Применяется керосин. Смотреть что такое "Керосин" в других словарях

Кероси́н (англ. kerosene от греч. κηρός - воск) - смеси углеводородов (от C 12 до C 15), выкипающие в интервале температур 150-250 °C, прозрачная, слегка маслянистая на ощупь, горючая жидкость, получаемая путём прямой перегонки или ректификации нефти.

Свойства и состав

Плотность 0,78-0,85 г/см³ (при 20 °C), вязкость 1,2-4,5 мм²/с (при 20 °C), температура вспышки 28-72 °C, теплота сгорания около 43 МДж/кг.

В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:

    предельные алифатические углеводороды (C n H 2n+2) - 20-60 %

    нафтеновые углеводороды (С n H 2n) - 20-50 %

    бициклические ароматические 5-25 %

    непредельные углеводороды - до 2 %

    примеси сернистых, азотистых или кислородных соединений.

Типичный состав углеводородов в топливах (в %)

Циклоалканы

Из таблицы видно, что в наибольших количествах в топливах содержатся алканы и циклоалканы. Количество аренов составляет 10 – 20%. как продукты прямой перегонки эти топлива практически не имеют в своем составе олеыиновых углеводородов. С точки зрения требований, предъявляемых к топливам данной категории, классы углеводов далеко не равнозначные. Рассмотрим их влияние на некоторые из эксплуатационных свойств топлив

Для определения в керосинах каждого из четырёх основных классов углеводородов применяют методы: сульфирование, определение анилиновых точек и йодных чисел

Теплота сгорания. Чем больше в топливе доля водорода, тем выше теплота сгорания. В этом отношении углеводородный состав прямогонных керосиновых фракций, из которых вырабатываются авиационные керосины, оказывается наиболее благоприятным. Более насыщенные водородом (алканы и циклоалканы) в них составляют до 80%.

Показатель теплоты сгорания топлива для реактивных двигателей имеет особо важное значение. Чем он выше, тем больше дальность полета самолетана одной заправке, т. е. тем большую работу он может выполнить. Но теплоту сгорания следует рассматривать исходя из двух условий: самолет имеет ограниченный объем топливных баков или для него ограничена масса топлива, которым он может быть заправлен, хотя объем баков имеет запас. В первом случае для дальности полета лучшем является топливо с высокими значениями плотности и объемной теплоты сгорания, которыми обладают фракции циклоалкановой основы. Во втором случае лучшим будет топливо с меньшей плотностью, но с большей весовой теплотой сгорания. Такие свойства характерны для алкановых углеводородов.

Содержание ареновых углеводородов. Арены, входящие в состав авиационных керосинов (алкилбензолы, нафталин и его гомологи) плохо горят. Теплота их сгорания на 11 – 12% ниже, чем у остальных углеводородов. Они способствуют образованию нагара на деталях двигателей, кристаллизуются при низких температурах и забивают топливные фильтры. Поэтому присутствие в данных топливах этого класса углеводородов нежелательно.

Показатели «высота некоптящего пламени» характеризует нагарообразующую способность топлива, которая является следствием плохого сгорания аренов. Нагар отлагается на форсунках и приводит к нарушению геометрии факела распыла и пламени сгорания топлива. А это опасно, так как возможен прогар стенок камеры сгорания и лопаток турбины.

Для определения высоты некоптящего пламени керосина существует несколько фитильных приборов. Простейший из них показаны на рисунке.

1 – резервуар; 2 - втулка для резервуара; 3 - камера; 4 - направляющая фитиля: 5 - шкала; 6 - вытяжная труб

Сущность анализа с помощью любого из этих приборов заключается в сжигании пробы топлива с постепенным увеличением длины пламени путем поднятия фитиля до появления фитиля до появления дыма. Затем пламя уменьшают до его исчезновения и в этот момент фиксируют высоту пламени по шкале замера. При содержании аренов а авиационных керосинах в пределах 10 – 22% она не должна быть менее 16 – 25 мм.

Температура начала кристаллизации и вязкости. Необходимость регламентации этого свойства объясняется эксплуатацией самолетов на больших высотах при минус 60°С и ниже. В Этих условиях есть опасность остановки двигателя из-за забивания топливных фильтров и топливопроводов кристаллами линейных алканов и растворимой воды. Вязкость обеспечивает смазывающие и распыливающие свойства топлива. Особенности влияния углеводородного состава на оба эти свойства аналогичны тем, которые рассматривались применительно к дизельным топливам.

