Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка)
Цели и задачи урока:
Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их;
Формирование умения понять внутреннее состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растений и животных, занятиях людей в тундре, об особенностЯх кукушки;
Развивать умение рассказывать сказку от лица определённого персонажа;
Развитие любви к своей матери.
Ход урока.
1.Орг. Момент:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
На уроке сказки внимательно слушаем,
Их запоминаем, выразительно читаем,
Ни минутки зря не теряем!
2. Фонетическая зарядка, элементы занимательного чтения.
Слайд:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки -лукошко.
В каждом лукошке-кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Прочитайте шёпотом и медленно.
Прочитайте с интонацией удивления.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
3.Работа в парах:
У вас на партах лежат карточки.
Посовещайтесь и найдите в названиях русских народных сказок ошибки и исправьте их.
Баба Бяка……………………
Жар-Муха………………….
Змей Равниныч………….
Елена Некрасивая……………..
Курочка бела…………………….
Сивка-Мурка……………………….
Царевна жаба……………………..
Кощей Бесстрашный…………………..
4.Постановка проблемного вопроса.
Ребята, вы любите сказки?
Почему все дети любят сказки?
Сказки каких народов вы читали?
Пусть эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Гастона Левиса: слайд
Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счёте судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков
-- кто из вас знает что такое духовные ценности? Я думаю, что к концу урока вы сами сможете дать ответ на этот вопрос.
5.Организация восприятия и усвоения уч-ся нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать главу «Сказки народов России».
У нас в гостях ненецкая народная сказка «Кукушка». Страница 59
словарная работа: чум (слайд)
малица (слайд)
тундра (слайд)- а теперь послушайте небольшое сообщение о тундре. Которое приготовила для вас Пугачёва Лера.
Ненецкий народ, проживающий в тундре, сочинил сказку «кукушка».
Как вы думаете, о чём эта сказка?
6.Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
- правильные были ли ваши предположения?
--докажите, что это сказка
6 чтение сказки учащимися.
7. Первичная проверка понимания сказки.
Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Прочитайте .
Какими были дети: слайд:
Беззаботными
Легкомысленными
Безжалостными?
Объясните своё мнение. Подтвердите словами из текста .
Могли ли дети помочь маме?
А хотели ли помочь?
Как вы думаете. Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
Что говорится о кукушке-матери в сказке? Прочитайте.
Что знаете об этой птице? Слайд КУКУШКА
8. Обобщение и систематизация знаний полученных на уроке.
Может ли такая история быть на самом деле?
Что волшебного в этой сказке?
Что общего в русской и ненецкой народных сказок?
Будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?
Какие праздники знаете, когда особенно чтят женщин?
Я надеюсь, что в нашем классе только хорошие дочери и сыновья.
9.Итог урока:
В начале урока я вам задавала вопрос о духовной ценности, кто же понял. Что это такое?
Доброта, справедливость, любовь к ближним
9 Рифлексия.
-- выбери пословицу, которая передаёт твоё отношение к маме.
При солнышке тепло, при матери добро.
Кто свою мать уважает. тот и чужую не обижает.
Всё на свете найдёшь, кроме отца и матери.
-- прочитайте ту карточку, которую выбрали вы.
Кто может объяснить. Почему вы выбрали все три карточки?
В каждой из них упоминаются духовные ценности, о которых говорилось в эпиграфе на уроке.
Дом. Задание стр.60, задание 5.
В нашей семье никто не осуждает кукушку за то, что не вьёт она себе гнезда и не растит сама своих детей. Я помню, как я плакала, когда мне мама читала сказку «Кукушка», как мне было жалко кукушку-мать, а потом так же плакала моя дочь, когда я ей читала эту сказку, и крепко прижималась ко мне. И внучке уже прочитана эта сказка…
Народная ненецкая сказка «Кукушка»
Цель: воспитание доброты, внимательности и отзывчивости к родным.
