Сезонное обслуживание авиационной техники.

Парк самолетов

1 ВС Boeing 767-300

4 BC Boeing 757-200

1 BC Boeing 737-700 NG

3 ВС Boeing 737-300

3 ВС Boeing 737-500

6 BC Bombardier CRJ 200

Дальность полета (км) – 9 700

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 757-200



Экипаж (пилоты) – 2.

Дальность полета (км) – 6 230

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 737-300



Экипаж (пилоты) – 2.

Боинг 737-500


Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Экипаж (пилоты) – 2.

Bombardier CRJ-200



Экипаж (пилоты) – 2.

Техника безопасности

Проведение общих работ на ВС:

Сезонное ТО:

Вторичный радиолокатор

Вторичная радиолокация используется в авиации для опознавания. Основная особенность - использование активного ответчика на самолётах.

Принцип действия вторичного радиолокатора несколько отличается от принципа первичного радиолокатора. В основе устройства Вторичной радиолокационной станции лежат компоненты: передатчик, антенна, генераторы азимутальных меток, приёмник, сигнальный процессор, индикатор и самолётный ответчик с антенной.

Передатчик служит для формирования импульсов запроса в антенне на частоте 1030 МГц.

Антенна служит для излучения импульсов запроса и приёма отражённого сигнала. По стандартам ICAO для вторичной радиолокации антенна излучает на частоте 1030 МГц и принимает на частоте 1090 МГц.

Генераторы азимутальных меток служат для генерации азимутальных меток (англ. Azimuth Change Pulse, ACP ) и метки Севера (англ. Azimuth Reference Pulse, ARP ). За один оборот антенны РЛС генерируется 4096 малых азимутальных меток (для старых систем) или 16384 улучшенных малых азимутальных меток (англ. Improved Azimuth Change pulse, IACP - для новых систем), а также одна метка Севера. Метка севера приходит с генератора азимутальных меток при таком положении антенны, когда она направлена на Север, а малые азимутальные метки служат для отсчёта угла разворота антенны.

Приёмник служит для приёма импульсов на частоте 1090 МГц.

Сигнальный процессор служит для обработки принятых сигналов.

Индикатор служит для отображения обработанной информации.

Самолётный ответчик с антенной служит для передачи содержащего дополнительную информацию импульсного радиосигнала обратно в сторону РЛС по запросу.

Плюсы вторичной РЛС:

· более высокая точность;

· дополнительная информация о воздушном судне (номер борта, высота);

· малая по сравнению с первичными РЛС мощность излучения;

· большая дальность обнаружения.

Вывод

Я освоил некоторые тонкости гражданской авиации (ГА) на практике, понял, как работают некоторые приборы, которые мне были непонятны, осознал их значимость в практической деятельности. Практическая деятельность мне помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы техника-радиста. Я еще раз убедился, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях. Также большую помощь в решении поставленных задач оказал мой руководитель практики.

Парк самолетов

Парк воздушных судов Авиакомпании «SCAT» состоит из современных воздушных судов западного производства, большая часть которых находится в собственности компании. В регулярном расписании задействовано:

1 ВС Boeing 767-300

4 BC Boeing 757-200

1 BC Boeing 737-700 NG

3 ВС Boeing 737-300

3 ВС Boeing 737-500

6 BC Bombardier CRJ 200

Широкофюзеляжный лайнер является самым популярным самолетом, предназначенным для совершения полетов большой протяженности. Конструкция Boeing 767 сочетает в себе высокую эффективность использования топлива, низкий уровень шума и современные системы авионики. Для его создания используются самые современные материалы. Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций. Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767-300 - 114,2 м³, что было на 45 % больше, чем подобный показатель у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса. Общая длина этой модели составляет 54.94 метра. Дальность полета воздушного судна составляет 9 700 км.

Количество посадочных мест – 260

Дальность полета (км) – 9 700

Крейсерская скорость (км/ч) – 850

Предельная высота (м) – 13 100

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 757-200

Среднемагистральный самолет разработанный американской авиастроительной компанией Boeing, который объединяет в себе передовые технологии, обеспечивающие исключительно эффективное использование топлива, низкий уровень шума, повышенный комфорт и высокие эксплуатационные характеристики. Этот самолет может работать как на дальних, так и на ближних маршрутах, и оборудован двумя мощными реактивными двигателями Rolls-Royce.

Количество посадочных мест – 200/235.
Дальность полета (км) – 7 200.
Крейсерская скорость (км/ч) – 850.
Предельная высота (м) – 12 800.
Экипаж (пилоты) – 2.

Boeing 737-700 Next Generation

23 июня авиакомпания встретила свой первый Boeing 737-700 Next Generation, который отличается от базовой модели Вoeing 737 новой конструкцией крыла и хвостового оперения, цифровым кокпитом, более совершенными двигателями и комфортными пассажирскими креслами. Новый светлый салон самолета вмещает 149 пассажиров. Boeing 737-700 может выполнять полеты протяженностью до семи часов полета с полной коммерческой загрузкой и уже задействован в регулярном расписании авиакомпании по Казахстану, в страны ближнего и дальнего зарубежья, а так же в выполнении туристических рейсов из Казахстана в Турцию.

Количество посадочных мест – 149

Дальность полета (км) – 6 230

Крейсерская скорость (км/ч) – 828

Предельная высота (м) – 12 500

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 737-300

Узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт Boeing 737-300 является самым массово производимым и популярным реактивным пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения, результат самой успешной программы строительства пассажирских самолетов, базовая модель так называемой классической серии семейства самолетов Боинг-737.

Количество посадочных мест – 144.
Дальность полета (км) – 4 270.
Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Предельная высота (м) – 11 100.
Экипаж (пилоты) – 2.

Боинг 737-500

Пассажирский самолет Boeing 737-500 - среднемагистральный пассажирский самолет, эксплуатируемый на маршрутах малой и средней протяженности. Воздушное судно соответствует всем современным мировым требованиям по безопасности полетов и экологическим параметрам.

Количество посадочных мест – 118.
Дальность полета (км) – 4 400.
Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Предельная высота (м) – 11 600.
Экипаж (пилоты) – 2.

Bombardier CRJ-200

Региональный пассажирский реактивный узкофюзеляжный самолёт CRJ-200, имеет повышенные эксплуатационные характеристики, способен выполнять полеты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов. Пятидесятиместный комфортабельный салон оборудован удобными кожаными креслами, что позволяет пассажирам путешествовать с комфортом.

Количество посадочных мест – 50.
Дальность полета (км) – 3 950.
Крейсерская скорость (км/ч) – 790.
Предельная высота (м) – 12 500.
Экипаж (пилоты) – 2.

Техника безопасности

Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.

В целях обеспечения охраны труда на предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. На заводах имеется специальная служба безопасности, подчиненная главному инженеру завода, разрабатывающая мероприятия, которые должны обеспечить рабочему безопасные условия работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.

В рамках обеспечения охраны труда на предприятии на заводах систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие снижение травматизма и устранение возможности возникновения несчастных случаев. Мероприятия эти сводятся в основном к следующему:

· улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;

· устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам, устраняющим возможность травматизма; улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, отсосов пыли от мест обработки, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах, на рабочих местах и у теплоизлучающих агрегатов;

· устранение возможностей аварий при работе оборудования, разрыва шлифовальных кругов, поломки быстро вращающихся дисковых пил, разбрызгивания кислот, взрыва сосудов и магистралей, работающих под высоким давлением, выброса пламени или расплавленных металлов и солей из нагревательных устройств, внезапного включения электроустановок, поражения электрическим током и т. п.;

· организованное ознакомление всех поступающих на работу с правилами поведения на территории предприятия и основными правилами техники безопасности, систематическое обучение и проверка знания работающими правил безопасной работы;

· обеспечение работающих инструкциями по технике безопасности, а рабочих участков плакатами, наглядно показывающими опасные места на производстве и меры, предотвращающие несчастные случаи.

