Игры для детей онлайн перелетные птицы. Мы повесили кормушки

Цель урока:

  1. Расширить знания детей о птицах;
  2. Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
  3. Воспитывать заботливое отношение к ним;
  4. Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу.

Оборудование:

  1. Карточки с изображением птиц, зимующих в наших краях и перелетных;
  2. Фонограмма птичьих голосов;
  3. Рисунки птиц;
  4. Красная книга.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Учитель читает рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.

2. Конкурс «Загадки».

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.

(Воробей)

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?

Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голосом речистым, чистым
Клее-кле-кле кричит со свистом.

Может и свариться,
Может и разбиться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться.

Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …

Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?

Ответы детей. (Они не улетают на зиму, а круглый год живут рядом с нами).

Этих птиц называют оседлыми. А вы знаете, птиц живущих у нас? Это галки, синицы, вороны, поползни, голуби.

Учитель вывешивает схему:

Эти птицы не бояться морозов, и еду добывают даже в очень снежные зимы. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти может быть одна-две доживают до весны.

3. Конкурс «Кормушка».

  1. Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерно, крупу. Или хлебные крошки).
  2. Двум ученикам предлагается сделать кормушки из имеющихся материалов.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

4. Конкурс «Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).

Перелетные птицы (скворец, соловей, журавль).

5. Физминутка.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.

6. Конкурс «Загадочный сундучок».

  1. Осенью птицы улетают в теплые края. Мелкие птицы летят стайками. Утки- одна возле другой. А как летят журавли? (Клином).
  2. Какая птица наших мест имеет наибольшую продолжительность жизни? (Ворон – 100 лет)
  3. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стайками, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева и рябчики? (Под снегом).
  4. Наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, дети научились определять какая погода на улице. Как они это делали? (В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела).
  5. Утки очень любят воду. Они там купаются, находят корм. Но охотно утки лезут в воду в сильный мороз. Почему? (Температура воды в мороз выше температуры воздуха, поэтому в воде утки будут охлаждаться меньше, чем на воздухе).
  6. Одни считают воробья вредной птицей, а другие – полезной. Почему? (Тот небольшой вред, который приносят воробьи, питаясь зерном, многократно компенсируется при вскармливании птенцов гусеницами).

7. Конкурс «Какая птица».

  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
  3. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
  4. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
  5. Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока).
  6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

Сейчас мы узнали, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы.

Как же удалось это сделать?

Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы.

8. Конкурс «Сложи пословицу».

(Пословицы разрезаны на слова).

  1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  2. Как сорока хвостом, так болтун языком.
  3. Осенью и у воробья пир.
  4. И сова своих детей хвалит.
  5. Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
  6. Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
  7. Птице даны крылья, а человеку- разум.

9. Какие вы знаете сказки с названием птиц?

  • «Гуси-лебеди»,
  • «Гадкий утенок».

10. А теперь поиграем! «Узнай птиц».

  • Воробей – (чирикает)
  • Кукушка - (кукукает)
  • Ворона - (каркает)
  • Курица - (квохчет)
  • Утка - (крякает)
  • Соловей - (поет)
  • Сорока- (трещит)

11. Загадка- плетенка.

Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?

1 В Р Б Й
2 К О Е
3 К К Ш А
4 Л Х Р
5 С Л В Й
  1. ВОРОБЕЙ
  2. СКВОРЕЦ
  3. КУКУШКА
  4. ГЛУХАРЬ
  5. СОЛОВЕЙ

12. Конкурс «Знатоки природы».

(домашнее задание).

К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Дома двум учащимся необходимо было подготовить материал о птицах, занесенных в Красную книгу. Выслушаем их сообщения.

Балобан – крупный сокол, немного больше вороны. Окраска верха тела изменчивая от охристо-серой до тёмно-бурой, низ светлее, с темными, каплевидными пестринками. Самки крупнее самцов. Крылья длинные, заостренные, характерны белые поперечные ряды пятен на рулевых перьях. Полет стремительный, птицы хорошо парят, высматривая добычу. Балобан предпочитает гнездиться в старых лиственных лесах, окруженных открытыми пространствами. Однако он нередко устраивает гнезда в нишах и на выступах высоких обрывов. В полной кладке обычно 4 яйца. Основы питания составляют грызуны. Гнездовая сокола- балобана и самих птиц следует тщательно охранять.

