План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века". Презентация на тему "духовная жизнь серебряного века"

Слайд 2

Просвещение

Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

Слайд 3

Наука

В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

  • П.Н.Лебедев
  • Н.Е.Жуковский
  • Слайд 4

    В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

    • В.Ключевский
    • Н.Бердяев
  • Слайд 5

    • К.Э.Циолковский
    • С.А.Чаплыгин
    • В.И.Вернадский

    Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

    Слайд 6

    Нобелевские лауреаты

    • И.Мечников
    • И.Павлов

    И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

    Слайд 7

    Литература

    Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

    Слайд 8

    Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

    • А Ахматова
    • С.Гумилев
  • Слайд 9

    Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

  • Слайд 10

    Живопись

    Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст,Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.

    • В.Суриков «Боярыня Морозова»
    • И.Репин «И.Грозный и сын его»
  • Слайд 11

    В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

    • М.Врубель «Царевна Лебедь»
  • Слайд 12

    Скульптура. Архитектура.

    В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру IIIА.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова.

    • С.Коненков бюст Чехова.
  • Слайд 13

    В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

    • Гостиница «Метрополь»
    • Особняк Рябушинского
    • Ярославский вокзал
  • Слайд 14

    Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.

    В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов.

    • Композитор С.Рахманинов.
    • Певец Ф.Шаляпин
  • Слайд 15

    В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

    • К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»
    • Е.Вахтангов и одна из его ролей.
  • Слайд 16

    В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

    • Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г
    • Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.
  • Посмотреть все слайды

    Серебрянный век занимает почетное место в истории России. Наступив после "Золотого века", "Серебрянный век" насчитывает менее половины столетия, всего лишь сорок лет: с 1880 по 1920 года. Но эти сорок дали так много, что их приравнивали к целому веку!

    В этот период времени активно развивается система образования. Прежде всего, большое внимание уделяется образованию детей и получению начального образования не только в городах, но и в селах. Люди, которые ничего не слышали кроме Библии, вдруг окунаются в мир математики, литературы, науки. Изголодавшиеся по новым знаниям, люди впитывали полученные знания, как глоток холодной воды в пустыне.

    Увеличивается количество гимназий, училищ, высших учебных заведений. Стремительно растет количество преподавателей, людей науки, людей воспитывающих новое поколение, новую Россию.

    В стране происходит реальный просветительский бум и прямо на глазах рождаются новые ученые и авангарды духовной культуры и жизни народа.

    Зажигаются новые имена, работы которых продвинули человечество настолько вперед, что всего лишь сорок лет, стали называть "Серебрянным веком".

    Результаты работы и достижения были такими ошеломляющими и бурными во всех направлениях духовной жизни страны, что до сих пор восхищают. И это притом, что не было тогда современных инструментов исследований. Насколько велика сила познания, насколько необъятен ум человека!

    К примеру, Вернадский В.И. (учение о биосфере и ноосфере, которое стало основой современной экологии), Циолковский К.Э. - смоделировал чертеж первого космического корабля, Павлов И.П. - о котором, когда говорят, всегда начинают со слов "собака Павлова". Он создал науку о высшей нервной деятельности и процессах регуляции пищеварения. И много других умнейших людей.

    Образование дало толчок к развитию всех ветвей духовной жизни страны: литература, живопись, архитектура, скульптура, музыка, балет, театр, кинематограф.

    В литературе появляются такие имена, которых сегодня мы считаем нашими классиками: Толстой Л.Н., Куприн А.И., Горький М., Бунин И.А., Есенин С.А. Они боролись за новую, просвещенную Россию, в своих работах защищали притесняемых и бедных, воспевали и насаждали свободу и права человека, красоту нашего края и верили, что только добро может победить зло.

    Появляются новые литературные направления: символизм (искали в глубинах русской души возможность нового рождения и обновления - Блок А.А., Белый А., Брюсов В.Я.), акмеизм (берегли кратосу и отточенность художественного слова, в выражении реальной жизни - Ахматова А.А., Гумилев Н.С.), футуризм (придумывали новые слова, использовали профессиональную лексику - Северянин И.В., Хлебников В.В., Маяковский В.В.).

    В живописи настало время отказа от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий. Главной идеей живописцев стало отражение реальной действительности, в точном и правдивом свете реальной жизни.

    Представителями живописцев "Серебрянного века" в разных направлениях (реализм, модерн, символизм, авангад) были: Репин И.Е., Васнецовы, Рерих Н.К., Врубель М.А., Шагал М.З.

