Деревянная модель самолета для сборки ил 2. Центроплан и консоли крыла

Ил-2 образца 1942 года.
В Красной Армии самолет получил прозвище "Горбатый" (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолет "Летающим танком". Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его "бетонный самолет" и "цементированный бомбардировщик". У наземных войск вермахта самолет пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как "мясник", "мясорубка", "Железный Густав" , отдельные солдаты вермахта называли его "чумой".
Самый массовый самолет 1940-х годов. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной Войны, а также в войне с Японией. Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Всего было выпущено 36163 самолета.
Самолет ЦКБ-55 (БШ-2 бронированный штурмовик второй) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина . Первые испытания данного самолета начались 2 октября 1939 года. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, система охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы. 12 октября 1940 года В.К.Коккинаки начал летные испытания второго варианта такого самолета - ЦКБ-57. На этот самолет установили менее высотный мотор, но более мощный АМ-38, созданный в КБ А.А.Микулина специально для этого самолета. Изменилась компоновка систем охлаждения машины и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Самолет успешно прошел все заводские испытания, но с серийным выпуском данного самолета не спешили. Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить в 1941 году, а первые боевые подразделения, на вооружении которых находился этот самолет, сформировали перед самой войной. Появления Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Они действовали с большим успехом против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7, 62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и.т.д. Боевое применение Ил-2 выявило крупный его недостаток, приводивший к большим потерям - уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы. Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади стала очевидной. В КБ С.В.Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 года на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. С 1943 года Ил-2 выпускается с более мощным мотором АМ-38Ф. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность. Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 году на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки калибра 37 мм, снаряды которых, при удачном попадании, могли даже поражать тяжелые танки. Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все танки в полосе 15 на 75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса "воздух-земля", принятые на вооружение в 1942 году. В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших стран.
Модификации
БШ-2 (ЦКБ-55, ДБШ) - двухместный бронированный штурмовик с двигателем АМ-35 (1350 л.с). Конструкция смешанная: передняя часть фюзеляжа - бронекорпус; хвостовая часть - деревянная, выклеенная из березового шпона и фанеры; крыло и оперение - дюралюминиевые. Вооружение: четыре крыльевых пулемета ШКАС и один подвижный пулемет в кабине стрелка, 400-600 кг бомб. Госиспытания проводились в апреле 1940 г. Скорость у земли - 362 км/ч. Выпущено два экземпляра (№ 1 и № 2).
ЦКБ-57 - опытный бронированный штурмовик, переделанный под установку двигателя АМ-38 (1600 л.с). На ЦКБ-55 № 1 вместо кабины стрелка установили бензобак и 12-мм бронеперегородку, за фонарем размещался длинный непрозрачный обтекатель. Для улучшения продольной устойчивости центровку сместили вперед, консолям крыла придали стреловидность 5° и увеличили площадь стабилизатора. Вооружение осталось пулеметным. Испытания проводились в октябре 1940 т. Была достигнута скорость у земли 423 км/ч.
ЦКБ-55П (пушечный) - модифицированный одноместный ЦКБ-55 № 2 с мотором АМ-38. Крыло было переделано под установку двух пушек ПТБ-23. Для улучшения обзора вперед двигатель опустили вниз на 175 мм, а сиденье и фонарь приподняли на 50 мм, соответственно, изменили обводы капота. Для защиты головы пилота сзади установили прозрачную броню и короткий прозрачный обтекатель, за форму которого самолет прозвали «Горбатый». Толщина листов бронекорпуса увеличена. Вооружение: две 23-мм пушки, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82. После испытаний в воздухе пушки было решено заменить из-за большой отдачи. Самолет с установленными серийными пушками ШВАК в январе 1941 г. получил обозначение Ил-2. В феврале-марте проводились госиспытания, на которых была получена скорость 433 км/ч у земли. В таком виде машина стала эталоном для серии.