Йодное число. Этот показатель контролируют в целях предотвращения смешения авиационных керосинов с химически не стабильными фракциями продуктов термического или каталитического крекинга

Содержание фактических смол, общей серы и кислотность относятся к числу эксплуатационных свойств топлива. Они характеризуют осмоленность и коррозионную активность топлива в момент их определения. Их зависимость от состава углеводородов и примесей минеральных кислот, а также методы определения этих свойств нам известны из лекций по бензинам и дизельным топливам.

Получение

Получается путём перегонки или ректификации нефти, а также вторичной переработкой нефти. При необходимости подвергается гидроочистке.

Ректификация

Ректификация (от лат. rectus - прямой и facio - делаю) - это процесс разделения бинарных или многокомпонентных смесей за счет противоточного массо- и теплообмена между паром и жидкостью. Ректификацию можно проводить периодически или непрерывно. Ректификацию проводят в башенных колонных аппаратах, снабженных контактными устройствами (тарелками или насадкой) ректификационных колоннах.

Ректификация- разделение жидких смесей на практически чистые компоненты, отличающиеся температурами кипения, путем многократных испарения жидкости и конденсации паров. В этом основное отличие ректификации от дистилляции, при которой в результате однократного цикла частичное испарение – конденсация достигается лишь предварительное (грубое) разделение жидких смесей.

СТАДИИ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА. Сырые нефть и газ должны пройти серию стадий в процессе их очистки и переработки, прежде чем они превратятся в окончательные продукты, применяемые в промышленности и быту. После подъема под действием давления газа или воды в полевой (промысловый) сепаратор природный газ и легкий природный бензин удаляются, а жидкая нефть сохраняется. Серия насосных станций подает нефть по трубопроводам в хранилища нефтеперерабатывающих предприятий. Там, путем термической обработки в ректификационных колоннах, происходит разделение на бензин, керосин, различные типы газойля, масляные дистилляты и тяжелые остатки, а затем их индивидуальная очистка.

Дистилляция

Дистилляция (лат. distillatio - стекание каплями) - перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров.

Простая дистилляция - частичное испарение кипящей жидкой смеси путём непрерывного отвода и конденсации образовавшихся паров в холодильнике. Полученный конденсат называется дистиллятом, а неиспарившаяся жидкость - кубовым остатком.

Фракционная дистилляция (или дробная перегонка) - разделение многокомпонентных жидких смесей на отличающиеся по составу части - фракции. Основана на различии в составах многокомпонентной жидкости и образующегося из неё пара. Осуществляется путём частичного испарения легколетучих компонентов исходной смеси и последующей их конденсации. Первые (низкотемпературные) фракции полученного конденсата обогащены низкокипящими компонентами, остаток жидкой смеси - высококипящими.

Устройство простейшего перегонного аппарата.

1 Нагревательный элемент 2 Перегонный куб 3 Отводная трубка или насадка Вюрца 4 Термометр 5 Холодильник 6 Подвод охлаждающей жидкости 7 Отвод охлаждающей жидкости 8 Приёмная колба 9 Отвод газа (в том числе с понижением давления) 10 Аллонж 11 Температура нагревателя 12 Скорость перемешивания 13 Нагреватель 14 Водяная (масляная, песочная и т. п.) баня 15 Мешалка или гранулы 16 Охлаждающая ванна

Гидроочистка нефтепродуктов

Гидроочистка - процесс химического превращения веществ под воздействием водорода при высоком давлении и температуре. Гидроочистка нефтяных фракций направлена на снижение содержания сернистых соединений в товарных нефтепродуктах. Побочно происходит насыщение непредельных углеводородов, снижение содержания смол, кислородсодержащих соединений, а также гидрокрекинг молекул углеводородов. Наиболее распространённый процесс нефтепереработки. Гидроочистке подвергаются следующие фракции нефти:

    1. Бензиновые фракции (прямогонные и каталитического крекинга);

    2. Керосиновые фракции;

    3. Дизельное топливо;

    4. Вакуумный газойль;

5. Моторные масла

Гидроочистка керосиновых фракций

    Гидроочистка керосиновых фракций направлена на снижение содержания серы и смол в реактивном топливе. Сернистые соединения и смолы вызывают коррозию топливной аппаратуры летательных аппаратов и закокcовывают форсунки двигателей.

