Живым здесь и сейчас. Что мешает мне изменить то, что сейчас не так? Освободитесь от внутреннего шума

Человек всё время куда-то спешит. Не так ли? Если спешит не физически, то умственно спешит наверняка.

Куда спешишь человек?

Человек почти всегда спешит. Спешит куда угодно. Когда он еще маленький ребенок, ему хочется скорее вырасти. Только что пошел учиться в школу, а ему хочется скорее ее закончить. Встретил красивую девушку или парня, спешит скорее расстегнуть все пуговицы и развязать шнурки. Не успел утром появиться на работе, он уже мечтает скорее покинуть её. Только обрадовалcя первому снегу, скорее бы уже весна, затем лето и снова по кругу... И так во всём. Это сродни замкнутому кругу, где бегущему нет дела до собственной жизни, он занят бесконечной суетой и беготней.

Эта человеческая спешка – явление заразное. Оно передается от поколения к поколению. Спешка ничто иное, как – вор. Если ты более-менее наблюдателен, без труда сможешь заметить этого вора. В том числе и в себе самом. Да, это самый настоящий вор, который крадет у человека его счастье. Как он это делает? Очень просто, он заставляет тебя всё время "крутить педали", без остановки. Даже когда тебе не надо никуда ехать. Он превратил тебя в "белку в колесе". И ты стал его рабом. Этот вор ослепил и околдовал тебя, и теперь ты принимаешь его за своего лучшего друга или, что еще хуже, за себя самого... В этом твоя беда. Спрашиваешь, можно ли избавиться от этого вора? Да, можно. Есть метод. Он жесткий, но эффективный.

Стоп человек!

Всем фибрам – стоп! Всякой ряби – стоп! Всему - стоп! Стоп!!!

Я специально оставил пустой предыдущую строку. Этих пустых строк может быть много. Очень много. Но сейчас хотя бы несколько секунд свободы, для понимания. Если конечно ты сможешь осознать эту свободу (ты можешь некоторое время смотреть на пустую строку, будучи не озабоченным ни чем, это очень полезное упражнение). Это не так просто, мысли мгновенно уносят твое внимание в прошлое или будущее. И ты снова раб. Но свобода о которой я говорю, есть. Эта свобода есть всегда. Она пребывает до твоих мыслей, которые словно пестрые кружева, сотканные из пестрых мыслей о прошлом или будущем, часто придуманном, заслоняют собой твою истинную суть. Все эти замысловатые кружева из мыслей ты считаешь собой или важной частью себя. Ты поверил, что всё это – ты. Но это ложь, полная брехня. Всё это вовсе не ты. Но кто же тогда ты?

Кто я?

Ты и есть та самая свобода, о которой я сказал ранее. В это трудно поверить, но это так и у тебя еще будет возможность убедиться в этом. Ты абсолютная свобода от всего, даже от мыслей о свободе, даже от мыслей о пофигизме, если угодно. Ты – сама СВОБОДА. Запомни это.

А при чем тут состояние "здесь и сейчас"?

Ты можешь так же спросить: а как они связаны, моя свобода и состояние "здесь и сейчас"? Отвечу так: у тебя нет "твоей" свободы, потому что ты и есть свобода и только она и есть, без какого-то там «тебя». И познать, что ты сама свобода ты можешь только в моменте "здесь и сейчас". Теперь связь понятна? Нет? Поясню еще раз. Когда ты в мыслях из настоящего момента уведён в прошлое или будущее, ты есть раб. Тебя здесь нет, ты где-то там... Если ты безвылазно сидишь в мыслях, ты где угодно, но не здесь. А когда ты в «здесь и сейчас», ты свободен от мысленных пут и иллюзий, потому, что ты сейчас здесь, а не в "гостях" у своего блудливого воображения.

А как мне узнать, нахожусь я в состоянии «здесь и сейчас» или нет?

Итак: стоп!

