Что характеризует хорошего исполнителя в работе. Развитие эмоционально-волевых качеств у вокалиста исполнителя

Содержание статьи:

Чувство вины - это совершенно естественная реакция человека на поступок, в правильности которого он сомневается. Возникает за счет психологических, социальных и характерологических установок, которые именуют совестью. Человек самостоятельно себя корит за некие действия или даже мысли, что может неблагоприятно сказаться на качестве жизни и даже привести к депрессивным расстройствам.

Влияние чувства вины на жизнь

Естественно, постоянное гнетущее ощущение вины, которое буквально грызет человека изнутри, не самым лучшим образом отбивается на качестве его жизни. Страдают все сферы деятельности, в том числе рабочие взаимоотношения, микроклимат в семье, гармония с самим собой.

Человек, который зафиксирован на одном чувстве, неспособен объективно принимать участие в социальной жизни. На все вещи он смотрит однобоко сквозь призму ощущения вины.

Доминирующее чувство выталкивает из поля внимания другие, не менее важные. Довольно часто пребывая в состоянии ощущения собственной виновности, человек принимает неверные решения, предвзято оценивает ситуацию.

В таком положении нередко портятся взаимоотношения с другими людьми, кажется, что они не понимают и никогда не смогут понять этого чувства. Портятся рабочие отношения, где необходим трезвый здравый ум и смекалка, а если чувства пленили мысли о вине, то ни о каких серьезных взвешенных решениях не может быть и речи.

Основные причины развития чувства вины

За каждым ощущением вины стоит некая ситуация или действие, о совершении которого человек жалеет или испытывает чувство неправильности содеянного. Этот проступок может быть весомым и значимым, поэтому обыватель так переживает за него, а может и оказаться сущим пустяком, но в силу собственных обостренных чувств разражается огромным ощущением вины и терзаниями. В каждом отдельном случае можно найти некое начало этого чувства, и, разобрав проблему, есть шанс избавиться от этих ощущений.

Причины чувства вины у детей


Подобные ощущения очень часто могут возникать у детей вне зависимости от их возраста и социального положения. Детская несформированная психика по-своему отражает окружающий мир и по-другому делит все на правильное и неправильное.

Соответственно, внутренние конфликты с совестью - довольно частое событие для ребенка. Обычно причины этого связаны с любой из сфер деятельности, будь то школа, дом или танцевальный кружок. Чаще выбирается то, что более важно для него самого. Там он будет тщательно взвешивать свои слова и действия, а малейшие ошибки вызовут чувство вины у ребенка.

Причиной столь бурной реакции на собственные ошибки может быть строгое воспитание с самого детства. Если родители грозились наказать за любой проступок, ребенок очень старается его не делать. К сожалению, случайности все же существуют, и непроизвольная ошибка может вызвать шквал неприятных эмоций, связанных с нарушением запрета или невыполнением порученного задания.

Очень часто в ответ на родительские запреты формируется достаточно стойкая установка, которая в разы превышает важность самого запрета. Например, если родители сказали, что накажут за плохую успеваемость, и ребенок принял это близко к сердцу, то он будет бояться двойки, будто это худшее, что может с ним случиться.

Чувство вины развивается с самых маленьких лет. Даже у малышей может наблюдаться длительная реакция вины за проступок, которая носит не совсем обычный характер. Например, родители ругают ребенка за то, что он мочится в колготки, а не просится на горшок. Часто форма этой установки - это крик с жестикуляцией, который воспринимается ранимой детской психикой как непоколебимый запрет, и его нарушать нельзя под страхом смерти.

Затем, если ребенок все же подмочит колготы, он будет хоть целый день ходить в мокрых, мириться с неудобствами и, возможно, даже простынет, но не признается родителям о содеянном. Это один их самых показательных и распространенных примеров, как чувство совести и вины развивается из самого детства.

Патологическое чувство вины у ребенка может сочетаться с низкой самооценкой, что подразумевает самоуничижение и восприятие себя самого как личность, которая постоянно делает что-то не так. Эти установки могут быть заложены родителями, педагогами в учебно-воспитательных заведениях, близкими, родственниками или сверстниками.

Очень часто школьные насмешки, даже издевательства оставляют неизгладимый след на психике ребенка, и он начинает испытывать презрение и неуважение к самому себе. Сочетаясь со случайными или не случайными ошибками, ситуация дает массивное патологическое чувство вины у ребенка.

Причины чувства вины у взрослых


У взрослых постоянное чувство вины появляется немного другим образом. Хотя очень часто в большинстве случаев патологического ощущения вины имеет место детская предрасположенность к подобным переживаниям. Имеются в виду неблагоприятные условия, детские страхи и неуверенность в себе, характерологические особенности личности. Ранимые часто дают бурные эмоциональные реакции на незначительные раздражители, это касается и ощущения вины.

Но почему-то у одних людей некие действия, которые считаются неправильными, не вызывают никаких патологических чувств, а другие мучаются терзаниями о собственной вине. Эта модель поведения зависит от внутреннего фактора каждого человека. Все знания и разработанные схемы реагирования согласованы с внутренней справедливостью каждого человека.

Эта справедливость в совокупности с чувством виновности в случае ее нарушения создает совесть. Она, как фильтр, который оценивает каждую мысль, событие и решение человека, затем выносит приговор. Себя не обманешь, а поэтому терзания совести - самые объективные, но не всегда они приносят пользу. Патологическое длительное ощущение вины, даже после признания или исправления ошибки, носит стойкий характер и очень долго не проходит.

Чувство вины у взрослых может развиваться в ряде случаев:

  • Неправильное действие . Человек может себя корить за любое действие, совершенное по своей воле или чужой. В первом случае он винит себя за ошибку, а во втором - за неумение решить самому, стоит ли делать что-то. Любые события в жизни, которые были спровоцированы неверным действием и принесли вред либо неприятные ощущения другим людям, вызывают каскад реакций самообвинения. Обычно чувство вины проходит после устранения этой ошибки или по истечению ее актуальности. Для патологического длительного ощущения вины характерно ее постоянство даже после извинений, исправлений того неправильного действия. Человек фиксируется на том, что сделал неправильно, и уходит в себя.
  • Неправильное бездействие . Часто вина формируется за недостигнутый результат, за то, что приложено недостаточно сил. Если бездействие и медлительность в некоторых ситуациях причиняют вред, мешают другим людям или не совпадают со своими представлениями о справедливости, они могут вызвать ощущение вины за них. Это может быть чувство вины перед другими людьми или перед самим собой.
  • Неверное решение с последствиями или без . Если от слова человека, его решения или приказа зависит что-то важное, на него автоматически возлагается огромная ответственность. Взвешенное решение иногда может оказаться неправильным, поэтому развивается комплекс вины за содеянное перед теми людьми, которые зависели от решения.
  • Неправильное отношение к чему-то или кому-то . Эта разновидность вины представляет исключительно самоуничижение перед самим собой. Это вариант внутренней борьбы, конфликта личности, которая борется со своими же проявлениями. Например, человек плохо относится к своим детям, к супруге/супругу или к коллегам по работе. Это поведение давно противится ему самому, изменять свое поведение он не хочет. На этом фоне развивается обманчивое, но сильное ощущение вины за свои слова и плохое отношение к тем, кто этого не заслуживает. Часто люди сознательно делают ошибки и пренебрегают чем-то в жизни, при этом одновременно жалея о таком отношении.

Признаки развития чувства вины


Когда человека терзает изнутри внутренний конфликт с собственной совестью, он заметно выделяется и меняет обычное свое поведение. Постепенно углубляется в свои мысли и переживания, закрываясь от внешнего мира психологическим барьером.

