстояние справа слишком мало… изображение воспринимается лучше.

Так что, если вы будете обращать внимание на жесты своих моделей, это поможет вам более правильно кадрировать фотографию.

Как кадрировать (обрезать) фотографии в Lightroom: Общие правила обрезки

Общее правило при кадрировании изображений людей заключается в том, что вам следует стараться избегать обрезать руки, ноги, а также суставы. В частности, когда вы кадрируете фотографию по суставам, например, по локтям или коленям, изображение выглядит незаконченным и спонтанным, так что старайтесь кадрировать фотографии людей так, чтобы линия обрезки проходила выше или ниже суставов модели.

Ниже вы найдете примеры обрезки изображения людей (как-то это звучит кровожадно, пожалуй, Ганнибал подавился бы слюной).

Обрезать стопы модели? Нет и еще раз нет!

Обрезать изображение по линии между коленями и стопой – такой вариант выглядит более приемлемым.

Обрезка изображения по линии между бедер и колен, как правило, выглядит очень хорошо. Но обратите внимание, что в этом конкретном примере шорты и полоски на колготках в сочетании с краем кадра создают визуальное напряжение. Не лучший вариант кадрирования.

Обрезка кисти руки – еще один вариант неудачного кадрирования.

Обрезать кисть полностью, оставив другую часть руки нетронутой – более хорошая идея.

В случае, когда вам нужно обрезать локоть… меньше – не значит лучше… это воспринимается, как несуразность

Такой вариант кадрирования с обрезкой локтя по линии, проходящей примерно посередине руки, зрителем воспринимается лучше.


Хорошо откадрировать портрет – это вам не просто поместить лицо в середину кадра. Кадрировать нужно вдумчиво. Из этого небольшого руководства вы узнаете о пяти техниках кадрирования, которые помогут вам делать действительно привлекательные портреты.

Не обрезайте конечности по суставам

Если вы обрезаете фотографию человека по какому-либо суставу, складывается впечатление, что вы ампутировали человеку конечность. Чтобы такого впечатления не возникало, не обрезайте фотографию по пальцам ног (пусть это и не совсем конечности), лодыжкам, коленям, запястьям, локтям или плечам. Лучше «режьте» по голеням, бёдрам, торсу или по середине между двумя суставами рук. Таким образом, мы увидим часть конечности, зная, что другая её часть просто осталась за кадром. Так что нам не придётся думать о чём-нибудь плохом.

Оставьте пространства лицу



Вы в буквальном смысле должны оставить пространство перед лицом модели. На этой фотографии парень смотрит вправо. Это значит, что справа (перед лицом) вам нужно оставить больше пространства, чем слева. Так на снимке остаётся «пространство для дыхания», смотрящий на фотографию человек может не напрягаться, и модели есть куда смотреть.


Другой вариант тоже возможен. Если вы хотите, чтобы зрители почувствовали клаустрофобию и «застряли» в вашем снимке, тогда поместите лицо модели у края, отобрав у неё «пространство для дыхания».

Притягивайте внимание к глазам модели


Вы ведь знаете о правиле третей? Оно применимо и к портретам. Поместите лицо вашей модели в какой-нибудь интересной части кадра. Так вы дадите зрителям возможность поизучать фотографию вместо того, чтобы просто смотреть в её центр.

Ведите глаза зрителя



Этот совет подходит для любой фотографии. Убедитесь в том, что в кадре нет отвлекающих элементов. Вам нужно смотреть на то, на что будет смотреть человек, увидевший вашу фотографию. Первое, на что мы биологически запрограммированы смотреть, это лицо человека. Затем на любой текст, который заставляет нас хотеть его прочитать. Потом внимание переключается на самый яркий цвет или на часть изображения с максимальным контрастом.
На данной фотографии мы сначала видим лицо парня, а затем бутылку на заднем фоне. Потом мы обращаем внимание на руки, после чего, возможно, на отражение людей справа и в конце на пустоту слева. Элементов, на которые мы обращаем внимание, слишком много, и наши глаза двигаются по снимку слишком беспорядочно.
Обрежьте отвлекающие элементы, и у нас останутся только лицо, руки и окно. Глаза начнут «кружиться» по точкам интереса, а не выписывать хаотичные «кренделя».