Ил-2 одноместный - серийный. Первый самолет был выпущен в марте 1941 г. и соответствовал эталону. В апреле на Ил-2 была испытана новая пушка ВЯ-23. Вооружение: две пушки ШВАК (до 500 снарядов) или две пушки ВЯ-23 (300 снарядов), два пулемета ШКАС (1500 патронов), восемь снарядов РС-82 и 400- 600 кг бомб. У серийных машин был увеличен запас топлива. Полетная масса достигала 5873 кг. Скорость у земли составляла 372-382 км/ч. К июню 1941 г. было построено 249 самолетов.
Ил-2 М-82 (сентябрь 1941 г.) - запасной вариант с мотором М-82 для бесперебойного выпуска Ил-2 в случае отсутствия двигателей АМ-38. На серийном Ил-2 была снята передняя часть бронекорпуса с двигателем и всеми системами. Установленный двигатель воздушного охлаждения М-82 не бронировался, а закрывался дюралюминиевым капотом с управляемой «юбкой». Кабинный бензобак снят, а на его месте в бронекорпусе оборудована кабина стрелка с бронированным фонарем и 12,7-мм пулеметом БТ на шкворневой установке. Основное вооружение осталось без изменений. Отмечено некоторое снижение скорости - 365 км/ч у земли. Тем не менее в апреле 1942 г. самолет прошел госиспытания и был рекомендован к выпуску, однако серийно не строился.
В конце 1941 г. была предпринята попытка усилить вооружение серийного одноместного Ил-2 двумя пушками Ш-37, взамен двух ШВАК Из-за больших размеров пушки и магазина (на 40 снарядов) ее пришлось расположить под крылом в громоздком обтекателе. Вооружение: два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 и 200 кг бомб. Построена малая серия.  Ил-2 двухместный (начало 1942 г.) - двухместный вариант с оборонительным вооружением. В конструкцию фюзеляжа были внесены минимальные изменения - на окантованный вырез в гаргроте монтировались полутурельная установка с пулеметом БТ и небронированный фонарь, откидывающийся вправо. Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 или четыре PC-132,400-600 кг бомб. Полетная масса машины увеличилась на 270 кг. В марте 1942 г. начались заводские испытания. Скорость с мотором АМ-38, по сравнению с одноместным Ил-2, снизилась на 26 км/ч, техника пилотирования почти не изменилась. Самолет был запущен в крупносерийное производство. В октябре 1942 г. двухместные Ил-2 впервые приняли участие в боевых операциях.
  Было разработано несколько вариантов кабин стрелка с пулеметом, полностью закрытых.
Ил-2 с блистерной пулеметной установкой - опытный вариант, 1942 г. По образцу самолета Ил-2 М-82, кабина стрелка с пулеметом БТ была полностью бронированной. Стрелок был защищен прозрачной броней в блистере и броневым листом в сдвижном фонаре. Для оборудования кабины фюзеляжный бак был снят и заменен двумя бронированными баками, размещенными в бомбоотсеках центроплана. В серию этот вариант не пошел из-за большого объема конструктивных изменений и, самое главное, вдвое уменьшенной бомбовой нагрузки.
Ил-2 с экранированной турелью МВ-3 -опытный вариант, 1942 г Эта установка с пулеметом УБТ обеспечивала отличные сектора обстрела, но громоздкий полукруглый экран создавал большое сопротивление, что ухудшало летные данные. Кроме того, на серийные двухместные Ил-2, в зависимости от серии и завода-производителя, устанавливались различные по размерам и форме откидывавшиеся фонари стрелка.
Ил-2 двухместный - модификация с форсированным двигателем АМ-38Ф (1750 л.с.). Доработка мотора позволила использовать более доступный низкооктановый бензин. На всасывающий патрубок карбюратора установили фильтр, благодаря чему повысились надежность работы и долговечность двигателя. Изменения в системе управления рулем высоты улучшили продольную устойчивость самолета. Была разработана и установлена новая турель под БТ с увеличенными секторами обстрела. Проведенные конструктивные и некоторые аэродинамические доработки улучшили летно-технические, маневренные и взлетно-посадочные данные. Выпускался серийно с января 1943 г.
Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) - учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине было оборудовано место инструктора со вторым управлением. Вооружение: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два снаряда РС-82 и 200 кг бомб. Скорость - 396 км/ч у земли. Была упрощена техника пилотирования. Подобные переделки производились силами личного состава фронтовых частей в полевых мастерских. Выпускался небольшими сериями в 1943-1945 гг.
