Крупные IT-проекты, которые были обречены на провал. Человеческий фактор, или «Кадры решают всё»

Проработав длительный срок в IT-сфере, начинаешь понимать, что как бы ты ни хотел, часть проектов проваливается. По оценкам некоторых экспертов, количество таких проектов доходит до 60%. Перефразируя классика, можно сказать, что все успешные проекты успешны одинаково, а каждый провальный - провален по-своему. В каждом случае можно найти свою ключевую причину провала. Вот некоторые из них:

1. Нереальные проектные сроки и бюджет

«…менеджера по маркетингу вряд ли особенно волнует реалистичность предлагаемого им плана и бюджета, поскольку его основная цель - получить комиссионное вознаграждение или доставить удовольствие своему боссу» . Эдвард Йордан, «Смертельный марш».

2. Непрофессионализм участников проектов

«Все компании, предоставляющие услуги в ИТ, становятся жадными и пытаются расти быстрее, чем могут находить талантливых людей…» . Джоэл Спольски, «Джоэл о программировании».

3. Политические интриги вокруг проектов

«…отличительной чертой безнадежных проектов является настолько сильное влияние политики, что она может свести на нет все усилия выполнить хотя бы какую-нибудь работу». Эдвард Йордан, «Смертельный марш».

4. Изменчивость требований к системам в ходе выполнения проектов

«Одной из самых распространенных причин неуправляемости проектов являются изменчивые требования». Роберт Гласс, «Факты и заблуждения профессионального программирования».

Причины разные, итог один – провал. Но он не приходит сразу. Провал терпеливо ждет своего часа, отмечая промахи, проблемы, конфликты, срывы сроков и другие свидетельства своего неизбежного торжества. Причины провала присутствуют, как правило, с самого начала проекта, но вряд ли кто-то готов закрыть проект на старте. Ведь главное - ввязаться в драку. Но чем больше усилий и (денег!) уходит на проект, тем меньше шансов его закрыть. Возникают все новые и новые проблемы, в которые вовлекается все больше средств и людей. Каждый член проектной команды самоотверженно включается в борьбу. Преодоление уже становится самоцелью: дорога – все, цель – ничто. Думаю, что и вам не раз приходилось наблюдать типичные этапы развития провального проекта.

