Какие танки производились в годы вов. Танковая кузница россии

1

Трефилова И.Л. (г. Тула, МБОУЦО № 6)

1. «Огневая подготовка» часть 2 – »Основы устройств вооружения» под ред. В.М. Шишковского.

2. «Подготовка офицеров запаса сухопутных войск» по ред. Ю.А. Науменко.

3. «Энциклопедия Терра», раздел Танки мира.

4. Кочетков Д. И., «С закрытыми люками», Москва, 1962.

Как многие современные дети, я очень люблю играть в компьютерные игры. Благодаря одной из игр, я увлёкся изучением военной техники. Мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, кто и в какой стране их изобрёл, какие танки установлены в моём городе.

Актуальность темы

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах.

Гипотеза. Предполагаю, что лучшие боевые танки были созданы в СССР и им принадлежит одна из главных ролей в победе против ВОВ.

Главная цель моей работы - узнать об истории появления танков, их роли в Великой Отечественной войне, выяснить особенности танков, определить в какой стране был создан лучший танк.

  • Проанализировать энциклопедический материл по теме исследования;
  • Определить, какие танки были лучшими;
  • Выяснить, марки каких танков установлены в нашем городе и области.

Объект исследования: военная техника.

Предмет исследования: танки

Методы исследования:

  • Литературный - использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы, интернет - ресурсов.
  • Поисковый - работа в архивах библиотеки.
  • Теоретический анализ.

С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.

Рис. 1. Самоход» Блинова

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка - гусеница - родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова - Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти.

Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев, сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был представлен к рассмотрению 24 августа 1916 года.

По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.

История танкостроения

Большим толчком к развитию танкостроения стала Первая мировая война. Именно в это время ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка. Хотя во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось.

Начало советскому танкостроению было положено осенью 1919 года, Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить впуск отечественных танков по образцу французского «Рено» FT. В конце 1919 года трофейный танк, которому предстояло послужить образцом, привезли на Сормовский завод. Уже с августа 1920 года начался выпуск первых советских танков, разработанных на основе «Рено». Эти танки получили название «Борец за свободу товарищ Ленин» (легкий танк М).

Первым же серийным танком СССР стал легкий танк МС-1 (Т-18), который был принят на вооружение летом 1927 года.

В тридцатые годы основу советских танковых соединений составляли колесно-гусеничные танки БТ, имеющие для того времени высокие боевые и технические характеристики. Опыт, полученный в это время работы над бронетехникой, позволил подняться на новый, более качественный уровень. В 1938 году появился колесно-гусеничный прототип А-20 (БТ-20), а затем и полностью гусеничный танк А-32 (Т-32). После ходовых испытаний предпочтение было отдано гусеничному прототипу А-32, и он получил наименование - Т-34. Этому танку, созданному в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина, и предстояло стать лучшим средним танком Второй мировой войны.

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству.

Рис. 4. Танки: А-8 (БТ-7М) А-20 Т-34 (обр. 1940 г.) Т-34 (обр. 1941 г.)

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка. «Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение - ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И.С. Конев). Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.

Конечно же Т-34 был не единственным танком СССР во Второй мировой войне, кроме него были еще легкие танки: Т-40, Т-50, Т-60, Т-70; тяжелые - серии КВ (Клим Ворошилов) и ИС (Иосиф Сталин). Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1″ началась летом 1944 года. Ею занялись сразу два конструктора. Конкурентами стали главный инженер Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) Михаил Фёдорович Балжи и Жозеф Яковлевич Котин стоявший во главе Опытного завода №100.

Оба проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи. Её особенностью являлся низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. А корпус из проекта Ж.Я.Котина. Его решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы, в ней был расположен люк механика-водителя. Нижняя бронеплита располагалась под наклоном. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести. Следует отметить, что директор завода, когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3. Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А. Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова: Вот такая машина нужна армии!

После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ. Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года. Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.

Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз.

В настоящее время нет, и в ближайшей перспективе не предвидится, появление более дешевой и мощной системы вооружения, которая могла бы сравниться с танком по своим характеристикам, и была бы способна обеспечить высокую маневренность, защиту от огня противника, огневую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя.

Танки, установленные в городе тула и области

\Великая Отечественная война прошлась по тульской земле разрушительным ураганом. Здесь шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Тридцать три района Тульской области были полностью заняты вражескими войсками, шесть - частично оккупированы.

Тула должна была стать плацдармом для нападения на Москву. Так хотел Гитлер. Он в очередной раз не учел несгибаемого духа советского народа. Бои под Тулой в очередной раз доказали: и один в поле воин, если он советский.

С северо-запада на Москву нацелилась мощная группировка из 2-х танковых групп и некоторых других частей. На тульско-каширском направлении действовала танковая армия. На нем действовал армейский корпус, усиленный танками. Всего для овладения Москвой была выделена 51 дивизия, в том числе 13 танковых. Осенью 1941 года советские войска выдержали героическую оборону Тулы, и их подвиг вошел в историю Великой Отечественной войны. Танковая армада генерала Гудериана дала здесь свой последний бой и проиграла.

Создание танка оказало огромную помощь нашей стране в войнах. Практически в каждом городе в память о прошедшей войне на постаменты были установлены разные модели танков. Наш город тоже не стал исключением.

В Туле и Тульской области установлены 3 танка:

1. Танк ИС-2, находится в г. Щекино, Тульской области, рядом с кинотеатром «Сокол». В результате боевых действий в районе Щекино войсками 50-й и 10-й армий были разгромлены части 2-й танковой армии Гудериана и 296-й пехотной дивизии «Оленья голова».

2. Танк ИС - 3, находится в г.Тула, пос.Косая Гора, рядом с КМЗ.

3. В Могелёвском сквере г. Тулы установлен легендарный танк Т-34.

Эти танки были установлены в память 50 армии, 32 танковой бригады и 112 дивизии, освободивших Щекинский район и принимавших участие в обороне г.Тулы. Проявившим героизм при разгроме немецко-фашистских войск. А именно войска Гудериана, который пытался «лобовым» ударом овладеть Тулой и прорваться к Москве. В ходе ожесточённых боёв войска 2-й немецкой армии понесли большие потери, были обескровлены, а их ударная сила - танки - в основном была уничтожена. Их танковая армия уже не могла не только наступать, но и обороняться. Это подтверждается тем, что Гудериан принял трудное для него решение «отвести свои далеко выдвинутые вперед части на реки Дон, Шат, Упа».

Заключение

Проанализировав проделанную работу, я сделал ряд выводов:

1. Основная отличительная черта деталь любого танка - гусеница - была изобретена на берегах реки Волги.

3. Первый отечественный танк начали выпускать с августа 1920 года и назывался он «Борец за свободу товарищ Ленин», а первым серийным танком стал легкий танк МС-1 (Т-18),который был принят на вооружение летом 1927 года.

4. Самым лучшим предстояло стать гусеничному танку Т-34 ,против которого были бессильны гитлеровские танки.

5. С помощью ИС-3, Красная армия дала понять, что они не лыком шиты и могут ещё раз пройтись по Европе.

6. Тановое строительство в СССР внесло огромный вклад в победу над фашистской Германией.

7. В нашем городе установлены два легендарных танка: Т-34, ИС-3 в память о героической защите южных рубежей столицы СССР.

Библиографическая ссылка

Козлов К. РАЗВИТИЕ ТАНКОСТРОЕНИЯ В СССР И РОЛЬ БОЕВЫХ ТАНКОВ В ВОЙНЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 57-61;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=459 (дата обращения: 10.03.2019).

В 1941 - 1945 годах промышленность СССР показала весь свой огромный потенциал. По количеству выпущенной в ходе войны бронетехники Советский Союз решительно превзошёл своего грозного противника - гитлеровскую Германию. В наше время уже в полной уверенностью можно сказать, что Великую Отечественную Войну выйграла не только советская армия, но и советская промышленность, которая в течении всей войны наращивала темпы выпуска боевой техники, оставив позади лучшую военную машину Запада, в распоряжении которой находились ресурсы всей Европы.

Производство танков и САУ в СССР росло невиданными темпами. Свыше ста тысяч танков и САУ выпустили советские танковые заводы с 1941 по первое полугодие 1945 года. Даже в самом тяжелом для СССР 1941 году отечественная промышленность не оставила шансов промышленности Третьего Рейха, опередив по выпуску техники немецкие заводы почти вдвое. Учитывая сокрушительное поражение войск западных приграничных округов, общее отступление Красной Армии и потерю огромного количества боевой техники буквально в первые же недели войны(среднесуточные потери советских танковых войск во время летнего разгрома в 1941-м составляли 233 танка!!!), поддержание и наращивание выпуска боевой техники становилось для СССР вопросом выживания.