Ил-2 «противотанковый» - двухместный вариант серийного Ил-2 АМ-38Ф с крупнокалиберными пушками НС-37. Разработан в марте-апреле 1943 г. Пушки устанавливались в небольших обтекателях под крылом, ленточное питание по 50 снарядов укладывалось в отсеках крыла. Вооружение также включало крыльевые пулеметы ШКАС и УБТ. Бомбовая нагрузка - 200 кг. Несмотря на увеличение на 760 кг полетной массы, техника пилотирования Ил-2 с пушками НС-37 мало отличалась от управления обычным Ил-2. Однако он был несколько инертным при маневрировании. Технический состав отмечал простоту крепления пушки и удобство ее обслуживания. С июля по декабрь 1943 г. проводились войсковые испытания. Впервые самолеты были применены в июле 1943 г. в Курской битве против скопления немецких танков. Пушки НС-37 могли поразить любые танки вплоть до Т-VI «Tiger». Позже пушками НС-37 оснащались и серийные Ил-2 «крыло со стрелкой». Они широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ. Весной 1945 г. успешно прошел испытания Ил-2 с двумя пушками НС-45. В серию не запускался в связи с окончанием войны.
Ил-8 - тяжелый штурмовик-бомбардировщик с двигателем АМ-42 (2000 л.с). По компоновочной схеме - несколько увеличенный в размерах Ил-2, с улучшенной внешней аэродинамикой, усиленным бронированием и увеличенной бомбовой нагрузкой. Кабина стрелка размещалась в бронекорпусе. Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, один УБТ. Четыре увеличенных бомбоотсека вмещали 600 кг бомб, еще 400 кг подвешивалось в перегрузку. Во время заводских испытаний, в мае 1943 г., из-за ненадежной работы пришлось заменить пять двигателей АМ-42. На втором опытном экземпляре была перекомпонована система охлаждения и смазки двигателя, установлены новые бронекорпус, крыло, оперение, шасси и четырехлопастный винт, внесены изменения в оборудование и органы управления. Пушки ВЯ заменили на НС-23, вместо пулемета стрелка установили пушку УБ-20, в хвостовой части разместили кассету с 10 авиационными гранатами, в бомбоотсеках - 1000 кг бомб, на наружной подвеске - 2 бомбы по 500 кг. Госиспытания начались в конце мая 1945 г. Самолет развил скорость у земли 461 км/ч. В серию не пошел, поскольку уже выпускался Ил-10, которому Ил-8 уступал по ряду летно-технических данных.
Ил-2И («истребитель бомбардировщиков») - одноместный вариант, переделанный из серийного двухместного Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Выпущен в июле 1943 г. по заданию ГКО. Предназначался для уничтожения бомбардировщиков, транспортных самолетов и подавления средств ПВО. Крыло усилено, сняты пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение и узлы подвески снарядов PC. Устанавливались две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов) и замки для подвешивания двух бомб по 250 кг. Самолет облегчен на 760 кг. Скорость на высоте 1300 м - 415 км/ч. Серийно не выпускался.
Ил-2КР - корректировщик артиллерийской стрельбы. С лета 1943 г. выпускался малыми сериями. Серийные Ил-2 переоборудовались во фронтовых частях под артиллерийские разведчики. Внешне Ил-2КР отличались от обычных Ил-2 стойкой радиоантенны, перенесенной на козырек фонаря пилота. Более мощную, с большей дальностью действия рацию устанавливали в кабине за бронеспинкой пилота, на уменьшенном фюзеляжном бензобаке. Кроме того, в хвостовой части фюзеляжа разместили фотоаппарат.
Ил-2 двухместный «крыло со стрелкой» - модификация с новым крылом. Летом 1943 г. консоли крыла были переконструированы с целью смещения вперед центровки самолета, нарушенной размещением стрелка с пулеметом. Угол стреловидности крыла по передней кромке был доведен до 15°. Серийный выпуск двухместных Ил-2 АМ-38Ф «со стрелкой» заводы смогли начать только в конце 1943 г. С 1945 г. Ил-2 всех вариантов стали выпускать с дюралюминиевыми консолями крыла и хвостовой частью фюзеляжа.
Ил-1 - одноместный бронированный истребитель малых и средних высот. Спроектирован по заданию ГКО под новый двигатель АМ-42. Разработано новое цельнометаллическое крыло меньшей площади, улучшена форма бронекорпуса, фонаря кабины, обтекателей шасси. Новая кинематическая схема позволила убирать шасси полностью в центроплан, с поворотом колес назад по направлению полета. Вооружение: две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов), в хвостовой части - кассета на 10 авиационных гранат, в перегрузку мог брать 200 кг бомб на наружной подвеске. В мае 1944 г. проходили испытания. На высоте 3260 м самолет развил скорость 580 км/ч. Легко выполнял все фигуры высшего пилотажа. Совершал вираж на вертикали за 20 с (Bf 109G-2 - за 22-23 с). Серийно не выпускался, поскольку необходимость в таком самолете отпала. Одновременно, под тем же обозначением, разрабатывался второй вариант самолета (будущий Ил-10).

