Трудовой договор машиниста автомобильного крана автопредприятия. Должностные инструкции машиниста крана автомобильного

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МАШИНИСТА АВТОКРАНА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Машинист автокрана относится к категории рабочих.

2. На должность машиниста автокрана назначается лицо, имеющее удостоверение на право управление автокраном.

3. Назначение на должность машиниста автокрана и освобождение от нее производится приказом Генерального директора предприятия.

4. Машинист автокрана должен знать:

4.1. Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.

4.2. Основные технические характеристики и общее устройство автокрана, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).

4.3. Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии.

4.4. Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автокрана.

4.5. Правила оказания первой медицинской помощи.

4.6. Основы трудового законодательства.

4.7.Правила и нормы охраны труда.

4.8.Настоящую должностную инструкцию.

4.9. Правила внутреннего трудового распорядка для работников.

4.10.Коллективный договор.

4.11. Положение об оплате труда.

5. Машинист автокрана подчиняется непосредственно начальнику АТЦ.

II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Машинист автокрана обязан:

2.1. Строго соблюдать правила дорожного движения и эксплуатации крановой установки, правил установки кранов на опоры.

2.2. Следить за техническим состоянием автокрана, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание и технический осмотр.

2.4. Строго выполнять все распоряжения своего непосредственного начальника. Обеспечивать своевременную подачу автокрана.

2.5. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

2.6. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

2.7. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

2.8. Наблюдать и осуществлять контроль за креплением, погрузкой и выгрузкой груза.

2.9. Своевременно вести журнал наработки автокрана.

III. ПРАВА

Машинист автокрана имеет право:

3.1. Право на безопасное рабочее место.

3.2. Право на санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание.

3.3. Право на соблюдение режима труда и отдыха.

3.4. Право на самозащиту своих трудовых прав.

3.5. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автокрана, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей Инструкции.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист автокрана несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

Скачать образец инструкции для крановщиков (машинистов) стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)

Продолжаю публиковать инструкции по подъемным сооружениям. Сегодня — инструкция машиниста стрелового самоходного крана. Выполнена по «Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных). РД-10-74-94» (утверждена Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.08.1994 N 46). Подкорректирована с учетом «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утверждены Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533).

В инструкции также указана знаковая сигнализация при перемещении грузов подъемными сооружениями.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании «Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных). РД-10-74-94» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.08.1994 N 46) в части, не противоречащей «Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533).

1.2. Крановщики, прошедшие обучение и имеющие удостоверение на право управления стреловыми кранами, должны знать:

  • руководства по эксплуатации стреловых кранов и приборов безопасности предприятий — изготовителей;
  • производственную инструкцию;
  • устройство кранов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности стреловых кранов;
  • устройство грузозахватных приспособлений;
  • инструкцию по охране труда;
  • приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим.

ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КРАНА

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана. При этом он должен:

  • осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
  • проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
  • осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
  • осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески;
  • проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов;
  • проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;
  • проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);
  • проверить исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;
  • при приемке электрического крана произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца или коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то крановщик должен проверить исправность гибкого кабеля;
  • при приемке крана с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.

2.2. Крановщик обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъемности, даты испытания и номера.

2.3. При приемке работающего крана осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана владелец обязан выделить крановщику в начале смены необходимое время.

2.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах, а осмотр электрического крана — при отключенном рубильнике. Осмотр гибкого кабеля производится при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель.

2.5. При осмотре крана крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.

2.6. После осмотра крана перед его пуском в работу крановщик, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:

  • механизмов крана и электрической аппаратуры, если таковая имеется;
  • приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;
  • тормозов;
  • гидросистемы (на кранах с гидроприводом).

2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно — техническому работнику, ответственному за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

2.8. Крановщик не должен приступать к работе на кране, если имеются следующие неисправности:

  • трещины или деформации в металлоконструкции крана;
  • трещины в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т.п.), отсутствие шплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления;
  • число обрывов проволочек стрелового или грузового каната или поверхностный износ превышают установленную Руководством по эксплуатации крана норму, имеются оборванная прядь или другие повреждения;
  • дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы;
  • повреждения деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;
  • износ крюков в зеве, превышающий 10% первоначальной высоты сечения, неисправность устройства, замыкающего зев крюка, нарушение крепления крюка в обойме;
  • повреждение или неукомплектованность дополнительных опор, неисправность стабилизаторов у автомобильных и других кранов с подрессоренной ходовой частью;
  • отсутствие ограждения механизмов и голых токоведущих частей электрооборудования;
  • повреждение канатных блоков и устройств, исключающих выход каната из ручьев блока.