Качество топлива до и после гидроочистки:

Применение керосина

Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например для нанесения пестицидов), сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей. Для многотопливных двигателей (на основе дизеля) возможно применение чистого керосина. Допускается добавление до 20 % керосина в летнее дизельное топливо для снижения температуры застывания, при этом не ухудшаются эксплуатационные характеристики. Применяется так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины.

Основные виды керосина

    ТС - авиационный керосин ;

    КТ - керосин технический ;

    КО - керосин осветительный.

Авиационный керосин

АВИАКЕРОСИН - смеси парафиновых (20-60%), нафтеновых (20-60%), ароматич. (18,5-22,0%) и непредельных (0,3-1,0%) углеводородов. используемые как топливо для самолетов и вертолетов с газотурбинными двигателями. авиакеросин получают в основном при прямой перегонке нефти (часто с последующим гидроочисткой или гидрированием). В качестве авиакеросин обычно применяют дистилляты, содержащие лигроиновые, керосиновые или газойлевые фракции, ограниченно - смеси широкого фракционного состава (пределы выкипания 60-230 °С), включающие бензиновые дистилляты.

Характеристики авиационных керосинов

Чего только не перепробовал человек в поисках наиболее оптимального источника тепла, света, горючего…
История поисков, проб, ошибок и открытий очень обширна.
Человек начал с поисков огня, топил соломой, торфом, дровами, сушёным навозом, освещая своё жилище лучиной, лампадкой, свечой. И что удивительно, в те «сумрачные» времена народные рукодельницы вязали, пряли, ткали ковры на самодельных домашних станках и успевали при этом очень много.
И буквально прорывом в научно-техническом прогрессе было появление всем известного керосина.

Уже любопытно само толкование слова «керосин». Так, в Русской энциклопедии (т. 10, с. 42), изданной в Петербурге книжным товариществом «Деятель», сказано: «Керосин... введен в продажу торговым домом «Кэрръ и сынъ» («Саге апd Sоn»), отсюда название».

Однако в Большой советской энциклопедии мы читаем: «Керосин (англ. kerosene, от греческого keros – воск)».

О возможности выделения из нефти путем перегонки светлой жидкости – керосинa – сообщал еще петербургский врач И. Я. Лерхе, находившийся в командировке в Баку в 1732-1735 годах.

А первое производство керосина было налажено Ф. Пряду в 1745 году на Ухтинском нефтяном месторождении. Однако в то время этот промысел практического значения не имел.

Новый период истории керосина начался, когда руками русских умельцев был создан нефтеперегонный аппарат.

Ещё в то время, когда патентованные учёные Европы смотрели на нефть как на материал, годный лишь для обмазки колёс и других машин, в горах Северного Кавказа люди, ближе стоявшие к жизни и наблюдавшие вещи непосредственно, работали над превращением чёрной нефти в белую, то есть над перегонкой нефти и получением из неё продуктов, более пригодных для освещения, чем сырая нефть.

Люди эти – братья Дубавины, и им по праву принадлежит честь основателей керосинового производства.

Действительно, в архиве управления наместника Кавказа сохранилось описание изобретенного крестьянином графини Паниной Василием Дубининым с братьями способа очищения черной нефти. К этому описанию приложены чертеж перегонного устройства и его пояснения.

Изобретатели, жившие в районе города Моздока, в 1823 году построили первый в мире, имеющий практическое значение, нефтеперегонный завод.

Но в условиях царской России это начинание, как и множество других, развития не получило. Важнейшее изобретение, не встретив никакой поддержки, вскоре заглохло.

Однако сама идея носилась в воздухе: в 1830 году керосин был получен из нефти в лабораторных условиях. В промышленном же масштабе его производство началось лишь спустя десятки лет, после того, как появились керосиновые лампы.

В России к промышленному производству приступили в 1859 году на крупном по тому времени заводе, основанном В.А. Кокоревым в Сурханах.

