Оптический видоискатель что. SLT-камеры Sony Alpha: электронный видоискатель

Зеркало и видоискатель – неотъемлемые составляющие устройства современного зеркального цифрового фотоаппарата. Для того, чтобы понять как устроена цифровая фотокамера, безусловно, необходимо представлять себе предназначение отдельных ее узлов и компонентов, а также принцип их действия. В конечном счете, понимание в этом вопросе будет полезно любому фотографу с точки зрения выбора фотоаппарата для конкретных целей и обеспечения высокого качества фотоизображений.

Для чего нужно зеркало?

Такой элемент зеркального фотоаппарата, как зеркало, плавно «перекочевал» из пленочных камер в цифровые. Собственно, именно наличие зеркала отличает зеркальный фотоаппарат от не зеркального. Казалось бы, видоискатель с хлопающим зеркалом с появлением современных цифровых технологий должен был уйти в прошлое вместе с другими механическими узлами камеры. Но зеркало осталось и тут возникает разумный вопрос, зачем же оно все-таки необходимо?

Как известно, принцип работы любого зеркального цифрового фотоаппарата заключается в следующем. Сначала лучи света попадают на линзы объектива, где происходит их преломление. Далее собранные световые лучи проходят через объектив до диафрагмы, с помощью которой регулируется количество поступающего света. Свет попадает на поворотное зеркало фотокамеры, отражается и отправляется через преломляющую призму в видоискатель. В этот момент фотограф, который смотрит в видоискатель цифровой камеры, видит полное отражение того, что происходит перед объективом. Выстроив определенную композицию, фотограф нажимает на спуск.

В процессе фотографирования поворотное зеркало автоматически поднимается и только после этого открывается затвор фотоаппарата. Теперь лучи света попадают уже не в видоискатель, а на светочувствительную матрицу, вследствие чего происходит экспонирование кадра. Именно поэтому в момент фотосъемки в видоискателе ничего не бывает видно. Наконец, затвор закрывается, зеркало опускается в исходное положение. Весь этот процесс внутри зеркального фотоаппарата происходит в доли секунды.

Как уже было отмечено, оптический видоискатель с зеркалом цифровые камеры унаследовали от своих пленочных собратьев. Причин этому несколько. Прежде всего, оптический видоискатель с зеркалом дает возможность фотографу увидеть изображение точно таким же, какое оно есть на самом деле, без всякой обработки картинки. Поворотное зеркало просто переправляет картинку в видоискатель, не используя при этом никакой электронной начинки, способной каким-либо образом исказить изображение. Таким образом, зеркало позволяет фотографу видеть в видоискателе именно ту картинку, которая, в результате, попадет на матрицу фотоаппарата.


У компактных цифровых фотокамер, лишенных зеркала, вместо оптического видоискателя и зеркала используется ЖК-экран. С одной стороны, такое решение обеспечивает фотографу большее удобство. Но с другой стороны, ЖК-экран все же имеет относительно невысокое разрешение, он не всегда может похвастаться идеальной цветопередачей и яркостью. Кроме того, использование ЖК-экрана вносит некоторые коррективы в качество самой картинки, которая может немного отличаться от той, которую фотограф видит собственными глазами.

Еще одним следствием использования зеркала, отклоняющего световые лучи в видоискатель, является то, что зеркальные камеры в отличие от беззеркальных могут использовать фазовый автофокус . Такой автофокус отличается очень высокой скоростью работы и точностью.

Конечно, если речь идет о съемке какого-либо неподвижного объекта, то скорость работы автофокуса не имеет такого принципиального значения. Но если фотограф хочет качественно снять быстродвижущиеся объекты, то тут без фазового автофокуса будет сложно.

В обычных компактных цифровых аппаратах вместо фазового применяется более медленный контрастный автофокус . Причина такого решения заключается в том, что основу фазового автофокуса составляют специальные датчики, получающие фрагменты светового потока от разных точек кадра. В компактных камерах матрица задействуется не только в процессе фотографирования, она продолжает функционировать и для поддержания работы электронного видоискателя или ЖК-дисплея. Поэтому ввести в оптическую систему компактного фотоаппарата датчики, заслоняющие матрицу, просто нельзя. Отсюда и выбор в пользу более медленного контрастного типа автофокуса.

