Настоящая баба-яга. Баба Яга в славянской мифологии — от богини к старушке

Баба Яга — персонаж из славянской мифологии и фольклора. Является практически неотъемлемым антигероем славянских сказок. Часто представлена, как противник главного героя сказок и мифов. Многие исследователи не перестают задаваться вопросом, кто такая Баба Яга относительно славянской мифологии, что это за богиня или существо, и как на самом деле представляли Ягу славяне-язычники?

В этой статье я постараюсь привести веские доказательства в пользу того, что Баба Яга — это вовсе не отдельное существо или не отдельная богиня, которая занималась какими-то своими обязанностями, а одно из имён славянской богини зимы и смерти . Пожалуй, тех доказательств и сравнений, что будут приведены в одной статье, вполне достаточно, чтобы прояснить образ этого загадочного сказочного персонажа.

Баба Яга в представлении современных людей — это уродливая старуха из сказок, которая летает на ступе и живёт в избушке на курьих ножках. Эти атрибуты Яги мы также разберем далее и представим их в виде дополнительных доказательств образа богини мёртвых. Старуха Яга живёт в тёмном лесу, занимается колдовством, общается с Кощеем и считается чуть ли не самой главной славянской ведьмой.

В первую очередь стоит разобрать само имя «Яга», хотя, если честно, этимология не столь важна в определении образа этой богини древних славян. Исследователь М. Фасмер сделал вывод, что Яга происходит от праславянского слова (j)egа, которое означает — ужас, опасность, гнев. Таким образом, «Баба Яга» могло переводиться, как Злая Баба, Опасная Баба. Другие этимологи делают предположение, что Яга происходит от праславянского слова egа, которое означает «змея», что, согласно их теории, указывает на хтонические истоки образа Бабы Яги.

Чтобы доказать, что Баба Яга есть не кто иной, а богиня Мара (Морана, Марена), в первую очередь стоит разобрать место обитания, образ обитания, а также, если можно так выразиться, «спутника жизни» Бабы Яги из народных сказок.

Как известно, Баба Яга живёт в глухом, дремучем, мрачном, тёмном и непроходимом лесу. Местом её обитания является некий дом на куриных ножках, который окружён забором из костей с черепами. Чтобы растолковать этот сюжет из народных сказок, стоит опять же вспомнить научный термин «катабасис», о котором подробнее можно прочитать в отдельной статье « ». Если рассказать в краткости, что такое катабасис, то это явление в мировой мифологии, когда герой спускается в подземный мир или мир смерти. Данный сюжет происходит из праиндоевропейской мифологии, который впоследствии, при расселении народов и естественном изменении форм верований, стал видоизменяться, в частности, перешёл из плоскости путешествия героя в подземный мир в плоскость путешествия героя в тёмный и непроходимый лес. Кроме переноса из подземелья в тёмный лес, практически ничего не изменилось — темнота, сложные преграды, вездесущие опасности и главная цель — царство подземного короля или подземной королевы, королевы мира мёртвых. Как известно, в славянской мифологии царицей мира мёртвых является именно Морана, так что, по всей вероятности, герои сказок, отправляются в лес именно к Моране.

О покровительстве мёртвым так же говорят сам дом, атрибуты дома и атрибуты Бабы Яги. Забор или частокол, который выполнен из костей и черепов, является явным намёком на то, что герой попадает в царство смерти. Сам вид дома, который известен, как «избушка на курьих ножках», является символом некогда существовавшей традиции хоронить пепел людей или останки людей в специальных , которые также назывались бдынами и голбцами — небольшой домик, который стоит на высокой палке или ножке. Такие домовины являются прототипом сказочной избушки на курьих ножках. Некоторые домовины, особенно те, которые создавались больших размеров и стояли сразу на нескольких столбах, имели внизу несколько перекладин, делающих домовины устойчивыми, что делало их похожими на куриные лапы. Такие домовины считались местом жительства душ мёртвых в нашем мире, то есть домом мёртвых, что в очередной раз относит Бабу Ягу к покровительнице мёртвых.

Стоит отметить также и ступу, на которой летает Баба Яга в славянских сказках. Ступа — это сказочное представление долблёной дубовой колоды, которая похожа ступу, в которых в древности хоронили людей. То есть, простыми словами говоря, Баба Яга летает в гробу или похоронной дубовой колоде-ступе.

Нельзя не вспомнить и или Кащея Бессмертного. Кощей зачастую представлен в народных сказках, как муж Бабы Яги, и это одно из самых верных доказательств того, что Баба Яга является Мораной. Кощей, он же Чернобог, является хозяином подземного мира мёртвых. Во многих языческих верованиях, в подземном мире вместе с ним восседает его возлюбленная — царица мира мёртвых. В Греции — это , в Риме — , у славян — Кощей и Морана. То, что в сказках возлюбленной или супругой хозяина подземного мира называют именно Бабу Ягу, ясно говорит о том, что Баба Яга и Морана — это одно и тоже мифологическое лицо.