Этапы развития провального проекта

  • Сроки предоставления технического задания начинают затягиваться. Беспокойства нет – это бывает.
  • Техническое задание представлено на согласование. У Заказчика возникает легкое недоумение - в документах слишком много «воды», часть требований не соответствует тому, что обсуждалось с проектной командой. Начинается процесс согласования. Все полны решимости быстро устранить недочеты.
  • Процесс согласования технического задания затягивается. Появляются первые признаки беспокойства в связи с нарушением сроков. К этому относятся с пониманием, ведь важны не документы, а сама система.
  • Подошел срок поставки первого релиза системы, который Исполнитель должен установить на оборудование Заказчика. Исполнитель сообщает, что все готово, но нужно подождать еще пару дней.
  • Установка системы идет полным ходом, но пока безрезультатно. Систему должны были установить еще две недели назад.
  • Сроки согласования ТЗ давно прошли, но это уже не очень волнует. Озабоченность связана с тем, что никак не удается наладить систему.
  • Система установлена, но работает плохо. Часть функционала не реализована совсем, часть реализована не так, как ожидалось, и все равно не работает из-за большого количества ошибок. Недовольство Заказчика нарастает.
  • Устанавливаются новые релизы системы, но каждый следующий релиз работает не лучше предыдущего. Протоколы встреч уже не ведутся. Встречи превратились во взаимные претензии. О том, что техническое задание до сих пор не согласовано, уже никто не вспоминает.
  • Составляются длинные списки ошибок системы, которые нужно устранить. Новые релизы системы содержат исправления новых ошибок, но обнаруживаются старые ошибки, которые были исправлены ранее в предыдущих релизах.
  • Исполнитель требует начала опытной эксплуатации системы и подписания актов приемки, но пользователи отказываются работать в системе, так как она им не нравится и часто падает.
  • Акты приемки этапа разработки технического задания подписываются с обещанием Исполнителя исправить все позднее.
  • Запаздывание проекта уже составляет 30% - 50%. ТЗ согласовывается задним числом.
  • Установлены, наконец, все компоненты системы. Основные критические ошибки исправлены, но работать в системе невозможно из-за неудобства функционала.
  • Заказчик просит переделать функционал. Исполнитель не соглашается без дополнительной оплаты, так как функционал разработан согласно ТЗ. Заказчик отказывается принимать систему. Идет долгий период непонимания, что делать с системой.
  • Происходят изменения на стороне Заказчика (меняются люди/процедуры/процессы и тому подобное). В связи с произошедшими изменениями становится понятно: чтобы хоть как-то начать работать в системе, ее нужно переделать в соответствии с произошедшими изменениями. Заключается дополнительное соглашение на доработку системы. Чтобы не потерять лицо, руководство договорилось объявить о новом этапе проекта.
  • Идет длительный этап доработки. Сроки превышены уже в два раза. Сотрудники Исполнителя и Заказчика устали от проекта, но не знают, как его прекратить. На проекте меняется руководитель проекта Исполнителя и часть проектной команды. Новая проектная команда заново собирает требования.
  • Заказчик понимает, что существующая система работать не будет. Старая технология работы кажется уже не такой плохой, по сравнению с новой системой. Заказчик максимально тормозит внедрение системы, не зная как выйти из этого внедрения.
  • Идет долгий процесс переговоров. В результате стороны договариваются о приемке системы. Размер денежного вознаграждения Исполнителю существенно снижен. Акты закрываются. Провал не нужен ни одной из сторон, поэтому по молчаливому согласию проект считается успешным.
  • Выходит пресс-релиз об успешном внедрении системы.

Вот он, наконец, долгожданный финал. То есть вроде бы не провал. Но мы-то знаем…

К чему были все эти бессонные ночи, мешки под глазами, ссоры с коллегами, убийство нервных клеток, если система все равно не работает, премий нет, а ожидаемая профессиональная удовлетворенность так и не наступила? Потрачен огромный бюджет, а что мы получили в итоге?

«Как сказал мне старый раб перед таверной:
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный».
И.Бродский

А ведь было бы гораздо эффективнее направить усилия на благородное дело - сохранение средств родной компании при сохранении собственного здоровья и душевного равновесия. Иными словами – не пытаться спасти проект, а, наоборот, утопить его как можно раньше. Уверен, что вы уже знаете или догадываетесь, как это сделать.

Что необходимо сделать, чтобы провалить проект наиболее результативно.

  1. Изучите перед проектом резюме специалистов проектной команды Исполнителя. Отвергайте кандидатуры сотрудников до тех пор, пока вы не убедитесь в следующем:
  • Вам представлены наиболее молодые сотрудники компании Исполнителя, пришедшие в команду недавно и не имеющие проектного опыта.
  • Сотрудники проектной команды никогда прежде совместно не работали.
  • Профиль специалистов проектной команды максимально далек от вашей предметной области, а архитектура предложенного решения не соответствует инфраструктуре компании.
  • Руководитель проекта Исполнителя запуган и ведет себя неуверенно.
  • Проекты, которые выполняли сотрудники проектной команды, не были завершены или завершены неудачно.
  1. Поставьте нереально сжатые сроки проекта.
  2. Определите максимальное количество проектных документов, требующих согласования.
  3. Составьте предельно длинный список сотрудников, согласующих проектную документацию с вашей стороны.
  4. Затягивайте согласование технического задания. Отказывайтесь подписывать проектные документы, ссылаясь на несоответствие ГОСТам, внутренним стандартам вашей компании, слабую детализацию или несоответствие бизнес-процессам.
  5. Постоянно изменяйте требования к системе.
  6. Чаще проводите ротацию сотрудников вашей проектной команды и предметных специалистов.
  7. Если почувствуете, что проектная работа, тем не менее, начала стабилизироваться, попросите заменить проектную команду Исполнителя по причине срыва сроков этапов проекта. Начните вновь, с пункта 1.