2.9. Перед началом работы крановщик обязан:

  • ознакомиться с проектом производства работ краном строительно — монтажных работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;
  • проверить состояние площадки для установки крана;
  • убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 м;
  • получить наряд — допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи;
  • проверить достаточность освещенности рабочей зоны;
  • убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.

2.10. Произведя приемку крана, крановщик делает соответствующую запись в вахтенном журнале и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями, приступает к работе.

2.11. Разрешение на пуск в работу гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект выдается инженерно — техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений в на основании результатов проверки состояния крана и обеспечения безопасных условий его работы с записью в вахтенном журнале.

ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КРАНА

3.1. При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в Руководстве по эксплуатации крана, и производственной инструкцией.

3.2. Крановщик во время работы механизмов крана не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

3.3. При обслуживании крана двумя лицами — крановщиком и его помощником, а также при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.

3.4. При необходимости ухода с крана крановщик обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана, и убрать ключ зажигания у автомобильных кранов.

3.5. При отсутствии крановщика его помощнику, стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.

3.6. Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.

3.7. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в зоне работы крана нет посторонних людей...

Вот вообщем-то и всё.

Профессия «Машинист крана»

Машинист крана или крановщик — профессия, которая предусмотрена Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС, утвержден постановлением Госкома СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30). Согласно положениям законодательного акта крановщик может иметь со 2-го по 6-й разряд, в зависимости от чего он будет управлять кранами различной мощности.

Справочник предусматривает характеристику работы для каждого разряда и уточняет, какими навыками должен обладать крановщик. Перечислим, что обязан знать каждый обладатель этой профессии:

  • устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей;
  • правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов;
  • систему включения двигателей и контроллеров;
  • основы электротехники и слесарного дела.

В зависимости от разряда к этим знаниям добавляются новые, которые работник использует в трудовой деятельности.

ДЛЯ СПРАВКИ! Граждане, которые работают на тракторе с краном, называются трактористами. Работники, занятые на кранах в черной металлургии, металлургических цехах машинных предприятий и т. д. не подлежат делению на разряды, и их работа относится к другому разделу ЕТКС — черной металлургии.

Структура должностной инструкции

Должностная инструкция, как правило, включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения, в которых указывается информация об организации работы.
  2. Функции и задачи, определяющие основные направления деятельности.
  3. Должностные обязанности.
  4. Права, перечень которых работодатель предусматривает для конкретной должности.
  5. Ответственность — раздел представлен либо в виде перечня проступков, предусматривающих наступление ответственности, либо указываются конкретные виды ответственности, к которым может быть привлечен работник.
  6. График работы.

Ниже мы рассмотрим каждый раздел более подробно.

Общие положения о деятельности крановщика, функции и задачи

В разделе «Общие положения» должны быть указаны следующие сведения:

  • название должности и структурного подразделения — места работы машиниста крана в соответствии с наименованием, которое содержится в утвержденном на предприятии штатном расписании;
  • порядок назначения на должность и увольнения;
  • варианты замещения сотрудника в случае его отсутствия;
  • квалификационные требования к должности;
  • перечень нормативных и локальных актов, а также иных документов, положениями которых машинист крана должен руководствоваться в своей деятельности.

В разделе «Функции и задачи» или «Функции» формулируется основная задача работника. Далее идет перечисление конкретных видов работы, из которых складывается выполнение основной задачи. Крановщик, как правило, должен управлять краном, работать на котором ему позволяет имеющийся у него разряд. Из этой задачи вытекают все остальные, то есть техническое обслуживание машины, выполнение определенных действий (например, погрузка, перенос груза и т. д.).

Должностные обязанности, права, ответственность и режим работы машиниста крана

Раздел «Должностные обязанности работника» составляется с учетом имеющегося у крановщика разряда. Желательно указать все обязанности, которые имеются в ЕТКС, так как это тот минимум, которым должен руководствоваться работодатель. Мы приведем общий перечень, который можно использовать применительно ко всем разрядам:

  • управление краном определенной мощности;
  • проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств;
  • участие в ремонте обслуживаемого крана;
  • осуществление учета складируемых материальных ценностей и т. д.