В XIX веке из продуктов перегонки нефти использовали только керосин (для освещения), а получавшийся бензин и другие нефтепродукты имели крайне ограниченное применение. Например, бензин применялся в аптекарских и ветеринарных целях, а также в качестве бытового растворителя, и поэтому большие его запасы нефтепромышленники попросту выжигали в ямах или сливали в водоёмы. В 1911 году керосин навсегда уступил бензину своё лидирующее положение на мировом рынке нефтепродуктов из-за распространения двигателей внутреннего сгорания и электрического освещения. Вновь значение керосина начало возрастать только с 1950-х, ввиду развития реактивной и турбовинтовой авиации (авиакеросин), для которой именно этот вид нефтепродуктов оказался практически идеальным топливом.

В наши дни керосин применяется как горючее для бытовых нагревательных и осветительных приборов. Особенным спросом пользовался керосин в послеперестроечное время, когда по стране пошла волна отключений электроэнергии с целью экономии. Однако наиболее широко он используется в качестве реактивного топлива.

Авиационный керосин, или авиакеросин, служит в двигателях летательных аппаратов не только топливом, но также хладагентом и применяется для смазывания деталей топливных систем. Поэтому он должен обладать хорошими противоизносными (характеризуют уменьшение изнашивания трущихся поверхностей в присутствие топлива) и низкотемпературными свойтвами, высокой термоокислительной стабильностью и большой удельной теплотой сгорания.

Технический керосин используют как сырье для пиролитического получения этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива в основном при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и деталей. Деароматизированный путем глубокого гидрирования керосин (содержит не более 7% ароматических углеводородов) - растворитель в производстве ПВХ полимеризацией в растворе. В керосин, используемый в моечных машинах, для предупреждения накопления зарядов статического электричества добавляют присадки, содержащие соли Mg и Сr.

Осветительный керосин применяют в основном в обычных осветительных и калильных лампах и, кроме того, в качестве топлива в аппаратах для резки металлов и в бытовых нагревательных приборах, как растворитель в производствах пленок и лаков, при пропитке кож и промывке деталей в электроремонтных и механических мастерских. В случае использования по главному назначению, качество этого керосина определяется преимущественно высотой не коптящего пламени (ВНП), а также температурами вспышки и помутнения (температура выпадения кристаллов твердых углеводородов из керосина; характеризует его работоспособность при сравнительно низкой температуре окружающего воздуха), минимальным содержанием S (керосин должен сгорать без выделения вредных для человека продуктов) и цветом (см. выше; характеризует глубину его очистки).

Люди и сейчас используют керосин, но не все знают историю этого распространенного продукта, который, по большому счету, является частью нашего прошлого, настоящего и, наверняка, будущего.

Очищенный керосин может использоваться для лечения множества заболеваний. Ниже мы приводим лечебные рецепты с применением керосина.

Заболевания дыхательных путей

Ангина (тонзиллит)

Ангина – острое общее инфекционное заболевание с наиболее выраженным местным воспалительным процессом в области миндалин. Чаще поражаются небные миндалины.

Ангина чаще наблюдается весной и осенью (в переходное время года с неустойчивой температурой воздуха).

Способы лечения:

10 капель керосина разводят в 50 граммах теплой воды. Полученным раствором полощут горло после еды каждый день в течение недели. Затем делается перерыв на 1-2 недели (в зависимости от результата).

Применение керосина в виде компресса: в разогретом керосине смачивается ткань, затем отжимается и обматывается вокруг шеи. Сверху накладывается шарф или шерстяная ткань. Компресс удерживается как можно дольше.

Для лечения ангины применяется также смазывание керосином. Для этого надо на тонкую длинную палочку намотать вату и обмакнуть ее в очищенный керосин. Воспаленные миндалины смазывают керосином через каждые пол часа. В случае запущенной формы тонзиллита, когда на миндалинах уже образовались нарывы, смазывать их керосином настоятельно не рекомендуется.

Нередко применяется полоскание слабым раствором очищенного керосина. Для этой цели в стакане теплой кипяченой воды (температура которой не должна превышать 25°С) нужно растворить пол столовой ложки чайной соды. В полученный раствор добавляется 1 столовая ложка керосина. Курс подобного лечения составляет 6-8 дней, частота полосканий – 4-12 раз в сутки.

Синусит

Перхоть (жирная себорея)

Способ лечения:

В кожу головы втирают смесь водки, керосина и лукового сока, взятых в соотношении 2:1:1.

Другое средство: 1 часть керосина, 2 части касторового масла и 10 частей спирта. Смешать и втирать полученную смесь в кожу головы.

