Самолет рафаэль характеристики. Многоцелевой истребитель Dassault Rafale (Франция)

Отмечу что в статье рассмотрена лишь ситуация ближнего маневренного воздушного боя. При этом из написанного в статье следует что "Рафаль" в ближнем бою на малых высотах как правило будет иметь преимущество первого ракетного пуска, утрачивая его на средних и больших высотах.

Ситуация ракетного боя на средней дистанции в статье не рассматривается. По моему скромному мнению "Рафаль" с модернизированной БРЛС RBE2-AA с АФАР и ракетами MBDA Meteor будет иметь преимущество первого пуска в ракетном бою на средней дистанции если самолёт Су-35С не будет вооружен УР РВВ-БД или перспективной УР с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В этом случае пилоту Су-35С придётся применять активное ортогональное маневрирование для срыва сопровождения БРЛС противника с одновременным выполнением ракетной контратаки, благо возможности БРЛС нашего истребителя выполнить такой активный маневр позволяют. При этом желательно включение в состав бортового комплекса обороны Су-35С устройства выпуска буксируемых ложных воздушных целей.

К сожалению электронная версия статьи не полна. В ней не приведены таблицы и графики.

В начале 1990-х годов сформировался облик и начались летные испытания первого истребителя 5-го поколения F-22. Эксперты определяли его стоимость от 70 до 100 млн долларов, и эта величина казались астрономической. То есть новый истребитель оценивался как звено истребителей 4-го поколения типа F-15С. Отсюда, по критерию «эффективность/стоимость», полагалось, что и боевые возможности нового истребителя должны были возрасти более чем в четыре раза.

Прошла четверть века, и закончилось серийное производство F-22А, началось производство тактических истребителей 5-го поколения F-35А (В, С), состоялось перевооружение боевой авиации европейских государств на самолеты поколения 4+ типа ЕF-2000 и «Rafale». Эти самолеты поставляются на экспорт, и цены на них превзошли самые смелые прогнозы прошлых лет. Так, Франция предлагает Индии и Египту многофункциональный легкий истребитель «Rafale» по 120…130 млн евро за штуку. Что же это за самолет и соответствует ли его эффективность столь высокой стоимости?


Летные испытания одноместных вариантов самолетов «Rafale» С для ВВС Франции и палубного «Rafale» М начались в 1991 году. «Rafale» М имеет характерные отличия палубного самолета: усиленную конструкцию планера, тормозной гак в хвостовой части фюзеляжа, более прочное шасси и измененную конструкцию носовой стойки, позволяющее выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке на палубу и катапультный взлет, систему автоматической посадки на палубу и другие. На концевой части киля размещается система «Телемир», которая обеспечивает обмен данными между бортовой навигационной системой и навигационным оборудованием авианосца. В результате «Rafale» М стал на 500 кг тяжелее, чем самолет «Rafale» С.

В 1993 году появился двухместный вариант - «Rafale» В, а в 2006-м - его палубный аналог - «Rafale» N. Эти самолеты предназначены в основном для решения ударных задач по уничтожению наземных и морских целей. Появление второго члена экипажа привело к увеличению массы на 350 кг и к уменьшению запаса топлива во внутренних баках. «Rafale» N лишился встроенной артиллерийской установки.

С 2008 года планировалось поступление на вооружение ВВС и ВМС Франции 198 самолетов «Rafale» С (В) и 35 палубных истребителей «Rafale» М (N).

Самолеты данного типа имели силовую установку в составе двух ТРДДФ М88-2. Этот двигатель отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0,69 м) и высокой топливной эффективностью. Температура газов перед турбиной составляет почти 1580ºС, полная степень повышения давления в компрессоре равна 24,5. Удельный расход топлива равен на максимальном режиме работы при тяге 5100 кГ СR = 0,8 кг/(кГ∙час), а на форсаже - 1,7 кг/(кГ∙час). Тяга на форсаже достигает 7650 кГ.

В дальнейшем двигатели М88-2 планировалось заменить на более совершенную версию М88-3 с увеличенной на 20% тягой за счет повышения расхода воздуха.

Семейство «Rafale» имеет стандартный комплект современного оборудования, характерного для многофункционального боевого самолета 4+ и 5-го поколений. Основой информационного комплекса является БРЛС с АФАР RBE-2 с электронным сканированием луча по углу места и азимуту. Станция может работать по воздушным, наземным и надводным целям, формировать цифровую карту местности с высоким разрешением, обеспечивать полет в режиме следования рельефу местности.

Бортовая РЛС RBE-2 способна обнаружить воздушную цель класса «истребитель» с ЭПР σ = 3м2 на дальности до 90 км на фоне свободного пространства и до 55 км - на фоне земли. В режиме действия по воздушным целям БРЛС может обнаруживать и одновременно сопровождать до 40 целей, выбирать из них восемь наиболее приоритетных и обеспечивать одновременное наведение ракет по четырем целям. Зона обзора составляет ±70º по углу места и ±60º по азимуту. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой в нижней полусфере σ = 0,1м2. Усовершенствованный вариант БРЛС RBE-2АА с повышенной мощностью излучения позволит увеличить дальность обнаружения целей примерно в 1,5 раза.

Истребитель оснащен оптоэлектронной системой переднего обзора OSF. В ее состав входят два модуля (теплопеленгатор и телевизионная камера, способная работать в условиях слабой освещенности), связанные с лазерным дальномером. Функции обнаружения и сопровождения большого числа целей берет на себя тепловой датчик, а идентификацию цели и определение расстояния до нее - телевизионно-лазерный модуль.

Система способна обнаруживать противника, летящего на форсаже, на дальности до 80 км, осуществлять опознавание на дальности до 50 км и определять дистанцию до цели на дальности 30…40 км. Посредством OSF обеспечивается одновременное сопровождение до 10 воздушных целей и ранжирование восьми из них по степени приоритетности.

Для действия по наземным целям и ведения различных видов разведки предусмотрена возможность размещения дополнительного оборудования в подвесном контейнере.

Самолеты «Rafale» имеют высокую степень защиты от различных систем ПВО, включая ПЗРК. Минимальная ЭПР истребителя в курсовой плоскости снижена до 1,5 м2. Бортовой комплекс обороны (БКО) Spectraвключает приемники радиолокационного и лазерного излучения, встроенный датчик обнаружения подлета ракет (работающий в ИК-диапазоне), систему выброса тепловых, оптоэлектронных и радиолокационных ложных целей, а также систему постановки активных радиолокационных помех с цифровым управлением. В ее состав планируется включить буксируемую радиолокационную мишень и лазерную систему, предназначенную для поражения приближающихся ракет с тепловой головкой самонаведения. На самолете применена система впрыска в струю выхлопных газов двигателя вещества, блокирующего на время РЛ- и ИК-заметность сопла двигателя.

Благодаря современным цифровым технологиям, система Spectra может в пассивном режиме вести обнаружение целей на большом расстоянии, осуществлять их идентификацию и оценивать степень угрозы. В состав БКО входит высокопроизводительный процессор, в памяти которого накапливаются данные о различных целях. Таким образом, на борту «Rafale» формируется большая база данных с результатами радиотехнической и электронной разведки. В ходе дальнейшего совершенствования системы Spectra возможно появление каналов обмена данными, в результате чего два истребителя «Rafale» смогут методом триангуляции с точностью до метра определить координаты потенциальной угрозы.

С начала разработки «Rafale» рассматривался как элемент глобальной информационной системы НАТО. В его бортовой комплекс были заложены возможности по обмену тактической информацией. С помощью многофункциональной системы распределения информации «Линк 16» каждый истребитель «Rafale» будет иметь доступ к данным, полученным другими самолетами (включая самолеты ДРЛО и У) и наземными средствами наблюдения. Эта система позволит истребителю за счет обмена данными и использования пассивных датчиков минимизировать собственную заметность и внезапно атаковать цель.

Основным оружием «Rafale» против воздушных целей является ракета MICA класса «воздух-воздух», способная поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Ракета имеет стартовую массу 112 кг и отличается высокой маневренностью. С помощью двигателя с отклоняемым вектором тяги, развитого оперения и высокоэффективных поверхностей управления она способна реализовать перегрузку до 50 единиц. Таким образом, MICA по своим параметрам близка российской ракете малой дальности Р-73.