Видоискатель

Видоискатель – это устройство фотоаппарата, предоставляющее фотографу возможность предварительной оценки кадра для определения границ будущего снимка. Без видоискателя трудно представить себе полноценную работу с цифровой камерой, ведь именно в рамке видоискателя фотограф создает композицию кадра. Помимо выбора кадра и определения его границ, видоискатель служит и для наводки на резкость. Выше уже говорилось о том, что система в устройстве фотоаппарата, состоящая из зеркала и пентапризмы, перенаправляет картинку в окошко видоискателя. Сам видоискатель при этом может быть различного типа:

— Оптический параллаксный видоискатель

Оптический видоискатель является одним из самых простых по конструкции, а потому довольно широко используется, главным образом, в любительских цифровых камерах. Он представляет собой оптическую систему линз в фотокамере, располагающуюся рядом с объективом. С помощью такой системы осуществляется наведение камеры на снимаемый объект и определение границ изображения для будущего фотоснимка.

Оптический видоискатель хорош тем, что не потребляет энергии, а формируемое им изображение не зависит от свойств светочувствительной матрицы. Однако вследствие несовпадения оптической оси видоискателя и оптической оси объектива камеры возникает так называемый эффект параллакса, когда сам фотограф в видоискателе видит не совсем ту картинку, которая «видит» матрица через объектив.

Также оптический видоискатель, как правило, способен захватить не все поле кадра, которое «видит» матрица, а только процентов 80 — 90 от него. Все это приводит к некоторым погрешностям при предварительной оценке кадра.

Электронный видоискатель

Электронный видоискатель представляет собой фактически миниатюрный ЖК-экран с линзой внутри цифрового фотоаппарата. Сигнал на электронный видоискатель подается со светочувствительной матрицы камеры, вследствие чего фотограф через такой видоискатель видит картинку такой, какой она будет «считана» сенсором фотоаппарата. В этом плане он лишен недостатков оптического видоискателя и более точно захватывает поле кадра. К тому же, электронный видоискатель благодаря своему расположению внутри камеры защищен от солнечных лучей, а значит, его можно использовать даже при ярком солнечном свете, когда, например, пользоваться обычным ЖК-экраном бывает затруднительно.

Основным недостатком электронного видоискателя является то, что он потребляет дополнительную энергию во время работы. Плюс изображение в электронном видоискателе непосредственно зависит от характеристик светочувствительного элемента камеры. Такими видоискателями сегодня в основном снабжаются цифровые фотоаппараты, относящиеся к среднему ценовому сегменту.

— Зеркальный видоискатель

Лучшим типом видоискателя является зеркальный, об особенностях которого мы уже немного говорили выше. Это оптический видоискатель с зеркалом, унаследованный от пленочных фотоаппаратов. На зеркальный видоискатель изображение попадает непосредственно через объектив за счет перенаправления картинки с помощью поворотного зеркала. Здесь отсутствует тот самый пресловутый эффект параллакса и фотограф может видеть изображение ровно таким, каким его видит объектив фотоаппарата. Наблюдаемое в видоискатель изображение будет точно соответствовать тому, которое в результате получится на фотографии.

Зеркальный видоискатель позволяет четко контролировать точность фокусировки и глубину резкости. Подобный видоискатель не потребляет много дополнительной электроэнергии, но его конструкция отличается определенной сложностью. А потому видоискатели такого типа применяются преимущественно в дорогих профессиональных зеркальных аппаратах.

В некоторых моделях цифровых фотоаппаратов производители отказались от использования видоискателя в пользу ЖК-монитора, по которому фотограф осуществляет визирование. Однако у ЖК-экрана есть свои недостатки в виде не самого большого разрешения изображения, что порой приводит к сложностям в фокусировке. Кроме того, при падении на монитор ярких солнечных лучей различить что-либо становится практически невозможно. Наличие ЖК-экрана также требует большего потребления электроэнергии.

Тем не менее, несмотря на эти недостатки, и в зеркальных цифровых камерах все чаще устанавливаются ЖК-экраны, но уже как дополнительная опция к видоискателю. Во многих ситуациях оценивать кадр и наводить на резкость по ЖК-монитору бывает удобнее. Например, при макросъемке. К тому же, на мониторе камеры могут отображаться вспомогательные линии кадрирования и различные дополнительные параметры съемки, что также обеспечивает большее удобство для фотографа.

Видоискатель – это специальное устройство, которое используется для композиции кадра, снимаемого вами сюжета. Он выполнен либо в форме небольшого окуляра в верхней части фотокамеры, или в форме большого жидкокристаллического LCD экрана на задней части фотоаппарата. Существует три основных типа видоискателей, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Оптический видоискатель находится в верхней части фотокамеры и показывает вам то, что видит объектив вашей фотокамеры. Такой видоискатель, как правило, устанавливается в основном на цифровых зеркальных DSLR фотоаппаратах, поскольку они используют систему зеркал и призм, для отражения и направления полученного изображения в окуляр видоискателя.

