Вивиан дель Рио: «Фотография — способ рассказать о своих чувствах. «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио

Художник и фотограф Вивиан дель Рио, известный преподаватель и автор нескольких книг, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России, рассказала о себе журналу «Российское фото». Вивиан считает, что фотографа можно назвать профессионалом, когда его снимок узнаваем без подписи. Судить о профессионализме самой Вивиан нет необходимости: ее работы в представлении не нуждаются.

О творческом пути

Мне всегда хотелось снимать, но у меня не было фотоаппарата. Я одалживала камеры у друзей, но чужой аппарат нельзя было выносить на улицу, поэтому я в основном снимала портреты. Потом появилась пленочная мыльница Fuji, и я стала брать ее в путешествия. В какой-то момент я купила пленочный Canon, но это ни к чему не привело, потому что пленка все время кончалась, и мне постоянно ее не хватало. Так что начало своей фотографической деятельности я отсчитываю от первой цифровой камеры, которая попала мне в руки. Я почувствовала необыкновенную свободу, смогла экспериментировать, и мне тут же предложили сделать выставку.

Фотография для меня - это способ рассказать о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Иногда я это делаю бессознательно. Поэтому натура для меня не реалистична. Я не просто фиксирую места и события, я выстраиваю свой собственный мир. Люди на моих снимках - всего лишь актеры, а город - декорация.



Об уличной фотографии

Я 25 лет занималась дизайном и журнальной иллюстрацией. Конечно, это не могло не повлиять на увлечение уличной фотографией. Во-первых, мне надоело сидеть за компьютером, хотелось выйти на улицу и пойти куда глаза глядят. Во-вторых - выработалось большое внимание к деталям.

Я много ездила с фотоаппаратом и привозила тонны снимков, пока однажды не задумалась о том, что люди из тех стран приезжают к нам за тем же. Мне стало интересно, а что они здесь видят, что снимают? Я стала бродить с фотоаппаратом по Москве, заходить во дворы, в подворотни. Я исходила весь центр вдоль и поперек. Но еще так много мест, за садовым кольцом, где я не была! К тому же Москва постоянно меняется. Очень живой город.

О творческих ориентирах

У меня много любимых фотографов. Но я не могу сказать, что беру с кого-то пример. Я делаю то, что хочется, ни на кого не оглядываясь.

О «решающем моменте»

«Решающий момент» подождать стоит. Но недолго. Он может не наступить, а в это время в другом месте можно упустить что-то интересное. Поэтому я никогда не задерживаюсь надолго.

О преподавании

Я стараюсь научить мыслить визуальными образами. Стараюсь подтолкнуть каждого студента к поиску своего собственного пути.



О преодолении неуверенности

Во-первых, надо больше снимать. Самое ценное - это личный опыт. Во-вторых, надо выходить из дома с ощущением: «Мне это надо, и неважно, кто и что про меня подумает». Когда вы сами уверены в своих действиях, вопросов со стороны не возникает.
Да, конфликтные ситуации в моей практике случались. По моему опыту, агрессивно ведут себя люди, которые делают что-то незаконное и боятся, что это откроется.



О фотокнигах

Результат работы фотографа - книга, выставка и кино о нем. У меня вышли две книги небольшими тиражами: «Бессознательная живопись» (первое издание всего 50 экземпляров, второе - 100). «Озеленение» - 50 экземпляров. Книга «Habana+Москва» вышла тиражом 1500 экземпляров. Сейчас я работаю над книгой «Москва-Paris».

О цвете

Цвет для меня - чувственное наслаждение.

О критериях хорошей фотографии.

Все должно сложиться. Важно абсолютно все: и задумка, и сюжет, и композиция. Все детали, все формы имеют значение. Ритмы, рифмы, цвет...



О кино

Любимые режиссеры - Вуди Аллен, Феллини, Альмодовар, Антониони, братья Коэны, Аки Каурисмяки, Бертолуччи... Фильмы долго перечислять. Их много.

О профессионализме

Профессионализм фотографа - это когда без подписи понятно, чей снимок.

О технике

Я сейчас перешла на Fuji XT2. Конечно, в уличной фотографии важна компактность. Чем меньше груза, тем лучше. Надо много пройти. До 20 км в день. Иногда приходится пробежаться или куда-нибудь забраться. Именно из этих соображений я искала камеру полегче.

