Понятие управления социальное управление и его виды. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

При характеристике общества, что ему присущи социальное управление, социальное регулирование, власть. Обратимся к социальному управлению.

В теории управления это упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

С учетом этого социальное управление есть целенаправленное воздействие на людей, их объединения, общество в целом, осуществляемое для достижения определенных результатов, соответствующих объективным закономерностям развития общества. Такой подход позволяет рассматривать управление в обществе не на основе идеологических и политических оценок (определенный результат), а на основе выявления объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Социальное управление - это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. Различают субъект (тот, от кого исходит управляющий импульс) и объект управления (тот, на кого направлен управляющий импульс). Управление осуществляется органами власти в обществе. Органы власти и управления исторически изменяются, соответственно изменениям формы социальной организации

Механизмы управления в обществе:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием , для достижения определенной цели ;

б) механизм стихийного регулирования , когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов.

Основные виды управления: координация и властное воздействие . Когда первобытное стадо попадает в изменяющуюся внешнюю природную среду, для выживания необходимо объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность и взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели.

Властное воздействие возможно, если элементы (подсистемы) общества находятся в состоянии иерархии, т.е. соподчиненности. Субъект управления властно воздействует, объект должен выполнить управленческую команду, при невыполнении применяется принуждение. Общее собрание рода, старейшина, вождь, жрец в родовом обществе являются такими властными субъектами управления.

Функции социального управления.

Первой, исторически обусловленной, вынужденной функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне. Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция “социального обеспечения” - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание общества, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил (обычаев), необходимых для выживания. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.


Признаки социального управления:

1. Сознательный, волевой характер, т.е. управление осуществляется через сознание и воздействует на волю людей.

2. Интегрирующее воздействие на общество .

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления, его конкретный механизм зависит от этапа развития общества.

5. Способы управления :

а) командное, принудительное;

б) стимуляционное, добровольное;

в) программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает стадии управленческой деятельности :

а) сбор и обработка информации;

б) принятие управленческого решения;

в) реализация решения;

г) контроль за исполнением решения, корректировка.

Социальное управление имеет некоторые закономерности .

В силу общественного развития неизбежно нарастание многообразия элементов, входящих в систему и нарастание ее внутренней сложности общества. В то же время для сохранения управляемости обществу как объекту управления должен соответствовать не меньшей сложности субъект управления для обеспечения доминантности . Этот объективный закон лежит в основе постоянно усложняющейся системы управления и постоянного роста управленческого аппарата.

Поскольку у систем есть объективные пределы сложности, за которыми начинаются процессы дезорганизации, постольку субъект управления должен переходить от отношений иерархичности к отношениям кооперирования. Именно таким образом в обществе процессы управления дополняются процессами самоуправления, в этом проявляется закономерность демократизации управления. В истории человеческого общества, в различных государствах периоды республик сменялись периодами империй и, наоборот, на смену демократическим режимам приходили авторитарные и тоталитарные режимы, далее цикл повторялся в видоизмененных формах.

Общество как сложноорганизованная система состоит из различных элементов - сфер, институтов, организаций, социальных групп, которые развиваются неравномерно, при этом скорость развития общественной системы определяется скоростью не самых прогрессивных , а самых консервативных, отсталых, слабых элементов. Задачей управленческих структур является синхронизация их темпа развития и обеспечения постепенности социальных преобразований, чтобы не было слишком большого отрыва динамичных и стабильных элементов, что чревато разрушением общества.

В этом проявляются закономерности социального управления .

Социальное регулирование: понятие, виды

Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью персональных указаний или правил поведения. Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальное регулирование - упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам. Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Понятие социальных норм. Воздействие на поведение людей оказывают нормы различного характера: природного, технического, социального. В природе действуют законы, которые мы можем назвать природными нормами : физические, химические, биологические, физиологические, астрономические, геологические и другие. Они действуют каждый раз, когда осуществляется тот или иной процесс: падение твердого тела с ускорением на землю, окислительная реакция металлов т.д., т.е. действуют в ста случаях из ста и не зависят от сознания и воли людей.

Человек приспосабливает природные объекты для использования путем создания технических средств. Технические средства опосредуют отношения между человеком и природными объектами. Правила обращения с ними диктуются глубиной познания данного объекта и конструктивными особенностями технических средств. Их называют техническими нормами .

Особую группу норм составляют правила обращения людей с животными, это естественно-социальные нормы.

Социальное нормативное регулирование осуществляется при помощи социальных норм. Социальная норма - это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом .

Признаки социальных норм:

1. Сознательный и волевой характер (их появление - результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках - правовые нормы).

6. Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы - обществом в целом, религиозные нормы - религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная - воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная - предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Экспектационная - указывают людям, каковы должны быть их ожидания.

4. Транслирующая - передают определенный социальный опыт.

5. Воспитательная - воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.

Основные виды социальных норм:

1. С точки зрения содержания и сфер действия различают следующие виды социальных норм: экономические, политические, юридические, эстетические, этические, религиозные, моральные, языковые, мифы, обряды, ритуалы и другие.

2. По регулятивным особенностям различают: обычаи, мораль, право, корпоративные нормы . Эта классификация имеет наибольшее значение в юриспруденции. Регулятивные особенности перечисленных норм зависят от способов возникновения, форм закрепления, регулятивного воздействия, способов и методов обеспечения и субъектов, обеспечивающих реализацию.

Регулятивной особенностью каждого из перечисленных видов норм является то, что они поддерживаются властью какого-либо социального института - родовой общины, корпорации (церковь, политическая партия, бизнес-структура), обществом в целом либо государством. Таким образом, социальное управление и социальное регулирование осуществляются властью.

Социальное управление - это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом; это особый тип взаимоотношений людей.

Человек -- общественное существо, он не может существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого бытия является совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение -- важное средство в борьбе за существование. Человеческий коллектив неизбежно принимает форму определенной организации для того, чтобы координировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами, подчинять их единой общей цели.

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ.

Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении другой деятельности.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на волю людей. Воля - это регулирующая сторона сознания, которая направляет деятельность человека на выполнение поставленной цели. Отсюда действия человека носят, с его точки зрения, сознательный, целесообразный, волевой характер. Необходимое условие согласованности действий людей - единство воли.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть -- это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.

Кстати, понятия «власть» и «собственность» очень близки. Собственность -- это пользование, владение, распоряжение продукцией овеществленной деятельности, власть над овеществленным трудом. А власть -- это пользование, распоряжение действиями людей, живым трудом.

Рассмотрим признаки социального управления :

  • 1) социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;
  • 2) главное назначение социального управления - это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;
  • 3) объектом воздействия социального управления являются поведения участников совместной деятельности и взаимоотношения между ними;
  • 4) социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;
  • 5) основа социального управления - это соподчиненность воли участников управленческих отношений;
  • 6) механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления, иначе говоря, органы управления.

Социальное управление состоит из ряда функций, то есть направлений деятельности. Они подразделяются на два вида: это общие и особенные функции.

К общим функциям социального управления относятся следующие:

Сбор и анализ социальной информации.

Прогнозирование - научное предвидение, предсказание изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и современных достижений науки.

Планирование - сводится к тому, что субъект управления на основе изучения и анализа информации о состоянии дел и возможностях осуществления той или иной задачи заранее определяет промежуточные этапы ее решения, необходимые для этого средства, исполнителей и сроки исполнения.

Организация - формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, подбор, расстановка и обучение кадров и др.

Распорядительство - установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.

Регулирование - совокупность действий, направленных на обеспечение состояния упорядоченности управляемой и управляющей систем (проведение разного рода совещаний, заседаний, принятие дополнительных управленческих решений, проведение соответствующих проверок и обследований, образование новых структурных подразделений органов и т.д.).

Контроль и учет - установление соответствия (или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.

К особенным функциям управления относятся, например, такие, как функции управления в сфере хозяйственной деятельности, управления социально- культурной деятельностью, управления в административно-политической сфере и т.п.

Основными стадиями управленческого цикла являются:

  • 1. Выработка и принятие управленческого решения. Под решением понимается акт (письменный или устный) органа управления или соответствующего руководителя, в котором перед объектом управления ставятся общая и промежуточные задачи для ее достижения, указываются средства, способы и сроки осуществления конкретных задач.
  • 2. Организация исполнения управленческого решения. Суть этой стадии в том, чтобы создать сеть организационных отношений, которые обеспечивают целостность управляемой системы, наиболее эффективное взаимоотношение ее компонентов, целесообразные отношения координации и субординации между ними.
  • 3. Контроль и проверка исполнения. Это контроль за ходом исполнения управленческого решения. Контроль является необходимым условием и основным фактором обеспечения эффективности управления.
  • 4. Контроль - это система проверки хода исполнения управленческого решения в целях предотвращения отклонений от его требований и устранения возможных недостатков.