В зависимости от типа характера такие люди могут полностью ограждаться от всего и уходить с головой в свои переживания. Проблема состоит в том, что иногда до них трудно достучаться и помочь, ведь чувство вины существенно снижает самооценку и нарастает неуверенностью в себе.

Часто люди, испытывающее чувство вины, пытаются устранить конкретную ошибку, которая была допущена. Например, если на работе или дома что-либо сломалось или испортилось по вине этого человека, нормальная реакция предусматривает извинения и попытки исправить все, что было испорчено. Не всегда реакция увенчивается успехом, но это значительно облегчает совесть.

Патологическое чувство вины способно запустить реакцию, которая не позволит принять исправление ошибки достаточным для уравновешивания справедливости. Человек постоянно будет пытаться извиниться и, получив извинение, не воспримет его как остаточное решение ошибки, что даст еще большую реакцию вины. Замкнутый круг объясняет патологичность и сложность данной ситуации.

Однозначно, если ощущение себя виновным постоянно и не поддается устранению, оно значительно усложняет социальную жизнь человека. Угнетенное состояние становится постоянным, подавленное настроение превращает все краски жизни в серые и не позволяет в полной мере получать удовольствие от тех вещей, которые раньше его приносили.

Разновидности чувства вины


Прежде всего, следует учесть, что ощущение вины бывает двух основных типов. Первое - стандартная реакция на ошибку или причинение кому-либо неудобств, принятие неверного решения, из-за которого мучает совесть. Такая вина - довольно распространенная и даже полезная, так как способна контролировать рамки поведения человека и фильтровать плохое от хорошего.

Ощущение вины способно проходить или забываться, это естественная реакция на чувство. Оно не должно оставаться навсегда. Если по каким-то причинам после извинений, исправлений или других принятых мер ощущение остается на длительное время и значительно усложняет жизнь, следует говорить о патологической вине. Это состояние тяжело поддается изменениям и постоянно грызет изнутри человека.

Возникает патологическое ощущение вины в нескольких случаях: если ошибка настолько велика, что человек не может простить себя самого, или он ранимый и близко к сердцу воспринимает все, что переживает в данный момент. Ошибку не прощают те люди, которым она принесла вред (например, если неверное решение спровоцировало фатальный результат).

Как побороть чувство вины

Немало мужчин и женщин интересуется, как избавиться от чувства вины только тогда, когда оно значительно усложняет жизнь человеку. Если от него страдает работа, карьера, отношения с друзьями и близкими, наблюдаются сложности в семье и общении с детьми, следует задуматься над тем, как его убрать. Поскольку механизмы реагирования на подобные ощущения разные для мужчин и женщин, стоит рассматривать способы, как справиться с чувством вины, отдельно.

Избавление мужчин от чувства вины


У мужчин осознание любых событий происходит гораздо проще, чем у женщин. Они буквально воспринимают все, что касается их, и так же точно реагируют. Поэтому часто ошибка может быть вызвана скрытым смыслом ситуации, которую мужчина не в силах понять до конца.

Следовательно, осознать причину проступка не так легко. Например, человек забывает о важном событии для его второй половинки и не приходит туда, где договаривались. Естественно, обида женщины возникает как ответ на невыполненное обещание, но мужчина немного по-другому рассматривает ситуацию. Он считает, что можно сказать, что забыл или не получилось прийти, и тем самым нарвется на гнев женщины, которая и так обижена.

В результате у мужчины появляется сильное чувство вины, которое он не может объяснить. По его логике, он не виноват, но, учитывая реакцию женщины, которая ему не безразлична, он испытывает неприятные ощущения вины. Данная модель ситуации показывает, что мужчины часто не осознают своих проступков, но всегда испытывают ощущение вины, даже если не понимают, за что.

Избавиться от чувства вины у мужчин можно только разобравшись в причинах. Во-первых, следует поговорить с тем человеком, который понимает больше сложившуюся ситуацию. Во-вторых, нельзя спускать на тормоза данное событие и ждать, пока утихнет буря, и все забудут о случившемся.

Возможно такое, когда мужчина винит себя за неправильное отношение или ощущение к другим людям. Например, мало уделяя внимания близкому человеку даже при условии, что тот не обижается, мужчина признает для себя, что мог бы уделять больше, но не делает этого по какой-либо причине. Таким образом, чувство вины - одностороннее и полностью основанное на переживаниях одного человека.

Как избавиться от чувства вины женщинам


Для женщин эмоции и чувства - это тщательно продуманные и обоснованные ощущения. Каждому женщина найдет ряд причин, объяснит, почему оно возникло и что значит для нее. Именно поэтому чувство вины у женщин всегда понятно для них самих.

Если есть шанс устранить неприятные ощущения, женщина не будет ждать, пока все забудется, и примет активные меры в отношении чувства вины. Она извинится, исправит ошибку, попытается загладить вину и успокоить совесть.

Чересчур эмоциональное переживание каждого события делает женщину более уязвимой к подобным ощущениям и чаще, чем мужчину, загоняет в паутину вины и угрызений совести. Тип реагирования на сложившуюся ситуацию зависит от типа ее характера.

В большинстве случаев она не может долго терпеть, если на нее обижаются, либо грызет совесть довольно длительное время. Переизбыток эмоций захлестнет ее, и нужно вовремя разобрать ситуацию для того, чтобы успокоить внутренние весы справедливости.

Как для женщин, так и для мужчин, не совсем просто извиниться и переступить через ощущение вины, так как мешает чувство гордости. Насколько оно сильное, зависит от характера и темперамента человека, от его воспитания и степени ошибки, которая была совершена. Первый шаг на пути к избавлению от чувства вины - это преодоление своей гордости, которая говорит, что все было сделано правильно.

Следующий шаг - это принесение извинений, попытка исправить неверное решение или ошибку. Следует на деле показать, что ваша совесть сожалеет о том, что было сделано, и попытаться поступить правильно. Активные решительные меры быстрее всего заглаживают вину как перед другими людьми, так и перед собой.

Как справиться с чувством вины - смотрите на видео:


Как бы ни грызло ощущение вины, его необходимо убирать, ведь в противном случае оно негативно влияет на качество жизни человека. Во всяком случае, вина - защитный механизм наших личностей, который заставляет поступать правильно и по совести.

Чувство вины из всех живых существ, присуще только человеку. Но всегда следует определиться, на самом деле вы виноваты, или только чувствуете себя таковым. Довольно часто это чувство возникает без реальных причин и нам только кажется, что мы в чем-то виноваты. В этой ситуации надо постараться избавиться от такого душевного груза. Не существует ни одного человека, которому незнакомо чувство вины за какие-то поступки или слова. Но реагируют люди по-разному: некоторые ищут положительные моменты в своем состоянии, что помогает им учиться на собственных ошибках, а другие испытывают такие душевные муки, которые не проходят годами. Чувство вины способно основательно испортить жизнь людям, особенно ответственным и совестливым.

Причины возникновения чувства вины.

Разновидностей этого чувства встречается великое множество в зависимости от ситуации и психологических причин, которыми оно вызвано. Далее рассмотрим некоторые из них.

  • 1. Вы чувствуете себя виноватым за то, что злитесь на других людей. Вы убеждены, что хорошим людям злость чужда. Чувство вины отягощается особенно в тех ситуациях, в которых злость вызывают очень близкие люди. Например, родители сердятся на ребенка за его плохое поведение, они испытывают гнев, но внешне его не проявляют, так как считают, что хорошие мать и отец не должны злиться на собственных детей. А то, что это, все же, происходит, служит причиной возникновения чувства вины. На самом деле убеждение, что любовь и злость не могут существовать вместе, ошибочно, они не исключают друг друга. Вы можете злиться на любимого человека. А вот равнодушным быть не должны. Чувствуя себя виноватыми, родители не хотят наказывать ребенка за проступки, что в результате приводит к вседозволенности.

