Все в жизни бессмысленно. Страдания от бессмысленности жизни: хочу найти выход

Вам кажется, что жизнь проходит мимо? Ничего не радует, а хандра стала постоянной спутницей? Возможно, вы не на то тратите свою жизнь.

В сутках 24 часа. И все они заняты действием. Или бездействием. Все зависит от того, как человек распоряжается своим временем, которое во всем мире считается самой ценной валютой.

Подумайте, на что вы тратите свою жизнь. Чем заполнены ваши 24 часа. Вы пашете на работе, развиваетесь, инвестируете в свое светлое будущее? Или часы напролет мечтаете о светлом будущем, сидя на удобном диване?

Есть некоторые привычки, вещи, из-за которых жизнь кажется скучной и серой. В ней нет ничего хорошего. Проверьте, правильно ли вы живете. Может, ваша жизнь пуста и бессмысленна? Если у вас есть эти 10 привычек, настала пора что-то менять.

1. Привычка мечтать. В мечтах нет ничего плохого. Но только если они потом подкрепляются действиями. Мечтайте о великом, но посильном для себя.

2. Зависимость от обстоятельств. Куда ветер подул, туда человека и понесло. Внешние обстоятельства оказывают влияние на наше психоэмоциональное состояние. Но это должно проявляться на уровне эмоций. Проиграла любимая футбольная команда - попереживали и забыли. Нет смысла впадать в запой. Не позволяйте внешним обстоятельствам портить ваше настроение.

Зависимость от внешнего мира говорит о душевной нестабильности. Бросил парень девушку, а она потом с горя наглоталась таблеток. Эмоция взяла верх над здравым смыслом. Поэтому мысленно постройте между собой и окружающим миром защитную стену. Так будет проще жить.

3. Пассивный образ жизни. Есть люди замкнутые и открытые. Так устроена человеческая природа: кто-то с душой нараспашку, а кому-то привычней прятаться в норке. Так вот, пора избавиться от замкнутости. Она очень сильно зависит от темперамента, который, увы, нельзя изменить. Но подкорректировать можно.

4. Лень. Из-за нее мы тупеем. И беднеем, ведь ленивый человек никогда не достигнет финансового благополучия. Лежание на диване, изучение глянцевых журналов, просмотр фильмов - очень увлекательные занятия. Некоторые так увлекаются, что на протяжении всей жизни ленятся сделать что-то полезное для себя любимого.

Срочно вытаскивайте себя из пут лени, а то покроетесь мхом. Не бывает такого, что совсем нечем заняться. Инвестируйте свое время в полезные для себя вещи: самообразование, решение рабочих дел, уборку, занятия спортом. Но не лежите на диване, как труп.

5. Отсутствие планов на жизнь. Уже с подросткового возраста человек должен понимать, в каком направлении ему следует двигаться. Но бывает, что даже в преклонном возрасте мы не понимаем, как нужно было построить свою жизнь, как себя реализовать.

Чтобы потом не было мучительно обидно за зря прожитую жизнь, определите свои главные цели. Их несколько: семья, карьера, саморазвитие. Подумайте, чего бы вы хотели достичь. Опирайтесь на свои способности, вкусы. Важно определиться с выбором специальности, ведь именно неправильный выбор профессии может искалечить жизнь. Воспользуйтесь специальными психологическими тестами, которые направят вас на нужную профессиональную стезю.

6. Зависимость от социальных сетей. Для чего они вообще нужны? Люди выкладывают свои фото, постят глубокомысленные цитаты (которые и сами-то не запоминают), слушают музыку, смотрят фильмы. И проводят в этом социальном болоте по несколько часов. Нужно обладать колоссальной силой воли, чтобы зайти к себе на страничку буквально на минуточку. Которая потом, если честно, растягивается на долгие часы.

7. Отсутствие увлечений. Это явный признак того, что вы живете впустую. Увлечений не может быть только у ограниченного человека, которого интересуют исключительно первичные потребности: поесть, поспать и переспать. А всесторонне развитая личность всегда ищет отдушину. У нее есть то занятие, в которое она вкладывает душу и сердце.

Пусть это будет элементарное чтение художественной литературы. Зато это занятие помогает вам отвлечься от всего мира, наполняться энергией и вдохновением. Хобби говорит о том, что вы способны развивать себя, отвлекаться от работы. А еще это прекрасное средство от хандры и плохого настроения.

8. Привычка ныть по любому поводу. Нытики по началу вызывают жалость. Их хочется утешить, расспросить о проблемах, дать совет. Но со временем хочется у человека спросить, а почему он постоянно чем-то недоволен. Неужели он не способен справиться со своей жизнью и постоянно вываливает на окружающих свое неудовлетворение собственным существованием?

Нытики - глубоко несчастные люди. Их жизнь скучная и однообразная. Они не знают, что с ней делать. Вот и ноют. Концентрация на проблемах позволяет им хоть как-то отвлечься от своего однообразного существования. А еще привычка ныть заразна, так что бегите от нытиков подальше.

9. Постоянная экономия на себе. Заработная плата у всех разная. Она зависит от степени ответственности, престижности профессии, образования, профессиональных навыков, стажа. Но даже люди, которые неплохо зарабатывают, привыкли экономить на себе. Они покупают некачественную еду, живут в доме без нормального ремонта, экономят на лекарствах. А зарплату откладывают на черный день. Или на дачу, машину, свадьбу дочери.

Но какой смысл денег, если вы их не тратите на себя? Зачем вам дача, если из-за постоянной экономии на себе вы угробите здоровье? Не бойтесь баловать себя. Вы живете здесь, сейчас, и тратить нужно тоже сейчас. Конечно, стоит откладывать некоторую сумму. Но не забывайте о том, что черный день может так и не наступить, а возможности потратить сбережения у вас уже не будет.

10. Привычка откладывать жизнь на потом. Завтра вы обязательно начнете делать зарядку, чтобы похудеть. Со следующей недели приступите к изучению английского. В будущем месяце непременно запишитесь на йогу. А со следующего года бросите курить. Обещания, данные самому себе, имеют тенденцию быстро забываться. Это проверено на опыте миллионов людей, которые тоже жили «завтраками».

Не думайте, что это идеальное завтра когда-то наступит. Это пустая отговорка, причина отложить свою жизнь на неопределенный срок. Человек, который хочет есть, готовит себе бутерброд сегодня, а не завтра. Так почему же вы постоянно откладываете жизненно важные для себя решения? Надо делать сейчас, в этот момент, иначе так до старости и проживете на «завтраках».

Эти 10 привычек указывают на то, что ваша жизнь скучная и примитивная, она лишена смысла. Увы, вам не о чем будет вспомнить на старости лет. Поймите, что жить стоит немедленно, у вас не будет второго шанса.

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни , и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни , если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.

Все, что мы знаем – это наши о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности .

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его . Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека ? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит , тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни , потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания . .

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности . Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, . Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности , все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы - все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра - самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет - во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни , тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.

Это удушающее чувство, которое я испытываю каждый миг. Я завидую муравьям. У них нет времени на пустые, да и вообще - какие-либо страдания. Их жизни слишком коротки - от четырех до двенадцати лет. За это время им нужно построить свой маленький город и заботиться о нем. Вы видели муравьев? Они меня восхищают.

Эти крохотные создания трудятся не покладая хрупких конечностей. Во благо своей маленькой стайки, своего вида. У каждой группки муравьев есть свои обязанности - кто-то добывает веточки и хвою, кто-то хранит запасы нектара на случай, если ответственные за его добычу муравьи вернутся без пропитания. В муравьином городе есть даже хирурги, которые отгрызают поврежденные конечности товарищей. Их жизнь, полная смысла, нам кажется обычной возней насекомых. Но мы даже не подозреваем, как насыщено их существование.

А мое?.. Да, я определенно завидую муравьям, они на уровне подкорки знают смысл своей жизни.

Бессмысленность жизни - зачем это все?

Я задаю вопрос знакомому: «Зачем ты встал сегодня утром?» Он отвечает: «Чтобы пойти на работу». Я спрашиваю, зачем ему работа, - он отвечает мне: «Чтобы заработать деньги». Это порождает мой следующий вопрос: «Зачем тебе деньги?» Следует ответ: «Чтобы жить!»

Я задаю последний вопрос, после которого мой знакомый крутит пальцем у виска и прекращает разговор, - «А зачем тебе жить?» Видимо, вопрос смысла жизни заботит далеко не каждого.

Работать, чтобы жить, и жить, чтобы работать. Постоянно переживать день сурка. Почему бы нет? Миллионы людей, кажется, довольны этим простым алгоритмом. Разбавлять рабочие будни выходными и продолжать жить, чтобы работать и дальше. Жить дальше.
А какой смысл? Разве они сами не понимают, как это все нелепо и пусто? Как придать смысл бессмысленности?

Бессмысленность и смысл жизни - где она, точка опоры?
Я искренен в своем непонимании удовольствий этого мира. Они скоротечны в своей конечности. Они не наполняют меня, я всегда остаюсь пустым. Бессмысленность жизни встречает меня, как только я открываю глаза, сопровождает в течение дня и укладывает спать уже под утро.

Жить ночью гораздо приятнее - умолкает все вокруг. Умолкает все, кроме зудящего изнутри чувства, что нужно что-то найти. Кажется, я пытаюсь найти то, чего нет здесь. Я не знаю, как это выглядит, можно ли это потрогать. Но я точно знаю, что если не найду, то не смогу продолжать жить.

Я привык. Почти привык к вечному вакууму внутри себя, который нужно чем-то заполнить. Угомонить извечное чувство поиска. Что же я ищу? Я не знаю. Зацепки, причины находиться здесь. Зачем я здесь, зачем каждый раз наступает утро? Зачем открывать глаза, если всегда хочется закрыть их и перестать ощущать бесконечное давление окружающего меня мира?

Что такое жить, если то, что происходит со мной изо дня в день, я не могу назвать жизнью? Бессмысленность и пустота - единственное, что я постоянно чувствую. Нужно ли искать повод оставаться? Да и зачем влачить свое жалкое существование? Если смерть - это итог, стоит ли оттягивать? Чувство бессмысленности жизни - мой верный спутник.

Кто ты, не нашедший ответ? Кто ты?

Кто ты, ищущий смысл и вечно теряющий его? И почему именно тебе жизненно необходимо докопаться до сути, до смысла человеческого бытия? Ты - обладатель звукового вектора. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана этот термин раскрывает одну из восьми мер психического.

Вектор - это набор врожденных свойств психики человека. Остальные семь векторов могут насладиться ЭТИМ миром, тем, что он предлагает им. Человек с кожным вектором будет гнаться за карьерой и деньгами. Обладатель анального вектора обретет счастье в семье и домашнем уюте, это его смысл жизни. Человеку со зрительным вектором будет достаточно любви, чтобы понять, что он не зря появился на свет.

Легкие наброски того, как они могут наполнить себя в этом мире. Но ты не видишь смысла в этом, ты на уровне подсознания знаешь, что он в чем-то большем, скрыт от посторонних глаз. Ты его ищешь, но не находишь. Почему же ты ощущаешь бессмысленность жизни?

Смысл бессмысленности - где его искать

Абстрактный интеллект, свойственный звуковому вектору, не может оставаться в рамках материального. Это способность мыслить глобально - о смысле своей жизни, о смысле существования всего человечества. Люди глобальной идеи, которые дарят обществу научные открытия, инновации, дальнейшее развитие человечества.

Заглянуть вглубь мироздания, понять первопричину всего происходящего, докопаться до сути. Это желание звукового вектора царапает изнутри, не давая возможности наслаждаться миром материй.

Бессмысленность жизни, которую ощущает человек со звуковым вектором, можно назвать одним словом - депрессия.

Депрессия в звуковом векторе является крайне тяжелым состоянием, порой несовместимым с жизнью. Избавиться от этого состояния звуковик может пытаться через наркотики. Изменить свое сознание и попытаться найти смысл там, в другом, казалось бы, измерении. Только срок действия наркотиков ограничен. Возвращение в реальность неизбежно. Более того, может сопровождаться еще худшими состояниями.

Найти смысл жизни и больше не терять

Системно-векторная психология дает возможность избавиться от негативных состояний раз и навсегда. Сначала раскрыть тайны бессознательного - через понимание своих психических особенностей. А дальше? Использовать свои природные, врожденные свойства по назначению, реализовывать себя в обществе. Это самая действенная психотерапия.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает возможность смотреть в корень проблемы. Разбирая по мельчайшим деталям, дойти до первопричины своих состояний. Главное, получить ответ на свой вопрос: «А в чем смысл моей жизни?» - как тысячи людей, которые уже обрели смысл жизни и попрощались с негативными состояниями :

«…Моей главной проблемой было отсутствие желания жить. Ощущение собственной бесполезности, оттого что я не могу найти свое место в этом мире. Постоянные разочарования, когда попытки «жить как все нормальные люди» ни к чему не приводили. Я не верила, что могу найти хоть что-то для себя. Какие-то вещи могли заинтересовать меня, но ненадолго. Все казалось пустым. И люди тоже казались пустыми, неинтересными… Впервые попав на бесплатную лекцию, я быстро уловила, что в системно-векторной психологии есть ответы на вопросы о человеческой душе, которые мне всегда не давали покоя. Наконец-то нашлось то, в чем есть смысл!..»

«…Каждый день я обдумывала план своего суицида по дороге из общежития в колледж… все казалось иллюзорным. Я ничего не чувствовала… Как тяжело днем, еще тяжелее ночью. Я не могу уснуть. Я хочу кричать, я хочу вылезти из этого тела, это не мой голос, это не моя внешность, я - это не я. Я здесь по ошибке. Как отсюда выйти? Я сдаюсь…

На первых лекциях я все же противилась, старалась выключить, уйти… Но слова Юрия… они проникали через уши, что-то отзывалось внутри.
Я начала вслушиваться в людей. Понимать, что они чувствуют, даже что думают. И… я больше ни на кого не могу обидеться…теперь я не хочу пересидеть жизнь, а стараюсь провести каждый день с пользой. Отношения с окружающими улучшились.

Больше никаких антидепрессантов. Я больше не считаю себя «ошибкой». Я понимаю, что природа не ошибается. Понимаю, чем мне нужно заниматься. А все, что было со мной раннее, оказалась таким понятным, объяснимым. Да и вообще, вся жизнь такая понятная и… прекрасная. Как же много мы тратим времени, сколько ложных путей выбираем, как рано отчаиваемся. А смысл-то, вот он, рядом!..»

Бессмысленна, прежде всего - и это, с точки зрения личных духовных запросов, самое важное - личная жизнь каждого из нас. Первое, так сказать, минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода ; только будучи свободными, мы можем действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении. Но мы со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Мы телесны и потому подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней - все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление. Мы подчинены и слепым законам, и силам органической жизни: в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти - «как, уже конец? а я только что собирался жить по-настоящему, исправить ошибки прошлого, возместить зря потерянное время и потраченные силы!» - и трудность поверить в свое собственное старение. И вдобавок мы и изнутри обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни Мы получаем по наследству от родителей страсти и пороки, которые нас мучают и на которые бесплодно растрачиваются наши силы; в лице нашей собственной животной природы мы обречены на пытку и каторгу, прикованы к тачке, бессмысленно терпим наказание за грехи наших отцов или вообще за грехи, на которые нас обрекла сама природа. Лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды, либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями. И притом слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены блуждать и попадать в тупик и обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред и наши лучшие силы уже ушли на них. Один растрачивает себя на разгул и наслаждения и, когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно, с горечью убеждается в пошлости, бессмысленности всех наслаждений, в неутолимости ими жизненной тоски; другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей, закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела, чтобы потом, когда жизнь уже клонится к концу, убедиться, что этого призвания у него совсем нет, и это дело совсем не свято, и в бессильном раскаянии жалеть о бесплодно упущенных радостях жизни. Кто остается одинок, боясь обременить себя тягостями семьи, страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостижимом уюте семьи и ласке любви; кто, поддавшись соблазну семьи, оказался обремененным тягостями семейных забот, погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений, бесплодно кается, что добровольно продал свою свободу за мнимые блага, отдал себя в рабство подневольного труда и не осуществил своего истинного призвания. Все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас, сулят нам радость и успокоение, если мы добьемся их удовлетворения, и все потом, задним числом, когда уже поздно исправить ошибку, обнаруживают свою иллюзорность, ложность своего притязания исчерпать собою глубочайшее стремление нашего существа и дать, через свое удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию. Отсюда неизбежное для всех людей меланхолическое, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание выражаемое французской поговоркой: «si jeunesse savait, si vieillesse pouvait», - сознание обманутых надежд, недостижимости истинного счастья на земле. Гете, прозванный «баловнем судьбы», проживший исключительно долгую, счастливую и плодотворную жизнь, обладатель редчайшего дара - умения сочетать творческую энергию, безмерное трудолюбие и могучую, самообуздывающую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения, упиться всеми радостями жизни - этот избранник человечества под конец своей жизни признавался, что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения; и он испытал на себе всю неизбежную трагику человеческой жизни, он поведал, что сущность жизни узнает лишь тот, кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи, и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом: «терпи лишения» (Entbehren sollst du, sollst entbehren!). Если такова жизненная мудрость избранного счастливца человечества, то какой итог должны подвести своей жизни все остальные, менее удачливые и одаренные люди, со всей их немощностью, со всей тяжестью их жизненной участи, со всеми изнутри раздирающими их противоречиями и затуманивающими их пути духовными слабостями?

Народное сознание верило, что боги завидуют человеческому счастью и всегда принимают меры к тому, чтобы покарать и унизить счастливца, чтобы возместить случайную человеческую удачу горькими ударами судьбы; и, с другой стороны, оно верило, что даже блаженные боги подчинены, как высшему началу, неумолимой слепой судьбе. Более очищенное религиозное сознание их мудрецов учило; что по законам мировой гармонии никто не должен захватывать слишком много для себя, чрезмерно перерастать общий уровень, что человек должен знать свое скромное место и что даже сама индивидуальность человека есть греховная иллюзия, караемая смертью; лишь в добровольном признании себя служебным, зависимым звеном мирового целого, лишь в смиренном приятии своей рабской зависимости от космоса и своего космического ничтожества человек покоряется божественной воле, исполняет свое единственное назначение и может надеяться не загубить себя.

Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама , как замкнутая в себе личная жизнь, что лишь в исполнении призвания, в осуществлении какой-либо сверхличной и самодовлеющей ценности человек мо жет найти самого себя, как разумное существо, требующее разумной, осмысленной жизни. Ближайшим целым, с которым мы связаны и часть которого мы составляем, является жизнь на рода или человечества; вне родины и связи с ее судьбою вне культурного творчества, творческого единства с прошлым человечества и его будущим, вне любви к людям и солидарного соучастия в их общей судьбе мы не можем осуществить самих себя, обрести подлинно осмысленную жизнь. Как лист или ветвь дерева, мы питаемся соками целого, расцветаем его жизнью и засыхаем и отпадаем в прах, если в самом целом нет жизни. Для того чтобы индивидуальная жизнь имела смысл, нужно поэтому, чтобы имела смысл и жизнь общечеловеческая, чтобы истории человечества была связным и осмысленным процессом, в котором достигается какая-либо великая общая и бесспорно ценная цель. Но и здесь, при беспристрастном и честном рассмотрении эмпирического хода вещей, нас ждет новое разочарование, новое препятствие для возможности обрести смысл жизни.


Где ныне эллинская мудрость и красота, одно воспоминание о которой наполняет нам душу грустным умилением? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона или Плотина? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир уже достиг в золотую пору Римской империи с ее pax Romana? Можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры? Где теперь богатство индивидуальностей, цветущая полнота и многообразие жизни средневековья, которые высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое, как несбыточная мечта, манит теперь к себе все чуткие души, изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации?

Мы научились понимать - и в этом отношении непосредственные жизненные впечатления совпадают с главными достижениями объективной исторической науки за последние сто лет - что непрерывного прогресса не существует , что человечество живет сменой подъемов и падений и что все великие его достижения во всех областях жизни - государственной и общественной, научной и художественной религиозной и нравственной - имеют свой конец и сменяются периодами застоя и упадка , когда человечеству приходится учиться наново и снова подыматься из глубин.


История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений.

Мир есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

Древние греки, восхищаясь красотой и живою стройностью космического целого, с горечью и безысходны отчаянием сознавали безнадежность, тщету и бессмысленность в нем человеческой жизни.

Мы видели условия достижимости смысл жизни: существование Бога, как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины и божественность человека возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою собственную жизнь.

Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего, человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни.

██ ██ Работа, знаковая для религиозно-философской концепции Франка, является своеобразным продолжением его резко критичной по отношению к социализму как крайней степени общественного рационализма работы "Крушение кумиров". Именно здесь великий мыслитель развивает интереснейшую концепцию слияния богословия и "чистой философии" - и выдвигает интереснейшую теорию результатов подобного сопряжения.

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни , и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все то, чем они страдали и чему радовались – ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны лишь единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне все это - лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни , если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, - положительный.

Все, что мы знаем – это наши мысли о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи - есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – есть сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит - ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности .

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его обида. Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны , и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека ? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит материалист , тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим “творением”, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает ему на бессмысленность жизни , потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, - это причина, по которой нас создали. И, возможно, причина эта, если немного упростить заключается в том, что человек способен любить. Ведь именно любовь без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу человеческих переживаний. Все самое лучшее мы обретаем по мере развития. В этом смысле, смысл жизни - в развитии сознания .

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности . Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, чем мы являемся на самом деле . Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? Когда мы говорим о бессмысленности , все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Я верю, что знаю, - Душа – вечна. Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы, который в ответ на вопрос, что такое Будда, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы - все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра - самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет - во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».