Внеклассное занятие для начальной школы "в мире птиц". Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов

l. Историческая справка
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию “Птица года”, цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.

ll. Конкурс “Разминка” (загадки о птицах)

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит. (дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)

lll. Викторина (15сек.)
Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;
Б) кому-то что-то сообщает; (+)
В) музыкой увлекается.
(сигнал служит приглашением для самки)

Зачем страус голову в песок прячет?

Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;
Б) гагара;
В) пингвин. (+)
(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;
Б) сильный птенец убивает слабого; (+)
В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом).

lV. Конкурс “Живые синонимы”

Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Могучий как … (орёл)
Вольный как птица … (птица)
Вороватый как … (сорока)
Важный как … (гусь)
Взгляд хищный как … (у ястреба)
Зоркий как … (сокол)
Болтать как … (сорока)

V. Музыкальный конкурс

Спеть песню, где встречается какая-либо птица; включить фонограмму пения различных птиц.

Vl. Конкурс “Узнай птицу по портрету”

Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.

Сегодня по портрету будем узнавать птиц.

Vll. Конкурс “Веришь – не веришь”
Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)
Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)

Vlll. Конкурс “Актёрского мастерства”

Изобразить:

пение кукушки
крик петуха

Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Роберта Рождественского “Просьба”

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Познавательные занятия для детей о птицах родного края. Занятия по природоведению с приоритетом речевых и креативных заданий для старших дошкольников.

Обогащать представления детей о птицах можно и на отдельном занятии, предлагая малышам задачу речевого, креативного и познавательного направления. Ниже приводим образец такого занятия, которое разработала Алла Шрамченко, воспитатель ДОУ № 5 «Теремок», г. Шостка, Сумская обл.

Цель. Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о птицах, эмоционального общения с природой. Развивать связную речь, логическое мышление, творческое воображение, память, самостоятельность.

Воспитывать культуру практической познавательной деятельности. Формировать позитивное ценностное отношение к птицам, желание помогать им зимой; закладывать основы экологической культуры.

Обогащать представления детей о разнообразии птиц родного края, которые остаются на зиму, об их особенностях (строение, внешний вид, поведение, образ питания). Формировать понимание зависимости жизни птиц от человека и природных условий. Закреплять знания названий частей тела птиц, учить подбирать глаголы, характеризующие их пение (тинькае, чирикает, каркает) и поведение (летают, прыгают, суетятся, перелетают, радуются). Включить в речи употребление существительных в дательном падеже (воробьи, синицы, дятлы, клесты, свиристели, вороные, снегири). Упражнять в порядковой счете. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание названий деревьев (береза, рябина, дуб, ель) и умение различать их.

Стимулировать интерес и любознательность в познании окружающей среды. Побудить достигать определенной цели.

Словарь: птица, сорока, дятел, воробей, синица, ворона, снегирь, клест, свиристель; береза, рябина, дуб, ель; пользу, кормушка, пища, корм; тинькае, чирикает, каркает; стучит, уничтожают, летают, прыгают, суетятся, радуются, перелетают.

Материал: логическая схема интегрированного занятия по идее умственных карт-схем Тони Бьюзена, изображение птиц (сороки, воробья, синицы, снегиря, свиристели, дятла, вороны), полиэтиленовое полотно с кармашками для каждого ребенка, цветное перышко, мольберты, фигурки деревьев и птиц с липучками для тканей на обороте, фланелеграф, наборы для преподавания изображений птиц из геометрических фигур, тарелочки для раздаточного материала, кормушки, корм для птиц, физкультурное оборудование (ребристая доска, подставки-воротца, обруч для пролезания) записи музыкального сопровождения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Птицы родного края»; беседа «Как живется зимой друзьям». Чтение рассказов, стихов о птицах, зимующих («Воробьи» М. Слабошпицкийго, «Девочка и сничка» В. Сухомлинского) отгадывание загадок; наблюдение за внешним видом, поведением птиц на прогулках.

Ход занятия Визит незнакомки

Дети садятся на коврике вокруг воспитателя.

Воспитатель. Сегодня, дети, к нам пришла незнакомка. Кто она такая — неизвестно. Рассмотрите его внимательно (демонстрирует силуэты изображения сороки), что можно о ней сказать? Какие части тела в нашей гостьи? (Голова, туловище, лапы, хвост, клюв). Кто же она? (Птичка).