Согласитесь, все это сделать гораздо проще, чем погибать за проект. При этом вы ничего не теряете. Провал проекта – это уже не провал, а ваш успех. А если проект все же завершен успешно, система внедрена, значит это действительно хорошая система, которая закалилась в борьбе благодаря вам. Вы в любом случае остаетесь в выигрыше. И может быть даже с премией. За успешно выполненный проект или как результат экономии средств вашей компании.

Удачи на проектах!

Google поистине вездесущ, он повсюду, начиная от программного и аппаратного обеспечения и заканчивая поисковой системой, определением местоположения и публикаций заметок. Все это по мере роста и распространения интернета превратило Google в повседневное и широко используемое явление. Планшеты и смартфоны играют важную роль в предоставлении нам каждодневного и крайне привычного подключения к интернету, а сам поисковик позволяет в любую минуту обратиться к необходимой информации. Его операционная система Android менее чем за десять лет стала одной из самых используемых. Это происходит благодаря как внутренней политике компании, тесно связанной с инновационными процессами, так и с тем, что приобретение небольших многообещающих стартапов происходит настолько точно и продуманно, что можно заподозрить кого-то из работников компании во владении даром предвидения.

Google отлично ощущает тенденции будущего и доносит их до нас единственно верным способом. После появления продукции компании на наших панелях инструментов, мы задаемся вопросом, что же мы делали до его изобретения. Но подобный подход, пусть даже и помноженный на чуткое умение компании отслеживать пользовательские желания, не может постоянно «выстреливать». Подобное количество экспериментов - это слишком даже для Google.

Ко дню рождения, который Google отмечает 27 сентября, сайт расскажет о 10 провальных проектах компании. Некоторые просто не дотягивают до аналогичных продуктов, которые мы по-прежнему используем сегодня; отдельные части других появляются в той или иной форме в другой продукции компании. Фактически, на примере Google можно многое узнать об онлайн-разработках, экспериментах и инновациях, а, казалось бы, неудачи, которые многие считают ошибками, таковыми точно не являются, ведь компания преобразовала их в полезный опыт.

10. Google Lively

Google Lively - один из самых интересных примеров «отличной идеи с неправильной реализацией», потому что никто просто не слышал об этом проекте, который длился целых шесть месяцев в 2008 году. И хоть в настоящее время «Second Life» и подобные неигровые виртуальные среды не столь интересны пользователям, некоторые аспекты данной разработки в сфере социальных сетей ретроспективно встречаются во многих проектах в области так называемой «онлайн-жизни».

В Google Lively пользователи создавали аватары для взаимодействия в трехмерной среде, сочетающей узнаваемую динамику чата с архитектурой «Minecraft», а также огромные возможности для обустройства пространства. Несмотря на то, что реализован проект был не лучшим образом (частый сбой сервера и достаточное количество лагов крайне огорчали пользователей), идея была более чем интересной. Хотя мода на определенный вид коммуникации довольно часто меняется, чат-комнаты существовали с самого создания интернета как способ поддерживать связь с друзьями в реальной жизни, а также встречаться и общаться с незнакомыми людьми. Например, какое-то время назад особой популярностью пользовался ChatRoulette, в то время как недавние успехи приложений, использующих веб-камеру в видеочатах, позволяют надеяться на то, что вскоре будут созданы давно обещанные видеофоны, и мы сможем насладиться взаимодействием в реальном времени при помощи видеосвязи.

Но совсем не факт, что подобные инновации будут пользоваться популярностью. Хоть чаты и доски объявлений раньше и были основным способом общения и поддержания контактов, то сейчас их заменили социальные сети. Теперь при встрече с незнакомцем мы обмениваемся совсем другой информацией: ссылками на аккаунты в Facebook, Twitter и подобных социальных гигантах, работающих на идее «поделись существующим опытом». В то время как на заре использования всемирной сети имели смысл аналоги интернет-кафе, являющиеся заменой реальной жизни (такие как Lively, например), то сейчас мы ушли от идеи, что интернет - это лишь «место», которое мы «посещаем» и в которое стремимся сбежать из реальности. Теперь интернет - это часть нашей реальной жизни, без которой мы не представляем себя, потому как теперь всемирная сеть стала средством, а не целью.