В состав вооружения истребителя «Rafale» входят два варианта ракеты: MICA-ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и MICA-IR с тепловизионной головкой самонаведения. Целеуказание ракетам в ближнем воздушном бою может осуществляться с помощью нашлемного прицела «Топсайт». В перспективе самолеты предполагается оснастить управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» большой дальности «Метеор».

Артиллерийское вооружение самолета включает пушку 30 М 791. Эта одноствольная 30-мм револьверная пушка имеет скорострельность 2500 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда 1025 м/с. Эффективная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 1500 м. Боекомплект 125 патронов, снаряженных снарядами, обладающими высокими зажигательными свойствами и проникающей способностью.

Проведенный анализ показывает, что бортовой комплекс и вооружение «Rafale» по составу и характеристикам является современным и позволяет решать широкий перечень боевых задач. Однако очевидно, что боевые возможности авиационного комплекса в значительной степени определяются характеристиками той платформы, на которой это оборудование и вооружение размещаются. За срок службы летательного аппарата его «электронная начинка» может поменяться несколько раз, изменяя его боевые возможности, и даже само предназначение самолета. Чем лучше летные характеристики боевого самолета, тем выше его потенциал для дальнейшей модернизации.

Самолет «Rafale» выполнен по схеме «бесхвостка» с дополнительным цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), треугольным среднерасположенным крылом малого удлинения λ = 2,55, стреловидностью χПК = 48º. Вертикальное оперение - однокилевое.

Самолеты такой аэродинамической схемы позволяют иметь меньшую удельную нагрузку на крыло (р = G/S) и коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе (Сх0). Но при этом данная компоновка обладает более скромными несущими свойствами, имеет более пологую индуктивную поляру (по сравнению с нормальной схемой), что значительно снижает аэродинамическое качество при маневрировании с большими перегрузками. Вследствие неблагоприятного интерференционного взаимодействия ПГО и киля самолеты данной схемы склонны к потере путевой устойчивости и управляемости на углах атаки α ≥ 24º. Таким образом, располагаемый угол атаки «Rafale» ограничен αдоп. = 22º.

Проведем оценку маневренных характеристик истребителя «Rafale» С в диапазоне высот и скоростей, характерных для ведения ближнего воздушного боя, при наиболее благоприятных условиях сочетания массы самолета и тяги силовой установки. Будем считать, что на самолете установлены двигатели М88-3, а вес пустого «Rafale» С после его модернизации не изменился и составляет 9850 кг. Тогда исходные расчетные параметры самолета будут соответствовать данным приведенным в табл. 1. Маневренные характеристики самолета приведены на рис. 2…7 при использовании форсажного режима работы двигателей.

Из данных на рис. 2 видно, что благодаря высокой тяговооруженности «Rafale» С имеет энергетическую скороподъемность практически такую же, как и F-22А. Это качество особенно ценно при решении задач перехвата, при преодолении ПВО, при противоракетном маневрировании в дальнем воздушном бою и обеспечивает безопасный выход из боя.

На рис. 3…5 показаны располагаемые маневренные возможности самолета при маневрировании в горизонтальной плоскости - характеристики виража.

Благодаря малой удельной нагрузки на крыло «Rafale» С имеет высокие располагаемые перегрузки (рис. 3), но при их реализации самолет слишком энергично тормозится, теряя скорость, а вместе с ней и располагаемую перегрузку (nуа расп.). Судя по величинам тангенциальной перегрузки (nха), возникающей при выполнении форсированных виражей (рис. 4), темп падения скорости при выходе на αдоп. и достижении nуэ макс. = 9 составляет 105…125 км/ч за секунду.

Высокий темп падения скорости делает практически не реализуемыми расчетные максимальные значения угловых скоростей разворота ωвир.макс. (рис.5) без угрозы превышения допустимого угла атаки и потери управляемости или превышения nуэ макс. и разрушения конструкции. Реальные ωвир.макс. будут примерно на 5 º/с меньше.

На рис. 6 и 7 показаны характеристики установившихся маневров, выполняемых с постоянной скоростью. Из диаграммы располагаемых перегрузок на рис. 6 и текущих тангенциальных перегрузок на рис. 4 видно, что реализовать nуэ макс. = 9 без потери скорости «Rafale» С может только при полете у земли, начиная маневр на скорости не менее 1000 км/ч. На высотно-скоростном режиме, характерном для начала ближнего воздушного боя (БВБ), «Rafale», несмотря на очень высокую тяговооруженность, начнет терять скорость уже при создании nуа> 7…7,5.

Это объясняется тем, что предельная по тяге нормальная перегрузка определяется не только тяговооруженностью (μ = Р/G, где Р - располагаемая тяга силовой установки; G - расчетный вес самолета), но и текущим значением аэродинамического качества (К) при заданной перегрузке (nу пр. ≈ μ∙К). С ростом перегрузки и угла атаки аэродинамическое качество самолета «Rafale» с крылом малого удлинения будет быстро падать, и при αдоп. = 22º снизится более чем в 5 раз относительно Кмакс..

По мере увеличения полетного веса, высоты и снижения скорости, вследствие уменьшения тяговооруженности данный эффект будет проявляться сильнее, и способность «Rafale» к энергичному маневрированию будет падать.

Чтобы оценить эффективность «Rafale» С при решении одной из основных боевых задач самолета-истребителя, проведем имитационно-стохастическое математическое моделирование ближнего воздушного боя с его участием против российского истребителя поколения 4+ типа Су-35. Считаем, что оба самолета имеют сходное штатное вооружение: четыре УР «воздух-воздух» и артиллерийская установка. Учтены также возможность снижения ИК-заметности «Rafale» за счет впрыска специального состава в струю выхлопных газов двигателей, а также снижение влияния нормальной перегрузки на организм летчика за счет увеличенного до 29º угла наклона спинки кресла.

Оценка эффективности проводится по нескольким критериям, среднестатистические величины которых определяются по результатам моделирования 500 воздушных боев продолжительностью 90 секунд, начинающихся из нейтральной тактической ситуации. Реализации поединков отличаются совокупностью случайных факторов и тактикой поведения противников.

Рассмотрено две группы боев, отличающиеся начальной высотой: Н1 - малые высоты; Н2 - средние высоты. Итоговые результаты одиночных воздушных боев между самолетами «Rafale» С (№2) и Су-35 (№1) представлены в табл. 2.

Полученные результаты показывают, что, несмотря на несколько большую удельную нагрузку на крыло и меньшую тяговооруженность у Су-35, шансы на победу при вступлении в воздушный бой на малых высотах у противников практически одинаковые (WП 1 = WП 2 = 47,4%).

Избыточная нагрузка на крыло нашего истребителя компенсируется большим располагаемым значением коэффициента подъемной силы (Су доп.). В итоге отношение Су доп./р, определяющее располагаемую перегрузку (рис. 3), у самолетов «Rafale» С и Су-35 оказываются одинаковыми (Су доп./р = 0,0051). Кроме того, Су-35, имея двигатели с управляемым вектором тяги, могут сохранять управляемость до критических значений угла атаки и реализовать максимальное значение коэффициента подъемной силы, значительно увеличив Су /р и располагаемую перегрузку на малых скоростях. Однако так называемые «сверхманевренные» возможности нашего истребителя оказываются невостребованными при единоборстве с «Rafale». Показатели эффективности Су-35, приведенные в табл. 2, достигаются при использовании лишь 75% от допустимого угла атаки без использования управления вектором тяги.

Меньшая тяговооруженность нашего самолета с избытком компенсируется более высоким аэродинамическим качеством, что обеспечивает Су-35 заметное преимущество в перегрузках предельных по тяге. Анализ циклограмм текущих перегрузок показывает, что Су-35 на 15% больше по времени удерживает nу ≥ 7.

«Rafale» С, выполняя форсированный маневр, начатый на большой скорости, имеет более высокий градиент нарастания угловой скорости разворота в первые секунды поединка и, соответственно, имеет возможность раньше атаковать. Анализ распределения ракетных пусков по времени показывает, что 46% из них французский истребитель производит в первые 15 секунд. Если эта атака оказывается успешной - побеждает Rafale, если бой затягивается, тактическое преимущество переходит к нашему самолету и побеждает Су-35. Его атаки более равномерно распределены по времени боя, 48% из них осуществляется в интервале от 30 до 60 секунды.

Анализ взаимного расположения самолетов по истечении времени боя показывает, что в 75% случаев Су-35 находится в задней полусфере (ЗПС) противника. При этом в 32% случаев «Rafale» находится в поле зрения головок самонаведения УР, то есть при наличии ракет может быть вновь атакован.