Производство танков и сау в СССР по сравнению с ГЕРМАНИЕЙ в 1941 - 1945 годах

СССР:
1941 год - 6590
1942 год - 24445
1943 год - 30100
1944 год - 33274
первое полугодие 1945 - 15450

Германия:
1941 год - 3805
1942 год - 6189
1943 год - 10700
1944 год - 18300

Ещё до начала Великой Отечественной Войны, в период с января по июнь 1941 года, промышленность СССР выпустила 1800 танков, однако в связи с реорганизацией бронетанковых войск и принятии советским руководством решения о создании ещё 20 механизированных корпусов вдобавок к уже развернутым, этой техники было явно недостаточно для укомплектования штата всех этих новых формирований. В начале войны большинство войск приграничных округов были укомлектованы техникой лишь в половину положенного по штату количества. При этом большое количество техники уже длительное время находилось в эксплуатации и требовало ремонта, а выпуск запчастей для неё был очень мал. После немецкого вторжения и по мере продвижения гитлеровцев вглубь территории СССР многие промышленные предприятия начали эвакуироваться на восток. Перевозка целых предприятий была сложным процессом и в плане организации в плане осуществления, однако огромные промышленные гиганты, которые удалось вывезти с территорий, которые позже будут оккупированы, вскоре начнут выпускать так необходимые фронту танки. В связи с эвакуацией многих заводов, выпуск техники был в 1941 году не столь большим, каким он мог бы быть, но даже несмотря на это СССР в 1941 году произвел боевой техники больше, чем Германия.

Уже в 1942 году, когда эвакуированные на восток советские предприятия начали работать в полную силу, Советский Союз смог выпустить в 4 раза больше танков, чем промышленность Третьего Рейха. Числа, приведенные выше, наглядно иллюстрирует степень превосходства промышленности СССР над промышленностью Германии. Тенденция роста выпуска техники сохранялась в ходе всей войны. И хотя немцы предпринимали впечатляющие усилия для увеличения выпуска боевой техники, им всю войну не удавалось превзойти своего противника. Даже на пике своих военных усилий в 1944 году, уже почувствовав приближение Красной Армии, гитлеровская Германия не смогла превзойти СССР в выпуске боевой техники. Преимущества социалистической плановой экономики позволили СССР более эффективно распределять и использовать свои ресурсы, хотя, например угля и стали в Советском Союзе добывалось и выплавлялось намного меньше, чем в Германии и её подчинённых странах. К маю 1945 года в Красной Армии насчитывалось уже свыше 30 тысяч действующих танков и самоходных артиллерийских установок. Промышленость СССР, осуществляющая производство танков и САУ, в ходе войны продемонстрировала всю свою потенциальную мощь. Героические усилия советских предприятий, выпускающих вооружение, на которых зачастую работали женщины и дети, так как все мужчины были мобилизованы, стали одним из главных факторов победы Советского Союза во Великой Отечественной Войне.

Метки к статье: ,

«Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль Русский Бог?». Так А. С. Пушкин определил истоки победы государства Российского в Отечественной войне 1812 года. Столь же краткой «формулы победы» в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в отечественной литературе нам обнаружить не удалось. Переводчица при штабе 3-й Ударной армии Е. Ржевская, по долгу службы добивавшаяся в ходе допросов от немецких солдат и офицеров правдивой характеристики наших Вооруженных Сил, в числе преимуществ, как правило, получала одну и ту же фразу: «Танк Т-34, выносливость солдат, Жуков».

«Тридцатьчетверка» всегда стояла на первом месте. И дело не только в великолепных тактико-технических характеристиках советского среднего танка. Испытать незабываемые впечатления от общения с ним пришлось практически всем иноземцам, имевшим несчастье попасть на Восточный фронт в составе войск Третьего рейха и его союзников. Танков Т-34 было много. Очень много. На фоне бесчисленных «тридцатьчетверок» немецкие солдаты уже не слишком запоминали великолепные для своего времени тяжелые советские танки КВ и ИС, ужасающей мощи самоходные орудия СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122, неизменные спутники русской пехоты самоходки СУ-76 и тем более легкие танки Т-60 и Т-70.

Всего же за годы Великой Отечественной войны, начиная с 1 июля 1941-го и по 1 июня 1945-го, советская промышленность построила 95 252 танка и САУ против 40 380 боевых машин у противника. Правда, цифры эти несколько лукавы и учитывают лишь те классы бронированных машин, что производились в нашей стране. Между тем палитра бронетехники в Германии была заметно шире, нежели в СССР, и включала в себя также полноприводные бронеавтомобили с пушечным вооружением и полугусеничные бронетранспортеры. А это еще более 25 тысяч единиц. Между прочим советское командование относилось к ним со всей серьезностью. В изданной в 1943 году памятке для истребителей танков указывалось, что уничтоженный броневик соответствует легкому танку, за три штуки бойцу полагался орден Отечественной войны 1-й степени. Эта же награда выдавалась за два тяжелых или средних танка. Иначе говоря, два «Тигра» по боевой ценности приравнивались к трем броневикам.

27 против 150

Но все равно даже с учетом бронеавтомобилей и бронетранспортеров промышленность Германии проиграла соревнование советскому Танкпрому. Это особенно очевидно, если сравнить количество противостоящих друг другу заводов: 27 – с советской стороны (по состоянию на конец 1944-го – начало 1945-го) и около 150 – с немецкой.

“ Отечественные отраслевые руководители, ученые и инженеры создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники ”

В свое время в советской историографии Великой Отечественной войны красной нитью проходила мысль о противостоянии СССР не просто с Германией, но с объединенными силами Западной Европы, за исключением разве что Великобритании. В 90-х годах по соображениям политкорректности и грядущей интеграции с Западом это идея как-то забылась, но отнюдь не потеряла своего исторического содержания.

К массовому производству танков Третий рейх приступил позднее, чем Советский Союз, но к делу сразу же были подключены первоклассные предприятия. Первыми освоили серийный выпуск танков заводы фирм «Крупп» (Эссен), «Рейнметалл-Борзиг» (Берлин), «Даймлер-Бенц АГ» (Берлин) и «Хеншель и сын АГ» (Кассель), немного позднее к ним присоединился крупповский завод «Грузон-Верке» (Магдебург). По мнению британского исследователя Дж. Форти, это были настоящие флагманы немецкой индустрии, располагавшие всем необходимым для самостоятельного производства большей части основных танковых агрегатов и узлов. В дальнейшем были построены еще несколько заводов, занимавшихся исключительно бронетанковой техникой: «Алкетт» (Берлин), «МИАГ» (Брауншвайг). Специально для сборки «Пантер» был возведен завод «Нидерсаксен».

Кроме того, германская империя подключила к танковой отрасли предприятия присоединенных стран. Сначала это была австрийская фирма «Штейер-Даймлер-Пух», затем чешские «ЧКД» («БММ» в немецком обозначении) и «Шкода». На варшавских «Объединенных машиностроительных заводах» сборка танков Pz.Kpfw II началась вскоре после завоевания Польши. Танкостроительные заводы Франции использовались немцами главным образом для производства комплектующих, однако есть сведения о сборке некоторого количества танков французских образцов – S-35, B-2, R-35 и Н-35, возможно, из старого задела частей и механизмов. Немецкая администрация не погнушалась и попавшими в ее руки советскими предприятиями: на харьковском заводе № 183 ремонтировались танки, двигатели, паровозы, автомашины, собирались узлы самолетов.

Германские специалисты отлично понимали ценность и значение доставшихся им индустриальных «трофеев». Приведем мнение генерала-танкиста Ф. Зенгер-унд-Эттерлина: «Французская военная промышленность оказалась вынуждена работать во всю свою мощь на вооружение Германии... Без промышленного потенциала Франции Гитлер не смог бы продолжать войну так долго». Или другое высказывание, полковника Г. Ритгена: «...без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз».

Всего к производству бронетехники немцы привлекли 34 крупных промышленных объединения. Правда, на полную мощность работали только германские, австрийские и чешские предприятия, а остальные страдали в равной мере от саботажа местного персонала и от жадности самих немцев, вывозивших наиболее ценное оборудование. Тем не менее потенциал танкостроения Третьего рейха был весьма впечатляющим.