С новой коллекцией «Соберите ИЛ-2. Легендарный Советский Штурмовик» вы сможете собрать уникальную модель легендарного самолета Великой Отечественной войны в масштабе 1:18. Издательство Ашет Коллекция (Hachette).

Созданный ОКБ Ильюшина в 1941 году штурмовик ИЛ-2 стал настоящей легендой Великой Отечественной Войны! Количество выпущенных ИЛ-2 превысило 36000 экземпляров, что делает его самым массовым боевым самолетом в мире! Представленная модель с точностью до мельчайших подробностей воспроизводит известный штурмовик!

  • Самый массовый боевой самолет в истории – 36000 экземпляров различных модификаций.
  • В серийное производство самолет поступил в феврале 1941 года.
  • ИЛ-2 мог достигать максимальной скорости в 414 км/ч.
  • Проштрафившихся пилотов иногда посылали на боевое задание в качестве стрелков, поскольку это место было плохо защищено.
  • Эффективность ИЛ-2 была столь велика, что среди немцев этот штурмовик именовали “черной смертью”.
  • И.Сталин возлагал на самолеты ИЛ-2 огромные надежды, нуждаясь в них “как в воздухе, как в хлебе..”

Модель

Модель из коллекции до мельчайших подробностей воспроизводит легендарный штурмовик. Узнайте, как выглядит кабина, крылья и другие элементы этого “Летающего танка”. Номер за номером вы будете получать новые детали для сборки. Построить точную модель вам помогут пошаговые инструкции в журнале, с иллюстрациями и подробным описанием процесса сборки.

Детали модели изготовлены из материалов высокого качества:

  • Латунь, Замак (металлический сплав), дерево (береза), пластик.
  • Деревянные детали изготовлены при помощи технологии лазерной резки.
  • Качественное и тонкое исполнение всех элементов.

Размеры модели :

  • Масштаб: 1:18
  • Длина: 664 мм
  • Ширина: 811 мм

Журнал

Из журналов вы почерпнете множество интересных фактов из истории советской авиации. Увлекательные статьи об ОКБ Ильюшина – конструкторском бюро, в котором было разработано также множество других штурмовиков, истребителей, бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, переломивших ход Второй мировой войны. В каждом номере вы найдете наглядные и подробные инструкции по сборке, которые помогут вам шаг за шагом собрать модель легендарного ИЛ-2 – советского “летающего танка”.

  • ОКБ Ильюшина. Созданное Сергеем Ильюшиным конструкторское бюро является одним из ведущих авиационных предприятий России. Новые революционные решения великого авиаконструктора помогли внести значительный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.
  • Бронированный летающий танк. ИЛ-2 стал первым советским самолетом у которого броня являлась составной частью конструкции, а не навешивалась поверх уже готового корпуса.
  • В небе над Берлином. Практически ни одна авиационная операция не проходила без участия самолетов ИЛ-2. Не обошлось без них и во время штурма Берлина в 1945 году.

График выхода

№1 – Детали для сборки – 11.05.2017
№2 – Детали для сборки – 25.05.2017
№3 – Детали для сборки – 08.06.2017

Сколько выпусков

Всего запланировано – 150 выпусков .

