Дымковская игрушка презентация к уроку изо. Тема урока: "Дымковская игрушка"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дымковская игрушка

История дымковской игрушки Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.

Дымковская лошадка Очень стройный и красивый, С челкой и пушистой гривой. Может плавать и скакать, Ест овес, умеет ржать. Прыгнет в воду и в огонь Верный человеку…

Поэтапное выполнение работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Слайд 1

Дымковская игрушка

Слайд 2

Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчeркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента (разных цветов круги, клетки и др.).
Чаепитие

Слайд 3

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Слайд 4

Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Петух

Слайд 5

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
Козёл

Слайд 6

Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Лошадка

Слайд 7

Баран
Конь
Олень

Слайд 8

Барыня
В далекие времена самыми распространенными типами фигурок были животные и "бабы" - женские символы плодородия. Только в 19-м веке "бабы" нарядились в яркие одежды, взяли в руки блюда с пирогами, младенцев и птиц, устроились в лодках и на скамеечках. Появились многофигурные композиции с названиями типа "Поездка на санях", "Чаепитие", "Гуляющие с детьми", "В ночном».

Слайд 9

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Кормилица

Слайд 10

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Кормилица

МБДОУ № 74 Воспитатель: Лоскутова Д.В.

Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушки лепят из красной глины, перемешанной с речным песком. Форму лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы протирают влажной тряпкой.

После лепки игрушку обсушивают и обжигают.

Следующий этап работы – отбеливание. Игрушку погружали в раствор молотого мела, разведенного на молоке. Игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова к росписи.

Затем наносились традиционные узоры: клеточки, полоски, кружочки, овалы, точки.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд.

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

Завелась неведомая птица – Всякий ей дивится. Не поет и не летает, Вся горит и полыхает… Эта птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво – безделушка, Зовут ее – народная игрушка!

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова. Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся!

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

(Учитель показывает дымковские игрушки)

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ""Свистунья"". Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

(П. Синявский)

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

(Народное творчество)

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

(Народное творчество)

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

(Конец показа слайдов, презентаций)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Разные промыслы, разные стили объединяет русская народная игрушка. В этом многообразии раскрываются богатейшие возможности народного художественно-образного мироощущения, проявляются глубинные традиционные основы народного искусства, его национальная самобытность. Оно включает в себя не только традиционное крестьянское деревенское искусство, но и творчество посадских кустарей и городских ремесленников. Произведения, созданные в различных условиях, отличаются и по своим функциям, по художественно-образному строю и по содержанию. Так, дымковская игрушка совершенно иная, не такая, как филимоновская или каргопольская. И дело не только в своеобразии формы, пластики, цветового и орнаментального строя. Отличия носят более глубокий и принципиальный характер. Они выражены в самих вещах. Глядя на дымковские игрушки, чувствуешь в них особый стиль работы. Сам процесс создания игрушек здесь сложный, упорядоченный, отработанный до совершенства. Красную жирную глину для лепки слободские мастерицы собирали весной после половодья на реке Вятке. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий чистый сухой песок, с которым тщательно перемешивали глину. Лепка каждой игрушки это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, «примазки», сглаживали мокрой тряпкой, и тогда «игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая». Еще далеко до полной ее готовности, 4 5 дней пойдет сушка, 3 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем «обеливание» игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея лучшего закрепителя мела. И вот теперь «обеленные» игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой. И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. В цветовое многоголосье вплетаются еще голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи драгоценно сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания дымковской игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой высокий профессионализм характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно вполне могли заменять.







Узор Солнышко Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Самостоятельно изготавливаем большую и маленькую печатку тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как показано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок. Рисуем узор "солнышко" с помощью кисти и печатки-тычка. последовательность выполнения узора показана на рисунке.
















Дымковские узоры Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Надо завершить роспись, используя кисть и печатку- тычок. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка. Обратить внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.
















Птичница и водоноска В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету. В росписи фигурки крестьянки надо самостоятельно придумать узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.












Наряд барыни - 2 Распиши наряд барыни-щеголихи. Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет. Надо самостоятельно выбрать элементы декора одежды на фигурке барыни.






Лепка и роспись дымковской барыни Вылепи барыню как показано на рисунке. На рисунке изображены этапы лепки мастером дымковской игрушки. Главная особенность дымки - лепка фигурки из глины по частям. для работы понадобятся: глина (можно заменить поастилином); дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или из линолеума); стеки - деревянные или пластмассовые палочки с плоскими или округленными концами разной формы (см. картинку); баночка с водой; тряпочка. Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Заем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносятся цветные узоры гуашью. Если фигурка была вылеплена из пластилина, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растолченного мела или зубного порошка.