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР, ТОРО - техническое обслуживание и ремонтное обеспечение) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

Проведение общих работ на ВС:

1. Авиационные работы осуществляются на основе договора между эксплуатантом гражданского воздушного судна и заказчиком.

2. Перечень авиационных работ и требования к их выполнению устанавливаются Основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан.

Сезонное ТО:

Сезонное обслуживание авиационной техники

Применительно к ЛА гражданской авиации установлены следующие виды технического обслуживания: оперативное, периодическое, сезонное, специальное, при хранении.

Сезонное ТО проводится 2 раза в год при переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Современные типы ЛА, как правило, не требуют больших затрат труда на выполнение сезонного обслуживания, поэтому оно проводится совместно с очередной формой периодического ТО. Сезонное ТО предусматривает дефектацию и полное восстановление защитных покрытий, устранение мелких повреждений и коррозии на деталях планера и шасси, регулировку натяжения тросовых проводок, проверку работоспособности противообледенительных систем и сигнализаторов обледенения, дефектацию и ремонт чехлов и заглушек и другие работы.

Весеннее возвращение рукокрылых нашей страны в родные края происходит в конце апреля - начале мая. Возвращаются зверьки дружно, иногда их прилет длится всего лишь несколько дней. А вот осенние миграции сильно растянуты по времени. Зверьки не торопятся оставить знакомые места. Как будто с неохотой покидают они родину. Впрочем, то же самое наблюдается и у других летающих мигрантов - птиц.

Кстати, интересно отметить одну особенность направления миграционных маршрутов наших рукокрылых. Очень часто их пути совпадают с путями перелетных птиц. И совпадают не только направления. Одинаковыми нередко оказываются и сроки миграций. Летучих мышей не раз встречали на пролетах в компании ласточек и стрижей. Такие совместные миграции возникают, вероятно, вследствие большого сходства пищевых потребностей этих животных. Сезонные колебания численности летающих насекомых привели к формированию и укреплению весьма сходных типов поведения летучих мышей и их дневных дублеров - насекомоядных птиц.

Установлено, что оседлые виды рукокрылых подвержены большей изменчивости, чем виды перелетные. То есть в пределах своего ареала они образуют гораздо больший разнообразных форм и подвидов. Причиной этому является географическая разрозненность, изоляция отдельных популяций "малоподвижных" видов. Напротив, животные, совершающие регулярные миграции, имеют возможность чаще встречаться со своими сородичами из других мест. Многие из них выбирают себе брачного партнера во время перелетов или в зимовальных скоплениях. Поэтому супружеские пары могут образовываться между зверьками из разных районов летнего обитания. Таким образом, происходит как бы перемешивание наследственных признаков вида, благодаря чему поддерживается его генетическая однородность. Несомненно, что для вида в целом такая перетасовка наследственной информации играет важную роль. Вид как целостная система оказывается более устойчивым, стабильным. В то же время оседлые рукокрылые, не обладая таким преимуществом, имеют другое - они способны в своих локальных местах обитания накапливать и передавать потомству те жизненно необходимые признаки, появления которых требует окружающая их среда. В результате этого накопления образуются новые, более приспособленные к данным условиям обитания формы животных. В таких случаях говорят о микроэволюции. А это первый шаг к макроэволюции, к видообразованию. Так что весьма трудно говорить определенно о том, какие виды - оседлые или перелетные - находятся в более выгодном положении. И тех и других природа не обидела, предоставив им право по-своему решать вопросы собственной эволюции.

Иногда резкие изменения погодных и климатических условий, а вместе с ними и снижение кормовых запасов вынуждают рукокрылых совершать незапланированные перелеты. Так, в Австралии в 1926-1927 годах была зарегистрирована внушительная по своим масштабам миграция крыланов. Она была связана с сильной засухой в ряде районов континента. Однажды в те годы тело мертвого крылана обнаружили даже в Новой Зеландии. Перед этим прошел сильный шторм, и, как полагают; путешествующий зверек, не справившись с ветром, был отнесен за сотни километров от родных мест.

Вообще перелеты с целью лучшего удовлетворения пищевых потребностей совершаются рукокрылыми очень часто, практически каждый день. Это так называемые суточные миграции. По протяженности своей они, конечно, не идут ни в какое сравнение с сезонными перелетами, однако в жизни рукокрылых имеют огромное значение. Ведь поиск пищи - это первостепенная, ежедневная необходимость для любого животного.

Гиганты мира рукокрылых - летучие лисицы да и многие другие крыланы регулярно кочуют по своим владениям, разыскивая места с хорошим урожаем плодов. Пальмовые крыланы, например, летают кормиться за 20- 30 километров от своих дневных насестов.

Дальность ночных полетов летучих мышей зависит от величины скоплений, которые они образуют на дневках в убежищах. Как правило, виды, предпочитающие селиться небольшими группами или поодиночке, на значительные расстояния летать не склонны. Летучие мыши, обитающие огромными колониями, не могут хорошо обеспечить себя кормом в непосредственной близости от убежища. Поэтому им приходится отправляться в дальние ночные путешествия. Примером таких миграций могут служить кормовые полеты длиннокрылое.

Особенно четко суточные миграции выражены у летучих мышей, живущих в предгорьях, которые прилегают к степным или пустынным районам. Лет позднего кожана из предгорий в степь наблюдал С. И. Огнев. "Этот лет,- пишет ученый,- похож на постоянную "тягу". В долине летучие мыши находят свою многочисленную добычу, сумеречных летающих насекомых, и после охоты за ними возвращаются опять в свои каменистые ущелья и пещеры".

Говоря о перелетах, нельзя не упомянуть об "инстинкте дома" рукокрылых. В последнее время стало модным другое слово - "хоминг". Что же подразумевается под этими терминами? Прежде всего привязанность зверьков к определенным местам обитания, к родным убежищам. А это, в свою очередь, неразрывно связано со способностью летучих мышей ориентироваться в пространстве.

Все имеющиеся сведения о хоминге летучих мышей удалось получить, применяя все тот же метод кольцевания. Окольцовывая зверьков на местах зимовок, ученые обратили внимание, что многие особи возвращаются в эти места и в последующие зимы. М. Эйзентраут провел такой эксперимент. Он отловил в одной из пещер два десятка зимующих больших ночниц, пометил их и перевез на расстояние 40 километров в другую пещеру. Новая квартира была подобрана не наобум. В ней проводили зимовку родственницы подопытных, тоже большие ночницы. Через год ученый посетил эту пещеру и не обнаружил там ни одной из своих знакомых. Зато в первом, родном для них убежище зимовало несколько окольцованных зверьков.

Привязанность летучих мышей к летним убежищам, как считает А. П. Кузякин, гораздо меньше, чем к зимним. Объясняется это "дефиците" мест, пригодных для зимовок. Однако и летом в большинстве случаев зверьки не желают расставаться с любимыми обжитыми квартирами.

Свои опыты с большими ночницами Н. Кастере описывает так: "Мы отлавливали в пещере 20-30 летучих мышей, кольцевали их, уносили на далекие расстояния и отпускали, наблюдая, сумеют ли эти животные найти пещеру, в которой обитали.

Что касается сравнительно коротких расстояний... (от 18 до 36 километров), мы не были особенно удивлены тем, что летучие мыши легко отыскивали свой дом. Окрыленные успехом, мы начали увеличивать расстояние". Постепенно наращивая это расстояние, исследователи дошли до отметки 300 километров. Все опыты были успешны. Ночницы ориентировались ничуть не хуже почтовых голубей. Интересно, что беременные самки оказались более склонны к возвращению, чем другие особи. Все они "стремились разрешиться от бремени,- пишет Кастере,- только в своей пещере... и нигде больше" 36. Однажды исследователям представился случай выпустить ночниц на расстоянии 700 километров от знакомых мест. Совершив ориентировочный полет по кругу, зверьки решительно направлялись в ту сторону, где находилась их родная пещера. Но, по всей видимости, достичь им ее не удалось. Во всяком случае при отловах в этой пещере их никогда не видели.