Посмотри, что ты сейчас наблюдаешь или чувствуешь? Дай попробую угадать: ты читаешь этот текст на экране, так? Попкой чувствуешь поверхность, на которой сидишь. Слышишь музыку или иные звуки. Возможно чувствуешь опору под ступнями, стол или подлокотник под своими руками. Если лежишь, то ощущения будут немного другими. Возможно, едва уловимый ветерок на лице или холодок в ноздрях, какой-то вкус во рту, чувствуешь веки, когда моргнешь... Спокойно, не спеши убегать, изучай. Направляй внимание на любую часть тела. Просто своим вниманием спокойно гуляй по всему своему телу. Радуйся и наслаждайся. Глаза моргают, но ты сейчас здесь, в своем внутреннем просторе, внимаешь ощущениям, запахам, звукам. Твой ум пуст или почти пуст. Мысли так же можно "увидеть", они появляются из неоткуда и изчезают в никуда. Когда ты начинаешь их "видеть", они растворяются и тогда ты свободен от мыслей. Это состояние, а лучше сказать – это пространство свободно от мирской суеты. В младенчестве это было единственным твоим местом пребывания. Это твой дом. Если хочешь, можешь закрыть глаза. Не торопись уходить, оставайся так. Ведь ты так давно не был здесь.

Поздравляю, ты только что уловил суть состояния «здесь и сейчас». Насладись им сейчас. Учись наслаждаться им всегда и всюду. Ты будешь обнаруживать себя в нем в любое мгновение и оставаться сколько угодно, всегда, чем бы ты ни был занят. Просто нужна небольшая тренировка и ты легко вспомнишь это состояние. Немного освоив его, ты, даже в моменты размышления будешь оставаться в состоянии "здесь и сейчас", а значит – оставаться свободным. Когда ты распробуешь это, ты поймешь, что это классное состояние. Потому, что ты больше не раб, а сама свобода.

И какая мне от этого польза?

Возможно ты удивишься, но это твое естественное состояние. И это состояние не просто естественное, оно еще и очень комфортное. Настолько комфортное, что его можно назвать состоянием счастья. Именно в этом состоянии ты способен по настоящему воспринимать красоту, находить покой, получать вдохновение, то есть быть счастливым. Словом – Быть! Поверь, это так немало и переоценить пользу этого невозможно.

А как же ежедневные дела и заботы?

Как же они будут выполняться, если я о них не буду думать и заботиться? Не беспокойся, ты не сможешь не делать свои дела. Они, так или иначе, будут тобой выполняться. Тем более, что здесь опыт у тебя богатый, даже слишком богатый, поэтому беспокоиться не нужно. Напротив: когда ты действуешь, сохраняя при этом свободу, у тебя всё будет получаться намного лучше. Но напомню еще раз: та "белка в колесе", которой ты себя возомнил, не есть ты, ты – сама СВОБОДА. И все твои действия выполняются из состояния свободы.

Добро пожаловать в "здесь и сейчас"!

Старайся познать и полюбить эту свободу, и оставайся в ней так долго, как только сможешь. В состоянии "здесь и сейчас" можно всегда быть, оставаться и жить. Это всего лишь вопрос твоего выбора. Выбери свободу и будь всегда свободен, а значит счастлив. А счастье и беспокойство, явления несовместимые. Рабство или свобода, выбор за тобой. Итак: СТОП!!!

Рузит Абубакиров

Психологи и философы убеждают нас, что «здесь и сейчас» - важный жизненный принцип. Присутствовать в текущем моменте, практиковать осознанность, быть в контакте с собой, другими людьми и миром… Между тем часто мы наблюдаем как раз обратное: мысли блуждают неизвестно где, а действия совершаются «на автопилоте». Вы наверняка ловили себя на том, что скользили глазами по странице, но не понимали ни слова из прочитанного, или ели, не ощущая вкуса пищи.