    Чувство вины, порой, испытывают и дети, злясь на родителей. Мы привыкли к тому, что неправильно испытывать негативные эмоции по отношению к воспитавшим и заботившимся о нас людям. Но жизнь знает множество примеров, когда причины для злости в этой ситуации, все же, возникают. Живя с таким чувством вины, человек не решается быть самостоятельным и делать что-то вопреки родительской воле. Это происходит потому, что повзрослевший ребенок убежден, что пойти наперекор мнению родителей, будет непорядочным по отношению к ним. В результате чувство вины перерастает в зависимость от них. Если же разрыв с родителями произошел, то это тоже оставляет чувство вины на всю жизнь.

  • 2. Вы испытываете чувство вины за негативные эмоции. Одним из примеров таких эмоций может служить ревность. Опять же, ошибочное мнение, что ревность унизительна, что умный и цивилизованный человек не должен испытывать подобное чувство. Но, ревность и любовь всегда идут рука об руку. Если ваш любимый или любимая уделяют большое внимание другому человеку, при этом испытывая удовольствие от общения с ним, как тут не ревновать. Ревность не зависит от образованности, от пола человека, от национальной принадлежности, от интеллекта. Но точно можно сказать, чем сильнее человек любит, тем болезненнее его ревность. А также чем больше человек подвержен паранойе, тем больше у него шансов испытывать ревность.

    Другим примером негативных эмоций, вызывающих чувство вины, является зависть. Причина возникновения чувства вины в этом случае аналогична предыдущей. Зависть принято считать непорядочной и глупой. Однако, это снова ошибочное утверждение, это вполне естественная эмоция, которую мы ощущаем, видя, что кто-то достиг чего-то или имеет что-то такое, чего нам тоже хотелось бы. И неважно материальные ли это блага или карьера, или талант, или семейное положение, да много существует вещей, которым можно позавидовать. Пока зависть существует в пределах разумного, она даже может служить толчком к развитию. Но, превышая допустимый порог, она становится «черной» и разрушительной для психики.

    Вы должны понять, что любая отрицательная эмоция до какого-то предела – созидательна, а после него начинает разъедать душу. Не надо бояться отрицательных чувств, если они не слишком интенсивны.

  • 3. Вы испытываете чувство вины за свои действия и поступки. Вы совершили какой-то поступок, зная, что это неправильно и плохо. В качестве примера можно привести измену. Если человек верующий или совестливый, то чувство вины за измену будет преследовать его долгое время, порою, и всю жизнь. Но ведь не всегда измена неоправданна.

    Чтобы помочь себе справиться с ситуацией, попробуйте разобраться, настолько ли ваш поступок плох, что мешает нормально жить. А вдруг это, всего лишь, общественное мнение, и вам следует научиться не зависеть от него.

  • 4. Вы чувствуете себя виноватым в равнодушном отношении к людям. В пример можно привести семейные отношения, когда один из супругов охладел к другому, который продолжает его любить. Или, например, к вам проявляет повышенное внимание хороший человек, а вы не можете ответить взаимностью.

    Это ложное чувство вины, так как нельзя заставить себя полюбить кого-то по приказу рассудка, как и разлюбить тоже.

  • 5. Вы испытываете чувство вины за отсутствие результата каких-то своих действий. Особенно это характерно для людей, предъявляющих к себе высокие требования. Для таких людей важным является слово «должен»: должен поступить в ВУЗ, должен заработать много денег, должен достичь высот в творчестве и т.д. Не добравшись до планки, которую они себе установили, эти люди начинают испытывать чувство вины и причисляют себя к неудачникам, несмотря на то, что на общем фоне они выглядят успешными.

    Избавление от чувства вины в этом случае может придти только с навыками получать удовлетворение не только от достигнутого, но и от самого процесса достижения.

  • 6. Вы испытываете чувство вины от того, что не все сделали, что могли для другого человека. Это характерно для людей, отличающихся добрым характером. Они стремятся все сделать так, чтобы всем было хорошо, особенно их близким. Видя страдания другого, эти люди начинают копаться в себе, выискивая, что именно они сделали не так или не то сказали, или были недостаточно внимательны к чужим проблемам и не сделали все возможное по их предотвращению. Причиной возникновения чувства вины в таком случае является ошибочное убеждение, что они и только они могут сделать счастливым другого человека.

    Избавление от этого снова в понимании того, что нельзя всю ответственность за жизнь других взваливать на себя. Каждый сам хозяин своей жизни.

  • 7. Вы только предполагаете что-то сделать неправильное, но уже испытываете чувство вины за поступок. Например, человек, вступая в отношения, уже заранее обдумывает варианты расставания, и каким непорядочным он будет ощущать себя после этого. Это приводит к отказу от отношений вообще. Такой человек всегда просчитывает, какие неприятности его действия доставят другим людям, и приходит к неутешительным выводам, тем самым блокируя для себя любые действия.

    Избавиться от такого чувства вины можно лишь, научившись совершать поступки по желанию и не думать о последствиях, тем более, они чаще всего непредсказуемы.

  • 8. Вы не оправдали чьи-то ожидания и чувствуете себя виноватым. Это характерно для людей, на которых родители в детстве возлагали большие надежды. Однако, они не были оправданы.

    Избавление от чувства вины придет с пониманием, что это только ваша жизнь и вы делаете все не ради чьих-то ожиданий, а ради себя самого.

  • Разрушительное действие чувства вины.

    Невозможно однозначно сказать, что чувство вины оказывает на нас отрицательное воздействие. Есть свои положительные моменты. Чувство вины, если хотите, можно назвать совестью человека, его ответственностью и способностью признать свою неправоту. Кроме того, это определенный самоконтроль, ведь если вы ощущаете это чувство, то значит, что-то в вашей жизни идет не так, что где-то произошло расхождения с вашими внутренними убеждениями и взглядом на жизнь. Возможно, чувство вины поможет избежать каких-то неправильных действий и поступков. Но существует и другая сторона медали. Вы начинаете заниматься самокопанием, полностью уверовав в свою вину перед кем-то. Это не может не привести к потере веры в себя, к сомнению в правильности своих поступков, и, как результат, к возникновению апатии и уныния. Человек, потерявший уверенность, постепенно начинает сдавать физически и терять интерес к жизни. Что, опять же, влечет за собой тяжелые депрессивные состояния и неврозы. Если чувство вины засело глубоко и прочно, то могут возникнуть даже психические расстройства и даже телесные недуги. Такие, как правило, появляются после потери близких людей, когда человек убежден, что не сделал что-то для спасения, что мог бы сделать. Однако, чаще всего ничего нельзя было исправить. Психика не справляется с таким чувством вины и человек живет с ним всю жизнь, даже не испытывая потребности сбросить этот груз.

    Способы избавления от чувства вины.

      1. Постарайтесь понять, существует ли ваша вина на самом деле, или это плод вашего воображения. Если вы придете к выводу, что чувство вины иллюзорно, вам будет легче его побороть в себе.
      2. Если вина, все же, есть, вам нужно попросить прощение за содеянное у того, перед кем виноваты. Если это уже не возможно, просто проговорите вслух свои извинения, представляя этого человека, стоящим перед вами.
      3. Поговорите о своем чувстве вины с кем-то из близких. Иногда бывает достаточно выговориться, чтобы снять с души камень.
      4. Если вы не любите откровенничать, попробуйте для себя письменно изложить на бумаге то, что вас мучает. Разложите свое чувство вины по полочкам, как можно подробнее. Затем прочтите все внимательно и уничтожьте написанное.
      5. Вспомните и проанализируйте причины, по которым вы совершили поступок, вызвавший в вас чувство вины. Найдите для себя оправдания. Например, такое: вы не могли заранее предполагать результатов своего поступка.
      6. Дайте себе обещание, что такое никогда не повторится в вашей жизни.
      7. Если ничего из перечисленного не убавило чувства вины, обратитесь к специалисту за психологической помощью.