9. Вопросы и ответы (Google Answers)

«Вопросы и ответы» - это другой Google сервис, которым теперь никто не пользуется, ведь доступен бесплатный и крайне полезный поиск Google. Хоть Yahoo!Answers, а в странах СНГ и Ответы@Mail.Ru пользуются до сих пор некоторой популярностью, но это скорее потому, что там можно найти забавные и странные ответы и комментарии, чем какую-то достоверную информацию. Когда вам нужна фактическая информация, вы переходите на веб-сайты, созданные для обсуждения конкретной области интересов. Если нужно спросить людей, которых вы знаете и которым доверяете, тогда вы идете в социальные сети. В случае с Google Answers мы опять видим устаревшую модель: универсальные ответы на любые возникающие вопросы. Ныне же мы используем усовершенствованную версию поиска информации, более четко соответствующую нашим потребностям.

Но зачем-то же это было нужно? Несколько компаний, таких как ChaCha и AskJeeves, работали на основании описанной выше стратегии: задайте любой вопрос и получите ответ. В некоторой степени это был способ заставить других людей искать что-либо для вас в Google (что, на мой взгляд, кажется совсем безумным). Но самым ошибочным, как мне кажется, стало решение капитализировать данную концепцию. Исходя из негласно принятого в сети этикета, просить кого-то искать что-то для вас – это плохой тон. Стоит ли упоминать, что строить на подобной идее бизнес – совсем уже полная глупость. Модель работы сайта, согласно которой в ходе анонимного голосования пользователи сами решали, какой из ответов является лучшим, только испортила и так неблагополучную ситуацию.

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Высокие технологии — рискованный бизнес, инвесторы, включая государство, нередко теряют на нем немалые деньги, оставляя миру горы нереализованных планов, а то и просто бесполезные руины. Старту грандиозного проекта, как правило, предшествуют дорогостоящая пиар-кампания, обсуждение на самом высоком уровне, сотни новостей. И вот проходят годы, а результатов нет.

Коллайдер под Москвой

Вступив в научную гонку с западом, СССР был вынужден, кроме космоса, тратиться на ускорители элементарных частиц, обещавших раскрыть тайны материи. Так появился проект Ускорительно-накопительного комплекса (УНК) — гигантского коллайдера с энергией пучка 3 тераэлектрон вольт. Проходку тоннеля для него начали в 1983 году под Москвой, в наукограде Протвино, где располагается Институт физики высоких энергий (ИФВЭ). Кольцо диаметром пять метров и длиной 21 километр, по которому ездил небольшой поезд с вагонетками, завершили спустя десять лет. Успели смонтировать канал инжекции, подающий пучок протонов из старого ускорителя У-70. Но то было уже в другой стране, не нашедшей денег на завершение проекта.

Все эти годы подземный тоннель находится в законсервированном состоянии. Достраивать ускоритель не имеет смысла, поскольку в Женеве функционирует более современный БАК. Некоторые участки кольца заливает грунтовыми водами, и их приходится регулярно откачивать насосами. Высказывались предложения разместить в тоннеле детектор для изучения осцилляций нейтрино, сверхпроводящий индукционный накопитель, теплицы, музей. Но на все это требуются большие деньги, так что пока гигантское кольцо заброшено и привлекает разве что диггеров.

Когда в 2011 году ИФВЭ присоединили к НИЦ "Курчатовский институт", были разговоры о реанимации протвинского кольца в рамках идеи установок мегасайенс, но продолжения не последовало.