Плюсы
Вы можете видеть снимаемую сцену без временного лага (задержки), и в полном разрешении.
Такой видоискатель не нуждается в электрическом питании, поэтому с одного заряда аккумулятора вы сможете сделать больше фотоснимков.
Минусы
Он показывает немного меньшую часть изображения, получаемого на конечном фотоснимке.
Зеркала такого видоискателя составляют значительный объем фотокамеры, поэтому такой фотоаппарат будет больше и массивнее.

Электронный видоискатель выглядит примерно так же, как и оптический видоискатель, но отображает цифровую копию снимаемого изображения, получая сигнал по электрическому каналу от сенсора фотокамеры. Такие видоискатели обычно устанавливаются на небольших фотокамерах со сменными объективами (гибридные фотоаппараты), у которых не хватает места для расположения внутренних зеркал.

Плюсы
Можно увеличить любую часть захваченного сюжета, чтобы проверить снимаемый кадр на резкость изображения.
Такой видоискатель имеет большее поле зрения, что позволяет увидеть в нем всю снимаемую картинку.
Минусы
Электронный видоискатель может иметь небольшую временную задержку (лаг), в результате чего вы можете упустить быстрый динамический сюжет.
Несмотря на свои небольшие размеры, он расходует на удивление большой объем заряда аккумуляторной батареи фотокамеры.

3. Видоискатель Live View (живого вида)

Live View (живой вид) – это когда вы используете LCD монитор вашей фотокамеры для компоновки кадра снимаемого сюжета. Это можно делать на любой цифровой фотокамере. Во время компоновки вы видите цифровую копию изображения снимаемой сцены, но только на задней панели фотокамеры, а не в верхней ее части, как в фотоаппаратах с электронным видоискателем.

Плюсы
Он отображает всю информацию о снимаемом изображении, в дополнение к множеству других полезных функций.
На некоторых моделях фотоаппаратов вы можете наклонять такой видоискатель под различными углами, что дает возможность вести фотосъемку из необычных ракурсов.
Минусы
Блики на таком видоискателе делают затруднительной фотосъемку при ярком солнечном свете.
Отображение живых изображений на экране фотоаппарата значительно сокращает время его работы от одной зарядки аккумуляторной батареи.

Служащее для определения границ изображения (кадра) снимаемого объекта. Другими словами видоискатель позволяет определить объект съемки в рамке границ кадра. Именно в рамке видоискателя фотограф создает композицию кадра.

Самые простые видоискатели - это просто прямоугольное отверстие в корпусе фотоаппарата, прикрытое стеклом (смотри рисунок ниже). Однако, современный видоискатель, кроме оптики, включает информационный дисплей с информацией о данных съемки, точками фокусировки и другими настройками.

Простой видоискатель

Современный видоискатель с точками фокусировки

Современный видоискатель выполняет две функции - выбор кадра и наводку на резкость, то есть определение дистанции до объекта. Но все же первичной задачей является выбор кадра, именно глядя в видоискатель, фотограф определяет, что именно будет на фотографии.

Различают несколько основных видов видоискателей, а именно телескопический, оптический и зеркальный видоискатели. Рассмотрим каждый подробнее.

Телескопический видоискатель - это так называемый тубус, с двумя линзами. Передняя линза отвечает за фокусировку изображения на поверхности задней линзы, а задняя линза, собственно, переворачивает это изображение. Если бы в видоискателе не было задней-переворачивающей линзы, то мы наблюдали бы перевернутое вверх ногами и справа налево изображение.

Оптический видоискатель - состоит из окуляра и второго объектива. Этот тип видоискателя применяется для двухобъективных камер. Второй объектив сопряжен с основным объективом камеры. При съемке с близкого расстояния изображение, видимое в видоискатель, не совпадает с изображением, которое видит объектив. Это несовпадение называется параллаксом. Ниже на рисунке наглядно показано явление параллакса.

Тоже самое и в компактных цифровых фотокамерах есть обычно два видоискателя. Один – это ЖК-дисплей, на котором просматриваются отснятые снимки, а второй – это как правило сквозное отверстие в корпусе фотоаппарата, в котором используется сложная система усиления, изменяющая масштаб изображения синхронно с линзой (при зумировании). Такой видоискатель удобен при ярком освещении, недостатком является лишь то, что вы смотрите в этот объектив под иным углом зрения, чем ЖК-дисплей.