Особенно это очевидно на фоне советской промышленности. В течение 1941 года СССР из-за поражений на фронте вынужден был эвакуировать почти все довоенные танкостроительные предприятия, на месте остался один лишь Сталинградский тракторный. Но и он летом 1942-го оказался под ударом и был почти полностью разрушен. Все пришлось создавать заново на Урале, в Поволжье и Сибири.

В итоге на рубеже 1944–1945 годов в составе НКТП действовали следующие танкосборочные предприятия:

  • челябинский Кировский завод (танки ИС-2, САУ ИСУ-152, ИСУ-122);
  • Уральский танковый завод № 183, Нижний Тагил (танки Т-34-85);
  • Уральский завод тяжелого машиностроения, Свердловск (САУ СУ-100);
  • завод № 112, Горький (танки Т-34-85);
  • завод № 174, Омск (танки Т-34-85);
  • завод № 75, Харьков (танки Т-44).

Кроме этого, два завода (№ 38 и № 40) плюс не состоявший в НКТП Горьковский автомобильный выпускали легкие СУ-76, а еще 18 предприятий – различные танковые узлы, комплектующие и запасные части для ремонтных мастерских. И все это против 150 немецких и подконтрольных Германии других европейских заводов.

А может быть, им чего-то не хватало?

Конечно, ограничения в материалах, оборудовании, кадрах и внимании со стороны власти способно связать руки самой мощной промышленности.

Начнем с наиболее очевидного: государственного заказа на бронетехнику. Германское руководство, впавшее в эйфорию от непрерывных побед в начале Второй мировой войны, слишком поздно приступило к мобилизации промышленности. Первое крупное поражение под Москвой было сочтено досадным недоразумением, тем более что летом 1942 года вновь загремели литавры по поводу грандиозного наступления к Волге и на Кавказ. И только Сталинградская битва заставила всерьез задуматься о перспективах. В январе 1943-го Гитлер издает приказ о резком увеличении производства танков.

Тем не менее танкостроение и раньше было в центре внимания заправил рейха. Уже в начале 1942 года только что назначенный на пост министра вооружений Альберт Шпеер первой своей задачей поставил: «...уделить главное внимание производству танков». И между прочим не без успеха. Выпуск танков, САУ, бронетранспортеров и пушечных бронеавтомобилей вырос в Треть-?ем рейхе по сравнению с 1941 годом в 1942-м – на 75 процентов, в 1943-м – в 3,9 раза, в 1944-м – в 5,6 раза. В абсолютных цифрах в 1944 году немецкое производство бронетехники практически сравнялось с советским – соответственно 28 862 и 28 983 единицы.

Сравнялось, но не превзошло. Может быть, это случилось из-за нехватки материальных и людских ресурсов?

Разумеется, в стране, развязавшей мировую войну, не бывает полного благополучия, тем более что Германия не самое богатое государство по минеральным ресурсам. Но это вовсе не означает, что танковая промышленность не могла полноценно работать из-за нехватки металлов. Напомним лишь самые общие цифры: выплавка стали в Германии и подконтрольных странах в 1940–1944 годах составляла 162,6 миллиона тонн, а в СССР – 63,7 миллиона. Собственных железных руд вкупе с поставками из Швеции и других стран оказалось вполне достаточно для полноценной работы немецкой металлургии.

Несколько хуже обстояло дело с легирующими веществами, но здесь помогли поставки явных и скрытых союзников, а также доставшиеся в ходе «блицкрига» трофеи. Например, никелем германскую броню насыщали рудники Финляндии. Крупповские управляющие контролировали балканские хромовые рудники и французские месторождения вольфрама. Марганцовые и хромовые руды оккупированной Украины вместе с ее металлургическими заводами находились под опекой немецкой Восточной горно-металлургической компании, административный совет которой возглавлял лично Альфрид Крупп. Он в совершенстве освоил технологию промышленного грабежа: только за первые 13 месяцев оккупации в Германию было вывезено 438 тысяч тонн марганцевой руды, что покрывало более 30 процентов потребностей.

Так что речь может идти лишь о замене некоторых материалов на более доступные. Иногда это сопровождалось потерями в качестве (например броневой стали), но отнюдь не сокращением объемов. По подсчетам Шпеера, даже при максимальном выпуске военной продукции самого дефицитного для Германии металла – хрома хватило бы до осени 1945-го. Запасы марганца и никеля позволяли работать еще дольше.

Относительно германского станочного парка: он еще в 1941 году в 2,5 раза превосходил советский, что не мешало немцам вывозить из захваченных стран любую приглянувшуюся машину. В оккупированной части СССР они нашли и отправили к себе 175 тысяч станков различного типа и назначения.

О качестве собственно немецкого оборудования специальная англо-американская комиссия, обследовавшая танкостроительные предприятия Германии, высказывалась только в превосходной степени, причем особо отмечались успехи в создании специальных высокопроизводительных станков. Объемы выпуска нового оборудования в Германии за годы Второй мировой войны не только не сократились, но даже в два раза увеличились.

СССР, напротив, для воссоздания танковой отрасли после потерь 1941 года пожертвовал большей частью своего и без того не слишком мощного станкостроения, предприятия которого вошли в качестве механообрабатывающих подразделений в состав танковых комбинатов. Конечно, здесь собиралось лучшее оборудование, но вот специального и высокоточного решительным образом не хватало. По данным лета 1943 года, на всех предприятиях Наркомата танковой промышленности имелось только 29 координатно-расточных станков.

К чему это приводило – иллюстрирует фрагмент из воспоминаний директора завода № 183 Ю. Е. Максарева: «В требованиях ГАБТУ был пункт перейти на 5-скоростную коробку скоростей и это требование было правильное. Но мы были связаны специальным расточным станком, который сразу давал соосные, точные отверстия под подшипники бортов и главный вал, также обеспечивал строгую перпендикулярность расточки под подшипник ведущего вала от главного фрикциона. Этот станок был получен еще для коробки переменных передач БТ-5 и был тем «прокрустовым ложем», которым определялись все последующие коробки скоростей БТ-7, А-20, А-32 и Т-34. Над новой КПП трудились конструкторы т. Баран Яков Ионович и т. Шпайхлер, которые умудрились в конструкции 5-скоростной КПП сохранить размеры между валами и тем спасти станок и точность расточки».

Разумеется, некоторое количество оборудования поставили американские и британские союзники, за что большое им спасибо. Однако не будем забывать, что между обращением за помощью и поставкой из-за океана проходили многие месяцы. Американская станкостроительная промышленность была перегружена внутренними заказами да и перевозка занимала немалое время.

***

Может быть, германские танковые заводы страдали от нехватки рабочей силы, особенно квалифицированной? И здесь ответ отрицательный.

В умениях и навыках германских машиностроителей 40-х годов сомневаться не приходится, а по численности накануне Великой Отечественной войны они в полтора раза превосходили своих советских коллег. Мобилизация почти не затронула работников немецкой военной промышленности: еще зимой 1940–1941 годов основные заводы и фабрики получили статус спецпредприятий, полностью освобожденных от призыва. В начале 1942-го был внедрен более индивидуальный подход: все трудоспособное население поделили на специалистов, подсобных рабочих, учеников, переквалифицируемых и чернорабочих. Молодых и неопытных отправляли на фронт, а умелые рабочие старших возрастов, наоборот, возвращались из армии на заводы и получали «бронь». Кроме этого, вводилась профессиональная дифференциация: норма призыва работающих под землей шахтеров составила пять процентов, в то время как парикмахеров и поваров – 65 процентов. Мобилизация всех остальных рабочих профессий находилась между этими границами. Для выполнения тяжелых неквалифицированных работ широко применялся труд военнопленных и принудительно мобилизованных «контингентов» из завоеванных стран. В 1944 году их число достигло семи миллионов человек, на танкостроительных заводах они составляли до 50 процентов всей рабочей силы. Что же касается наиболее квалифицированных немецких инженеров и рабочих, то к началу 1945-го в промышленности и на транспорте продолжали трудиться примерно пять миллионов мужчин призывного возраста. Генерал-майор А. Вейдеман позднее написал: «Верховное командование охотно уступало требованиям военной экономики, несмотря на все трудности с резервами, потому что даже простой фронтовой солдат с его ограниченным кругозором понимал, что военная промышленность в конечном счете служит его собственным жизненным интересам».

Все сказанное в сочетании с перераспределением рабочей силы между отраслями привело к увеличению штатов германских танковых заводов в 2,7 раза за период с 1940 по 1944 год.