Лишаи

Лишаи – это группа заболеваний, возникающих по различным причинам и поражающих кожные покровы, слизистую оболочку и ногти.

Способ лечения:

Приготавливается смесь из 3 чайных ложек рыбьего жира и 1 чайной ложки керосина. Полученная субстанция наносится на сложенную вчетверо марлю и прикладывается к коже, пораженной лишаем.

Чесотка

Чесотка – это заразное заболевание кожи, вызываемое чесоточным клещом.

Способ лечения:

Приготовить мазь следующего состава: 6 мл керосина, 1 г зеленого мыла, 6 г очищенной серы, 5 г мела и мазевая основа (например, восковая мазь). Растирают зудящие места кожи.

Фурункулез

Фурункул – воспаление волосяного фолликула, вызванное стафилококком .

Способ лечения:

Смазывание пораженных участков кожи очищенным керосином. Кстати, одни авторы утверждают, что данным способом допустимо лечить и фурункулез кожи лица, другие категорически не рекомендуют этого делать.

Бородавки

Способ лечения: смазывание бородавок «Тодикампом».

Мозоли

Способ лечения:

Ступни или кисти рук на 10 мин помещают в керосин каждый вечер. После чего обливают их холодной водой и вытирают насухо.

Раны

Способы лечения:

Для заживления ран используется керосиновая мазь. Для ее приготовления необходимо взять 2 желтка, кусочек пчелиного воска размером с фасолину, одну чайную ложку керосина и 4 столовые ложки растительного масла. Масло нужно вскипятить, добавить в него воск и кипятить еще минуту. Смесь остужают до теплого состояния и в нее добавляются керосин и желтки. Затем хорошенько размешивается. Мазь наносится на незаживающие раны (в том числе и операционные).

Другой рецепт лечения длительно незаживающих ран. Взять 1 л подсолнечного масла, 30 мл свежеотжатого сока чистотела и 100 мл очищенного керосина. Тщательно перемешать и настаивать неделю в темном прохладном месте. Пропитанную данной смесью марлю наносят на раневую поверхность. Смена повязки – 2 раза в день. Курс – 2 недели.

Есть сведения, что с помощью керосина можно также вытянуть занозу. Для этого достаточно смазать кожу керосином и заклеить лейкопластырем.

Алопеция (облысение)

Способ лечения:

Смешать оливковое масло с керосином в пропорции 1:1. Полученную массу втирают в корни волос 1 раз в неделю за 2-3 часа до мытья.

Папилломы

Папиллома – доброкачественная опухоль кожи или слизистой оболочки, имеющая вид сосочка или «цветной капусты».

Способ лечения:

Проводят 1-2 раза в день смазывание папиллом «Тодикампом».

Раковые заболевания

Возможности применения керосина для лечения онкозаболеваний вызывают (по вполне понятным причинам) наиболее жаркие споры между сторонниками и противниками данного метода терапии.

Рак – злокачественная опухоль эпителиального происхождения. Первичная раковая опухоль может развиваться во всех органах человеческого тела, где имеется тот или иной вид эпителия. Чаще всего рак возникает в легких, желудке, матке, молочных железах, пищеводе, кишечнике и коже. Характерной особенностью рака является его безграничный рост: однажды возникнув в том или ином органе, первичная раковая опухоль неуклонно и безостановочно растет, прорастает и разрушает окружающие ткани и отсюда по лимфатическим путям переносится в другие органы, образуя в них новые раковые опухоли (метастазы). Раковые метастазы могут возникать во всех, без исключения, органах.

Симптомы на начальных этапах развития опухоли, как правило, отсутствуют. Самопроизвольного излечения при раке не бывает. Наиболее радикальным методом лечения на сегодняшний день является операция (удаление опухоли). Но и после этих операций нередко развиваются рецидивы и возникают метастазы. Наряду с оперативными методами лечения официальная медицина применяет также химиотерапию (лечение цитостатиками – препаратами, подавляющими рост как больных, так и здоровых клеток организма) и лучевую терапию, которые также не дают гарантий полного излечения.

Опухолевый рост – это беспорядочное размножение клеток организма. До сих пор точно неизвестно, в чем его причина, теорий же существует великое множество. Ниже приведем наиболее «популярные» из них.