    Кроме того, читайте на сайте:

    Воровство

    Хочу разобраться в истоках и причинах проблемы. Проблема имеет несколько проявлений. 1. С самого детства мне два-три раза в год снятся сны, в которых я нахожу коробку (или коробки) с украшениями.…

    Затронув тему тревожности и беспокойства, - мы, так или иначе, должны проследить: пути возникновения подобных состояний. И, на наш взгляд, и развитие состояния тревожности, и развитие состояния беспокойства - базируются на развитии (и, прежде всего, возникновении) чувства вины.

    Именно чувство вины, по нашему мнению, является причиной возникновения беспокойства; а также еще ряда состояний психики (страхи, психозы, навязчивые состояния…), которые вполне можно охарактеризовать как - нарушения психического здоровья. Отклонений - от принятых норм. Норм поведения - ориентированных, опять же, на, своего рода, стереотипичность восприятия индивида - в социуме. По отношению - к социуму. Норм поведения (закладываемых правил, установления - ценностей, принимаемых условий возможности существования в рамках цивилизации) - принятых в среде обитания человека.

    Начало зарождения чувства вины в индивиде, Фрейд видел в Эдиповом комплексе. Когда ребенок испытывает либидозные инстинкты по отношению к матери, а значит - и чувство вины: из-за сего факта.

    «Самым важным событием… истории детской сексуальной жизни, - пишет Волошинов, - является половое влечение к матери и связанная с ним ненависть к отцу, так называемый эдипов комплекс… Первым объектом эротических влечений человека… - является его мать. Отношения ребенка к матери с самого начала резко сексуальны… ребенок тянется в постель к матери, прижимается к ее телу, и смутная память его организма влечет его к… возвращению назад (в тело матери. С. З.). Таким образом, ребенка органически влечет к инцесту (кровосмесительству). Рождение инцестуозных желаний, чувств и представлений при этом совершенно неизбежно.

    Союзником в этих влечениях маленького Эдипа становится его отец, который навлекает на себя ненависть сына. Ведь отец вмешивается в отношение ребенка к матери, не позволяет брать его в постель, заставляет быть самостоятельным, обходиться без материнской помощь и пр. Отсюда у ребенка является инфантильное желание смерти отца, которая позволила бы ему нераздельно владеть матерью. Так как в душе ребенка в ту эпоху его развития еще нераздельно господствует принцип наслаждения, то нет никакого предела для развития как и инцестуозных, так и враждебных стремлений, желаний и связанных с ними разнообразных чувств и образов.

    Когда принцип реальности получает силу, и голос отца с его запретами начинает мало-помалу перерабатываться в голос собственной совести, - начинается тяжелая, упорная борьба с инцестуозными влечениями, и они вытесняются в бессознательное. Весь эдипов комплекс подвергается полной амнезии (забвению). На месте вытесненных влечений рождаются страх и стыд; их вызывает в душе сама мысль о возможности полового влечения к матери. Цензура прекрасно выполнила свое дело: легальное - так сказать, официальное - сознание человека со всею искренностью протестует против самого намека на возможность эдипова комплекса».

    Также, прослеживая развитие в психике индивида чувства вины, Фрейд предлагает нам вернуться еще более назад, - к первобытнообщинному строю; доказывая, что чувство вины было вызвано: убийством главы (вождя) племени (убийство отца - старшими сыновьями). После убийства - наступает «поедание» праотца. «Представим себе, - пишет Фрейд, - картину такой тотемической трапезы… клан умерщвляет жестоким образом свой тотем по торжественному поводу и съедает…; при этом члены клана по внешнему виду имеют сходство с тотемом, подражают его звукам и движениям, как будто хотят подчеркнуть свое тождество с ним. При этом акте сознают, что совершают запрещенное каждому в отдельности действие, которое может быть оправданно только участием всех; никто не может также отказаться от участия в умерщвлении и в трапезе. По совершении… оплакивают…

    Но вслед за… скорбью наступает… праздник…

    …в один прекрасный день (братья) убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща и совершили то, что было невозможно каждому в отдельности…

    Жестокий праотец был, несомненно, образцом, которому завидовал и которого боялся каждый из братьев. В акте поедания они осуществляют отождествление с ним, каждый из них усвоил себе часть его силы. Тотемическая трапеза, может быть, первое празднество человечества, была повторением и вспоминанием этого замечательного преступного деяния, от которого многое взяло свое начал; социальные организации, нравственные ограничения и религия.

    Для того чтобы, не считаясь с разными предположениями, признать вероятными эти выводы, достаточно допустить, что объединившиеся братья находились во власти тех же противоречивых чувств к отцу, которые мы можем доказать у каждого из наших детей и у наших невротиков, как содержание амбивалентности отцовского комплекса. Они ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им. Устранив его, утолив свою ненависть и осуществив свое желание отождествиться с ним, они должны были попасть во власть усилившихся нежных душевных движений. Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием».

    Отдаляясь от причины зарождения чувства вины в психике индивида, - заметим, что специфика существования чувства вины - накладывает свой неизгладимый отпечаток на психику индивидов. Не только являясь причиной возникновения симптоматики различных заболеваний, из которых - тревожность и беспокойство - лишь как следствие (одно из многих) существования факта подобного рода, - но и: чувство вины, так или иначе, присутствуя в бессознательном - является причиной формирования многих (если не большинства, если не всех) поведенческих мотивов данного индивида.

    Ну и конечно же, чувство вины - одна из причин формирования неврозов. И, если можно так выразиться, - является одним из неотъемлемых факторов, сопровождающих невротиков на фоне их беспокойной жизни.

    Сама по себе, теория неврозов была бы вероятно неполной, если бы мы уже так или иначе не коснулись - изначального положения развития неврозов.

    И уже в данном случае, мы должны подойти к теме т. н. травматических неврозов.

    По мнению Фенихеля: «Симптомы травматических неврозов следующие: а) блокирование или снижение функций эго; б) приступы неконтролируемых эмоций, особенно тревоги и гнева…; в) бессонница или тяжелые нарушения сна с типичными сновидениями, в которых снова и снова переживается травма, полное или частичное проигрывание травмирующей ситуации в дневное время в форме фантазий, мыслей, чувств; г) осложнения в виде психоневротических симптомов».

    В какой-то мере, вероятно, стоит разобрать каждое - поподробнее.

    Блокирование и снижение функций эго (Я).

    В данном случае характерно обращение психики индивида (в качестве возможного соотнесения к одному из способов защит) к детским периодам развития. Вследствие, своего рода, регрессии.

    Среди ярко выраженных форм блокирования, следует, вероятно, обратить внимание на снижение сексуального интереса. «… сексуальные интересы у травматических невротиков в уменьшаются, - отмечает Фенихель, - мужчины очень часто страдают временной импотенцией».

    Эмоциональные приступы.

    В данном случае, индивид зачастую характеризуется вспышками немотивированной злобы и агрессии. Для него также характерно общее состояние возбуждения, когда нахождение в каком-либо фиксированном состоянии (требующем покоя и умиротворенности) - вполне прагматично.

    Например, находясь в подобном состоянии - невротикам практически невозможно сосредоточиться на выполнении какой-либо монотонной работы, требующей сосредоточенности. Скажем, - чтения; или - письма.