Сохраняйте линию волос


Если вы только не делаете портреты с близкого расстояния для кастингового агентства, которое совсем не разрешает вам обрезать какие-либо участки головы, вполне можно что-нибудь «отрезать», но только не избавляйтесь от линии волос. Пока на фотографии остаётся достаточно волос, все будут знать, что «да, у этого человека есть волосы».
Если вы обрежете фото по линии волос, визуально у лба не будет конца, поэтому он будет казаться огромным. И что ещё хуже, модель будет казаться лысой. Если вы хотите убрать линию волос с фотографии, убедитесь, что вы обрезаете достаточно близко к линии бровей, чтобы минимизировать эффект «большого лба». Линия бровей в таком случае станет новой линией волос.


Если вы фотографируете на цифровой зеркальный фотоаппарат, то, скорее всего, вы получите фотографию в формате 8x12. Ваш заказчик хочет купить принт в популярном формате 8x10? Для вас всё становится несколько сложнее. Придётся отрезать часть фотографии, композицию которой вы так старались сделать удачной ещё во время съёмки.
Эту фотографию мне пришлось хорошенько подрезать, чтобы избавиться от всех отвлекающих элементов. Я оставил лишь столько места над головой, чтобы не отрезать верх шапки, и столько места внизу, чтобы руки парня не выглядели «ампутированными».


А как вы кадрируете портреты? Расскажите в комментариях.

Доброго вам времени суток, уважаемые посетители моего блога. Случалось ли у вас такое, что вы фотографируйтесь, и тут БАЦ...и в кадр попал какой-нибудь чужеродный элемент, типа мужчины, женщины или ребенка, пробегавшего мимо, да еще и в кадр посмотрел как будто так и надо было. У меня лично такие случаи бывали и не раз. Я еще думал: «Вот негодяй! Откуда ты тут взялся?»

Еще бывает такое, что фотография получилась кривовата и тогда приходится хитро выеживаться, чтобы сделать фото прямее. Но я вам покажу как облегчить этот процесс. Вы узнаете как кадрировать в фотошопе любое изображение. В этом нам поможет инструмент «Рамка» .

С помощью рамки мы сможем:

  • Выпрямить кривое (под наклоном) изображение
  • Обрезать нежелательные объекты
  • Вырезать с изображения только нужный фрагмент (идеально для аватарок)
  • И многое другое.

Итак, вы готовы. Ну тогда давайте посмотрим как пользоваться этим инструментом.

Ну начнем мы пожалуй с обрезки. На фото вы видите, как какой-то типчик влез в кадр сбоку, хотя его явно здесь не планировалось ставить. Вот тут-то нам и поможет кадрирование, т.е. рамка (Pan Crop).


Кстати на это фотке можно обрезать не только с левого боку, но и с левого верхнего угла. Для этого наведите на левый верхний угол фотографии пока не появится двойная диагональная стрелочка. И опять же, зажав левую кнопку мыши, тащите вниз и влево до тех пор, пока не закроется темным ненужное пространство. Этим вы обрежете не только этого чудака, но и верхний кусок (если это необходимо).

В общем суть в том, что с какой стороны вам нужно обрезать объект, с той стороны и тяните. Инструмент просто замечательный для таких вещей.

Выравнивание фотографии

Как я и говорил выше, мы можем не только обрезать лишние объекты, но и выравнивать кривые фотографии. Посмотрим на примере. Допустим у нас есть фотография, которая наклонена.


Единственный минус при этом способе, так это то, что обрезается небольшая часть фотографии. Т.е. для достижения ровности фотографии немного нужно обрезать по краям. Как-то так. Но как правило этим можно пожертвовать. Например в нашем случае уж точно. Ну что, с этим способом всё получилось? Ну и прекрасно.

Вырезание фрагмента

Еще одна неплохая область применения этого инструмента, так это вырезание фрагмента изображения. Я, например, такую фишку постоянно использую для создания аватарок для контакта, почты, форумов и т.д. Очень полезная вещь.