    Скульптура в стремлении запечатлеть подвижность и изменчивость реального мира (Трубецкой П.П., Коненков С.Т.) и архитектурные стили: неоклассицизм (Валькотт В.Ф.), модерн (Шехтель Ф.О.) были признаны актуальными и заняли почетное место среди архитектурных памятников.

    Конечно же, в такую бурную эпоху расцвета научной и творческой мысли, душа требовала только самых изысканных и шедевральных мотивов. И потому на мировую сцену вышли Рахманинов С.В. и Шаляпин Ф.И., а в театральном искусстве: Станиславский К.С. и Мейерхоль В.Э.

    Балет, во всей гамме новой, свободной техники танца и выражения чувств без слов, возвышенной эстетики был представлен Горским А.А., Павловой А.Т., Карсавиной Т.П. и др.

    О людях "Серебрянного века" мы и наши современники говорят всегда только с приставкой Великий. Это были великие люди! Люди, творившие историю и собирающие золотые зерна в хранилищницу мировой культуры.

    План изучения Состояние духовной жизни российского общества Состояние духовной жизни российского общества Образование, просвещение, наука. Образование, просвещение, наука. Литература Литература Скульптура Скульптура Живопись Живопись Архитектура Архитектура Театр и музыка Театр и музыка






    Образование1897 год – Всероссийская перепись населения Средний уровень грамотности 21% Мужчины-29,3% Женщины- 13,1% высшее образование- 1% 16 высших технических учебных заведений Рост числа студентов Сер.90-х г. – 14 тыс.чел г. 35,3 тыс. чел 1911 год – право женщин на образование


    Просвещение Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные Рабочие курсы Просветительские рабочие Народные общества дома общества дома Развитие периодической печати Конец XIXвека Начало XX века 1860 г.-7 газет 300 типограф г. – 1263 газеты 1890 г. – 100 газет 1000 типог. 1,2 тыс. типографий 500 публичных библиотек 1914 г. – 76 тыс. общественных 3 тыс. земских читален библиотек


    Суворин Алексей Сергеевич Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. Российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно- художественного кружка» (1895). В 1895 Суворин открыл свой театр. Он был одним из учредителей «Литературно- художественного кружка» (1895).


    Сытин Иван Дмитриевич Российский издатель-просветитель. К началу 20 в. издательство Сытина стало крупнейшим в России.


    «Иллюзион» - кино 1914 г. 400 кинотеатров г. снято 2 тыс. новых фильмов В.А. Старевич создал объемные мультипликации В.А. Старевич создал объемные мультипликации


    НАУКАДостижения Д.И. Менделеев 1869 г. В.И. Вернадский - биохимия, Периодич. система хим. элем. биогеохимия, радиогеология А.Г. Столетов И.И. Мечников – микробиология, А.Г. Столетов И.И. Мечников – микробиология, законы фотоэффекта иммунология законы фотоэффекта иммунология И.П. Павлов – иссл. нервной И.П. Павлов – иссл. нервной системы системы И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования И.М. Сеченов – «Рефлексы П.Н. Лебедев - исследования головного мозга» ультразвука головного мозга» ультразвука К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика К.А. Тимирязев – основал К.Э. Циолковский - космонавтика русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский- русскую школу физиологии А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский- растений основы авиации растений основы авиации П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка П.Н. Яблочков – дуговая электрическая лампочка А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания А.Н. Лодыгин – лампочка накаливания


    Павлов И.П.() В 1904году- удостоен Нобелевской премии за труды по высшей нервной деятельности


    Мечников И.И В 1908 г. удостоен Нобелевской премии за исследования в области иммунологии


    ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В.О. Ключевский С.Ф. Платонов С.А. Венгеров история экономика литературоведение В.С. Соловьев Основы религиозного философского Ренессанса Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков Д.С. Мережковский Г.П. Федотов П.А. Флоренский развитие культуры философии этики


    Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (1909 г). Н.А.Бердяев () С.Н.Булгаков () М.О.Гершензон () П.Б.Струве () С.Л.Франк ()


    Литература Толстой Лев Николаевич Наиболее известные произведения «Война и мир» «Анна Каренина» «После балла» «Воскресенье»


    Чехов Антон Павлович Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара


    Бунин Иван Алексеевич В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни. В лирике продолжал классические традиции. В рассказах и повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение нравственных основ жизни.