А как ее зовут, вы узнаете, разгадав загадку:

Черно-белое платье у нее, Все новости в лесу знает. Что-то блестящее ненароком украдут. Это кто?

Педагог переворачивает силуэт сороки цветным боком.

Воспитатель. Вот и познакомились. Сорока прилетела к нам из леса, а прислали ее друзья. Посудите: кто может быть ее друзьями? (Ответы детей).

Так, птицы являются друзьями, но не только для Сороки, а для людей. Веселят нас своим замечательным пением и еще помогают.

Кто скажет, какое доброе дело для нас делают птицы? (Уничтожают вредных насекомых). В народе есть такая пословица: «Где много птиц, там нет букашек». Но это происходит в теплое время года.

А как живут птицы сейчас, зимой? Слышите, Сорока рассказывает, что Зима очаровала лесное птицы. Дети, Сорока просит, чтобы вы помогли снять чары. Вы согласны? Сделать это будет нелегко, потому Сорока принесла свои подсказки.

Воспитатель обращает внимание детей на карту-схему, прикрепляет посередине Сороку. Секторы схемы временно закрыты.

Загадки Сороки

Воспитатель. Сначала Сорока просит отгадать, как зовут его друзей? Слушайте загадки.

Открывает первый сектор схемы. На нем изображен силуэт птицы и знак, читает загадку. Дети отвечают, воспитатель прикрепляет цветное изображение птицы. И так, пока все сектора с птицами не будут открыты.

Непоседливый и бойкая, Одета модно и ярко: В нее желтый пиджак, Как фонарь между веточек.

(Синичка).

Бедовый мальчишка в теплой рубахе По дворам летает, Крохи подбирает.

(Воробей).

Верно людям служу, им деревья стерегу. Клюв крепкий и острый имею Вредителей им добываю.

Птица это зимой прилетает, Грудку красную имеет.

(Снегирь).

В хвойном лесу живут, там песни пою, Шишки очень люблю, из них зернышки нет. Еще я в лесу санитар, Ну а зовут меня …

У меня перышки рыженький, меня и челка я хорошенький, Рябину люблю, Лучших лакомства не знаю.

Раскрась перышки

Воспитатель. Теперь, дети, мы знаем, как зовут друзей Сороки. А одинаковы они между собой? (Разные).

Что же объединяет всех птиц? (Их тело покрыто перьями).

А в наших птиц есть перья? (Нет).

Что же делать?

Воспитатель снова возвращается к схеме и открывает сектор с изображением пера.

Воспитатель. Сорока хочет нам помочь. Она принесла с собой разноцветное перышко. А мы его сейчас раздадим птицам. Садитесь за столы и посмотрите, что там есть.

Дети садятся за столы, на которых лежат полиэтиленовые кармашки с двух рядов. В верхнем ряду — карточки с силуэтным изображением птиц (такие, как на доске). Рядом стоят тарелочки с разноцветным оперением.

Воспитатель. Сорока просит: «Вложите желтую перышко в первую кармашек нижнего ряда. Красную перышко вложите в третью кармашек, а коричневую — в пятую. В четвертую кармашек вложите серую перышко, а во вторую — белую».

А теперь Сорока просит, чтобы вы перевернули карты с птицами на другую сторону (на обратной стороне — цветное изображение птиц). Наши птицы получили свое цветное окраски (переворачивает силуэты птиц на доске). Скажите, кому из птиц мы дали коричневую перышко? А кому — желтую? Кто получил серую перышко? А белую? Кому из птиц мы дали красную перышко? А могли бы мы дать его еще кому-то? Почему? Видите, дети, благодаря вам чары Зимы постепенно исчезают. А Сорока уже подготовила следующую подсказку.

Дети возвращаются на коврик и обращают внимание на схему, на которой воспитатель открывает следующий сектор. На нем схематически изображен пение птицы.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем хочет сказать нам Сорока? Правильно догадались: надо вернуть голоса ее друзьям. Вспомните, как поет синица? (Тинькает).

Как говорит воробей? (Чирикают).

А как ворона общается с родственниками? (Каркает).

Когда прилетают снегири, как они здороваются с нами? (Снег-снег, снег-снег).

Только дятлу никогда петь, потому что он все время занят. Что он делает? (Стучит).