В последнем опыте удивительно то, что летучие мыши сразу довольна точно определяли нужное направление. Но, вероятно, способности к этому у разных видов неодинаковы. Например, обыкновенных копьеносов выпускали на расстоянии 20, 30 и 60 километров от их убежища. В первом случае животные летели прямо к дому, во втором - они испытывали заметное затруднение в выборе направления, однако ориентировались более или менее правильно. С самого дальнего расстояния копьеносы вообще не могли верно сориентироваться, направление их полета было чисто случайным.

Привязанность к своим убежищам и способность к ориентации зависят и от индивидуальных качеств зверьков. В опытах одна летучая мышь возвращалась домой многократно и с разных расстояний. А ее подруги пропадали из поля зрения исследователей на первом же этапе эксперимента, то есть после первого выпуска.

Было установлено, что способность возвращаться в свое убежище присуща и слепым животным. Лишенных зрения индианских ночниц выпускали на разных расстояниях от пещеры. Кроме того, вместе с ними были выпущены контрольные группы зрячих зверьков. Зрячие животные начали возвращаться с расстояния 8 километров в первую же ночь. Слепая летучая мышь, выпущенная с этого расстояния, была поймана в пещере на следующий день. С более дальних расстояний (40 и 60 километров) ослепленные зверьки возвращались только через несколько дней. Опыт показал, что летучие мыши, лишенные зрения, испытывают значительные трудности при ориентации и поэтому возвращаются намного медленнее, чем их зрячие собратья. Однако он показал еще и то, что зрение в этом деле играет далеко не последнюю роль, как считали раньше. Несмотря на слабое развитие органов зрения, некоторые виды летучих мышей, вероятно, имеют возможность использовать их для ориентации в своих полетах.

Что касается других видов, то тут много еще неясного, неисследованного. Миграционный лет молодых бухарских подковоносов наблюдал А. П. Кузякин: "Эти детеныши, едва научившиеся пользоваться своими крыльями, летят ночью, молча и на большом расстоянии один от другого. Говорить здесь о зрительной или механической ориентации, конечно, неубедительно".

Кстати, о хоминге молодых животных. Советские ученые, исследуя "инстинкт дома" у юных зверьков, пришли к выводу, что проявление этого инстинкта начинается уже в возрасте одного-двух месяцев. Молодых летучих мышей испытывали отдельно от взрослых, чтобы исключить возможность перенимания опыта, а также возможность совместного полета. С расстояния в пределах 10 километров молодежь возвращалась ничуть не хуже взрослых. Но постепенное увеличение расстояния приводило к тому, что количество вернувшихся молодых зверьков уменьшалось. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь мы знаем, что опыт приходит с годами.

предназначена для вывозки с лесосеки (нижних складов) древесного сырья и круглых лесоматериалов к местам переработки, временного хранения и отгрузки

По сроку действия лесовозные дороги подразделяются на постоянные (круглогодового действия), сезонные и временные (лесовозные усы). Кпостоянным относятся грузосборочные дороги. Они обслуживают несколько лесозаготовительных предприятий; каждое предприятие вывозит древесину к перегрузочным пунктам, расположенным у трассы. Далее древесину вывозят к пункту примыкания грузосборочной дороги, к магистрали лесовозной дороги (основной участок лесовозной дороги, обслуживающий лесосырьевую базу предприятия весь период ее существования или в течение значительной его части), ветке (примыкающие к магистрали лесовозной дороги ответвления, обслуживающие часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет; срок действия веток зависит от размеров лесных массивов и очередности их освоения; расстояния между отдельными ветками составляет в районах с интенсивным ведением рубок - 2-3 км, в лесоизбыточных районах - 4-6 км). Существует несколько категорий постоянных автомобильных лесовозных дорог по типу покрытия (в зависимости от годовой грузонапряженности). Дороги более высоких категорий имеют усовершенствованные капитальные покрытия, дороги более низких категорий - переходные и низшего типа покрытия - щебеночные, гравийные, улучшенные грунтовые. Грузосборочные автомобильные дороги имеют, как правило, асфальто- и железобетонное покрытие. Основные материалы покрытия магистральных автомобильных дорог - гравий и щебень. Для повышения несущих свойств грунтов в некоторых случаях применяют различные органические и минеральные вяжущие материалы.

Лесовозные дороги сезонного действия предназначены для эксплуатации в летнее или зимнее время. Зимние автомобильные лесовозные дороги предназначены для освоения лесосек на слабых и заболоченных грунтах, где эксплуатация транспортных средств в летнее время затруднена или экономически невыгодна. Зимние лесовозные дороги эксплуатируются один или несколько зимних сезонов. Основание таких дорог готовится летом путем грубой планировки местности, а с наступлением первых морозов заболоченные участки укрепляют настилом из тонкомерных стволов и сучьев и уплотняют проходами легких тракторов. Покрытием для зимних лесовозных дорог служит прикатанный слой снега или слой льда толщиной 30-40 см. Трассы таких дорог обычно прокладывают по водоразделам, поймам рек и др. участкам, минуя крутые подъемы и спуски. Временные лесовозные дороги - лесовозные усы - предназначены для освоения отдельных лесосек и примыкают к ветке или магистрали. Срок действия таких дорог - не более года.

Транспортная сеть лесозаготовительного предприятия состоит, как правило, из одной магистрали, нескольких веток и большого количества лесовозных усов. В горных условиях для вывозки древесины в основном используют автомобильные дороги. Трассы горных лесовозных дорог прокладывают в зависимости от грунтовых условий по долинам, надпойменным террасам, склонам косогоров, пологим водоразделам таким образом, чтобы как можно больше снизить уклон транспортного пути. Покрытие горных лесовозных дорог на магистралях и ветках - гравийное и щебеночное, на лесовозных усах - грунтовое и грунтово-щебеночное. По годовой интенсивности перевозок горные лесовозные дороги подразделяются на несколько категорий, отличающихся эксплуатационными параметрами. Лесовозная дорога, помимо транспортировки различных лесоматериалов, могут использоваться и для лесохозяйственных целей, в т. ч. при проведении рубок ухода, заготовке лесохимического сырья и др. Согласно правилам отпуска леса {древесины) на корню, лесопользователи обязаны сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные при заготовке древесины и перевозке иных грузов дороги, мосты и др. сооружения. По окончании срока вывозки древесины основные лесовозные дороги, перечень которых определяется соответствующим договором, должны быть переданы лесхозу в состоянии, пригодном для их дальнейшего хозяйственного использования.

Лесовозные дороги сезонного действия – это в основном зимние лесовоз- ные дороги. Такие дороги строятся в труднодоступных местах – болотах, ма- рях. Этот тип дорог особенно оправдал себя при вахтовом методе лесозагото- вок. Покрытием сезонных дорог является снег и лед. Стоимость дорог почти в 10 раз меньше, чем стоимость дорог летнего действия, а себестоимость вывозки 1 м3 леса на один километр в 2-2,5 раза ниже. По типу покрытия различают снежные и ледяные дороги. Снежные дороги подразделяются на снежно- уплотненные и снежно-ледяные дороги. Снежно уплотненные дороги строят при небольшой интенсивности дви- жения и эксплуатации легких автопоездов. Они просты по устройству и не тре- буют больших затрат на сооружение. Покрытие этих дорог представляет собой уплотненный слой снега на спланированном земляном основании. Если снег на такой дороге в течение зимы уплотнять и поливать водой, то такая дорога ста- новится снежно ледяной. В конце зимы толщина слоя снегольда достигает 0,5 м, что удлиняет срок ее действия на 8-10 дней по сравнению со снежно- уплотненной дорогой. Более качественным покрытием зимних дорог является ледяное. Ледяные дороги строят на земляном основании, что обеспечивает большую ее твердость и ровность, термостойкость, скорость и рейсовую нагрузку лесовозных автопо- ездов. Применение ледяных покрытий позволяет продлить зимний сезон вывоз- ки на 12-15 дней и довести его до 100 дней и более. Чтобы повысить прочность покрытия и сократить его таяние весной, на открытых местах и уклонах в по- крытия вмораживают щепу, опилки, стружку. Прочность покрытия с древес- ными добавками повышается в 1,5-2 раза, в зависимости от вида и количества добавок. Движение гусеничных машин по дорогам с ледяным покрытием не допускается.