В СССР ситуация была почти противоположной. Численность рабочих и служащих, занятых в промышленности, сократилась с 11 миллионов в 1940 году до 7,2 миллиона в 1942-м. Напомним, что на оккупированной территории проживали 40 процентов населения страны. Несмотря на все мобилизационные усилия и жесточайший контроль над трудовыми ресурсами, даже в 1945 году до предвоенного уровня не хватало 1,5 миллиона заводских работников.

Отличной иллюстрацией является история коллектива Харьковского танкового завода № 183: в первые же месяцы войны число работающих упало с 41 до 24 тысяч. Основная часть рабочих и мастеров ответственных литейных и механосборочных цехов обитала в окрестностях Харькова и была мобилизована в армию по месту жительства. Группу заводских испытателей пришлось направить в армию для обучения танкистов. Немалое число рабочих и инженеров ушли добровольцами в танковую бригаду, укомплектованную сверхплановыми танками. И наконец, многие работники отказалась ехать на Урал: получив проездные документы, они не явились к эшелонам. В итоге из 12 140 человек, подлежащих эвакуации, реально в Нижний Тагил отправились только 5234, главным образом ИТР и служащие.

Поразительно, но и в Нижнем Тагиле осенью 1941 года продолжалась бездумная мобилизация в армию с таким трудом вывезенных специалистов. Местный военкомат, вычерпав людские ресурсы Уралвагонзавода, принялся за эвакуированных. Безобразие было остановлено лишь после вмешательства заместителя председателя СНК СССР, наркома танковой промышленности В. А. Малышева.

Нехватку рабочей силы пришлось возмещать эвакуированными рабочими других отраслей (например тех же станкостроительных заводов), а затем и «трудармейцами», мобилизованными в порядке трудовой повинности. Исчерпывающую характеристику последних привел в своих воспоминаниях Н. А. Соболь (в 1941–1943 годах – начальник одного из цехов УТЗ): «Полеводы, пасечники, конюхи, весовщики, сторожа, счетоводы, бухгалтеры, они не имели понятия о крупном машиностроительном заводе и его производстве».

Но даже таким образом среднесписочную численность работников завода № 183 не удалось довести до предвоенных показателей. В декабре 1942 года она составила лишь 32 520 человек и в последующие годы только сокращалась.

Помешали союзники?

Можно вспомнить еще одну проблему германского танкостроения – удары англо-американской стратегической авиации. Несомненно, что дождь фугасных и зажигательных бомб не способствовал продуктивной работе танковых заводов. Однако и переоценивать влияние бомбардировок тоже не стоит.

Первый имевший хоть сколько-нибудь заметные последствия налет на предприятия фирмы «Крупп» был совершен в январе 1943 года, 26 ноября серьезно пострадал один из крупных танковых заводов фирмы Alkett. Затем в течение всего 1944-го союзники непрерывно наращивали мощность авиаударов.

Сами американцы оценили нанесенные ими потери производственных мощностей рейха в девять процентов. На самом деле – вряд ли. Шпеер утверждает, что ущерб с лихвой возместили введение в строй новых цехов и переоснащение действующих. Уже после войны В. Шликер – третий по значимости человек в германском Министерстве вооружений – заявил изумленным экспертам военно-воздушных сил США: «Насколько усиливались бомбардировки, настолько же росло и немецкое производство, так что в самый момент поражения, когда в Германии все рушилось, Рур давал продукции больше, чем когда-либо прежде». И продолжил свое объяснение так: «Рур... в конечном счете пал не из-за того, что бомбили заводы, фабрики и шахты, а потому, что ведущие к нему железные дороги были парализованы в результате разрушения путей и забиты сгоревшими паровозами и просто не было никакой возможности вывозить по 30 тысяч тонн готовой продукции, которую ежедневно давали рурские заводы. В конце концов в январе и феврале 1945 года Рур был задушен собственной продукцией – он не остановил конвейер из-за грохота бомб».

Остается лишь добавить, что паралич транспорта произошел после того, как над Германией зависли не только тысячи тяжелых бомбовозов стратегической авиации, но также десятки тысяч легких бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Иначе говоря, германская промышленность остановилась после того, как попала в прифронтовую зону.

***

В итоге мы неизбежно приходим к единственному выводу: система Наркомата танковой промышленности СССР продемонстрировала в годы Великой Отечественной войны более высокий уровень технологий и организации производства, нежели считающееся непревзойденным машиностроение Германии. Отечественные отраслевые руководители, ученые и инженеры лучше использовали имевшиеся в их распоряжении скудные материальные и кадровые ресурсы и создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники.

Эта «война танковых заводов» до сих пор мало известна широкой публике, а ее уроки не потеряли с течением времени своей ценности. Поэтому циклу статей, который будет публиковаться на страницах «ВПК» вплоть до мая 2015 года, можно дать общее название «НКТП: уроки Великой Победы».

Министерство оборона США в своей публикации "Советская военная мощь" приводит впечатляющую иллюстрацию, на которой изображена площадка Нижнетагильского танкового завода с наложенной на него картой Вашингтона (округ Колумбия). Завод, называемый в тексте книги заводом по производству железнодорожных вагонов и танков, имеет площадь 827000 м2, что намного превышает общую площадь двух американских танковых заводов в Уоррене (штат Мичиган) и Лиме (штат Огайо).

По официальной оценке американских специалистов, Нижнетагильский танковый завод в 1980 г. выпустил 2500 средних танков Т-72, что само по себе впечатляет. Другие советские танковые заводы выпускают ежегодно еще 500 средних танков (Т-64), 100 самоходных зенитных установок, 150 САУ и в общей сложности 5500 единиц другой бронетанковой техники, таких как БМП, БТР и БРДМ. Кроме того военной промышленностью других стран Варшавского договора ежегодно выпускается 750 средних танков, 50 самоходных зенитных установок, 50 САУ и около 1200 единиц другой бронетанковой техники.

Несмотря на то, что по принятым на Западе стандартам такой масштаб производства велик, трезвый взгляд на ситуацию указывает на то, что это обосновано большим размером советских вооруженных сил, постоянной необходимостью модернизации и требованием поддерживать на уровне экспорт вооружения. Фактически, по мнению русских, их танковая промышленность функционирует по уровню мирного времени. Даже завод в Нижнем Тагиле производит танков несравнимо меньшее количество по сравнению со своей способностью в военное время. Большая часть его цехов, должно быть, занимается выпуском подвижного железнодорожного состава, и, возможно, производством высокоэффективных трейлеров, типа ЧМЗАП, предназначенных для перевозки на дальнее расстояние советских гусеничных машин. Во время второй мировой войны, когда на заводе в Нижнем Тагиле железнодорожные вагоны не выпускались, уровень производства был намного выше, и только в одном 1944 году заводом было выпущено минимум 8000 средних танков. В 1942-45 годах завод выпускал больше танков, чем любой американский завод. Более того, - это один из нескольких советских заводов выпускавших танки и другую бронетанковую технику. Всего советская промышленность произвела 28984 танка, штурмовых орудий и САУ в 1944 г., а в 1945 г. уровень производства был ещё выше. В свете этого интересно взглянуть на некоторые аспекты истории советской танковой промышленности, прежде чем рассматривать её теперешнее состояние.

Ранний период

Широкомасштабное производство танков началось в 1929 г. на Ленинградском заводе "Большевик" (бывший "Обуховский сталелитейный завод", основан в 1863 г. для исполнения заказов Русского Адмиралтейства. Выпускал морскую артиллерию большого калибра). Производство продолжалось до конца тридцатых годов, и к концу десятилетия закончилось. Завод вернулся к производству морской артиллерии, хотя эксперименты с тяжелыми танками и САУ продолжались. Танковое производство перешло на "Кировский завод" в Ленинграде, который в 1933 г. начал производство средних танков, но к 1941 году перешел на тяжёлые танки.(Бывший "Путиловский завод", основан в 1801 г., как центр производства кораблей локомотивов и артиллерии. В 1922-1934 гг. - завод "Красный путиловец"). Третий танковый завод также возник в этом городе, когда построили завод № 174 - будущий производитель печально известных легких танков Т-50.

Второй центр танковой промышленности был основан в 1931 г. на "Харьковском паровозостроительном заводе" (ХПЗ)(основан в 1897 г) на Украине. Выпустив небольшую партию средних танков, он стал выпускать конструкцию Кристи - БТ, и здесь появилось новое конструкторское бюро. В Харькове также был выпущен 61 тяжёлый танк Т-35, конструкции завода "Большевик", по специальному заказу между 1933 и 1939 годами. Кроме танкового завода № 183, здесь был моторостроительный завод № 75, выпускавший авиационные двигатели М-5 и М-17, в то время ставившиеся на многие советские танки. На заводе № 75 был разработан и запущен в производство двигатель В-2 дизель, ставящийся на все советские танки до нашего времени. Завод № 183 и его КБ разработали и впервые приступили к выпуску всемирно известных танков Т-34.