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на малых высотах показана на рис. 8. Здесь «Rafale» С, выполнив форсированный вираж, успевает осуществить пуск ракеты на 14-й секунде маневрирования, который через три секунды завершился поражением нашего самолета с вероятностью 0,50. Далее инициатива переходит к Су-35, он отвечает четырьмя результативными атаками на 39-, 49-, 64- и 84-й секундах маневрирования. Условий для применения артиллерийского вооружения не возникло. В итоге накопленные за время боя вероятности сбития противников составили: вероятность сбития «Rafale» С - Wсб.2 = 0,77; вероятность сбития Су-35 - Wсб.1 = 0,50. Отсюда следует, что наш истребитель в данной реализации воздушного боя одержал победу с положительной разностью вероятностей сбития ΔW = Wсб.2 Wсб.1 = 0,27.

При увеличении высоты вступления в бой (Н2>Н1) тяговооруженность самолетов уменьшается, растет величина потребных для маневрирования углов атаки и в данных условиях фактором, определяющим эффективность истребителя, становится его аэродинамическое совершенство, по которому Су-35 вне конкуренции.

Кратковременное преимущество «Rafale» в начале боя с ростом высоты постепенно исчезает, и три четверти поединков заканчиваются победой Су-35 (WП 1 = 74,2%). Убедительность этих побед подтверждается подавляющим преимуществом нашего истребителя в соотношении количества ракетных атак (n1/n2 = 4,25), атак, завершившихся поражением цели (nэфф.1/nэфф.2 = 3,96), и средней разностью вероятностей сбития противников (DWср. = 0,37).

Типовая картина развития тактической ситуации в воздушном бою на средних высотах показана на рис. 9. Здесь Су-35, как правило, опережает противника в применении вооружения в начале боя и далее сохраняет преимущество, благодаря более высоким маневренным характеристикам. В предложенной реализации воздушного боя наш истребитель в течение 60 секунд полностью расходует запас ракет без единой атаки со стороны противника, добиваясь практически абсолютного успеха (Wсб.2 = 0,96). Бой заканчивается убедительной победой со счетом ΔW = Wсб.2 Wсб.1 = 0,96.

Анализ, проведенный в данной статье, а также в работе , показывает следующее:

современные и поступающие на вооружение стран НАТО многофункциональные истребители нацелены, прежде всего, на решение ударных задач, предполагая либо отсутствие активного противодействия в воздухе, либо подавление этого противодействия атаками с больших дальностей, используя глобальное информационное превосходство;

российский истребитель Су-35 способен успешно бороться с противниками типа F-35 (A, B, C), «Rafale» (С, В, М, N), EF-2000 и другими, обеспечивая прикрытие войск и наземных объектов от ударов с воздуха;

признавая высокий боевой потенциал французского многофункционального истребителя «Rafale» поколения 4+, следует отметить, что его завышенная стоимость явно не соответствует эффективности.

В заключение хочется посоветовать нашим коллегам из Индии, Египта и других государств, дружественных России, не тратить деньги на дорогостоящие «игрушки» для ведения колониальных воин, а покупать российское оружие победы марки «Су».

Dassault Rafale является французским многоцелевым истребителем четвертого поколения, разработка принадлежит компании «Dassault Aviation».

Впервые поднялся в воздух в 1986 году. Взят на вооружение Военно-Морскими Силами Франции в 2004 году, а Военно-Воздушными Силами – два года спустя.

В 2009 году Минобороны этого государства сделало заказ на еще шестьдесят самолетов.

Dassault Rafale вошел в число приоритетных направлений развития французской аэрокосмической промышленности. Все составляющие самолета и его производство выполнены силами самой Франции, без привлечения иностранных партнеров.

В конце 2011 года было объявлено, что если иностранцы не будут заказывать Rafale, то его производство завершится. На следующий месяц Военно-Воздушные силы Индии подписали контракт на поставку 126 самолетов. Но с 2012 года цена истребителей возросла свыше, чем вдвое. Это может побудить Минобороны Индии приобрести вместо французской продукции российские Су-30МКИ, которые более эффективны и экономичны.

1. Фотографии

2. Видео

3. Конструкция

Конструкция произведена по схеме «бесхвостка» с дополнительным передним высокорасположенным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвосте фюзеляжа и треугольным среднерасположенным крылом с корневыми наплывами.

Спереди крыла находится поворотное переднее горизонтальное оперение. Это сделано для большей маневренности. Силовая установка является двухдвигательной. Однокилевой. Можно использовать взлетно-посадочную полосу с длиной 0,4 км.

Самолет оборудован радиолокационной станцией RBE/RBE2 с фазированной антенной решеткой/активной фазированной антенной решеткой, ОПС и системой предупреждения SPECTRA. Последняя включает в себя: предупреждения о радиолокационном и лазерном облучениях и систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG, которая в свою очередь состоит из двух пассивных инфракрасных датчиков, расположенных на киле. DDM-NG в соответствующем диапазоне может давать сферическую картинку.

Каналы воздухозаборников произведены в форме буквы S и обеспечивают экранирование лопаток компрессора, создавая уменьшение эффективной площади рассеяния истребителя.

4. Варианты

  • Rafale A — опытно-демонстрационный.
  • Rafale B — наземное базирование, с двумя креслами.
  • Rafale C, до 1990 года Rafale D — наземное базирование, с одним креслом.
  • Rafale M — авианосное базирование, с одним креслом.
  • Rafale N, первое название Rafale BM — авианосное базирование, с двумя креслами.

В настоящее время производитель продает такие истребители, как Rafale B, Rafale C и Rafale M.

5. Боевое применение

  • Война в Афганистане, весной 2007 года.
  • Война в Ливии в 2011 году.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1 — 2
  • Длина, см: 1530
  • Размах крыла, см: 1090
  • Высота, см: 530
  • Площадь крыла, м²: 45,7
  • Масса пустого, т: 10
  • Нормальная взлетная масса, т: 14, 71
  • Максимальная взлётная масса, т: 24,5
  • Масса полезной нагрузки, т: 9,5
  • Масса топлива во внутренних баках, т: 4,7
  • Масса топлива в подвесных топливных баках, т: 6,7
  • Двигатель: два турбореактивных двухконтурных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4, сухая масса двигателя, кг: 897, тяга на форсаже, кгс: 2×7500, максимальная тяга, кгс: 2×5100, температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K).

6.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте, км/ч: приблизительно 1900 (M=1,8)
  • Боевой радиус, км: 1800
  • Боевой радиус истребителя-перехватчика, км: 1093
  • Практический потолок, км: 15,24
  • Скороподъёмность, м/мин: 18 300
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g
  • Тяговооружённость: 1,03.

6.3 Вооружение

  • Пушечное: одна Nexter DEFA 791B, калибр 30 мм, темп стрельбы, выстр/мин: 2500, боезапас — 125 патронов OPIT с донным взрывателем.
  • Ракеты: «воздух-поверхность» — Апач, Storm Shadow, ASMP с ядерной боевой частью, AM.39, AASM; «воздух-воздух»: MBDA Meteor, «Мажик» II, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MICA.

6.4 Двигатель

Сначала истребители проходили испытания на базе двигателей F404. С 1996 года произошел выпуск в серию собственного двигателя производителя M88-2. Он является представителем пятого поколения. Состоит из таких ступеней, как: противовращение роторов, одноступенчатая турбина высокого давления, одноступенчатая турбина низкого давления, трехступенчатый КНД, пяти-шестиступенчатый компрессор высокого давления.

Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой. Состав — кольцевая камера сгорания с напылением из керамики, лопатки, изготовленные из титановых сплавов, газы перед турбиной разогреваются до +1580 °C, сопло и форсажная камера. Система управления FADEC. Диски и монокристаллические лопатки турбины изготовлены путем порошкового литья. Коробка агрегатов находится снизу.

  • Форсированная тяга, кгс: 7440
  • Удельный расход топлива, кгс в час: на форсаже — 1,75 кг, без форсажа — 0,875 кг
  • Наружный диаметр, см: 78
  • Длина, см: 350
  • Масса, т: 0,88.

Dassault Rafale (русс. «Дассо Рафаль») - французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией Dassault Aviation. Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно.

В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей. Участвует в тендерах на поставку истребителей в ОАЭ и Бразилию.