Видео

Форум

Самый массовый самолет времен Великой Отечественной войны. Об этом штурмовике было рассказано в «М-К» № 8 в статье «Танки атакуют… с неба». Там напечатаны и его чертежи. В этом номере журнала мы заканчиваем их публикацию.

Основой разработки послужил общий вид самолета из эскизного проекта, предоставленный нам КБ С. В. Ильюшина. Специально для авиамоделистов работники КБ, указывая на типичные ошибки в ранее опубликованных чертежах Ил-2, подчеркнули, что во всех модификациях штурмовика закругления крыла (вид в плане) при любой стреловидности должны быть только эллиптическими, обтекатели шасси - асимметричными, шестой (короткий) патрубок должен смотреть вбок перпендикулярно обшивке фюзеляжа. На одноместном варианте самолета устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1, на двухместном - прицел ПВ-1 с прицельными линиями визирования на лобовых стеклах фонаря кабины пилота и фюзеляже.

1 - рукоятка крана щитков, 2 - рукоятка крана шасси, 3 - трехстрелочный индикатор, 4 - термометр воды, 5 - рукоятка газа, 6 - катушка триммера, 7 - счетчик оборотов, 8 - указатель наддува, 9 - высотомер, 10 - указатель скорости, 11 - прицел ПБП-1, 12 - компас, 13 - указатель скольжения и крена, 14 - вариометр, 15 - авиагоризонт, 16 - часы, 17 - вольтметр, 18 - розетка включения подсвета ПБП-1, 19 - сигнальные лампочки шасси, 20 - кнопка и сигнализация сброса бомб, 21 - рефлектор кабинной лампочки, 22 - рукоятка стопора костыля, 23 - микротелефонный щиток, 24 - рукоятка управления шторками масло-радиатора, 25 - рукоятка предохранителя пневмоперезарядки, 26 - рычаг перезарядки пушек и пулеметов, 27 - рукоятка лебедки аварийного выпуска шасси, 28 - плунжер бензонасоса, 29 - рукоятка аварийного сбрасывателя, 30 - рукоятка пожарного крана, 31 - радиоприемник, 32 - кнопка для стрельбы снарядами, 33 - гашетка для стрельбы из пушек, 34 - предохранитель гашеток, 35 - гашетка для стрельбы из пулеметов, 36 - тормозной рычаг, 37 - кнопка бомбосбрасывания, 38 - педаль, 39 - переключатель магнето, 40 - бензиномер, 41 - штурвальчик управления шагом винта, 42 - термометр масла, 43 - штурвальчик шторки водорадиатора, 44 - манометры перезарядки и заполнения.

Те, кто будет строить модель самолета Ил-2, должны помнить, что за пятым патрубком стоит шестой (короткий). На обложке № 5 «М-К» этого года он изображен таким же, как и остальные; в № 8 на страницах 24-25 не показан. На самом деле он выходит вбок перпендикулярно обшивке и при виде сверху (см. «М-К» № 8, 1975) выступает за линию фюзеляжа на 1 мм.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.


В альбоме рассказано об истории создания штурмовой авиации, приведены подробное техничеекое описание и чертежи штурмовика Ил-2, даны рекомендации по постройке точной модели-копии этого известного фронтового самолета.
Рассчитан на спортсменов-авиамоделистов.

Вместо предисловия 3
Из истории создания самолета Ил-2 4
Техническое описание самолета Ил-2 6
Рекомендации моделисту по постройке модели-копии штурмовика Ил-2 10
Технология изготовления модели с учетом некоторых особенностей конструкции Ил-2 13
Полет модели 16
Литература 16
Рабочие чертежи 17