    «… приступы тревоги, - отмечает Фенихель, - представляют собой повторение раннее травматических состояний. Состояние переполнения перенаправленным возбуждением субъективно переживается очень болезненно, и качество этой боли схоже с тревогой. Причина - отчасти в собственно непреодолимом внутреннем напряжении, отчасти в вегетативных аварийных разрядках… таким образом, тревога и гнев травматических невротиков представляют собой разрядки возбуждения, возникающих в травмирующих ситуациях и не получившего достаточной разрядки. Специфичность их природы часто объясняется испытанными в процессе травмы эмоциями (или эмоциями, возникшими, но не пережитыми)».

    Бессонница .

    Как известно - сон основной способ релаксации. И в данном случае вполне закономерно, что травматический невроз - бьет, что называется, по «самому дорогому». Т. е. - нарушает сон, и - как следствие - способствует сохранению возбуждения в ЦНС. В случаях же, когда все же сон становится возможен, - то в сновидениях невротиков - травма: так или иначе отыгрывается вновь. (Причем, повторение травмы возможно и в состоянии бодрствования).

    Психоневротические осложнения - возможны в случаях, когда Я индивида, так или иначе, не справляется с находящимися в постоянном желании «прорваться» атаками бессознательного. И в случаях, когда подобное все таки случается, можно говорить, что прежний баланс между «вытесненными побуждениями и вытесняющими силами» нарушает тяжелая травма.

    В таком случае, травма может вызвать страхи; или - депрессии. (В данном случае, уместна аналогия между страхами, возникающими в процессе: утраты любви и в результате т. н. «предательства» родителей. «Такие особы переживают травму как предательство судьбы, которая отказала в дальнейшей защите», - отмечает Фенихель.

    И тогда уже заметим, что основу психоневрозов - составляет невротический конфликт.

    Мы также можем заключить, что в основе невротического конфликта - лежит состояние тревоги.

    Сама тревога, - по мнению Фенихеля, - это проявление неконтролируемого напряжения».

    «Невротический конфликт усложняется, - продолжает Фенихель, - когда тревога замещается чувством вины. Чувство вины представляет собой тревогу с определенным топическим отнесением: эго испытывает тревогу по отношению к супер-эго».

    Кстати, достаточно интересно - что чувство вины, по всей видимости, можно отнести к формированию в оральный период (стадию) развития. Словно в подтверждение этого предположения - служит: отказ от пищи невротиков во время, например, депрессии.

    В какой-то мере, уход из невротической реальности, если противопоставить симптом возникновению невроза и проблему, причину его возникновения. И уже тогда, одна из форм освобождения от симптоматики будет заключаться в том, чтобы поставить себя (как личность) - над: проблемой. Т. е. рассматривать проблему с позиции - возвышения над ней. Нивелировать - ее сущностное восприятие.

    Не идеализировать случившееся (психотравму, - в данном случае). А - возвыситься над ней. Быть может - взглянуть на (данную проблему) - с другой плоскости восприятия.

    И уже тогда - сама проблема (вероятно) не покажется таковой.

    В какой-то мере, нечто подобное, вероятно, используется в гельштальт-терапии, когда идет разделение среды на составляющие фигуры (то, - что в данный момент более важно для индивида), и фона (то, что отходит на второй план); также любопытен в данном отношении психосинтез. Например, в соответствии с принципом разотождествления (метод разотождествления и работа над субличностями - два основных метода в психосинтезе Ассаджиоли) - мы раскладываем «мыслеобразы» нашего сознания (любая проблема - так иоли иначе, «осознается» нами, а потому находится в сознании, проецируя, соответственно, мысль о ней) на составляющие; контролируя каждый из них. «Иными словами, - пишет Ассаджиоли, - нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно - так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и - их глупость».

    Следует, пожалуй, отдать должное и т. н. позитивной психотерапии Пазешкиана. Согласно данному виду терапии, проблема рассматривается с каких-либо позитивных позиций. Т. е., опять, в данном случае, мы раскладываем существующую диспозицию (конфликт) между сознанием и бессознательным на ряд составляющих (как бы вычленяя их из проблемы) - и рассматриваем каждую: по отдельностям. Пытаясь отыскать (в ней) позитивные стороны. И уже тогда, - основной целью позитивной психотерапии - является желание изменить точку зрения о проблеме. Убрать (зачастую достаточно превалирующий) негативный аспект восприятия (что, в свою очередь, так или иначе пересекается со спецификой стереотипичности мышления: когда - подсознательно - от случившегося: мы ждем больше плохого, чем хорошего).

    «…позитивная психотерапия - это терапия, центрированная на конфликте. Поэтому лечение начинается с тщательной проработки самого конфликта.

    Если представить конфликт в виде картины, то пациента можно сравнить с человеком, настолько близко подошедшим к картине, что он отчетливо видит не только ее детали, но не в состоянии рассмотреть ее целиком. А поэтому и не понимает ее смысла. Вот почему на первом этапе лечения психотерапевт должен помочь пациенту как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации, рассмотреть ее со стороны…».

    Несомненно, заслуживает внимание еще целый ряд методик, так или иначе, приближающих нас к пониманию проблемы. А значит - в той или иной мере - способствующие отдалению (высвобождению) симптоматики невротической тревоги и беспокойства (беспокойство, вероятно, - как своего рода: специфическое следствие тревоги и тревожности).

    Однако, в какой-то мере, мы, по всей видимости, должны вернуться к пояснению словосочетания, вытесненного в заглавие, и пояснить: в чем же заключается т. н. синдром ошибочного присутствия чувства вины?

    Стоит заметить, что мы уже так или иначе ответили на данный вопрос. А потому данный ответ, вполне можно рассматривать с неких резюмирующих позиций; в той или иной мере - подытоживающих наши измышления по данному вопросу.

    И уже тогда - позволим себе заметить, что так или иначе - чувство вины, ее присутствие в психике индивида, - вполне можно рассматривать как признак невротичности натуры.

    Если дистанцироваться от каких-то аналогий (сопоставления) чувства вины с понятием совести (имеющей, несмотря ни на что, достаточно явственно проступающие параллели), то вполне можно заключить: возникновение чувства вины - возможно лишь в случаях, уже, так сказать, изначальной предрасположенности к конфликтам. То есть, иными словами, зарождение чувства вины уже происходит на какой-либо (раннее «сдобренной») базе; где все готово, так сказать, к приему (появления) сего факта.

    А значит, мы уже можем говорить что чувство вины - не только является следствием общей невротичности личности (или - следствием какого-либо невроза), но и - своего рода: предтечей его. Потому как, - так же, как и где существует невроз - можно говорить о зарождении чувства вины; точно также - и где мы можем отметить существование чувства вины - почти наверняка, можем заключить, что это явилось (почти) непреложным следствием невроза.

    Это, - если можно так выразиться, - взаимодополняемые понятия (так же, вероятно, как и - взаимоисключающие; потому как - при отсутствии одного - почти наверняка мы будем наблюдать и отсутствие другого. И иного, как говориться, не дано).

    Рассматривая вопрос - тревоги, беспокойства, мы так или иначе должны обратить внимание на проявление психикой защит - подобным «раздражителям» психического аппарата.

    Защиту Я - можно разделить: на успешную (в результате которой наступила своеобразная блокировка нежелательных побуждений) и безуспешную (характеризующейся - повторением процесса запретных побуждений).

    Несмотря на то, что граница между двумя вариантами защит, по всей видимости, недостаточно очерчена, мы можем обратить внимание что не всегда возможно провести параллель между влечением, измененным под влиянием Я, - и влечением: появившемся в результате запрета Я. И оттого, являющейся своего рода, - непризнанным данной инстанцией.

    В данном случае, нам любопытны для рассмотрения - именно подобные варианты защит. (Тем не менее, это совсем не значит, что «успешные» защиты полностью игнорируются. Заметим, что некоторые из них - мы уже рассматривали тем или иным образом. Например, - сублимация. В данном случае, вероятно, под сублимацией мы можем иметь в виду и защиты, общий признак которых можно охарактеризовать, как - защиты, сублимированная разрядка в которых, произошла искусственным путем).