О планах

Я очень люблю путешествовать и еще много где не была. Хочу на Дальний Восток, в Японию, в Америку, в Мексику, в Антарктиду, на Крайний Север, в Португалию, Скандинавию... Но еще столько всего не снято в Москве!

Преподаватель «Школы визуальных искусств» о своих авторских курсах «Цвет и форма в фотографии» и «Полиграфический проект: от идеи до реализации»

Вивиан дель Риo — художник, фотограф, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России. Родилась в Москве. Детство провела с родителями на Кубе. Образование получила в Московском полиграфическом институте на художественном отделении по специальности художник-график. Автор книг «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва». Преподаватель Школы визуальных искусств. Неоднократно выставлялась на персональных и групповых выставках. Работы в частных коллекциях и коллекции “Русского музея” в Санкт-Петербурге, Калужского музея изобразительных искусств и Мультимедиа Арт Музея в Москве (МАММ). Живет и работает в Москве.

Вивиан дель Рио. Фото: Elya Yalonetski

Bleek Magazine: Вивиан, начнем с уже традиционного для нашей рубрики об авторских курсах вопроса: как и почему художник, дизайнер, известный фотограф вдруг становится преподавателем? И вдруг ли это? В какой момент появляется понимание, что хочешь и способен учить других? Вообще, можно ли просто взять и научить человека делать классную фотографию? Или тут необходимо специальное образование, какой-то особый врожденный дар — у наставника и у студентов?

Вивиан дель Рио: Честно говоря, я никогда не думала, что буду преподавать, хотя когда-то училась в педагогическом институте. Но однажды Наталья Ударцева пригласила меня в Школу визуальных искусств и уговорила попробовать. Ей было важно, что я художник и могу показать другие пути развития в фотографии, не только традиционные. Я согласилась и обнаружила, что это очень захватывающее занятие, полезное не только для студентов, но и для меня самой. Когда что-то делаешь, не отдаешь себе отчет, как и почему. А вот когда начинаешь свои знания систематизировать, то вдруг понимаешь что и откуда взялось. Я даже написала письмо с благодарностью своему преподавателю по рисунку, Андрею Бисти, который сильнее других на меня повлиял.

Теперь, когда я уже выпустила почти 20 курсов, я понимаю, что научить можно только того, кто хочет научиться. Без этого ничего не получится. Кто хочет взять — возьмет. А кто думает, что он будет сидеть, ничего не делать, а его «нагрузят» знаниями и умениями, тот скорее всего ничего не получит.

Я стараюсь выстроить занятия в логичном порядке, так, что студенты и не замечают, как начинают выполнять очень сложные упражнения. В моем курсе все связано, все задания так построены, что работают сразу в нескольких направлениях. И я считаю важным помочь каждому обрести свой стиль и свой путь. Плохо, когда студенты начинают подражать преподавателю, таким образом труднее найти себя.

Дарья Жигалина, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Раньше ваш курс в ШВИ назывался «Цвет в современной фотографии», сегодня это «Цвет и форма в фотографии». Что изменилось?

Вивиан дель Рио: Я сделала более серьезный акцент на композицию. Появились новые задания. Старые немного усложнились. В конце курса студенты показывают две серии вместо одной и, конечно, все удачные снимки с практического занятия тоже.

Bleek Magazine: В одном из прошлых интервью вы говорили, что учите людей «видеть цвет». Свет, цвет, форма – у кого все-таки «первая скрипка» в фотографии? Говорите ли вы на занятиях о черно-белой фотографии?

Вивиан дель Рио: На первом месте СВЕТ. Без света не было бы ничего, ни жизни, ни, тем более, фотографии. Ведь фотография - это искусство рисования светом. Цвет и форма неотделимы друг от друга и одинаково важны. Вообще, в изображении важно абсолютно все, что его составляет.

Что касается черно-белого, этой теме отведена очень большая часть времени, так как чрезвычайно важно понимать, когда и почему надо делать цветное изображение, а когда черно-белое. У многих фотография становится черно-белой оттого, что цветная не удалась… Необходимо ко всему подходить осознанно. И это то, о чем я постоянно говорю.