Межпланетная станция "Фобос-грунт"

Проект космической станции "Фобос-грунт" утвердили в 1998 году, через десять лет после неудачного завершения миссии "Фобос". Тогда была потеряна связь с двумя советскими зондами, выведенными на орбиту спутника Марса — Фобоса. Главную задачу — доставить на спутник спускаемый модуль и взять образцы грунта — выполнить не удалось.

Новый "Фобос-Грунт" будет создаваться на российской элементной базе Электроника "Фобос-Грунт-2" большей частью будет отечественной. В новом проекте будет много инновационных находок, сообщил РИА Новости глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

Станцию "Фобос-грунт" разрабатывали специалисты из ИКИ РАН и НПО имени Лавочкина. Она представляла собой конструкцию из двигателей, перелетного и возвращаемого модулей. Задача была та же — взять образцы грунта на Фобосе и вернуть на Землю.

Новый марсианский проект шел с трудом и не раз откладывался по техническим причинам. Наконец в ночь с 8 на 9 ноября 2011 года состоялся запуск. Это был первый космический межпланетный проект, реализованный после перестройки, и за стартом следила, наверное, вся страна. Аппарат успешно вышел на низкую орбиту Земли, откуда должен был направиться к Марсу, — и связь с ним прервалась. Наладить ее и передать команды модулю пытались еще несколько дней — тщетно. По официальной версии, из-за мощного космического излучения вышел из строя бортовой компьютер космической станции.

© Инфографика Падение межпланетной станции "Фобос-Грунт"


© Инфографика

"Ё-мобиль" Прохорова

Поддавшись докризисной эйфории от успеха высоких технологий, миллиардер Михаил Прохоров объявил совместно с "Яровит моторс" в 2010 году о разработке дешевого гибридного автомобиля. Инженеры хотели сделать его по-настоящему инновационным: использовать роторно-лопастной газо-бензиновый двигатель (двигатель Вигриянова), корпус из пластика, а большую часть деталей производить в России. "Чудо отечественного автопрома" назвали "ё-мобилем". Уже в сентябре 2011 году на Франкфуртском автосалоне показали концепт седана, на следующий год — кроссовера. На сайте проекта была открыта запись на покупку машины. Прохоров заявил, что первый ё-мобиль выпустят в марте 2015 года, однако в феврале 2014-го проект закрыли. Все наработки передали в НАМИ за символический 1 рубль.

Поисковик "Спутник"

Группа программистов в компании "КМ онлайн" приступила к разработке новой поисковой системы в 2006 году, широко это не афишируя. В 2010-м в СМИ просочились сведения о заинтересованности государства в создании собственного национального поисковика, а через два года было объявлено о покупке поисковика у "КМ онлайн" через одну из дочек "Ростелекома".

Гибкий дисплей "Роснано"

В 2011 году госкорпорация "Роснано" вложилась в британский стартап Plastic Logic, обещавший разработать гибкий пластиковый чип. Инновация могла перевернуть рынок школьных учебников, заменив тяжелые бумажные книги на легкий небьющийся планшет. Глава "Роснано" Анатолий Чубайс представил планшет на пластиковом чипе Владимиру Путину.

"Роснано" инвестировало в Plastic Logic 150 миллионов долларов с условием, что фирма наладит производство дисплеев в России. Завод решили строить в отечественной "Кремниевой долине", в Зеленограде, но вскоре отказались от этого по экономическим причинам. Тем временем разработка гибких чипов продолжалась, и в российских школах тестировали школьные учебники на их основе. Однако в 2015 году свернули и это направление. Чубайс уверял журналистов, что проект гибких дисплеев не закрыт, а будет реорганизован.

В 2016 году проект разделили на две части. Plastic Logic в Германии сфокусировалась на устройствах для универсальных платежных карт, вторичных экранов для смартфонов, дисплеях для гаджетов. А направление гибкой электроники продолжили в отделении FlexEnable в Великобритании.


Проект Сколково должен был превратиться в российскую Кремниевую Долину, стать локомотивом отечественного технологического прорыва. И в России, действительно, регулярно с помпой презентуют собственные перспективные разработки. Но чаще всего они лишь вызывают грустную улыбку. Мы собрали 5 историй про российские технологические провалы последних лет.