Допустим у вас есть фотография, где много нежелательных объектов и для аватарки вы хотите вырезать только себя.


Вот так. Вроде всё понятно объяснил, но если остались какие-то вопросы или непонятки, то не стесняйтесь и задавайте.

Еще, если вы заметили, то при кадрировании фотография (изображение) делится на 9 частей, т.е. ее разделяют 3 вертикальные и 3 горизонтальные линии. Этот эффект называется «Правило третей» . Это правило подразумевает условное деление изображение тремя горизонтальными и тремя вертикальными линиями. И считается, что лучше всего внимание акцентируется не в центре, а на пересечении этих линий.

Многие фотографы и художники используют эти правила. Так что если вы хотите следовать этому правилу третей, то вы можете сдвинуть изображение так, чтобы ключевой объект оказался на пересечении линий.

Кадрирование с соотношением сторон

Ну и давайте расскажу вам про маленькую фишечку. По умолчанию кадрирование идет в свободном плавании. Т.е. все зависит от того, как вы будете дергать мышкой вверх-вниз и вправо-влево. Получается произвольное соотношение сторон.

Но вы можете задать это соотношение сами. Для этого в режиме рамки перейдите в свойства инструмента. Там вы увидите 2 ячейки со стрелочками между ними. Тут вы и можете задать соотношение. Например если вы напишете в левой ячейке 2, а в правой 1, то процесс у вас будет происходить равномерно и кадрирование по горизонтали всегда будет в два раза больше, чем по вертикали.

Также вы можете задать соотношение из списка шаблонов. Для этого просто там же в свойствах инструмента Рамка откройте выпадающий список. Если вы выберете 1:1, то выделение у вас будет ровное и квадратное, если 16:9, то как вы поняли, кадрироваться будет всё в этом соотношении. Надеюсь, что суть вы уловили? Думаю, что да.

Более подробно про инструмент рамка, а также все другие инструменты вы можете изучить в этом превосходном видеокурсе . С помощью него любой новичок может освоить фотошоп за 1-2 недели, если уделять по часу в день. Уроки просто великолепные, смотрятся взахлёб. В общем очень вам рекомендую.

Ну а на этом я наш сегодняшний урок заканчиваю и очень надеюсь, что он вам понравился. Не забудьте подписаться на обновление статей моего блога, тогда вы будете в курсе всего интересного самыми первыми. Увидимся с вами в следующих уроках. Пока-пока!

С уважением, Дмитрий Костин.

Стиль фотографа-портретиста определяет не только то, как он работает со светом, какой выбирает или как именно обрабатывает конечные файлы. Важное место в его работе занимает кадрирование, ведь обрезка изображения может оказаться решающим фактором при создании конечного впечатления, которое будет производить это фото на зрителя.

Фотографию рекомендуется обрезать на уровне талии модели, середины бедра или же ниже ее колен, через предплечье или верх головы. Если в конечном варианте вы собираетесь обрезать талию, лучше попросить модель поднять руки, чтобы в итоге не пришлось их обрезать тоже

"Изучайте правила, как профессионал, чтобы после этого вы могли нарушать их, как художник", - говорил испанский и французский художник Пабло Пикассо.


Не рекомендуется кадрировать изображение на уровне любого сустава модели, будь то пальцы, колени, локти или запястья. К тому же не следует обрезать подбородок при портретной съемке - так вы заставите модель выглядеть неуклюже и довольно странно

Существует несколько основных правил кадрирования . У многих фотографов уходит много лет проб и ошибок, чтобы выделить их для себя и досконально изучить. Эти правила имеют огромное значение для визуального воздействия, которое будут оказывать в дальнейшем портреты на потенциального зрителя.