В итоге создается как бы ощущение скачка. Это как если бы вы смотрели на предмет сначала одним глазом, а потом другим. Как видно явление параллакса это слабость всех фотокамер, как пленочных, так и цифровых.

В зеркальной фотокамере объектив всего один, а потому зеркальный видоискатель устроен сложней. Но он решает многие проблемы, в том числе и проблему параллакса. В зеркально видоискателе между объективом и фокальной плоскостью камеры (напомним, что фокальная плоскость - это поверхность светочувствительной матрицы) располагается отклоняющее зеркало. Отраженные зеркалом световые лучи попадают на пентапризму зеркальной фотокамеры, на расположенное под ней матовое стекло и после многократного преломления фокусируются на линзе окуляра видоискателя уже в обращенном виде.

1 - Пентапризма, 2 – Окуляр, 3 - Объектив, 4 – Поворотное зеркало.

В момент нажатия на кнопку спуска затвора и его срабатывания, который расположен за отклоняющим зеркалом, прямо перед поверхностью фотопленки, зеркало поднимается. В окуляре видоискателя в этот момент ничего не видно, но это длится всего лишь доли секунды, потом зеркало возвращается на место.

Вот и все, что необходимо знать о назначении видоискателей в фотокамерах.

Одной из ключевых особенностей SLT-камер Sony с технологией полупрозрачного зеркала (Translucent Mirror Technology) является использование электронного видоискателя (ЭВИ) вместо оптического (ОВИ). Давайте попробуем разобраться, какие это даёт преимущества и недостатки.

Начну, пожалуй, с недостатков. При использовании оптического видоискателя вы смотрите непосредственно на саму окружающую действительность, а при использовании ЭВИ - на её отображение на маленьком дисплее с очень высокой плотностью пикселей. И хотя по чёткости изображения ЭВИ уже практически догнали ОВИ (отдельные пиксели не видны глазом), они всё же искажают цветопередачу и имеют ограниченный динамический диапазон, особенно в тенях.

Ещё один минус ЭВИ заключается в том, что подаваемый на них сигнал снимается с матрицы и обрабатывает процессором камеры, что приводит к тому, что он показывает не то, что происходит сейчас, а то, что происходило в прошлом. Эта задержка крайне невелика и исчисляется буквально миллисекундами, но она есть.

Основное преимущество ЭВИ вытекает из предыдущего пункта: вы можете увидеть то, что видит камера, до момента нажатия на кнопку спуска затвора, а не после . Не секрет, что экспозамер и баланс белого в зеркальных камерах порой могут вести себя весьма креативно. Использование матрицы для экспонометрии не только позволяет сделать экспозамер более точным, но и позволяет заранее заметить и исправить ошибки камеры.

Данное видео показывает процесс настройки ключевых съёмочных параметров на экране камеры Sony Alpha SLT-A58. К сожалению, снять видоискатель мы не могли по понятным причинам, но он имеет точно такие же режимы отображения информации. В более дорогих SLT-камерах Sony дополнительно присутствует электронный уровень, который позволяет избежать «заваленного горизонта» и особенно полезен при съёмке широкоугольными объективами.

Ещё одно преимущество электронного видоискателя заключается в том, что его можно сделать какого угодно размера. Если оптический видоискатель в зеркальных камерах по большому счёту ограничен размером зеркала (и поэтому все «кропнутые» зеркалки имеют достаточно унылые видоискатели), то электронный этого видоискателя не имеет. В результате современные электронные видоискатели, на мой взгляд, больше подходит для визирования, чем оптические видоискатели неполнокадровых зеркальных камер.

Чтобы не быть голословным, приведу мнение известного канадского фотографа и автора учебных пособий по фотографии Майкла Рейхманна, создателя популярного сайта Luminous Landscape :

Электронный видоискатель в Sony A55, на мой взгляд, предпочтителен видоискателям в зеркальных камерах с кропнутой матрицей за счёт своего размера, увеличения (1.1x) и выноса окулярной точки. Он также обеспечивает покрытие 100% кадра, что встречается только в дорогих зеркальных камерах. Небольшие и тусклые видоискатели зеркальных камер с матрицами APS-C действительно мешают эффективному кадрированию, так что во многих отношениях переход к электронным видоискателям является прогрессом.

Учтите, что Майкл Рейхманн написал это о Sony A55, а видоискатели в современных SLT-камерах Sony были значительно усовершенствованы по сравнению с первым поколением.

