Презентация к уроку литературного чтения (ненецкая народная сказка) "Кукушка". Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

Цели и задачи урока:

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их;

Формирование умения понять внутреннее состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растений и животных, занятиях людей в тундре, об особенностЯх кукушки;

Развивать умение рассказывать сказку от лица определённого персонажа;

Развитие любви к своей матери.

Ход урока.

1.Орг. Момент:

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

На уроке сказки внимательно слушаем,

Их запоминаем, выразительно читаем,

Ни минутки зря не теряем!

2. Фонетическая зарядка, элементы занимательного чтения.

Слайд:

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки -лукошко.

В каждом лукошке-кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Прочитайте шёпотом и медленно.

Прочитайте с интонацией удивления.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

3.Работа в парах:

У вас на партах лежат карточки.

Посовещайтесь и найдите в названиях русских народных сказок ошибки и исправьте их.

    Баба Бяка……………………

    Жар-Муха………………….

    Змей Равниныч………….

    Елена Некрасивая……………..

    Курочка бела…………………….

    Сивка-Мурка……………………….

    Царевна жаба……………………..

    Кощей Бесстрашный…………………..

4.Постановка проблемного вопроса.

Ребята, вы любите сказки?

Почему все дети любят сказки?

Сказки каких народов вы читали?

Пусть эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Гастона Левиса: слайд

Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счёте судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков

-- кто из вас знает что такое духовные ценности? Я думаю, что к концу урока вы сами сможете дать ответ на этот вопрос.

5.Организация восприятия и усвоения уч-ся нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать главу «Сказки народов России».

У нас в гостях ненецкая народная сказка «Кукушка». Страница 59

словарная работа: чум (слайд)

малица (слайд)

тундра (слайд)- а теперь послушайте небольшое сообщение о тундре. Которое приготовила для вас Пугачёва Лера.

Ненецкий народ, проживающий в тундре, сочинил сказку «кукушка».

Как вы думаете, о чём эта сказка?

6.Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

- правильные были ли ваши предположения?

--докажите, что это сказка

6 чтение сказки учащимися.

7. Первичная проверка понимания сказки.

Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Прочитайте .

Какими были дети: слайд:

Беззаботными

Легкомысленными

Безжалостными?

Объясните своё мнение. Подтвердите словами из текста .

Могли ли дети помочь маме?

А хотели ли помочь?

Как вы думаете. Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

Что говорится о кукушке-матери в сказке? Прочитайте.

Что знаете об этой птице? Слайд КУКУШКА

8. Обобщение и систематизация знаний полученных на уроке.

Может ли такая история быть на самом деле?

Что волшебного в этой сказке?

Что общего в русской и ненецкой народных сказок?

Будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?

Какие праздники знаете, когда особенно чтят женщин?

Я надеюсь, что в нашем классе только хорошие дочери и сыновья.

9.Итог урока:

В начале урока я вам задавала вопрос о духовной ценности, кто же понял. Что это такое?

Доброта, справедливость, любовь к ближним

9 Рифлексия.

-- выбери пословицу, которая передаёт твоё отношение к маме.

При солнышке тепло, при матери добро.

Кто свою мать уважает. тот и чужую не обижает.

Всё на свете найдёшь, кроме отца и матери.

-- прочитайте ту карточку, которую выбрали вы.

Кто может объяснить. Почему вы выбрали все три карточки?

В каждой из них упоминаются духовные ценности, о которых говорилось в эпиграфе на уроке.

Дом. Задание стр.60, задание 5.

В нашей семье никто не осуждает кукушку за то, что не вьёт она себе гнезда и не растит сама своих детей. Я помню, как я плакала, когда мне мама читала сказку «Кукушка», как мне было жалко кукушку-мать, а потом так же плакала моя дочь, когда я ей читала эту сказку, и крепко прижималась ко мне. И внучке уже прочитана эта сказка…

Народная ненецкая сказка «Кукушка»

Цель: воспитание доброты, внимательности и отзывчивости к родным.