    Достаточно интересен механизм отрицания. Как известно, отрицание - одна из форм защит психики, при которой какие-либо ярко выраженные факты прошлого или настоящего - оказываются в вытесненном (в бессознательное) состоянии, в следствии отказа психики индивида от их восприятия. В иных случаях - возможно появление замещающего объекта. В таком случае, конечно же, искажается смысловая характеристика какого-либо определенного факта прошлого опыта; но мы можем говорить - о той или иной роли сохранения объекта в памяти. «Иногда борьба между отрицанием и памятью доступна непосредственному наблюдению, - замечает Фенихель. -Досадное событие то признается, то отрицается. Если в этой ситуации восприятию или памяти предлагается замещающий объект, хотя и относящийся к неприемлемому объекту, но безвредный, заместитель принимается, и борьба завершается в пользу вытеснения… эго изыскивает в своем хранилище образы, которые можно предложить сознанию в качестве заместителя».

    Проекция.

    Возможность появления проекции, на наш взгляд, связано с тем, что индивид (его психика) значительно легче принимает информацию об опасности (как и саму опасность) снаружи; извне. Нежели чем изнутри. В какой-то мере это может быть связано с тем, что целый ряд защит - становится эффективен против внешних раздражителей.

    Проекция осуществляется образом, когда некогда отринутые (эго, Я) - эмоции и волнения: оказываются вновь «востребованными». Точнее - проявляется возможность: для принятия их.

    При этом, - как замечает Фенихель: «Оскорбительные побуждения приписываются другому лицу вместо собственного эго. Таким образом, для защитного механизма проекции справедливо то же самое, что для тревоги и чувства вины: архаические реакции, которые в раннем периоде развития непроизвольны, позднее приручаются и используются в защитных целях».

    Обратим внимание, что подобный вариант защиты возможен лишь в случаях, когда наблюдается нарушение у Я - чувства реальности (вследствие нарциссической регрессии).

    Интроекция .

    В какой-то мере можно заключить, что интроекция - прототип раннего могущества, оказываемого ребенком - на взрослого (например, напрашивается некая аналогия с анальной фазой развития младенца, когда он - показным вниманием к своим фекалиям: управляет взрослыми. Если захочет внимания и любви - покакает. Если нет - не станет).

    Отсюда можно заключить, что интроекция, по всей видимости, может считаться наиболее архаичной нацеленностью на объект. А идентификация посредством интроекции - наиболее примитивным типом отношения к объекту.

    Вытеснение.

    Вытеснение выражается в ненамеренном (бессознательном) забывании ситуаций, которые или позиционируются как запретные варианты удовлетворения либидо, или - выражаются в намеках на них. В данном случае, по всей видимости, наблюдается блокировка осознания сего факта (факта наличия желаний). Однако нисколько не означает, что вытеснение из сознания - означает окончательное избавление. В определенные моменты мы можем говорить о (внезапном) поступлении раннее вытесненной информации из бессознательного в сознание, и, - тем самым, - превращение раннее вытесненного желания - в симптоматику психопатического или психопатологического заболевания.

    Также заметим о проведении Фрейдом аналогии между вытесненным бессознательным и проявлением того в сновидениях. «В течении ночи вереница мыслей, вызванных к жизни дневной духовной деятельностью человека, - отмечает Лейбин, - находит связь с какими-либо бессознательными желаниями, которые имеются у сновидца с раннего детства, но которые обычно «вытеснены и исключены из его сознательного существа». Эти мысли могут стать снова деятельными и всплыть в сознание в образе сновидения, о скрытом смысле которого он, как правило, ничего не знает и, следовательно, не догадывается о содержании того, что находится в вытесненном бессознательном».

    Томэ и Кэхеле, замечают, что: «Прототипом для Фрейдовского понимания действия сформировавшихся механизмов защиты было описание им сопротивление вытеснения… Согласно (Сандлеру и соавторам. С. З.) сопротивление вытеснения возникает тогда, когда пациент защищается «от импульсов, воспоминаний и чувств, которые, если они проникнут в сознание, привели бы к болезненному состоянию или к угрозе возникновения такого состояния».

    А. Фрейд, в одной из своих программных работ «Я» и механизмы психологической защиты«, - отмечает, что «…у ребенка, который овладевает своими детскими конфликтами в истерической или навязчивой форме, патологии выражены сильнее. Такой ребенок лишен контроля над частью своей аффективной жизни из-за произошедшего вытеснения. Его «Я» претерпело реактивное изменение… Теперь, для того чтобы в дальнейшем обеспечить безопасность вытеснения, большая часть активности таких детей расходуется на поддержание антикатексисов. Именно на них впоследствии и возлагается обеспечение безопасности. Эта трата энергии не проходит бесследно. Она проявляется в сокращении других видов активности и торможения. Однако, разрешив конфликты с помощью вытеснения, «Я» ребенка все же находится в покое. Хотя патологические последствия этого процесса неизбежны. Страдание «Оно» вторичны и являются следствием невроза, который формирует вытеснение. Результатом этого является то, что «Я» овладевает своей тревожностью, избавляется от чувства вины и удовлетворяет свою потребность в наказании, по крайней мере в пределах истерии обращения или невроза навязчивости. Разница в использовании способов защиты «Я» заключается в следующем: если «Я» прибегает к вытеснению, то формирование симптомов избавляет его от необходимости овладевать своими конфликтами; если же «Я» прибегает к другим способам, эта проблема остается».

    «Поскольку вытесненное продолжает существовать на бессознательном уровне, - отмечает Фенихель, - и формирует дериваты, вытеснение никогда не происходит раз и навсегда, на его поддержание требуется непрерывный расход энергии, вытесненное постоянно стремится к разрядке. Затрату энергии можно наблюдать в клинических феноменах: например, в общем истощении невротика, расходующего энергию на вытеснение и поэтому испытывающего ее недостаток при реализации других целей. Этим объясняются некоторые виды невротической усталости. Типичное невротическое чувство неполноценности соответствует энергетическому истощению… У невротиков формируются установки во избежание ситуаций, в которых возможна мобилизация вытесненного материала (фобии). Возникают даже установки, противоречащие изначальным побуждениям, гарантирующие, что вытесненное остается вытесненным».

    Реактивные образования .

    Обратим внимание, что некоторые виды защит, способны представлять собой некие промежуточные этапы, между вытеснением и реактивным образованием. Фенихель приводит пример с истеричной матерью, которая поляризирует свои взрослые взгляды на ребенка, от гнева и недовольства до утрированной любви к нему. «Дескриптивно, - пишет Фенихель, - это отношение можно назвать реактивным образованием, но в данном случае не подозревается изменение целостной личности в направлении доброты и уважительности. Доброта ограничивается одним объектом, и даже здесь ее приходится «реставрировать» всякий раз, когда того требуют обстоятельства. У компульсивного невротика, напротив, развивается истинное реактивное образование против ненависти, и он навсегда превращается в ригидно-добропорядочную личность…».

    Аннулирование .

    Зачастую подобный механизм защиты проявляется в желании сделать что-то, противоположное раннее сделанному. Но иногда возможно - и вполне типичное: повторение собственного действия, произведенного раньше. Психоаналитическое объяснение двум взаимно противоположным действиям может заключаться в том, что, в первом случае, индивид производит какое-либо действие с некоей инстинктивной верой в то, что если действие повторяется в другом душевном состоянии, то установка уничтожается.

    Во втором случае, навязчивость, по всей видимости, продиктована стремлением высвобождения от некоего «тайного» смысла бессознательного, придав ему, быть может, обратное значение.

    Изоляция .