Обязательно следует помнить, что во всех правилах есть свои исключения. Мир искусства давно бы просто рухнул, если бы его правила постоянно не проверялись и вновь не нарушались - ведь в этом вся суть творчества. Пабло Пикассо, Джексон Поллак, Винсент Ван Гог - примеры тех художников, чьи стили разрушали все правила, описанные в учебниках по рисованию. В свое время над ними издевались, их буквально высмеивали коллеги и критики, а сегодня картины этих мастеров бесценны. Они смогли с легкостью нарушить правила живописи после того, как досконально изучили каноны. Только так создается свой собственный стиль!

5 советов о том, как лучше всего обрезать портреты:

  • Кадрировать в процессе съемки, т.е."внутри камеры"

Под кадрированием "внутри камеры" в основном подразумевают составление изображения сразу же точно в таком виде, какой нужно получить в результате, то есть кадр уже с обрезкой, вместо того, чтобы снимать "с запасом" или как-нибудь, а потом уже обрезать снимок при постобработке.

Для такого подхода есть две веские причины:

  • Изображения, обрезанные "внутри камеры", выглядят совершенно иначе, нежели те, которые были кадрированы при дальнейшей обработке в редакторе. Заполнение кадра и плотная обрезка означает, что вы создадите отличное размытие фона, которое устраняет любые возможные элементы заднего плана, отвлекающие зрителя, и сфокусирует внимания на самом объекте съемки.
  • Размер исходного файла остается первоначальным. Произвольно сфотографированное и после этого обрезанное изображение может составлять только определенную часть исходного размера файла, поэтому файл, который весил первоначально 30 МБ в качестве полноразмерного изображения, будет уменьшен до 3 МБ после кадрирования. Следует также учесть то, что полноразмерные изображения, в отличие от тех, которые имеют более низкое разрешение, будут иметь гораздо большую детализацию и резкость.

Запрещается! Обрезать фото на уровне суставов

Кадрирование по линии середины бедра обычно дает визуально более приятные результаты, чем обрезка кадра на уровне колена модели. Показывать только часть колена, где заканчивается платье или шорты, - также нежелательно.

Помимо этого существуют определенные позы для моделей, показывающие тело в более . Рекомендуется всегда искать способы представления модели, в которых бы части ее тела удлинялись, а не сокращались. Постарайтесь подчеркнуть лучшие стороны и скрыть или уменьшить недостатки своего объекта съемки.

Обрезка на уровне колен модели, ее талии, локтях, лодыжках, запястьях и т.д. может привести к тому, что модель будет выглядеть на фотографии крайне неуклюжей. А обрезка рук или ног приведет к тому, что человек вообще будет казаться квадратным или же визуально большим, чем есть на самом деле.

Располагайте глаза объекта съемки в верхней трети кадра и избегайте обрезки на уровне подбородка модели

Плохое кадрирование

Хорошее кадрирование

Рекомендуется располагать камеру таким образом, чтобы глаза попадали в верхнюю треть кадра, так как это наиболее гармонично воспринимается зрителем при просмотре снимка. Также никогда не следует обрезать подбородок человека в кадре, иначе будет создаваться впечатление, что вы снимали крайне невнимательно, к тому же такая обрезка, опять-таки, выглядит неуклюже.

В примере выше окончательный снимок был обрезан очень плотно, потому что расположение рук выглядело несколько беспорядочно. В данном случае видно, что изображение кадрировано таким образом, чтобы глаза располагались в верхней трети кадра, отвлекая внимание от обрезанного плеча и пальцев рук модели. В итоге это оказался визуально самый "сильный" вариант.

Не ограничивайтесь лишь одним вариантом съемки

Взрыв популярности социальных сетей радикально изменил взгляд на съемку портретов. Раньше большинство портретов снималось в вертикальном варианте. Теперь при съемке нужно учитывать, что многие веб-ресурсы, платформы социальных сетей используют не только вертикальные и горизонтальные изображения, но также размещают квадратные кадры. Можно начинать с вертикальных портретных снимков, а затем поворачивать камеру уже для съемки горизонтальных кадров.

Один из вариантов позиционирования вашей модели может заключаться в заполнении левой или правой половины трети кадра. Это сделает портрет более интересным и визуально более динамичным.