В одной из сказок «Иван-царевич и Марья Моревна» Баба Яга живёт «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой». То есть, говоря языком славянской мифологии, Баба Яга живёт за огненной , которая отделяет мир живых от мира мёртвых. В этой же сказке мы находим интересное упоминание о том, что за огненной рекой Баба Яга владеет табуном славных кобылиц. Спрашивается, зачем в фольклоре сохранилась такая подробность? Ответ мы можем найти в языческой мифологии славян и других народов, где есть упоминание похищения подземными богами несметных табунов у солнечных или небесных богов, что является символическим похищением «небесных стад — облаков» зимы у лета.

В сказках Бабу Ягу представляют с костяной ногой! Костяная нога опять же говорит о том, что Яга напрямую относится к миру мёртвых. Вспомним этимологию слова «Кощей», которое происходит от слова «кость», то есть Кощей — костный бог, бог костного (мёртвого) мира.

Ещё одним доказательством являются сохранившиеся до наших дней масленичные традиции в Хорватии. Если у нас на Масленицу сжигают богиню зимы и смерти Морану, то в Хорватии на Масленицу сжигают Бабу Ягу!

Таким образом, этнографический, мифологический и сказочный материал вполне ясно даёт понять, что под видом Бабы Яги в завуалированном образе до нас дошли поверия в богиню зимы и смерти Морану.

Баба Яга в фильме «Морозко» 1964 г.

Хотите сделать свой дом красивым, стильным и комфортным? Отличным выбором для этого станут столешницы из искусственного камня, которые можно приобрести в neolit.kiev.ua/ . Изделия высокого качества из искусственного и натурального камня.


Баба-Яга – загадочное существо, которое описано во многих русских сказках. И по сей день ученых волнуют не разгаданные до сих пор загадки, окружающие это таинственное существо. Кто же такая Баба-Яга?

Странное имя этой старухи ученые переводят по-разному. Одни убеждены, что «яга» соответствует на некоторых индоевропейских языках значениям «досада, болезнь, скорбеть». А вот с языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.

Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук». Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги: воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости), дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы), а также похитительница детей. Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.

Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу. Жилище это, имеющее курьи ножки, родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.

Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством. В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы: ритуальное омовение (баня), «покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе). Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.

Согласно другой гипотезе, Баба-Яга – женщина-знахарка. В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья. Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.

Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.

В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.

В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром. Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.

Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.

Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.

В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была канннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история. Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.

Сидели мы тут на выходных с ребенком и занимались полезными делами. То сказку почитаем, то мультик посмотрим...

И вот как-то уже под вечер мое дите у меня и спрашивает, мол, кто такая Баба-Яга. Я тут же принял умный вид и приготовился вещать. Вопрос-то легкий! «Баба-Яга - это...» - начал я и остановился. Фиг ее знает, кто она такая! Вредная старуха из лесу? Вроде, нет. В общем, пообещал я ребенку рассказать все про старушку утром, а пока она спала, зарылся я в умные книги и выяснил всю правду про Бабу-Ягу.

Жила-была старушка

Вот так навскидку: как охарактеризовать Бабу-Ягу? Злобная гадкая старуха, с длинным крючковатым носом, которая сидит в дремучем лесу в грязной и неубранной избушке. Бабуля не прочь перекусить героем сказки и всячески ему напакостить. Старушка также изредка промышляет киднеппингом (детей похищает). В общем, ничего хорошего она не делает. Но так ли это? Если вспомнить все действия бабули, то вдруг оказывается, что она ни одной гадости в своей жизни-то и не совершила.

Давайте по порядку. Живет она в лесу дремучем и темном. Одно это уже отталкивает. Но с другой стороны, какая на фиг разница, кто и где живет? Ну, захотелось ей тут поселиться и все тут.

Идем дальше. С внешностью Яге тоже не повезло. Нос неприятный крючковатый, прически никакой нет - растрепанная ходит, одета плохонько. Неприятно? Конечно. Но, опять же, никакого преступления в этом нет. Яга - женщина свободная и незамужняя, так что может позволить себе ходить как угодно.

Следующее. Верно ли утверждение, что старушка хоть когда-то кого-то слопала? А вот вы вспомните. Ну? Не можете? Правильно. Бабуля многократно пыталась это сделать, но ее всякий раз обводили вокруг пальца, и еда в последний момент ускользала. Ну а за одно желание пообедать судить никто не станет.