Задачи:
- помочь понять и оценить характеры героев ненецкой народной сказки «Кукушка»;
- развивать интерес к художественной литературе;
Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению.
Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.
Презентация содержит 31 слайд. Разработана к уроку литературного чтения для изучения ненецкой народной сказки "Кукушка". Данный урок проведён во 2 классе. УМК "Планета Знаний"
Презентация может быть использована при изучении сказки и при работе по другим УМК.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения (ненецкая народная сказка) "Кукушка"»
Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).
Мы на уроке не молчим,
Но не шумим и не кричим.
Учитель спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
На уроке не хихикай,
Стул туда - сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
МА - МА -МА, МО - МО -МО, МЫ -МЫ- МЫ ,
МИ - МИ - МИ , МУ -МУ-МУ, МЭ - МЭ -МЭ
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Тундра –
это холодные северные безлесные пространства.
Безлесные, потому что там постоянно холодно,
дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
Коренные жители Севера
– это ханты, манси,
ненцы , чукчи, якуты .
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
ТЕМА УРОКА: «КУКУШКА» (ненецкая народная сказка)
ЦЕЛИ:
- проанализировать сказку;
Чум –
палатка из оленьих шкур
Пимы – обувь
из оленьего мех
Малица –
верхняя одежда
«Кукушка» ненецкая народная сказка
1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей?
- - мать хотела птицею долететь до воды;
- - матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
- - мать не любила своих детей.
2. Как вы думаете, отчего заболела мама?
- - от тяжелой работы;
- - от старости;
- - простудилась.
3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?
- удивились;
- - испугались;
- - обрадовались.
4. Какими были дети?
- -беззаботными, бесчувственными, ленивыми, неблагодарными;
- - добрыми, заботливыми;
- - злыми, глупыми.
5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- - Радость, счастье;
- - Сожаление, страх;
- - Им было весело бежать за птицей.
6. Что поняли дети?
- ничего не поняли;
- - маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться;
- - мама неизвестно почему превратилась в кукушку и улетела.
ЦЕЛИ:
- познакомиться со сказкой «Кукушка»;
- проанализировать сказку;
- определить – чему учит эта сказка.
Мы познакомились со сказкой....
Она заставила нас задуматься о....
Домашнее задание
- Подготовить пересказ сказки.
Мальчикам от имени детей.
Можно начать так: «Мы весело играли, мама в это время...».
Девочкам от лица матери : «Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы...»
МБОУ гимназия №1 г.Лебедянь Липецкой области
Конспект
открытого урока
по литературному чтению во 2 – б классе
Тема: «Кукушка (ненецкая народная сказка)».
УМК «Планета знаний»
Подготовил:
учитель начальных классов
Шушунова Ольга Михайловна
2014г.
Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).
Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.
Планируемые результаты:
Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Игра “Угадай”.
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру ``Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!”
(“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.”
(“Каша из топора” – русская народная сказка.)
III . Сообщение темы урока.
– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает?
(Кукушка.)
– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
(Слайд 3)
I V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.
Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 4–16)
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
Работа со словарём. (Слайды 17,18,19)
Чум – палатка, крытая шкурами.
Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 20, 21, 22, 23)
– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)
1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
3-й ученик . Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.
4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
V. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись .
(Слайды 24, 25, 26, 27) Обмен впечатлениями.
Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
VI. Физкультминутка
VII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста.
Вспомните, как вели себя дети по отношению к матери, пока она была с ними? Найдите в тексте строки, рассказывающие об этом. Подчеркните слова, характеризующие поведение детей. (Не слушались, не помогали, не шли за водой.)
- Прочитайте предложенные в задании 3 слова и выберите те, которые помогут вам охарактеризовать детей. Какими же были дети?
(Беззаботными, злыми, глупыми.)
Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?
Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)
VIII . Первичное закрепление.
Почему мать превратилась в кукушку?
Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?
IX
. Самостоятельная работа
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 28)
– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”
Чему учит нас эта сказка?
– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?
XII. Домашнее задание. (Слайд 29)
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”