Предисловие

Фондовые лекции могут быть использованы студентами юридических специальностей при изучении дисциплины «Административное право ».

Целью изучения дисциплины «Административное право» является формирование и развитие профессиональной культуры студентов, совершенствование творческих качеств будущего юриста, приобретение практических навыков, необходимых для осуществления ими профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

Обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и институтов государственного управления;

Формирование у студентов представлений об административно-правовых нормах и отношениях; субъектах административного права; административном принуждении и административной ответственности; основах административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами;

Выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, образующие предмет административного права.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Данные лекции написаны с учетом изменений в области законодательства и юриспруденции, и рекомендованы для использования при подготовке и проведении практических занятий, при выполнении самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к экзамену по курсу.

Управление, государственное управление, исполнительная власть

Вопросы к теме:

1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

2. Понятие, признаки и виды государственного управления. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления.

3. Особенности исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность.

Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика , предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.


Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить , что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной.

Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет:

- «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

Предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

Организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

Распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

Координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

Контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и проч.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и др.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия.

Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

4) информация как главное связующее звено между участниками управления;

5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные методы, формы, способы, средства и приемы управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Социальное управление

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой, общественной деятельности; управление общественными отношениями, процессами в обществе, поведением людей и их коллективами, организациями, в которых осуществляют трудовую или служебную деятельность люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях, например в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его характеристик:

1) управление — процесс сознательно-волевого воздействия конкретного субъекта управления на соответствующие объекты;

2) управление — деятельность, построенная на конкретных принципахосуществления управленческих действий, достижения определенных целей управления и решения административных задач;

3) управление представляет собой функциональное социально-правовое явление, т. е. публичное управление характеризуется множеством осуществляемых административных функций;

4) управление организуется и осуществляется специально подготовленными субъектами управления,для которых управление является профессией, профессиональной деятельностью;

5) управление представляет собой управленческий процесс,систему административных процедур, имеющих конкретное правовое содержание;

6) управление осуществляется либо для достижения общих управленческих задач, либо для решения управленческих дел в конкретных областях социальной или государственной жизни (управление внутренними делами, управление в области иностранных дел, охрана общественного порядка, управление в области финансов, управление в сфере юстиции, управление строительным комплексом страны);

7) управление может рассматриваться как конкретная закрытая организационная система,построенная на определенных правовых основаниях; т. е. это отдельная организация, которая имеет конкретные цели и задачи управления, организационное строение, полномочия и структуру, взаимодействует с другими организациями.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину «управление». Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленных цели и задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций.

Таким образом, управление неотделимо от понятий «власть», «государственная власть». Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его «господствующей» воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества.

Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и управления (в широком смысле — авторитета государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

Социальное управление характеризуется тем, что оно:

1) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

2) направлено на достижение целей и задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

3) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

4) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воле субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных в целях извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Е.С. Рейхерт, преподаватель кафедры правового обеспечения хозяйс-

твенной деятельности ЮУрГУ

Управление имеет место во всех системах материального мира: в технических, биологических и социальных. Схожесть процессов управления в этих системах выявила и показала кибернетика- наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации, которая разрабатывает общие принципы создания систем управления. Проблемы управления изучаются также целым рядом прикладных наук, таких как: философия управления, социология управления, организационное поведение, психология управления, история управления, право и управление и др.

Все многообразие подходов к определению понятия «управления» обусловлено многогранностью и сложностью этого уникального явления, которое очень трудно на современном этапе развития науки управления выразить единым определением. Поэтому разные авторы видят это явление по-разному и формулируют определения управления по-своему. Наиболее распространенным является определение управления как целенаправленного воздействия субъекта управления на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Ю.М. Козлов выделил ряд существенных моментов, характеризующих управление:

1. Управление- функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации.

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает

осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Представляется, данное утверждение вступает в противоречие с предыдущим утверждением. Все-таки управление это всегда внутреннее качество целостной системы, так как в качестве объекта и субъекта могут выступать не только простейшие элементы, но также представляющие собой сложные механизмы взаимодействия нескольких субъектов и объектов, которые в свою очередь образуют мини системы и подсистемы. Что такое система? Думается, это множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Следовательно, если между системой высшего порядка и системой низшего порядка возникают взаимосвязи, в результате которых одна система может оказывать регулирующее воздействие на другую систему, можно говорить о существовании макросистемы. И управление в этом случае выступает" опять таки как внутреннее качество целостной системы.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие это прерогатива субъекта управления1.