Самолёт Rafale фирмы Dassault является одним из приоритетов развития аэрокосмической промышленности Франции. Это полностью французский проект - вооружение, двигатели, авионика и собственное производство. Rafale является последним на данный момент самолетом, созданным европейской страной без американской или любой другой иностранной помощи.

История создания и применения


Разработка самолета была начата фирмой "Дассо-Бреге" в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000. Как и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам.

Первый полет экспериментального истребителя Rafale А состоялся в июле 1986 года. Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С поднялся в воздух в мае 1991 года, а первый опытный палубный самолет, предназначенный для вооружения французских авианосцев, Rafale М взлетел в декабре 1991 года. Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.


Первое боевое применение состоялось в марте 2007 года в ходе операции НАТО в Афганистане. Также эти самолёты использовались в операции военного блока НАТО против войск Каддафи в Ливии, начиная с марта 2011 года.

7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что производство «Рафаль» будет свернуто (после того как компания выполнит оплаченный заказ для ВВС Франции на 180 самолётов), если не появятся иностранные заказы на истребитель. Однако, победа в январе 2012 года в тендере MRCA на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, обеспечила крупный экспортный заказ и спасла самолёт от снятия с производства.

Модификации


Rafale A: прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг (16000 фунтов), на базе которых был разработан двигатель М88.
Rafale B: опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности.
Rafale C: два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D - французский термин для самолета-невидимки технологии "стелс", но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M: два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.


Вооружение


Пушечное:
1x30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас - 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.

Ракетное:
«воздух-воздух»: MICA , AIM-9 , AIM-120 , AIM-132 , MBDA Meteor , «Мажик» II.
«воздух-поверхность»: ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM.39, Storm Shadow , AASM.

ЛТХ:
Модификация Rafale M
Размах крыла, м 10.8 0
Длина самолета, м 15.27
Высота самолета, м 5.34
Площадь крыла, м2 45 .7 0
Масса, кг
пустого снаряженного 10460
нормальная взлетная 18500
максимальная взлетная 22500
Топливо, кг
внутреннее 4500
ПТБ 7500 (1 х 3000 + 2 х 2000 л и/или 2 2 х 1300 л)
Двигатель 2 ТРДДФ SNECMA M88-2
Максимальная тяга, кН
номинальная 2 х 73.23
форсажная 2 х 92.90
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1350
на высоте 1900
Практическая дальность без ПТБ, км 2000
Боевой радиус действия, км
в роли ударного самолета 1055
в роли перехватчика 1760
Макс. скороподъемность, м/мин 19800
Практический потолок, м 16765
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1-2

Многофункциональный истребитель Dassault Aviation Rafale создан в благословенной Франции, и это обстоятельство отразилось на его техническом облике так же, как шведское происхождение - на «Грипене». Франция значительно больше и богаче Швеции, соответственно и «Рафаль» получился намного «круче» героя первой части статьи. Дело здесь, прежде всего, в амбициях. Если шведы ставили перед собой скромную задачу обеспечения обороноспособности страны в условиях жестких финансовых ограничений, то французы воспринимают себя как великую нацию, а потому считают необходимым иметь доказательства своего величия. Причем, выйдя из военной структуры NATO, они зачастую могут рассчитывать только на самих себя. Короче, французам нужен был суперсамолет.

Впрочем, с ним можно было и не спешить. Самолетный парк Франции и без того в отличном состоянии - страна располагает значительным количеством относительно новых машин, таких как «Мираж 2000-5» и «Мираж 2000-D». Воспользовавшись этой благоприятной ситуацией, французы с целью снижения технического риска создали сперва Rafale А, который представлял собой не столько прототип боевого самолета, сколько летающую лабораторию для отработки основных конструктивно-компоновочных решений или, как выражаются западные специалисты, демонстратор технологий. 4 июля 1986 г. он поднялся в воздух и к концу января 1994 г. выполнил 865 полетов, дав возможность руководству национальных вооруженных сил определиться со своими потребностями. В итоге возникли три варианта «Рафаля»: основной - Rafale В - двухместный самолет для ВВС (по плану - около 60% всех «Рафалей») и одноместные Rafale С для ВВС и палубный Rafale M. Утверждается, что каждый из вариантов, вне зависимости от специфики, является полноценным многофункциональным самолетом. Со стандартным набором вооружения он способен прямо в полете переключаться на выполнение миссии другого типа или выполнять одновременно две миссии (например, наносить точечный удар по наземной цели и перехватывать самолеты противника за пределами визуальной видимости).

«Один самолет для всех миссий» - таким был девиз конструкторов «Дассо» при создании «Рафаля», предназначенного для замены сразу шести специализированных типов: «Крусейдер» и «Супер Энтандар» - на флоте, «Мираж F1», «Ягуар» и два старых варианта «Мираж 2000» - в ВВС. В многофункциональности нового истребителя французы, как и шведы, прежде всего видят средство долгосрочного снижения расходов на оборону. Впрочем, и другие приоритеты при создании «Рафаля» в целом похожи на таковые у «Грипена»: повышение боевой эффективности, снижение стоимости жизненного цикла, упрощение техобслуживания, широкие возможности дальнейшей модернизации, оптимизация взаимодействия самолета и летчика.

В настоящее время продолжаются эксплуатационные испытания нескольких опытных экземпляров «Рафаля» с сухопутных аэродромов (на авианосце «Фош» они закончились в феврале 1998 г.), выполняются дозаправки в воздухе, стрельбы из пушки и ракетами, полеты с различными подвесками, в том числе на ПМВ с использованием цифровой карты местности. В октябре-декабре 1997 г. самолет испытывался в США. Тем временем «Дассо» развернула его серийное производство, и в июне прошлого года первый серийный Rafale В был торжественно представлен правительству Франции. В сентябре объявили о заказе первых 13 самолетов для ВВС и ВМФ, включая двухместные, хотя ранее предусматривалось закупить сразу 61 экземпляр. Эксплуатация нескольких морских машин начнется на авианосце «Шарль де Голль» уже в этот! году, а в ВВС первую эскадрилью из 22 истребителей планируется сформировать к 2005 г. Заявлено, что французский флот нуждается в 60 «Рафалях», ВВС - в 234, включая 139 двухместных. Все поставки должны быть завершены до 2019 г., расчетный срок пребывания самолетов в строю - 25-30 лет.

Аэродинамическая компоновка «Рафаля» явно основана на огромном (40-летнем!) опыте фирмы «Дассо» по совершенствованию истребителей семейства «Мираж». В ее основе лежит традиционное дельтавидное крыло большой площади, а в качестве нового элемента применено небольшое переднее горизонтальное оперение. Скорее всего, установка ПГО преследует цель преодолеть характерные для «Миражей» недостатки, связанные с невозможностью развивать большие коэффициенты подъемной силы на крыле ввиду отсутствия оперения, которое могло бы их сбалансировать. ПГО в сочетании с традиционно низкой нагрузкой на крыло и статически неустойчивой продольной компоновкой призвано значительно повысить маневренность истребителя, хотя о сверхманевренности речи не идет. Кроме того, крыло большой площади позволяет поднять в воздух беспрецедентно большую боевую нагрузку - 9,5 т при массе пустого самолета около 10 т. Внешние формы «Рафаля», особенно конфигурация воздушных каналов, выбраны таким образом, чтобы уменьшить его заметность и, в то же время, не снизить летных характеристик. Так, планер самолета не содержит ни одного места, которое можно считать полноценным уголковым отражателем (естественно, за исключением мест стыка пилонов с крылом), а на «Грипене» такие участки есть. Задаче снижения заметности подчинен и выбор конструкционных материалов: композиты занимают около 70% омываемой поверхности и составляют 24% массы планера. Большинство других деталей и узлов самолета также изготовлено с применением самых современных технологий. Например, многие титановые и алюминиевые детали получены путем сверхпластичного формования.