Андрей Радченков, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Ваши работы очень живописны. Вы — дизайнер, художник — в итоге выбрали фотографию, почему? Чем фотоаппарат как инструмент отличается от кистей и красок в контексте создания художественного образа, и есть ли у фотокамеры какие-то особые для вас преимущества?

Вивиан дель Рио: Все произошло постепенно и само собой. Интерес к фотографии возник давно, но, как я сейчас понимаю, не было подходящего для меня инструмента. Пришлось ждать, пока его изобретут. Я говорю о цифровой камере в совокупности с Интернетом.

Живописью я занималась, пока была возможность. Но, похоже, есть какая-то задумка у судьбы, потому как обстоятельства буквально выставили меня на улицу с камерой в руках. И каждый раз, когда я пытаюсь сопротивляться и хочу заняться чем-то еще, меня будто разворачивают и говорят: «иди и снимай». Так что это не я выбрала фотографию, а она меня.

Что касается создания образа - важно найти свой инструмент и понимать, что хочешь сказать. Потому что дело не в инструменте как таковом, а в человеке, который его использует.

Даже с фотоаппаратом в руках я все равно остаюсь художником и решаю художественные задачи.

Кристина Королева, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Последние годы фотографов все больше увлекает возможность создания авторской книги — и как альбома тематических фотографий, и как самостоятельного художественного объекта. Что значит фотокнига для Вивиан дель Рио, и почему возникла мысль о создании нового курса «Полиграфический проект: от идеи до реализации», который с этого года вы преподаете в Школе визуальных искусств?

Вивиан дель Рио: Мне кажется, что итогом деятельности любого фотографа становится книга, выставка или каталог, реже — передача, фильм. И хорошо, когда рядом есть профессионалы, готовые помочь: куратор, редактор, дизайнер. Но, как правило, автор должен решать все вопросы самостоятельно. И очень часто непрофессиональное исполнение портит впечатление от проекта в целом. Это может выражаться во всем: в отборе, в развеске, в выборе размеров, в подборе паспарту и окантовки, в дизайне, в печати. Вроде бы мелочи, но из них складывается представление об авторе в целом.

Ольга Титова, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Дело в том, что, когда вы чем-то серьезно занимаетесь, у вас развиваются навыки, умения и привычки, которые потом влияют на всю вашу жизнь. Опыт работы дизайнером повлиял на мое восприятие действительности и, конечно, на мой вкус. Я не могу, например, купить книгу с плохой обложкой, не могу держать ее в руках и тем более читать. Это касается всех вещей в моем доме. Мне невыносимо видеть даже плохую упаковку в холодильнике. Для меня стали спасением электронные книги, где я сама могу выбрать шрифт, где нет иллюстраций и прочего оформления. И наоборот, я могу купить книгу просто потому, что мне нравится, как она сделана. Так вот, когда я готовилась к курсу, я пересмотрела тонны фотоальбомов, благо в Школе визуальных искусств шикарная коллекция. У меня образовалось две стопки: «как надо» и «как не надо» делать книги. В стопке «как надо» буквально три экземпляра, остальные — в другой. На курсе мы будем анализировать, что и почему «не так» или «так». Это касается не только дизайна, но и содержания книг.

Темы книг, я надеюсь, будут разнообразными. И я совершенно уверена, что даже школьный альбом можно сделать очень хорошо, а большой и серьезный проект легко испортить плохим исполнением. Моя же цель – научить делать не просто хорошо, а очень хорошо. Чтобы подойти к книжному проекту уже с некоторым опытом, мы начнем с малых форм — открыток и календарей.

Конечно, студенты должны принести свои материалы. Я помогу продумать концепцию каждого издания и, что особенно важно, — работа в группе, потому что, когда смотришь на чужие ошибки, легче понять свои. В конце курса нас ждет очень серьезное жюри из журналистов, издателей, дизайнеров, известных фотографов и фоторедакторов. И это будет экзамен не только для слушателей, но и для меня.

Дмитрий Михайличенко, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

anton71.livejournal.com отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 4

Если перейти Моховую улицу, то из выставок "МОДА-И-СТИЛЬ-В-ФОТОГРАФИИ" в Манеже можно попасть в независимое выставочное пространство бизнес-комплекса "РОМАНОВ ДВОР". В кафе на нижнем этаже (куда можно пройти не обращая внимания на охранников) любителей фотоискусства ждут утонченные образцы оного. Очередная выставка Вивиан Дель Рио предлагает экстерьеры, фактуры, тени, покрашенности и шероховатости -- в основном московские. Реже -- жанровые сценки. Похоже на раннего Ги Бурдена в Манеже, но лучше.