Вот наши птицы уже почти освободились от чар. им очень хочется быстрее добраться родного дома. Как вы думаете, дети, куда мы сейчас отправимся?

Путешествие в лес

Педагог открывает на схеме сектор со схематическим изображением леса.

Воспитатель. Сорока подсказывает, что мы должны идти в лес. Но путь туда нелегкий.

Проводится физкультминутка. Дети идут за воспитателем, преодолевая различные препятствия.

Физкультминутка «Дорога в лес»

Воспитатель. В лес ведет узенькая тропинка. (Идут по ребристой доске). Зима лютует, не хочет нас пускать. Вот какие снежные сугробы намела! (Переступают через подставки-воротца). А вот дерево упало, заслонило дорогу. (Пролезают в обруч). Наконец мы пришли в лес.

Дети подходят к мольбертам . На каждом из них полотно с плоскостными изображениями деревьев (дуба, березы, рябины, ели) и пенечка, а также тарелочки с фигурками птиц.

Воспитатель предлагает разместить птиц на соответствующих деревьях.

Воспитатель. Помните, дети, как мы наблюдали за синичкой, ей очень нравилось качаться на ветках березы и клевать семена с сережек. Итак, пусть синица летит на березу. А кто из птиц любит доставать семена из еловых шишек? (Клесты).

Давайте Шишкарев посадим на елку. Как вы думаете, кто больше любит ягоды рябины? (Омелюх). Пусть он летит на рябину. Важную ворону разместите под дубом, а воробушка посадите на пенек.

Воспитатель замечает: птицы очень обрадовались, что дети сняли с них чары. А Зима лютует — то снегом засыплет, то метелью задует.

Воспитатель. Столько снега намело, что нашим друзьям трудно найти себе пищу. Как мы можем помочь птицам, которые зимуют? (Предположение детей). Сорока согласна с вами. Вот еще одна ее подсказка (открывает следующий сектор схемы с изображением кормушки).

Возле кормушки

Зимой птицам не только холодно, но и очень голодно. Поэтому люди устраивают для них кормушки.

Дети подходят к столу, где размещены кормушки из различных материалов и разнообразный корм. Воспитатель обращает внимание на кормушки. Затем вместе рассматривают корм для птиц (крошки, семечки, овес, ягоды рябины и калины, шишки, кусочки сала).

Воспитатель. Давайте, дети, накормим птиц.

Кто поймет корм для синиц? Для воробьев? Кто кормить шишкарев? (И так далее).

Дети подбирают корм для каждой птицы, кладут его к кормушке, рядом размещают небольшие фигурки птиц.

Когда дети раскладывают корм, воспитатель рассказывает, как синичка-чубарочка готовит запасы на зиму не только для себя, но и для других птиц.

Воспитатель. Как ведут себя птицы у кормушки? (Летают, прыгают, суетятся, прыгают, радуются, перелетают). Молодцы, вы помогли Сороке и ее друзьям преодолеть чары холодной Зимы. За это птицы очень благодарны вам и предлагают оставить что-то на память о них. Что может быть? (Предположение детей).

Воспитатель открывает последний сектор схемы с изображением фотоаппарата.

Воспитатель. Сорока предлагает сделать фото своих друзей.

Дети подходят к фланелеграфу, выбирают по желанию, фото птицу будут делать, и под музыкальное сопровождение выкладывают изображение его частей.

Воспитатель. Вот и исчезли чары Зимы. Птицы ожили и очень благодарны вам, дети, садитесь на коврик — вспомним, как мы помогали Сороке и ее друзьям.

Дети при помощи карты-схемы вспоминают все этапы занятия.

Воспитатель. Вам понравилось помогать птицам? Вот так — о птицах мы знаем и им помогаем.

Конспект интегрированного занятия «День птиц» в начальных классах.


Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: данный материал может быть использован как учителями начальных классов, так и воспитателями дошкольного образования. Описание изготовления птички из полосок бумаги может пригодиться педагогам дополнительного образования. Само содержание материала направлено на детей в возрасте от 6 лет.
Назначение: работа может быть использована в качестве подарка, оформления интерьера к праздничному утреннику.
Цель: приобщение к празднику «День Птиц».
Изготовление птичек из бумаги.
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире птиц. Познакомить учащихся с экологическим праздником День птиц.
2. Развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
3. Воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам,
4. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать и воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование : звуковое сопровождение с записью голосов птиц, изображение разных видов птиц, скворечник, образец изделия, ножницы, клей.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Ведущий.

- Встаньте ровно и красиво. Скажите, какой месяц на дворе?
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)


- Мы собрались не случайно. Послушайте, красивые звуки
(звучит пение птиц в лесу).
- Что это? (ответы детей)
- Как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов.
И не случайно мы слушаем их пение, ведь 1 апреля особенный день - Международный День птиц. Этому празднику уже более ста лет.
Отмечается он с 1906 года. Впервые отметили его в Америке.
Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения. Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям.
2. Основная часть.
Ведущий:
Кто же такие птицы? (читают по очереди дети)
1 ученик: Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.
2 ученик: Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
3 ученик: Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну.
4 ученик: Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
5 ученик: Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.


Ведущий.
- Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто перьями.
- Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. А еще они по-разному издают звуки.

Игра "Птичьи разговоры".
- Каждая птица издает звук по своему.
Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Птицы разговаривают по разному. Определите как:
Сорока… стрекочет
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь… воркует

Беседа о пользе птиц.
- Птицы не только издают красивые мелодичные звуки, но и приносят огромную пользу. Послушайте рассказы о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1 ученик.
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2 ученик.
Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3 ученик.
Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально, что растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Правила общения с птицами .
Ведущий.
- Ребята, как же мы должны относиться к птицам?
- Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
- Я буду озвучивать предложения, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

- Изучением птиц занимаются орнитологи . Существует целая наука оринтология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.


3. Физкультминутка.
- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: голуби, куницы
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки.
Лебеди и утки – и спасибо шутке!

4. Практическая работа по изготовлению птицы из полосок бумаги.
- Изучением птиц пусть занимаются ученые. А мы будем правильно вести себя по отношению к птицам, помогать им, подкармливая зимой и сооружая скворечники весной.
-А в честь международного дня изготовим маленькую птичку -невеличку, которая будет служить символом и напоминанием о том, что 1 апреля не только день смеха, но и день наших пернатых друзей, которых нужно любить, беречь и заботиться о них.


а) Анализ образца.
- Из чего изготовлена птица? (из бумаги )
- Какие материалы и инструменты необходимы для ее изготовления?
(бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей )
- Какой инструмент из перечисленных требует соблюдения ТБ? (ножницы )
б) ТБ с ножницами.
в) Последовательное изготовление изделия.

Детям раздаются распечатанные шаблоны прямоугольников на офисной бумаге разных цветов. Ширина прямоугольников 2см, длина 6см, 9см,11см.
1. Необходимо, аккуратно вырезать каждую деталь птицы.


2. Полученные детали разложить в следующем порядке.


3. Соединить начало и конец каждой широкой полоски.


4. Как показано на фото, соедините "колеса" между собой капелькой клея.


5. Соедините основные детали: голову, туловище и хвост.


6. Приклейте дополнительные детали - клювик и крылья.


7. Нарисуйте глазки, можно добавить хохолок и… птичка-невеличка готова.


г) уборка рабочего места
д) художественное оформление коллективной поделки.

(размещение птиц на заранее подготовленном бумажном скворечнике)

5. Итог занятия.
-Ребята, посмотрите, какая красивая работа получилась. Это благодаря вашему кропотливому труду и старанию. Думаю наш труд положительно оценят и взрослые.
- Давайте вместе придумаем название нашей поделке.
- Молодцы, сегодня на занятии вы показали свои знания о птицах, вспомнили как нужно относиться к нашим пернатым друзьям. Узнали, что изучением птиц занимаются … (орнитологи) .
- Для наших товарищей и педагогов приготовлены вот такие маленькие открытки с добрыми пожеланиями в честь этого праздника. Я их отдаю вам, для того чтобы вы вручили их своим товарищам 1 апреля.

Можно изготовить птичек из хозяйственных салфеток.

Цель: прививать любовь к птицам, воспитывать экологическую культуру, учить распознавать птиц.

Оборудование: микрофон, «диадемы» птиц на головах у детей.

Ведущий . Внимание! Внимание! Начинаем нашу радиопередачу: «Птицы — наши верные друзья». Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародилось у людей при взгляде на птиц. Мы рады, что к нам на праздник пришли пернатые друзья. Сейчас перед вами выступит грач.

Грач. Мы спешим к вам, ребята. Весна идет. Пора браться задела, заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Ведущий. А вот дятел перед микрофоном.

Дятел . Мой клюв, как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье. Ведущий. Сейчас перед вами выступит сова. Сова. Я съедаю за ночь 7—8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 000 мышей и, таким образом, спасла 20 тонн зерна. Синица, Я, синица, круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы мы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».

Скворец. Мы, скворцы, поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.

Кукушка . Я, кукушка, съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Ведущий . А сейчас мы проведем викторину.

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

5. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)

6. У каких птиц самцы красные, а самки зеленые. (У клестов)

7. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

8. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье гнездо плоское, а сорочье круглое — с крышей.)

9. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)

10. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

11. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

12. У какой птицы поют самки и самцы? (У снегиря)

13. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)

14. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

Ведущий . Внимание! Внимание! Слушайте вести из птичьего городка! Весенняя гололедица еще угрожает птицам. В птичьих столовых «людно». Синицы шлют благодарность второклассникам за вкусно высушенных майских жуков. Поварам птичьих столовых: в овраге у Черной речки ежегодно бывают заросли репейника. Просьба заранее подготовиться к сбору семян. Осенью репейники будут приниматься в неограниченном количестве. Вот подошла к концу наша радиопередача. Что вы узнали нового о птицах?

Домашнее задание : принести работы на конкурс «Лучшие рассказы о птицах».

Внеурочное занятие «День птиц»

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
4. Обобщить и расширить представления детей о птицах нашего края.
5. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные:
1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие:
1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Ход занятия

    Мотивационный этап ,

Встаньте, поздоровайтесь с нашими гостями. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу.

    Этап актуализации знаний.

Ребята, какое сейчас время года? К нам в гости сегодня пришла весна.

Весна:

Весна – красна к Вам пришла!

Весна – красна! Подарки принесла!

Листья на дубочек, шелковый платочек!

Много – много вешних вод,

Да веселый хоровод.

Я пришла к Вам с радостью!

С великой милостью!

Ведущий : Весна красна, что нам принесла?

Весна : Ручейки да дождики,

Подснежники в полях,

Теплые деньки да светлые!

Пение птиц, да лето жаркое!

Ребята, а как вы узнаете о приходе Весны?

Дети называют приметы.

Весна: Первые гонцы Весны конечно птицы!

С ними нужно подружиться!

3. Постановка целей и темы

Какую пользу приносят птицы?

С давних времен зазывали птиц весной с помощью свистулек, подражая их пению. Ребята, о ком у нас сегодня пойдет речь? Мы узнаем сегодня о том, что у птиц есть свой праздник, поговорим о народных приметах, познакомимся с интересными фактами из жизни птиц и, конечно, поговорим о том, как помочь птицам в трудную минуту.

Оставайся с нами весна и послушай, как ребята ждали прилета птиц.

    Мы вставали ночью даже,
    Из окна смотрели в сад.
    Ну когда же, ну когда же
    Гости наши прилетят?

    Ну когда же звонкой стаей
    Защебечут у окна?
    Может быть, они не знают,
    Что вернулась к нам весна?

    Что скворечник ждет их новый,
    Что проснулись луг и сад…
    Всех гостей встречать готовы.
    Что же гости не летят?

    А сегодня поглядели-
    На ольхе сидит скворец.
    Прилетели…
    Прилетели!
    Прилетели, наконец!

    Этап открытия новых знаний

    Апрель в наших краях весна еще ранняя, но на большей части нашей страны-это разгар весны, время птичьих песен и ослепительного солнца.

Именно поэтому день 1 апреля избран Международным днем птиц, вспомните, как радостно вздрагивает сердце, когда впервые весной вы видите весело бегущую по асфальтовой дорожке белую трясогузку или слышите на своей даче задорную песенку скворца. Еще бывают ночные заморозки, а лес наполняется безудержным весельем, в апреле прилетели к нам перелетные птицы.

Впервые День птиц у нас в стране был проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области, потом об этом празднике забыли, и возродили его в 1998 году, теперь его отмечают 1 апреля.

Люди давно стали привечать птиц: строить скворечники, обустраивать гнездовья, подкармливать птиц зимой. В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами. Вспомним сегодня некоторые из них.

Петух в представлении наших предков - воин. Он стоит на страже всего белого света. Но петух поет три раза и загоняет нечисть под пни, под колоды, в болотные урочища. Жива до сих пор в деревнях примета: в новый дом сперва нужно пустить ночевать кошку и петуха, лишь после этого можно считать, что жизнь в нем будет и спокойна и легка.

15 февраля - Сретенье. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама силы теряет. День этот еще зимобором называется. Воробей, встревая в эту "схватку", чириканьем подбадривает весну.

9 марта -птица гнездо завивает. Существовала примета: если птица начинала вить гнезда на солнечной стороне дерева, то жди холодного лета.

Потому и тот, кто родился в этот день, считается наделенным особо сильным стремлением заботиться о своем хозяйстве.

7 апреля - Благовещенье. В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки, выкупая птиц у ловцов, выпускали их на волю и приговаривали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Щеглята-молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Надобно было во что бы то ни стало дозваться до птичьих стай, увидеть в белых облаках их золотые облачка.

В этот день весь яблоневый сад стоит в цвету. Даже самому занятому человеку, у которого дел невпроворот, вменялось посидеть под яблоней, чтобы к нему возвратилось чувство покоя и здоровья. Существует представление, что только счастливый человек может услышать пение райской птицы -девы сирин.

8 мая - Марк-ключник. Он открывает синие дали ключиком от лета. В деревнях в этот день ждали прилета певчих птиц.

Старые люди примечали: запоет соловушка в этот день - с хлебом будешь.

По народной примете, соловей начнет петь, когда с березового листа воды напьется.

    В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Соберите пословицы (работа в парах)

Я буду называть первую часть пословицы, а вы - их заканчивать.

Лучше синица в руках... (чем журавль в небе.)

Цыплят по осени... (считают.)

Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь.)

Рано пташечка запела... (как бы кошечка не съела.)

Всякий кулик свое... (болото хвалит.)

Одна ласточка... (весны не делает.)

    Русский народ сочинил много загадок о птицах, попробуем их разгадать (договариваем хором)

На колу дворец,

На дворе певец.

А зовут его…

(Скворец.)

А строить умеет.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь,

Важен важностью...

(Снегирь.)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит легкие перинки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица...

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья - хрипловатая,

Известная персона. Кто она?

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота, но такая высота.

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла у хозяина … (Орла).

4) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля,

Узнаешь? Ведь это … (Цапля).

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

    А сейчас, ребята, я хочу задать вам очень трудные вопросы, попробуйте на них ответить, и постарайтесь запомнить.

Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

Почему ласточка перед дождем летает низко? (Ловит насекомых, которые перед дождем могут летать только у самой земли.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст, питается шишками)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см.)

Какие птицы не высиживают, а "выстаивают" своих птенцов? (Императорские пингвины.)

Что для птицы страшнее: голод или холод? (Голод.)

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

Какие птицы не летают? (Страус, пингвин, киви.)

5. Игра. Хлопайте – если название цветка,
Машите руками – если название птицы,
И помолчите – если название дерева

(Дятел, ромашка, берёза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василёк, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, аист, пальма, цапля, колокольчик).

«Птичьи разговоры».

Кто как разговаривает?

Гуси - гогочут

Журавли - кричат

Утки - крякают

Вороны - каркают

Голуби - воркуют

Совы - ухают

6. Птицы - источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Вспомним некоторые из них.

Вспомните русские народные сказки, главным героем которых является петух. ("Кот, петух и лиса", "Заячья избушка", "Петушок и бобовое зернышко ".) «Золотой петушок», «Серая шейка», «Гадкий утенок».

7. Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придет гибель.

А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

8. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Но сначала послушайте одну историю, которая произошла как-то зимой:

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна.
Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. Итак, ребята, чем мы можем помочь птицам зимой? А летом?

Очень часто приходится видеть, как дети обижают птиц, ловят их. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют.

Птиц надо беречь, нельзя их обижать и ловить.

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток устанавливать весной скворечники, а зимой - кормушки.

Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять...

    Итог. Давайте подведем итог нашему занятию.

Что нового вы узнали о жизни птиц?

Как можно помогать птицам?

Какую пользу они приносят?

Весна приготовила вам подарки (вручает птичек). (Дети на уроке изобразительного искусства раскрашивают их и прикрепляют на доску на дерево.)

    Рефлексия. А теперь давайте перенесемся в лес и послушаем пение птиц.