Третий, но менее важный центр, был в районе Москвы. Он был основан на автомобильной промышленности, а не на тяжелом машиностроении, как Ленинграде и Харькове. Сборочный завод № 37 был военным подразделением автозавода (первоначальное название КИМ, затем МЗМА, сейчас АЗЛК), построенного в Москве "Фордом" и выпускавшего машины из деталей поставляемых Горьковским автозаводом (ГАЗ), также построенным "Фордом". В 1931 году он начал выпускать танкетки, а в 1933 г. перешли на выпуск легких танков амфибий. Кроме того, здесь с 1936 г. выпускались полубронированные трактора - тягачи артиллерии типа "Комсомолец". Здесь также было КБ, специализировавшееся на конструировании лёгких танков, используя готовые стандартные автомобильные узлы, такие как двигатели ГАЗ и трансмиссии.

Перед германской агрессией в СССР было выпущено большое количество бронеавтомобилей. Большинство из них были на шасси легкового автомобиля ГАЗ, бронировавшегося на Ижорском заводе (основан в 1722 г., выполнял военные заказы с 1899 г) в Колпино, пригороде Ленинграда. Много их собиралось в тридцатые годы в Выксе, недалеко от Горького. Накануне немецкой агрессии производство броневиков хотели увеличить и присоединить к этому другие заводы...

Во время частичной мобилизации промышленности с началом второй мировой войны с сентября 1939 г. до нападения Германии в июне 1941 г., СССР активизировал свои планы по строительству танков на других тракторных заводах: "Сталинградском тракторном заводе" (СТЗ) для среднего танка Т-34 в дополнение к заводу № 183 в Харькове, и "Челябинском тракторном заводе" (ЧТЗ) на Урале для нового тяжелого танка КВ в дополнение к Кировскому заводу в Ленинграде (оба выпускали трактора по американской технологии и с американской помощью с 1929-31 гг.). Оба завода были выгодно расположены, совершенно недосягаемы в случае агрессии. Однако, когда началась война, Челябинск еще не приступил к серийному выпуску, а в Сталинграде только начинали производство.

Вторая мировая война

Внезапное и быстрое наступление немцев нарушило тщательно разработанные русскими планы военного строительства. Ленинград был блокирован к концу августа 1941 года, Харьков захвачен в октябре 1941, в том же месяце угроза нависла над Москвой. С началом агрессии советское правительство приказало ГАЗу прекратить производство автомашин и перейти на производство лёгких танков. ГАЗ сделал это очень быстро, переключившись на выпуск легких САУ. Он также поставлял двигатели для всех легких танков и в 1942 г. приступил к выпуску легких бронеавтомобилей. Более того, это единственный советский танковый завод подвергавшийся немецким бомбардировкам. Гибкий по своим возможностям завод тяжелого машиностроения и кораблестроения "Красное Сормово" (основан в 1849 г. Производит различные локомотивы, суда на подводных крыльях, подводные лодки и др.) также получил новую задачу: выпуск Т-34. Серийный выпуск начался в октябре 1941 года, как раз в то время, когда был эвакуирован Харьковский завод. База для производства легких танков под Москвой также была расширена. "Коломенский паровозостроительный завод" (основан в 1863 г.) приступил и выпуску танковых башен. Но вскоре из-за немецкого наступления заводу пришлось эвакуироваться. Часть оборудования и персонала была направлена в Свердловск, как завод № 37. До лета 1942 г. здесь выпускались легкие танки, а затем заводу была отведена роль поставщика для "Уралмаша". "Коломенский паровозостроительный завод" был перевезён в Киров на 750 километров к северо-востоку от Москвы, где под № 38 он выпускал легкие танки, а с 1943 г. - легкие САУ.

Эвакуироваться пришлось также Ленинграду и Харькову. Положение Ленинграда было очень тяжелым, вместе с переездом заводов уехали рабочие и специализированное оборудование. Танкосборочные цеха Кировского завода переехали в Челябинск на тракторный завод. Серийный выпуск тяжелых танков начался в конце октября 1941 года. Завод № 174 оказался в Сибири на месте бывшего паровозостроительного завода в Омске. В марте 1942 г. он приступил к выпуску Т-34.

Харьковский комплекс сказался в нескольких разных местах. Танковый завод № 183 был эвакуирован в Нижний Тагил, на центральном Урале, на "Уралвагонзавод" - крупнейший этого рода в мире. Он был построен в 1931 -33 гг. для выпуска 54000 четырёхосных грузовых вагонов грузоподъёмностью 50 тонн, ежегодно, затем производство было расширено до выпуска 70000 вагонов в год. В начале 1942 г. начался серийный выпуск Т-34 в новом месте.

Так родился огромный завод, о котором идёт речь в "Советской военной мощи". Большая часть оборудования моторного завода № 75 была отправлена в Челябинск, где соединилось с Кировским/Челябинским тракторным заводами, образовав комплекс "Танкоград". Некоторые детали производились новым танковым заводом № 76 в Свердловске. Цеха Харьковского тракторного завода помогли завершить создание нового завода танковых двигателей в Рубцовске в Алтайском крае (на этой базе был создан Алтайский тракторный завод). Другие цеха соединились в Барнауле в завод по производству танковых дизелей № 77, который в 1943 г. начал поставлять дизели Омскому танковому заводу.

Ожидалось, что Свердловск - важный промышленный центр между Нижним Тагилом и Челябинском, станет крупным центром танковой промышленности. Сначала "Уралмаш" должен был поставлять Челябинску башни, что облегчалось прибытием опытных кадров с Ижорского завода. Летом 1942 года, когда над Сталинградом нависла угроза, "Уралмашу" было приказано начать производство Т-34, но осенью завод стал единственным производителем новых средних штурмовых орудий на базе Т-34. Сталинградская битва имела результатом дополнительный выпуск Т-34 Челябинском до марта 1944 года.

Последним перешел на производство бронетанковой техники Мытищинский завод подвижного железнодорожного состава под Москвой (создан в 1897 г., производит вагоны для московского метро. Производил артиллерийские снаряды. Сегодня -Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)). В 1943 г. он был переименован в завод № 40 и занимался переделкой трофейных немецких танков типа PzKpfw III в советские штурмовые орудия СУ-76И. Когда заказ на СУ-76 был завершен, завод переключился на производство самородных артиллеристских установок СУ-76М, тем самым превзойдя завод в Кирове и облегчив ношу ГАЗа.

Эвакуированные и разрушенные заводы в Харькове и Сталинграде в ходе войны были возвращены Красной Армией, но очевидно производство возобновлено на них тогда не было. С другой стороны относительно целое оборудование в Ленинграде было до некоторой степени восстановлено после снятия блокады. Кировский завод возобновил выпуск тяжелых танков, выпустив первый тяжёлый танк в марте 1945 года.

К концу войны с Германией в мае 1945 г. советская танковая промышленность располагала следующими сборочными заводами, выпустившими танки:

Завод Продукция
Челябинск, Кировский/ЧТЗ ИС и ИСУ
Горький, № 112 Т-34-85
Горький, ГАЗ СУ-76М и БА-64
Ленинград, Кировский ИС
Мытищи, № 40 СУ-76М
Нижний Тагил, № 183 Т-34-85
Омск, № 174 Т-34-85
Свердловск, Уралмаш СУ-100

Советская танковая промышленность показала большую производственную мощность выпустив во время войны примерно 100000 единиц бронетанковой техники на гусеничном ходу, заняв второе место после США. Это ей удалось благодаря тому, что уделялось огромное внимание вопросам первостепенной важности, благодаря резкому сокращению выпуска типов и образцов бронетанковой техники и их компонентов, и волевому руководству выражавшемуся в постоянном личном внимании со стороны самой верхушки в лице Иосифа Сталина. Успехи советской промышленности явились главной причиной советской победы. Возможно, самым большим её достижением было неимоверно быстрое восстановление широкомасштабного производства непосредственно за эвакуацией вводов. Тем на Западе, кто отрицает наличие у советской экономики гибкости, инициативы и мысли следует изучить вопрос о том, как она вела себя в годы войны.