Вы никогда не знаете, где окончательное изображение может оказаться через некоторое время, поэтому нужно продумывать это и учитывать все возможные исходы заранее. Всего пара минут пойдет на то, чтобы снять немного шире, горизонтально и вертикально в конце каждой настройки.

Кадрируйте так, как вы чувствуете и интуитивно считаете правильным

На пути к поиску собственного стиля используйте эти советы в качестве отправной точки. Начните с полноразмерного портрета и сначала кадрируйте с использованием традиционных правил. Позже пробуйте их нарушать, после чего анализировать полученные снимки и уже потом решать, какой способ вам больше приходится по душе.

Создавайте собственный стиль фотографии через эксперимент - каждая модель, место съемки или же просто поза, всегда будут разными. Ни в коем случае не бойтесь их комбинировать и пробовать что-то новое. Единственный вопрос, который стоит себе задавать в процессе кадрирования, заключается в том, выглядит ли результат обрезки как ошибка или как задумка автора.

Иногда, следуя правилам кадрирования "буква в букву", можно лишить портреты души и какой-либо интриги. Может быть, однажды вам вообще захочется создать серию портретов, которые были бы в визуальном диссонансе. Это один из способов вызвать эмоциональную реакцию у зрителя, фотографии оставят свой след в памяти.

Чем больше вы будете снимать, тем лучше вы начнете интуитивно чувствовать, какой кадр будет выглядеть правильно. Для большей уверенности просто не поленитесь сделать несколько вариантов фотографии и сравните их.

А как любите обрезать свои портреты вы? Нравится ли кадрировать в процессе съемки или при постобработке?

Кадрирование – это оптимальный выбор ракурса, точки и направления съёмки, позволяющий сфокусировать внимание зрителя на самом важном объекте кадра.

Современная техника и программное обеспечение позволяют кадрировать изображение по вашему желанию уже после съёмки при последующей обработке. Но многие профессиональные фотографы, как например, легендарный мастер Анри Картье-Брессон, уверены, что кадрирование следует делать исключительно во время процесса съемки, а готовый кадр изменять нельзя.

Фотография в отличие от прочих видов графического искусства, ограничена рамками пространственных измерений, которые вмещает кадр. Двухмерность пространства на снимке контролирует и в итоге влияет на возможную композицию. Поэтому знать основные правила и особенности кадрирования необходимо даже новичкам, не говоря уже о профессиональных фотографах.

Размеры кадра

Ранее, когда снимки делались на плёночные фотоаппараты, основным и наиболее распространённым был формат 3:2, который соответствовал формату 35-миллиметровой плёнки. После тотального замещения старых плёночных камер цифровыми, формат кадра претерпел изменения, теперь наиболее популярным является соотношение сторон 4:3. Фотографии такого формата наиболее удачно смотрятся на экранах компьютеров и прочих электронных устройствах.

Горизонтальное или вертикальное кадрирование?

Зрение человека гораздо легче воспринимает горизонтально ориентированные изображения, эта особенность является основополагающей причиной того, почему большинство фотографий профессиональными фотографами делаются именно в горизонтальном ракурсе. К тому же, держать камеру горизонтально удобнее, чем вертикально, да и не все позволяют сделать наклон камеры ровно под 90 градусов.

Но вертикальная ориентация кадра позволяет придать снимку особый смысл, глубину, особенно если объект съемки вытянут вертикально.

Когда встаёт вопрос выбора: горизонтальное или вертикальное кадрирование, — основывайте своё решение только на расположении самого объекта съёмки.

Основные элементы изображения

Глядя на любой снимок, мы первым делом обращаем внимание на наиболее интересный объект. Но особое расположение тех или иных деталей изображения позволяют переключить взгляд на то, что хочет показать нам фотограф.

Имеются общие особенности восприятия человеком изображенных на фотографии объектов. Так, самым первым, на что посмотрит каждый зритель, разглядывая – это глаза и рот. Выражение лица модели даст нам ответ на вопрос об эмоциональной окраске фотографии. Если на портретном фото есть надписи (пусть даже на иностранном языке), то они привлекут взгляд во вторую очередь, так как это ещё один информационный источник.