H.A. Куртиков предлагает новый подход к определению понятия управления: Управление процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

В таком определении есть принципиально важные отличия. Как указывает сам автор, во-первых, «воздействие» субъекта управления

на объект из одностороннего явления превращается в их «взаимодействие», что более соответствует диалектике социальных систем. Во-вторых, введение в определение управления категории «достижения социально значимых результатов» ориентирует практику управления на четкое понимание социальной миссии каждой системы управления, повышает возможности для объективной оценки качества труда всех занятых этим видом деятельности на всех этажах системы управления2.

Однако в качестве теоретико-методоло-ги-ческой основы была принята социальная философия, в результате получившееся понятие больше соответствует определению социального управления, чем понятию управления вообще.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслим без системы управления, под которой понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему при помощи информационных связей, конкретнее по принципу обратной связи3. Система управления включает в качестве самых крупных структурных элементов субъект и объект управления. Однако превращение многочисленных разнообразных и разрозненных элементов в систему достигается только тогда, когда между ними устанавливаются взаимозависимые связи и непрерывные отношения, а также достигается такой уровень саморегуляции и организованности, который позволяет решать поставленные задачи и цели, качественно осуществлять управленческие функции. В «системе», являющейся цельным и законченным образованием, каждый ее структурный элемент, имеющий относительную самостоятельность и независимость, решает отдельную задачу и осуществляет конкретную функцию. Этот процесс в конечном итоге направлен на обеспечение функционирования системы в целом.

Наличие в системе управления информационных отношений (так называемых прямых и обратных связей) обусловлено ее формальной иерархичностью, сложностью построения, особыми отношениями между структурными элементами, между субъектами и объектами управления. «Прямые и обратные связи» характеризуют непосредственное воздействие субъекта управления на объекты управления, которые не являются пассивной стороной в управленческом процессе и информируют субъекта управления о проблемах, результатах деятельности.

В этом случае можно говорить о седьмом признаке управления наличие не только прямых, но и обратных связей между субъектом и объектом управления.

Основываясь на вышеизложенном, хотелось бы предложить следующее понятие управления.

Управление - это целенаправленный процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, при котором субъект управления оказывает регулирующее воздействие на объект управления.

Традиционно выделяются следующие типы управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (упрашзе-ние общественными процессами, людьми и организациями).

По мнению Д. Н. Бахраха4, вне этой классификации остаются многие виды управления средствами производства: водными ресурсами, движимым имуществом, автомобилями, лошадьми, технологическими процессами и т.д. Человек также сознательно управляет собой, своими чувствами, поступками, и это, конечно не биологическое управление. В порядке научной гипотезы он предлагает выделять пять видов управления:

1) биологическое;

2) техническое;

3) индивидуальное;

4) социальное;

5) управление средствами производства.

Особое внимание хотелось бы уделить социальному управлению. Как объективная реальность управление есть явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и во все времена человеческой цивилизации. Управление много «старше» государства. Оно возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем. Поэтому генезис управления в социальных общностях можно понимать как исторически вычлененный из групповой совместной деятельности вид труда.

Всякое групповое взаимодействие ради достижения желаемого результата объективно предполагает определенное разделение усилий в группе, распределение ролей, координацию и регулирование индивидуальных действий. Чем масштабнее общность взаимодействующих, тем больше социальная потребность в

управлении, тем большую социальную значимость приобретают личностные качества человека, выполняющего эту организующую деятельность. Основными носителями социально-управленческих явлений выступают люди- субъекты и объекты управления, взаимодействующие в конкретных общностях различной масштабности. Субъект управления это органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления. Это индивид или группа людей, наделенный властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Объект управления это та часть системы, которая материализует цели управления, исполняет управленческие решения, обеспечивает в итоге реализацию социальной миссии конкретной системы управления5.

Социальное управление имеет свои отличительные характеристики, отделяющие его от остальных видов управления. В качестве особенностей социального управления Д.Н. Бахрахом были предложены следующие6.

Управление людьми. Объектом воздействия могут быть один человек, формальная или неформальная группа, государственная и общественная организация и т.д. Человек общественное существо, он всегда живет и действует среди себе подобных. Любая совместная деятельность означает организацию, она требует упорядочения, усилия отдельных людей должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены единой цели. Управление людьми существует наряду с управлением вещами, однако последнее к социальному управлению не относиться.