Дальность и продолжительность полета относятся к основным летно-техническим характеристикам самолета, зависят от многих факторов: скорости, высоты, сопротивления самолета, запаса топлива, удельного веса топлива, режима двигателей, температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра и др. Большое значение для дальности и продолжительности полета имеет качество технического обслуживания самолета, в том числе регулировка командно-топливных агрегатов двигателей.

Практическая дальность – это расстояние, пролетаемое самолетом при выполнении конкретного полетного задания с заранее известным количеством топлива и остатком на посадке аэронавигационного запаса (АНЗ) топлива.

Практическая продолжительность – это время полета от момента взлета до посадки при выполнении конкретного полетного задания с заранее заданным количеством топлива и остатком на посадке АНЗ.

Основную часть топлива транспортный самолет расходует в горизонтальном полете.

Дальность полета определяется по формуле

где G т ГП – топливо, расходуемое в горизонтальном полете, кг; C км – километровый расход топлива, кг/км.

G т ГП = G т полн = (G т рул. взл + G т наб + G т сниж +…);

где C h – часовой расход топлива, кг/ч; V – истинная скорость полета, км/ч.

Продолжительность полета определяется по формуле

где G т – запас топлива, кг.

Рассмотрим влияние на дальность и продолжительность полета различных эксплуатационных факторов.

Масса самолета . В полете за счет выгораний топлива масса самолета может уменьшаться на 30–40 %, следовательно, уменьшается потребный режим работы двигателей для сохранения заданной скорости и часовые и километровые расходы топлива.

Тяжелый самолет летит на большем угле атаки, поэтому его сопротивление больше, чем у легкого, который летит при той же скорости на меньшем угле атаки. Таким образом, можно сделать вывод, что тяжелый самолет требует больших режимов работы двигателей, а как известно, при увеличении режима работы двигателей возрастают часовые и километровые расходы топлива. В течение полета при V = const вследствие уменьшения массы самолета километровый расход топлива непрерывно уменьшается.

Скорость полета . С увеличением скорости расход топлива увеличивается. При минимальном километровом расходе топлива дальность полета максимальная:

Скорость, соответствующая С км min , называется крейсерской.

Ниже на номограмме (рис. 3.7) показан расход топлива в час на один двигатель.

Рис. 3.7. Расход топлива в зависимости от установки мощности в процентах

Расчетные значения количества топлива, отображаемые в поле FUEL CALC (расчетное количество топлива) на многофункциональном индикаторе (MFD) комплекса G1000, не учитывают показания топливомеров самолета.



Отображаемые значения рассчитываются по последнему текущему значению количества топлива, вводимому пилотом, и фактическим данным о расходе топлива. По этой причине данные о продолжительности и дальности полета можно использовать только в справочных целях; их использование для планирования полета запрещается.

Скорость полета, при которой часовой расход топлива минимальный, называется скоростью наибольшей продолжительности:

Скорость и направление ветра . На часовой расход топлива и продолжительность полета ветер не оказывает влияния. Часовой расход топлива определяется режимом работы двигателей, полетной массой самолета и аэродинамическим качеством самолета:

C h = P C уд, или ,

где Р – потребная тяга, С уд – удельный расход топлива, m – масса самолета, К – аэродинамическое качество самолета.

Дальность полета зависит от силы и направления ветра, так как он изменяет путевую скорость относительно земли:

где U – составляющая ветра (попутная – со знаком «+», встречная – со знаком «–»).

При встречном ветре километровый расход топлива увеличивается, а дальность уменьшается.

Высота полета . При одинаковой полетной массе с увеличением высоты полета часовой и километровый расходы топлива уменьшаются по причине уменьшения удельного расхода топлива.

Температура наружного воздуха . С повышением температуры воздуха мощность силовых установок при постоянном режиме работы двигателей падает, а скорость полета уменьшается. Поэтому для восстановления заданной скорости на той же высоте в условиях повышенной температуры необходимо увеличивать режим работы двигателей. Это приводит к росту удельного и часового расходов топлива пропорционально температуре. В среднем при отклонении температуры от стандартной на 5° часовой расход топлива изменяется на 1 %. Километровый расход топлива от температуры практически не зависит: , то есть дальность полета при увеличении температуры наружного воздуха практически остается постоянной.

Техническое обслуживание .При грамотной технической и летной эксплуатации двигателей дальность и продолжительность полета самолета увеличиваются. Так, например, правильная регулировка двигателей, а также установка рычагов управления двигателей в соответствии с экономическим режимом полета приводит к увеличению дальности и продолжительности полета.

МИГРАЦИЯ [лат. п гайо переселение] - 1)М. населения - перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства; 2) М. животных - передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах их обитания или связанные с циклом развития. М. могут быть регулярными, совершаемыми по более или менее определенным путям (напр., сезонные перелеты птиц), и нерегулярными, связанными обычно со стихийными бедствиями (пожарами, наводнениями и т. д.).[ ...]

Миграция животных - регулярные и направленные перемещения животных «туда и обратно» из одного местообитания в другое, вызываемые изменением условий существования в местах их обитания или связанные с циклом их развития. Различают: периодические (перелетные птицы, сезонные миграции морских котиков) или непериодические (выселение из-за недостатка кормов кедровок с севера Сибири на юг и др.) миграции. Они могут быть пассивными (личинки, икринки, взрослые особи, сносимые морскими течениями) и активными (вылеты саранчи, проходные рыбы, перелетные птицы). Также отличают миграции: кормовые (в поисках пищи), зимовальные (камбала зимой образует скопления в глубинных, более теплых водах; в таких же «зимовальных ямах» проводят холодный сезон лещи, судак, сом и др.).[ ...]

Сезонные переселения совершают многие подвижные организмы. Участки среды обитания, в которых имеются необходимые ресурсы, с переменой времен года смещаются, и популяции переселяются из одних участков в другие, совсем иного типа. Примером могут служить вертикальные миграции населяющих горные области травоядных животных. Между прочим, эти ежегодные высотные перекочевки ярко отразились на способах содержания домашних животных в горных районах. В летнее время крупный рогатый скот, овцы, козы и даже свиньи отгоняются на высокогорные пастбища; пастухами при этом зачастую бывают женщины и дети, а мужчины во время отгона косят на долин ных лугах сено. В этих случаях в результате переселений животные обычно получают возможность всегда кормиться там, где складываются наилучшие к тому условия; со сменой времен года они перемещаются и тем самым избегают значительных колебаний погодных условий и обилия корма, с каковыми неизбежно столкнулись бы, если бы пребывали в, одной; и той же местности постоянно.[ ...]

Сезонная изменчивость биоценозов выражается в изменении не только состояния и активности, но и количественного соотношения отдельных видов в зависимости от циклов их размножения, сезонных миграций, отмирания отдельных генераций в течение года и т.Д. На определенное время года многие виды практически исключаются из жизни сообществ, переходя в состояние глубокого покоя (оцепенение, анабиоз, спячка), переживая неблагоприятный период на определенной стадии онтогенеза (яйца, личинки, семена), осуществляя миграции в другие климатические зоны.[ ...]