    В данном случае, речь идет о бессознательном избавлении психики индивида (изоляция - одна из вариантов защит) от каких-либо сознательно травмирующих ситуаций (или моментов). Создавая, своего рода, интервалы времени, не позволяющие действиям наслаиваться одно на другое. Например, возможна безэмоциональность при обсуждении волнующего его события, а потом - вспышка неадекватных эмоций, по поводу совсем нейтральной (его типичному восприятию) позиции.

    «Многие дети, - отмечает Фенихель, - пытаются разрешить конфликты, изолируя определенные сферы жизни: например, школу от дома, общественную жизнь от тайн одиночества. В одной из двух изолированных сфер обычно проявляется инстинктивная свобода, в другой - благопристойное поведение. Расщепляются даже личность и сознание. Существуют как бы два ребенка, хороший ребенок не несет ответственности за поступки плохого ребенка.

    Знаменитые случаи «раздвоения личности» следует рассматривать как изоляцию или вытеснение в зависимости от того, насколько индивид в одном состоянии знает о существовании другого состояния. Эти случаи показывают, что изоляция и вытеснение по существу родственные явления».

    В какой-то мере, изоляция - как защита - любопытна в ситуации, когда (словно подсознательно) нам что-то подсказывает: не акцентировать внимание на какой-либо отдельной проблеме. Т. е. - не уделять этому внимание - все время. Постоянно. Попытаться, - если можно так выразиться, - оставить проблему в ситуации: рожденной ей. Потому как, наверняка, не можем мы все время находится в плоскости одних и тех же размышлений. Это и есть - болезнь. Когда болезненный синдром, заволакивает ваши мысли - и сопровождает постоянно. Почти непременно, - следует: отделить мысли о проблеме - от остальных мыслей. Предназначенных - другому случаю. Совсем иной - ситуации.

    И уже в этом плане - и достаточно уместно будет вспомнить о изоляции. Изоляции - позволяющей: отделить одно событие (в нашем воображении) от другого. И, - тем самым, - нивелировать проблему. А значит - в какой-то мере: и освободиться от нее.

    Защита от чувства вины .

    Рассматривая (раннее) чувство вины - на наш взгляд, достаточно уместным будет осветить вопрос и - защиты, - от постулирования в жизнь индивида данного чувства. Чувства вины. И уже тогда мы можем вспомнить, что чувство вины имеет целый ряд защит. Данные типы защит в большей степени характерны для неврозов (при которых Я испытывает двойное давление: и со стороны Оно, и со стороны сверх-Я).

    Итак. Чувство вины - может вытесняться; проецироваться (когда в совершении нежелательного поступка обвиняется кто-то другой), квазипроецироваться (когда для совершения поступка - имеется напарник, на которого - в последующем - и перекладывается вина); имеет место быть - порицание, укор другим за то, что: могли бы сделать сами; также, достаточно характерен пример - с излишней: навязчивостью, общительностью, внезапной: словоохотливостью. В этом случае, - вполне можно заподозрить некую невротическую реакцию, проявлявшуюся в стремлении невротика заглушить собственное чувство вины - посредством получения одобрения за то, что внутренне переживается как запретное.

    Изоляция чувства вины может встречаться, когда, например, индивид совершает какой-либо проступок с достаточно заметным эмоциональным равнодушием; тогда как - за совсем безобидный поступок: вполне искренне раскаивается.

    © Сергей Зелинский , 2005 г.
    © Публикуется с любезного разрешения автора

    Ни для кого не секрет, что предупредить болезнь гораздо легче, чем вылечить. Профилактика многих заболеваний несложное дело, но только если человек заботиться о своем здоровье и рассматривает его, как самый важный стратегический ресурс своей жизни. Во всем цивилизованном мире совершенно иное отношение к собственному здоровью, чем в нашей стране. В нашей стране медицина преимущественно лечебная, и часто люди обращаются к врачу, когда болезнь уже запущена.

    В этом разделе мы постараемся дать несколько рекомендаций по поддержанию здорового образа жизни и предупреждению некоторых заболеваний. Помните: соблюдение ряда простых и необременительных правил может защитить от серьезных проблем в будущем.

    Русский: [А] , , , , , , Ж, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
    English: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z
    Начинается на: АБ , АВ , АГ , АД , АЗ , АК , АЛ , АМ , АН , АП , АР , АС , АТ

    Чувство вины

    Вина - провинность, проступок, ответственность за совершённые проступки перед другими. Вина - в общем смысле - субъективная либо общественная характеристика, определяющая наличие ответственности за совершенные деяния. В зависимости от моральных установок определенных социальных групп или индивидов при одинаковых условиях вина может присутствовать или нет. В психологии вина - сложное чувство, а именно - оказаться плохим, или быть должным кому-то. Человек, удерживаясь от совершения дурных поступков, боится собственной совести больше, чем быть осужденным другими людьми. Зачастую чувство вины преследует того, за кем по сути, вины никакой нет.

    Разобраться что такое чувство вины сложно. Одни считают его внутренним регулятором поведения, а другие утверждают, что это болезненный комплекс. Чувство вины проявляется в ситуациях, если индивид не хочет видеть или исправлять свою ошибку; не хочет брать на себя ответственность за что-либо, при этом пытается убeдить окружaющих в своих добрых нaмерениях. Чувство вины помогает поддерживать веру в то, что ты хотел сделать как лучше, пытаешься оправдать себя, показывая, как сильно ты винишь себя. Испытывая чувство вины, ты считаешь себя неполноценным. Когда человек предпринимает попытки исправить себя и своё положение, чувство вины исчезает. Если Вы живёте и действуете в соответствии с душой и желаниями, то чувство вины будет помогать в жизни.

    Большому количеству людей свойственно считать себя виноватыми, на самом же деле никакого преднамеренного ущерба не было. Такие люди думают, что виноваты, основываясь на часто ложных убеждениях и верованиях, которые были вбиты в головы еще с детства.

    Чувство вины - разрушительная эмоциональная реакция индивида на самообвинение и самоосуждение. Чувство вины приравнивается к агрессии, направленную на самого себя, заставляет человека самоуничижать себя, заниматься самобичеванием и стремится к самонаказанию.

    Чувство вины человек испытывает гораздо чаще за то, что не совершил или не мог изменить, чем за то, что совершил или мог изменить и не сделал этого. От невротической вины нужно и можно избавляться. Но даже когда проступок действительно имел место, чувство вины остается деструктивным. Между тем в результате осознания факта реально нанесенного ущерба люди способны испытывать различные переживания.

    Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, нереалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску. Вина опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека.

    Когда человек погружается в свою виноватость, ругает себя за совершенные ошибки ему очень трудно - фактически невозможно - анализировать свои ошибки, думать, как улучшить положение, найти правильное решение, что-то реально сделать, чтобы исправить ситуацию.

    Для нравственно зрелого и психологически здорового человека чувства вины не существует. Есть только и чувство ответственности за каждый свой шаг в этом мире, за принятые соглашения, за сделанный выбор и за отказ от выбора. Негативные переживания , связанные с совестью и ответственностью прекращаются с устранением вызвавшей их причиной. И совершение какой-либо ошибки не приводит такого человека к истощающему внутреннему конфликту, он не чувствует себя «плохим» - просто исправляет ошибку и живет дальше. А если конкретную ошибку исправить нельзя, извлекает урок на будущее и память о ней помогает ему подобных ошибок не совершать.

    Хочется подчеркнуть, что чувство вины , базирующееся на самонаказании и самоуничижении , - направлено на самого себя. Человеку, поглощенному чувством вины и самобичеванием не до действительных чувств и потребностей другого. В то время как переживания, вызываемые совестью, включают сожаление о содеянном и сопереживание пострадавшему. Они, по своей сути, ориентированны на состояние другого человека, – «во мне болит его боль».