    Ф. К. Сологуб З. Н.Гиппиус Д.Мережковский А. А. Блок Символизм - если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений подчас противоположных, разнонаправленных Символизм - если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений подчас противоположных, разнонаправленных


    Акмеизм - провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.освобождениевозврат С. М. Городецкий Н. С. Гумилев А. А. Ахматова О. Э. Мандельштам


    Футуризм - Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать "раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Елена Гуро В. Маяковский СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович)


    Скульптура Трубецкой Павел Петрович Русский скульптор Представитель импрессионизма Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).


    Андреев Николай Андреевич Российский скульптор и график, заслуженный деятель искусств России


    Живопись Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. Художников Серебряного века интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья.. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада отмечены лучшие полотна художников. В живописи импрессионизма мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. В живописи импрессионизма мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент - на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.


    Васнецов Аполлинарий Михайлович В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала


    Исаак Ильич Левитан Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное".


    Константин Алексеевич Коровин К.А. Коровин – самый яркий представитель русского К.А. Коровин – самый яркий представитель русскогоимпрессионизма. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз». Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».


    Модерн (от фр. «современный») Зародился в конце XIX – начале XX в. Проявился в творчестве художников, входивших в группу «Мир искусства» (А.Н.Бенуа (), Е.Е.Лансере (), К.А.Сомов ()), а так же к этому стилю тяготели М.А.Врубель() и К.С.Петров-Водкин ().


    А.Н.Бенуа Итальянская комедия Выезд на охоту Эскиз костюма к балету «Петрушка»


    Е.Е.Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе Прогулка на молу


    М.А.Врубель Демон сидящий Роза Воскресение Розы и лилии




    Абстракционизм Характерные черты: Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. Разрыв с традициями прошлого, поиск новых форм и средств выражения, эксперименты в области искусства. В.В.Кандинский (1866 – 1944) К.С.Малевич () Б.М.Кустодиев ()


    Казимир Северинович Малевич Малевич Казимир Северинович (), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма.. Малевич Казимир Северинович (), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства- супрематизма..


    Архитектура Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники.


    Федор Осипович Шехтель Русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве. Русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве.




    Евгений Багратионович Вахтангов Российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова. Российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель театра им. Вахтангова.
    41 ШАЛЯПИН Федор Иванович Среди лучших партий Борис Годунов, Мефистофель, Фауста Иван Грозный. Он являлся Камерным певцом, режиссером, художником.


    Заключение Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Творцы искусства, которых сегодня относят к "серебряному веку", незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

    Вопрос 01. Почему начало XX в. называют Серебряным веком?

    Ответ. Потому что тогда наблюдался подъём культуры, появление там большого количества талантов, однако по признанию современников талантов не столь крупных, как в начале XIX века. Потому в противоположность Золотому веку (началу XIX века), начало ХХ назвали Серебряным веком.

    Вопрос 02. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены?

    Ответ. Промышленный переворот требовал больше рабочих с квалификацией, получить которую было не возможно без определённого уровня образования, а также больше исследователей естественных научных дисциплин. Потому были предприняты следующие меры:

    1) начальные школы постепенно вытеснили церковно-приходские;

    2) росло число гимназий и реальных училищ;

    3) в гимназиях увеличилось число часов на изучение математики и естественно-научных дисциплин;

    4) выпускники реальных училищ получили право становиться студентами ВУЗов;

    5) по инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища;

    6) возросло число средних специальных учебных заведений;

    7) появились новые ВУЗы (к 1914 году их было 100).

    Вопрос 03. Каковы достижения русской науки начала XX в.?

    Ответ. Достижения:

    1) П.Н. Лебедев открыл закономерности волновых процессов;

    2) Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин делали открытия в теории и практике самолётостроения;

    3) К.Э. Циолковский сделал теоретические расчёты достижения и освоения космоса;

    4) В.И. Вернадский разработал учение о биосфере и ноосфере;

    5) И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварения;

    6) И.И. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний;

    7) быстрыми темпами развивалась историческая наука;

    8) мировую известность получила русская школа востоковедения;

    9) философы разрабатывали теорию так называемой русской идеи.

    Вопрос 04. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены?

    Ответ. Литература характеризовалась существованием одновременно нескольких стилей. Содержание произведений далеко не всех этих стилей было обусловлено жизнью общества, многие стремились к искусству ради искусства. Произведения других творцов наоборот были остро социальными. Основными стилями в то время были следующие:

    1) реализм;

    2) символизм;

    3) акмеизм;

    4) футуризм.

    Вопрос 05. Какие особенности отличали русскую живопись?