Миграции представляют собой особый, крайне интересный тип расселения, при котором происходит нередко массовое перемещение целых популяций. Подобные явления возможны, разумеется, только у подвижных организмов и лучше всего они выражены у членистоногих и позвоночных. Сезонные и суточные миграции делают возможным использование районов, лишь временно пригодных для жизни, и поддерживают активность и среднюю плотность популяции на более высоком уровне. В популяциях немигрирующих организмов часто не только происходит значительное уменьшение плотности, но в неблагоприятные периоды организмы переходят в состояние временного оцепенения или спячки. Ориентация и навигация животных, мигрирующих на большие расстояния (птицы, рыбы и др.), - очень популярная сейчас область исследований и теоретических обобщений, однако здесь еще далеко не все ясно.[ ...]

Сезонно меняющиеся полупостоянные океанические течения, Калифорнийское и Давидсона, также оказывают сильное влияние на шельф при латеральной миграции в сторону шельфа, особенно зимой, когда придонное течение направлено к северу. Летом происходит обратное. Течения слишком слабы, чтобы эродировать морское ложе, но могут переносить взвешенный осадок и усиливать направленное к северу ветровое дрейфовое течение в течение зимы. Смешанные и полусуточные приливы высотой 2-3 м вызывают круговые приливно-отливные течения, которые усиливают другие донные течения, но сами относительно слабы. Приливно-отливные течения на среднем и наружном шельфах имеют среднюю скорость лишь 10 м/с . Однако на внутреннем шельфе средняя скорость течения может достигать 30 см/с и часто усиливается за счет волновых валов.[ ...]

Сезонные миграции известны для многих таксонов животных. Однако физиологические основы этого явления достаточно подробно изучены лишь у рыб (нерестовые миграции проходных форм) и у птиц.[ ...]

Все миграции, рассмотренные в приведенных выше примерах, приводят обычно к скоплению особей. К тому же жизненные циклы бывают, как правило, синхронизированы, так что массовое переселение оказывается втиснутым в узкие временные рамки (оно приходится на вполне определенный отрезок годового цикла). К столь же непродолжительным сезонным периодам-, приурочены обыкновенно и такие события, как прорастание семян, выход насекомых из диапаузы, раскрытие почек на деревьях, а также появление потомства у птиц и млекопитающих и пополнение «взрослой» части популяции молодняком (см. разд. 5.7).[ ...]

При сезонной динамике имеют место более существенные отклонения в биоценозах, определяемые биологическими циклами организмов, которые зависят от сезонной цикличности природных явлений. Смена времен года существенно влияет на жизнедеятельность растений и животных (периоды цветения, плодоношения, активного роста, осеннего листопада и зимнего покоя у растений; спячка, зимний сон, диапауза и миграции у животных).[ ...]

В другие сезоны года водный режим лесостепных почв характеризуется следующими особенностями. В зимний период в связи с глубоким промерзанием почвы (1,5-2 м) и устойчивым отрицательным режимом температуры воздуха и почвы, отсутствием оттепелей, миграции влаги из снежного покрова в почву и пополнения запасов влаги в верхних слоях почвы не происходит. Почва начинает оттаивать с поверхности после того, как в снеге образуются проталины, появляются освободившиеся от снега участки. В период снеготаяния участки оттаявшей с поверхности почвы увлажняются талыми водами, но глубокого промачивания почвы не происходит, так как мерзлота служит водоупором, препятствующим инфильтрации талых вод в почву. Поэтому глубокого промачивания почв и значительной их влагозарядки в весеннее время здесь не происходит. В период оттаивания почвы запас влаги в верхних слоях пополняется незначительно и в большинстве случаев весенний влагозапас мало отличается от осеннего.[ ...]

В период сезонных миграций отмечаются скопления птиц от нескольких десятков до 200 особей: чирков обоих видов, красноголовой и хохлатой чернетей, крякв и больших поганок. Максимальная численность мигрантов на озерах Тургояк, Ильменское и на разрезах в пойме р. Миасс вблизи центральных жилых кварталов достигает суммарно 3 тыс. особей. По сравнению с 1930-1940-ми гг. численность водоплавающих птиц снизилась в 3 раза (Гордиенко, 2001).[ ...]

Дальность сезонных миграций несколько меньше, чем у серой вороны.[ ...]

Катадромные миграции молоди могут быть разных типов. Лососевые мигрируют к морю активно, что определяется закономерными онтогенетическими изменениями обмена, осморегуляции и других процессов, объединяемыми понятием смалтификация. Эти изменения регулируются на уровне гипоталамо-гипофизарной системы и стимулируемых этой системой эндокринных комплексов. Именно определенное физиологическое состояние, а не абсолютный возраст определяет начало миграции. На примере семги показано, что смалтификация происходит в зависимости от фотопериода в его сезонном аспекте. При экспериментальной продолжительности цикла длины светового дня в 6,8 и 10 мес смалтификация начиналась раньше соответственно на 5, 3 и 1 мес; при цикле 16 мес смалтификация задерживалась (М. Thrush, N. Bromage, 1988). Аналогичные данные получены в опытах с атлантическим лососем: увеличивающийся фотопериод в зимнее время стимулирует смолтификацию, а постоянное освещение нарушает ее (S. Me Cormick et al., 1987).[ ...]

Очень обычны сезонные вертикальные, иногда повторные миграции многих охотничьих зверей и птиц в горах на юге Сибири (бурый медведь, марал, белая куропатка и др.).[ ...]

Суточная ритмика жизнедеятельности проявляется прежде всего в питании рыб. Можно сказать, что в период нагула ряд других биологических ритмов (суточные миграции, образование стай, рассеивание рыб и пр.) связан с ритмом питания у рыб. На этот вопрос можно ответить с достаточной определенностью и сказать, что суточная ритмика, например, питания рыб различна у взрослых рыб, молоди и сеголетков. Но вот вопрос о том, различна ли суточная ритмика питания рыб в пределах популяции, скажем, взрослых рыб одного и того же стада или расы или даже вида, не только не исследован, но даже и не ставился.[ ...]

Коблицкая А. Ф. Сезонные миграции молоди рыб в низовьях дельты Волги в период, предшествующий зарегулированию стока.- Там же, 19586, вып. 4, с. 209-235.[ ...]

Птицы в разные сезоны года кормятся в разных сообществах, например, скворцы в первой половине лета - в садах и на полях, а затем, когда птенцы подрастут - в лесах; снегири прилетают зимой в леса и парки, в которых для них есть корм (рябина, калина). Многие виды птиц в холодное время отсутствует в составе экосистем Севера и умеренной полосы, так как улетают на Юг. Возможны сезонные миграции в поисках корма у копытных животных. Для человека особенно важен учет С.и. травяных экосистем, которые используются как сенокосы и пастбища, так как в разные периоды вегетационного сезона растения имеют разную кормовую ценность (после отцветания они грубеют, в них падает содержание протеина и увеличивается количество клетчатки); у пастбищ, в зависимости от скорости отрастания растений после выпаса, в разные сезоны - разная отав-ность и, соответственно, разная пастбищная емкость.[ ...]

Для формирования сезонных состояний наибольшее значение имеют гонадотропные гормоны (гонадотропины), стимулирующие функции половых желез; тиреотропный гормон, контролирующий деятельность щитовидной железы; адренокортикотропный гормон (АКТ1), активирующий продукцию гормонов в коре надпочечников; и пролактин, принимающий участие в прямой регуляции размножения и (у птиц) миграций.[ ...]

Чукучан совершает сезонные миграции весной -на нагул в протоки, затоны, старицы (Шилин Ю. А., 1972). Масса чукучана в промысловых уловах достигает 1,6 кг; средняя масса - 620 г.[ ...]

Биота адаптирована к сезонному климату: спячка, миграции, состояние покоя в зимние месяцы.[ ...]