Предполагает единство воли участников совместной деятельности относительно определенной цели. Такое единство может быть достигнуто посредством добровольного согласия или подчинения одной воли другой. Способность подчинять себе волю других принято называть властью. Власть это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления.

Автономия объектов управления. Объекты социального управления люди, коллективы, нации обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенный вариант поведения.

Социальное управление осуществляется сознательно. Главные моменты сознательности управления: идеальная цель; идеальная программа ее осуществления; сознательное построение организационных структур. Цель

человеческих действий это идеальная модель потребного будущего, предвосхищающая желаемые состояния системы. Сознательное управление предполагает идеальное предвосхищение результата применения тех или иных средств и определенного порядка достижения цели.

Таким образом, социальное управление- это сознательный целенаправленный процесс взаимодействия людей и их объединений, при котором одни люди и их объединения оказывают регулирующее воздействие на других людей и их объединения.

Системность объективное свойство всех сложных объектов, с которыми приходится иметь дело в процессе управления. Особый интерес представляет понятие «социальная система». Она определяется как структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействие. Это- объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель действующих на основе определенных норм, процедур и правил. В отличие от общего понятия «система» социальная система имеет ряд дополнительных значимых признаков: иерархия статусов элементов, наличие в системе механизмов самоуправления, самосознание субъектов и объектов управления, система ценностей, формальные и неформальные отношения и др.7. Опираясь на данное понятие, можно дать следующее определение: Социальное управление это управление социальными системами.

Управленческая деятельность состоит из определенных функций социального управления, каждая из которых является автономной частью его содержания. В литературе по управлению термин «функция» используется в различных значениях, но чаще всего как задача, основное направление деятельности субъекта либо как особый вид управленческой деятельности8. В первом случае говорят о персонифицированных функциях, а во втором о функциях вообще. Функции делятся на общие и специальные.

Общие функции это всеобщие, типичные виды взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Общие функции понимаются как устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. К числу общих управленческих функций относятся: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, структурная функция, работа с кадрами, финансирование, оперативное регу-

лирование, учет, контроль, делопроизводство. Общие функции управления конкретизируются в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.

Наряду с общими функциями и их многочисленными модификациями существуют специальные, т. е. такие виды организационной деятельности, которые вызваны к жизни особенностями объектов воздействия. Это, например, техническая подготовка производства в промышленности, проектирование в строительстве, ценообразование, многие государственные органы, ряд общественных организаций активно занимаются воспитанием населения, пропагандой и агитацией. Отдельные государственные органы осуществляют принуждение.

В обществе методы управления выступают как способы, приемы реализации объективных законов на основе использования инструментов управления. Методы деятельности являются средствами осуществления целей, методы управления средствами, способами, приемами целенаправленного воздействия на управляемую систему. Совокупность методов, используемых в процессе управления, их сочетание являются одним из важнейших качественных показателей управления. Умелое использование разнообразных методов в определенной обстановке свидетельствует об искусности субъекта.

Понятие метода, прежде всего, связано с деятельностью, с процессом. Но не с любой деятельностью, а с целенаправленной. Такая деятельность выступает как совокупность приемов, способов достижения намеченного результата. Метод можно понимать как способ целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека9. Способы и средства целенаправленного воздействия на людей зависят от множества факторов, таких как: характер производственных отношений, исторические условия, особенности управляемого объекта, уровень культуры и др. Кроме того, выбор метода зависит от поставленных целей и задач, которые необходимо решить. Лишь небольшое количество общественных отношений жестко требует применение конкретного метода. В большинстве случаев цель достигается различными средствами. Субъект управления должен в каждом конкретном случае применить наиболее эффективные и целесообразные методы.

По характеру воздействия методы управ-

ления делятся на методы убеждения и принуждения. Близко соприкасается с этой классификацией, но не совпадает с нею, деление методов на диктаторские (авторитарные) и демократические. Последние прежде всего опираются на убеждение, но предполагают и принуждение. Применительно к системе управления в целом и особенно к отдельным ее частям определенное значение имеет выделение основных и вспомогательных методов.