И хотя идея жить в настоящем выглядит весьма привлекательной, похоже, достичь этого состояния непросто? «Вовсе нет, - возражает гештальт-терапевт Галина Каменецкая. - Во-первых, это состояние переживают все дети, а те, у кого были принимающие родители, сохраняют эту способность на всю жизнь.

Во-вторых, мы иногда переживаем его без всяких усилий, например, при встрече с близким по духу человеком или произведением искусства - мы узнаем это переживание как захватывающее чувство свободы, полноты и целостности». Когда нам хорошо, мы стремимся воспроизвести этот опыт. Но что-то мешает пребывать в таком состоянии непрерывно. Это не завершенные в прошлом дела и не нашедшие выхода чувства.

Там и тогда

У каждого «здесь и сейчас», по выражению Галины Каменецкой, есть родной брат - «там и тогда»:

«В прошлом некая ситуация породила напряжение, которое там и тогда не могло разрешиться. Например, ребенок чувствовал себя обиженным и не мог найти защиты у родителей. Повторяясь, это переживание закрепилось, и теперь уже взрослый человек каждый раз, испытывая обиду, одновременно переживает беззащитность».

Поэтому он не может заявить о своих интересах: средства для этого у него есть, но он как будто не знает об этом, у него нет контакта с собой-взрослым. В ходе психотерапии моделируется ситуация «здесь и сейчас»: терапевт создает ее за счет своей включенности и принятия клиента. И она становится тем ресурсом, который требуется клиенту, чтобы позволить себе осознавать и безбоязненно выражать чувства, какими бы они ни были (например, гнев на родителей), получая новый опыт.

Терапия, духовные практики: йога, медитация, молитва, искусство, - разные пути к более целостному «Я»

Значит ли это, что у нас нет другого пути, кроме психотерапии, чтобы приблизиться к переживанию настоящего?

«Это эффективный, но не единственный способ, - считает Галина Каменецкая. - Если я обнаруживаю, что между мной и переживанием моей целостности есть препятствие, я тем самым делаю шаг к восстановлению контакта с собой. Я честно говорю себе: у меня есть сложность, и решить я могу ее по-разному. Терапия, духовные практики: йога, медитация, молитва, искусство, - все это разные пути к более целостному «Я» и живому восприятию настоящего».

Именно настоящее предоставляет нам возможность выбора и действия.

Между прошлым и будущим

Где начинается и заканчивается настоящее? Эти границы изменчивы. Перед выходом из дома у нас заедает молнию на куртке, и мы нервно дергаем ее - это, несомненно, настоящее. Но и запланированная на следующий месяц поездка, и воспоминания о недавнем свидании тоже принадлежат настоящему.

«Настоящее - тот отрезок времени, с которым мы работаем, на который можем влиять, - подчеркивает философ Артемий Магун. - Есть прошлое, которое установлено безвозвратно, с которым мы ничего поделать не можем. Но при этом остается целый ряд незавершенностей, к ним и апеллирует настоящее».

Мы не в силах воскресить прадеда, но можем написать его историю, чтобы о нем помнили, можем родить детей и передать им свою память о нем. «Настоящее - это тот модус реальности, в котором мы подхватываем возможности прошлого и перебрасываем их в будущее как задачи, планы... и опасения тоже, - продолжает философ. - Например, мы помним, что был холокост, и сегодня предпринимаем действия, чтобы этого не повторилось». При этом чем отдаленнее будущее, тем меньше оно зависит от нас: нельзя с уверенностью сказать, что через 20 лет не будет войны.

Наслаждение не может быть целью: оно возникает лишь как побочный эффект в процессе реализации более масштабных задач

Но ближайшее будущее - наше представление о нем - воздействует на то, что мы переживаем сейчас. Когда мы увлечены интересной задачей и видим перспективы ее решения, то она становится мерилом сегодняшней жизни.