Раздел должностной инструкции «Права работника» включает перечень прав, которыми наделяется крановщик для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей. К ним относятся следующие:

  • отказ выполнять работу на кране в случае его технической неисправности;
  • получение топлива и иных материалов, которые необходимы для работы крана;
  • ознакомление с проектами распоряжений и приказов руководства, касающихся его работы;
  • представление предложений по улучшению своей деятельности и т. д.

Раздел «Ответственность работника» может быть представлен в 2 вариантах:

  1. Перечисление видов ответственности, к которым может быть привлечен работник. Как правило, их несколько:
    • материальная (в случае порчи имущества работодателя);
    • дисциплинарная (при нарушении правил внутреннего распорядка, локальных актов, положений трудового договора и должностной инструкции);
    • административная (при совершении правонарушения в порядке, предусмотренном КоАП РФ);
    • уголовная (при совершении преступления в порядке, предусмотренном УК РФ).
  2. Указание на действия, которые могут повлечь применение к работнику мер ответственности. Например, крановщик несет ответственность за:
    • ненадлежащее выполнение или невыполнение возложенных на него обязанностей;
    • невыполнение приказов и распоряжений руководства;
    • несоблюдение трудовой дисциплины и т. д.

Раздел «Режим работы» включает указание на специфические особенности графика работы машиниста. Например, речь может идти о сменном графике, работе в выходные дни и т. д. Если такой раздел содержится в трудовом договоре, то дублировать одинаковые положения в должностную инструкцию нет смысла.

Как разрабатывается и утверждается должностная инструкция

Должностная инструкция должна быть разработана в соответствии с положениями ЕТКС или профстандартов, если это предусмотрено законодателем. В остальных случаях работодатель вправе руководствоваться положениями этих актов по своему желанию.

Текст инструкции, как правило, разрабатывается сотрудником отдела кадров или лицом, ответственным за охрану труда в организации. Далее документ передается на согласование непосредственному начальнику крановщика с целью внесения корректировок. Последний этап — утверждение инструкции руководителем предприятия.

Работодатель вправе принимать инструкцию в качестве отдельного документа или как приложение к трудовому договору. Разница между этими вариантами заключается в способе внесения изменений в документ. В первом случае текст меняется в упрощенном порядке (подготовили проект — утвердили работодателем — передали работнику на ознакомление), во втором — в качестве дополнительного соглашения к трудовому договору.

Если работник отказывается подписывать лист ознакомления с должностной инструкцией, это его право. Но в таком случае работодатель должен составить акт об отказе в ознакомлении и выслать текст инструкции работнику заказным письмом с описью. Этот вариант позволит руководителю организации обезопасить себя от разбирательств в дальнейшем и не позволит работнику сказать, что он не был ознакомлен с инструкцией.

ДЛЯ СПРАВКИ! Оригинал должностной инструкции должен храниться у работодателя, так как этот документ составляется для конкретной должности, а копию работник вправе получить на руки.

Крановщик должен не только знать свои должностные обязанности, но и выполнять их надлежащим образом. Именно для этих целей в тексте инструкции предусмотрен раздел «Ответственность». Но законодатель защищает и права работника — работодатель не вправе в одностороннем порядке изменять обязанности служащего; в этом случае они не будут иметь юридической силы.

Инструкция для крановщиков по безопасной эксплуатации стреловых автомобильных кранов.

1. Общие положения

Автокран - опасный производственный объект, правила его безопасной эксплуатации определяются многими нормативными документами и организационными мерами. Основным нормативным документом являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» (ПБ). На организацию безопасной эксплуатации кранов распространяется также действие ряда государственных стандартов (ГОСТов), руководящих (РД) и других документов, как межведомственных, так и ведомственных. Межведомственным документом, например, являются «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Примером ведомственного документа в сфере строительства СНИП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

Для надзора за выполнением требований нормативных документов и организации всей работы по безопасной эксплуатации автокранов в масштабе страны создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В масштабе Вашей организации (предприятия) по меньшей мере должны быть ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, отвечающие за:

а) содержание кранов в исправном состоянии;

б) надзор за безопасной эксплуатацией кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

в) безопасное производство работ;

г) управление краном и его обслуживание.

Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по программе для подготовки крановщиков и аттестации квалификационной комиссией. Выполнять обязанности крановщика и его помощника могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования. Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора.

Аттестованным рабочим выдаются удостоверения установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя Ростехнадзора. В удостоверении крановщика указываются тип и конструкция крана, к управлению которым он допущен. В удостоверение крановщика и его помощника должна быть вклеена фотокарточка. Удостоверение во время работы они должны иметь при себе.

2. Обязанности крановщиков перед началом работ крана.

2.1. Провести осмотр и убедится в исправности всех механизмов, систем, металлоконструкций и других частей крана, в том числе проверить:

по крановой установке

    комплектность крана;

    механизмы крана, их крепления и тормоза;

    наличие и исправность ограждений механизмов;

    смазку канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

    в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов её подвески, а также металлоконструкции и сварные соединения опорной и поворотной части;

    в доступных местах состояния канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

    канатные блоки на отсутствие трещин и сколов;

    крюк и его крепление к обойме;

    исправность аутригеров и механизма блокировки подвески;

    комплектность противовеса и надёжность его крепления;

    наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране;

    исправность приборов освещения и сигнализации;

    систему гидропривода, РВД, насосы, предохранительные клапаны и уровень рабочей жидкости в гидробаке.

по шасси

    чистоту номерных знаков, внешних приборов освещения и сигнализации, стекол кабины;

    состояние зеркал заднего вида, крепление их кронштейнов, правильность установки;

    работу замков дверей кабины и крепление брызговиков колёс;

    надёжность крепления рессор и колёс, состояние шин;

    герметичность систем питания, смазки, охлаждения, гидроусилителя рулевого управления и гидравлического (пневматического) привода тормозов, убедиться в отсутствии подтекания масла из коробки передач и мостов;

    уровень масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости и топлива;

    работу внешних световых приборов и сигнализации: фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звукового сигнала, сигнала «Стоп», освещения номерного знака, а также наличие светоотражателей;

    исправность стояночного тормоза;

    люфт ролевого колеса, надёжность крепления и шплинтовку деталей рулевого управления, убедиться в отсутствии повреждений рулевых тяг;

    надёжность транспортного крепления крюковой подвески;

    наличие медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.

Пустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-80 С, прослушать его работу на различных режимах. Проверить показания КИП. Проверить работу сцепления, коробки передач, плавность и одновременность действия тормозов автомобиля, а также работу спидометра.

2.2. Вместе со стропальщиком проверить соответствие съёмных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъёмности, даты испытания и номера.

2.3. Опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность механизмов крана; приборов и устройств безопасности; тормозов; гидросистемы.

2.4. Убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.

2.5. Иметь при себе удостоверение крановщика установленного образца.

2.6. Сделать запись в вахтенном журнале о произведённой приёмке крана.

2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, не приступая к работе сообщить об этом специалисту, ответственному за содержание крана в исправном состоянии и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

2.8. Ознакомиться с проектом работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов.

2.9. Проверить состояние площадки при установки крана; допускается уклон площадки не более 3 .

2.10.Убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 метров.

2.11. Получить при необходимости наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 метров от линии электропередачи.

2.12. Проверить достаточность освещённости рабочей зоны (должна составлять не менее 10 лк).

3. Обязанности крановщика во время работы крана.

3.1. Руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции и Правилах устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов.

3.2. Не допускать в зоне работы крана посторонних людей.

3.3.Перед включением механизмов крана в работу после перерыва подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.4. При передвижении крана:

    уложить стрелу на стойку поддержки стрелы;

    закрепить крюковую подвеску установленным образом;

    уложить грузозахватные приспособления в установленном месте;

    поднять до упора гидроцилиндры вывешивания и разблокировать стабилизатор подвески (если он имеется);

    перенести выносные опоры в транспортное положение и, если это предусмотрено, застопорить их фиксаторами;

    убедиться в том, что привод насосов выключен, а рукоятка переключения потока жидкости установлена в положении «на кран»;

    снять, уложить и закрепить в установленных местах подкладки;

    выключить питание крановой установки;

    в пределах рабочей площади не увеличивать скорость более 5 км/ч;

    о начале передвижения оповещать подачей предупреждающего звукового сигнала.