Все это как будто положительно характеризует планер «Рафаля», однако безоговорочно верить сказанному почему-то не хочется. Слишком уж все хорошо у них получилось. А ведь французский истребитель представляет собой даже более решительный шаг вперед, чем «Грипен»: мало того, что он многофункционален, так он еще и может работать с палубы авианосца. Между тем, повышенные взлетно-посадочные нагрузки при палубном базировании ведут к установке более прочных и энергоемких опор шасси, а также, вполне возможно, усилению ряда элементов конструкции фюзеляжа. Агрессивная морская среда требует специальной антикоррозионной обработки деталей, причем не такой, как для сухопутного самолета. Кроме того, конструкция палубной машины всегда усложняется из-за необходимости ее компактного размещения в тесном ангаре корабля. Наверняка отличается и состав «наземки», вплоть до разных штепсельных разъемов. Такого рода рассуждения приводят к неизбежному выводу: либо утверждения представителей «Дассо» о том, что палубный вариант самолета лишь незначительно отличается от двух других, не до конца откровенны, либо сухопутные варианты «Рафаля» не до конца оптимальны.

Сомнения еще более усиливаются, когда до сознания доходит величина максимальной боевой нагрузки «Рафаля» - 9,5т. И это для самолета, который претендует на роль истребителя завоевания господства в воздухе?! Да чтобы заставить F-15D нести даже меньшую нагрузку, при его модификации в F-15E пришлось усилить 67% деталей планера! Может быть, на «Рафале» обошлись и меньшим объемом изменений, но лозунг «один самолет для всех миссий» следует все же признать чересчур оптимистичным. С моей точки зрения, в отношении «Рафаля» правильнее было бы говорить не об одном самолете в трех несколько отличающихся вариантах, а о трех разных, хотя и похожих внешне машинах. Заметим, что создатели «Грипена» удачно обошли эту проблему, а все потому, что проявили умеренность при выработке требований к своему самолету.

И все же реальная способность самолета выполнять различные функции зависит прежде всего от бортового оборудования, а Франция является одним из мировых лидеров по этой части. Так, на «Ра-фале» реализована концепция «тотальной интеграции» всех самолетных систем, что, как мы помним, является характерной чертой истребителей нового поколения. Два специальных компьютера координируют работу систем управления полетом и двигателем, управления подвесными грузами (французы называют ее «менеджер подвесок»), системы планирования полетных заданий, навигационной, топливной, гидравлической, электрической, связи и т. д. Такая интеграция считается ключевым фактором, обеспечивающим выполнение всех типов миссий даже в условиях сильного противодействия, полное раскрытие всех возможностей самолета, уменьшение нагрузки на пилота и упрощение техобслуживания.

Цифровые технологии в полном объеме применены и для управления силовой установкой «Рафаля», состоящей из двух двигателей SNECMA M88-2 тягой 75 кН каждый. Утверждается, что конструкция этого ТРД основана на результатах самых передовых исследований, что он меньше и легче любого другого двигателя с близкой тягой. М88-2 отличается также низким удельным расходом топлива и отсутствием ограничений в широком диапазоне режимов полета. Модульная конструкция упрощает техобслуживание двигателя и снижает его стоимость.

Французы не произносят громких лозунгов о необходимости победы в «информационной войне», но, возможно, только из-за того, чтобы не повторять их вслед за шведами. На самом деле они уделяют этому вопросу не меньшее внимание, и к услугам летчика «Рафаля» предоставлена мощная система отображения информации. Пилотирование на всех этапах полета он может производить с помощью голографического индикатора на лобовом стекле с широким углом обзора (30°х22°). Для анализа тактической обстановки предназначен центральный многофункциональный дисплей (20°х20°), на котором также может отображаться информация, поступающая от бортовых сенсоров. Переключение режимов работы самолетных систем осуществляется путем несложных операций с двумя боковыми дисплеями (129x129 мм). Для быстрой идентификации целей в ближнем бою и наведения оружия предусмотрена нашлемная система прицеливания. Как и шведский самолет, «Рафаль» оснащен системой обмена закодированными данными в реальном масштабе времени. Это позволяет его летчику связываться с другими самолетами, стационарными и мобильными командными пунктами, причем как Франции, так и ее союзников в соответствии с их (союзников) конкретными требованиями.

«Рафаль» управляется с помощью цифровой электродистанционной системы (ЭДСУ), которая обеспечивает балансировку и управляемость статически неустойчивого самолета, а заодно дает летчику привычные ощущения при пилотировании. На французском самолете реализован принцип управления без отрыва рук от мини-ручек управления самолетом и двигателем (концепция HOTAS), однако с существенным дополнением в виде речевого управления некоторыми функциями.

Для «Рафаля» одним из важных следствий интеграции систем управления самолетом и двигателями стала возможность выполнять в автоматическом режиме некоторые элементы полета: координированные развороты, заход на посадку с выдерживанием заданного соотношения между сопротивлением и тягой, катапультный взлет с авианесущих кораблей, полет с огибанием рельефа местности и др. Тем временем летчик может сосредоточиться на решении тактических задач. Представители «Дассо» особо подчеркивают высокий уровень надежности ЭДСУ «Рафаля» (три цифровых канала и один аналоговый), которая, по их словам, работает хорошо, а у конкурирующих истребителей именно эта система вызывает проблемы.

Благодаря постоянному автоматическому контролю ЭДСУ гарантирует безопасное пилотирование даже в случае различных аэродинамических и конструктивных ограничений (например, вызванных большим грузом на внешней подвеске или боевыми повреждениями). Таким образом, пилот может не стесняясь давить на ручку. В результате важнейшим обстоятельством, ограничивающим маневренные возможности «Рафаля», стала способность экипажа переносить высокие перегрузки. Критическим в этом отношении является расстояние по вертикали между сердцем и головным мозгом человека, поэтому (для сокращения этого расстояния) спинки сидений на «Рафале» отклонены на 29°. В то же время летчикам обеспечивается достаточный обзор закабинного пространства.

Пожалуй, главным элементом оборудования любого современного истребителя является РЛС. На «Рафале» установлен радар RBE2, созданный совместными усилиями Thomson-CSF и Dassault Electronique. Это первый серийно производящийся западный истребительный радар с фазированной антенной решеткой (первый в мире - на МиГ-31). Электронное сканирование и мощный процессор дают этой станции возможность одновременно выполнять несколько функций: обнаруживать и сопровождать воздушные цели, генерировать трехмерную карту местности для автоматического следования рельефу, генерировать двухмерную карту для навигации и поиска наземных и морских целей, вести разведку, применять широкий спектр средств поражения и обеспечивать всепогодность применения самолета. Как утверждается в рекламной информации по самолету, в воздушном бою RBE2 может сопровождать до 40 целей, наделять приоритетами восемь из них, одновременно атаковать четыре. Эта РЛС позволяет также вести огонь из пушки, автоматически посылать запрос «свой-чужой», выполнять одновременный поиск разнородных целей, в частности, низколетящих вертолетов в одном секторе пространства и сверхзвуковых истребителей в другом.

Эти способности кажутся фантастическими, однако ничего невозможного здесь нет. Применение ФАР избавило от необходимости поворачивать зеркало антенны в нужную сторону, а электронное перенацеливание луча можно производить практически мгновенно. Теперь все зависит от мощности компьютера и совершенства программного обеспечения.

Работая в режиме разделения времени, например, между задачами огибания рельефа местности и целеуказания запущенной ракете, RBE2 последовательно выполняет элементарные циклы операций по каждой из задач и затем переключается на следующую. Фокус в том, что станция делает это очень быстро. И хотя каждая задача решается дискретно, но практически перерывы настолько малы, что серьезной погрешности в траектории полета самолета или наведении ракеты накопиться не успевает.

Кстати, благодаря RBE2 на «Рафале» реализован новый принцип наведения ракет «воздух-воздух» с радиолокационной головкой самонаведения. На начальном участке траектории ракета может лететь, не получая сигналов от цели, руководствуясь только командами RBE2, поступающими по защищенной радиолинии «самолет-ракета». Оказавшись на достаточно близком расстоянии, головка ракеты сможет сама захватить цель. Это повышает дальность пуска и, возможно, позволяет атаковать цели с пониженной радиолокационной заметностью. Другой «изюминой» французского суперистребителя является система самообороны «Спектра» (Spectra), разработанная совместно Thomson-CSF, Dassault Electronique и Matra. Утверждается, что система располагает комплексом датчиков, перекрывающим весь спектр угроз, чем значительно повышает выживаемость «Рафаля». Впервые установленная на самолет в мае 1998 г., «Спектра» обеспечивает обнаружение угроз на довольно больших дальностях, их идентификацию, позволяет оптимальным образом реагировать на них пилоту либо автоматике. Такой реакцией могут быть радиопротиводействие, отстрел тепловых ловушек, энергичное маневрирование или комбинация этих средств. Справедливости ради нужно сказать, что в том или ином виде подобная система существует на любом современном боевом самолете, особенность же французской состоит в том, что она содержит «библиотеку угроз», составляемую летчиками и инженерами с учетом приоритетов, характерных для конкретного театра боевых действий.