Завершая нашу серию статей о камерах с полупрозрачным зеркалом, хочу сказать вот что. В частных беседах я давно сравниваю эволюцию камер с эволюцией животных. Наши животные предки (так и хочется написать - от безысходности) в разное время обзаводились различными приспособлениями вроде жабр, рогов, хвоста или больших клыков. Со временем эти механизмы выживания стали не нужны, в результате современный человек не имеет ни рогов, ни хвоста, ни жабр.

То же самое происходит и с камерами. Зеркальные камеры появились только потому, что в плёночные времена не было других способов создать видоискатель, который видел бы то же самое, что видит объектив камеры. Эта конструкция со временем обзавелась дополнительными частями, например, внешними датчиками экспозамера, автофокуса и баланса белого.

Сегодня технологии позволяют реализовать и экспозамер, и автофокус (причём не только контрастный, но и фазовый) прямо на матрице, что делает зеркало попросту ненужным атавизмом вместе со всеми выросшими вокруг него внешними датчиками.

Я не сомневаюсь в том, что по мере усовершенствования системы фазового автофокуса на матрице Sony откажется от полупрозрачного зеркала. Но это не отменяет того факта, что на эволюционной лестнице камеры Sony Alpha с полупрозрачным зеркалом стоят выше, чем обычные «зеркалки».

Видоискатель в фотоаппарате - очень важная деталь. Просто представьте себе, что его нет, а вам нужно сделать снимок. Вы, конечно, можете прицелиться "на глазок", однако перспектива получения фотографии человека с отрезанной головой, дкрква без верхушки, собаки без ушей или ног вполне очевидна.

В старые добрые времена, когда о цифровых фотоаппаратах еще никто не слышал, у обычных пленочных фотокамер был только один вариант видоискателя - . Заглядывая в этот оптический глазок, фотограф видел снимаемый объект и мог прицелиться более точно.

В то же самое время у профессиональных фотографов , обладающих профессиональными же камерами, были так называемые угловые видоискатели . Еще их называли зеркальными видоискателями и призматическими видоискателями. Это было устройство, которое крепилось к видоискателю и "поворачивало" угол отображения картинки в видоискателе на 90 градусов. То есть. если раньше фотографу приходилось заглядывая в глазок смотреть вперед, то с угловым видоискателем он должен был спотреть вниз на импровизированный экранчик.

При всей кажущейся странности и вычурности этой конструкции угловой видоискатель мог сослужить очень хорошую службу. Например, если приходится снимать низко расположенный объект. Угловой видоискатель удобен еще и тем, что при взгляде через него фотограф не видит вторым глазом всю остальную часть изображения, которая не попадет в кадр. Таким образом можно более корректно и обдуманно построить кадр.

Угловые видоискатели и теперь продаются и пользуются успехом при студийной съемке, однако прикрепить их можно, конечно, только к зеркальным камерам, и то не ко всем.

У всех оптических видоискателей есть одна неприятная проблема. Они портят зрение.

Может быть когда-нибудь во время съемок через оптический видоискатель вы замечали, что глаз, которым вы смотрите в него, видит все не столь четко, как другой глаз. Через несколько минут такой дисбаланс проходит, однако у многих профессиональных фотографов есть проблема с разной остротой зрения на разных глазах.

Еще одна проблема состоит в том, что оптический видоискатель иногда показывает не совсем ту картинку, которая получится на снимке. В некоторых моделях фотокамер оптический видоискатель слегка "кадрирует" изображение и вы запросто можете "захватить" в кадр объекты (или их куски), которых при съемке даже не видели в кадре.

Положительным аспектом использования оптического видоискателя является тот факт, что он не тратит энергию батареи в отличие от своего электронного собрата или экранчика.

Когда появились цифровые фотокамеры , в них стали встраиваться жидкокристаллические экранчики . С их помощью можно выбирать объект съемки не заглядывая в видоискатель. Правда, у первых фотоаппаратов экранчик был настолько прожорлив, что сажал батареи буквально за несколько минут.

Теперь ситуация изменилась. В некоторых моделях в качестве видоискателя остался только этот самый экранчик, а глазок, как лишний элемент конструкции убрали.

Съемка с прицеливанием через экранчик имеет много положительных моментов.

Во-первых : вы не портите себе зрение.

Во-вторых : удобнее делать снимки низких объектов или держа камеру над головой, в особенности, если камера оснащена поворотным экранчиком (примерно то же самое, что и угловой видоискатель).Вперёд