3.5. Устанавливать кран на рабочей площадке с соблюдением габаритов приближения и в соответствии с проектом производства работ кранами.

3.6. Приступать к выполнению крановых операций только после установки крана на дополнительные опоры; следить за тем, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана; величина зазора между шинами заднего моста и грунтом должна составлять не менее 30-40 мм.

3.7. Загрузку и разгрузку полувагонов, перемещение груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, перемещение груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, перемещение груза, на который не разработана схема строповки, а также другие работы, предусмотренные проектами производства работ или технологическими регламентами, выполнять только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

3.8. Перемещение грузов осуществлять с соблюдением следующих правил:

    работать краном можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подаёт сигнал, действуя в нарушение требований безопасности и своих обязанностей, то по такому сигналу Вы не должны производить маневра крана. За повреждения, причинённые действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналом между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять не зависимо от того, кто его подаёт;

    определять с использованием имеющихся приборов безопасности грузоподъёмность крана для каждого вылета;

    перед подъёмом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех, находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне перемещения крана. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъёма или опускания, если груз находиться на высоте не более 1 м от уровня площадки. При работе крана людям запрещается находиться рядом с его платформой, а также выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями крана;

    загружать и разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чём Вы должны предварительно убедиться;

    устанавливать крюк подъёмного механизма над грузом следует так, чтобы при подъёме груза исключалось косое натяжение грузового каната; поднимать груз с площадки и опускать его на площадку следует только грузовой лебёдкой; не допускать раскачивания груза;

    при подъёме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего можно поднимать груз на нужную высоту;

    при подъёме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;

    перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов; подъём, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях следует выполнять плавно, без рывков;

    зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске;

    при подъёме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;

    при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонн, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика или других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны и др. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ; загрузка кузова автомобиля (прицепа) должна производиться от кабины к заднему борту, разгрузка - в обратном порядке;

    перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъём кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;

    перед подъёмом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;

    укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;

    необходимо внимательно следить за канатами. При спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана;

    строповка грузов должна производить в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учётом числа ветвей и угла их наклона, стропы общего назначения выбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 ;

    перемещение грузов неизвестной массы производится после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана или грузозахватного приспособления;

    при работе крана опускать груз или стрелу разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности; размещение грузов в зоне котлованов, траншей должно производиться за пределами призмы обрушения, но не менее 1 м от бровки естественного откоса или крепления выемки (котлована, траншеи);

    кантовку грузов кранами следует производить на кантовочных площадках или в специально отведённых местах. Такая работа выполняется по разработанной технологии с указанием последовательности выполнения операций, способа строповки груза и сведений по безопасному выполнению работ.

3.9. Наблюдать за состоянием агрегатов и механизмов крана, своевременно устранять обнаруженные неисправности.

3.10.Следить за уровнем рабочей жидкости в баке гидропривода и креплением всасывающих рукавов. При наличии признаков эмульсирования рабочей жидкости воздухом работу крана прекратить.

3.11. При производстве работ крановщику запрещается:

    выполнять погрузочно-разгрузочные работы при обнаружении неисправности крана;

    допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях крановщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, отвечающее за безопасное производство работ кранами;

    поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана для данного вылета. Если крановщик не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

    опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъёмность крана будет меньше массы поднимаемого груза;

    проводить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;

    подтаскивать груз по земле, рельсам или лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;

    отрывать груз, засыпанный землёй или примёрзший к земле, заложенный другими грузами, укреплённый болтами, залитый бетоном и т.п.;

    освобождать краном защемлённые грузом съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);

    поднимать железобетонные изделия с повреждёнными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

    укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также груз, поддерживаемый руками;

    передавать управление крана лицам, не имеющим прав на управление краном, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;

    производить загрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителя или других людей в кабине;

    поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;

    подавать груз в оконные проёмы и на балконы без специальных приёмных площадок или специальных приспособлений;

    поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) путём изменения вылета стрелы;

    пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

    работать при выведенных из действия или неисправных приборов безопасности и тормозах;

    устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также с уклоном, превышающим 3 ;

    самовольно устанавливать кран для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами);

    находиться в кабине крановщика при установке крана на опоры, а также при снятии его с опор;

    входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъёма;

    работать в закрытых невентилируемых помещениях (из-за повышенной загазованности воздуха);

    допускать размещение легковоспламеняющихся веществ и предметов у выхлопной трубы;

    использовать в качестве подкладок под аутригеры случайные предметы;

    осуществлять передвижение крана с выдвинутой стрелой;

    начинать движение крана при нахождении кого-либо в кабине крановщика;

    работать без использования опор в крановом режиме.

4. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях.

Аварийная ситуация - это ситуация, вызванная природными или техногенными (производственными) проявлениями и состоящая в воздействии или угрозе воздействия на кран опасных факторов. Под опасными факторами понимают стихийные природные явления, пожар, электрическое напряжение, внешние механические силы и т.д., которые могут привести к гибели людей, вызвать потерю устойчивости крана или его поломку. В случае возникновения аварийной ситуации Вы должны:

1) немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации в случае потери устойчивости крана (проседание грунта, поломка выносных опор, перегруз и т.п.);

2) немедленно предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи, если элементы крана (стрела, канаты) оказались под напряжением, в случае, когда это выполнить невозможно - покинуть кабину крана, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током;

3) соблюдая меры личной безопасности, принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока и оказать необходимую первую помощь, если во время работы крана работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями;

4) немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения при возникновении на кране пожара;

5) прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное место при возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясения и т.п.); при наличии возможности, после опускания груза, привести стрелу крана в транспортное положение;

6) немедленно поставить в известность об имевших место во время работы крана аварии или несчастном случае лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей; оказать первую помощь пострадавшему;

7) произвести запись в вахтенном журнале и ставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обо всех аварийных ситуациях.

5. Обязанности крановщика по окончании работы крана.

5.1. По окончании работы крана крановщик обязан соблюдать следующие требования: не оставлять груз, магнит или грейфер в подвешенном состоянии; поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок; установить стрелу и крюк в положение, указанное в инструкции предприятия-изготовителя по эксплуатации крана; остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник, если кран питается от внешнего источника; занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана.

5.2. При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

Машинист автомобильных кранов обязан иметь профильное образование. Высшее техническое также является основанием для допуска к работе на автокране. К профильному образованию относится обучение машиниста Крановщики, в зависимости от квалификации, также могут допускаться к тем или иным работам. К уровню квалификации крановщиков относятся разряды машинистов. Они осуществляют различные типы погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, выполняют и ремонтно-строительные работы на производственной части.

К основным функциям машиниста автомобильных кранов можно отнести:

  • монтажные работы;
  • работы с линиями электропередач - их установку;
  • разгрузку всевозможных материалов: медикаментов, стройматериалов, оружия и техники;
  • ремонтные работы спецтехники;
  • тестирование (испытание) автокрана.

Водитель автомобильного крана

Водитель обязан располагать сведениями о правильной эксплуатации автокрана и правилах техники безопасности, строповке, разновидностях грузов, условиях потребления автокраном смазок и горючего в различных условиях, владеть навыками слесарного дела.

Помимо прохождения обучения машиниста автомобильных кранов, специалист обязан знать основные моменты в управлении автомобилем.

Во время работы на автокране он следит за безопасностью эксплуатации технического средства, расходом горючего, за постоянностью рабочего состояния машины.

В зависимости от целей работ крановщик может работать в связке с другими специалистами, с параллельным использованием дополнительной техники.

Машинист автомобильного крана все свое рабочее время проводит в открытой кабине, где нет никакой защиты от осадков, шума работающего двигателя и выхлопных газов.

Самые сложные обязанности связаны с выполнением всех видов погрузочно-разгрузочных работ, грамотным передвижением по рабочей территории.

Машинист автомобильных кранов управляет им с помощью рычагов механизмов, различных инструментов по монтажу и ТО (техническому обслуживанию) транспортного средства и его составных частей.

Есть ряд специальных технических, физических и ментальных навыков, которыми должен обладать крановщик для успешного выполнения работ. У него должна быть хорошая реакция на различные типы раздражителей, звуковые и зрительные. Также он должен обладать хорошей координацией тела, рук и ног для управления механизмами автокрана. Для машиниста обязательна устойчивость к усталости, стрессовым ситуациям и самоконтроль.