Оказывается, у настоящего есть разные уровни! Крупные проекты создают контекст, который позволяет более полно проживать события, разворачивающиеся в данную минуту. «Если у нас есть большой масштаб, то для нас становятся доступными и мелкие масштабы», - замечает философ.

Верно и обратное: если мы пытаемся жить лишь сиюминутным, то и оно ускользает.

Известный призыв Carpe diem - «Лови день» - приводит иногда не к расширению, а к сужению горизонта. Артемий Магун рассказывает, что уже в Древней Греции школа эпикурейцев учила: гедонист должен быть аскетом, избегать удовольствий, чтобы больше ценить их - в противном случае они обернутся страданием.

Наслаждение не может быть целью: оно возникает лишь как побочный эффект в процессе реализации более масштабных задач.

Сила внезапности

Наше переживание времени обусловлено не только личным опытом, но и культурой. «У нее есть три основных вида: культура тела, чувств и сознания, - размышляет психолог, создатель метода танатотерапии Владимир Баскаков. - Россия, несмотря на географически промежуточное положение между Западом и Востоком, слишком близка к Западу с его главенством интеллектуализма, чтобы практика пребывания «здесь и сейчас» сохраняла для нас первоначальный смысл». Восток внимателен к повторам, к воспроизведению, а Запад стремится к достижениям и преодолению уже свершившегося.

«Простое наблюдение показывает, что мы редко присутствуем в настоящем по доброй воле, - продолжает Владимир Баскаков. - Чаще нас ввергают туда экстремальные или нестандартные ситуации». Например, когда поезд метро останавливается в туннеле, машинист говорит: «Просьба сохранять спокойствие. Поезд скоро отправится».

Откуда берется беспокойство? «Это легкая степень страха, которая возникает из столкновения с настоящим, - объясняет психолог. - Это реакция на непредсказуемость, а она - неотъемлемое свойство настоящего. Предсказуемы фантазии и невротические реакции. А реальность - нет. Мы не можем с уверенностью сказать, когда поезд тронется, и не знаем, что предпринять, если что-то пойдет не по плану».

Ушедшее детство оказывается самым ярким примером переживания «здесь и сейчас»

Между тем только присутствие в настоящем позволяет нам полностью почувствовать себя живыми. И поскольку одна из сторон настоящего - воспроизведение, повтор - для большинства из нас в силу культуры и воспитания оказывается закрытой (скучной, неинтересной), тем привлекательнее становится другая сторона: внезапности, экстремальности. Драки и пожары собирают зевак.

«Свойственная настоящему непредсказуемость привлекает нас, становится очень интересной, когда она не касается нас лично. Поблизости от нее мы чувствуем себя более живыми», - развивает мысль психолог. Можно сказать, мы прикасаемся к «сейчас», но не к «здесь» - ведь это происходит не с нами. И поэтому жажда быть живыми остается неутоленной.

Но вместо того, чтобы погрузиться в собственное настоящее, мы снова отправляемся на поиски сильных переживаний, эмоциональных всплесков, которые на какое-то время выведут нас из состояния оцепенения. «Остается только сожалеть о той свежести чувств и восприятий, которой мы все обладали в детстве, - размышляет Владимир Баскаков. - Парадокс, но ушедшее детство оказывается самым ярким примером переживания «здесь и сейчас».

Тело как улика

Эмоциональность связана с телесностью, а утрата способности переживать свои эмоции - с пренебрежительным отношением к телу, свойственным нашей культуре.

«Мы привычно говорим о «владении телом», не замечая, что «владение» - это отношение не равноправных партнеров, а хозяина и раба, - продолжает Владимир Баскаков. - Тело всегда живет в настоящем. Но мы от него «уходим в голову», тем самым изолируясь от чувств».

Однако наступает время бунта, когда тело-«раб» отказывается подчиняться: оно начинает болеть. Боль - сильное переживание, которое неизбежно возвращает нас в настоящее, в реальность текущего момента. Неслучайно, желая удостовериться в реальности переживаний, мы говорим «ущипни меня». Но боль «требуется» лишь потому, что к более мягким, тонким ощущениям мы нечувствительны.