Послевоенный период

Наша информация о советской танковой промышленности за период после 1945 г. менее детальна, и многие заключения и выводы чисто умозрительные. Официальные документы западных правительств должны рассматриваться, как вполне достоверное отражение текущей разведывательной информации, но в деталях они не идут ни в какое сравнение с массой информации, содержащейся в немецких секретных документах военного времени. Материалы советских источников очень скудные, тёмные, прошедшие строжайшую цензуру. Тем не менее, следует попытаться определить места расположения заводов и типы бронетанковой техники, выпускаемой ими

"Советская военная мощь" определяет три основных центра производства средних танков: Харьков, Нижний Тагил и Омск (самый крупный Нижний Тагил). Это не удивительно, поскольку танки выпускались во всех этих городах и до 1945 года, а Нижний Тагил во время войны выпускал наибольшее количество танков.

Огромные размеры Нижнетагильского завода позволили возобновить выпуск подвижного железнодорожного состава, в то-же время продолжая выпуск большого количества танков. Производство железнодорожного подвижного состава было чистой необходимостью для реконструкции и развития советской экономики после войны, особенно если иметь в виду, что во время войны этот вид продукции заводом не выпускался. В тоже время было необходимо возобновить конструирование и производство танков на старом Харьковском заводе. Интересно, что А.А. Морозов - один из авторов танка Т-34 и главный конструктор в Нижнем Тагиле во время войны - вернулся в Харьков. Возможно, этим объясняется тот факт, что танки Т-64 и Т-?2 производились не только двумя разными заводями, но и конструировались двумя разными КБ. Определённое значение представляет и тот факт, что реконструированный Харьковский завод по производству танков и паровозов стал называться заводом транспортного машиностроения им. Малышева. Малышев во время войны возглавлял народный комиссариат танковой промышленности.

До настоящего времени в советских публикациях мало уделяется внимания роли нижнетагильского завода во время войны. Хотя признаётся большая роль города в достижении победы, производство танков здесь упоминалось всего лишь в одном случае. Хотя много говорится о роли Харьковского завода и его эвакуации на Урал, расположение завода № 183 точно не указывается. Это несмотря на то, что немецкая разведка определила местонахождение этого завода и точно оценила выпуск им танков. Немецкая разведка также собрала воедино историю завода № 174 в Омске но советская официальная печать ни разу не признала факт выпуска им танков во время войны, а сами ссылки (немногие) на завод № 174 не указывают его расположения. Это указывает на засекреченность этого завода, как и завода в Нижнем Тагиле. Создаётся впечатление, что цензура подходит с различными мерками к публикациям о заводах, которые были захвачены немцами и тех, которые были вне зоны оккупации. Это наводит на определённые догадки, разбираясь с заводами не упоминающимися в публикации "Советская военная мощь".

В этой публикации Министерства обороны на стр.10 приведена карта-схема под названием "Основные центры советской военной промышленности". Четыре центра производят танки, пять - другие вилы бронетанковой техники, три - артиллеристские орудия, САУ и реактивные системы залпового огня. Харьков, Нижний Тагил, Омск расположены в центрах 3,11 и 12. Кроме того, согласно карте, танки производятся в центре 5, хотя в тексте об этом не говориться. Единственным городом, вызывающим сомнение, является Ленинград. Вероятно, ограниченное производство тяжёлых танков продолжалось здесь до начала шестидесятых годов. Возможно, здесь же производилась на базе танковых шасси ходовые части для различных транспортных, подъемных и пусковых установок ракет. Далее, Ж.Я. Котин, известный конструктор тяжёлых танков, официально считается автором лёгкого танка ПТ-76 и тяжёлого колёсного трактора К-700, производящегося на Кировском заводе в Ленинграде. По этим причинам ленинградский Кировский завод остаётся одним из первых в списке подозреваемых в выпуске бронетанковой техники.

Центр 7 (Волжский экономический район) включает Волгоград (бывший Сталинград) и считается, что здесь выпускаются БТР. Возможно в этом плане к Волгоградскому тракторному заводу в последнее время присоединился и автогигант КамАЗ в Набережных Челнах. В центре 6 (Волго-Вятский экономический район) расположен крупный промышленный цент г. Горький, в годы войны имевший два танковых завода. В этом районе выпускаются не танки, а БТРы. Скорее всего, завод № 112 ("Красное Сормово") более не выпускает ни танки, ни БТР, хотя является важным центром военной промышленности. Однако, ГАЗ основной кандидат на выпуск армейских бронированных автомобилей.

Указывается, что в центрах 11 и 12 (Нижний Тагил и Омск) выпускаются не только танки, но и БТР и артиллеристские орудия. Кроме Нижнего Тагила, в центре № 11 расположены функционировавшие во время войны трактирный завод в Челябинске и "Уралмаш" в Свердловске. Возможно, и сегодня оба этих завода выпускают военную продукцию, включая необходимую для сборки танков. В Свердловске также есть крупный артиллеристский завод. Однако, если применить так называемые правила цензуры, ни один из этих прежних танковых заводов сейчас танки не выпускает. Тогда где же в этом районе производится бронетанковая техника? Пока этот вопрос остаётся открытым. В центре 12 Омск - единственный известный завод по производству танков. Возможно - ли здесь производство других видов техники, кроме танков, например, САУ, подвижных командных пунктов и пунктов управления огнём? Меньший, по сравнению с Нижним Тагилом и даже Хорьковом, размер завода наводит на мысль о производстве специализированных видов продукции и в меньших объёмах.

Вернёмся к центру 3 - Харьковскому заводу. Указывается, что здесь производятся танки и БТР. Если Омск действительно занят выпуском специализированных видов техники, то Харьков может быть единственным производителем 500 танков Т-64, выпущенных в 1980 г. Для такого завода цифра очень мала и может указывать на то, что этот завод занят выпуском других видов гусеничной техники. Каких именно?

У нас ещё остается цент № 4, включающий Москву, её пригород Мытищи и город Киров. Завод № 38 в месте своего последнего нахождения, видимо прекратил сборку бронетехники в 1944 г. Хотя Киров и связан железной дорогой, расположение завода не идеальное, и размер невелик. В советских источниках писалось о его роли во время войны, поэтому, видимо, он потерял своё значение, как производитель танков. Московский завод лёгких танков № 37, который был эвакуирован в Свердловск, и позднее стал вспомогательным заводом, определённо выпуском танков не занимается. Ссылки на него в советской литературе очень редки, видимо, значение его в войну было невелико. Кроме того, советские авторы не любят писать о лёгких танках, ничем не зарекомендовавших себя в годы войны. Остаётся завод № 40 в Мытищах. В военное время он упоминался, как завод по производству вооружения, а в послевоенных источниках он вообще не фигурирует. Его расположение не указывается и о производстве штурмовых орудий или лёгких САУ не упоминается. Немецкой разведке в войну пришлось убить много времени на то, чтобы установить, что завод в Мытищах и завод № 40 - это одно и то же, хотя продукция была известна. Довольно странно, но карта в "Советской военной мощи" не указывает на производство в этом центре бронетанковой техники. Возможно, в Мытищах секретный завод, но выпускает уже не бронетанковую технику, а что-то другое. А возможно, здесь собирались БТР-152 на базе ЗИС-151/ЗИЛ-157. Сейчас завод этим определённо не занимается. Конечно, сегодня трудно исключить роль новых модификаций ЗИЛ в производстве трейлеров и других транспортёров. Но этот завод очевидно производит компоненты и детали для пусковых установок и носителей вооружения.

Конечно, танковая промышленность включает в себя много других заводов, помогающих функционировать сборочным заводам, о которых говорилось выше. Кроме того, другие отрасли военно-промышленного комплекса, также как артиллеристские заводы, поставляют различные компоненты, необходимые для сборки этих машин. Без них не было бы и танков.

Советская танковая промышленность - высокоразвитая система с большим количеством мощных заводов с опытным штатом, поддерживаемая заводами других отраслей военно-промышленного комплекса. Десятилетия производственного опыта, плюс знание того, что руководство и штат заводов в прошлом преодолели немыслимые трудности, о которых на Западе и не слыхали, - всё это говорит о том, что советская танковая промышленность - мощный организм, который справится с любой ситуацией, кроме тотальной ядерной войны.

Любители истории часто изучают машины в отрыве от условий, в которых те создавались, и причин, побудивших конструкторов заняться их разработкой. А между тем военная техника – удовольствие недешёвое, и за каждым новшеством, внедрявшимся в том или ином танке, и каждой моделью, прошедшей в серию или оставшейся в единственном экземпляре, стоит далеко не только исследовательский азарт конструктора. Причины для реализации или, напротив, отказа от постановки на вооружение могут быть самими разными – начиная от политической ситуации в стране и мире и заканчивая «модой» на определенные технические решения. Понимание этих нюансов позволяет составить более стройную и осмысленную картину развития танкостроения.