Создавая свой суперсамолет, специалисты «Дассо» не могли не сознавать, сколь дорогим он в результате получится. Чтобы хоть как-то сэкономить, решили снизить затраты на эксплуатацию с помощью так называемой «объединенной системы наземной поддержки». Задумана она была еще на самых ранних стадиях проектирования и, как заявляют, вобрала опыт эксплуатации «Миража-2000». Концепция системы базируется на нескольких важнейших обстоятельствах. Во-первых, наличие бортовой системы контроля, призванной мгновенно предоставлять наземному техническому персоналу информацию о текущем состоянии самолета. Во-вторых, приспособленность бортового оборудования «Рафаля» для внешнего тестирования. В-третьих, модульная архитектура этого оборудования, позволяющая быстро заменять неисправные блоки. Все это уменьшает потребность в наземном оборудовании, инструментах и специалистах. Так как проверка состояния бортовых систем и подвески вооружения происходит автоматически, то время подготовки к повторному вылету сокращается до 15 минут, замены двигателя - до 1 часа, а заправки - до 4-7 минут.

Когда читаешь о «Рафале», главное - не поддаться магии рекламных фраз. Так, при более подробном знакомстве неожиданно выясняется, что те экземпляры, которые сейчас поступают на вооружение ВВС Франции, вовсе не являются многофункциональными самолетами, а представляют собой довольно тривиальные истребители завоевания господства в воздухе. Их фактическая неспособность наносить удары высокоточным оружием по наземным целям и кораблям объясняется не до конца отработанным матобеспечением радара. «Дассо» обещает завершить эту работу лишь к середине 2004 г., когда в производство пойдут «Рафали» второй партии. А реализация разведывательных функций вообще запланирована на 2006 г. Так что помещенные здесь фотографии самолета с подвесками, включая ракеты «Апач» и модульное оружие ASM, пока не более чем эффектная реклама...

Сейчас «Рафаль» интенсивно совершенствуется. Кроме перечисленного выше, на него планируется установить опто-электронную систему обзора передней полусферы OSF, которая создается совместно фирмами Thomson-CSF и Sagem и, возможно, станет наиболее выдающейся особенностью истребителя. Как объявлено, OSF будет стоять только на французских самолетах и на экспорт поставляться не будет. Оснащение системой серийных машин запланировано на 2004 г. Работает OSF в видимом и инфракрасном диапазонах волн, имеет несколько режимов в зависимости от дальности действия. Благодаря наличию телевизионного, инфракрасного и лазерного приемников система позволяет самолету действовать в плохих метеоусловиях и при сильном радиопротиводействии. Фактически в распоряжение летчика предоставляется как бы второй радар, только работающий в пассивном режиме. В частности, максимальная дальность обнаружения угрозы составляет 150 км, а полная идентификация целей возможна с 40 км. OSF может сопровождать одновременно до 20 целей и наделять приоритетом 8 из них. Блок чувствительных элементов системы расположен перед лобовым стеклом кабины пилота и имеет очень широкий угол обзора. Утверждается, что по своим возможностям французская система превосходит своего единственного конкурента - аналогичную американскую систему IRST.

OSF планируется применять в тех случаях, когда требуется получить максимум информации о воздушной обстановке и обеспечить собственную скрытность. Например, обнаруженный «Спектрой» самолет противника можно сопровождать с помощью OSF, а РЛС включить лишь на короткое время, необходимое для атаки. Заметим также, что эта система может быть очень эффективной против летательных аппаратов, выполненных по технологии «стеле». Изначально предназначенная для работы исключительно по воздушным целям, OSF должна получить способность эффективно обозревать поверхность земли и моря. У разработчиков есть надежда использовать ее для навигации во время ночного полета. Нельзя также не признать, что OSF пригодна и для разведывательных целей. И все же ни одна система не лишена недостатков. Так, размещение OSF на верху фюзеляжа затрудняет использование лазера для подсветки наземных целей при атаке их управляемым оружием, а значит, «Рафаль» все равно нуждается в специальном контейнере с таким оборудованием. Раз уж мы заговорили об оружии «Рафаля», то просто обязаны повторить вслед за рекламной брошюрой - соответствующие системы самолета дают возможность применения любых из существующих или разрабатываемых авиационных средств поражения (там, правда, не уточняется - только французского происхождения или и других тоже). Считается, что широкая номенклатура вооружения обеспечивает гибкость использования самолета и позволяет точно настраивать состав «подвески» под конкретную миссию. А выбрать есть из чего: кроме уже принятых на вооружение образцов, на «Рафале» предусмотрено применение новейших ракет класса «воздух-воздух» малой дальности «Мажик 2» (Magic 2) и средней дальности «Мика» (Mica) с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, а также ракет «воздух-поверхность» типа «Апач» (Apache). Они могут быть дополнены модульными ракетами ASM, предназначенными для нанесения «хирургически точных» ударов по наземным целям, и противокорабельными ракетами ANS. Весь этот арсенал, а также топливные баки, можно разместить на 14 (!) узлах внешней подвески (версия ВВС) и 13 узлах (ВМФ), включая 5 узлов для тяжелых грузов (более 1 т). Кроме того, все варианты самолета оснащены встроенной пушкой Defa791 калибра 30 мм производства Giat Industries. Темп стрельбы орудия 2500 выстрелов в минуту, боезапас не сообщается.

И опять настал момент задуматься. Они научили самолет поднимать в воздух все виды авиационного вооружения? Прекрасно! Но где они возьмут летчика, который мог бы с умом применить весь наличный арсенал? Да и в человеческих ли это силах вообще? Ведь каждый боеприпас требует от пилота обширных знаний, связанных со спецификой его применения, освоения особых тактических приемов, отработки устойчивых навыков обращения с различными элементами бортового оборудования, причем желательно - ночью в плохую погоду и при сильном радиопротиводействии. Вот когда понимаешь, зачем «Рафаль» оснастили «менеджером подвесок», упомянутым в начале этой статьи! Но есть проблемы, от которых не спасает даже самая навороченная авионика. Как быть, например, со следующим вопиющим несоответствием? Тактические навыки или, если хотите, рефлексы, образ мышления и, боюсь, даже личные качества летчика-истребителя, привыкшего чувствовать себя королем неба, в корне отличаются от аналогичных свойств пилота ударной машины, задача которого - как можно незаметнее подкрасться к цели, прижимаясь к самой земле. Чтобы один человек мог одинаково хорошо выполнять обе эти задачи... это вряд ли, и вся история авиации - тому подтверждение. В разные годы появлялись более-менее универсальные самолеты, но вывести породу универсальных летчиков еще не удалось никому. Так стоит ли создавать суперсамолеты?

15 января текущего года министр обороны Франции Ален Ришар объявил, что в дополнение к заказанным в сентябре 13 «Рафалям» правительство заказало еще 48 машин со сроками поставок до 2005 г. Министр подтвердил, что страна по-прежнему нуждается в 294 таких самолетах. Это довольно много по современным понятиям, но все же намного меньше, чем рассчитывала продать «Дассо» - на ранних стадиях программы речь шла о поставках не менее 500 самолетов, и это только на внешние рынки. Однако время идет, «Рафаль» уже достиг определенной экспортной зрелости, а о серьезных намерениях какой-нибудь страны приобрести его что-то не слыхать. .. На авиасалоне в Сеуле в октябре прошлого года Корея так и не сделала долгожданного заявления и начала новый этап сравнения «Рафаля» с американскими самолетами. В недавнем конкурсе в Арабских Эмиратах - традиционном рынке сбыта оружия пятой республики - французский суперистребитель проиграл F-16 серии 60. Причин этому много, но главная - обвальный рост стоимости самолета за последние годы. (По какой цене он выставлялся в Эмиратах, неизвестно, но ВВС Франции приобретает «Рафали» примерно по 62,5 млн. USD.) В результате из предмета национальной гордости он постепенно превращается в повод для серьезной критики. <ик>Чтобы сохранить свои позиции на рынках оружия, «Дассо» пошла по довольно распространенному в наши дни пути. На авиасалоне в Дубай (ОАЭ) в марте этого года наряду с «Рафалем» она представляла новый многоцелевой истребитель «Мираж 2000-9», обладающий некоторыми особенностями героя этой статьи, но значительно более дешевый. Так же, как и «Рафаль», новый «Мираж» (кстати, специально созданный для ВВС Эмиратов) способен нести ракеты «Мика» и «Апач», а в бою на больших дальностях одновременно атаковать 4 воздушные цели. Предложение имело успех: ОАЭ заказали 30 машин варианта «2000-9» и заключили контракт на модернизацию имеющихся в стране 33 истребителей «Мираж 2000».