Где я, что я чувствую, о чем я думаю, что ощущает мое тело, что со мной происходит прямо сейчас?

«Основной признак современной цивилизации - контроль, - говорит Владимир Баскаков. - Едва мы что-то замечаем, как стремимся взять это «что-то» под контроль, начать им управлять. В отношении переживаний это означает уничтожение их естественности, спонтанности». Действительно, мы часто мечтаем о том, чтобы чувства приходили к нам по заказу и выключались по первому требованию. «Но пребывание в настоящем требует иных навыков - внимания и доверия, - объясняет Владимир Баскаков. - Только при этих условиях мы сможем переживать настоящий контакт, соприсутствие с самими собой и с миром».

Похоже, у нас нет другого пути в настоящее, кроме постоянных вопросов: где я, что я чувствую, о чем я думаю, что ощущает мое тело, что со мной происходит прямо сейчас?

Что значит быть здесь и сейчас? Это значит – быть сознательным, присутствовать во внимании в своих действиях, целиком и полностью, там, где мы есть, находясь при этом в не рассеянном состоянии. Здесь и сейчас — это естественное, природное состояние, данное Богом каждому из нас. Это движущая сила , говорящая из глубины нашего сердца и охватывающая всю суть нашего существа, бытия, при которой мы остаемся самим собой, в своей индивидуальности и в своей .

В обычной жизни, когда человек находится в своей простоте, во внимании, не упуская ничего из виду, а его сознание присутствует, там, где он есть при любом совершаемом действии, — это все позволяет заговорить искре Божьей в нашем существе, в испускании Света Божьего. Когда мы присутствуем во внимании в каком-либо действии, это приводит нас всех к сознательности, а затем шаг за шагом к осознанности (в сознании Свет), потому что там, где наше внимание, там и есть всегда присутствие голоса . Внимание — это и есть созерцание, оно никогда нас не истощает. Во внимании говорит голос , притягивающий Благодать, которая нас наполняет. И наоборот, когда рассеянно наше внимание, и мы не пребываем в настоящем моменте, здесь и сейчас, происходит следующее:

  • рассеянное внимание создает двойственность;
  • из-за двойственности возникает трение в сознании, которое нас истощает и лишает ясности восприятия;
  • лишившись ясности, мы поверхностно, не в полной мере воспринимаем мир (мы не внимательно относимся к людям, не слышим сердце другого человека);
  • это вводит нас в иллюзию, в слепоту, и в этот момент человеку свойственно ошибаться, возникают трения и конфликты, а это и является ;
  • не прибывая в состоянии здесь и сейчас, мы лишаемся красоты, полноты настоящего момента, тем самым запеленяя нашу жизнь лишь прошлыми воспоминаниями или грезами о будущем, а это лишает нас счастья и возможности быть самим собой, естественным.

Вспомним себя в детстве… Мы всегда были внимательны и находились в состоянии здесь и сейчас, потому что в раннем детстве у нас не умерла искренность, природная естественность, данная Богом, в нашем сердце всегда говорила . Если мы играли, то это была лишь только игра и ничего другого, и мы растворялись в ней. Когда мы ели, наше внимание позволяло нам ничего не упускать и не терять из виду: ни запаха, ни вкуса, ни формы приготовленной пищи, как мы ее пережевываем, проглатываем, как происходит процесс пищеварения, как получает удовольствие наша плоть, как приходит от этого наслаждения радость. А если мы наблюдали облака, цветы, ветер, то мы становились с ними одно, и нам было понятно их говоренье. В нашем детстве мы были естественными, сознательными и воспринимали все вещи без искажений, ибо в нашем существе говорил дар Божий и двигала им Воля Всевышнего. Как в любом цветочке присутствует дар Бога, давая возможность ему расти, созревать испустить аромат; как любое животное, когда болеет, оно находит нужное растение, без каких-либо знаний, для оздоровления организма. Это говорит в животном не подсознательный инстинкт, а надсознательная, высшая природа, дар Бога.

Когда мы все были детьми, и по своей неискаженной природе, с и естественностью, являлись самими лучшими в мире медитаторами, потому что наша жизнь была неотделима от медитации. И нам не нужна была никакая медитация, мы сами ею и являлись, по своей природе. С течением времени, когда на нас повлияла тяжелая, негативная атмосфера в семье и обществе, и нас воспитывали не правильно, и, как следствие, сформировался эгоцентризм — именно из-за этого мы утратили свою способность жить вместе с даром Божьим. Что же такое дар Божий? Дар Бога — это искра, находящаяся в сердце человека, которая должна воспламениться.

Дар Бога это — есть семя, в которое вложены естественные качества характера человека. К дарам можно отнести такие качества как искренность, сознательность, внимательность или созерцательность, вера, надежда, бескорыстная Любовь, милосердие, сострадание, мудрость, честность, справедливость, чувство долга, ответственность, почитание и уважение, радость и многое другое.

В нашем мире у эгоцентричного человека дар Бога не проявлен и в характере преобладает ненависть, раздражение, тщеславие, гордыня, не сознательность, рассеянность, гнев, агрессия, ложь, не доверие, подавление и т. п. И по закону Справедливости за такие деяния мы будем платить страданиями.

Здесь и сейчас — это состояние глубокой медитации, где проявлено наше естество. Ведь любая духовная практика, медитация ли это или молитва, вначале рождает наше природное естество, освобождая его из заточения, затем происходит рост дара Божьего, который наполняет нас естественными качествами, потом происходит шаг за шагом привыкание к этому состоянию, а затем естественное состояние и мы становимся одно целое – это и есть освобождение от запеленения Божественного голоса, это означает стать самим собой, кем мы являемся по своей сути.

На духовном пути развития, занимаясь духовными практиками, мы затрачиваем определенное количество времени, но не всегда нам хватает на это усилий и времени, ибо наш быт одолевает нас. Но мы можем превратить нашу обыденную жизнь в духовную практику, занимаясь обычными делами. Это путь очищения, освобождения снаружи вовнутрь к своему источнику, через деяния к осознанности, при этом, занимаясь обычными житейскими делами и превращая их в медитацию, когда любое деяние, посвященное Богу, будет использовано как молитва. Как это делать, рассмотрим на нескольких примерах:

а) делая обычную зарядку, прежде всего, нужно попросить на это благословение у Бога, делая упражнения нужно сопровождать вниманием каждое наше движение, не упускать из виду, созерцать то, что мы делаем, уловить нашим внутренним чутьем, какой происходит процесс. Услышав эти незримые вещи, все мы приходим шаг за шагом к ясности, а затем к сознательности и осознанности;

б) когда мы на работе, — попросить благословение, присутствовать там где мы находимся (обычно бывает, что на работе мы думаем о доме, а дома о работе, это рассевает нас во внимании и истощает) и сопровождать каждое наше действие вниманием. Наблюдение всегда нас приводит к спокойствию и тишине, а тишина всегда притягивает Святой Дух, и при этом мы всегда прейдем к осознанности.

в) перед тем как заниматься любимыми занятиями — рисованием, вышиванием, пением, танцами и т. п., или же другими житейскими делами, попросить благословения, заявить Богу о том, что «я посвящаю это занятие Тебе» или сказать Всевышнему, что «я молюсь Тебе этим пением, танцем прими мою молитву», и начать свое деяние, сопровождая вниманием каждое свое движение и не теряя его.

Таким образом, в дополнение к основным духовным практикам, ни в коем случае не исключая их, мы можем превратить обычные наши действия в практику. Это даст нам много сил на духовном пути развития, для преодоления наших невзгод, приведет нас к сознательности в своих действиях и позволит находиться всегда в состоянии здесь и сейчас, в настоящем, откинув прошлое и отдав свое будущее на повеление Богу. Ведь даже сопровождая вниманием такие свои пороки как гнев, обиду, раздражение, мы можем остановить их и исключить из жизни, осознавая при созерцании свою порочность, встретившись с ней лицом к лицу, один на один.

У одного учителя спросили ученики: «Что вы делаете, когда пьете чай?» А он ответил: «Я просто внимательно пью и больше ничего». А что вы делаете, когда принимаете пищу? И учитель им ответил: «Я просто ем и наблюдаю». В нашей жизни мы привыкли все усложнять, из простого делаем сложное, и это плоды работы нашего ума, воображения, желания и нашего эго. Когда мы были детьми, в наших действиях говорила простота. Обретая навыки существования, черпая знания от невежественного, страстного мира людей, мы шли путем от простого к сложному, и мы запутались так, что сами не можем в этом разобраться, мы стали слепы и немощны, не зная выхода и страдая от безысходности. Вернемся к выше сказанной притче и разберем ее. Ученики подумали, что если он учитель, то во время чаепития и приема пищи он, наверное, делает что-то особенное, тайное, скрывающееся от их глаз. Их умы так усложнены, что приходит такое нелепое умозаключение. А он им ответил и показал путь, что в простоте любого действия кроется истина, можно прийти к простоте, созерцая свои деяния, а созерцание отсеет все усложненное и сделает сложные вещи простыми.

Один из секретов успеха миллиардера Питера Тиля заключается в том, что он задаёт себе довольно необычный вопрос. Звучит он так: «С каким из моих убеждений соглашаются только единицы?». Именно это убеждение он и считает верным.

Почти столетие назад подобную мысль высказал Марк Твен:

Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.

Когда вы слышите что-то или читаете о чём-то, неплохо приучить себя подвергать всё это сомнению и рассматривать точку зрения, противоположную заявленной. Во многих случаях, если не в большинстве, когда все пойдут вправо, разумнее и безопаснее будет свернуть налево.

Большинство «гуру» мотивации советуют нам жить здесь и сейчас. Они говорят о том, что важен только настоящий момент, поэтому мы должны делать только то, что приносит нам удовольствие.

Вместо того, чтобы жить настоящим моментом, лучше жить для будущего и «позаботиться» о своём прошлом. Поступайте так, чтобы вы хотели об этом вспоминать. действительно пролетает очень быстро. За настоящее невозможно ухватиться, его едва ли можно ощутить. Когда вы его осознаете, оно уже будет прошлым.

Если вы не хотите жалеть о своих поступках, вероятно, эта статья для вас. То, что произошло давным-давно, нет смысла анализировать. А вот ближайшее прошлое напрямую связано с вашим выбором в настоящем.

Как прошли последние два года вашей жизни? А последние два месяца? А последние два дня? Задумайтесь об этом.

Сегодня - это завтрашнее вчера. Чем то, что вы делаете сегодня, может помочь вам завтра? Дадут ли вам сегодняшние решения стимул для завтрашней работы? Или вы просто откладываете необходимые изменения на какой-то абстрактный день в будущем?

Жить для будущего и заботиться о прошлом - понимать, что своё прошлое вы формируете уже сейчас, и оно определяет то будущее, которое вам бы хотелось увидеть.

Обратив взгляд в прошлое, вы поймёте, как вы живёте в настоящем

Если вы живёте только здесь и сейчас, вы действуете импульсивно. В таком случае ваше поведение является следствием не вашего осознанного , а только текущих обстоятельств. В результате вы часто совершаете поступки, о которых потом жалеете.

И наоборот, если вы помните о прошлом и будущем и понимаете, что прямо сейчас создаёте свои воспоминания, вы подходите к своей жизни более осознанно.

Это может прозвучать странно, но наши воспоминания о каких-то событиях гораздо важнее этих событий самих по себе.