  • Канцерогенная теория утверждает, что причиной возникновения рака может стать воздействие некоторых веществ (канцерогенов).
  • Согласно вирусной теории Роуса опухолевый рост вызывают вирусы. Кроме того, по вирусосенетической теории Зильбера: помимо обычных вирусов существуют онковирусы, которые и вызывают опухоли.
  • Фиссуральная теория утверждает, что рак возникает при сдавливании тканей.
  • По теории дизэмбриональных зачатков в организме человека остаются зачатки эмбриональных тканей, которые при благоприятных условиях развиваются в раковые опухоли.
  • И, наконец, полиэтиологическая теория гласит, что рак возникает под действием самых разных факторов. То есть, говоря проще, легче назвать причины, не вызывающие рак, чем те, что его вызывают.

Методики лечения рака керосином:

  • Лечение «Тодикампом». По 1 чайной – 1 столовой ложке 3 раза в день за 20 минут до еды. Курс составляет 4 недели. Количество курсов – 3, с перерывами в один месяц.
  • Березовый гриб (чага) с очищенным керосином. Необходимо предварительно приготовить настой чаги.
    Высушенная чага измельчается и заливается холодной отфильтрованной водой (1:3), после чего настаивается при комнатной температуре в темном месте 4 часа. Затем воду необходимо слить в отдельную емкость, размягченные кусочки чаги натереть на терке, залить пятью стаканами теплой воды и настаивать двое суток, по истечении которых настой сливается в стеклянный сосуд и смешивается с водой, в которой первоначально настаивалась чага.
    Чагу принимают внутрь одновременно со смоченным в очищенном керосине кусочком сахара-рафинада. Употребляется чага с керосином по утрам, непосредственно перед завтраком.
    Курс лечения керосином с раствором чаги длится 26 дней. Следующие 30 дней принимается исключительно настой березового гриба по одному стакану 3 раза в день за полчаса до еды. После этого возобновляется курс совместного лечения чагой и керосином.

Другие целебные свойства, приписываемые керосину

В последнее время с некоторыми препаратами керосина нередко связывают такие влияния на человеческий организм, как омолаживающий, очищающий и общеукрепляющий эффекты. В этой связи чаще всего упоминается «Тодикамп».

С целью омоложения советуют принимать «Тодикамп» по 2-3 капли на 1/2 стакана теплой кипяченой воды 2-3 раза в день профилактическим курсом 6 недель.

А вот иной «эликсир долголетия»:

«Добавьте к 0,5 л свежего яблочного уксуса 3 столовые ложки очищенного керосина. Полученное снадобье следует принимать по 1 чайной ложке на 1 стакан кипяченой воды 1-2 раза в день. Надо только непосредственно перед употреблением сосуд с приготовленным «эликсиром» тщательно взбалтывать. Профилактический курс оздоровления продолжается от 6 до 3 недель».

Для достижения эффекта очищения организма рекомендуется принимать «Тодикамп» по 8-10 капель на 2 столовых ложках меда один раз в день до еды. Курс лечения не ограничивается.

При этом, при использовании щадящей схемы рекомендуется принимать керосин непосредственно перед едой, а применяя полную схему – за пол часа до приема пищи.

Преим. С 9 -С 16 (выкипают в пределах 110-320°С). Содержат примеси сернистых, азотистых или кислородных соединений. Окраска от бесцв. до светло-коричневой с голубым оттенком. В зависимости от хим. состава и способа переработки , из к-рой получен керосин, в его состав входят: предельные алифатич. 20-60%, нафтеновые 20-50%, бициклические ароматические 5-25%, непредельные до 2%. Чем выше т-ра конца смесей, тем больше в них бициклич. . Основные физ.-хим. св-ва керосина: 1,2-4,5 мм 2 /с (при 20 °С), плотн. 0,78-0,85 г/см 3 (при 20 °С), т. всп. 28-72 °С, 42,9-43,1 МДж/кг, КПВ 1,2-8,0% по объему. Пром. произ-во керосина впервые (1823) начато братьями Дубиниными в России на Сев. Кавказе в р-не Моздока (300 т/год; прежнее торговое назв. "фотоген"). Керосин получают (мировое произ-во в 1986 более 100 млн. т) гл. обр. атм. , при необходимости с послед, очисткой хим. , или . Ранее керосин использовали только для осветит. нужд и в медицине. Совр. области применения: (преим. авиационный керосин); компонент жидкого ( - жидкий О 2 или HNO 3); производственно-технические (технический керосин) и бытовые (осветительный керосин). Авиационный керосин, или , служит в двигателях летат. аппаратов не только , но также и применяется для смазывания деталей топливных систем. Поэтому он должен обладать хорошими противоизносными (характеризуют уменьшение изнашивания трущихся пов-стей в присут. ) и низкотемпературными св-вами, высокой термоокислит. стабильностью и большой уд. . Технический керосин (табл. 1) используют как сырье для пиролитич. получения , и ароматич. , в качестве в осн. при стеклянных и фарфоровых изделий, как р-ритель при промывке механизмов и деталей. Деароматизированный путем глубокого керосина (содержит не более 7% ароматич. ) - р-ритель в произ-ве в р-ре. В керосин, используемый в моечных машинах, для предупреждения накопления зарядов статич. электричества добавляют , содержащие Mg и Сr.