Новый успех «Миража» привел к дальнейшему усилению критики «Рафаля». Масла в огонь подливают и отсрочки в реализации отдельных функций самолета, о которых написано выше. Объективно они угрожают уменьшить значение его потенциальных преимуществ перед конкурентами. Да, но с другой стороны, программы конкурирующих самолетов также отстают от первоначальных графиков... В общем, французам, похоже, не стоит слишком драматизировать ситуацию на внешних рынках. Все-таки их самолет имеет ряд явных преимуществ перед соперниками. По грузоподъемности он превосходит «Грипен», в него заложено больше функций, чем в «Еврофайтер», он лучше оборудован, чем новейшие версии F-16. Кроме того, в последнее время усилия «Дассо» на мировых рынках вооружений находят действенную поддержку правительства. Взять хотя бы такой пример: первое подразделение «Рафалей», которое будет сформировано из 10 самолетов к 2002 г., будет носить демонстрационный характер. Когда какой-либо потенциальный покупатель проявит серьезный интерес к машине, эта эскадрилья, вместо того, чтобы крепить оборону воздушных рубежей Франции, должна отправиться в страну - покупатель и на месте продемонстрировать свое великолепие. Так что, даже если французы и не продадут ни одного «Рафаля» за рубеж, то по крайней мере внесут свой вклад в организацию маркетинга боевых самолетов.


Модификации :
ЛТХ:
Модификация Rafale A
Размах крыла, м 10.86
Длина самолета, м 15.27
Высота самолета, м 5.34
Площадь крыла, м2 46.00
Масса, кг
пустого снаряженного 9060
максимальная взлетная 24460
Топливо, кг
внутреннее 4500
ПТБ 7500 (1 х 3000 + 2 х 2000 л и/или 2 2 х 1300 л)
Двигатель 2 ТРД SNECMA M88-2
Максимальная тяга, кН
номинальная 2 х 73.23
форсажная 2 х 92.90
Максимальная скорость, км/ч:
крейсерская 1110
максимальная боевая 1390
максимальная на высоте 11000 м 2125 (М=2.20)
Скороподъемность, м/мин 3700
Практический потолок, м около 20000
Боевой радиус действия, км
в роли ударного самолета 1093
в роли перехватчика 1800
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1-2
Вооружение: одна 30-мм пушка GIAT M30/719B
Боевая нагрузка - 9500 кг на 14 узлах подвески
1х 900 кг ядерная ракета ближнего действия ASMP (100-150 килотонн)
В роли перехватчика:
9 УР воздух-воздух MICA или 6 УР + 2 ПТБ
В роли ударного самолета:
16х 250 кг бомб
2 УР воздух-воздух MICA + 2 ПТБ
или 2 ПУ APACHE, 2 УР воздух-воздух MICA + 2 ПТБ
или
2х 400 кг бомбы с лазерным наведением BLG400,
2 УР воздух-земля AS.30L, 4 УР воздух-воздух MICA,
1 ПТБ,
1 контейнер FLIR + 1 контейнер ATLIS II
2 контейнера DEFA 791B с 30-мм пушкой GIAT (2500 патронов)
В роли морского ударного самолета:
2 ПКР АМ.39 Exocet, 4 УР воздух-воздух MICA + 3 ПТБ

Ведущие военные разработчики разных стран почти одновременно, в 1980…90-ых годах прошлого века, пришли к мысли о необходимости создания среднего многоцелевого истребителя. Так в Европе появился проект , в СССР начались работы над будущим . Однако французские военные конструкторы посчитали, что им необходим более легкий самолёт, способный выполнять те же функции и нести практически такое же вооружение.

Франция отказалась от дальнейшего участия её фирм в общеевропейском проекте Еврофайтер-2000 («Тайфун») и фирма Dassault Aviation начала разрабатывать истребитель «Шквал», прославившийся впоследствии как Dassault Rafale ─ грозная многоцелевая воздушная машина четвертого поколения, полностью разработанная французами.

История создания

Rafale, французский боевой самолёт, появился благодаря расхождениям военных доктрин западных стран: Германия и Англия хотели видеть в Еврофайтере-2000 могучее средство ПВО, новейший перехватчик, а Франция предпочла разработку самолёта, который смог бы заменить штурмовые «Миражи» серии «2000 D/N» или Étendard, Этандер (также разработанный фирмой «Дассо»).

Новейший истребитель и штурмовик должен был использоваться не только в обороне, но и для завоевания господства в воздухе, штурмовых ударов по наземным целям, завоевания воздушного превосходства.

Разработки нового «Боевого Экспериментального Самолета» (фр. «Avionde Combat Experimentale» или ACX) начались на выпускавшей Этандеры фирме еще до выхода Франции из общеевропейской программы Еврофайтер.

Сжато историю появления одной из лучших многоцелевых воздушных машин современности можно представить так:

  • 1983, фирма «Дассо» начинает разработки многоцелевого истребителя на базе «Тактического Военного Самолета»;
  • 1985, проекту присваивается название «АСХ»;
  • 1986, «Avion de Combat Experimentale» совершает первый пробный полёт;
  • 1987, проект получает название Rafale-А и турбореактивный двигатель французского же производителя «SNECMA»;
  • 1990, разработан и испытан одноместный Rafale C (от «Сhasseur», «охотник», как во Франции называют истребители) и Rafalе-В (двухместный);
  • 1991, испытательные полёты с посадкой на авианосец истребителя Rafale М с усиленным стойками шасси от «Бугатти» (Messier-Bugatti).

Где-то в районе 91-95 годов многоцелевой Rafale всё же перестал быть полностью французским, появилась небольшая, но важная импортная деталь: кресло для катапультирования Martin-Baker Mk.16 (US16E), этот разработанные на «Локхиде» образец был лучше любых французских аналогов.

С 1996 года началось масштабное производство Dassault Rafale сразу и для ВВС, и для военно-морских сил Франции, в 2004 (ВМС) и 2006 (ВВС) годах самолёт поступает на вооружение Пятой республики.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Рафаль принадлежит к классу однокилевых самолётов, оба двигателя расположены сзади. Выполнен по хорошо зарекомендовавшей себя еще на Миражах аэродинамической модели «утка» или «бесхвостка». При создании «Шквала» военные требовали от фирмы-производителя двух основных вещей:

  • самолет должен быть легче общеевропейского;
  • быть менее заметен для вражеских РЛС.

Инженерам из «Дассо Аваиасьон» удалось добиться элегантного решения поставленных перед ними задач, когда они решили использовать для корпуса самолёта и его крыльев три основных материала:

  • титан;
  • алюминиево-литиевые сплавы;
  • кевлар;
  • углепластик;
  • композиты.

Более 20% деталей (по массе более 25%) этого самолета изготовлены из композитов и углепластика. В итоге получилось не бездумное копирование американских stealth-технологий, а элегантное чисто европейское решение при внушительных общих ТТХ:

  • площадь крыла – 46 кв. м.;
  • размах крыла – всего 11 м (что значительно меньше аналогичной цифры у МиГов или американских многоцелевых истребителей);
  • длина ─ 15, 3 м;
  • масса (пустой самолет) ─ 9 тонн (морские, с индексом M ровно на 500 кг тяжелее);
  • масса (максимальная взлётная) ─ 21,5 тонны;
  • высота ─ 5,3 метра.

При этом машина способена развивать скорость до 2 тыс. км/час, подниматься на практическую высоту более 15 тыс. метров и технически способен выдерживать перегрузки до 9 g. Таким образом, новый многоцелевой аппарат способен совершать сверхзвуковые полёты и маневры на скорости более 1.4 М или свыше 1700 км/час. Самолет снабжен передним горизонтальным оперением для большей маневренности при резких разворотах в воздушных боях или ухода от зенитных снарядов или ракет типа воздух-воздух.