Теперь что касается различных пакостей главным героям сказок. Так ведь и их не было! Старуха наоборот не против всем помогать. То клубок волшебный подарит, дорогу указывающий, то совет мудрый даст али мыслишку толковую подкинет. Или коня доброго даст. И потом вспомните, как она Ивана-Царевича принимает. Тут ему и банька будет, и еда прекрасная с десертами заморскими, а после - постель мягкая ждет. А чего еще надо герою после многих дней изнурительного пути? Так что бабуля-то на самом деле вовсе и не злая старуха получается, а вполне приличная женщина.

Позвольте, воскликнет кто-то, а как же случаи похищения детей? Было! Скрывать не будем. Но и тут есть положительный момент. Хоть один ребенок, похищенный Ягой, пропал? Нет! Всех как одного спасли и в родной дом доставили. А Яга хоть и высылала вслед карательную экспедицию под видом гусей-лебедей и себя в ступе, но все равно с носом оставалась. Что, у нее могущества не хватало каких-то детей догнать? Бросьте! Бабуля в волшебных делах оч-чень опытная баба была. Если бы реально захотела догнать - догнала бы.

И вот тут мы с вами пришли к самому главному вопросу: кто такая Баба-Яга на самом деле? Сказочная ли героиня? Выясняется, что вовсе нет!

Не старуха, но страж

Как выяснилось, Баба-Яга - один из самых древних и по-настоящему мистических героев сказок. Не так проста старушка, как это кажется.

Давайте снова разбираться. Русские народные сказки прочно завязаны на мифы и легенды. Многие герои на проверку оказываются не просто «уморительными старушками и змеями трехголовыми», а символами чего-то. Итак, Баба-Яга, что живет в лесу дремучем. А что за лес-то такой странный? И где он находится? И в любом ли лесу живет своя Баба-Яга? Оказалось - нет.

Темный лес (обязательно дремучий и тем очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным! Или волшебным. Вспомните, ведь настоящие волшебники и чародеи встречаются положительному герою ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после встречи с Бабой-Ягой. То есть только тогда, когда он покидает свой мир и оказывается по другую сторону. В этом случае роль бабули становится понятна - она охранник, страж, который стоит аккурат на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А теперь новый вопрос: а почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вы помните, как звучит ее полный «титул»? Баба-Яга - Костяная нога или в некоторых других вариантах - Золотая Нога. Что там у нее с ногой-то приключилась? Давайте снова разбираться. И придется нам вспомнить некоторые расхожие выражения и поверья.

Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе! Вспомнить хотя бы выражение «Душа ушла в пятки»! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая (вторая нога, по всей видимости, прекрасно функционирует и имеет «частичку души»). Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом. Как оказалось эти предметы - обязательные элементы старославянских церемоний погребения. Именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы умерший не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Да, чуть не упустил еще одну главную деталь. Домик Яги помните? Да-да, тот самый, что на курьих ножках. Это, как выясняется, неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках! Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

В путь-дорогу

Ох, непроста русская сказка! Ох, мудрена! Мы уже выяснили, что Баба-Яга есть страж на входе в мир мертвых. И сторож она очень хороший. Не всякого она пропустит.

Как видит избушку главный герой? Стоит она к герою задом. И говорит он тут сакральную фразу: «Встань ко мне передом, а к лесу задом!» А собственно, почему избушка так странно стоит? Да потому что дверьми обращена все в то же царство мертвых! Однако герой разворачивает ее и тут же подвергается «допросу» стража: мол, зачем добрый молодец пожаловал? А что герой? А он не промах! Кажется, что он как будто и не слышит вопроса бабки, а гнет свою линию: «Ты сначала напои, накорми, в баньке попарь, а потом уже и спрашивай». Это что - наглость такая? Молодецкая удаль? Вовсе нет.

Герой прекрасно осознает, куда и зачем идет. Путь его - к мертвецам. А там вовсе не жалуют живых людей, и герою предстоит на время умереть. Он вовсе не хамит бабуле, а показывает, что знает весь ритуал, который предстоит пройти.

В баньке попариться - смыть с тела «русский дух» - запах человека. Помните, как Яга говорит - «Чу, русским духом запахло!». Проще говоря - живым человеком. С таким запахом в загробном мире делать нечего, надо избавляться.

Второй этап - съесть ритуальную пищу, которая позволит ему быть «чужим» для живых и «своим» для мертвых. Кроме того, еда эта даст ему способность и видеть, и говорить в царстве мертвых.

Ну и напоследок, герой просит уложить его спать. Если перевести эту просьбу со сказочного, то получается, что желает он быть похороненным в домике на высоких ножках. Опять-таки для того, чтобы без проблем попасть в мир умерших.