Наиболее замечательны миграции, связанные с преодолением огромных расстояний. Коль скоро речь заходит о наземных животных Северного полушария, то переселения такие чаще всего состоят в весеннем перемещении на север, где обилия пищи можно ожидать лишь в теплое летнее время, и в осеннем перемещении на юг, в саванны, изобилующие кормом лишь по окончании сезона дождей. По-видимому, дальние миграции - это почти всегда перекочевки между двумя областями, в каждой из которых пищи бывает вдоволь, но изобилие это держится недолго. Сезоны относительного изобилия в этих областях чередуются с сезонами бескормицы, и круглогодичное пребывание там многочисленных оседлых популяций невозможно. Так, например, ласточки, ежегодно прилетающие в Южную Африку, намного многочисленнее своих оседлых сородичей. В течение всего года там в состоянии прокормиться лишь весьма немногочисленная оседлая популяция, но в кормный сезон пищ% бывает гораздо больше, чем могут съесть оседлые птицы. Из всех животных, размножающихся в палеарктической области (в умеренном поясе Европы и Азии), а на зиму откочевывающих, 98% (по числу видов) зимуют в Африке - в тропическом редколесье и в саванне (т. е. среди листопадной растительности), и прибытие их совпадает обычно с созреванием богатейшего урожая семян доминирующих травянистых растений.[ ...]

Состав доминантов в разные сезоны года и в зависимости от типа техногенного водоема, его площади и возраста различается. В гнездовой период на иловых площадках доминируют озерная чайка (Larus ridibundus), чибис (Vanellus vanellus), травник (Tringa totanus), скворец (Sturnum vulgaris). В послегнездовой период преобладают чибис, травник, озерная чайка, кулик-воробей (Calidris minuta); в периоды миграций - чибис, озерная чайка, грач (Corvus frugilegus), галка (Corvus monedula), чирок-трескунок (Anas querquedula), широконоска (Anas clypeata), турухтан (Philomachus pugnax), скворец, серая ворона (Corvus cornix), полевой воробей (Passer montanus). На отстойниках сахарного завода в гнездовое время доминирует варакушка (Luscinia svecica); в послегнездовой период - турухтан, большой веретенник (Limosa limosa); во время миграций - чирок-трескунок, красноголовая чернеть (Aythya ferina), грач. На водоемах биологической доочистки в гнездовой период доминируют озерная чайка, хохлатая чернеть (Aythya fuligula); в послегнездовой - озерная чайка; в периоды миграций - серая ворона, хохлатая чернеть, кряква (Anas platyrhynchos), полевой воробей, грач. На водоемах механической очистки галка, полевой воробей, сизый голубь (Columba livid), озерная чайка являются доминантами в гнездовой период; в послегнездовой преобладают грач, полевой воробей, сизый голубь; во время миграций -грач, галка, сизый голубь, полевой воробей.[ ...]

В большинстве районов обитания глухари оседлы, но местами им свойственны сезонные перемещения. Так, осенью из лесов, где растут лиственницы, березы и ели, глухари летят туда, где есть сосны и кедры - основные зимние кормовые деревья. Другая причина миграций - поиски мелких камешков, необходимых для перетирания грубой пищи в желудке. В равнинных, растущих на песках, таежных лесах Предуралья и 3. Сибири известны массовые перемещения как одиночных глухарей, так и их стай к галечникам. Зимой кочевок, как правило, не бывает, глухари держатся одиночно или стаями, иногда - большими, состоящими из десятков птиц. Самцы чаще придерживаются границ сосновых лесов и моховых болот с сосновым криволесьем, самки предпочитают более густые леса. Утром и вечером птицы кормятся сосновой или кедровой хвоей, ночуют в снегу, а днем отдыхают на земле или на деревьях или, в морозы, спят в снегу. В самое глухое и морозное время выходят кормиться раз в сутки, в середине дня. При отсутствии или недостатке сосны и кедра едят хвою можжевельника, пихты, а также почки и побеги лиственных деревьев. С появлением проталин опять переходят на летний рацион, собирая перезимовавшие ягоды, состригая стебли черники, а позднее едят самую разнообразную зеленую пищу, семена, а также насекомых и других беспозвоночных.[ ...]

Образ жизни. В средних широтах начало прилета приходится на конец апреля - начало мая, миграция сильно растянута. Излюбленные местообитания - луга с редкими кустарниками или хотя бы высокими жесткостебельными травами, которыми чекан пользуется как присадами. Селятся также на вырубках и лесных опушках, по окраинам полей, на залежах, старых торфяниках, травянистых болотах с кустами. Иногда несколько пар поселяются довольно плотно, и гнезда располагаются всего в 50-100 м друг от друга, но все же у каждой пары есть своя территория, охраняемая не только самцами, но и самками. Сезон пения длится до вылупления птенцов. Начало гнездования относительно позднее, в средней полосе это конец мая - начало июня. Гнездо строит самка. Оно всегда на земле, в углублении, хорошо укрыто среди травы, кочек, кустиков, построено из травинок, мха, корешков, лоток выстлан тонкими травинками, шерстинками. В кладке 4-8, чаще - 5-6 яиц. По окраске они всегда темнее, чем у черноголового чекана, зеленоватые или голубоватые, с бурым или рыжеватым налетом или неясной сыпью, реже - со слабыми пятнышками на тупом конце. Размеры яиц - 17-22 х 13-16 мм. Насиживает только самка, временами вылетает покормиться, сидит плотно, особенно в конце инкубации. При опасности обе птички перелетают с беспокойными криками недалеко от гнезда. Насиживание - с завершения кладки в течение 12-13 дней. Птенцы имеют темно-бурый пух на голове и спине, ротовая полость светло-оранжевая или темно-желтая, с желтоватыми или сливочно-белыми клювными валиками. Кормят обе взрослые птицы, слетки покидают гнездо в возрасте 12-13 дней, начинают летать на 17-19-й день жизни. Возможно, бывает два выводка за лето. Питаются главным образом насекомыми, которых собирают на земле среди травы. Обычно высматривают добычу с невысокой присады, иногда ловят в воздухе, как мухоловки.[ ...]

Ерохов С.Н. Оценка запасов охотничьих водоплавающих птиц Костанайской области в период сезонных миграций (промежуточный отчет)// Кос-танай, 1998, 16 с.[ ...]

Еще одним способом самоустранения организма от неблагоприятных влияний среды являются миграции, происходящие инстинктивно. Различают миграции регулярные (сезонные) и нерегулярные (экстренные). Причины регулярных миграций - смена времен года, ухудшение условий пптапия и сезонные физиологические изменения в организме, побуждающие миграционный инстинкт. Например, птицы совершают перелеты на многие сотни и тысячи километров от мест гнездования; так, кулики из северо-восточной Сибири мигрируют в Австралии за 10 000 км. В зимние месяцы киты из Северной Атлантики и северных районов Тихого океана откочевьь вают в субтропические и тропические зоны, котики с Командорских островов - в более теплое Японское море.[ ...]

Важнейшим же источником вещества формирующейся аккумулятивной толщи глеевого подзола является латеральная миграция железа, алюминия и гумуса из ареалов почв (подзолов), расположенных выше по рельефу. Она возникает и усиливается в связи с дифференциацией почвенной толщи на подзолистый и иллювиальный горизонты, разные по водопроницаемости. В районах с длительным сезонным промерзанием латеральная миграция осуществляется по верхней части наиболее долго оттаивающего горизонта, которым п является горизонт В. Латеральному осаждению вещества способствует расположение участков гле-евых подзолов на геохимическом окислительно-восстановительном барьере: они занимают место на переходе от хорошо аэрируемых подзолов к тем или иным почвам с преимущественно вос-ст а к о в и тельным р е ж и м о м.[ ...]