    Готовность признать свою реальную вину – один из показателей ответственности, но недостаточный сам по себе. Чувство вины тоже может (хоть и не всегда) побуждать ее признание. Однако сам факт признания своей виноватости часто предъявляется, как достаточное искупление. Нередко можно услышать недоумение: - «Ну, я же признал, что виноват и извинился - чего вы еще от меня хотите?». Но пострадавшему этого, как правило, не бывает достаточно, а если он не чувствует в этом внутренней правды и вовсе не нужно. Он хочет услышать про конкретные меры по исправлению ошибки или компенсации нанесенного ущерба. Еще в большей мере необходимо, особенно если исправить ее невозможно, искренне выразить другому сопереживание и свое сожаление, также (если действие было преднамеренным) еще и честное раскаяние. Все это не только нужно пострадавшему, но и тому, кто нанес реальный ущерб, приносит облегчение. Откуда же берется наше чувство вины, и почему, несмотря на деструктивность оно так широко распространено?

    Почему люди так держатся за самообвинение в ситуациях, когда они ни в чём не виноваты? Дело в том, что вина прикрывает беспомощность . Чувство вины закладывается в раннем детстве под влиянием особенностей психического развития ребенка с одной стороны и родительских воздействий с другой.

    Возраст 3-5 лет – это тот возраст, когда может сформироваться стойкое чувство вины как негативный внутренний регулятор поведения, так как именно в этом возрасте у ребенка возникает сама способность его испытывать, что его родители быстро обнаруживают и используют. Этот возрастной период предоставляет для этого подходящую почву.

    Чувство вины естественно возникает у ребенка в этом возрасте как психологическая защита от ужасающего чувства беспомощности и стыда связанного с переживаемым им в этот период крахом чувства своего всемогущества. Ребенок бессознательно выбирает вину, как меньшее из двух зол. Как если бы он бессознательно говорил себе «Я уже чувствую, что не все могу, это невыносимо, нет, это просто в этот раз не получилось, а вообще-то я это могу. Я мог, но сделал. Значит - я виноват. Я помучаюсь, и в следующий раз получится, если я постараюсь».

    При благоприятных воздействиях родителей ребенок постепенно принимает свое не всемогущество, преодолевает чувство вины и дилемма решается в пользу успешного развития творческой инициативы. При неблагоприятных воздействиях родителей у ребенка на долгие годы, а порой и на всю оставшуюся жизнь остается склонность испытывать чувство вины и ограничения на проявление творческой инициативы. «Груз» вины, который человек носит на себе с детства, и во взрослом возрасте продолжает мешать ему жить и общаться с людьми .

    Заметим, что хотя истоки хронического чувства вины лежат в основном в возрасте 3-5 лет, склонность испытывать чувство вины как защитный механизм может включаться и во взрослом возрасте, даже при относительно благоприятном детстве. Так, чувство вины является одной из обязательных форм проявления фазы протеста в процессе переживания значимой потери, в том числе серьезной болезни и смерти близких. Протестуя против чудовищности случившегося, прежде чем смириться со случившимся, принять свою беспомощность и начать горестное оплакивание, люди винят себя в том, что не сделали чего-то для спасения, несмотря на то, что это было объективно абсолютно невозможно. При благоприятном детстве такое чувство вины вскоре проходит. При наличии у человека детского комплекса вины , несуществующая вина за потерю может оставаться в душе человека на много лет, а процесс переживания травмы потери не завершается.

    Таким образом, вместо того, чтобы испытывать беспомощность и стыд в ситуациях, когда мы слабы и ничего не можем изменить, люди «предпочитают» чувство вины, которая является иллюзорной надеждой на то, что всё ещё можно исправить. Те неблагоприятные воздействия родителей, которые индуцируют и формируют постоянное чувство вины , фактически сводятся к прямым обвинениям и порицаниям , а также к упрекам и укорам . Подобное давление на чувство вины - это один из главных рычагов, которым родители пользуются как для формирования у него внутреннего регулятора поведения (который они путают с совестью и ответственностью), так и для быстрого управления ребенком в конкретных ситуациях. Индуцируемая вина становится своего рода кнутом, подстегивающим к действиям, к которым стремятся побудить ребенка родители, причем кнутом, подменяющим воспитание чувства ответственности. И родители к нему прибегают, как правило, потому, что сами были воспитаны точно так же и до сих пор не смогли избавиться от вечной собственной виноватости.

    Винить ребенка , по сути, неправильно . Он в принципе не может быть виноват в том, в чём его обвиняют родители, потому что он вообще не несёт ответственности за свои деяния и не способен ее нести. И взрослые легко перекладывают свою ответственность на ребенка. Например: ребёнка ругают или укоряют за то, что он разбил хрустальную вазу. Однако, очевидно, что когда в доме маленький ребёнок, родители должны убирать ценные предметы, это их ответственность. Если кто и отвечает за разбитую вазу, то родители, так как ребёнок еще не может соизмерять свои усилия, управлять своей моторикой, своими чувствами и побуждениями и, конечно же, не способен пока отслеживать причинно-следственные связи и последствия своих действий. Взрослые люди, непонимающие психологических особенности ребенка сначала приписывают ему способности, которых у него нет, а потом винят его за действия, совершенные из-за отсутствия, как за якобы преднамеренные. Например: «Ты нарочно не засыпаешь и не жалеешь меня, не даешь мне отдохнуть, а я так устала» или «Неужели ты не мог играть на улице аккуратно, теперь мне придется стирать твою куртку, а я и так устала».

    Хуже того, часто родители и другие взрослые предъявляют ребенку несправедливый ультиматум: «Если ты не признаешь, свою вину, я с тобой не буду разговаривать». И ребенок вынужден признавать несуществующую вину под угрозой бойкота (который для ребенка невыносим) или под страхом физического наказания.

    Давление на чувство вины - это манипулятивное воздействие, которое носит, безусловно, деструктивный характер для психики. До поры, до времени ребенок не способен критически оценивать то, что с ним происходит, поэтому все поступки родителей он принимает за чистую монету и, вместо того, чтобы воспротивиться разрушительному воздействию родительских манипуляций, послушно им подчиняется. И в результате всего этого он научается верить, что виноват, чувствовать свою вину за несуществующие прегрешения и, как следствие, ощущать себя всегда и всем должным .

    Такое необоснованное, как правило, неосознанное и непоследовательное давление родителей и других значимых взрослых на чувство вины приводит к путанице в голове ребенка. Он перестает понимать, чего же от него требуют - чувства вины или исправления ошибки. И хотя по воспитательному замыслу, предполагается, что, сделав что-то нехорошее, ребенок должен испытать чувство вины и тут же броситься исправлять свою ошибку, ребенок, напротив, усваивает, что испытать и продемонстрировать свою виноватость - это и есть достаточная плата за совершенный проступок. И теперь вместо исправления ошибок родители получают лишь виноватый вид, мольбу о прощении - «Ну, пожалуйста, прости меня, я больше так не буду» - и его тяжелые, мучительные, самоуничтожающие переживания своей виноватости. И чувство вины, таким образом, подменяет ответственность. Формировать совесть и ответственность гораздо труднее, чем чувство вины и требует не ситуативных, а стратегических усилий. Укоры и порицания - «как тебе не совестно!» «Как ты могла, это безответственно!» - способны вызывать только чувство вины.

    Совесть и ответственность требуют не порицаний, а терпеливого и сочувственного объяснения ребенку неизбежных последствий для окружающих и для него самого его действительно неправильных действий. В том числе с одной стороны про их боль, пробуждая не вину, а сопереживание, и с другой стороны, про неизбежное эмоциональное отдаление от него других людей, если он в дальнейшем будет так себя вести. И конечно не должно быть несправедливой критики ребенка за то, что он не мог контролировать.