Ничего не длится вечно. Вы даже не успеете заметить, как этот день подойдёт к концу. Всё, что вам останется, - это воспоминания о нём. Возможно, мы соглашаемся на определённые вещи именно ради приятных воспоминаний.

Что бы вы хотели вспомнить о сегодняшнем дне? О прошедшем годе? Из всей своей жизни в целом?

Жизнь - это история, которую мы пишем сами. Настоящий момент - это только след пера на бумаге. Мы знаем наверняка лишь то, что это перо нельзя остановить: оно будет продолжать писать снова и снова. В таком случае, почему бы не взять его в руки и самостоятельно не написать историю, которой предстоит заполнить книгу нашей жизни?

Ваши воспоминания определяют то, насколько уверенно вы чувствуете себя в настоящем

Если ваше утро прошло , велика вероятность того, что и весь день будет удачным. И наоборот, если вы несколько раз нажимали на кнопку и откладывали звонок будильника, чтобы добавить себе лишние 15 минут, и в итоге не успели сделать ничего из запланированного на утро, оставшаяся часть дня тоже не будет выдающейся.

Эмоции, которые вызывают в нас воспоминания о прошлом, во многом определяют, насколько уверенно мы чувствуем себя в настоящий момент. Таким образом, если вы уже сейчас поступаете так, чтобы гордиться собой в последующем, вы увеличиваете вероятность успеха в будущем.

Забота о прошлом позволяет построить ваше идеальное будущее

В знаменитой книге «Семь навыков высокоэффективных людей » Стивен Кови советует начинать что-либо, чётко представляя себе конечный результат. Для этого он предлагает читателю представить празднование своего 80-го дня рождения. На этой вечеринке все ваши близкие должны рассказать, какой вы замечательный, выразить свои чувства по отношению к вам и выпить за то, что вы прожили жизнь, как следует.

Представьте себе, что вы получили от близких множество комплиментов. Что именно вы бы хотели услышать о себе и своей жизни? Что они должны были бы сказать о вашем характере и вашей роли в их жизни? О каких ваших достижениях они должны были бы вспомнить? Как вы повлияли на них?

По мнению Кови, держа в голове эти вопросы, нужно принимать решения в настоящем. И это вполне оправданно.

В самом деле, понятие «жить настоящим моментом» не учитывает саму природу времени. Прошлое, настоящее и будущее не являются чётко отделёнными друг от друга отрезками. Одно из них плавно переходит в другое. Ошибка в настоящем мгновенно становится ошибкой в прошлом. Она же влияет на ваше будущее.

Из этого можно сделать оптимистичный вывод. Мы можем построить именно то будущее, которое хотим. И, что не менее важно, мы можем иметь то прошлое, которое хотели бы иметь. И гордиться тем, кем мы стали.

Живя для будущего, мы легче принимаем верные решения

Иногда так просто найти себе оправдание и не сдержать обещаний, данных самому себе. Бывает так, что мы не можем взять гнев под контроль и срываемся на детях. Иногда печенье выглядит так аппетитно, что мы не можем сказать «нет». А время от времени мы просто валяемся на диване вместо того, чтобы пойти на тренировку.

Иногда все мы позволяем себе какие-то слабости. Но если мы будем делать это слишком часто, то наше прошлое будет совсем не таким, каким мы бы хотели его видеть.

Жизнь каждого человека - это дневник, в котором собираются записать одну историю, а записывают совсем другую.

Джеймс Мэтью Барри, автор «Питера Пэна»

Если же мы всегда будем помнить о нашем прошлом и будущем, то нам будет легче собрать волю в кулак и принимать правильные решения. Вы сможете работать, пока другие будут развлекаться, экономить деньги, а не тратить их, и не сдаваться, даже когда очень хочется бросить какое-то дело.

Вы пойдёте нехоженым путём. И всё будет совсем иначе. Всё будет так, как вы того хотите.