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В авиамодельном спорте класс F-4 требует глубокого изучения самолета-прототипа и дает возможность моделисту попробовать себя в качестве конструктора, технолога, рабочего разных профессий и, наконец, летчика-испытателя. Приходится решать сложные конструкторские задачи по размещению механизмов, обеспечивающих безотказную уборку и выпуск шасси, выпуск и уборку щитков, сброс бомб, управление мотором и тормозами. Только математические расчеты размеров модели, необходимой мощности двигателя, веса и центровки позволят избежать конструктивных ошибок. В противном случае для обеспечения центровки приходится загружать нос или хвост модели добавочным грузом, что приводит к завышению веса и ухудшению летных качеств. При работе над моделью необходимо быть высококвалифицированным столяром-моделыциком, первоклассным слесарем и токарем, уметь совмещать профессии художника и опытного маляра.
С каждым годом требования к моделям-копиям повышаются. Безусловное и точное выполнение размеров должно сочетаться с тщательным воспроизведением кабины, внешних мелких деталей, расшивки листов и имитацией клепки. Эти требования могут быть выполнены лишь при наличии подробных чертежей масштабом не менее 1:72 (согласно правилам соревнований по авиамодельному спорту). Более удобным для снятия размеров с чертежа является масштаб 1: 50 для общих видов и 1:25 для приборных досок и узлов.
Когда модель будет готова, необходимо проверить на земле работу всех механизмов, провести нивелировку и проверку центровки, затем заправить горючим и опробовать на всех режимах двигатель. Для радиоуправляемых моделей-копий, особенно копий с костыльным колесом, необходимо выполнить несколько рулежек для проверки устойчивости при взлете. Кордовые модели следует проверить на выполнение рулежек и подлетов. Только после такой подготовки модель выпускается в первый полет, который выполняется без уборки шасси и выпуска щитков. Эго делается с целью проверки ее устойчивости в свободном полете или на корде. От опытности моделиста-пилота зависит сохранение модели во время испытаний, на изготовление которой, как правило, уходит 2 - 2,5 года. Испытания проводятся до тех пор, пока не будут устранены причины, искажающие нормальный полет (крутое планирование, задирание носа, крены).
В последние годы, выступая на всесоюзных и международных соревнованиях с моделями-копиями, наши авиамоделисты завоевали ряд призовых мест, среди них мастера спорта СССР: В. Пильтенко из г. Киева (кордовая модель-копия Пе-2), А. Павленко из г. Новосибирска (кордовая модель-копия Як-9Б), А. Лысенков из г. Горького (кордовая модель-копия Ил-14), Е. Мосяков из Москвы радиоуправляемая модель-копия УТ-2), С. Потапов из команды ВВС (радиоуправляемая модель-копия Литл-ТООТ). Мастер спорта СССР международного класса Ю. Крылов из г. Ярославля (кордовая модель-копия Ил-2) и мастер спорта СССР В. Борзов из г. Ставрополя (кордовая модель-копия Ил-10) неоднократно занимали первые места на всесоюзных соревнованиях.
В 1974 году мы были свидетелями блестящей победы киевских авиамоделистов Б. Красноруцкого и В. Крамаренко на первенстве мира в США по кордовым моделям-копиям. Кордовая модель-копия самолета Ан-14М с оригинальными десятикубовыми двигателями конструкции Б. Красноруцкого заняла первое место и была отмечена особым призом за оригинальную конструкцию двигателей (горизонтальное расположение цилиндров позволило установить двигатели без нарушения контура мотогондол). Модель вызвала большой интерес у спортсменов и зрителей.
В настоящее время строительством моделей-копий самолетов времен Великой Отечественной войны увлекается все больше моделистов. Они с успехом строят модели самолетов Ильюшина, Яковлева, Лавочкина, Петлякова, Микояна и Гуревича, Поликарпова, Туполева, Сухого, Архангельского и других советских конструкторов. Но постройка модели - огромный труд, полное удовлетворение которым будет лишь при неукоснительном выполнении требований, предъявляемых к моделям-копиям «Правилами проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР»*. Участнику соревнований необходимо выполнить следующие пункты этих Правил:
1. Документация.
Точный чертеж самолета-прототипа в трех проекциях в масштабе не менее 1:72, по которому производилось выполнение рабочих чертежей модели-копии. Чертеж самолета должен быть взят из официального печатного издания с изображением кабины, шасси, указанием окраски и опознавательных знаков. Воспроизведение деталей, отсутствующих на чертеже, судьями не оценивается.
* «Правил проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР» в дальнейшем тексте именуются просто - Правила.
Три фотографии или репродукции изображения самолета-прототипа.
Две масштабные линейки: одна для замеров на чертеже, другая для замеров на модели. Длина линеек должна быть не менее самого большого размера чертежа и модели соответственно.
2. Требования к модели.
Отклонения в размерах модели не должны превышать 1%.
Никакие части модели, кроме винта и кока, не могут быть заменены в период между стендовой оценкой и полетом.
Для совершения полета модели спортсмен может использовать воздушный винт любой формы и диаметра, при этом размер и форма кока не должны меняться.
Запрещается использование металлических винтов.
Поощряется использование глушителя. Если глушитель не вписывается в контур модели и используется только для полета, - оценка за него не снижается. Если глушитель вписывается в контур модели, участник может получить дополнительные очки за изобретательность.
Запрещается использование взрывчатых веществ.
3. Технические требования к моделям-копиям:
кордоным радиоуправляемым
максимальная площадь несущих поверхностей максимальный вес с топливом 150 дма 150 дма
одномоторных 5 кг 5 кг
многомоторных 7 кг 5 кг
максимальная нагрузка максимальный объем двигателя 150 гс/дм3 100 гс/дм2
одномоторных 10 с.м3 10 см3
многомоторных 20 см3 10 см3
4. Корда должна быть длиной не более 21,5 м и не менее 12 м.
5. Вся совокупность системы управления (рукоятка, нити управления и детали управления самой модели) должна выдерживать натяжение, равное десятикратному весу модели, но не более 35 кг.
6. Использование радиоустройств для реализации команд на кордовых моделях не допускается.