Журавль –красавка. Это изящная стройная птица с пепельно-сизым оперением туловища, голова и шея покрыты черными блестящими перьями, которые удлинены в зобной части и образуют косицы. Масса красавок достигает 3 кг. В полете вытягивает ноги и шею. В стае летят характерным треугольным клином или журавлиным углом.

Журавли очень осторожные птицы. Если журавлей не преследовать, то они из года в год гнездятся в одном и том же месте. Гнездо у журавлей примитивное: это небольшое углубление в почве с постилкой из травы. В кладке 2-3 яйца. Кормятся журавли разнообразной растительной пищей, но едят и червей и насекомых.

(по материалам Красной книги).

13. Итог урока.

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

  • где же зимуют птицы? (в теплых краях);
  • когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
  • как называют таких птиц? (Перелетные);
  • почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
  • какое другое название птиц? (Пернатые);
  • птичий домик это… (Гнездо, скворечник);
  • большая группа птиц это … (Стая);
  • главный лесной барабанщик (Дятел).

Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Ход игры . С одной стороне зала находятся дети-птицы. На другой стороне располагают различные пособия – гимнастические скамейки, кубы, модули и т. д. – это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы улетают! » дети, помахивая руками как крыльями, разбегаются по всему залу. По сигналу «Буря! » все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое-либо место. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась! », дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу – «птицы продолжают свой полет». Страховка воспитателя обязательна.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход игры. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Ход игры: Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют).Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.



Игра малой подвижности «Летает - не летает»

Ход игры: Дети идут в колонне по одному. Учитель называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.

Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим

«Караси и щука»

Ход игры: Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие распределяются на двегруппы. Однагруппаобразует круг – это камешки, другаягруппа – караси, которые попадают внутрь круга. Щука находится за пределами круга. По сигналувоспитателя:«Щука!» - она быстро вбегает в круг,стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-то из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с новой щукой. По окончанииигрывоспитатель отмечает самых ловких водящих.

«Удочка»

Цель: Совершенствовать координационные способности, укреплять мышцы ног.

Ход игры: Играющие стоят в кругу, выдержит центре круга воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом (землей), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав мешочком 2-3 круга, воспитатель делает паузу, подсчитывает количество задевших за мешочек и дает указания по выполнению прыжков

«Ловля рыб»

Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.
Ход игры . Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии несколько шагов. Одна группа – «рыболовы» (их меньше), другая – «рыбы». В начале между ними происходит разговор:
- Что вы вяжете? – спрашивают рыбы.
- Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите!
- Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба. Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается ее рукой.



Сюжетно-ролевые игры.

"Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Материал: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты..
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Материал: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

«Рыбаки»

Цель: Закрепление представлений детей о рыбной ловле. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми Материал: Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки.

Ход игры: Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать экскурсию на реку, где вместе с детьми понаблюдать за рыбаками, обсудить вопросы: на чем передвигается по реке рыбак, какие бывают лодки, что ловит рыбак, чем он ловит рыбу, какие для этого нужны приспособления. Можно там же организовать встречу с рыбаком, задать ему интересующие детей вопросы. После этого в группе воспитатель проводит беседу «Что мы видели на реке». Родителей педагог просит на выходные дни взять детей с собой на речку, показать, как нужно ловить рыбу. Затем совместно с детьми можно соорудить лодки и весла из строительного материала, из длинных прутиков сделать удочки. Когда все приготовления к игре будут готовы, воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно. Во время игры педагог должен поддерживать возникший интерес детей к игре в «рыбаков» и направлять развитие сюжета, используя советы, вопросы, напоминания. Например, вопросы: На чем это вы плаваете? Куда плывет ваша лодка? Что вы в ней везете? Совет: «Договоритесь с капитаном, погрузите рыбу на пароход и везите в соседний город, в магазины». Обращаясь к девочкам: «Там, на пристани, привезли свежую рыбу. Не нужно ли вам купить рыбы?» и т.д.

Дидактические игры.

«Что лишнее?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель называет время года : «Весна». Затем перечисляет признаки разных времён. Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

«Назови одним словом»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных.

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.

Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина

Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

Падение капель оттаявшего снега.- Капель.

«Какое время года?»