Персональный компьютер Эльбрус-401

Самый свежий пример отечественного провала в плане технологий – это Эльбрус-401, первый современный персональный компьютер российского производства. Он создан на основе четырехядерного процессора местной разработки с названием Эльбрус-4С. Предполагается, что этот ПК будет использоваться, преимущественно, в качестве серверов и информационных терминалов, а основной сферой его применения станет промышленное производство и государственные структуры.



Однако у обывателей при изучении параметров компьютера Эльбрус-401 возникает немалое удивление. Ведь оказывается, что он основан на давно устаревших технологиях. Так, к примеру, тактовая частота процессора Эльбрус-4С составляет всего 800 мегагерц. Правда, он оснащен модулем оперативной памяти на 24 гигабайта и винчестером на 1 Тб.



Но больше всего вопросов вызывает цена компьютера Эльбрус-401, которая составляет 200 тысяч рублей. За эти деньги можно купить по крайней мере два современных компьютера с топовыми характеристиками, но не российского, а западного или китайского производства.



Другое дело, что у обычного пользователя даже шанса нет купить Эльбрус-401. Данные компьютеры будут продаваться только юридическим лицам, то есть по заказу промышленных предприятий и государственных служб. Видимо, по разнарядке.

Беспилотник Держава

В 2014 году Институт национальной безопасности Тамбовского государственного университета с пафосом представил собственную разработку – беспилотный летательный аппарат со встроенной камерой, которому было дано красивое имя Держава.

Официальное заявление разработчиков Державы гласило: «Ученые Державинского университета создали альтернативу дорогостоящим устройствам для мониторинга природных объектов, а также обеспечения правопорядка во время массовых мероприятий.

Идеи руководства Института национальной безопасности ТГУ и знания ученых кафедры компьютерного и математического моделирования позволили за полгода создать этот небольшой, но весьма функциональный летательный аппарат. Он способен подниматься на высоту свыше трехсот метров, передвигаться со скоростью 30 километров в час, передавать данные с территории 5 квадратных километров. Тамбовская «Держава» стоит 100 тысяч рублей».

Правда, при внимательном рассмотрении оказалось, что Держава – это устаревший китайский квадрокоптер DJI Phantom FC40, цена которого на тот момент составляла всего 20 тысяч рублей. А вся «полугодичная работа» тамбовских ученых заключалась лишь в переклейке этикетки.

Смартфон YotaPhone 2

В конце 2014 года только немой не говорил про YotaPhone 2. Средства массовой информации преподносили выпуск этого телефона как настоящий переворот на рынке мобильных устройств. А производитель ожидал больших продаж данного девайса по всему миру.



Технические характеристики YotaPhone 2 оказались достаточно неплохими. К примеру, хорошо выглядели на фоне конкурентов четырехядерный процессор Qualcomm Snapdragon 800 с тактовой частотой 2,2 гигагерца и два экрана, один из которых является полноценным цветным, а второй – дисплеем, созданным на основе технологии электронных чернил E-Ink.



Но начавшиеся в декабре 2014 года продажи YotaPhone 2 не оправдали даже самых пессимистичных ожиданий. Мировой рынок всерьез не заинтересовался этим смартфоном, да и в самой России поддержать отечественного производителя нашлось не так уж и много желающих. Тем более что сам процесс изготовления этого телефона происходит в Китае, а не в РФ.



Конечно, немаловажную роль в отсутствии успеха смартфона YotaPhone 2 сыграла также цена на него. Производитель просит за аппарат 40 тысяч рублей – за эти деньги и даже меньше можно купить последние модели iPhone или целых два топовых телефона от или .

Электронный учебник Plastic Logic 100

Государственная корпорация Роснано существует с 2007 года, освоив с тех пор на свои нужды сотни миллиардов рублей. Однако она до сих пор не смогла запустить производство по-настоящему массовых, необходимых и современных продуктов, которыми можно было бы похвастаться не то что на мировом, но хотя бы на отечественном уровне.