Задачи:

- помочь понять и оценить характеры героев ненецкой народной сказки «Кукушка»;

- развивать интерес к художественной литературе;

Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению.

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

Презентация содержит 31 слайд. Разработана к уроку литературного чтения для изучения ненецкой народной сказки "Кукушка". Данный урок проведён во 2 классе. УМК "Планета Знаний"

Презентация может быть использована при изучении сказки и при работе по другим УМК.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения (ненецкая народная сказка) "Кукушка"»

Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).


Мы на уроке не молчим,

Но не шумим и не кричим.

Учитель спросит, надо встать,

Когда он сесть позволит, сядь.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

На уроке не хихикай,

Стул туда - сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА

МА - МА -МА, МО - МО -МО, МЫ -МЫ- МЫ ,

МИ - МИ - МИ , МУ -МУ-МУ, МЭ - МЭ -МЭ

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА








Тундра –

это холодные северные безлесные пространства.

Безлесные, потому что там постоянно холодно,

дуют сильные ветры и вечная мерзлота.


Коренные жители Севера

– это ханты, манси,

ненцы , чукчи, якуты .


Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.




ТЕМА УРОКА: «КУКУШКА» (ненецкая народная сказка)


ЦЕЛИ:

  • проанализировать сказку;


Чум –

палатка из оленьих шкур


Пимы – обувь

из оленьего мех

Малица –

верхняя одежда


«Кукушка» ненецкая народная сказка


1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей?

  • - мать хотела птицею долететь до воды;
  • - матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
  • - мать не любила своих детей.

2. Как вы думаете, отчего заболела мама?

  • - от тяжелой работы;
  • - от старости;
  • - простудилась.

3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?

  • удивились;
  • - испугались;
  • - обрадовались.

4. Какими были дети?

  • -беззаботными, бесчувственными, ленивыми, неблагодарными;
  • - добрыми, заботливыми;
  • - злыми, глупыми.

5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

  • - Радость, счастье;
  • - Сожаление, страх;
  • - Им было весело бежать за птицей.

6. Что поняли дети?

  • ничего не поняли;
  • - маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться;
  • - мама неизвестно почему превратилась в кукушку и улетела.


ЦЕЛИ:

  • познакомиться со сказкой «Кукушка»;
  • проанализировать сказку;
  • определить – чему учит эта сказка.

Мы познакомились со сказкой....

Она заставила нас задуматься о....


Домашнее задание

  • Подготовить пересказ сказки.

Мальчикам от имени детей.

Можно начать так: «Мы весело играли, мама в это время...».

Девочкам от лица матери : «Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы...»


МБОУ гимназия №1 г.Лебедянь Липецкой области

Конспект

открытого урока

по литературному чтению во 2 – б классе

Тема: «Кукушка (ненецкая народная сказка)».

УМК «Планета знаний»

Подготовил:

учитель начальных классов

Шушунова Ольга Михайловна

2014г.

Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

Планируемые результаты:

Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру ``Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

III . Сообщение темы урока.

Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

(Слайд 3)

I V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.

Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 4–16)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.

Работа со словарём. (Слайды 17,18,19)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 20, 21, 22, 23)

Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик . Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

V. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись .

(Слайды 24, 25, 26, 27) Обмен впечатлениями.

Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

VI. Физкультминутка


VII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста.

Вспомните, как вели себя дети по отношению к матери, пока она была с ними? Найдите в тексте строки, рассказывающие об этом. Подчеркните слова, характеризующие поведение детей. (Не слушались, не помогали, не шли за водой.)


- Прочитайте предложенные в задании 3 слова и выберите те, которые помогут вам охарактеризовать детей. Какими же были дети? (Беззаботными, злыми, глупыми.)

Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?

Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

VIII . Первичное закрепление.

Почему мать превратилась в кукушку?

Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?

IX . Самостоятельная работа
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.

IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 28)

В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

XII. Домашнее задание. (Слайд 29)

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”