Обучение

Для получения специальности "машинист автомобильных кранов" будущие специалисты должны пройти подготовку в учебных частях или спецзаведениях. По мере того как сотрудник несет службу и работает на автокране, он может повышать свою квалификацию и продвигаться по службе.

Навыки

Как уже говорилось, специалистам могут присваиваться различные разряды.

Машинист автомобильных кранов, например, четвертого разряда обязан иметь следующие навыки:

  • управлять краном, грузоподъемность которого составляет 6 тонн;
  • осуществлять мониторинг крепежей и регулировать все крепления механизмов крана, а также следить за работой систем обеспечения безопасности;
  • определять износ стальных канатов и готовность их к работе;
  • осуществлять техобслуживание кранов и их текущий ремонт;
  • уметь определять поломки и оперативно ремонтировать технику;
  • грамотно выполнять работу на автокране;
  • понимать рабочий чертеж деталей;
  • соблюдать все предписанные правила эксплуатации крана и инструкции;
  • уметь вести вахт-журнал, путевой лист;
  • соблюдать санитарной и пожарной безопасности.

Инструкция

Для допуска к работе на данной спецтехнике разработана специальная инструкция машиниста автомобильного крана.

  • Человек должен быть старше 18 лет и пройти спецподготовку, доказательством этого будет являться полученное им удостоверение после окончания обучения на право вождения грузовых транспортных средств или автокрана.
  • Будущему специалисту необходимо пройти медосмотр различных видов: периодический и обязательный.
  • Обязательно обучение всем приемам работ на автокране, получение знаний по охране труда и стажировка для проверки знаний и профпригодности специалиста.
  • В целях защиты от вредных условий работы работодателями производства выдаются спецкостюмы, которые сотрудники в обязательном порядке должны надевать. Это перчатки, резиновые сапоги и комбинезон, утепленные костюмы и валенки в период зимы. Если крановщик находится непосредственно на строительной территории и покидает кабину, то обязательно присутствие каски.

  • Все без исключения лица, присутствующие в зоне территории строительства или же производства, должны неукоснительно соблюдать трудовой распорядок, утвержденный на том или ином производстве.
  • Лиц, не имеющих отношения к строительству или производству, на территории быть не должно, равно как и лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Запрещается использовать рабочую технику не по назначению, а также использовать технику, находящуюся в аварийном состоянии.

Техника безопасности

  1. Перед началом деятельности работники должны надеть защитные костюмы и предъявить лист выполнения работы на данном объекте.
  2. При выявлении каких-либо неисправностей и нарушений в работе механизмов, крановщики не имеют права приступать к выполнению обязанностей.

Техника безопасности крановщиков и машинистов во время работы

Инструкция по охране труда машиниста автомобильных кранов предписывает соблюдение следующих положений:

  1. Во время работы запрещено заниматься другими делами, помимо основных обязанностей, а также проводить осмотр и обслуживание частей автокрана, если это не критичная ситуация.
  2. После запуска двигателя автокрана запрещается выходить из него, не заглушив перед этим мотор.
  3. Во время перемещения грузов убедиться, что в зоне перемещения нет людей, и при необходимости подать звуковой сигнал.
  4. Если необходим осмотр автокрана, то он должен проводиться только при заглушенном двигателе.
  5. Перед началом каких-либо работ машинист автомобильных кранов у стропальщика обязан проверить весь пакет документов и только после того, как удостоверится в их наличии, может приступать непосредственно к работе. При обнаружении факта отсутствия документов у стропальщика либо того, что на работу по строповке наняты обычные рабочие, крановщик не имеет права приступать к работе.

Тарифно-квалифицированный справочник

По единому тарифно-квалификационному справочнику машинистам автокранов присваиваются специальные разряды. Также в нем указываются тарификации работ. По требованиям ЕТКС, машинист автомобильного крана во время движения вне территории производства или строительства должен придерживаться всех ПДД.

В ЕТКС также внесен отдельный раздел, включающий обязанности и тарификацию для той или иной ремонтно-строительной профессии. Кроме того, в него включены обязанности знания основных правил по охране труда, технике безопасности, ремонта и обслуживания транспортных средств.