Попытка показать успехи корпорации Роснано была в 2011 году, когда ее руководитель Анатолий Чубайс представил Владимиру Путину вполне реальную разработку – электронный учебник Plastic Logic 100. Согласно заявлениям, которые тогда звучали, подобные устройства должны были в массовом количестве поступить в российские школы в 2013-2014 годах, заменив собой использующиеся сейчас бумажные книги.



Объем инвестиций корпорации Роснано в компанию Plastic Logic должен был составить 150 миллионов долларов. Планировалось также строительство нового завода в Зеленограде. Но в мае 2012 года стало известно, что промышленный выпуск Plastic Logic 100 никогда не начнется, а производственные мощности для этого не будут возведены.

Пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100

Начало серийного производства Sukhoi Superjet-100 в 2011 году вселило в нас огромный оптимизм и гордость за отечественное самолетостроение. Он стал первым российским пассажирским самолетом нового времени, который был запущен в коммерческую эксплуатацию.



Создатели Sukhoi Superjet-100 ожидали, что хорошие технические характеристики и относительно небольшая цена станут залогом международного успеха этого самолета. Но реальность оказалась не такой радужной.

Sukhoi Superjet-100 практически сразу стал появляться в сводках новостей в связи с проблемами, связанными с его эксплуатацией. Печальную славу на весь мир этот самолет получил в мае 2012 года, когда он разбился во время демонстрационного полета в Индонезии. Тогда погибло 45 пассажиров и членов экипажа.



В том же 2012 году от уже имевшегося в эксплуатации самолета Sukhoi Superjet-100 отказалась армянская авиакомпания Armavia – ее руководителям надоели постоянные поломки воздушного лайнера, а также невыполнение условий гарантийного обслуживания производителем. Вслед за армянами отказываются от уже готовых самолетов и другие компании из разных стран мира.

Ходят слухи, что именно провал проекта Sukhoi Superjet-100 стал причиной увольнения Михаила Погосяна с поста главы ОАО Объединенная авиастроительная корпорация в январе 2015 года.

Бонус
Технопарк Сколково

Но самым большим отечественным технологическим провалом может стать проект Сколково, российской Кремниевой Долины, огромного технопарка к югу от Москвы, который должен был превратиться в центр науки, технологий и производства.



Уже на стадии проекта многие высказывали осторожные опасения относительно Сколково. Говорили, что для настоящего технологического парка в районе строительства не хватает мест, что для успешной реализации задумки нужно изменить российской законодательство, а также отвести в проекте инновационного парка больше места частным, а не государственным инициативам.



Среди поводов для критики технопарка Сколково также значились некомпетентность руководства, излишние финансовые вливания из бюджета, фрагментарная, а не целостная структура, а также устаревшая модель Инновационного Города.



Проект Сколково на данный момент еще существует, но уже сейчас можно констатировать, что свою основную роль локомотива российского технологического прорыва он не выполнил. Для наглядности можно привести статистику: почти 80 процентов изначальных участников проекта к настоящему моменту вышли из него.

Сколково, кстати, - это далеко не единственная попытка создать собственную Кремниевую долину за пределами Калифорнии. Подробнее на эту тему можно прочитать в нашем обзоре .

7 грандиозных проектов человечества, которые взяли и не взлетели

Историю творят мечтатели и идеалисты. Но великие свершения им удаются не чаще, чем грандиозные провалы.

Панамский канал

В 1869 году весь мир рукоплескал Фердинанду Лессепсу на открытии Суэцкого канала. Тот, недолго думая, затеял следующую великую стройку – канал Панамский, полностью проигнорировав бьющих в колокола медиков (Панама – зона желтой лихорадки) и инженеров (чертежи Фердинанда вызвали у них ужас).

Через двадцать лет Лессепса проклянут инвесторы, посадят в тюрьму и предадут анафеме. Двадцать тысяч рабочих вернутся на родину в гробах (а большинство не вернется даже в них), а слово «Панама» станет синонимом афёры и надувательства. Потому что нужно слушать профессионалов, а не авантюристов.

