Лев николаевич толстой рассказ птичка. Конспект урока на тему "Л.Н Толстой «Птичка»"


Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее", проведённого учителем начальных классов МБОУ КСОШ Топоровой А.В. во 2ᴮ классе по программе "Гармония"
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Задачи:

1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа , дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие: развивать воссоздающее и творческое воображение, развивать читательский и познавательный интерес, развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям , воспитывать наблюдательность, воспитывать интерес к рассказу, как к жанру.

Оборудование:

учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.
Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором.
Ход урока:

I. Орг. момент

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!
II. Настройка на урок

Урок литературного чтения. -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?
- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.
III. Подготовка к работе
1) Разминка речевого аппарата

Про перья пышные, про пух.
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно , затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
2) Подготовка к изучению нового материала

Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.

О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? СЛАЙД 3
"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы. СЛАЙД 4
1 ученик :

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".
2 ученик :

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3 ученик

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет. СЛАЙД 5
- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)
6) Работа в парах по характеристике Юры

Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

Что сестрёнка испытывает в этот момент?

А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?
-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

Какой же был Юра?
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества , которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
7) Составление плана рассказа

Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план) СЛАЙД 7

Придумайте название для каждой картинки.
- Составим план к этому рассказу.

1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

2ч. Просьба сестрёнки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет воды.

5ч. Совет мамы.

8) Работа с пословицами (в парах)

На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. СЛАЙД 8

Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

А какие хотели бы совершить?

Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.


Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?

Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»

Да! Да! Да!

Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9
VI. Домашнее задание

Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.
VII. Самооценка

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался
VII. Выставление оценок

Главному герою рассказа Толстого «Птичка», мальчику Сереже, дядя подарил на день рождения сетку для ловли птиц. Мама Сережи не одобрила такой подарок, но мальчику очень хотелось поймать птичку. Когда он поймал чижа, мама попросила выпустить птицу на волю, но Сережа оставил ее в клетке. И хотя мальчик обещал заботиться о чижике, на третий день он забыл поменять в клетке воду и питание.

Когда мама напомнила мальчику о том, что за птицей надо ухаживать, мальчик сделал все необходимое, но забыл закрыть клетку. Чижик вырвался на свободу. Он полетел в сторону окна, но сильно ударился о стекло и упал. Сережа отнес раненую птичку в клетку и начал плакать. Мама сказала ему, что чижику уже ничем не помочь. К утру птица умерла, и Сережа больше никогда не ловил птиц.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Птичка» заключается в том, что нельзя ради забавы лишать свободы птиц и зверей. Живые существа, родившиеся свободными, должны жить на свободе.

Рассказ «Птичка» учит всегда заботиться о домашних питомцах. Сережа, не послушав маму, оставил чижа в клетке, и вскоре перестал о нем заботиться. Сначала он забыл поменять птичке воду, потом оставил клетку открытой. В результате, птица погибла. Для Сережи гибель птички стала уроком на всю жизнь.

В рассказе Толстого мне понравилась мама Сережи. Она сразу не одобрила подарок в виде сетки для ловли птиц. Позже она уговаривала мальчика отпустить пойманного чижа. А когда мальчик оставил птицу в клетке, напоминала сыну о том, что о чижике следует заботиться. Если бы Сережа прислушался к мнению своей мамы, птичка осталась бы живой.

Какие пословицы подходят к рассказу «Птичка»?

Воля птичке дороже золотой клетки.
Красна птица пером, а человек — умом.
Без заботы и репу не вырастишь.