Во-первых: нет навязчивой тяги к мрачности, а есть жизнерадостное, здравое и заинтересованное внимание к трещинкам, линиям и плоскостям. Особенно ценно здравомыслие в заполненной химерами Линч а столице.

Во-вторых: настолько цветной Москву мы еще не видели.

В третьих: выставка небольшая, посмотреть можно быстро и бесплатно.

Да, и самое главное, в-четвертых: композиционное совершенство роднит фотографии Вивиан с современной живописью. С качественной, а не с наивной, или старательной, или желающей понравиться любыми средствами. Что большая редкость по нашим временам.

popov.livejournal.com отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

На выставке представлены уличные снимки из разных серий. Большая часть фотографий выставляется впервые. Экспозицию объединяет особенный стиль работ Вивиан дель Рио, который уже успел стать её «визитной карточкой».

Работы Вивиан дель Рио тяготеют к абстрактной живописи, а иногда и мимикрируют под неё (одна из серий так и называется - «Бессознательная живопись»). Яркие цветовые пятна - не выдуманные, а увиденные пристальным взглядом художника - образуют цельную и самостоятельную изобразительную вселенную, живущую лишь по законам настоящего искусства. Город Москва, его стены и небо, почтовые ящики и мусорные баки, люди, птицы и прочие атрибуты окружающей нас унылой действительности, пройдя сквозь объектив дель Рио, приобретают совершенно иную сущность и становятся символами, существущими только в пространстве её фотографий. Данная выставка - это возможность совершить экскурсию в воображаемый, но очень живой и уютный поэтический мир, который создаёт в своих работах Вивиан дель Рио.

Василий Попов, куратор выставки.

sumerkytanzujut.livejournal.com отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Идея со слайд-шоу оказалась просто гениальной!! Это было почти как медитация и сеанс арт-терапии...такой ряд зрительных образов, чередующихся фотографий- миров, сменяющих друг друга, который создает возможность полного погружения в атмосферу художественной вселенной автора. Слайд-шоу позволяет наблюдать и видеть уже совсем какие-то другие детали, замечать характерные особенности стиля и мировозррения. Но об этом немного сложно писать. Легче описать просто свои ощущения и эмоции. Я просто смотрела на фотографии и понимала, что от этого мне становится очень хорошо...гораздо лучше, как будто внутри что-то сплавляется воедино и склеиваются какие-то разрозненные кусочки, как осколки зеркала смягчают свои острые края и разливается совсем другое такое тепло. Это действительно необыкновенное ощущение тепла, солнечности, которое просто проникает в тебя, через глаза, внутрь...это волшебно, и мне кажется, что именно в этом состоит одна из целей настоящего искусства, каким-то неуловимым образом проникать внутрь зрителя и менять его состояние, сознание. Поэтому очень важно, чем наполнено произведение искусства. А фотограии Вивиан в эмоциональном отношении несут в себе какой-то чудесный, добрый, мягкий, смешной, иногда по-доброму ироничный импульс. В них есть легкость и чувство юмора, в них есть отражение рельности, но в то же время они создают какой-то совсем другой мир, мир цвета, игры света и тени, музыкальных ритмов линий и цветовых пятен. Конечно одну из главных ролей в этих фотографиях играл цвет, который мне правда показался почти звуком, который я почти слышала, как музыку, настолько там все ритмично и гармонично выстраивается, настолько все наполнено каким-то внутренним движением и чувствованием красоты, которая заложена внтури вещи...Создается такое ощущение проникновения внутрь, в суть вещи, в ее цвет и ритм....На самом деле очень сложно написать об этом понятно, потому что все это в основном разные невербальные переживания, которые я даже не знаю как выразить. Но написать об этом хочется, ну потому что так стало тепло, и такая живительная энергия движется мне навстречу, когда я вижу некоторые кадры, что прямо как будто жить и жизнь, начинается...
Благодарность выражаю а так же бесконечного вдохновения и творческих совершений желать хочу, пусть не кончается эта волшебная живительная энергия в Вас!