БИОНАВИГАЦИЯ [от гр. bios --жизнь и лат. navigatio - плавание] - способность животных выбирать направление движения при сезонных миграциях и находить свое местообитание, обусловленная внутренними механизмами ориентации в окружающем пространстве и инстинктами. Б. присуща птицам, рыбам, млекопитающим, совершающим дальние миграции, некоторым пресмыкающимся и др. См. также Хоминг. БИОНИКА [от гр. bios - жизнь и (электро)ника] - научная дисциплина, изучающая живые организмы с целью использования результатов познания механизмов их функционирования при конструировании машин и новых технических систем. Напр., данные Б., полученные при изучении полета птиц, насекомых, используются при совершенствовании конструкции летательных аппаратов; архитекторы используют особенности строения тел растительных организмов при проектировании зданий и т. д. БИООРИЕНТАЦИЯ - способность организмов определять свое местонахождение в пространстве, выбирать оптимальное положение по отношению к действующим на него факторам окружающей среды, определять биологически целесообразное направление движения. Б. основана на свойстве раздражимости и восприятия внешних воздействий физической, химической и биологической природы и является основой бионавигации. БИОПОЗИТИВНОСТЬ зданий и инженерных сооружений [от гр. bios - жизнь и лат. positivus - положительный] - способность зданий и сооружений органично вписываться в природную среду, не разрушать и не загрязнять ее, быть стойкими к различным воздействиям и приемлемыми (биоадаптивными) для существования живых организмов на их поверхности.[ ...]

Физиологические особенности миграционного состояния лучше всего изучены у проходных рыб на примере (Йшдромных нерестовых миграций. У этих рыб, а также у миног стимул к нерестовой миграции возникает после длительного (от 1 до 15-16 лет) периода морской жизни. Миграционное поведение может формироваться в различные сезоны и при неодинаковом состоянии репродуктивной системы. Примером могут служить так называемые яровые и озимые расы рыб и круглоротых. Наиболее общий показатель, стимулирующий миграцию у рыб,-высокая жирность. По мере приближения к нерестилищам жировые запасы уменьшаются, что отражает высокий уровень затрат энергии на передвижение и созревание половых продуктов. И в этом случае существуют различия между яровыми и озимыми расами: у яровых, входящих в реки весной, незадолго до икрометания, жирность не очень велика.[ ...]

Они плавают достаточно активно и обладают придатками, позволяющими им поддерживать себя в воде. Суточная вертикальная миграция происходит под влиянием фототропизма. Некоторые типы включают только микроскопические особи (простейшие, ротиферы), тогда как другие представлены организмами, измеряемыми несколькими миллиметрами (низшие ракообразные). Они питаются водорослями, бактериями, органическим детритом и даже друг другом. Их размножение подвержено сезонным изменениям и связано с пролиферацией фитопланктона.[ ...]

Следуя за своей пищей-ракообразными, рыбы совершают иногда значительные перемещения. Некоторые перемещения имеют суточный ритм, другие повторяются в одни и те же сезоны года. Так, например, в Аральском море бокоплавы ночью поднимаются к поверхности воды, а днем опускаются на дно. Следуя за бокоплавами, перемещаются чехонь и шемая. Днем они кормятся в придонных слоях, а ночью поднимаются в поверхностные. Примером сезонных миграций рыб, связанных с перемещениями ракообразных, могут служить перемещения рыбки люме - Harpodon nehereus Ham. из семейства Scopelidae (Hora, 1943а). В период дождей в Индии, приходящийся на время с июня по октябрь, огромные массы воды устремляются в реки, снося туда большое количество биогенных веществ. Эти биогенные вещества, будучи вынесены в море, позволяют в непосредственной близости от устьев рек, и в частности Ганга, развиваться громадным массам планктонных водорослей, которые привлекают ракообразных из отдаленных от устьев рек районов моря. В местах массового развития планктонных водорослей образуются огромные скопления ракообразных, вслед за которыми прикочевывает и люме. Местные жители прекрасно знают время появления этой рыбы, и как только наступает период дождей, тотчас же начинают готовиться к промыслу.[ ...]

Весь наземный биостром в целом как покров живого вещества обладает подвижностью. Наиболее подвижна надземная часть био-строма, а из структурных частей - микро- и зоостром. Хорошо известны миграции леммингов и других грызунов; сотнями километров измеряются сезонные межзональные передвижения северного оленя, тысячами километров - весенне-осенние перелеты птиц, Пятьдесят тропических стран до сих пор не избавлены от нашествий «перелетной саранчи» средние стаи которых, насчитывающие до 2 млрд. насекомых на площади 10 км2, перемещаются ежедневно от мест утреннего «завтрака» до мест вечернего «ужина» на 20- 30 км. Если принять во внимание, что масса каждого насекомого 2 г и такая же масса зеленой растительности ежесуточно им поедается, то по одному этому примеру можно судить о размерах активного перемещения вещества и энергии в наземном биостроме.[ ...]

Кислородные техногенные барьеры возникают чаще всего при откачке глеевых (реже сероводородных) вод из шахт, штолен, карьеров и скважин. Эти барьеры, как и рассмотренные щелочные, не влияют на общий ход миграции элементов в биосфере. Однако есть и техногенные кислородные барьеры, возникающие на больших площадях. Они являются результатом осушения болот и контролируют миграцию Ре, Мп, Со в масштабе, приближающемся к биосферному. Еще более опасными являются последствия окисления на этих барьерах ранее захороненных больших масс неразложившихся органических веществ (в основном торфа). О масштабе этих последствий можно судить по страшным пожарам в Подмосковье в 2002 г. Тушение этих пожаров всеми современными средствами на протяжении нескольких месяцев не давало положительных результатов. Только начало сезона дождей привело к ликвидации пожаров. Следует задуматься об этом перед составлением планов осушения болот Сибири и созданием новых кислородных барьеров.[ ...]

В состав предложенных участков входит ряд озер и в том числе оз. Кулаголь, где в период сезонных миграций ежегодно останавливается одна из редчайших птиц мира - стерх. На средства WWF изготовлен землеустроительный проект выделяемого земельного участка. Предложенный проект поддержан Акимом Наурзумского района г-ном С.А. Ерденовым (2000 г.) и Акимом Костанайской области г-ном У.Е. Шукеевым (2001 г.). Подготовлены документы для вынесения решения Правительства Республики Казахстан.[ ...]

Районы планируемых и текущих разработок нефти и газа имеют высокий показатель биоразнообразия. Здесь обитает 108 видов рыб, 25 видов морских млекопитающих, из которых 11 относятся к особо охраняемым. Напротив залива Пильтун на северо-востоке Сахалина располагаются места сезонного обитания охотско-корейской популяции серых китов, занесенных в российскую и международную Красные книги и находящихся на грани исчезновения. Популяция насчитывает около 100 особей. Южнее располагается уникальный о. Тюлений, знаменитый лежбищами морских котиков, тюленей-сивучей и птичьими «базарами». Многочисленные лагуны и заливы северо-востока Сахалина являются местами гнездования и остановок на путях миграции птиц, внесенных в российскую и международную Красные книги. Главное богатство шельфа Сахалина - многочисленные стада лососевых - горбуши, кижуча, кеты, симы, чавычи, большая часть которых является «дикой», т.е. появившейся из икры на естественных нерестилищах. Здесь также обитает другие промысловые виды рыбы (минтай, сельдь, камбала, навага, мойва, треска, корюшка), крабы и креветки, кальмары и морские ежи. На севере Сахалина водятся даже осетровые.[ ...]

На первых этапах миграции или при малой мощности пород зоны аэрации, исключающих развитие такого рода асимптотических процессов, эти подходы имеет смысл модифицировать в зависимости от конкретных ситуаций, в частности, граничных и начальных условий; последнее особенно важно для приповерхностной части зоны аэрации мощностью в несколько метров: здесь имеют место сильные колебания влажности, связанные с сезонными изменениями в естественном поступлении и расходовании влаги. Понятно, подобные модификации тем более необходимы пди техногенных изменениях интенсивности потока влаги или других граничных условий на земной поверхности.[ ...]