Создатели предусмотрели место и для запасных топливных баков, как подвесных (ПТБ), так и для конформных (КТБ). В случае полёта на сверхзвуке подвесные топливные баки предусмотрены меньших объемов, чем для операций на дальних расстояниях (соответственно по 1250 и 2000 л.).

Интересной особенностью самолёта являлось расположение параболических антенн авиационных РЛС: на перехватчиках их устанавливают, преимущественно, спереди, у истребителей их больше на корме. На Rafale же удачно совмещены эти схемы (позже ставшие обычными для многоцелевых проектов четвертого и «4+» поколений).

При этом радары французского истребителя оснащены с 2012 года фазированными антенными решетками (ФАР), как пассивными, так и активными (АФАР), что повышает его выживаемость.

Помимо традиционных средств РЛС, самолет снабжен такой интересной системой как разработанная специально для него SPECTRa. Название этой новейшей разработки расшифровываясь как «система защиты и предотвращения угрозам для Rafale».

Она включает в себя систему инфракрасных датчиков, предупреждающих о радиолокационном и лазерном облучении истребителя. И даже аппаратуру, способную подавлять вражеские средства РЭБ и лазерную подсветку.

Вооружение

Основное вооружение – автоматическая револьверная авиационная пушка типа «Nexter DEFA 791B» с боезапасом всего 125 патронов. Но пользуются ею крайне редко. Зато ракетное вооружение позволяет «Шквалу» как можно дольше не прибегать к этому «последнему доводу».

Может нести ракеты «воздух-воздух» типов:

  • французская ракета для малых дистанций MICA;
  • американская Сейндаундер или AIM-9 с инфракрасной головкой наведения;
  • американские же Хлопушки (Slammer) средней дальности AIM-120;
  • английские самонаводящиеся на инфракрасное излучение ASRAAM (AIM-132) для ближней дальности;
  • ультрасовременные ракеты Magique-II или Meteor.

Это вооружение для воздушных боев и достижения господства в воздухе. Для штурмовки наземных объектов могут быть установлены:

  • англо-французские авиационные крылатые ракеты Storm Shadow («Штормовая угроза»);
  • ракеты «воздух-поверхность» типа Апач, AM-39 или ASMP, причем на последние может быть установлена ядерная боеголовка.

В боевой вылет многоцелевой истребитель способен взять 12 бомб и от 8 до 12 (в зависимости от типа) ракет.


Как и было задумано, Dassault Rafale прекрасно вооружен как для воздушных боев, так и для штурмовки и подавления наземных объектов.

Современные модификации

На данный момент произведено всего 165 Рафалей, при этом они, как и требуется для многоцелевого военного самолета, достаточно сильно различаются по «специализации», так как разработано более десяти модификаций этого грозного воздушного судна. Однако если не считать модифицированные специально для ВВС Индии и Египта модели (индекс «BM» и «DM» для египтян и типы «BH», «DH» для индусов), основными типами Dassault Rafale на сегодня являются:

  • одноместные, типов «D» и «M» (наземного и морского базирования соответственно);
  • модификация для военно-морских сил типа Standart F2 (на вооружении с 2006 года);
  • авианосного базирования двухместный, с индексом N;
  • самолет для использования ядреных ракет, с индексом BM.
  • В эту классификацию попадают и первые «Шквалы», но Rafale типов «А» и «В», уже не производят, а ошибочно упоминаемый на большинстве сайтов вариант Rafale С давно переименован в Rafale D.

    Боевое применение

    Дассо Рафаль, наряду с устаревшими «Миражами» и другими западными самолетами авианосного базирования, проверил собственные силы в боевой операции западных союзников в Афганистане (первое боевое крещение «Шквала» наземного базирования типа «D») и во вторжении объединенных сил альянса в Ливию.


    Во время последней боевой операции произошло разрекламированное западными СМИ событие: в составе боевой авиации сил западных союзников, многоцелевые истребители Rafale M авианосного базирования уничтожили шесть двадцать третьих МиГов и два «Крокодила» (вертолеты МИ-35).

    Позднее появилась информация, что эти перехватчики и ударные вертолеты нашего производства действительно были уничтожены Рафалями, но при штурмовке аэродрома, а не в воздухе. Так что реального и серьезного воздушного противника (впрочем, как и новейшим российским или американским многоцелевым самолетам) Рафалю пока встретить не удалось.

    Сейчас тип «М» авианосного базирования активно используются с борта флагмана французских ВМС, атомного авианосца Charlesde Gaulle в сирийской компании против ИГИЛ.

    Любопытно, что в качестве штурмовиков на «Шарле де Голле» используются все же … те самые «общеевропейские» Супер-Этандеры, от работы над которыми Франция в своё время отказалась, а не Рафаль.

    Интересен тот факт, что, несмотря на четыре катастрофы, в которых было безвозвратно утрачено пять Дассо Рафаль (в одном из инцидентов столкнулись два таких истребителя), сообщений о том, что какой-либо «Шквал» был сбит в боевой обстановке, как наш Су-24 в 2015-ом году, не поступало.

    Все аварии с французскими «небесными ястребами» происходили из-за технических неполадок, или из-за невнимательности пилота, как последняя катастрофа на совместных франко-американских учениях 2012-го года.

    Сравнительные ТТХ и ЛТХ по данным индийского салона 2012

    Успешный многоцелевой «Dassault Rafale» прочно вошел в историю авиастроения и развития мировых Военно-Воздушных Сил. Это было доказано, в частности, победой конструкторов из «Дассо Авиасьон» над американскими производителями военных воздушных судов из «Локхида» и «Боинга», также как и над российским бюро «МиГ» на коммерческой выставке в Индии в 2012 году.


    Подробная таблица данных по Индийскому авиасалону 2012, технические и летные характеристики Rafale в сравнении с другими, тоже очень известными марками воздушных боевых машин подобного класса:

    Страна Франция США США Россия Другие
    Название Dassault Rafale F-16 Fighting Falcon F/A-18E/F Super Hornet МиГ-35 Еврофайтер Тайфун
    Длина, м. 15,30 15,03 18,31 18,31 15,96
    Размах крыла, м. 10,90 10,00 13,62 12,00 10,95
    Площадь крыла, кв.м. 45,7 27,9 46,5 30,0 50,0
    9500 7800 8050 7000 7500
    Вес (пустой самолёт), кг. 10000 9979 14552 11000 11000
    Подвески с вооружением 14 (5 для тяжелого вооружения) 11 11 10 13
    Максимальная тяга на форсаже, кН. 2х75 1х144 2х98 2х88,3 2х90
    Максимальная тяга, кН. 2х50 1х84 2х62 2х53 2х90
    Макс. скорость на высоте, М. 1,8 2,0 1,8 2,25 2,25
    Боевой радиус, км. 1389 550 722 1000 1390
    Практический потолок, м. 15.240 18.000 15.000 17.500 19.812
    Стоимость (на год проведения салона, $млн.) 85-124 50 55 45 120

    При сличении цифр даже без калькулятора видно, что создатели Rafale сумели добиться золотой середины между массой самолета, его вооруженностью и летно-техническими характеристиками. И в отличие от МиГ-35 или Fighting Falcon, к которым возникли претензии, Rafale cмог подтвердить все проектные характеристики на испытательных полетах.

    След в небесах военной истории и компьютерных игр

    Принимая во внимание итоги «индийского тендера», а также тот факт, что из представленных на нём суперсовременных многоцелевых военных машин только Rafale принимал участие в реальных военных действиях, можно сказать, что этот французский истребитель четвертого поколения уже навеки вошел в историю авиастроения и военного дела.


    Именно на основе Rafale построили аналогичные самолёты в Японии, Индии, Китае и Тайване. Правда, в индийском (кодовое обозначение «Бриллиант») и тайваньском (Цзинго) вариантах этот уникальный аппарат утратил своё многоцелевое значение и выпускается исключительно в качестве истребителя.

    Особенно интересен совместный проект Китая и Пакистана «Ченду FC-1 Сяолун» (Сhengdu FC-1 Xiaolong), в пакистанской классификации – JF-17 Thunder.

    Китайские и пакистанские авиаконструкторы умудрились удачно «скрестить» достоинства Дассо Рафаль и новые разработки на основе китайских модификаций МиГ-21!

    Популярность многоцелевого «Шквала» доказывает и то, что с 1997 года самолеты модификаций Rafale постоянно присутствуют в одном из самых популярных зарубежных компьютерных авиасимуляторов – «Jane’sFightersAnthology».

    Видео