Титаник

Устраивать гонки через Атлантику было любимым развлечением судовладельцев на рубеже веков. В 1907 году, спустив на воду «Мавританию» и «Лузитанию», компания «Кунард Лайн» задала новые стандарты пассажирских перевозок. Ответный ход конкурентов из «Уайт Стар Лайн» впечатлял: три однотипных суперсовременных корабля! «Титаник» был самым большим, самым роскошным и самым безопасным судном того времени.

14 апреля, накануне трагедии, капитан Эдвард Смит получил от различных судов семь предупреждений об айсбергах в океане, но не сбавил скорости. После доклада об обнаружении айсберга прямо по курсу, первый офицер Уйльям Мердок полминуты раздумывал, стоит ли отворачивать от обломка льда. «Титаник» был безупречен и пал жертвой своей безупречности: кому могло прийти в голову готовиться к крушению самого непотопляемого в мире корабля?!

Линия Мажино

К 1936 году французы построили на границе с Германий четырёхсоткилометровую линию укреплений стоимостью три миллиарда франков. Теперь немцам придётся идти в обход, чтобы напасть на нас, – ликовали они! Пусть сначала Бельгию победят, – улыбался военный министр Мажино.

– Да не вопрос, – подумали немцы. Бельгия, отказавшаяся от союзнического пакта с Францией, получила молниеносную оккупацию. Линию Мажино немецкие войска обошли через Арденны на севере, после чего вышли на Монмартр и сказали «Гутен таг». Париж пал раньше, чем осознал, какие деньги закопал в землю.

Это чудо архитектуры XX века должно было стать самым высоким зданием мира и последней и главной сталинской высоткой Москвы. Для этого сначала снесли Храм Христа Спасителя, затем вырыли огромный котлован, но, увы, началась война, и стало как-то не до дворцов. Котлован не пропал зря, и москвичи ещё сорок лет купались в открытом бассейне «Москва», разумеется, самом большом в мире. Затем бассейн закопали, ну а дальше вы знаете.

Фобос-грунт

Автоматическая межпланетная станция стоимостью 5 миллиардов рублей должна была сгонять на Марс и обратно, прихватив с собой образцы марсианской почвы и проведя тучу важнейших исследований космоса по пути. Но что-то пошло не так, едва аппарат оторвался от Земли. Астрономы-любители ещё долго фотографировали беспомощную технику, кружащую на околоземной орбите. В итоге «Фобос-грунт» сгорел в плотных слоях атмосферы в январе 2012 года.

Ё-мобиль

В 2010 году российский миллиардер Михаил Прохоров заявил о скором появлении настоящего народного российского автомобиля: высокотехнологичного, красивого и, главное, дешёвого. Через два года двадцать тысяч машин стоимостью от 350 до 500 тысяч рублей должны были появиться на улицах российских городов. Но время шло, технологии менялись, прототипы ездили с трудом, а тут ещё спад авторынка и падение курса рубля. Вместо триумфальной презентации нового автомобиля, Прохоров безвозмездно передаёт всю документацию по проекту в российский автомобильный институт НАМИ. Может, хоть чертежи не пропадут зря.

Большой скачок

К началу шестидесятых Китай был огромной, но бедной сельскохозяйственной страной. Великий кормчий Мао решил одним махом превратить страну в лидера мировой экономики. Отвергнув здравые соображения и тысячелетний сельскохозяйственный опыт, компартия выдавала предписания, что, где и как сеять и сажать. Воробьёв предлагалось уничтожать (чтобы не портили посевы), а кастрюли и гантели переплавлять на нужды металлургической промышленности. Итогами стали Большой голод, гибель десятков миллионов человек, Люшаньская конференция и новая экономика Ден Сяопина. Впрочем, впоследствии Китай все-таки скакнул вперед. Просто потому, что перестал изобретать велосипед и купил учебник «Экономика для чайников». Если взглянуть на современный Китай, то учебник, без сомнения, полезный.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?