Например, для загрязнителей, представленных нефтепродуктами (НП), плотность которых обычно ниже плотности воды, барьерами на их пути являются прежде всего водоносные горизонты. Воды, содержащиеся в почвенном слое, верховодка, фронт капиллярного подъема грунтовых вод и, наконец, зеркало грунтовых вод служат барьерами на пути миграции таких загрязнителей. Поэтому чаще всего техногенные "залежи" НП являются водоплавающими, они располагаются на небольшой глубине, в пределах первых метров (реже - нескольких десятков метров). Пластовое давление таких техногенных залежей равно гидростатическому. В районах многолетнемерзлых пород барьерами для формирования таких залежей НП являются многолетнемерзлые породы, надмерзлотные воды сезонных таликов или сезонномерзлые породы.[ ...]

По-видимому, отсутствие участков обитания особи или стада есть довольно редкое исключение. Теперь с помощью авиации достаточно хорошо известно, что даже очень большие переходы стад степных или тундровых зверей происходят в пределах вполне определенных границ, а такие иногда громадные площади могут быть отграничены как участки обитания отдельных, вполне конкретных популяций. Так, в Восточной Африке локальные популяции антилопы-гну совершают сезонные миграции на протяжении 450- 1200 км в пределах территории около 18 тыс. км2.[ ...]

Таким образом, элювиально-иллювиальная дифференциация этого почвенного профиля дает представление о том, какими были почвы этого участка в суббореальное время, а возможно, и в более ранние отрезки голоцена. Начальные этапы заболачивания рассматриваемого участка протекали, скорее всего, по механизму длительного затопления, так как граница торфяника 3 располагалась достаточно близко. Поэтому стабильное оглеение вряд ли способствовало усилению выноса твердого вещества (в частности, ила), а скорее ослабило этот процесс. Миграция растворимых органо-минеральных соединений и железа продолжала и продолжает осуществляться в связи с сезонными колебаниями уровня болотных вод.[ ...]

В настоящее время вопросы охраны природы приобрели важное значение. Теперь уже ясно, что для спасения любого вида требуется не только (и не столько) охрана его самого, но и поддержание его ниши, стабилизация сообщества. Все меры, направленные на сохранение гепарда в среднеазиатских пустынях, не достигли цели: этот специализированный хищник был обречен на вымирание, как только резко снизилась численность его жертв - джейранов. Недостаточно регулировать отстрел сайгаков и диких северных оленей, нужно еще не преграждать пути их сезонных миграций каналами и линиями газопроводов. Короче, охрана любого вида - это охрана его ниши. Наилучший результат дают ландшафтные заповедники, но возможности их расширения весьма ограниченны.[ ...]

Первый (основной) вариант (табл. 8.3.1) более или менее соответствует состоянию сообщества в 80-х годах, когда вылов судака ограничивался и запасы его начали медленно восстанавливаться. Более точная подгонка состояния сообщества к официальным данным о вылове рыбы вполне возможна, но не имеет большого смысла не только из-за значительной доли браконьерского лова, но и ввиду большого числа неопределенных коэффициентов (характеристики кормовой базы, нерестилищ, интенсивностей промысла по отдельным видам рыб). Более того, для такого крупного водоема, как Ладожское озеро, модель, не учитывающая сезонных нагульных и нерестовых миграций рыб, не может являться основой для окончательного суждения о состоянии сообщества рыб и рекомендаций по рациональному ведению промысла. Заметим, что основной вариант является устойчивым во времени с продолжительностью переходного процесса 20-25 лет (из биологически осмысленного начального состояния).[ ...]

Поведенческие (этологические) адаптации проявляются в самых разнообразных формах. Например, существуют формы приспособительного поведения животных, направленные на обеспечение оптимального теплообмена с окружающей средой. Приспособительное поведение может проявляться в создании убежищ, передвижениях в направлении более благоприятных, предпочитаемых температурных условий, выборе мест с оптимальной влажностью или освещенностью. Многим беспозвоночным свойственно избирательное отношение к свету, проявляющееся в приближениях или удалениях от источника (таксисах). Известны суточные и сезонные кочевки млекопитающих и птиц, включая миграции и перелеты, а также межконтинентальные перемещения рыб.[ ...]

А. А. Ловецкая (1940) указывает на существование таких же, меньших чем раса, внутривидовых группировок, называемых автором также стадами, у каспийской обыкновенной кильки ¡(Chipeoneila delicatula caspia). Первое из них, проводя зиму в Южном Каспии, в начале весны начинает двигаться на север, главным образом вдоль западного побережья Среднего Каспия, направляясь для икрометания в Северный Каспий, откуда часть этого стада заходит в низовья Волги и других рек, где происходит нерест... Второе стадо обыкновенной кильки, по-видимому, всю жизнь проводит в Южном Каспии, совершая сезонные миграции в его пределах».[ ...]

Рядом исследователей обнаружена токсичность сточных вод, обработанных хлором, для водных организмов . Мичиганский отдел природных исследований сообщил о вредном воздействии хлора на рыб в некоторых водоемах ниже выпуска сточных вод. За 96 ч погибло 50% канадской форели при концентрации общего остаточного хлора 0,014-0,029 мг/л на расстоянии около 1,3 км ниже выпуска. Наблюдали, как рыбные стаи стараются избежать потоков, содержащих токсичные вещества. Из-за указанных причин широкие прямые русла водотоков ниже очистных сооружений могут стать непригодными для жизни многих рыб. Может возникнуть барьер, преграждающий миграцию некоторых рыб в верховья в сезон нереста. Увеличение в настоящее время в таких водотоках количества сточных вод, дезинфицированных хлором, усложняет данную проблему.[ ...]

Питание - одна из древнейших связей организма со средой. Приспособление к недостатку его может быть и поведенчесг. им, инстинктивным, и обусловленным процессами, происходящими на молекулярном уровне. К первым относится прежде всего поедание большего количества пищи, чем требуют энергетические траты организма. Излишне употребленная пища преобразуется в жировые запасы, которые и расходуются в условиях, неблагоприятны-; для иищедобывания. Это наблюдается, например, у медьедей, самки которых выкармливают детенышей зимой, не выходя из берлоги. Другими примерами инстинктивного приспособления к недостатку иищи являются запасание корма на зиму многими грызунами и различные миграции животных (в пределах ли своего ареала обитания, в более богатые пищей районы или на большие расстояния, как у перелетных птиц). Существенным путем приспособления к недостатку пищи и воды является рассмотренная раньше зимняя и летняя снячка, связанная не только с изменениями характера питания, но и с сезонными колебаниями температурного режима, длиной светового дня и другими условиями среды.[ ...]

Линька из брачного наряда в осенний (его принято называть зимним) у взрослых птиц происходит по-разному. Кулики некоторых видов встречаются в пределах нашего региона только в брачном наряде и сменяют его на зимовках, другие надевают зимнее оперение еще на местах гнездования, часть птиц начинает линять в гнездовом районе и улетает в смешанном пере, так что в стаях могут быть птицы, окрашенные различно. У всех видов линька в весенний наряд происходит на местах зимовки, и они прилетают к нам в брачном пере. Смена маховых у всех видов постепенная, сохраняются хорошие летные способности птиц. Характер рисунка крыла полностью или в основном сохраняется во всех нарядах, и это удобно для определения куликов в полете. Практически все кулики - превосходные летуны, имеющие быстрый и маневренный полет, они могут во время сезонных миграций преодолевать за один бросок расстояния в тысячи километров. Мигрируют большей частью по ночам, даже сугубо дневные виды. Все кулики в нашей фауне - птицы перелетные.