В последнее время ряд авторов предлагает выделять три группы методов: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологи-ческие10. При этом последняя группа методов имеет свою внутреннюю классификацию. В частности, социальные методы включают в себя11:

Методы социального нормирования, которые позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Это правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия;

Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей;

Методы морального стимулирования, которые используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Психологические методы подразделяются на:

Методы комплектования малых групп-позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости;

Методы гуманизации труда использование психологического воздействия цвета, музыки, расширение творческих процессов и др.;

Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В.И. Мухин предлагает классифицировать социально-психологические методы по иерархии социальных процессов, которая включает в себя общество, коллектив, группу, личность12.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами, базирующимися на информационном управлении. Это управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, т.е. субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает линию поведения. Сегодня, по мнению автора, главным носи телем информации для человека является экран телевизора или компьютера. Скорость создания картин, понятий-образов столь высок, что на обдумывание полученной информации уже нет времени. Психологи установили, что критически усваивать информацию способны 15-20% населения. К тому же до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом.

Думается, можно пойти в данных высказываниях дальше, ведь информация воздействует не только на общество в целом, но и на его конкретного индивидуума. Следовательно, можно говорить о новом методе социального управления методе информационного воздействия.

Как и все явления реального мира, методы имеют свою форму. С этой точки зрения их можно разделить на организационно-правовые (в литературе их часто называют просто правовьми) и организационные. В одних случаях управленческая воля облекается в правовые формы и выражается в актах, содержащих общие нормы и правила, или в индивидуальных предписаниях, разрешениях, приказах. Но даже государственные органы не всегда облекают волю в юридические формы и широко используют чисто организационные действия (разъяснения, инструктирование). Общественные организации в основном используют неправовые, организационные методы деятельности.

Большое значение имеет деление методов на гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и общественные. Методы управленческой деятельности можно разделить на общие, используемые при выполнении всех или большинства функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций.

Но все они принципиально едины, поскольку являются средствами осуществления единого целого целенаправленного воздействия на общество (коллектив, группу), с целью пос-

тепенного перевода его в новое качественное состояние.

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли).

Каждый из указанных видов имеет свою специфику и может являться темой для дальнейшего, более глубокого изучения.

1 Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право российской Федерации. Учебник. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1996. С. 4-5.

2 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/ Под ред. В.А. Козбаненко. М.: «Статут», 2002. С.14

5 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 137-138.

4 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 6.

5 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. С. 15-16.

6 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 7-12.

I Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/ Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. С.24.

8 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978, С. 64-67.

9 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 74-82.

10 Основы теории управления. Учебник/В. И. Мухин М.: Экзамен, 2002. С. 96.

II Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001. С.50-51.

12 Основы теории управления. Учебник/ В.И. Мухин. М.: Экзамен, 2002. С. 105.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или ᴎʜаче связанных с адмᴎʜистративно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм адмᴎʜистративного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Муниципальное управление предполагает как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации, муниципальное образование, ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Общественное управление - это управление самого общества для решения своих внутренних задач и достижения поставленных целей. Деятельность субъектов общественного управления распространяется, как правило, только на членов соответствующей общественной организации. Распорядительные действия и решения общественного объединения, как правило, не характеризуются государственно-властным признаком.

Общественное управление не характеризуется применением мер принуждения к различным субъектам права. Общественное управление характеризуется гораздо меньшей степенью правовой регламентированности используемых в своей деятельности управленческих процедур, направленных на достижение целей управленческого процесса, чем государственное.

Характерной чертой как государственного управления, так и управления общественного является то, что государство гарантирует одинаковую правовую судебную защиту граждан как от действий (решений) органов государственного управления, местного самоуправления, так и общественных объединений и их органов.

3.Основные черты социального управления .

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1.существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2.обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4.характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5.субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6.объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7.реализуется в рамках определенного механизма.

Особенности социального управления . Социальное управление как общественно-необходимая функция характеризуется рядом особенностей, обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).

1. Социальное управление возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной деятельности, условие их нормального функционирования.

2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности; оно есть управление людьми, общественными отношениями людей, их поведением.

3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений - управленческих отношений; в качестве субъектов (институтов) социального управления выступают государство, политические партии, общественные организации, неформальные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.

4. Социальное управление имеет властно-волевой характер и предполагает подчинение воли объектов управления воле субъектов управления, предполагает авторитет, власть.

5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности как формы активного отношения человека к окружающему миру, включаю­щей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности; люди делятся на управляемых и специалистов по управлению (организаторы, руководители, менеджеры).

6. Социальное управление в современном мире носит поли­тический, классовый характер. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, клас­сы, слои и т.д.), которые руководствуются своими интересами, поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные группы, управление обусловливается этими интересами.

5.Понятие и основные черты государственного управления

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления будет основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают исключительно один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности.

Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.

Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер.

Третьим признаком государственного управления будет исполнительно-распорядительный характер ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности. Этот признак демонстрирует особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).