Первый этап развития танкостроения в СССР (1920 1929) – «Русский Рено», МС-1 (Т-18), Т-12 и Т-24

История советского танкостроения началась во время Гражданской войны, когда в 1920–1921 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде изготовили серией из 15 машин танк «Русский Рено», представлявший собой практически точную копию французского Renault FT-17.

К 1925 году эти машины успели устареть, и Главное управление военной промышленности (ГУВП) СССР поставило задачу создать новый танк. Разрабатывал его ленинградский завод «Большевик», взяв за основу специально закупленный для этого (по другим данным – трофейный, захваченный у поляков) итальянский «Fiat-3000». Подвеску скопировали с французского Renault NC27.

Обе использовавшиеся машины представляли собой техническое развитие конструкции Renault FT-17, поэтому спроектированный к 1927 году танк МС-1 (часто используется индекс Т-18) внешне был очень похож на «Русский Рено».

МС-1 отличался от прототипа целым рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. В следующий раз к этому техническому решению советские конструкторы вернулись только при проектировании Т-44 в 1944 году. Была также усовершенствована подвеска танка. С конца 1920-х на Т-18 вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемёта Фёдорова начали устанавливать 7,62-мм пулемёт ДТ (конструкции Дегтярёва), который верой и правдой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конца 1940-х

Лёгкий танк МС-1 в экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (Свердловская обл.)
Источник – wikimedia.org

В том же 1927 году ГУВП сформулировало окончательные требования к танку массой 12 тонн. Эту более мощную и быструю машину сопровождения, которую в документах указывали как «манёвренный танк», доверили проектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозного завода (ХПЗ). В результате получился совершенно новый средний танк Т-24 , и в 1931 году ХПЗ получил заказ на производство 300 единиц. Правда, очень скоро заказ был аннулирован – заводу предписывалось перейти на производство танков БТ-2 .

Фактически, за 1920-е годы в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения, которые в дальнейшем и определяли все тенденции его развития.

Зарубежные контракты – 1930 год

Работа советских инженеров над созданием танков и танкеток (Т-12, Т-17, Т-19, Т-20, Т-21, Т-23, Т-24, Т-25) показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности подобного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Чтобы не тратить время на решение этих вопросов отечественными специалистами, начальник Управления механизации и моторизации РККА комкор Иннокентий Халепский предложил высшему руководству страны закупить за рубежом образцы подходящих танков и лицензии на их производство, а также пригласить иностранных специалистов для работы в СССР. 5 декабря 1929 года было принято официальное решение о направлении за границу специальной комиссии во главе с Халепским. В 1930 году она посетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес представляли Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля между американской фирмой U.S. Wheel Track Layer Corp., принадлежавшей конструктору Джону Кристи, и Amtorg Trading Corp. – компанией, через которую оборудование и образцы вооружений вывозились в СССР. Согласно договору, Советский Союз приобретал два танка М1931 и право на их производство.

28 мая с британской фирмой Vickers & Armstrongs Ltd. был подписан контракт на поставку в СССР пятнадцати танков Mk.E «Модель A» в варианте с двумя пулемётными башнями под 7,7-мм пулемёты Vickers (будущие Т-26). Кроме того, были закуплены 20 танкеток Carden-Loyd Mk.IV (основа Т-27) и 15 машин Medium Mk.II. Трёхбашенный Medium Mk.III британцы продавать отказались.

Халепский схитрил: он заявил представителям британской фирмы-производителя, что уже получил разрешение на приобретение этой машины у военного ведомства Великобритании и теперь для отчётности перед руководством ему необходимо больше информации о танке. Так советская сторона получила максимальное количество материалов, благодаря которым позже в Ленинграде создали танк Т-28


Английский средний трёхбашенный танк Medium Mark III компании Vickers-Armstrong в цехе предприятия
Источник – wikimedia.org

Многобашенные танки (1930 1940) – ТГ-1, Т-35, Т-28

После поражения в Первой мировой войне Германия не имела права производить танки, поэтому закупки бронетехники у неё не осуществлялись. Вместо этого Халепский пригласил в СССР целое конструкторское бюро под руководством Эдварда Гроте. Советские разработчики уже обращались к этим специалистам за консультациями при проектировании танкетки Т-17 и танка Т-20.

В марте 1930 года было создано КБ АВО-5, и за год его сотрудники разработали новую машину ТГ-1 , две башни которой устанавливались одна на другую. Но танк оказался слишком дорогим: его стоимость составила 1,5 млн рублей, в то время как БТ-2, созданный на базе американского М1931, обходился всего в 60 тыс. В итоге машина в серию не пошла, а немецкие инженеры отправились домой. Советская же часть КБ на заводе №185 приступила к созданию тяжёлого пятибашенного Т-35 , компоновку которого конструкторы позаимствовали у британского A1E1 «Independent».

Впрочем, со временем стало ясно, что многобашенные танки по ряду конструкторских причин не имеют перспектив развития, и в дальнейшем от них отказались.


Т-35 в экспозиции Музея бронетехники в Кубинке
Источник – wikimedia.org

Параллельно с разработкой Т-35 началось проектирование советского среднего трехбашенного танка – с учётом сведений об английском Medium Mk.III, привезённых комиссией Халепского. Руководил работой конструктор Семён Гинзбург. В результате к 1933 году был сконструирован Т-28 – один из самых хорошо вооружённых и бронированных средних танков в мире на середину 1930-х годов. При освоении его производства сформировалась танковая школа Кировского завода (бывшего Путиловского), сложилось специализированное конструкторское бюро СКБ-2, сыгравшее огромную роль в последующем развитии конструирования тяжёлых танков в СССР

Танки серии БТ (1931 1940)

После отмены заказа на Т-24 Харьковский паровозный завод начал производство танков БТ-2, созданных на базе американского М1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела большое значение для последующего развития советского танкостроения: на ней впервые использовали подвеску Кристи и наклонные лобовые бронедетали. Танк компоновался по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Дальнейшее развитие БТ-2 вылилось в создание БТ-5 с более просторной эллиптической башней на расширенном погоне, в котором монтировались спаренные 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемёт. Корпус и ходовая БТ-5 от БТ-2 практически не отличались.


БТ-5 в экспозиции музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска
Источник – wikimedia.org

В 1935 году харьковчане шагнули дальше, создав танк БТ-7 – его ходовая часть уже значительно отличалась от М1931. На модель БТ-7М конструкторы установили танковый дизель В-2. В процессе работы над этим танком они пришли к идее создания принципиально новой машины, которой впоследствии предстояло стать легендарной «тридцатьчетвёркой».

Первый в Европе танковый дизель В-2 (1939)

1 сентября 1939 года на харьковском заводе №75, выделившемся из состава ХПЗ, в серийное производство был запущен легендарный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, модификации которого устанавливались практически на все средние и тяжёлые советские танки вплоть до Т-64 . Первая машина, на которой он начал монтироваться, – БТ-7М. Со временем в двигатель вносились незначительные изменения, но основные конструкторские решения оставались те же, что были найдены в Харькове в конце 30-х годов прошлого века.


Танковый дизель В-2 в музее истории танка Т-34
Источник – wikimedia.org

Тяжёлые танки серии КВ (1939 1943) – КВ-1, КВ-2, КВ-13, КВ-1С

К концу 1930-х годов Т-35 полностью устарел. Между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Опытный завод №185 работал над двухбашенным Т-100 весом 58 тонн, башни которого размещались одна за другой на разных уровнях, что должно было позволить вести из них одновременную стрельбу. Такая компоновка определялась ТТХ, представленными военными заказчиками. На ленинградском Кировском заводе создали танк СМК (Сергей Миронович Киров) похожей компоновки и весом 55 тонн. Но, понимая, что однобашенную машину можно снабдить более толстой бронёй, «кировцы» в инициативном порядке создали ещё один тяжёлый танк – КВ (Клим Ворошилов).

Все три танка проходили «обкатку» во время Зимней войны с Финляндией в боях на Карельском перешейке в сводной танковой роте. По результатам испытаний выбор военных остановился на танке КВ, который с появлением его 152-мм варианта КВ-2 получил индекс КВ-1 .


КВ-1 на Абердинском полигоне
Источник – wikimedia.org

Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.

Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34, хотя толщина её лобовой брони в 120 мм была очень привлекательной.


Средний танк КВ-13 и его конструктивное развитие «Объект 234» (промежуточный вариант перед танком ИС). У него ещё было пять катков (на ИС добавили шестой), а в башне установлена 122-мм гаубица У-11
Источник – inarms.ru

Когда к середине 1943 года на фронте в массовом порядке появились тяжёлые немецкие «Тигр» и «Пантера», о КВ-13 вспомнили. В результате его доработки появилась новая линейка советских тяжёлых танков ИС. При перестройке производства на новые машины некоторое время выпускался переходный вариант – КВ-85, представлявший собой модернизированный КВ-1С с установленным в его башне 85-мм орудием вместо 76-мм пушки.

Средний танк Т-34 (1940 1943)

В сентябре 1938 года КБ харьковского завода получило заказ на проектирование нового лёгкого танка А-20. В качестве силовой установки на нём планировалось использовать танковый дизель В-2. Верхняя лобовая деталь должна была выполняться прямой, наклонённой под углом, близким к 60°, что значительно увеличивало вероятность рикошета снаряда от 45-мм плиты. Этот танк, как и все машины серии БТ, Москва обязывала сделать на колёсно-гусеничном ходу. Но у конструкторов ХПЗ во главе с Михаилом Кошкиным была на этот счёт своя точка зрения. В конце концов Сталин, лично курировавший развитие советского танкостроения, позволил харьковчанам разработать собственный вариант танка с противоснарядным бронированием и полностью гусеничным движителем.


Довоенные танки производства завода №183 (г. Харьков). Слева направо: БТ-7 (А-8), А-20, Т-34–76 с пушкой Л-11 (1940 г.), Т-34–76 с пушкой Ф-34 (1941 г.)
Источник – wikimedia.org

Так появился проект танка А-32, позже ставший проектом А-34, а после убедительной победы на сравнительных полевых испытаниях (в том числе над А-20) – знаменитым Т-34. От подавляющего большинства западных аналогов он выгодно отличался наклонной лобовой бронёй, 76-мм пушкой Ф-34, танковым дизелем В-2 и подвеской Кристи. В совокупности всё это делало его быстрой и хорошо забронированной машиной с высокой проходимостью и мощной надёжной пушкой. До появления «Тигров» и «Пантер», а также Pz.Kpfw. IV с модернизированными орудиями Т-34 превосходил немецкие танки по своим характеристикам. Танкистов вермахта выручали в боях только опыт и слаженность действий.

Тяжёлые танки серии ИС во время войны (1943 1945) ИС-1 и ИС-2

ИС-1 проектировался как замена КВ-1. С появлением на фронте немецких «Тигров» работы ускорились. Изначально запланированную 76-мм пушку заменили на 85-мм. Это привело к увеличению размеров и массы конструкции, и из разряда средних (прототип танка КВ-13) машина перешла в разряд тяжёлых. Завод выпустил всего 130 таких машин – вскоре их заменили на ИС-2, которые были вооружёны 122-мм орудием и могли на равных бороться с немецкими «Тиграми» и с «Пантерами».


ИС-1 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Многие немецкие танкисты признавали, что тяжёлый ИС-2 был достойным соперником. Его 122-мм пушка легко пробивала броню «Пантер» и «Тигров» и была эффективна при штурме укреплённых районов. Танк показал себя настолько хорошо, что был полностью снят с вооружения российской армии только в 1995 году. Работы над усилением его бронирования привели к созданию новых танков ИС-3 и ИС-4.

Средний танк Т-34–85 (1944 1958)

Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но также увеличить мощность пушек и защиту средних танков. В результате был разработан танк Т-43 с более мощной бронёй корпуса, новой башней с 85-мм пушкой и торсионной подвеской. Однако переход на производство новой машины привёл бы к уменьшению общего выпуска. Кроме того, была превышена допустимая масса конструкции, поэтому решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк получил индекс Т-34–85.


Т-34–85 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Машина прекрасно себя зарекомендовала и – параллельно с новыми моделями Т-44 и Т-54 – производилась в СССР до 1950 года, а в мире – до 1958, в том числе на польских и чешских предприятиях. Этот танк помимо ВОВ участвовал во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Последнее применение его в боях – войны на Балканах, вспыхнувшие в 90-х годах прошлого века после развала Югославии.

Тяжёлые танки серии ИС в послевоенный период (1945 1966) ИС-3, ИС-4, Т-10 (ИС-5, ИС-8)

Одновременно с производством танка ИС-2 на Опытном заводе №100 и Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) велись работы над созданием новых тяжёлых танков. Инженеры спроектировали ИС-4, являвшийся логическим продолжением конструкции ИС-2. Но военные приёмщики отдали предпочтение ИС-3, корпус которого со знаменитым «щучьим носом» спроектировали на заводе №100. Башню сконструировали на ЧКЗ, там же было налажено и серийное производство. Однако первые месяцы эксплуатации ИС-3 в войсках выявили ряд недостатков, и его производство было остановлено.


ИС-3 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Разработка тяжёлых танков активно продолжалась после ВОВ. Наиболее удачным оказался ИС-8 – проект челябинских конструкторов завода №100 (на начальной стадии работ в 1944 году танк имел индекс ИС-5). Боевая масса машины составляла 50 тонн. ИС-8 также являлся развитием конструкции ИС-3, так что «щучий нос» у него сохранился. Окончательный индекс Т-10 он приобрёл в 1953 году после смерти Иосифа Сталина, в честь которого называлась вся линейка танков ИС. Число «10» означало, что это десятый тяжёлый танк, принятый на вооружение в СССР. Машина оказалась настолько удачной, что с вооружения её сняли только в 1993 году. Лобовое бронирование Т-10 достигало 120 мм. Это был последний серийный тяжёлый советский танк – на смену ему вскоре пришли быстрые, хорошо вооружённые средние танки, получившие название «основных».


Т-10 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Средние танки Т-54 и Т-55 (1946 1979)

После окончания ВОВ вооружение танка Т-44 не вполне отвечало современным требованиям: его башня, взятая у Т-34–85 с 85-мм пушкой, на тот момент уже устарела. К 1946 году была разработана новая башня со 100-мм орудием. В таком виде танк под индексом Т-54 пошёл в серию. Однако эксплуатация в войсках выявила целый ряд недостатков, и в 1949 году машина прошла глубокую модернизацию: была изменена форма башни и уменьшено бронирование для облегчения конструкции. В 1951 году башню Т-54 снова заменили, в этот раз на полусферическую, после чего танк приобрёл окончательный, привычный нам силуэт. Дальнейшая модернизация касалась уже улучшения конструкции орудийного стабилизатора, эжектора, противоатомной защиты, боеукладок, приборов, аппаратуры и т.д. Результатом всех этих изменений стал танк Т-55 , созданный под руководством Леонида Карцева на нижнетагильском заводе №183.


Т-55 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Предшественником Т-54 был танк Т-44, выпускавшийся в 1944 1958 годах. Он не участвовал в боевых действиях во время войны, во многом из-за того, что новейшие технические решения, реализованные в Т-44 и позволившие СССР на десятилетия опередить конкурентов, могли попасть в руки противника. Поперечное, а не продольное расположение силовой установки уменьшило длину танка, а иное расположение части агрегатов на дизеле В-44 позволило снизить высоту машины. Начиная с Т-44 на советских средних танках появилась торсионная подвеска. Кроме того, отказались от курсового пулемёта и стрелка-радиста


Т-44 в Музее города Вольска
Источник – wikimedia.org

Основной танк Т-62 (1961 1975)

Создание Т-62 фактически поставило крест на разработке и производстве тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки 2А20 по мощности вооружения приблизила средние танки к тяжёлым (последние оснащались 122-мм нарезными орудиями). При этом скорострельность Т-62 была выше. Кроме того, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совершенно бесполезными. Лобовое бронирование Т-62 также приближалось к тяжёлым (100 мм), а проходимость была значительно выше.


Т-62 в экспозиции Киевского музея Великой Отечественной войны
Источник – фотоархив автора

Пришло время основных танков. Вскоре после Т-62 в Харькове в КБ Морозова создали Т-64. Последующие советские танки – Т-72, Т-80, а также российский Т-90 и украинские «Оплот» и «Булат» используют конструкторские решения, реализованные в этой машине

Традиции советских танкостроителей не исчезли после распада СССР. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14 «Армата » с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он примет участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступит в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие машины серий Т-64, Т-72 , Т-80 и Т-90.