Цель. Учить воспринимать текст стихотворения; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания основных признаках времён года.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

«Весна»

Цель . Активизировать использование образной лексики в речи детей.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям такие вопросы: Какое солнце весной? Лучистое, золотое, яркое, оранжевое, жаркое, весеннее и т.д. Какой ветер весной? Теплый, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный, веселый и т.д. Какая трава весной? Молодая, густая, сочная, зеленая, пушистая, изумрудная и т.д. -Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная.

«Цветы»

Цель игры: научить детей любоваться растущим цветами, видеть и воспринимать их красоту, воспитывать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить названия садовых растений.

Ход игры: Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя- название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит: -Здравствуйте, цветы! -Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы». Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение. После игры весной дети могут посадить или посеять цветы.

«Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры . На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

«Космическая пыль»

Цель: учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие. - формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход игры: 1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную: – Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.- Найдите большую голубую звезду. - Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т.д

«Найди лишнее»

Цели: развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;развивать память.

Ход игры: Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок.

Перед детьми ставится задача - найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Предлагаемые наборы слов

1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.

2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.

3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.

4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.

5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.

6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.

7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.

8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.

9. Море, океан, река, озеро, пустыня.

10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.

11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.

12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.

13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.

15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.

В начале обучения детей игре набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.

«Узнай птицу по силуэту»

Цель: Закреплять знания о перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Материал: Картинки с силуэтами птиц.

Ход игры: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц.

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.

Воробей - чирикает, ворона - каркает, голубь - воркует, синица - свистит, утка - крякает, соловей - поет, кукушка - кукует.

«Что лишнее»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Материал: карточки с набором из 4-х слов(картинок).

Ход игры: три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

«Чего не хватает»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Ход игры: Воспитатель выставляет силуэты птиц(без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.). Дети должны сказать, чего не хватает у птиц

«Кто где живет»

Ход игры: Каждой паре детей достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями:

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

«Найди тень»

Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.

Материал: Карточки с изображением различных птиц, а также их теней.
Ход игры: Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями.

«Угадай, чей хвост»

Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных

Материал: Картинки с изображением птиц без хвостов и отдельно картинки с хвостиками.

Ход игры: Дети самостоятельно ищут «хозяина» хвоста и проговаривают название птицы, называют, чей хвост

«Четвертый лишний»

Цель. Закреплять знаниядетей о рыбах

Ход игры. Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнееслово:

1) заяц, еж, лиса, щука;

2) трясогузка, паук, скворец, акула;

3) бабочка, стрекоза, енот, сом;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, окунь;

5) пчела, стрекоза, енот, дельфин;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, скат и т.д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Щука-Щучка, сом-сомик, карась-карасик, окунь-окушек, кит-китик…

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход игры: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым.

«Кто где живет»

Цель: формировать умения детей соотносить изображение рыб с его местом обитания, правильно называя рыбу.

Ход: В игре принимают участие двое и более детей. Дети ставят картинку с изображением реки и моря, под картинку с соответствующим животным. Ведущий открывает карточки с рыбами, а у каждого игрока своя карточка с водоемами, а игроки забирают себе те, что им подходят. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.

Пояснительная записка

игра предназначена для детей старшего возраста – 5-7 лет

Игру целесообразно проводить в период действия лексических тем ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края»

Задачи:

1.Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

2.Учить дифференцировать понятия «Зимующие» и «Перелетные» птицы;

3.Развивать внимание, слуховое восприятие, воображение;

4.Воспитывать интерес к природе (перелетные и зимующие птицы);

Предварительная работа:

В рамках лексических тем ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края», организуется взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ (воспитателями). Взаимодействие заключается в подготовке к восприятию данной игры.

Подготовка к восприятию игры

— проведение ООД в соответствии с лексическими темами ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края»

— проведение индивидуальных, групповых и фронтальных бесед в соответствии с данными лексическими темами ДОУ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

Оборудование: шнур или канат

Темп : умеренный

Подготовка: На одной стороне зала проводится (выкладывается шнуром) черта, за ней «теплые страны». Остальное пространство – это поляна.

Правила игры:

— бегая врассыпную, не наталкиваться друг на друга

— выполнять перемещение за черту (шнур, канат) или садиться на корточки только после слов «…крылья расправляет»

— проговаривать все слова четко, не задерживаясь

Ход игры :

В роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры.

Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц.

Воспитатель произносит текст:

Осень пришла,

Наступили холода.

Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет,

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

Улетает, улетает

В теплые края.

А если воспитатель называет зимующую птицу:

Осень пришла,

Наступили холода.

Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет,

Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст:

Но никуда не улетает.

Ей зима не страшна.

Игра повторяется 5-6 раз.

В конце игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Название: Подвижная игра для детей старшего возраста (5-7 лет) «Птицы зимующие, птицы перелетные»
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Подвижные


Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: МДОУ Детский сад № 22 д. Яраткулова
Месторасположение: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Яраткулова, ул.Центральная, 25

Наталья Столярова
Картотека подвижных игр по теме «Птицы»

Картотека подвижных игр по теме «Птицы »

Подвижные игры для младшего дошкольного возраста

Подвижная «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение Текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону :

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит :

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит :

Первая гуля говорит :

«Надо кашкой накормить» .

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит :

«Ване спать надо велеть» .

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит :

«Погулять надо сходить» .

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3-4 круга (диаметр кругов 1-1,3 м) - это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит :

Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички - Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов - вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»

птиц то на одной , то на другой стороне площадки : дети присажи-ваются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, - клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит :

Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.

Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета) . 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь : маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3,5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит :

Вылетайте из гнездышек,

воробышки!

Поклюйте зернышек,

воробышки!

Быстро летайте,

Крыльями махайте!

Раз-два, раз-два,

Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воро-бышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»

Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Воробей с березы Прыгают на двух ногах, руки вниз.

На дорогу прыг!

Больше нет мороза - Хлопают в ладоши.

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке Выполняют наклоны влево-вправо,

Быстрый ручеек, руки на пояс.

И не зябнут лапки - Прыгают на двух ногах, руки вниз.

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки - Хлопают в ладоши.

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки - Выполняют «пружинку» , руки на

Чик-чирик! пояс.

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

Инвентарь : пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см) .

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит :

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Подвижные игры для старшего дошкольного возраста

Подвижная игра «Ласточки»

Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками.

Все люди глядели.

Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной.

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Подвижная игра «Голуби и кот» .

Считалочкой выбираем водящего.

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек - пташка, серая рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей - «домиков для голубей» . По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей» . По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы » летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот» .

Подвижная игра «Птицелов »

Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов » - водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу , голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами :

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели ,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет -

В плен нас возьмет.

Дети разбегаются, а «птицелов » пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом , а «птицелов » угадывает, какую «птицу » он поймал. Затем выбирается новый «птицелов » .

Игра «Птицы в клетке »

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики» . По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу й выходят из клетки . Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Птицелов »

Играющие делятся на 3-4 группы по 4-6 человек в каждой. Каж-дая группа детей выбирает для себя какую-либо перелетную птицу , крику которой они хотели бы подражать. (Например, первая группа - «гуси» , характерный крик - «га-га-га» , вторая группа - «утки» , характерный крик - «кря-кря» , третья группа - «кукушки» , характерный крик - «ку-ку» , четвертая группа - «журавли» , характерный крик - «курлы-курлы» .) Все дети встают в круг, в центре которого - водящий-«птицелов » с завязанными глазами. «Птицы » произвольно ходят, кружатся по площадке вокруг «птицелова » и произносят :

Птицы крылья расправляют ,

К югу птицы улетают ,

Птицы весело поют .

Ай! Птицелов идет !

Птицы , улетайте!

«Птицелов » хлопает в ладоши, играющие-птицы замирают на месте (прятаться за какими-либо предметами нельзя, а «птицелов » начинает их искать. Тот игрок, которого найдет водящий, подражает крику птицы , которую он выбрал. «Птицелов » старается угадать название птицы и имя пойманного им игрока. Пойманный игрок становится водящим-«птицеловом » . Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Скворцы и кошка»

Выбираются 3-4 ребенка - «скворца» , один ребенок - «кошка» . На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3-4 человека берутся за руки, образуют круги - «скворечники» . В каждом размещаются по 1-2 «скворца» . «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов» . «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов» . Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3-4 раза.

Филин и пташки

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы , которую выбрали, играющие летают по площадке.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица , и только тогда пойманный становится филином.

Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц , голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.) . Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т. д.) . Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.