    Ответ. Особенности:

    1) значительное место в живописи продолжал занимать реализм, часто остросоциальный;

    2) расцвела историческая живопись, основанная на вполне достоверных даже с современной точки зрения реконструкциях;

    3) большое влияние на русскую живопись оказал модерн;

    4) члены объединения «Мир искусства» (куда входили практически все крупные художники того времени) пропагандировали искусство ради искусства;

    5) в искусстве расцвёл символизм, однако в России он никогда не был единым направлением;

    6) у многих художников родившихся и учившихся на территории Российской империи авангардные тенденции соединялись с русскими традициями.

    Вопрос 06. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?

    Ответ. Главным достижением архитектуры того периода была выработка канонов новых видов зданий (вокзалов, ресторанов, магазинов, рынков, банков), а также нового облика значительно выросшего города в целом вместе со всей инфраструктурой.

    Вопрос 07. Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства?

    Ответ. Новые явления

    1) в опере и балете создаются новые музыкальные формы и образы;

    2) в то время живут самые знаменитые за всю русскую историю певцы, среди них Ф.И. Шаляпин;

    3) в балете в противовес академизму выдвигается принцип живописности, уделяющий большое внимание декорациям, костюмам и т. п.;

    4) К.С. Станиславский создал русский психологический театр;

    5) всеевропейскую известность получили «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже.


    1. Духовное состояние общества

    2. Просвещение

    3. Наука

    4. Литература

    5. Живопись

    6. Скульптура. Архитектура

    7. Музыка, балет, театр, кинематограф


    Духовное состояние общества

    Серебряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

    Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский

    «Серебряный век» протекал

    с 1880 до 1920х годов


    Просвещение

    • городские и сельские

    начальные школы постепенно

    вытесняли

    церковно-приходское

    образование;

    • росло число гимназий

    и реальных училищ;

    • возросло количество

    средних специальных

    учебных учреждений;

    • к 1914 году в России действовало

    более 100 высших учебных

    заведений

    Сельская школа начала XX века



    Пётр Николаевич Лебедев

    выдающийся русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы

    Константин Эдуардович Циолковский

    русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики

    Николай Егорович Жуковский

    (1847-1921 гг.)русский механик, создатель аэродинамики как науки

    Чертеж первого космического корабля Циолковского


    Иван Петрович Павлов

    русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

    Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

    В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

    Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


    Историки

    С.Ф. Платонов

    В.О. Ключевский

    А.А. Корнилов

    Философы

    П.А. Флоренский

    В.С. Соловьев

    Н.А. Бердяев

    С.Н. Булгаков


    Литература

    Горький М. Куприн А.И.

    Толстой Л.Н.

    Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно

    Есенин С.А. Бунин И.А.


    Литературные направления

    СИМВОЛИЗМ

    • ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России
    • Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.

    АКМЕИЗМ

    • акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова
    • Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.

    ФУТУРИЗМ

    • направление в авангардизме. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши.
    • Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

    Живопись

    Реализм

    Модерн

    Направления

    Авангард

    Символизм


    Реализм

    Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

    Представители: Репин И.Е., Суриков В.И.,

    Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.

    Суриков. Автопортрет. 1902




    Модерн

    Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

    Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К

    Бенуа. Свадебная прогулка, 1906



    Символизм

    Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей

    и миром вещей

    Представители: Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А.

    Врубель. Демон сидящий, 1890


    Врубель. Жемчужина, 1904

    Врубель. Автопортрет, 1904-1905


    Авангард

    Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству

    Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н


    Шагал.

    Ворота еврейского кладбища, 1917 Прогулка, 1917-1918


    Скульптура

    Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Трубецкой П.П. Портрет С.Ю. Витте, 1901

    Коненков Т.С. Мыслитель, после 1915

    (модерн)


    Архитектура

    Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

    Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)


    Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (Модерн)

    Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (Модерн)


    Композиторы: Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В.

    Певцы: Шаляпин Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.

    Рахманинов С.В. Композитор

    Шаляпин Ф.И. Певец


    Мейерхольд В.Э. Режиссер

    Станиславский К.С. Режиссер

    Вахтангов В.Э. Актер


    Представители: балетмейстеры Горский А.А., Петипа М.И. и артисты балета Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф.

    Балерина А.Т. Павлова


    Кинематограф

    1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы

    1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

    1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

    Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г.

    Мозжухин И.И.


    Культура начала XX века переживала необычайный расцвет.

    Это был Серебряный век русского искусства.

    Спасибо за внимание!!!