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ САМОЛЕТА Ил-2
Штурмовые действия авиации по живой силе противника известны с первых годов ее военного применения. В нашей стране формирование подразделений штурмовой авиации - эскадрилий, групп и даже бригад - относится к 1926 году. Но специализированных самолетов-штурмовиков в то время еще не было, летали на модернизированных самолетах-разведчиках (Р-5Ш), истребителях (И-153) и др.
В 30-е годы отечественные и зарубежные конструкторы пытались создать специализированный самолет-штурмовик, но все их попытки успеха не имели. В январе 1938 года ОКБ во главе с главным конструктором С. В. Ильюшиным, учтя опыт предшественников, взялось за разработку такого самолета.
Позднее Сергей Владимирович Ильюшин рассказывал об этом так:
«...Нам было ясно, что Военно-Воздушные Силы в основном будут использованы в совместных операциях с наземными армиями и Военно-Морским Флотом. Поэтому наша конструкторская мысль нацеливалась на то, чтобы авиационная техника могла наиболее эффективно помочь наземным войскам Красной Армии.
Предо мною встала задача: сконструировать самолет, который бы наиболее полно и эффективно мог быть использован Красной Армией в ее операциях. Из этой ясной и простой установки вытекали условия, в которых должен работать такой самолет, и цели, которые он должен поражать. Такими целями должны быть живая сила и техника врага: танки, автомашины, артиллерия всех калибров, пулеметные гнезда, инженерные сооружения и так далее.
Для этого необходимо, чтобы самолет имел разнообразное вооружение: пушки, пулеметы, бомбы (различных калибров), а также установки для ракетных снарядов. Чтобы разыскать на земле и эффективно поразить такие цели, как живая сила, танки, автомашины, отдельные орудия и пулеметные расчеты, да к тому же еще и замаскированные, необходимо, чтобы самолет летал очень низко над землей - на высоте от 10 до 500 метров. Но при низком полете над землей самолет будет подвергаться сильному обстрелу со стороны наземных войск врага, что вынудит его отказаться от атаки. Отсюда вытекало второе основное требование к самолету: сделать его бронированным. Совершенно очевидно, что забронировать самолет от всех видов оружия, могущего стрелять по самолету с земли, было нельзя, ибо даже танки, имеющие толстую броню, пробиваются соответствующими калибрами наземной артиллерии.
Возникла серьезная задача: с одной стороны, выбрать такой толщины броню, которая по своему весу не лишила бы самолет хороших маневренных и летных свойств, и, с другой - нужно было, чтобы броня могла защищать самолет от массового огня малокалиберного оружия
противника - винтовок, пулеметов и частично от малокалиберных пушек. Так в свое время возник самолет-штурмовик «Ильюшин-2».
«...Самая совершенная, но выпускаемая в малых количествах военная техника не может сыграть значительной роли в современной войне. Поэтому при конструировании «ила» мною были приняты все меры к тому, чтобы самолет был прост и приспособлен для массового производства, а также прост и доступен для массовой эксплуатации в боевых условиях.
Трудность заключалась не только в том, чтобы организовать массовый выпуск этих самолетов, но и в том, чтобы наладить новый вид производства сложно штампованной авиационной брони, составляющей основу броневого корпуса Ил-2.
Несмотря на высказывавшиеся сомнения в возможности организовать и освоить бесперебойное производство таких бронекорпусов, директор завода тов. Засульский и его ближайшие помощники тов. Свет и тов. Скляров с честью справились с технической стороной дела и быстро организовали массовый выпуск броневых корпусов Ил-2.
Освоение и внедрение в серию самолета Ил-2 было поручено одному из лучших предприятий Наркомата авиационной промышленности - заводу.
«...В феврале 1940 года, - вспоминает далее С. В. Ильюшин, - Ил-2 был готов. Можно было запускать его в серийное производство. Но тут и случилась заминка.
- Какая броня? - спрашивали военные.
- Шесть - двенадцать миллиметров.
- Слабая защита. Не годится.
Но они ошибались. Под прямым углом пули и снаряды действительно пробивали такие листы. Но ведь корпус был круглый. К тому же скорость штурмовика 120 м/с. Все это существенно повышало эффективность брони. За полгода до войны, в декабре 1940 года, началось массовое производство Ил-2...»
Много можно говорить об этом самолете и о боевых подвигах славных летчиков-штурмовиков - они достойны этого.
Предоставим слово дважды Герою Советского Союза, маршалу авиации Александру Николаевичу Ефимову. В своей книге «Над полем боя», вспоминая ратные подвиги 198-го штурмового авиаполка, в составе которого он совершил 222 боевых вылета на самолете Ил-2, маршал пишет:
«Одно из наиболее ярких впечатлений времен Великой Отечественной войны у нас, летчиков-штурмовиков, оставил самолет Ил-2.
...Эффект применения Ил-2 был обычно потрясающим. Стреляя из пушек и пулеметов, ракетных установок, сбрасывая сотни килограммов
бомб, Ил-2 сеяли панику в стане врага, уничтожали его живую силу и технику... Огневая мощь нашего Ил-2 была особенно необходима для борьбы с танками... К моменту начала боев на Курской дуге у нас в массовом количестве появились противотанковые авиационные бомбы кумулятивного действия, способные пробивать самую толстую танковую броню. ПТАБы мы сбрасывали на новейшие танки и самоходные установки врага, о неуязвимости которых особенно громко кричали гитлеровцы. Под ударами ПТАБов, сброшенных штурмовиками, горели хваленые «тигры», «пантеры» и «фердинанды» - тогдашние новинки гитлеровского вермахта. Горели под Курском и Орлом, в Белоруссии и Польше, под Будапештом и Берлином.
Наши наземные войска, используя результаты ударов штурмовиков, переходили в наступление, срывали контрудары противника и успешно преследовали его.
...Во время войны Ил-2 стал одним из самых популярных самолетов. Ни у наших союзников, ни у наших противников ничего похожего на самолет Ил-2 не было. У противника он вызывал ужас, у союзников - зависть и восхищение...».*
Несколько слов о штурмовой авиации нашего противника - нацистской Германии. С начала войны против Советского Союза немцы использовали в качестве штурмовиков самолеты «Юнкерс-87» и «Фокке-Вульф-190». В 1943 году на нашем фронте появился немецкий бронированный двухмоторный одноместный самолет «истребитель танков» «Хеншель-129». Но из-за сравнительно слабого вооружения и низкой надежности в эксплуатации этот самолет большого успеха не имел.
Некоторые основные характеристики самолетов Ил-2 и Хш-129 приведены в табл. 1.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