Вариант. Дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят : «Мы сороки, где наш дом?» ; «Мы чайки, где наш дом?» ; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить . Птицы летают по площадке , на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать .

«ПОЕЗД»

Цель: Развивать умение двигаться и останавливаться по звуковому сигналу .

Все постепенно останавливаются. По «гудку» движение вперед. На остановке дети выходят из поезда собирают цветы, ягоды, гуляют и т.д.

«ЛОВИШКИ С ДОМАМИ»

Цель: совершенствовать умение быстро бегать, развивать ловкость, внимание .

Игра повторяется 4-5 раз.

«МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ»

Цель: развивать умение сообща выполнять движения, ходьбу, бег в разном темпе.

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Мы руки подаем».

Дети соединяют руки, образуя круг.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом».

«ЦЫПЛЯТА И НАСЕДКА»

Цель: совершенствовать умение подлезать под препятствие не касаясь его, развивать фантазию, творческое воображение.

Содержание: Поперек площадки на высоте 40-45 см натягивается шнур. С одной стороны от шнура поле, с другой двор, где находятся «цыплята» (дети) и «наседка» (воспитатель). Цыплята прыгают, резвятся. Наседка говорит: «Погуляйте цыплята, поклюйте зернышек». Дети подлезают под шнур и бегают по полю. Затем воспитатель зовет цыплят на двор: «Цып-цып». Дети, подлезают под шнур не касаясь его.

Игра повторяется 2-3 раза.

«ВОРОБЫШКИ И КОТ»

Цель: развивать умение спрыгивать с высоты и подниматься на гимнастическую скамейку без помощи рук.

Игра повторяется 3-4 раза.

«ВОРОНЫ И ГНЕЗДА»

Цель: развивать координацию, ловкость и быстроту.

Игра повторяется4-5 раз.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДАХ»

Цель: совершенствовать умение перешагивать через препятствия прямо и боком.

Содержание : В разных углах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются, постукивая концами пальцев по коленям. Затем вновь бегают по сигналу «птички в гнезда» убегают в гнезда.

«СПЯЩАЯ ЛИСА»

Цель: развивать физические качества: быстроту, ловкость, внимание .

«САМОЛЕТЫ»

Цель: совершенствовать умение бегать не наталкиваясь друг на друга, бегать в разном темпе.

II. Дети размещаются на 1-й стороне площадке.

По сигналу самолеты взлетают и летают. По сигналу – заходят на посадку и возвращаются на аэродром.


«ПОЙМАЙ КОМАРА»

Цель: развивать умение допрыгнуть до предмета, как можно выше.

Вариант: «Поймай птичку»

« Поймай мышку»

«Найди кролика»

«ЦЫПЛЯТА»

Цель: совершенствовать умение спрыгивать с высоты и быстро подниматься на скамейку без помощи рук.

3-4 раза.


«ТРАМВАЙ»

Цель: развивать умение двигаться-останавливаться по зрительному сигналу.

«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»

Цель: совершенствовать умение подлезать под препятствия высотой 50-40 см. не задевая его.

3-4 раза.

«РЕЗВЫЕ ЛЯГУШАТА»

Цель: развивать умение прыгать на одной ноге, совершенствовать умение прыгать на 2-х ногах с продвижением вперед.

После каждого путешествия увеличить расстояние на 20-25 см. (до 2-2,5 м).


«ПТИЦЫ И ДОЖДЬ»

Цель: развивать умение влезать и слезать с гимнастической стенки одноименным и разноименным способами.

Игра повторяется 3-4 раза.

«КРОЛИКИ»

Цель: совершенствовать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Содержание: На одной стороне площадки ставятся дуги (обручи). На противоположной – стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. 4-5 детей ставятся в кружки. «Кролики сидят в клетках» - малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов. «Погуляйте, поешьте травки». Кролики бегают, прыгают. «Бегите в клетки» - кролики убегают.

«УТЯТА»

Цель: совершенствовать умение выполнять прыжки на 2-х ногах вперед-назад через шнур.


«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»

Цель: совершенствовать умение прыгать на 2-х ногах с продвижением вперед.

Шагают наши ножки

1,2 1,2

По камешкам, по камешкам!

В яму – бух!

Под слова «по камешкам» дети прыгают продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки.