Мураками фразы. Как это прекрасно — жить

Матвей Иванович Муравьев-Апостол, отставной подполковнику был обвинен в том, что имел умысел на цареубийство и готовился сам к совершению оного; участвовал в восстановлении деятельности Северного общества и знал умыслы Южного во всем их пространстве; действовал в мятеже и взят с оружием в руках». Муравьев родился в Петербурге 25 апреля 1793 г. Он провел детство в тех же условиях, как и его брат . Во время пребывания в Гамбурге его отца, русского министра-резидента, в доме Муравьевых бывало много французских эмигрантов, которые возбудили в мальчике интерес к политическим вопросам и повлияли на него в роялистском духе. Во время пребывания отца и ма­тери в Мадриде, где отец, Иван Матвеевич, был посланником, М. И. с братом учились в Париже и вернулись в Россию лишь в 1802 г. Поступив в корпус министерства путей сообщения, Муравьев не окончил там курса и в 1812 г. был определен подпрапорщиком в семеновский полк. За участие в Бо­родинской битве Муравьев был произведен в пра­порщики и получил знак военного ордена. Он принимал участие в компании 1813-1814 г., под Кульмом был ранен в правое бедро на вылет и в 1814 г. вернулся в Россию. Война 1812 г. и заграничные походы оказали огромное влияние на убеждения Муравьева-Апостола, необыкновенно расширили его умствен­ный кругозор и направили его внимание в сторону общественных и политических вопросов. События 1812-1814 г.г. больше всего отразились на главном их участнике-войске, говорить биограф Муравьева-Апостола г. Якушкин, и особенно на гвардейских полках и преимущественно на семеновском, в котором служил Муравьев-Апостол. Стремление устра­нить внутренние бедствия, овладевшее тогда передовой военной молодежью после одержанных блестящих побед над внешним врагом, захватило, конечно, и Муравьева, который, вместе с братом Сергеем, был одним из основателей «Союза благоденствия» в 1817 г., а также и членом масонской ложи «Трех добродетелей». Так называемая семеновская история, происшедшая исключительно от нелепых стро­гостей и притеснений нового командира полка, Шварца, отразилась и на Муравьеве, и он вышел в отставку. Декабрьская катастрофа захватила Матвея Ивановича на юге, когда он гостил у брата Сергея. Он умеряющим образом действовал на брата, так как по крайней мягкости своего характера питал отвращение к крово­пролитно и решительным действиям и не верил в успех предприятия. В частые у него тогда минуты душевного разлада ему приходила даже мысль о самоубийстве. Отнесенный к I разряду и приговоренный к отсечению головы, М. И., как и все прочие 31 человек этого разряда, был осужден на 15 лет каторжных работ в окончательном приговоре. Но когда из переписки его с братом Сергеем обнаружилось, что он все время энергично отклонял его от решительных действий и крайних планов, М. И. был сослан на вечное поселение в Вилюйск, Якутской об­ласти. Первое время, впрочем, он был заключен в Роченсальме, в форте «Слава», вместе с , и Арбузовым. Здесь все они находились в темных, сырых казематах, пита­лись гнилой ветчиной, не всегда выпеченным хлебом и часто пили воду с примесью соленой морской, попа­давшей в единственный колодезь. Какая память сохра­нилась о нем у бывших семеновцев, показывает между прочим, факт, переданный : при входе его в иркутскую тюрьму его вдруг обнял и поцеловал часовой-бывший его подчиненный из расформированного семеновского полка. Зимой, в трескучие морозы, пришлось М. И. ехать из Якутска в Вилейск, и только благодаря теплой меховой одежде и английскому седлу, данным ему якутским областным начальником, мог он совершить этот трудный путь в 700 вер. Вилюйск в то время имел такой вид: деревянная церковь, кругом нее в беспорядке и на большом расстоянии друг от друга разбросаны были якутские юрты и всего 4 небольших деревянных домика. М. И. поселился в юрте с ледяными окнами. «Не нуж­даясь в собеседниках, говорить он в своих «Воспоминаниях», записанных Беляевым, я легко свыкся с одинокой жизнью в своей юрте». Каждый день он гулял, не смотря ни на какую погоду. Лето, которого он ждал с таким нетерпением, обмануло его ожидания: в комарах и мошках он встретил египетскую казнь и не только не мог купаться, как мечтал была зимой, но и в юрте мог оставаться только при постоянном дымокуре из навоза. Хотя рыбы и дичи было много, но полное отсутствие овощей угнетало его; ему удалось развести один только картофель. Желая быть полезным и в Вилюйске, он начал обучать грамоте местных детей, и у него было 2 ученика.

Ты взора не сводил с звезды своей вожатой

И средь пустынь нагих, презревши бури стон,

Любви и истины искал святой закон

И в мир гармонии парил мечтой крылатой,

писал ему А. Бестужев в июле 1829 г. в Витиме. По ходатайству сестры, Софьи Ивановны Бибиковой, М. И. был переведен в Бухтарминскую крепость, куда и прибыл 5 сентября 1829 г. Получив от се­стры 2000 р., он купил себе дом, завел мельницу и пасеку. В Бухтарминске Муравьев испытал много неприятностей как по неопределенности и шаткости правил о надзоре за ним, так и от ложных доносов некоторых местных чиновников, мстивших ему за нежелание с ними познакомиться, как с людьми не­достойными. В 1832 г. он женился на Марье Константиновне Константиновой, сироте-дочери священ­ника, воспитывавшейся у жены чиновника местной таможни г-жи Брандт. Как и в Вилюйске, в Бухтарминске он вел все время метеорологические наблю­дения, которые сохранились в его бумагах. 1 октября 1836 г. Муравьев, без какого либо особого с своей стороны ходатайства, был переведен в Ялуторовску хотя и предпочитал Курган. Поселясь в Ялуторовске, Муравьевы приобрели небольшой деревянный дом и вели скромную семейную жизнь, занимаясь хозяйством на отведенном участке в 15 десятин. Не имея детей, Муравьевы взяли на воспитание двух девочек-сирот и отечески заботились об их образовании и воспитании. Как и в Бухтарминске, М. И. подавал медицин­скую помощь местным беднякам. Гостеприимный дом Муравьевых был все время любимым местом объединения дружной семьи ялуторовских декабристов. Впоследствии он с удовольствием вспоминал о своей 20-летней тихой и приятной жизни в Ялуторовске. Поселившись в Москве в 1860 г. после амнистии 1856 г., (до того жил в Твери) Муравьев любил воспоминать вообще о Сибири, называл ее не иначе, как «наша Сибирь», поддерживал с нею связи, был знаком с многими москов­скими сибиряками. Живя в Сибири, Муравьев, как и почти все декабристы, не отстал от жизни, не ока­зался ей чуждым, отжившим, но явился оттуда вели­чиной оригинальной, полезной и живой. Сохранив до кончины поразительную душевную и телесную свежесть, он много читал, особенно сочинения по новой русской истории, следил за текущими общественными вопро­сами по новым появляющимся книгам, журналам и газетам. Его замечательная память хранила в себе все прошлое, виденное и пережитое им. Идеалом своей молодости он остался навсегда верен. Живя в Москве, он имел 15,000 р. дохода и позволял себе не только личный комфорт, но и оказывать помощь нуждающимся, особенно стремившимся к образованию молодым людям. Он был большим любителем му­зыки, много гулял пешком. Только под конец жиз­ни он стал плохо ходить, видеть и слышать. В 1883 г., по случаю 200-летия семеновского полка, ему был возвращен бородинский крест. Окруженный всеобщим уважением М. И. Муравьев-Апостол скон­чался 21 февраля 1886 г. в 5 ч. утра и похоронен рядом с матерью в Новодевичьем монастыре.

9 октября 1796 года в Санкт-Петербурге, в семье государственного деятеля родился один из руководителей движения декабристов Сергей Иванович Муравьев-Апостол. Человек большого ума и выдающегося организаторского таланта, безумной храбрости, кристальной честности и совестливости. Над его горькой судьбой плакали не только прославленные родственники, служащие веками Государю и Отечеству, просвещенные современники, но и многие поколения потомков, изумленные свидетельствами стойкости и мужества боевого офицера, закончившего свой земной путь на позорной виселице.

В День рождения Сергея Ивановича Муравьева-Апостола, вспомним главные события его трагичной и героической жизни.

Детство, юность, война 1812 года

Детство прошло в Гамбурге и Париже. Здесь служил русским посланником отец Муравьева-Апостола – человек умнейший, блестяще образованный, писатель (автор книги «Путешествие по Тавриде в 1820 году»), дипломат, сенатор, полиглот, друг Байрона и Канта.

В Париже Сергей Иванович окончил хороший, выбранный для него отцом частный лицей. И по приезде в Россию, в 1809 году, поступил в инженерный корпус путей сообщения. Меньше чем через 3 года пришла война. И Муравьев, не задумываясь, пошел защищать Отечество. Участник важнейших сражений (Витебск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), за храбрость награжден золотой шпагой, боевыми наградами. Дошел до Парижа. После войны решил продолжить службу.

Движение декабристов

Война 1812 года, заграничные походы русской армии родили надежду на скорые перемены в обществе. Они витали над Россией, были желанны всеми и, казалось, обязательно произойдут. Главное, чего жаждали прогрессивные силы страны – отмены крепостного права. Честные люди не могли смириться с позорным произволом свершаемым над человеком, рабским существованием ближнего. Многие подались в масонские ложи, увлеченные идеями всеобщего братства. Вступали в сообщества гвардейских офицеров, организованные на идейной основе. Две таких крупных «артели», в числе основателей которых был Сергей Иванович Муравьев-Апостол, сформировались в Союз спасения под руководством генерала Александра Муравьева. Офицеры, члены Союза спасения вывели на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года солдат и матросов.

Восстание и арест

Муравьев-Апостол в это время служил подполковником в Черниговском полку, расквартированном в Черниговской губернии, продолжая активную деятельность в Южном обществе (состоявшее только из офицеров), возглавляемом Павлом Ивановичем Пестелем.

Как только на Сенатской выступили члены Северного общества и потерпели поражение, Южное общество организовало восстание Черниговского полка. И 29 декабря 1825 года полк двинулся в направлении Житомира, взяв по дороге городок Васильев, захватив оружие и казну, а затем Мотовиловку, где был провозглашен манифест, написанный братьями Муравьевыми. В восстании участвовали два брата Сергея Ивановича. Ипполит, не желая сдаваться застрелился, а Матвей был осужден на 15 лет каторги. Отец Муравьевых от горя оправиться так и не смог — со службы ушел и незаметно закончил ствои дни. Манифест провозглашал отмену крепостного права, равенство всех перед законом, демократические свободы.

Полк под командованием Муравьева-Апостола двигался на Петербург, по направлению к городу Белая Церковь (1000 солдат и 17 офицеров) и был разбит 3 января 1826 года у деревни Устимовка. «Будучи окружен отрядом гусар и артиллеристов, он защищался, став против самой артиллерии, и повергнутый картечью на. землю, с помощью других сел опять на лошадь и приказывал идти вперед». Муравьева-Апостола взяли в плен тяжелораненным.

Следствие, суд, казнь

20 января Сергей Иванович был доставлен в Петербург. Его сразу повели к Николаю I, в Зимний дворец. Муравьев-Апостол был крайне слаб, держался мужественно, с необыкновенным достоинством. Царь после допроса записал в своем дневнике: «Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд».

Верховным уголовным судом Муравьев-Апостол был приговорен к четвертованию, которое заменили на повешение.

Товарищ Сергея Ивановича, боевой офицер Пестель, повешенный вместе с ним, перед казнью спросил, глядя на виселицу: «Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали чела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно было бы нас расстрелять».

Веревка оказалась плохого качества и оборвалась под тяжестью тела Муравьева и еще двух его товарищей – Рылеева и Бестужева-Рюмина. Их повесили опять.

Тела увезли. Место захоронения неизвестно.

Перед смертью отцу Сергея Ивановича дали разрешение проститься с сыном. Он пришел к нему в каземат Петропавловской крепости. Увидев окровавленный мундир, старик сказал: «Я пришлю тебе другое платье». «Не нужно — ответил Муравьев-Апостол, — я умру с пятнами крови, пролитой за Отечество».