А как же обратно

Наконец все обряды совершены. Наш герой отправляется к мертвецам-колдунам и совершает там ряд подвигов. И вот тут возникает вопрос: если он теперь «мертвый», то, как он вернется в мир живых? Ведь ни в одной сказке герой не возвращается к Бабе-Яге, которая могла бы провести процедуру в обратном направлении.

А давайте еще раз вспомним сказки. Практически в каждой из них, уже когда Иван-Царевич с победой возвращается домой, на него вдруг налетают враги и убивают! Вот оно! Это очередной ритуал. Потом появляются друзья героя и омывают его сначала «мертвой» водой, а потом «живой». И - оп! - наш герой снова полон сил и энергии, но он уже в мире живых! Идти к Яге нет никакой необходимости.

Так что Баба-Яга вовсе не зловредная старуха, как это казалось в детстве, а вполне приличный герой, без которого ни один Иван-Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной. Заметим, что подобные героини встречаются во многих национальных эпосах у разных народов. И везде они символизируют практически одно и тоже - священного стража на грани двух миров.

Яга в ночном полете
Художник Виктор Корольков

Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Алексей Ремизов. Светящиеся черепа

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:
- Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
- Когда же идти? – спросила девушка.
- Прямо сейчас! – ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. – Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки – тут бедняжке и конец придет.


Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.
- О чем ты плачешь, кощь человеческая? – спрашивает она.
- Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
- Спасибо тебе, добрая душа, – слышит голоса из-под земли. – Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку – она тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках – а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

Алексей Ремизов. Проливной дождь

Баба-Яга собирается хлебы печь. Задумала старая жениться – взять в мужья рогатого черта – Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.
Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, – такая уж нежить.
А как ей весело: старик Домовой на бобах остался – показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!
Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.
- Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! – плачет Яга, ходит у печи.
- Бабушка, чего же ты плачешь?
- А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы – прибьет Верховой.
- Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются – полна капель натекает.
- Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется – и дождь перестанет.

Бабу-ягу, хозяйку избушки на курьих ножках, лесную ведьму, передвигающуюся в ступе и способную погубить сказочного героя или, наоборот, спасти его, все мы все знаем с детства. И, казалось бы, не может возникнуть вопроса: а кто она по национальности? Конечно, наша, русская! Тем не менее существуют разные версии.

Баба-Яга - славянка

Точнее, праславянка. Специалисты возводят ее имя к общему для праславян корню (j)ęgа, от которого происходят сербохорватское слово jeзa - «ужас», словенское jezа - «гнев», чешское jezinka - «лесная ведьма», «злая баба», польское jędzа - «ведьма», «баба-яга», «злая баба». В современном русском языке ближе всего к древнему корню стоит слово «язва».

Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрий, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга - Пехтра - непременный участник святочных представлений с ряжеными.

Баба-Яга - индоевропейка

Ряд специалистов возводят происхождение Бабы-яги к тем древним временам, когда индоевропейцы еще не разделились на разные народы. Делать такие предположения позволяет имя Яга, которое, безусловно, созвучно с «йог».

Баба-яга ведет отшельнический образ жизни, живет в пустынной местности, ей ведомы многие тайны, судя по всему, она очень стара, но на редкость бодра и сильна - многое напоминает отшельников-йогов - да и передвигается она в ступе. «Ступа» - так называются храмы в некоторых индуистских культах. Другие специалисты возводят имя Яга к имени древнеиндийского бога смерти Ямы. И здесь тоже нет особых противоречий, поскольку Баба-яга имеет все черты божества, охраняющего вход в царство мертвых.

Баба-Яга - финно-угорка

Есть основания предполагать, что Баба-яга - это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях.

«Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра.. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она - саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.

Обычай хоронить мертвых в поднятых над землей срубах был не только у финно-угров, но и у многих народов Сибири, даже у якутов. Это дает основания делать совсем смелые предположения, что Баба-Яга может являться якуткой.

Баба-Яга - это Бабай-ага

Бабай-Ага - на тюркских языках означает «большой господин». Появилось это выражение на Руси во времена монгольского нашествия. Ордынские баскаки и были теми самыми «большими господами», которые приезжали в покоренные русские города и селения, собирали дань в Орду. Также они брали рабов.

В рабство чаще всего угоняли молодежь и маленьких детей. «Не плачь, постреленок! - говорили матери во времена Ордынского ига, - а то придет Бабай-Ага и заберет тебя!» «Бабайкой» пугают малых детей и по сей день. Возможно, образ страшного Бабая-Аги слился с образом лесной ведьмы, хозяйки царства мертвых, бытовавшим среди наших предков, или трансформация имела другие причины, но постепенно вместо Бабая-аги появилась Баба-яга.