Осветительный керосин применяют в осн. в обычных осветительных и калильных лампах и, кроме того, в качестве в аппаратах для резки и в бытовых нагреват. приборах, как р-ритель в произ-вах пленок и , при пропитке и промывке деталей в электроремонтных и мех. мастерских. В случае использования по главному назначению качество этого керосина определяется преим. высотой некоптящего пламени (ВНП), а также т-рами и помутнения (т-ра выпадения твердых из керосина; характеризует его работоспособность при сравнит, низкой т-ре окружающего ), миним. содержанием S (керосин должен сгорать без выделения вредных для человека продуктов) и цветом (см. выше; характеризует глубину его очистки). ВНП определяет способность керосина гореть в стандартной фитильной лампе (диаметр фитиля 6 мм) ровным белым пламенем без нагара и копоти; численные значения этого показателя входят (в мм) в обозначения марок керосина (табл. 2). Существ. влияние на ВНП оказывают фракционный и хим.


состав керосина. Для предотвращения обугливания фитиля и засорения его пор смолами, нафтеновыми к-тами и др. (вследствие чего уменьшаются подача керосина по фитилю и сила света) в высококачественном керосине должно быть макс. кол-во легких фракций. Поэтому в составе осветит. керосина предпочтительны повыш. содержание предельных алифатич.

Керосин - прозрачная или с желтоватым оттенком жидкость, являющаяся результатом Отличается специфическим запахом и маслянистой консистенцией. Выделяют несколько видов данного соединения. Его используют в промышленности и в быту. Служит также керосин. Цена на него значительно ниже, чем, к примеру, на бензин или

Среди производимых видов данного углеводорода значительную долю занимает осветительный керосин. О нем и пойдет речь дальше в статье.

Получение керосина

Удивительные свойства нефти изменять свои характеристики в результате дистилляции замечены много веков назад. Но только в XVIII веке начали использовать продукты, полученные в результате данного процесса. Уже тогда ученые писали о том, что в результате перегонки нефть изменяет свой цвет с темного на светло-желтый. При этом отмечалось, что, в отличие от исходного материала, светлое вещество загорается очень легко. Эти наблюдения и легли в основу дальнейшего использования нефти и получения керосина.

Керосин получается из нефти путем ее перегонки (или ректификации). Второй вариант - вторичная переработка все того же "черного золота". В отдельных случаях состав подвергают дополнительно гидроочистке. Данный процесс улучшает качество вещества. В результате данных процессов содержание ароматических углеводородов в веществе становится равным 14-30 %.

Керосин осветительный получается из простого керосина. Для этого последний подвергается гидроочистке. Если рассматривать этот процесс с химической точки зрения, то атомы водорода присоединяются к молекулам углеводородов, входящих в состав керосина. В результате этого нарушаются связи молекул с серой и другими химическими элементами. Таким образом ненужные компоненты удаляются.

Состав

Состав керосина не имеет четкой "рецептуры". Он может изменяться в зависимости от вида нефти, из которой он изготавливается, а также от самого способа ее переработки. Вещества, входящие в состав, остаются неизменными. Изменяется только их процентное соотношение. Основную часть занимают углеводороды различного рода. В зависимости от состава изменяются и характеристики самого вещества.

Компонентами керосина являются углероды следующих видов:

  • Предельные алифатические, содержание которых может изменяться от 20 до 60 % от всего объема.
  • Нафтеновые (от 20 до 50 %).
  • Бициклические ароматические - от 20 до 30 %.
  • Содержание непредельных углеводородов может составлять до 2 %.

Остальную часть составляют примеси кислородных, сернистых и азотистых соединений. Содержание серы в осветительном керосине не превышает 0,1 процента за счет процесса гидрирования.

Область использования

Применяется керосин осветительный в лампах. Независимо от названия, это его основная, но не единственная сфера использования.

Применяется он также в бытовых приборах для отопления или приготовления пищи. Сюда можно отнести:

  • Керогаз - нагревательное устройство, которое раньше было широко распространено. При его работе нет прямого горения керосина, он просто испаряется. За счет этого не происходит образования копоти.
  • Керосинка, отличающаяся от предыдущего вида тем, что в ней керосин уже горит. Поэтому использовать другие веды керосина нельзя из-за возможного образования сажи.
  • Примус, который схож с газовой горелкой. Отличается он только другим видом топлива. Его часто берут с собой туристы и рыбаки.

Еще одна область использования - в аппаратах, которые режут металл. Распространенность в данных сферах обусловлена главным образом тем, что пламя при горении керосина не коптит.

Кроме того, керосин данного вида может использоваться в качестве растворителя. Применяется он при производстве клея, лакокрасочных материалов, резины, в быту (при очистке одежды, кожаных изделий и так далее).

«Летучая мышь»

Керосиновые лампы для многих стали приветом из прошлого, о котором хочется вспомнить порой. Мало кто пользуется ими теперь дома. Но разве такое забудешь? К примеру, керосиновая лампа «Летучая мышь». Кто же ее не помнит? Она является чем-то родным, тем, что напоминает о детстве. Это, конечно, не официальное название. Но именно так ее называли в народе. И связано это было с дрожащим огоньком. Он мерцал, окутывая фитилек, который обычно вырезали из войлока. Это те воспоминания, о которых не хочется забывать. Многие назовут их лирикой. Поэтому вернемся к насущному.

Керосиновая лампа «Летучая мышь» продается и в настоящее время. Она может стать приятным украшением дома или веранды. Ее стоимость на сегодняшний день составляет порядка восьми с половиной тысяч рублей.

Характеристики вещества

В России разработана четкая система стандартов, которые определяют основные свойства всех материалов и веществ. Не исключением является и керосин осветительный. ГОСТ 11128-65 и ГОСТ 4753-68 задают основные параметры, которым должна соответствовать данная горючая жидкость.

Если используется керосин для освещения, важно учитывать высоту некоптящего пламени, содержание серы, температуры вспышки и помутнения. Последний показатель характеризует способность углеводорода гореть при низких температурах. Кроме этого, керосин для ламп должен содержать максимально возможное количество легких фракций (то есть предельных алифатических углеводородов).

Виды осветительного керосина

Данное соединение может иметь несколько видов, каждый из которых отличается своими характеристиками. Наиболее распространенным является керосин осветительный КО-25. При его сгорании образуется яркое пламя, при котором не образуется сажа и другие вредные соединения. Кроме этого, существуют еще такие виды осветительного керосина как КО-20, КО-22, КО-30.

Все виды имеют одинаковое содержание серы, которое не превышает 0,003 процентов от общего объема. Одинаковым является и кислотное число, не превышающее цифры 1,3 %.

Керосин осветительный КО-30 имеет наименьшую плотность, которая составляет 0,790 грамм на см 3 при температуре +20 градусов. Тот же показатель, но с минимальным значением 0,830 грамм на см 3 , относится к КО-20.

Для КО-30 составляет 48 градусов. Для остальных видов керосина это значение не опускается ниже сорока градусов. В то же время температура помутнения для всех видов составляет -15 градусов. И только керосин осветительный марки КО-20 обладает температурой помутнения минус двенадцать градусов.

Стоимость материала

Давайте посмотрим, сколько необходимо потратить денег, чтобы приобрести керосин. Цена его будет зависеть от многих факторов, в том числе и от его характеристик.

Так, стоимость на керосин осветительный КО-25 начинается от 35 рублей за килограмм, или 50 рублей за литр, если приобретать его оптом. В таре небольшого объема горючее будет стоить дороже (порядка 70-100 рублей за литр).

Керосин осветительный остается популярным товаром по настоящее время. Универсальные качества позволяют ему оставаться востребованным в определенных областях промышленности и транспорта.